Отличие клавира от фортепиано

Фортепиано (фортепьяно)

Популярные в конце XVII века клавесин и клавикорд претерпели ряд принципиальных конструктивных изменений. В результате произошло возникновение нового инструмента – фортепиано, обладающего великолепными техническими возможностями, обширным диапазоном звучания, тембровой выразительностью. В советские годы пианино было почти в каждом доме, игре на нем обучали в музыкальных школах, а умение играть на фортепиано считалось частью хорошего образования.

Что такое фортепиано

Музыкальный струнный ударно-клавишный инструмент – так классифицируется фортепиано. Он появился более трех столетий назад, по прошествии времени не теряет актуальность, используется, как сольно, так и в сопровождении оркестров.

Старинное название фортепиано – клавир. До изобретения инструмента существовали и другие ударно-клавишные струнные виды – клавесин и клавикорд. Объединяет их то, что все они состоят из корпуса и внутреннего ударно-струнного механизма. Клавесины и клавикорды утратили свое значение из-за негромкого затихающего звука, недостаточно динамичного звучания, невозможности менять громкость.

Устройство

В элегантном корпусе инструмента прячется «начинка», отвечающая за звукоизвлечение. На тяжелой чугунной раме располагаются колки. На них натягиваются струны. Под струнами располагаются штеги. Взаимодействуя с резонансной декой, они усиливают струнные колебания, звуки воспроизводятся громко с выразительным тембром.

Фортепьяно имеет клавиатуру из 88 клавиш-полутонов. Под ней располагаются две или три педали. При нажатии правой педали происходит неразрывное звучание «legato». При нажатии средней педали музыкант удерживает избранные демпферы, а левая педаль используется для ослабления звука.

Конструкция фортепиано сложная. Но, благодаря ей, инструмент имеет богатые выразительные возможности и диапазон звучания целого оркестра. Звукоизвлечение происходит, когда пианист ударяет по клавишам. В это время деревянные молоточки, обтянутые войлоком, ударяют по струнам. В нижнем регистре «работает» одна струна, в среднем и верхнем молоточки ударяют сразу по двум или трем.

Диапазон звучания инструмента семь с четвертью октав от «ля» субконтроктавы до ноты «до» пятой октавы. Наиболее популярны две основные октавы – малая и первая. Контроктава представлена тремя самыми низкими нотами, а пятая – всего одной самой высокой нотой.

Вес пианино внушительный – 250-350 килограммов. Некоторые концертные экземпляры весят около полтонны.

История

Далекий предок фортепиано – монохорд. Этот инструмент использовался в Древней Греции во времена Пифагора. Представлял собой узкий длинный деревянный ящик с натянутой над ним струной. При помощи специальной подставки, которую музыкант передвигал по длине, извлекался звук разной высоты, воспроизводимый молоточками.

Со временем струн стало больше, ящик увеличился в размерах, появилась клавиатура. Нажатием клавиш приводились в движение тангеты – пластинки из металла. Конструкция получила название клавикорд от сочетания латинских слов «clavis» и «chorde», которое означает «клавиша» и «струна». В 17 столетии он был украшением гостиных и музыкальных салонов, являлся роскошью, украшался позолотой, перламутром, драгоценными камнями.

В это же время происходило создание и развитие другого предшественника фортепиано – клавесина. От клавикорда он отличался длиной струн, вследствие чего и имел другую форму, которая позднее перешла к роялю. На струны воздействовали щипковые язычки из птичьих перышек. Звук, извлекаемый таким способом, был мощным, но невыразительным.

В начале 18 века итальянский мастер Бартоломео Кристофори изобрел новый инструмент, в механизм которого заложил все составляющие современного фортепиано: демпфер, молоточек, шультер, шпиллер. Его создание стало началом происхождения пианино.

Первое фортепиано миру представил американский изобретатель Дж. Хаккинс в 1800 году. Через год конструкцию усовершенствовал другой мастер М. Мюллер, добавив к ней педали. Выглядело пианино не так, как сегодня. Фортепиано в том виде, в каком мы привыкли видеть его сегодня, появилось только в 19 веке. В это время он стал популярным и в России. В Петербурге работало несколько десятков мастеров, развивалось фабричное производство.

Разновидности фортепьяно

Пианино и рояль – два вида одного инструмента с разными конструкционными особенностями. Их строение отличается расположением струн. Пианино – разновидность фортепиано, у которой они лежат перпендикулярно клавиатуре, у рояля – в одной плоскости с ней. Поэтому размеры рояля больше, звук громче, насыщеннее.

Отличаются типы инструмента и количеством педалей – у пианино их две, а у более крупного представителя ударных струнно-клавишных – три. В семействе фортепиано эти инструменты называют «младшим» и «старшим» братьями.

Пианино имеет меньшие габариты, является инструментом для домашнего или камерного музицирования, «старший брат» – для концертного. В свою очередь пианино и рояль имеют разновидности, которые отличаются размерами.

Игра на инструменте

Овладение инструментом – сложный, долгий, кропотливый процесс. Поэтому обучение игре на фортепиано начинается с раннего возраста. Среди выдающихся пианистов прошлого века выделяются Артур Рубинштейн, Сергей Рахманинов, Святослав Рихтер. В современной музыкальной культуре место непревзойденного виртуоза занимает Денис Мацуев.

Инструмент позволяет реализовать многогранные задачи в музыке. Он используется для аккомпанемента сольным вокальным исполнителям. Широко распространены концерты для фортепиано с оркестром. Используются рояль или пианино и в камерных ансамблях в сочетании со струнными или духовыми инструментами.

Интересные факты

  1. До 50-х годов прошлого века клавиши фортепьяно изготавливались исключительно из слоновой кости. Позднее их заменили на пластиковые и деревянные.
  2. Японская игрушечная корпорация выпустила мини-пианино шириной всего 25 сантиметров. Это полностью функциональная модель. Она выглядит реалистично, а строение конструктивно правильное, настрой точный. Клавиши пианино всего полсантиметра в ширину.
  3. В советское время фортепиано было признаком самодостаточности, статусности, особого отношения к культуре. Его дарили за заслуги перед государством. Такой подарок после полета в космос получил Юрий Гагарин.
  4. На одном из концертов пианист-виртуоз Денис Мацуев настолько рьяно играл на инструменте, что у рояля сломалась ножка, а сам музыкант повредил палец.
  5. Особое отношение к пианино проявляли техасские ковбои. Даже во время перестрелок, которые часто случались в салунах, пианист продолжал играть, а даже самые отъявленные негодяи не осмеливались стрелять в музыканта.
  6. Рояль «Challen» – самый габаритный концертный инструмент. Весит знаменитый экземпляр более полутоны, длина корпуса составляет 3 метра 30 сантиметров.
  7. В истории аукционов отмечен рояль, проданный за баснословную сумму – 2,1 миллиона долларов. Он принадлежал Джону Леннону.

Фортепиано – универсальный инструмент с беспрецедентной популярностью, открывающий многогранное звучание. Для него написано бессчетное количество произведений, а музыкальная литература по художественному значению и ценности граничит с симфонической. Пианино используется в концертах, написанных для фортепиано, но и находит применение в джазовой музыке, применяется для сопровождения вокальных партий.

Источник

🎼Рояль, клавесин, клавикорд — это одно и тоже?

Рояль, клавесин и клавикорд — это все клавишные инструменты. Но сам принцип извлечения звука, а значит и сам звук сильно различаются. Давайте же разберем в отдельности как устроен каждый инструмент

Рояль

Рояль многие видели и знают, как он выглядит и как звучит. У него самое сложное устройство механизма извлечения звука. Вот как он работает при нажатии на клавишу.

Именно потому, что механизм имеет такое сложное устройство, рояль под пальцами разных исполнителей звучит по-разному. На рояле можно делать десятки самых разных оттенков звука, что в совокупности с педалями, коих на роялях три, открывает поистине безграничные возможности.

Недаром многие композиторы писали свои симфонии и оперы именно для рояля, а затем уже расписывали для каждого инструмента оркестра. Ведь на рояле можно сымитировать звучание почти всех инструментов симфонического оркестра

Играет Даниэль Баренбойм

Клавесин

По форме очень похож на рояль и используется в оркестре до сих пор. А вот сам механизм передачи усилия с клавиши на струну совершенно другой. Здесь клавиша толкает специальные палочки, на концах которых есть крючки, которые при движении как бы подцепляют струну. Поэтому при игре на клавесине можно услышать характерных металлический звук. Раньше эти крючки были из гусиного пера.

При игре на клавесине не получится изменить громкость звука. Для этого придется перескочить на другую клавиатуру. Таких клавиатур может быть три, и все будут иметь разную силу звука. Звук у клавесина пронзительный, звенящий, бряцающий

Послушаем звучание клавесина. Играет Гленн Гульд.

Клавикорд

Этот клавишный инструмент уже не используется. Однако до широко распространения рояля он использовался повсеместно, обычно как домашний инструмент, потому что имел небольшие размеры. Но и звук у него был слабый.

Клавикорд по своей сути усовершенствованная лютня. Поэтому звук
чем-то похож на звук гитары.

Клавикорд устроен проще всего — здесь на другом конце клавиши расположен молоточек — тангент, который при нажатии, как на качелях на детской площадке, ударяет по струне.

Несмотря на простое устройство, на клавикорде можно извлечь намного больше разных звуковых оттенков. Но, из-за того, что звук тихий, клавикорд со временем перестал использоваться.

А вот так звучит этот инструмент.

Источник

Фортепиано и пианино: одно и то же или разные инструменты? Разбираемся с вечным вопросом.

Привет всем любителям музыки! Давненько меня здесь не было, но пора навёрстывать упущенное и посвящать вас в обширный мир звуков, нот, голосов и вообще всего того, что связано с её величеством музыкой!🎶

Многие люди, не углубляющиеся особо в инструментальную терминологию, думают, что пианино и фортепиано это, собственно, один и тот же инструмент. Ну, такая махина деревянная с клавишами, на которой собачий вальс можно играть:)

На самом деле, всё обстоит немного по-другому и фортепиано с пианино не синонимы, как кажется большинству из непосвящённых. Да разверзнутся тучи и прольётся истина!✨

Давайте все дружно сейчас переместимся в прошлое и углубимся в историю. Да-да, это необходимо, чтобы потом слыть в обществе за грамотного человека с широким кругозором. В 16-17 в., когда популярен был такой музыкальный инструмент, как клавесин, музыканты хотели при игре воспроизводить больше эмоций, разнообразных штрихов и красок. Но клавесин не мог, в силу механизма своей воспроизведения, играть произведения с разнообразной громкостью. Амплитуда щипка струн всегда была одна и та же. Тогда музыкальные мастера прошлых лет разработали уникальную систему повышения и понижения громкости, благодаря чему при совершении нажатия на клавишу с определённой силой, можно было получить определённый звук — громкий либо тихий.

Источник

Пианино и фортепиано: один и тот же инструмент или два разных?

Распространено мнение, что слова фортепиано и пианино являются синонимами. Однако на самом деле это заблуждение. Давайте же разберемся, в чем отличие.

История фортепиано началась в 1709 году, когда мастер Бартоломео Кристофори при дворе герцога Фердинанда Медичи показал новый инструмент гостям. Он поразил гостей совершенно новым звучанием, в сравнении с тогда уже распространенными клавесинами и клавикордами. Оно появлялось благодаря новым системам резонирования и молоточковым механизмом.

Итак, фортепиано- это класс инструментов, имеющих клавиши и молоточковую механику. Звук извлекается ударом молоточка по струне и зависит от удара по клавише. Сильный удар — громкий звук (forte), слабый удар — тихий (piano), отсюда и название.

К классу фортепиано относятся два инструмента: рояль и собственно пианино. Другими словами, всякое пианино-это фортепиано, но не всякое фортепиано-пианино (ведь есть еще рояль).

Отличия пианино от рояля

В рояле струны, вся механика и дека (резонирующая поверхность) расположены горизонтально, именно поэтому он имеет более внушительные размеры, в отличие от пианино. Его важная особенность — открывающаяся крышка, которая дает более богатый звук.

Для пианино же характерно вертикальное расположение механизмов, поэтому имеет большую высоту, чем рояль, а также может прислоняться вплотную к стене.

Кроме того, струны рояля лежат в одной плоскости с клавишами (на пианино-перпендикулярно), они более длинные, что обеспечивает более насыщенное звучание. Как правило, рояль имеет три педали, пианино — две.

Главное различие в предназначении инструментов. Пианино больше подойдет для домашнего использования и не будет сильно мешать соседям, а рояль – для концертного, больших залов.

Источник

Чем отличается фортепиано от клавира

Клави́р (нем. Clavier, Klavier , от фр. clavier — «клавиатура») в Германии и землях, находившихся в сфере германского культурного влияния (Австрии, отчасти в Швейцарии, Чехии, Польше, Дании, Швеции) в XVII—XVIII веках, — общее название клавишных музыкальных инструментов — клавикорда, клавесина, фортепиано, органа и их разновидностей.

Пример такого словоупотребления — три сборника «Клавирных упражнений» (Clavierübung; 1731, 1735, 1739) И.С. Баха.

С конца XVIII века словом «клавир» принято называть только фортепиано. Производным от последнего значения является современный термин «клавирист», которым называют музыканта-аутентиста, исполнителя на старинном фортепиано (хаммерклавире).

Другие значения [ править | править код ]

Словом «клавир» также обозначается «клавираусцуг» — переложение партитур оркестровых и вокально-оркестровых произведений (симфоний, концертов, опер, ораторий и т. д.) для одного фортепиано или для вокалистов и фортепиано.

У этого слова два значения. Одно — общее название всех клавишных инструментов. Им пользовались раньше, в основном до XIX века, когда были распространены клавесины, клавикорды, клавицимбалы, спинеты. Позднее, когда был изобретен рояль, общим названием для рояля и пианино стало фортепиано. Это слово передает то главное качество, которым рояль и пианино отличаются от клавесина и его современников — на них можно менять динамику звука, играть то громче (форте), то тише (пиано).

А слово клавир осталось в другом значении. Это — сокращение длинного немецкого слова клавираусцуг (Klavierauszug — дословно извлечение для клавира). Так называются переложения для фортепиано оркестровых и симфонических произведений, опер, балетов, оперетт. Постепенно для удобства вторую половину этого чересчур длинного слова произносить перестали, и теперь в нотном магазине вы может услышать: «Покажите мне, пожалуйста, клавир «Пиковой дамы»». «А клавир «Лебединого озера» к вам не поступал?» Определение «клавирная музыка» означает, что имеется в виду музыка, написанная для любых клавишных инструментов, чаще всего — предшественников рояля. В наше время она, как правило, исполняется на фортепиано.

Музыкальный словарь в рассказах
Печатается по материалам одноименной книги Л. Михеевой (Москва, «Советский композитор», 1984)

Вопрос «чем отличается фортепиано от пианино» далеко не так прост, как кажется на первый взгляд. Ошибкой будет как считать эти слова синонимами, так и думать, что это совершенно разные вещи.

Немного истории

Чтобы понять, с чего всё начиналось, давайте обратимся к историческим фактам. Датой появления в истории клавишных инструментов называют 1709 год: тогда мастер Бартоломео Кристофори при дворе герцога Фердинанда Медичи показал новый инструмент гостям.

В отличие от распространённых тогда клавесинов и клавикордов, новый инструмент поразил на приёме гостей герцога совершенно новым и необычным звучанием. Оно было связано с новыми системами резонирования и молоточковым механизмом: всё это используется и по сей день.

Инструмент поражал мощным форте и нежным пиано. Бартоломео назвал его «Gravicembalo con piano e forte» – что похоже на название «фортепиано» сегодня. Инструменты со временем эволюционировали, и в 1716 и 1717 появились другие виды механики. Эволюционируют они и до сих пор.

Важные отличия пианино от фортепиано

Общий ответ на заданный в первом абзаце вопрос будет звучать так. «Фортепиано» – это класс инструментов, а «пианино» — конкретный клавишный инструмент с вертикальной декой. Иными словам, всякое пианино – это фортепиано, но не всякое фортепиано – пианино.

Общим у них всех можно назвать способ извлечения звука с помощью клавиш, струн и молоточков. Причем, чем сильнее вы нажимаете на клавиши, тем громче будет звук. У всех акустических фортепиано есть дека в том или ином виде (горизонтальная и вертикальная), 2 или 3 педали и крышка, чья позиция отвечает за «звонкость».

Чем рояль отличается от пианино?

Кроме пианино, распространение получил и рояль с формой корпуса типа «крыло», который тоже относится к классу фортепиано, но является инструментом гораздо больших габаритов, веса и, собственно, более богатого звука. Именно последнее является причиной того, что рояли почти всегда устанавливают в концертных залах и часто – даже в каких-то кафе, где бывают «живые» выступления.

Обычно у акустических инструментов есть три положения крышки, что вы можете увидеть на концертах: когда рояль солирует, крышку полностью открывают, когда рояль аккомпанирует, крышку могут полностью закрыть или оставить в положении «чуть приоткрыто».

Но это не единственное отличие роялей: они отличаются по используемым материалам, по настройке струн, по клавиатуре и, наконец, по бренду и цене. Цена рояля может быть от сотен тысяч до десятков и даже сотен миллионов рублей.

И тут история отдельно взятых инструментов играет роль: к примеру, рояли «Steinway and Sons», признанного авторитета производителей роялей, стоят от 2-4 млн рублей. И это ещё далеко не самые дорогие инструменты, бывают и те, что стоят больше миллиона долларов (!). Кто из нас не слышал о таких известных именах как Bösendorfer, Fazioli, Petroff, Seiler или August Forster?

Также в последние годы было создано так называемое подготовленное (или препарированное) фортепиано.

Звук в таком инструменте (обычно это акустический рояль) создается с помощью разных предметов, которые помещаются между струнами или на молоточки. Звук в итоге получается совершенно неповторимым – совмещая фортепианное звучание с перкуссионным.

Чем отличаются цифровые инструменты от акустических?

Все вышесказанное в теории можно применить и к цифровым инструментам. Но с определёнными оговорками, которые можно относить к каждому типу инструмента отдельно.

К примеру, именно электронные пианино чаще всего (если не всегда) изготавливают в уменьшенном форм-факторе: поскольку вся «начинка» электронная, то нет смысла создавать большой корпус, ведь он не резонирует при игре, в него просто помещаются «мозги» устройства.

Если мы имеем дело с синтезатором или даже клавиатурой на 76/88 клавиш с молоточковой механикой, то здесь даже похожего корпуса нет: электронные «мозги» отвечают и за струнный, и за демпферный резонанс, а также содержат множество других функций, приближающих электронный инструмент к акустическому по звучанию.

Причем чаще всего в таких электронных пианино и синтезаторах сэмплируется какой-либо очень дорогой и именитый рояль, который мало кто может себе позволить.

Практически то же можно сказать и про цифровые рояли: чаще всего (что справедливо для самых недорогих цифровых роялей) их изготавливают в уменьшенном форм-факторе, где форма рояля сохранена лишь наполовину. Но есть инструменты и в полноразмерном корпусе–«крыле», как правило, это самые дорогие инструменты, стоящие не один миллион рублей.

Кстати, именно различия в звуке рояля при разных позициях крышки стало причиной того, что в цифровых фортепиано даже есть отдельная настройка, имитирующая закрытые и открытые на каких-то позициях крышки, не говоря уже о других «имитирующих» функциях.

А сейчас мы расскажем про несколько экзотических инструментах класса фортепиано.

Фортепиано-жираф

На заре создания пианино рынок также увидел такую экзотику (тогда она была таковой как для «нас», так и для «них»), как «фортепиано-жираф»: он был распространён в конце XVIII – начале XIX веков.

Его внешний вид напоминает рояль с декой, расположенной над клавиатурой под углом 90 градусов: создатели пытались достичь «горизонтальной компактности», сделав инструмент высоким. Фортепиано получилось очень громоздким и с очень слабым звуком, который даже до пианино не «дотягивал». Как предмет интерьера, «жирафа» разукрашивали в стиле «ампир».

История появления этого инструмента не менее занимательна, чем его внешний вид.

Однажды египетский паша Мухаммед Али решил подарить королю Франции Карлу X жирафа в надежде на улучшение дипломатических отношений. Подарок более чем странный: ведь тогда еще жирафов не было в Европе.

Подарок пришелся ко двору, жирафы, как сейчас говорят, стали хайпом: их изображали на предметах интерьера и одежды, дамы придумали «прическу-жираф», поэтому название для такого необычного инструмента напрашивалось само собой.

Прозрачный рояль

В отличие от «фортепиано-жирафа», прозрачный рояль уже относится к технике современности: его произвела знаменитая компания-производитель Kawai, и управляется одна из его модификаций по iPhone или iPad. Выполнен он не из стекла, а из акрила и стоит в районе 8 млн рублей.

Помимо более дешевого акрилового рояля, Kawai предлагает и хрустальный рояль, который по праву считается самым дорогим роялем в мире. На прошедшем в 2008 году аукционе неизвестный покупатель заплатил за него 3,22 млн долларов (почти 200 млн рублей).

Но это не единственный инструмент такого рода. К примеру, известный производитель акустических роялей Blüthner выпустил свой самоиграющий рояль, который тоже не уступает по звуку более именитым акустическим аналогам.

Футуристическое позолоченное фортепиано

Назвать этот инструмент «пианино» язык не поворачивается. Фортепиано под названием Galaxy было выпущено компанией Galaxy Instruments, базирующейся в ОАЭ, и стоит 1.36 млн долларов (более 80 млн рублей).

Оно поражает не только совершенно уникальной формой и ценой, но и материалами: корпус создан из позолоченного (золото 24 карат) стекловолокна, у него автоматическая крышка, а перевозка в страну будущего покупателя может производиться только на специальном самолете.

Источник

Оцените статью