Отличия баяне или кнопочный аккордеон

Чем отличается баян от аккордеона: устройство, клавиатура

Баян, аккордеон, гармоника… Для людей неискушенных, далеких от музыки, между этими инструментами нет никакой разницы: и то гармошка, и это гармошка. Такие люди могут спокойно прийти в магазин музыкальных инструментов и, указывая на аккордеон, попросить: «Дайте мне вот эту гармонь!» Аккордеонистов они путают с баянистами, а тех и других – с гармонистами.

А между тем различия есть, и довольно существенные. Но чтобы понять, чем отличается баян от аккордеона, нужно сказать несколько слов об их общем прародителе.

Гармонь – двоюродная сестра варгана

Все гармони, так же как баяны и аккордеоны, относятся к язычковым музыкальным инструментам. Поскольку у них есть клавиатура, то их одновременно считают и клавишными, точнее клавишно-пневматическими. Но все же главная примета, отличающая любую гармонь, – это язычок, гибкая стальная пластинка, при вибрации которой и получается звук. В разных инструментах язычок приводится в движение по-разному. Например, на варгане играют, прижимая его к зубам и одновременно ударяя по язычку пальцами, а резонатором здесь служит рот. Раскрывая его поуже или пошире, можно получать звуки разного тембра.

Читайте также:  Грин грей стереосистема аккорд

Как устроена гармонь?

У гармони язычки колеблются в потоке воздуха, который нагнетает исполнитель, сжимая и растягивая мех. Они закреплены на металлических планках с прорезями, через которые и проходит воздух, и бывают разных размеров: одни массивнее и больше – эти язычки дают более низкие звуки, другие полегче и поменьше – здесь звуки получаются более высокими.

На каждой планке с двух сторон закреплено два язычка, разделенных кожаным клапаном таким образом, что при сжатии меха вибрирует только один из них, а при растяжении – другой. Соответственно, и прорезей, которые перекрывают язычки, тоже две.

Для усиления звука служат воздушные камеры — резонаторы, к которым прикрепляются планки. Эти резонаторы деревянные (как правило, еловые). Вместе с планками они собраны в блоки, которые устанавливаются внутрь корпуса гармони на деку – особую перегородку с отверстиями. Резонаторные блоки расположены с той стороны деки, которая ближе к меху, а со стороны корпуса находятся клапаны для подачи воздуха. Эти клапаны соединены с кнопками и прикрыты решеткой.

При нажатии кнопок клапаны открываются, воздух проходит через деку, и язычки колеблются, создавая звук.

Иногда размеры язычков на звуковых планках, а значит, их музыкальный тон, могут отличаться. Поэтому все гармони делятся на две большие группы: в одной язычки на «входе» и «выходе» одинаковые, самая знаменитая гармонь такого типа – хромка. Во второй группе эти язычки различаются, что дает звуки разной высоты. К этому типу относятся такие гармони, как тальянка (искаженное «итальянка»).

Отличия левой и правой клавиатур

Кнопки левой клавиатуры располагаются на самом корпусе. Она предназначена для аккомпанемента. Нажатие одной кнопки на ней открывает сразу несколько резонаторных камер, и звучит целый аккорд.

На правой клавиатуре играют саму мелодию. Здесь кнопки находятся на грифе, прикрепленном к корпусу, и снабжены металлическими рычагами, уходящими к клапанам. Они расположены в один или несколько рядов (отсюда названия «однорядка», «двухрядка» и т. д.). Нажатие одной кнопки открывает только один резонатор – и поэтому звучит одиночный чистый музыкальный тон.

Первые ручные гармоники

В 1783 году чешский мастер Киршник, проживавший в Петербурге, открыл новый (как ему казалось) способ извлекать звуки – при помощи металлических язычков. В 1821 году берлинский мастер Бушман на основе этого способа создал губную гармонику, а в следующем году попробовал присоединить к ней мех. В 1829 году венский изобретатель Кирилл Демиан придумал инструмент, который он назвал аккордеоном, потому что левая клавиатура его была такой же, как у современных гармоник, – аккордовой: нажатие одной кнопки давало целый аккорд. Впрочем, правой клавиатуры у этого инструмента еще не было.

Приблизительно в 1830-е годы новинка проникла в Россию, обзавелась там простецким именем – гармошка — и завоевала большую популярность.

От гармони – к баяну и аккордеону

Но музыканты сразу заметили, что у простых гармоней есть и недостатки. Например, у них ограниченный звуковой диапазон (мало октав). Как правило, они имеют только одну тональность, и бывают либо мажорными, либо минорными.

Поэтому уже скоро встал вопрос об изобретении такого музыкального инструмента, который имел бы достоинства гармони, но при этом обладал бы обширным звукорядом и равномерно темперированным музыкальным строем (т. е. таким строем, где каждая октава делится на 12 математически равных полутонов). Этот строй применяется в академической музыке уже несколько веков. Другое его название – «полный хроматический звукоряд».

На протяжении 19-го века различные фирмы и мастера в Европе и в России работали над усовершенствованием гармони. К левой клавиатуре добавилась правая, появились различные прообразы баяна и аккордеона с фортепианной клавиатурой – среди них «рояльная гармошка» из города Ельца и хроматическая гармоника Николая Ивановича Белобородова, созданная в 1870 году.

В 1907 изобретатель Петр Егорович Стерлигов изготовил первый трехрядный баян, а в 1913 году – и пятирядный.

Примерно в то же время в Европе распространились хроматические гармоники с фортепианной клавиатурой, то есть современные аккордеоны. В Советский Союз они попали приблизительно в 1930-е годы.

Баян и аккордеон: сходство

Во-первых, как уже говорилось в статье, и баян, и аккордеон – гармоники хроматические, то есть обладают равномерно темперированным строем (12 полутонов на октаву) и большим диапазоном октав.

Во-вторых, устройство баяна и аккордеона похоже, в частности левая клавиатура. Она предназначена для басовых нот (первые два ряда кнопок) и для аккордов (четыре остальных ряда – мажор, минор, септаккорд, уменьшенный септаккорд).

Типы баянов и аккордеонов

Приходя в магазин музыкальных инструментов, чтобы купить себе подходящую гармонику, нужно знать, что есть еще один важный нюанс.

Как баяны, так и аккордеоны делятся на три типа: готовые, выборные, и готово-выборные. У готовых левая клавиатура настроена так, как описано выше. У выборных она, точно так же, как и правая, нужна для того, чтобы извлекать не аккорды, а отдельные ноты. У третьего типа – готово-выборных – между двумя режимами можно переключаться. Для переключения на левой клавиатуре есть специальная клавиша-регистр. В выборном режиме ряды с аккордами превращаются в подобие правой клавиатуры четырехрядного баяна, только отраженное зеркально.

Музыканты-профессионалы больше всего любят именно готово-выборные аккордеоны и баяны, так как возможности у этих инструментов очень широки. Они немного сложнее в освоении, чем готовые, зато сыграть на них можно практически все, что угодно – даже фуги Баха.

Чем отличается баян от аккордеона

Помимо разной формы корпуса (у баяна она более прямоугольная, у аккордеона – более округлая), и формы грифа (у аккордеона гриф длиннее), главное, чем отличается баян от аккордеона, — это клавиатура для правой руки.

На правой клавиатуре баяна расположены от трех до пяти рядов кнопок, представляющих полный хроматический звукоряд и охватывающих диапазон 5-6 октав. Бывают как 3-рядные, так и 5-рядные баяны, причем у пятирядного баяна первый и второй ряды кнопок аналогичны четвертому и пятому. При игре на нем это облегчает переход из одной тональности в другую.

Правая клавиатура аккордеона – это ряд массивных клавиш, похожих на фортепианные. Как правило, на грифе расположена 41 клавиша. Еще правая клавиатура имеет несколько переключателей регистров. С их помощью меняют тембр звука или его высоту, делая звук на октаву выше или ниже. У концертных моделей аккордеонов есть и такие переключатели, которые можно нажимать подбородком, не прерывая игры.

Однако сама клавиатура аккордеона охватывает меньший диапазон, чем клавиатура баяна. Будучи подобным баяну музыкальным инструментом, аккордеон (если не принимать во внимание переключатели регистров) может брать только три с половиной октавы.

И наконец, главное, чем отличается баян от аккордеона, – это звучание. В аккордеоне голосовые язычки настраивают с небольшим разнобоем, у музыкантов это называется «в разлив», что дает более бархатистый звук. У баяна язычки настроены в унисон, и звук более чистый.

Источник

Кнопочный аккордеон. Баян — его русская разновидность

Липецкое трио баянистов
Сергей Ельчанинов,Вячеслав Мельник, Виктор Карпий

Кнопочный аккордеон. Баян — его русская разновидность

Живя в России я как-то никогда не задумывался об этом, и мне всегда представлялся кнопочный аккордеон как инструмент с большими кнопками и с грифом глубоко сидящим у корпуса. Но насмотревшись в Германии на музыкальной ярмарке во Франкфурте на различные модели аккордеонов, в том числе и кнопочные, и попробовав их, я начал думать по-другому: кто я по специальности? Являясь по российскому диплому преподавателем баяна и концертным исполнителем — баянистом, я не знал, да и не только я, но и переводчики, переводящие мой диплом, как писать мою специальность.

И вдруг меня осенило: Аккордеон, преподаватель аккордеона, аккордеонист!

В то время это было для меня по-настоящему революционным решением, изменившим моё сознание и представление об инструменте которому посвятил свою жизнь. Инструмента баяна — нет в Западной Европе, в Америке, в других странах, есть только в России, в странах бывшего СССР и в странах социалистического лагеря. Ну, не странно ли? Но зато есть кнопочный аккордеон.

В дальнейшем встречаясь с немецкими аккордеонистами — профессионалами и любителями, а также со своими коллегами переехавшими как и я из России и стран СНГ, читая газету «Intermusik» и журнал «Harmonika International», я открыл для себя что Россия не является «родиной слонов», что

баян — это тот же самый кнопочный аккордеон, но только его русская версия.

Посмотрите на различные системы русской гармони: елецкая, вятская, ливинская, саратовская, хромка, тальянка, черепашка всех и не перечислишь. Так же обстоит и с кнопочным аккордеоном : в разных странах свои предпочтения и системы. Например в отличии от русского баяна, в западно-европейских C -Griff — нота «До» находится не в третьем, а в первом ряду. То-есть — первый и третий ряды поменялись местами. Вот и вся разница.

А теперь несколько слов о звучании. У современных регистровых инструментов эта разница практически отсутствует, можно говорить только лишь об особенностях настройки, зависящая от вкуса покупателя-заказчика и национальных особенностей.
Некоторые модели концертных клавишных аккордеонов на Западе называют даже баянами (см.Каталог Bugari или Siwa & Figli). Это если они включают в себя весь «джентльменский набор»
современного инструмента: готово-выборную систему/Converter, ломанную деку/Cassotto, регистры/Register, в том числе и подбородочные/Kinnregister.
В общем — «крыша» едет. Всё перемешалось. Аккордеоны стали баянами, баяны — аккордеонами. А может быть это всё-таки один и тот же инструмент и нечего тут «копья ломать»? Тем более как вы видите

разницы между баяном и кнопочным аккордеоном практически нет никакой

У нас раньше принято было идеологизировать это различие, ведь аккордеоны пришли к нам с Запада и принесли вражескую западную идеологию и культуру, а это мягко говоря не поощрялось. А вот баяны — противопоставление всему этому, это хорошо, это наше русское, поэтому поддерживалось на государственном уровне. Название Аккордеон всё-таки произошло от левой клавиатуры которая у всех разновидностей одинаковая, принцип звукообразования — тоже, ну а различия в правой руке -это национальные особенности или, если хотите, дело вкуса и воспитания. Есть впрочем и другая версия названия Аккордеон: это от итальянского слова «Accord» и древнегреческого окончания «ion», имеющее мифическое происхождение и переводимое как «нечто находящееся в движении». Движение. – это наверное не только необходимость постоянного движение меха, но и то, что инструменты применялись в основном в движении, во время ходьбы, шествий, процессий, на них играли в основном стоя.

Липецкое трио баянистов ( Сергей Ельчанинов, Вячеслав Мельник, Виктор Карпий ) исполняет обработку Вячеслава Черникова «Отрада»


Баян и кнопочный аккордеон, по сути дела — один инструмент, разновидности аккордеона. Аккордеоны с фортепианной правой клавиатурой (Piano Akkordeon) уже давно унифицировались, т.е. стали похожими друг на друга, а вот с кнопочными аккордеонами (Knopf Akkordeon,Button Accordion) на которых играют во Франции, Германии, Бельгии, Италии и в других странах Западной Европы дела обстоят иначе.

Так чем же кнопочный аккордеон отличается от наших баянов?

К счастью, левая «стандартная клавиатура» за малым исключением везде одинаковая, но в правой и в «выборной» — всё по другому, с нашей точки зрения — навыворот. Принято различать две системы:

B-Griff — собственно говоря — баян, это наша русская версия кнопочного аккордеона с нотой «до» в третьем ряду и C-Griff — западно-европейская система, с нотой «до» в первом ряду.

Вроде бы небольшая разница — первый и третий ряды поменялись местами так, что нота «до» вместо третьего ряда оказалась в первом, но сыграть что-нибудь на таком инструменте без переучивания практически невозможно. А в выборной клавиатуре всё вообще в прямом смысле поставлено с ног на голову. Нижние басовые ноты не внизу как у нас, а вверху клавиатуры и успокаивает лишь то, что теоретически понимаешь как она устроена, так как это реально правая клавиатура баяна, но это всё равно не приносит облегчение когда берёшь инструмент в руки.
Играет один из молодых лауреатов международных конкурсов Александр Хрустевич, Украина, Ассистент-стажёр НМАУ им. П.И.Чайковского (кл. проф. В.В. Бесфамильнова).

Французцкие аккордеонисты Domi Emorine (Piermaria) и Eric Bouvelle (Covagnolo) играют польку Perles de Cristal

Для производителей аккордеонов и баянов — C-Griff или B-Griff не имеет принципиального значения, все модели кнопочных аккордеонов выпускаются в двух вариантах.

Также расположение грифа на корпусе инструмента в разных моделях разная: есть как у нас — ближе к середине инструмента, или как у аккордеона — ближе к корпусу.

Ещё один пример, француз Frederic Langlais играет на Cavagnola два французских вальса -мюзетта

Мне думается что здесь налицо взаимообогащение двух систем. Дело в том, что за последние 20 лет на Запад уехало много баянистов и аккордеонистов из России и стран бывшего СССР, которые заказывая и покупая инструменты оказали большое влияние на производителей и стимулировали Европейский рынок аккордеонной продукции. В последнее время некоторые фирмы такие как Vignoni, Viсtoria и др. даже выпускают на заказ инструменты с цельными планками Titlbach произведёнными в Чехии и привезёнными оттуда. Так что теперь вы видите, что

наш баян и кнопочный аккордеон — это один и тот же инструмент. Knopfakkordeon, button accordion, баян, кнопочный аккордеон — различие только в названии, все они — разновидности аккордеона.

Источник

Оцените статью