Оценочные фонды по фортепиано что такое

Аттестация и критерии оценок учащихся по фортепиано

АТТЕСТАЦИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК УЧАЩИХСЯ ПО ФОРТЕПИАНО

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» являются:

текущий контроль успеваемости учащихся,

Текущая аттестация проводится с целью контроля над качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:

отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

качество выполнения домашних заданий;

инициативность и проявление самостоятельности — как на уроке, так и во время домашней работы;

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями. При проведении итоговой аттестации применяется форма академического зачёта.

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;

степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Критерии оценивания выступления

предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу

программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения

программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен

незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Источник

Фонды оценочных средств

1 ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Детская музыкальная школа 62 Н.А. Петрова» УТВЕРЖДЕНО приказом Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования города Москвы «Детская музыкальная школа 62 Н.А. Петрова» от 20 сентября 2017 года 78 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО» Фонды оценочных средств Москва 2017 год 1

2 Разработчики: И.Е. Домогацкая — генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук; Н.В. Солдатикова — заместитель директора по учебно-методической работе Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Редактор: К.А. Некрасов — методист научно-методического отдела ГБУДПО г. Москвы «ДОПСКИ». Рецензенты: Н.Б. Афанасьева — преподаватель ГБУДО г. Москвы «ДШИ имени И.С. Баха», заслуженный работник культуры Российской Федерации; 2

3 Пояснительная записка В соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. 163, и положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации учащихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 09 февраля 2012 г. 86. для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям программы «Фортепиано» созданы фонды оценочных средств (далее ФОСы) для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по учебным предметам. ФОСы включают: объём и описание инструктивного материала для технических зачетов по учебному предмету «Специальность», контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, контрольных работ, зачетов и экзаменов по учебным предметам предметной области «Теория и история музыки»; тесты и компьютерные тестирующие программы; количество и примерную тематику исполнительских программ по учебным предметам предметной области «Музыкальное исполнительство»; тематику письменных работ, рефератов и т. п. ФОСы соответствуют требованиям ФГТ по данной специальности, целям и задачам программы «Фортепиано», её учебному плану. Они обеспечивают оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства. Методическим советом ГБУДО г. Москвы «ДМШ 62 Н.А. Петрова» разработаны критерии оценок успеваемости обучающихся по программе «Фортепиано». Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют: определить уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной программой по учебному предмету; оценить умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач; оценить обоснованность изложения ответа. Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов: 1) Специальность; 2) Сольфеджио; 3) Музыкальная литература. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». 3

4 Требования к выпускным экзаменам и критерии оценок итоговой аттестации определены ГБУДО г. Москвы «ДМШ 62 Н.А. Петрова» в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано». В связи с чем, при прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения, компетенции и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе: знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств; знание профессиональной терминологии, фортепианного репертуара, в том числе ансамблевого; достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов; умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения; наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры. Объект оценивания: 1. Исполнение сольной программы Экзамен по специальности Предмет оценивания сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм; навыки слухового контроля, умения управлять процессом исполнения музыкального произведения; навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно 4 Методы оценивания Методом оценивания является выставление оценки за исполнение сольной программы. Оценивание проводит утвержденная распорядительным документом организации экзаменационная комиссия на основании разработанных требований к выпускной программе. Примерные требования к выпускной программе: полифония; крупная форма (классическая или романтическая); два этюда или один этюд; любая пьеса.

5 оправданных технических приемов; наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха. Примерные программы выпускного экзамена Вариант 1: Бах И.С., Трехголосная инвенция соль минор Черни К., Соч.740 Этюд 11 Моцарт В., Соната 13 Си-бемоль мажор, 1-я часть (К.333) Прокофьев С., Мимолетности 1, 10 Вариант 2: Бах И.С., ХТК 1-й том, Прелюдия и фуга до минор Черни К., Соч.740 Этюды 12, 18 Бетховен Л., Соната 5, 1-я часть Шопен Ф., Ноктюрн ми минор Вариант 3 Бах И.С., ХТК 2-й том: Прелюдия и фуга фа минор Мошковский М., Соч.72 Этюд 1 Клементи М., Этюд 13 Гайдн Й., Соната 59 Ми-бемоль мажор, 1-я часть (Hov.XVI.49) Рахманинов С., Соч.32 Прелюдия соль-диез минор Вариант 4 Бах И.С., ХТК 2-й том: Прелюдия и фуга Соль мажор Черни К., Соч.740 Этюд 50 Шопен Ф., Соч.10 Этюд 5 Бетховен Л., Соната 7, 1-я часть Чайковский П., «Размышление» Вариант 5 Бах И.С., ХТК 2-й том: Прелюдия и фуга До мажор Черни К., Соч.740 Этюд 14 Мошковский М., «Искорки» Григ Э., Концерт ля минор, 1-я часть 5

6 Шостакович Д., Три прелюдии соч. 34 (на выбор) I. Экзамен по сольфеджио Объект оценивания: 1. Одноголосный музыкальный диктант. 2. Устный ответ. Предмет оценивания сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии; умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки; умение осуществлять анализ элементов музыкального языка; умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения; навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.). 6 Методы оценивания Методом оценивания является выставление оценки за написание одноголосного музыкального диктанта и за устный ответ. Оценивание проводит утвержденная распорядительным документом организации экзаменационная комиссия на основании разработанных требований к выпускному экзамену по сольфеджио. Примерные требования к выпускному экзамену по сольфеджио: Письменно Записать самостоятельно одноголосный музыкальный диктант. Уровень сложности диктанта может быть различным в различных группах. Устно Индивидуальный опрос должен охватывать ряд обязательных тем и форм работы, при этом уровень трудности музыкального материала может быть также различным. Примерный перечень заданий: 1. Спеть с листа мелодию с дирижированием. 2. Спеть один из голосов выученного двухголосного примера (в дуэте или с проигрыванием второго голоса на фортепиано). 3. Спеть по нотам романс или песню с собственным аккомпанементом на фортепиано. 4. Спеть различные виды пройденных

7 мажорных и минорных гамм. 5. Спеть или прочитать хроматическую гамму. 6. Спеть от звука вверх и/или вниз пройденные интервалы. 7. Спеть в тональности тритоны и хроматические интервалы с разрешением. 8. Определить на слух несколько интервалов вне тональности. 9. Спеть от звука вверх и/или вниз пройденные аккорды. 10. Спеть в тональности пройденные аккорды. 11. Определить на слух аккорды вне тональности. 12. Определить на слух последовательности из 6-10 интервалов и/или аккордов. Пример устного опроса: спеть с листа одноголосный пример (А.Рубец. Одноголосное сольфеджио: 66), спеть один из голосов двухголосного примера в дуэте или с проигрыванием второго голоса на фортепиано (Б.Калмыков, Г.Фридкин. Сольфеджио, часть 2. Двухголосие: 226), спеть с собственным аккомпанементом по нотам романс М.Глинки «Признание», спеть гармонический вид гаммы Ребемоль мажор вниз, мелодический вид гаммы соль-диез минор вверх, спеть или прочитать хроматическую гамму Си мажор вверх, додиез минор вниз, спеть от звука «ми» вверх все большие интервалы, от звука «си» вниз все малые интервалы, спеть тритоны с разрешением в тональностях фа минор, Ми-бемоль мажор, характерные интервалы в 7

8 тональностях фа-диез минор, Си-бемоль мажор, определить на слух несколько интервалов вне тональности, спеть от звука «ре» мажорный и минорный секстаккорды, разрешить их как обращения главных трезвучий, спеть в тональности си минор вводный септаккорд с разрешением, разрешить малый септаккорд с уменьшенной квинтой, данный от звука «ми», во все возможные тональности, определить на слух последовательность из интервалов или аккордов. 1 Примерные образцы заданий Диктант 2 3 8

9 Слуховой анализ

10 Экзамен по музыкальной литературе Объект оценивания: 1. Анализ незнакомого музыкального произведения (письменно). 2. Устный ответ. Предмет оценивания Методы оценивания первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека; знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям; знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм (от эпохи барокко до современности); умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений; навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей; знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры; знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки; знание профессиональной музыкальной терминологии; сформированные основы эстетических взглядов, художественного Методом оценивания является выставление оценок за выполнение письменного анализа прослушанного незнакомого музыкального произведения и за устный ответ. Оценивание проводит утвержденная распорядительным документом организации экзаменационная комиссия на основании разработанных требований к выпускному экзамену по музыкальной литературе. Анализ незнакомого музыкального произведения (письменно) Примерный перечень вопросов: 1. Общая характеристика музыкальных образов. 2. Определение жанра. 3. Определение музыкальной формы. 4. Наиболее яркие выразительные средства. 5. Стилевые особенности произведения. Устный опрос может включать: — требование по иллюстрированию ответа тематическим материалом пройденных музыкальных произведений (исполнение на музыкальном инструменте); — определение на слух фрагментов того или иного изученного музыкального произведения. 10

11 вкуса, наличие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов; умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения; навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств Примерный перечень вопросов к устному опросу по музыкальной литературе Вариант 1 1. Каких композиторов и почему мы называем «венскими классиками»? 2. Кто из великих композиторов был выдающимся музыкантом-исполнителем? (желательно указать страну и время, когда жил этот музыкант) 3. Какие важные исторические события произошли в России в период жизни Глинки? 4. Назовите основные жанры русских народных песен. Кто из композиторов обращался к народному песенному творчеству? 5. Какие виды оркестров вы знаете, в чем их различие? 6. Когда и где возникли первые консерватории в России, кем они основаны, чьи имена носят? 7. Вспомните автора, название, жанр музыкальных произведений, посвященных картинам природы. Как мы называем музыку такого содержания? 8. Вспомните произведения русских композиторов, в которых присутствуют образы Востока (напишите автора, жанр, название). 9. У кого из композиторов есть циклы из 24 пьес, с чем связано такое количество? 10. Объясните значение слова «финал» на примере инструментальных и оперных произведений. 11. Вспомните, партии каких мужских персонажей в опере исполняет женский голос (автор, название оперы, персонаж). 12. Что такое рондо, концерт, этюд (укажите по 2 значения каждого термина). 13. В основе каких музыкальных форм лежат две темы? три темы? 14. В чем сходство и различие экспозиции и репризы сонатной формы? 15. В чем отличие ариозо от арии? Приведите примеры ариозо. 16. Какие музыкальные произведения возникли как отклик на современные исторические события (автор, жанр, название)? 17. Назовите известные Вам концертные залы, находящиеся в городах России. 11

12 18. Какое произведение старинной музыки включено в вашу экзаменационную программу? Что вы знаете об авторе (страна, годы жизни), жанр, форма произведения. Вариант 2 1. Назовите русских композиторов рубежа XIX-XX веков. Кто из них являлся также выдающимся исполнителем. 2. Кто из композиторов писал книги, научные труды, статьи о музыке (желательно указать названия книг). 3. Перечислите произведения, созданные на сюжеты произведений А.С.Пушкина (автор, жанр, название). 4. Объясните значения слов «фортепианное трио», «струнный квартет», «фортепианный квинтет». Кто из композиторов писал произведения для данных составов? 5. В творчестве каких композиторов встречается жанр «поэма»? Укажите автора, название произведения и состав исполнителей. 6. Какие вы знаете музыкальные произведения, имеющие несколько исполнительских редакций? 7. Объясните значение слова «цикл». Приведите примеры различных циклов. 8. Назовите указанные ниже произведения в порядке их создания: «Евгений Онегин», «Шехерезада», «Иван Сусанин», Первая симфония Чайковского, «Борис Годунов», «Руслан и Людмила», «Русалка». 9. Вспомните музыкальные произведения, в которых композитор при помощи музыкальных средств изобразил сцены сражения (автор, жанр, название). Как называются сцены, изображающие сражение в живописи, музыке? 10. Какое важное историческое событие оказало влияние на мировоззрение и творчество Л.В.Бетховена? 11. В чем сходство и в чем отличие заключительной партии и коды? 12. Перечислите оперы: с историческими сюжетами, со сказочными сюжетами (автор, название). 13. Кто из известных отечественных композиторов конца XIX начала XX века получил образование в консерватории, и кто сам преподавал в консерватории? 14. Какие темы в сонатной форме звучат в основной тональности? 15. Что такое партитура, в каком порядке записываются в партитуре музыкальные инструменты? 16. Что такое клавир, квартет (укажите по 2 значения каждого термина). 17. Назовите известные музыкальные музеи, укажите, где они находятся. 18. Какие этюды включены в вашу экзаменационную программу? Напишите, что вы знаете об авторах (страна, годы жизни). Вариант 3 1. Когда и где существовала «Могучая кучка», кто входил в ее состав, кому принадлежит это название? 2. Какие произведения мы называем программными? Какие признаки указывают на то, что это программное произведение? Приведите несколько примеров (автор, жанр, название). 12

13 3. Кто из великих композиторов жил в XVIII веке, в каких странах? 4. Какие важные исторические события произошли за время жизни С.С.Прокофьева? 5. В какой исторической последовательности возникли данные жанры: симфония, концертная увертюра, опера, концерт. 6. Что вы знаете об Антоне и Николае Рубинштейнах, в чем значение их деятельности для отечественной музыки? 7. Назовите композиторов, в творчестве которых особое значение принадлежит полифонии. Укажите, в какой стране и в какое время они жили. 8. Приведите примеры симфонических произведений, в которых звучит хор (назовите автора, жанр, какой текст использован). 9. В чем сходство и в чем различие сонаты и симфонии? 10. В основе каких музыкальных форм лежит одна тема? 11. Назовите музыкальные произведения, написанные на сюжеты Н.В.Гоголя (автор, название, жанр). 12. Какие вы знаете неоконченные произведения? Почему они остались незавершенными? Завершил ли их кто-нибудь? 13. Завершите: «Имя П.И. Чайковского присвоено » 14. Назовите группы инструментов симфонического оркестра. Какие инструменты используются в оркестре, но не входят ни в одну из этих групп? 15. По каким признакам можно найти начало репризы в произведении? 16. Объясните термины: лейттема, каденция, речитатив, органный пункт. 17. Назовите музыкальные театры Москвы. 18. Какое произведение крупной формы входит в вашу экзаменационную программу? Что вы знаете об авторе? Сколько частей в этом произведении, в каких тональностях написаны? Примерный перечень музыкальных произведений для проведения анализа незнакомого музыкального произведения 1. С.С. Прокофьев «Мимолетности» (на выбор) 2. П.И. Чайковский «Серенада для струнного оркестра» (на выбор) 3. А.К. Лядов Прелюдии (на выбор) 4. А.П. Бородин «Маленькая сюита» (части на выбор) 5. Ж. Бизе «Арлезианка». Сюита 1: Менуэт 6. Р. Вагнер «Лоэнгрин». Вступление к 3 действию 7. Дж. Верди «Травиата». Прелюдия 8. А.И. Хачатурян «Вальс» из музыки к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» 9. М.И. Глинка Ноктюрн «Разлука» 10. М.И. Глинка Вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровныя» 13

Источник

Оцените статью