Методический доклад «Чтение нотного текста»
Автор: тхоржевская ирина николаевна
«Учить чтению нотного текста – значит
прежде всего , всесторонне
развивать ученика как музыканта»
Многие исполнители, педагоги и у нас в стране, и за рубежом с тревогой отмечают, что за последние несколько десятилетий пианисты в массе своей стали хуже читать ноты. И это притом, что общий уровень фортепианного исполнительства заметно вырос по сравнению с прошлым – особенно в отношении виртуозного мастерства. Сто лет назад чтение с листа являлась нормой домашнего музицирования, излюбленным времяпровождением. Не будучи профессионалами, любители музыки обладали высоким уровнем знаний в области искусства. Они же и составляли основу русской интеллигенции.
Чем же объясняется известное снижение искусства игры с листа? Можно назвать несколько причин. Одна из них заключается в укоренившейся практике исполнять весь сольный репертуар наизусть. Заучивание напамять входит в противоречие с навыком чтения, мешает быстро ориентироваться в незнакомом тексте, так как основная работа над произведением протекает без нот. Музыкант, упражняясь наизусть многими часами, работая над сложным виртуозным произведением, может несколько дней не видеть ни одной ноты. Его связь с нотной картиной ослабевает и разрушается: и происходит это потому, что музыкально – слуховые представления в сильной степени зависят от топографии клавиш и ощущений пальцев, пальцевой автоматики.
На культуре чтения нот отрицательно сказалось и явное ослабление интереса к самостоятельному домашнему музицированию. Утрата этой традиции обусловлена бурным развитием и проникновением в наш был технических средств записи и воспроизведение музыки, интернет. «Музыкальные консервы» отличного качества вполне заменяют натуральную пищу…
В сложившейся ситуации возникает необходимость воспитания навыка чтения с листа.
С психологической точки зрения развитый навык игры с листа представляет собой сложную высокоорганизованную систему, основанную на теснейшем синтезе зрения, слуха и моторики. Действие этой системы осуществляется при активном участии воли, памяти, интуиции, творческого воображения исполнителя.
О том, что читать с листа необходимо начинать в самом раннем возрасте, известно давно. Педагоги – музыканты (Н. Рубенштейн, Ф. Блюменфельд, Г. Нейгауз и другие) считали, что чтение с листа должно составлять определённую часть каждодневного рациона занятий учащегося. Это связано с тем, что данная форма деятельности представляет собой широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой – различными авторами, стилями, жанрами, целыми эпохами – «…не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец, изумляться (Сухомлинский В. А.). «Сколько читаем – столько знаем» – старая истина, сохраняющая своё значение и в музыкальной педагогике.
Исполнитель, хорошо читающий ноты с листа, значительно сокращает время работы над произведением, так как буквально за несколько проигрываний достигает ясного представления о сочинении.
Особую остроту вопросы чтения нот с листа приобретают в области преподавания игры на фортепиано. Это обуславливается сложностью овладения всем комплексом навыков и умений, необходимых для игры на этом инструменте, особенностями его структуры и специфичностью формирования слухо – двигательных связей в процессе исполнительской деятельности. Однако в практике чтением с листа занимаются не регулярно, или вообще не занимаются. А ведь наши ученики в большинстве своём читают ноты плохо. А может быть уметь читать с листа не так уж и нужно? Никто так не считает, понимая, что плохое чтение нот затрудняет самостоятельное знакомство с великим миром музыки и ограничивает музыкальный репертуар. В чём причина такой ситуации? Прежде всего, в том, что музыкально – инструментальная педагогика не имеет обстоятельно разработанной методики поэтапного и системного обучения чтению нот с листа, даются лишь общие рекомендации о том, что материал для чтения с листа должен быть легче, чем тот, что проходится в данном классе. Не получив должной основы в приобретении навыков и умений чтения с листа в младших классах, учащиеся в дальнейшем музыкальном развитии затормаживаются, а чтение с листа становится непреодолимой трудностью. Оно может быть продуктивным только тогда, когда опирается на систему обучения, притом с самых первых лет овладения игрой на инструменте. Восприятие музыкального текста, как и всякое восприятие, возможно лишь с опорой на опыт.
«Лучший способ научиться быстро, читать – это как можно больше читать» (И. Гофман).
Когда мы открываем новую нотную литературу, мы можем ознакомиться с ней двумя способами. Первый из них: разобрав, выучить наизусть, затем исполнить, а другой – проиграть с листа. Игра с листа – это исполнение произведения в темпе, близком к оригиналу, который показывает основной характер произведения, однако без предварительного проигрывания. Чтение с листа необходимо для того, чтобы по Л. Ауэру «постичь идею в целом», по Г. Нейгаузу «молниеносно овладеть музыкой», соприкоснуться «с духовным образом» сочинения, по Г. Когану почувствовать «психологическую тональность», по Я. Заку «сформировать отношение к данному произведению».
Исполнение с листа требует активного восприятия музыки, благодаря чему создаётся первое яркое представление о ней, служащее «камертоном», «путеводной звездой» всей последующей работы. Механизм процесса чтения (перевод нотной записи во внутренне – слуховую картину и воплощение её на клавиатуре с помощью налаженных зрительно – слухо – клавиатурных связей) может быть выражен так: вижу – слышу – переживаю нужные движения – играю.
Чтение с листа ставит перед пианистом задания более сложные, чем например, перед скрипачом или виолончелистом. Фортепианная фактура многослойна и требует осмысления по нескольким линиям одновременно, по горизонтали и вертикали. Причём охват текста по горизонтали даётся более легко, связано это с привычкой читать словесный текст (установлено, что восьми – девятилетние дети, читая, охватывают взглядом целую группу слов). Коротко остановлюсь на двух этапах и условиях, обеспечивающих успешное протекание процесса овладения навыками чтения с листа. Первый этап – чтение без инструмента (внутренне слуховое) рассматривается как подготовка ко второму – чтению за инструментом (чтению – игра). Одно из главных условий чтения заключается в мысленном опережении читающим того, что в данный момент играется – явление, охарактеризованное как «разведка глазами». Видя ноты, исполнитель с помощью внутреннего слуха трансформирует их в звуковую картину, пользуясь соответствующими движениями. Музыкант, свободно играющий с листа, как хороший стрелок, видит перед собой только одну цель – художественное исполнение. Такой музыкант умеет предвидеть развитие читаемого текста и поэтому, одной из главных задач является развитие способностей и навыков предвидения, а именно, видеть несколько тактов вперёд. «Чтение с листа в большей степени складывается из предвидения, в чём можно убедиться, анализируя процесс чтения книг» (И. Гофман)
Другим условием является ориентировка в фортепианной фактуре. Нужно собрать в зрительной, слуховой и двигательной памяти необходимый запас типичных для фортепианной музыки оборотов, овладеть чаще всего используемыми аккордовыми структурами, характерными построениями и т. д. При необходимости возможно упрощение фактуры. Ученики должны знать и понимать, что при беглом чтении с листа невозможно и не нужно играть абсолютно всё. Но следует стремиться, чтобы произведение не пострадало от сокращений. Нельзя сокращать, например, гамму или пассаж, если они являются частью мелодического рисунка или эта гамма является введением в партию певца, но можно сократить связующую гамму где – нибудь в аккомпанементе. Нельзя сокращать ритмические и гармонические басы, но можно выпускать отдельные звуки в широких аккордах, а некоторые аккорды можно выпускать целиком. Можно сократить один звук в октавах. На ходу, играть это несколько трудно, нужно определить возможные сокращения во время чтения нот глазами. Конечно, как указывает К. Игумнов стремиться надо с самого начала всё же «к возможно большей точности».
«Чуть не после первого прочтения сразу представляется многое в вещи: ещё не всё прочёл и понял, а основное уже намечается» — говорил Г. Нейгауз. Аналогичное высказывание есть и у М. Гринберг «Прежде всего, знакомлюсь с тем, что я играю, в смысле образа, замысла, то есть я не начинаю учить, а просто играю фальшивыми нотами, грязно, чтобы только понять, чем это должно стать. Задача, таким образом, состоит не в том, чтобы при первом прочтении выполнить все указания текста, а в том, чтобы понять, представить себе художественное содержание. Итак, первое прочтение – это чтение с листа, при котором и темп может быть приблизительным (Игумнов) и ноты фальшивые (Гринберг) и не всё прочитано как следует (Нейгауз), но основное воспринято и понятно.
Третье условие – это неотрывность взгляда играющего от нотного текста. Умение играть, не глядя на руки, или как говорят «вслепую» — обеспечивается приёмами мысленного опережения, забегания глазами вперёд, фотографирования следующего отрезка текста. Выдающиеся педагоги восемнадцатого столетия: Куперен, Бах, Тюрк предлагали приёмы, помогающие выработать свободную от зрения ориентировку рук. Одна из распространённых рекомендаций – разучивание и исполнение пьес со скрытой от глаз исполнителя при помощи специальной планки или ткани клавиатурой, а другая – исполнение выученных наизусть пьес с закрытыми глазами в темноте.
Чтобы овладеть техникой чтения с листа, необходимо разграничить функции глаз и рук… они должны быть, возможно, более независимы друг от друга, взгляд следует направлять только на нотный текст, пальцы должны управлять клавишами вслепую. Тогда глазам не придётся нести двойную нагрузку – читать ноты и отыскивать клавиши.
Чтобы выработать уверенную ориентировку:
1. Хорошо запомнить и мысленно представить, как выглядят две группы клавиш, составляющих октаву.
2. Не глядя на руки, находить в разных октавах белые клавиши, окаймляющие группу чёрных, а затем – расположенные между ними. При этом пальцы беззвучно касаются чёрных клавиш, служащих надёжным ориентиром благодаря тому, что они сгруппированы по две и три. Позже «слепым методом» прорабатываются различные интервалы и аккорды.
Эти упражнения применяются на первом этапе обучения. Используются и другие формы тренировки. Например: ребёнок выучивает гамму в одну октаву нон легато, а затем играет её разными штрихами, не глядя на руки (глаза закрыты или подняты вверх, внимание направленно на звучание и артикуляцию). Желательно выбирать гаммы, удобные в аппликатурном плане и в тоже время содержащие чёрные клавиши. Это могут быть Ля, Ми, Ре мажор. Другой пример: каждой рукой отдельно исполняются короткие попевки в разных октавах. Ребёнок с удовольствием включается в своеобразную игру с клавишами: попал – не попал и перестаёт бояться высоко поднимать руки над клавиатурой. Совершенно очевидно, что зрительный контроль над движением рук и пальцев не может быть устранён полностью, особенно при пьесах с широкими ходами и скачками. В этом случае помогает рациональная посадка за инструментом, благодаря которой в поле зрения оказываются и нотный текст на пюпитре, и руки на клавиатуре. Ещё одно условие, определяющее быстроту и точность двигательной реакции – это аппликатурная техника. Хорошо известно, что аппликатура опирается всё же на некие общие закономерности, на прочно усвоенные типовые формулы последования пальцев. Владение этими формулами играет особую роль при игре с листа. Плохое чтение с листа зачастую бывает вызвано тем, что учащийся не представляет себе, как расставить пальцы, и играет первыми «подвернувшимися пальцами». Поэтому аппликатура основных фортепианных технических форм – гамм, арпеджио, двойных нот, аккордов – должна войти в плоть и кровь учащегося, в противном случае наступает полная анархия в области аппликатуры. Аппликатура основных фортепианных технических форм должна быть усвоена настолько прочно и глубоко, чтобы встретив в музыкальном произведении ту и иную техническую фигуру, пальцы играющего инстинктивно, как бы сами с собой, занимали нужную позицию.
Подводя итоги, перечислим основные приёмы, обеспечивающие формирование сложного навыка, каких является чтение с листа:
1. Предварительное чтение глазами.
2. Относительное чтение (по графическим контурам и изображению нот).
3. Обобщённое чтение (опора на типовые формы фортепианной фактуры – гаммы, фигурации и т. д.)
4. Смысловая группировка нот (на уровне интервалов, аккордов, небольших мелодических построений)
5. Упрощение фактуры (не затрагивающее басы и мелодической линии)
6. Игра вслепую (позволяет совершенствовать аппликатурную технику, ускоряет реакцию на нотные знаки)
7. Мысленное опережение (обеспечивает запоминание последующего фрагмента, обеспечивая непрерывность исполнения)
Чтение с листа должно иметь своё место в обучении игре на фортепиано и служить опорой для воспитания художественного вкуса детей, развития музыкальности, исполнительских способностей. Воспитательная роль умения читать с листа не требует доказательств.
Источник
Чтение нот с листа в музыкальной школе
Чтение нот с листа – это важнейший навык, который ребёнок должен получить, обучаясь в музыкальной школе. В самом деле, разве бывает такое, чтобы человек окончил среднюю школу и при этом не умел бегло читать? Это само собой разумеется. Так же логично и после музыкальной школы уметь читать музыкальный текст.
К сожалению, на уроках специальности не всегда есть время поработать над развитием такого полезного умения. Но даже если работать над этим на каждом уроке, то это всего лишь 2 раза в неделю.
А для того, чтобы освоить чтение нот с листа, необходимо заниматься этим каждый день. Правда, много времени для этого не потребуется: хватит от 10 до 20 минут.
Проверьте: если не лениться и сделать чтение нот с листа ежедневной привычкой, то уже за один год можно достичь весьма неплохих результатов. Правда, этот процесс имеет некоторые особенности, о которых лучше знать заранее, чтобы освоение навыка шло быстрее.
1.При литературном чтении мы не читаем отдельными буквами, а охватываем зрением всё слово, а иногда и фразу, целиком . Так же и при чтении нот. Мы должны научиться быстро на глаз распознавать наиболее распространённые ритмы, интонации, мелодические и гармонические схемы.
Этот процесс «распознавания» желательно довести до автоматизма. Обычно в интервалах, аккордах, арпеджио бывает достаточно прочитать всего одну ноту (нижнюю) – остальные определяются «на глаз», по расстоянию между звуками.
Надо хорошо развить навык определения на глаз интервалов при чтении нот, тогда для озвучивания аккорда достаточно осознать всего одну ноту, а все остальные «выстроятся» вслед за ней по увиденному на глаз интервальному составу.
2. Необходимо научиться быстро анализировать музыкальный текст, определяя его структурно-содержательную логику. Ведь играя на рояле, мы всё время имеем дело с многоголосной и многослойной фактурой.
Далеко не всегда, читая с листа, можно успеть всё «высмотреть», особенно при наличии сложной фактуры и не слишком медленного темпа. Поэтому внимание: при чтении с листа необязательно воспроизводить текст в полном объёме!
Приходится по ходу сортировать: что должно прозвучать обязательно, а какую часть фактуры можно и опустить при озвучивании.
Для этого грамотный и, главное, быстрый анализ текста и по вертикали, и по горизонтали, а также умение «отсеять» главное от второстепенного, просто необходимы.
Важно чётко понимать, что главными в фактуре всегда будут мелодическая линия и линия баса, отражающая гармонический план. Эти два элемента надо суметь сохранить, остальные детали – насколько получится.
3.Чтение по горизонтали более привычно (как при чтении слов), поэтому более важна работа над прочтением вертикали. Мы должны уметь «собирать», «смыкать» разложенные гармонии в компактные аккорды.
Фактура при этом как бы «сжимается». Очень помогает также при чтении с листа умение быстро определять синтаксическое построение текста, то есть умение видеть отсутствующие в нотном тексте знаки препинания, членение фактуры на отдельные эпизоды.
Признаками такого членения могут быть повторы, секвенции, контрастные сопоставления, паузы, вопросно-ответный характер фраз.
4.Огромное значение при чтении с листа играет наличие аппликатурной техники, другими словами, доведённое до автоматизма умение выбрать аппликатурный вариант, наилучший для данной игровой ситуации.
Безусловно, это умение приходит только с опытом. Но если над этим не работать, то и опыт не придёт сам по себе.
Именно по этой причине все преподаватели так настойчиво требуют выполнения точной аппликатуры: это помогает формировать такой важнейший навык, как умение выбирать аппликатуру мгновенно, на автомате.
Какими же должны быть практические шаги для освоения этих полезных навыков?
1.Во-первых, как всегда (никогда не устану это повторять), необходимы знания основ музыкальной теории! Без этого невозможно определять «на глаз» вообще ничего. Надо знать интервалы, надо знать принципы построения аккордов, надо всё это определять на слух.
К тому же без теории невозможно проанализировать фактуру на предмет определения что главное, а что можно выкинуть. Для этого надо знать: что именно является главным и почему.
2.Во-вторых, необходимо довести до автоматизма привычку «смотреть вперёд» и «думать наперёд». То есть процесс будет выглядеть так: смотрим внимательно в ноты, анализируем первый такт, всё запоминаем.
Затем начинаем играть этот первый такт по памяти, но во время игры смотрим на второй такт. Играя второй такт, анализируем третий и запоминаем его. И так далее.
Трудно охватить вниманием и памятью целый такт? Берите половинку! Можно даже меньшую часть такта брать поначалу, но принцип именно такой: смотреть всё время вперёд, готовить следующий шаг заранее.
3.В-третьих, аппликатура главных фортепианных технических формул, таких, как гаммы, арпеджио, аккорды, двойные ноты должна быть усвоена очень крепко и глубоко. Тогда, встретив в произведении ту или иную техническую формулу, пальцы исполнителя будут инстинктивно занимать необходимую позицию.
4.Наконец, в-четвёртых, и это крайне важно: никогда нельзя во время чтения с листа делать остановки, исправляться, переигрывать. Нельзя этого делать, как бы вам того ни хотелось! В этом случае вы уже не читаете с листа, вы просто делаете разбор текста.
Принципиальная разница между этими процессами заключается в следующем. При чтении с листа внимание активизируется до предела, мозг работает на максимальной скорости, дорога каждая доля секунды, именно скорость мышления определяет результат.
А для того, чтобы мозг этому научился, его надо поставить в экстремальные условия, когда нет времени на раздумья и раскачку (тем более остановку движения).
Иначе невозможно научиться концентрировать все свои усилия . Пусть будут ошибки, пусть они останутся неисправленными (сделаете это потом, когда сыграете всё произведение). Но во время читки с листа – только вперёд, никаких «расслабонов»!
Вот почему полезно развивать этот навык в паре с кем-то, играя в 4 руки. Когда у вас возникают проблемы, ваш партнёр продолжает играть, и вы вынуждены продолжить, не останавливаясь.
Ну вот, вкратце, и всё, если не вдаваться в подробности. Я осветила лишь основные моменты. К этому можно добавить, что данный навык бывает очень часто полезен в жизни.
Например, кому-то из солистов нужен срочно концертмейстер и вас просят помочь, а времени на освоение текста нет. Или просто есть новый сборник нот, который все хвалят, но вы должны иметь собственное мнение, а для этого надо в нём хоть немного «поковыряться».
Да и просто разбор очередного задания по специальности пойдёт гораздо легче и быстрее. Я же, как всегда, желаю вам успеха, в том числе и в освоении этого полезного навыка!
Источник