Отличие гитар с нейлоновыми струнами

Выбор струн : нейлоновые струны или металлические?

Нейлоновые или металлические струны? Многие, играющие на гитаре когда-то прошли (или сейчас проходят) через сложную процедуру выбора струн.

Начнем с наиболее распространенных металлических струн. Они действительно прельщают гитаристов звонким звуком, отличным сустейном и, что главное, привычностью звучания. Но за все надо платить. Во-первых, боль в пальцах. Вы можете поспорить, что-де я могу играть часами, и ничего не будет. Я тоже так могу. Но речь-то идет об обучении. Я лично прекрасно помню, как болели пальцы после пяти минут игры (я учился на металле).

Существует много параметров, характеризующих струны. Основные — это толщина первой струны и усилие натяжения струны. Толщина бывает от 0,08 до 0,15 мм (или около того). На хороших струнах (D’Addario, La bella) должны быть написаны диаметры ВСЕХ струн и, желательно, усилие натяга (в килограммах). Эти числа важны. Экспериментируйте с разными типами и марками струн, не бойтесь ошибиться. Но хочу предупредить: слишком тонкие струны сложны в обращении. Они легко прижимаются, но их ОЧЕНЬ сложно настроить, и они могут фальшивить при сильном нажатии на струну между порожками.

Во-вторых, если Ваша цель — не простое бреньканье во дворе (для этой цели нейлон точно не подойдет), то попробуйте найти провессионального гитариста, играющего на металле (конечно, такие есть, но их мало). Дело в том, что мягкий нейлоновый звук прекрасно подходит для камерного исполнения. Да и вообще, скорость игры на нейлоне действительно выше, чем на металле.

Металлические струны менее подвержены старению чем нейлоновые струны. Если нейлон надо менять каждые два месяца, то металл служит шесть, и больше. Но здесь набо оговориться, что вообще первые две струны выходят из строя (т.е. перестают строить, изменяют окрас звука) намного раньше остальных, поэтому часто можно заменить их (только если запасные входят в комплект).

Сразу скажу: нейлоновые струны сложнее настроить, дело в том, что нужный тон просто приходится ловить, как блоху. К этому надо просто привыкнуть. Нейлоновые струны подходят для всех типов гитарной музыки, где нужны быстрые пассажи, тремоло, вибрато или просто переборы. Где необходим сочный звук шести струн одновременно, нейлон ложится на лопатки: металлические струны превосходны при игре боем.

Теперь пару слов о гитарах. Существуют гитары или только под нейлон, или только под металл. Другого не дано! Питерские старые гитары не в счет — они действительно подходили под оба типа струн, но звучание оставляло желать лучшего. Какие струны стояли при покупке (естественно, в магазине), такие и надо ставить при замене. Дело в том, что технически замена возможна, но какие будут последствия? Гитара может элементарно не строить, или у нее может изогнуться гриф (поверьте, и такое возможно), производитель плохого не пожелает.

В результате я все-таки посоветую учиться играть на нейлоне, а потом делать выбор. Ведь настоящему гитаристу перейти от одного типа струн к другому легче, чем начинающему.

Какие нейлоновые струны выбрать?

Типичный выбор гитариста-профессионала — нейлоновые струны сильного натяжения (High Tension) с посеребренной обмоткой. Начинающим гитаристам преподаватели обычно рекомендуют ставить струны нормального натяжения, играть на них легче, хотя тех нюансов звукоизвлечения, которые доступны на нейлоне сильного натяжения, на них не получить. Также можно посоветовать не устанавливать посеребренные струны на низкокачественные гитары. Особое внимание обратите на лады. Если шлифовка ладов оставляет желать лучшего, но хочется поставить все-таки нейлоновые струны, то оптимальный выбор — струны с медной (или на основе медных сплавов) оплеткой. «Проживут» они подольше, хотя звук у них изначально менее яркий.

При выборе «голосов» определяющим фактором является качество их обработки. Различают полированную и шлифованную (матовую) поверхность, каждая обладает своими «звуковыми» нюансами. Наибольше распространение получили полированные струны. Связано это с тем, что они издают меньше призвуков при быстрых пассажах.

Теперь — пара общих правил по общению со струнами:

1) Никогда не ставьте старые струны заново — это грозит обрывами и вечно расстроенной гитарой.
2) После установки струн дайте гитаре полежать хотя бы день (только предварительно настройте ее), чтобы струны растянулись. Сразу начинать играть не стоит — струны будут очень быстро расстраиваться — удовольствия будет мало.
3) Не играйте на гитаре грязными или сальными руками — струны портятся.
4) Периодически протирайте гриф Вашей гитары вместе со струнами — хуже не будет, а струнам приятно.
5) Если оборвалась струна, лучше заменить все шесть — все равно звучание новой будет выбиваться из общего фона.
6) Если гитара ВДРУГ перестала строить, не надо ее выбрасывать, просто попробуйте поменять струны на новые.

Информация предоставлена — сайтом Секреты музыканта, автор Изотов

Источник

Струны

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Алексей Зеленин
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 28 ноября 2002 г.

Традиционное мнение о «нейлоне» — это струны для начинающих, для тех, кто не хочет иметь мозоли на левой руке. Так ли это? В последние несколько месяцев в гитарных форумах Рунета старательно муссируются темы, касаемые нейлоновых струн. Мы решили написать собственный вариант саги о нейлоновых струнах, попутно ответив на большинство вопросов, задаваемых обычно в форумах. О материалах, о натяжении, о выборе струн и о многом другом.

Что такое нейлоновые струны?

Т ри первые струны («голоса» или «trebles») представляют собой калиброванную нейлоновую леску. Современная струна изготовлена из различных полимеров и сополимеров на основе нейлона. Сырье для производства струн изготавливается большими химическими концернами Kureha, Mitsubishi, Du Pont, Bayer и другими. Оно состоит из крошечных шаров. Для изготовления струнной лески сырье нагревают и пропускают через отверстия определенного диаметра. Нити протягивают по специальным роликам и охлаждают в соответствии со специальным термическим режимом, что придает им необходимую жесткость и упругость. В процессе изготовления леску пропитывают специальными компонентами, которые занимают место между молекулами нейлона и предотвращают поглощение воды струной, увеличивают прочность и долговечность мононити. Теоретически, цвет таких струн за счет добавок может быть абсолютно любым.

Три басовые струны («басы» или «basses») сделаны на мультифиламентной (состоящей из большого числа тонких нитей) крученой синтетической основе. Иногда эту основу называют Floss Nylon (нитяной нейлон). Традиционной обмоткой для них является посеребренная медная проволока. Серебряное покрытие толщиной в тысячные доли миллиметра улучшает звучание сравнительно глухой меди и очень приятно смотрится, однако со временем вытирается от прикосновений пальцев и «краснеет». Иногда в качестве материала обмотки применяют сплавы серебра и меди, где доля серебра составляет 30-40% и обязательно присутствует цинк, но это менее практично и более дорого, поэтому вариант с тонким серебряным покрытием в качестве компромисса устраивает всех — и музыкантов, и производителей струн. Используют и золото, но это еще дороже. Некоторые фирмы с успехом используют в качестве обмотки и другие медесодержащие сплавы, несколько уступающие в звучании посеребренной меди, но зато намного превосходящие ее своей долговечностью.

Натяжение нейлоновых струн.

Н атяжение гитарных струн на синтетической основе (для классической гитары) определяется исходя из сечений струн (как и для металлических струн). При этом различие в натяжении струн разного размера незначительно. Сей факт связан с тем, что мензура самого инструмента устоялась и составляет около 650 мм, а также с тем, что нейлон легче стали более чем в семь раз. Отклонение по диаметру лески для первых трех струн даже на 0,002 дюйма (0,05мм) уже не является существенным для натяжения струны, более важно контролировать неизменность диаметра отдельной струны по всей ее длине.

Несмотря на то, что различные нейлоновые струны имеет разный диаметр, толщины нейлоновых струн на упаковках западных производителей обычно не указываются. Вместо них используют следующую классификацию:

  • Normal/Regular Tension — нормальное натяжение;
  • High/Hard Tension — сильное натяжение;
  • Extra High/Extra Hard Tension — очень сильное натяжение.

Именно такие надписи (или их вариации) можно обнаружить на упаковке со струнами. Иногда вместе с классификацией по натяжению производители указывают на упаковках и набор толщин струн, входящих в комплект. Какую-то закономерность соотношения толщин и натяжения здесь сложно обнаружить, особенно если говорить о «голых» струнах. Для «чистого нейлона» (Clear/Crystal Nylon) толщина первой струны 0,028-0,029 дюйма обычно соответствует сильному натяжению. Ряд производителей предлагают в продажу гибридные наборы (например, басы — High Tension, голоса — Normal Tension), в этом случае толщины 1, 4 (2, 5 и 3,6) струн могут быть практически равны. Необходимо отметить, что натяжение (и толщина) струн на основе мононити сильно зависит от состава компонентов, используемых при ее изготовлении. Так, например, поликарбонатные добавки позволяют сохранить натяжение струны при уменьшении ее толщины (на упаковке это иногда отражается как Carbon).

Как натяжение струны отражается на ее звуке?

О бщее правило — чем сильнее натяжение, тем сочнее и громче звук, тем богаче его тембр. И, соответственно, чем тоньше струна при равном натяжении, тем более звонко она звучит.

На какие гитары можно ставить нейлоновые струны?

Н ейлоновые струны по своему натяжению изначально предназначены для установки на классических гитарах с вклеенным грифом (т.е. предполагается определенный уровень качества инструмента). Крепление грифа на винте сильно ухудшает звукопередачу инструмента, это одна из основных причин, почему отечественные фабричные гитары «не любят» нейлоновые струны. Для металлических струн это не так важно, они рассчитаны на более сильное натяжение, проблема же с высотой струн над грифом при этом полностью устраняется.

Несмотря на теорию, на практике многие владельцы отечественных фабричных инструментов все-таки ставят на свои гитары нейлоновые струны. В данном случае, определяющим фактором комфорта является высота струн над грифом гитары — расстояние между струнами и двенадцатым ладовым порожком. В случае применения нейлоновых струн это расстояние должно составлять 4,0..5,0 мм. В любом случае, при регулировке высоты необходимо следить за тем, чтобы нейлоновые струны при игре не дребезжали о ладовые перегородки — в противном случае высоту необходимо увеличить еще больше. Но это именно «особый» случай.

Также не рекомендуется ставить нейлоновые струны на гитары вестерн-типа (фолк-гитары) — они рассчитаны на более сильное натяжение металлических струн и вряд ли будут звучать.

Какие нейлоновые струны выбрать?

Т ипичный выбор гитариста-профессионала — струны сильного натяжения (High Tension) с посеребренной обмоткой. Начинающим гитаристам преподаватели обычно рекомендуют ставить струны нормального натяжения, играть на них легче, хотя тех нюансов звукоизвлечения, которые доступны на нейлоне сильного натяжения, на них не получить. Также можно посоветовать не устанавливать посеребренные струны на низкокачественные гитары. Особое внимание обратите на лады. Если шлифовка ладов оставляет желать лучшего, но хочется поставить все-таки нейлоновые струны, то оптимальный выбор — струны с медной (или на основе медных сплавов) оплеткой. «Проживут» они подольше, хотя звук у них изначально менее яркий.

При выборе «голосов» определяющим фактором является качество их обработки. Различают полированную и шлифованную (матовую) поверхность, каждая обладает своими «звуковыми» нюансами. Наибольше распространение получили полированные струны. Связано это с тем, что они издают меньше призвуков при быстрых пассажах.

«Даешь конкретные модели струн!», — скажете вы. Увы, выбор определенной модели нейлоновых струн — вопрос особо деликатный, поэтому, если у вас имеется другое мнение по этому поводу, просим высказать ваши мысли в комментариях. Тем не менее, для классической гитары мы рискнем порекомендовать следующие модели струн в ценовом диапазоне 120-150 рублей:


Virtuozo Classic
Американские Martin Strings, упаковываются в Новосибирске компанией STRUNA.RU
сильное натяжение, посеребреная обмотка

SAVA
Французские Savarez, упаковываются фирмой Господин Музыкант (г.Москва)
нормальное натяжение, посеребреная обмотка.

Все эти струны производятся за рубежом на известных фабриках, но упаковка производится у нас в России. Данные модели являются на сегодняшний день наиболее оптимальным выбором по соотношению цена/качество среди струн с посеребряной обмоткой.

Мы сознательно не упоминаем раскрученные «народные марки» вроде Savarez, Pyramid, D’Addario, La Bella и др. Дело в том, что цепочка посредников по этим струнам настолько велика, что стоимость этих струн в магазинах попадает в запредельный диапазон (выше 200 рублей), т.е. явно страдает соотношение цена/качество. Тем не менее, если у вас возможность покупать эти струны по дилерским ценам — пробуйте, среди струн этих производителей безусловно есть, что выбрать.

Как долго «тянутся» нейлоновые струны после установки?

Б еда подстерегает музыканта сразу после установки нейлоновых струн. Они «тянутся» настолько, что первые 1-2 дня игра на гитаре превращается в процесс перманентной настройки. В особых случаях (зависящих от производителя), процесс вытяжки может затянуться на больший срок. Чтобы струны перестало «вести» после установки, при первой настройке их необходимо растянуть посильнее. Обычно после установки струн гитару настраивают на 1-1,5 тона выше и ставят на стойку. Через пару часов настройку повторяют. Хотя, в принципе, следует знать о том, что любая перетяжка струны относительно нормального натяжения сокращает срок ее службы. Другой совет — при установке струн постараться, чтобы на колке оказалось как можно меньше свободных витков струны. Простейший способ достичь этого — «перехлестнуть» второй виток над первым, чтобы он его удерживал (что-то слегка похожее на то, как завязываются струны на подставке).

Как часто приходится менять нейлоновые струны?

К сожалению, нейлон — штука тонкая и недолговечная. Говоря о сроке службы струн с посеребренной обмоткой (4, 5, 6 струны), следует признать, что они недолговечны в силу своего устройства и их необходимо периодически менять. Особенно часто подводит четвертая струна — истирается покрытие, пробивается обмотка. Производители частенько вкладывают именно четвертую дополнительную струну в комплект нейлоновых струн. Но как показывает практика, реальной пользы это не приносит. При не очень активной игре посеребренные струны держатся несколько месяцев, постепенно превращаясь в «веревки». При активной игре (4-5 часов в день) такие струны живут 2-3 недели. Струны с медной (или на основе медных сплавов) оплеткой служат подольше, но звук у них изначально менее яркий.

Обмотка басовых струн сама по себе имеет ряд несовершенств. Во-первых, она деформируется в местах соприкосновения с ладами гитары, что уплотняет витки в этих зонах и мешает струне совершать правильные колебания. Также, она загрязняется при попадании пота от пальцев между витками обмотки струны. И, наконец, в процессе колебаний происходит постепенное отслоение обмотки от основы, а здесь достаточно даже микроскопических величин, чтобы струна потеряла свой первоначальный тембр и начала глохнуть. Почти всегда можно сказать, что чем богаче тембр басовой струны и чем она чувствительнее, тем меньше срок ее службы.

«Голоса» (1, 2, 3 струны) имеют больший срок службы. По сведениям, приведенным в американском журнале «Guitar World», струны без обмотки сохраняют тембр в среднем в 3 раза дольше.

Соответственно, менять нейлоновые струны рекомендуется либо полукомплектами (по три струны: все «басовые» или все «голоса»), либо весь комплект целиком. Отдельные струны менять не рекомендуется. Если это и делать, то только в самом начале срока службы комплекта. Не верите? Ради интереса попробуйте поставить одну новую четвертую струну вместо порванной старой после трех месяцев ее активной эксплуатации. Тембры басовых струн будут очень сильно различаться. И еще нюанс. Иногда изготовители (упаковщики) струн собирают комплект из полукомплектов от различных производителей. Скажем басовые струны — это Savarez, а три первые (чистый нейлон) — от другого производителя. Сие — нормальная практика. Поэтому не стесняйтесь экспериментировать, вполне реально менять струны полукомплектами от разных производителей, главное — чтобы производители находились в одной весовой категории. В России некоторые производители продают струны полукомплектами. Так, например, Martin Strings (под маркой Virtuozo) можно покупать полукомплектами на сайте struna.ru.

К сожалению, не каждый может себе позволить менять струны так часто, и многие гитаристы для продления жизни струн пользуются различными специальными очистителями для них. Среди прочих способов увеличения срока службы нейлоновых струн можно назвать следующие:

  • тщательно подходить к выбору струн (и производителя);
  • не перетягивать струны при настройке (исключая период растяжки струн);
  • следить за состоянием ладов вашей гитары;
  • не играть на гитаре грязными пальцами;
  • следить за ногтями (если вы используете ногтевой способ звукоизвлечения);
  • не «лупить» по струнам и не оттягивать их что есть силы от грифа;
  • после игры протирать нейлоновые струны с обмоткой от жира пальцев (водкой, спиртом, либо специальным очистителем).

Следует отметить, что срок службы струн сильно зависит от музыканта и манеры его игры, от того, насколько часто он моет свои руки, да и вообще, бережно относится к своему инструменту. Один мой приятель играет на нейлоне толстенным медиатором, экспрессивно оттягивает струны от грифа, делает бэнды на полтора тона — при этом умудряется «убивать» струны за 2 недели. С другим случилась иная беда — обмотка четвертой струны всегда «пробивалась» в одном месте на втором ладу. Он отнес гитару к мастеру, лад немного подшлифовали — струны стали жить больше.

Условия хранения нейлоновых струн.

Г ерметичная упаковка — залог здоровья струн. Обращайте на это внимание при их покупке. Повышенная влажность и температура пагубно отражается на состоянии струн — поверхность обмотки тускнеет, а нейлон впитывает влагу и меняет цвет. Впрочем, существует фактор, от которого нейлоновые струны не спасет ни одна герметичная упаковка. Это — мороз! Со слов одного дистрибьютера, пару лет назад к нам в Россию попала партия нейлона D’Addario, которая в процессе перевозки (или растаможивания) умудрилась перезимовать в контейнере. Естественно, пару раз успела быть подвергнутой термической обработке холодом. И вроде бы все прекрасно — внешний вид сильно не пострадал, но ставишь такие струны на гитару и понимаешь — что это уже не струны, а «веревки» — звук совершенно не тот, который ожидаешь.

Заключение

В ыбор нейлоновых струн — выбор ценителя. У «нейлона» есть свои несомненные достоинства: теплота звучания, множество тембральных оттенков, огромное количество нюансов звукоизвлечения. Но к нему нужно привыкать. Правда, привыкнув один раз, очень сложно от него отказаться. Не зря многие гитаристы-профессионалы имеют в своем арсенале гитару (не обязательно классическую) с нейлоновыми струнами. Al di Meola, например, играет на нейлоне медиатором, использует подтяжки. Неужели кому-то покажется, что он играет «пластмассово»?

Источник

Оцените статью