Отличие баяна гармони аккордеона

Чем отличается баян от гармони и от аккордеона

Содержание статьи

  • Чем отличается баян от гармони и от аккордеона
  • Как выбрать гармонь
  • Как выбрать губную гармошку

Гармонь

Любые виды ручных гармоник, которые не относятся к аккордеонам или баянам, называют гармонью. Гармони бывают удивительно разнообразны. Устроен инструмент следующим образом: имеются правый и левый полукорпуса, на каждом из них расположена клавиатура с кнопками или клавишами. Обычно левая клавиатура используется для аккомпанемента (там могут располагаться басы, аккорды или все вместе), а правая – для мелодии. Между полукорпусами находится мех, в который накачивается воздух, именно он и воспроизводит звук.

Ручная гармонь – очень древний инструмент. Мнения историков расходятся относительно того, где она была изобретена. Кто-то считает родиной гармони Россию, а кто-то – Германию. Ручная гармоника – прародитель и аккордеона, и баяна, хотя в современной классификации ее саму иногда относят к аккордеонам.

Аккордеон

Аккордеон – инструмент, у которого на правой клавиатуре расположен хроматический звукоряд, а на левой – басы и аккорды. Следует отметить, что понимание аккордеона несколько различается в русской и в мировой традиции. В России так называют только инструмент, у которого правая клавиатура имеет фортепианный тип. В мировой традиции к аккордеонам относят и гармонь, и баян.

Считается, что аккордеон появился из русской гармони, которую в 1829 году усовершенствовал немецкий мастер Демиан. Он и назвал инструмент аккордеоном, хотя в русский язык это слово попало не из немецкого, а из французского языка. Тем не менее, даже в настоящее время в России наиболее распространены аккордеоны именно из Германии.

Баян – это современная разновидность ручной гармоники. На правой клавиатуре у него располагается хроматический звукоряд, а на левой – басы и аккорды. Баяном его называют в России, а в западной традиции относят к кнопочным аккордеонам.

Различия между инструментами

Баян и аккордеон имеют одинаковую левую клавиатуру: это два ряда басов и три ряда аккордов. Но правые клавиатуры у них различаются: у аккордеона клавиатура выглядит, как у фортепиано, а у баяна это три ряда кнопок в хроматический гамме.

Гармонь легко отличить от баяна и аккордеона по следующим признакам. Во-первых, гармонь имеет тональность (как правило, указывается тональность мажорной гаммы). Дело в том, что обычно гармонь – диатонический инструмент, хотя бывают разновидности, имеющие небольшой набор хроматических звуков. Во-вторых, гармонь обычно имеет меньшие размеры и небольшой набор октав.

Существует множество видов гармоней, но в большинстве своем, они имеют один ряд басов и два ряда аккордов на левой клавиатуре. Правая клавиатура различается, в зависимости от вида гармони: обычно это два ряда диатонической гаммы, встречается три ряда хроматический (гармонь «хромка»), могут быть клавиши (саратовская гармонь), а бывает гармонь, где вместо правой клавиатуры всего три кнопки (гармонь тальянка). В общем случае, все ручные гармоники, которые не называются аккордеоном или баяном, относятся к гармоням.

Источник

Отличие между Аккордеоном, Баяном и Гармонью

Понятия Аккордеон и Баян путают многие. Некоторые, конечно, нарочно, Аккордеон из-за длинного названия знающие люди могут назвать Баяном, или, допустим, для обобщения группы аккордеонов и баяном всех их назвать баянами, но в большинстве люди просто не знаю разницы. Постараемся разъяснить разницу.

Начнем с того, что по общему мнению прародителем и того и другого является Гармонь, в простонародье “Гармошка”. Доподлинно не известна история возникновения самой гармошки, многие даже пытаются оспорить факт того, что гармонь – исходно Русский инструмент, просуществовавший не одно столетие.

В принципе, так оно и есть. Гармонь скорее пришла к нам из Германии в конце XVII века. Гармошку можно в трех словах описать для незнающего человека – Правая клавиатура, как правило в 2 ряда одноцветные кнопочки выпирающая их корпуса и левая клавиатура в виде небольших кнопочек, прямо на корпусе.

По середине меха. Да, описание далеко от совершенства, но цель этой статьи именно понять различие между инструментами, а не давать технически точное описание с точки зрения немузыкального звучания и так далее.
Рассмотрим Баян. Возникновение Баяна приписывают к 1880 году, изобрели его в Вене(Кстати, возможно и гармонь изобрели там же. И скорей всего это так).

Баян – это меховой инструмент. Главное его отличие от гармони – это крайне развитая левая клавиатура. Это развитость передаются не только количеством рядов, коих там пять (В современных серьёзных моделях – шесть), а звучанием. Первые два ряда есть прямое наследие гармошки – это есть просто басовые звуки.

Первый ряд создан исключительно для удобства, копирующий второй ряд, однако смещенный на пол-десятка звуков в низ. Второй – есть просто басы. А вот третий, четвертый и пятый ряд – это это мажорный, минорный и септаккордный аккорд, образованный от того баса, что стоит на той же “Строке” на втором ряду в левой клавиатуре.

Это очень удобно – одна кнопка есть целый аккорд из трех звуков! Таким образом, баян может звучать за целый оркестр без ущерба для играющего(Можно конечно играть симфонии и на балалайке, но надо быть виртуозом. На баяне без особых проблем можно сыграть несколько голосую мелодию). На современных моделях присутствует “кнопка”, которая переключает клавиатуру в одноголосный регистр, что запрещает звучать одну клавишу аккордами, однако значительно упрощает игру в несколько тем.

Правая клавиатура не перетерпела особых изменений, добавился лишь третий ряд, благодаря чему небольшой баян может вместить 4 или даже больше октав, что есть очень хороший результат для музыкального инструмента. В современных концертных моделях рядов пять, пятый и четвертый дублирует второй и первый. Я лично не вижу в этом удобства.

Аккордеон появился примерно в это же время и есть некоторая модификация баяна. Отличий два – первое это, безусловно, “Фортепьянная” правая клавиатура заместо кнопочной и немножко более удобный наклон относительно корпуса. Такая схема позволяет удобно играть большим пальцем, ну да тут на любителя, кому как больше нравится.

Второе отличие – это обилие так называемых “регистров” на инструменте, благодаря которым инструмент может звучать как скрипка, контробас, орган, ксилофон, и прочие инструменты. Это относится и к левой клавиатуре. Регистры существуют и на баянах, на концертных инструментах их много и они полноценны, но главное пристанище это средство звуковой выразительности нашло в аккордеоне.

Вот как то так.. Думаю, этой информации хватит чтобы отличить одно от другого. А уж зачем вам это, хотите ли вы узнать больше – думайте сами.

Источник

Чем отличается баян от гармони?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Баян и гармонь, очевидно, родственники, а вот насколько они близки, и какие принципиальные различия имеют, знают далеко не все. Есть и те, кто уверен: гармонь это и есть баян, просто название более народное. Но это не так. Прежде всего инструменты отличаются конструктивно. А вот то, что история их возникновения и развития тесно переплетены, правда.

Сравнение внешнего вида

Гармонь является язычковым клавишно-пневматическим инструментом, состоящим из двух, соединенных мехами, клавиатур. Благодаря нагнетанию мехами воздуха, и нажатию кнопок на клавиатуре, металлические пластинки начинают двигаться. Они колеблются под действием воздушной струи, и это рождает звук. Гармонь может иметь один, два или три кнопочных ряда справа и всегда только один слева. Правая клавиатура – это мелодия, левая – аккомпанемент.

Баяном можно считать усовершенствованную гармонь. У этого инструмента уже полный хроматический звукоряд справа, а слева – басы или готово-выборный (либо готовый аккордовый) аккомпанемент. Так как инструмент оснащен клавиатурой и встроенными регистрами, он может ловко имитировать другие музыкальные объекты, задействованные в симфоническом оркестре.

Что и говорить, если у концертного баяна звуковой диапазон равен 5 октавам и 6 полутонам. Таким богатством гармонь не может похвастаться.

Если присматриваться к клавиатуре сразу, то именно количество рядов слева и будет главным отличием инструментов. У гармони этот ряд скромно красуется без всяких соседей, а у баяна он всегда окружен ими. К тому же размеры тоже бросаются в глаза – гармонь будет поменьше. Хотя оба инструмента вариативны в своих размерах, есть детские баяны, которые могут быть меньше гармони.

Оценка клавиатуры двух инструментов:

  • в баяне белые клавиши идут вперемежку с черными (хотя встречается и одноцветная клавиатура, но реже), и на черных баянисту удается извлечь полутона, невозможные для гармони;
  • на левой клавиатуре баяна сразу видно огромное количество кнопок – до 100 в ученических инструментах и свыше 100 в профессиональных, у гармони такого количества нет.

Но обыватель редко с первого взгляда определит, что за инструмент перед ним. Если баян и гармонь поставить рядом, он увидит отличия, если нет – вовсе не обязательно. Инструменты родственны, когда-то баян стал новой гармонью, ее модернизированным вариантом, отсюда и такая путаница. Хотя музыканты, конечно, сразу скажут, где прячется разница, и почему она так значительна.

На чем легче играть?

После такого описания ответ, кажется, очевиден – на гармони. И спорить с ним было бы странным. Именно относительно простое устройство инструмента и привело к тому, что он стал абсолютно народным. К слову, гармонью его называют только в России, в других странах укоренилось название «гармоника». Первые попытки сделать русскую гармонику связаны с оружейником Тимофеем Воронцовым, но все же истинным родителем гармонии считают Ивана Сизова.

Купив на ярмарке пятиклапанную гармошку, он разобрал ее и попробовал сделать свой инструмент. И сделал, да еще и довел его до массового производства. Тула стала первым русским местом появления гармони, затем инструмент начал покорять Саратов, Нижний Новгород и другие города. Инструмент быстро полюбился людям: звучит и «нарядно», и пронзительно, освоить его можно на слух, а как он хорош для народных празднеств и гуляний.

Тульский (все та же богатая на таланты Тула) гармонист-любитель Белобородов решает усложнить конструкцию гармони, и вместе с мастером Чулковым в 1871 году делает двухрядный инструмент. А еще через 20 лет свет видит уже трехрядный образец, но в этом заслуга немецкого мастера Мирвальда. Наконец, в 1907 году Петр Стерлигов делает четырехрядную гармонь, и ему дают название «баян». Один инструмент породил другой – а все это благодаря стараниям народных самородков, которые видели возможность совершенства и шли к ней.

Ответ на вопрос, на чем играть легче, также на виду: коль так много людей осваивало гармонь, следовательно, даже не зная нотной грамоты, сделать это несложно. Если есть способности, действительно, несложно. Хотя и баян осваивают люди, не изучавшие сольфеджио. Что же до музыкантов, которые умеют играть на обоих инструментах, они отмечают, что между «научиться» и «развиваться» в игре огромная разница.

Да, на гармони играть будет проще, но если на пару месяцев перейти только на баян, могут возникнуть трудности с переходом обратно. Аппликатура (расположение пальцев) меняется, и нужно время, чтобы адаптироваться к прежней.

Другие различия

Разница касается главным образом устройства и возможностей собратьев. Как отличить баян от гармони:

  • музыкальные возможности баяна значительно шире, чем игровой потенциал гармони;
  • 5 рядов клавиатуры с правой стороны у баяна, безусловно, выигрывают у 1-3-х рядов гармони;
  • высота звука баяна зависит не от того, как движутся меха, а вот в гармони звучание и высотные характеристики задаются конкретно этим параметром;
  • баян дает возможность исполнять музыкальные произведения крупных форм (например, играть арии), чего гармонь делать не может;
  • главное отличие – звукоряд, у баяна он хроматический, у гармони – диатонический (если говорить проще, можно сравнить гармонь с пианино, и представить, что на пианино играли бы только по белым клавишам);
  • в баяне у каждого басового звука есть основные аккорды (минор, мажор, септаккорд), кнопки с этими аккордами находятся в одном ряду с басами, потому найти их будет легко;
  • гармонь для каждого звука имеет лишь один аккорд (только минор, или только мажор), лишь нота Ре имеет оба аккорда;
  • голосовые язычки баяна настраиваются в унисон, это значит, что они играют чистый тон, а вот в гармони между ними присутствует определенная разница, влияющая на окрас звука;
  • гармонь используется преимущественно как голос народной музыки, без полутонов, баян является более универсальным представителем.

В музыкальной школе дети учатся в основном по классу баяна. Гармонь же не столь популярный инструмент, ведь у нее нет тех концертных возможностей, какими обладает ее усовершенствованная разновидность.

Что лучше выбрать?

Ответить на этот вопрос можно, только зная и понимая цели выбора. Если хочется добавить еще один инструмент в актив освоенных, подойдет и тот и другой образец. Каждый по-своему интересен, обучение не будет скучным.

Если планируется играть на домашних посиделках, праздничных, аккомпанировать себе и близким во время колядования, например, или других народных праздников, гармонь будет более аутентична. Как и естественнее она выглядит в каком-нибудь народном любительском ансамбле. Если же инструмент выбирается ребенку, который должен получить музыкальное образование, с баяном будет проще.

Класс баяна должен быть в каждой музыкальной школе. Инструмент доступен, купить его проще (как новый, так и «с рук»). Благодаря баяну ребенок более глубоко вникнет в музыкальное устройство, нотную грамоту, сольфеджио. Он сможет выступать на концертах с разнохарактерными номерами.

Наконец, с баяном он сможет стать частью школьного оркестра, и иногда инструмент будет помогать имитировать ему другие оркестровые голоса. Гармонь – это колоритно, зычно, с народной удалью и красотой русского гуляния. Баян – это универсально, более сложно, богатый репертуар и расширение концертных возможностей открывают иные горизонты.

Перейти с одного инструмента на другой всегда возможно, это не будет чем-то, требующим невероятных усилий.

Источник

Оцените статью