Что означают ноты и кто их придумал
Идею нотной грамоты разработал флорентийский монах и музыкант Гвидо д’Ареццо, проживавший в первой половине XI века. Он обучал монастырских певчих церковным песнопениям. Гвидо Аретинскийзаимствовал названия нот из старинного церковного гимна, посвященного святому Иоанну Крестителю.
• UT queant laxis
• REsonare fibris
• MIra gestorum
• FAmuli tuorum
• SOLve polluti
• LAbii reatum
• Sancte Ioannes
В переводе с латинского:
Как видите, первые шесть строк начинаются со слогов UT, RE, MI, FA, SOL и LA. Похоже на современные ноты, не правда ли? Пусть вас не смущает самый первый слог.
Он, конечно, неудобен для пения, и поэтому в XVII веке этот неудобный UT заменили на более мелодичное ДО, которое мы поем теперь. Есть вполне правдоподобная точка зрения, что название ноты ДО произошло от латинского слова DOMINUS, что значит – Господь. Другая версия приписывается итальянскому теоретику музыки Дж. Б. Дони.
Позднее появился ещё один новый звук, — Si, который был образован из первых букв словосочетания Sancte Iohannes (Святой Иоанн)
В последнее время в Интернете, в частности, на сайте Фейсбук, Вконтакте в разных группах и на стенах пользователей часто можно увидеть запись, в которой сообщается что полные названия нот такое:
Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.
Современная Ошибочная интерпретация названий нот!
Эта теория получила широкое распространение, так как подписчики верят, что случайный набор красивых слов имеет какое-то отношение к музыкальной грамоте. Однако эта информация в корне неверна.
Источник
Откуда появились названия нот в музыке и кто их автор.
Здравствуйте, дорогие читатели моего канала! Сегодня расскажу о том, откуда взялись названия музыкальных нот и когда это произошло.
Многие из нас кто ходил в музыкальную школу или просто брал частные уроки по музыки, знаю ноты и, даже их порядок «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си». Но откуда взялись непонятные названия нот, и что они могут означать. Давайте разбираться.
В средневековой Италии, примерно в IX веке, монах, преподаватель церковного пения по имени Гвидо Аретинский или как его еще называют Гвидо из Ареццо, придумал для своих учеников систему записи песнопения в виде специальных знаков, которые были отдаленно похожи на современные нотные знаки.
Кроме того Гвидо Аретинский изобрел музыкальные ключи, которые облегчали процесс записи и, соответственно, процесс чтения нот. В качестве обозначения ключей использовались латинские буквы.
Первоначально Гвидо предложил четырехлинейный нотоносец, а ноты были квадратными. Примерно через сто лет добавили пятую линейку, и нотный стан приобрел современный внешний облик.
Так же Гвидо Аретинский разработал для своих учеников название нот. Как известно перед тем как начать петь необходимо распеться. Так вот, за основу названия нот Гвидо взял первые слоги гимна Святого Иоанна, который является покровителем певцов.
Во так выглядит гимн Святого Иоанна в оригинале
Перевод примерно такой:
«Дай нам чистые уста, Святой Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний».
Каждая следующая строчка гимна, пелась на ступень выше предыдущей. В результате чего получились следующие названия нот: «Ут», «Ре», «Ми», «Фа», «Соль», «Ля» .
Как видим здесь еще нет ноты «Си», и ноты «До» тоже называется по-иному. Приблизительно через 500 лет первая ноты звукоряда получила название «До», вероятно по имени Dominis (Господь). К тому же «До» была более благозвучная чем «Ут».
Ноты «Си» образовалась из первых букв Sancte Ioannes (Святой Иоанн).
Вот появилась всем привычная система музыкальных нот и их названия.
Источник
Откуда что пошли названия нот
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Кто придумал названия семи нот и что они значат в переводе с латинского?
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, кто придумал нотную грамоту и почему именно До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си , и что вообще обозначают эти буквы?
Сегодня мы поделимся с вами интересной информацией о происхождении нот, и раскроем тайну их названия.
Изобретателем всемирно известной нотной грамоты считается монах Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо), живший в (ок. 990 — ок. 1050) года нашей эры.
Как и все прекрасное в те времена, нотная грамота зародилась близ Флоренции, небольшом городке в Тоскане — Ареццо.
Во Флоренции установлен памятник монаху:
Гвидо был учителем музыки и хорового церковного пения при разных храмах, он много путешествовал по Италии, встречался в Риме с Папой Иоанном XIX и много трудился над созданием музыкальной грамоты, которая стала бы общепринятой.
Однажды, стараясь придумать более легкий способ заучивания незнакомых мелодий для песнопения, Гвидо придумал систему сольмизации на основе акростиха молитвы к Иоанну Крестителю:
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes
(В переводе с латинского: «Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоанн»)
Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь).
Современная интерпретация названий нот выглядит так:
Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.
Благодаря авторитету Гвидо латинская буквенная нотация утвердилась как общепринятая в западной Европе и сохраняется до наших дней.
Помимо всего прочего, Гвидо принадлежит и огромная заслуга в прогрессе письменной части нотной грамоты. Во время выступления хора, Гвидо для указания нот использовал свою левую руку, сгибая суставы пальцев он указывал, какую ноту брать в то или иное время:
В последствии, Гвидо начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кругом, а не квадратом, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений.
Источник
Откуда взялись названия нот?
До, ре, ми, фа, соль, ля, си — это зашифрованная фраза
Кажется, что ноты, которые мы знаем, так всегда и назывались. Да и трудно сейчас представить себе их иные названия. До, ре, ми. Все кажется таким естественным.
Но ведь откуда-то взялись именно такие названия!
На самом деле их придумали в Средние века и вовсе не случайным образом. У каждого из этих сочетаний букв есть свое значение. А все вместе они скрывают зашифрованную фразу.
Авторство названий для нот приписывают монаху-бенедиктинцу Гвидо д’Ареццо (Гвидо Аретинскому), который жил на рубеже тысячелетий, в XI веке.
Фамилия его нам неизвестна, поскольку д’Ареццо — это что-то вроде прозвища. Так его стали называть после переезда в итальянский город Ареццо, где он завершил свою большую работу по реформе музыкальной нотации (начал он ее еще до переезда).
Именно он придумал так называемую сольмизацию — систему легкого запоминания нот при помощи распева. Для этой цели он использовал несколько слогов, которые являлись начальными в каждой отдельной строчке первой строфы гимна св. Иоанну «Ut queant laxis»:
Ut queant laxis
Re sonare fibris
Mi ra gestorum
Fa muli tuorum
Sol ve polluti
La bii reatum
Sancte Iohannes.
Перевод этого гимна таков:
Чтобы в полный голос
Смогли воспеть рабы
Твоих деяний чудеса,
Сними грех с [их] уст,
Святой Иоанн.
Слоги получились следующими: ut, re, mi, fa, sol, la (ут, ре, ми, фа, соль, ля).
Седьмую ноту «си» добавил уже в XVII веке музыковед Джованни Баттиста Дони. Название это он получил их последней строки первой строфы, сложив две первые буквы в словах S ancte I ohannes.
Он же заменил название первой ноты «ут» на привычное нам «до», не оставив никаких пояснений, почему. Позже исследователи предположили, что он просто взял первые две буквы своей фамилии.
Вот так и получился наш стандартный набор — до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Ваши лайки и подписка на канал помогут выходу новых статей!
Источник
Откуда пошли названия нот
Любому человеку, даже без музыкального слуха, знакомы названия семи нот. А кто учился в музыкальной школе — знают все тонкости про диезы, бемоли и прочее сольфеджио.
В раннем средневековье ноты записывались совсем по-другому. В упрощенной форме: галочками, запятыми и точками. Называлось это — «невмы».
Происходящего от латинского «neuma» — «кивок головой». Собственно, точных нот эти знаки не означали. Никакой высоты и длительности.
Хоровым исполнителям крайне сложно было «попасть» в ноты. Можно представить, как мучились их руководители.
Пока, вдруг, одному из них, монаху Ордена св. Бенедикта по имени Гвидо — не пришло в голову усовершенствовать нотную графику.
Однако, это вызвало недовольство среди братии. Новшество и его изобретателя восприняли враждебно. Ему пришлось переехать в город Ареццо.
Так в истории он стал известен, как Гвидо д’Ареццо или Гвидо Аретинский.
О днако, необходимо уточнить : хотя установлены два памятника (второй в Ареццо), в научных кругах есть мнение, что ему лишь приписывается реформа нотной записи. Тем не менее, продолжу.
Гвидо Аретинский предложил использовать линейный стан и записывать ноты цветными знаками, в зависимости от высоты. Позже число линий увеличилось, и значки стали походить на современные.
Для запоминания нот использовался Гимн Иоанну Крестителю, точнее первые слоги акростиха.
В 16 веке поправки к первой строке предложил сделать итальянский музыковед Джованни Баттиста Дони.
Заменить первый слог на Do. Что было сделано гораздо позже.
Источник