Отстройка мензура акустической гитары

Содержание
  1. Инструменты
  2. Что такое мензура
  3. Что такое настройка мензуры
  4. Настраиваем мензуру гитары
  5. О чем следует помнить при настройке мензуры
  6. Мензура гитары. Примеры разных видов мензур с описанием и инструкциями по настройке
  7. Мензура гитары. Общая информация
  8. Мензура гитары – что это?
  9. Мензура акустической гитары
  10. Мензура электрогитары
  11. На инструментах Fender
  12. На инструментах Gibson
  13. На баритон-гитарах
  14. На бас-гитарах
  15. Уменьшенная мензура
  16. Мультимензура
  17. Настройка гитарной мензуры
  18. Настройка без машинки Floyd Rose
  19. Настройка с машинкой Floyd Rose
  20. Заключение
  21. Советы и рекомендации >Отстройка мензуры двенадцатиструнной акустической гитары путем подгонки нижнего порожка
  22. Необходимые инструменты
  23. Предварительный этап настройки гитары
  24. Исходные данные нашей «подопытной» гитары
  25. Подгонка нижнего порожка
  26. Разметка порожка
  27. Обработка порожка 12-ти струнной гитары пилкой
  28. Проверка мензуры двенадцатиструнной гитары
  29. И в завершение

Инструменты

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: guitar.ru
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 17 апреля 2016 г.

Что такое мензура

М ензура – это расстояние между двумя порожками гитары – верхним и нижним. То есть, по сути это длина рабочей, звучащей части струны.

На разных электрогитарах мензура может быть также разной. Чаще всего встречается мензура 25,5 дюйма (648 мм) – она характерна для «фендеровских» инструментов, и 24,75 дюйма (629 мм) – применяется на инструментах типа Gibson Les Paul. Для бас-гитар значение мензуры обычно составляет 34 дюйма (864 мм). У классических гитар наиболее популярная мензура 650 мм, но акустические гитары мы рассматривать не будет, так как мензура в них не регулируется, а жестко задается на стадии изготовления инструмента.

Что такое настройка мензуры

Н астройка мензуры состоит в том, чтобы точно настроить длину рабочего отрезка струны по отношению к ладам грифа. Мензура настраивается для каждой струны в отдельности и зачастую является довольно нудным и долгим процессом, особенно для электрогитар с Floyd Rose или другими тремоло-системами.

Для настройки мензуры отправной точкой нам будет служить 12-й лад на грифе гитары. Почему именно 12-й? Потому что он должен делить струну ровно пополам, и нота, звучащая на 12-м ладу, находится октавой выше ноты, звучащей на этой же открытой струне. Именно эти два факта и лежат в основе настройки мензуры.

Так как верхний порожек на гитарах не регулируется, длину струны можно изменить только при помощи регулируемого нижнего порожка. Как правило, в электрогитарах струна опирается на седло, которое можно при помощи отвертки или ключа перемещать вдоль струны.

Перед настройкой мензуры необходимо в обязательном порядке отрегулировать анкер и установить оптимальную высоту струн над грифом.

Настраиваем мензуру гитары

Для настройки мензуры нам потребуется любой гитарный тюнер. Выполняем следующие шаги:

1. По тюнеру настраиваем открытую первую струну.

2. Прижимаем первую струну на 12-м ладу и сравниваем с открытой струной показания тюнера.

3. Если тюнер показывает, что струна на 12-м ладу настроена точно на ту же ноту, что и открытая, то мензура настроена точно.

4. Если тюнер показывает, что струна на 12-м ладу настроена ниже ноты, соответствующей открытой струне, то мензуру надо уменьшить, переместив седло под струной в направлении грифа.

5. Если тюнер показывает, что струна на 12-м ладу настроена выше ноты, соответствующей открытой струне, то мензуру надо увеличить, переместив седло под струной в направлении от грифа.

6. Перемещайте седло на небольшое расстояние; скорее всего это придется сделать несколько раз, последовательно приближаясь к правильному его положению.

7. Повторяем эту операцию для всех остальных струн.

Разумеется, каждый раз при перемещении седла открытую струну надо настраивать заново, так как ее длина (а значит и строй) будет меняться.

О чем следует помнить при настройке мензуры

Г итара – один из самых неточных по строю инструментов. В особенности это относится к бюджетным гитарам. Очень тяжело, а зачастую и невозможно настроить инструмент так, чтобы он звучал абсолютно верно на всех ладах. Не забывайте о том, что при прижатии струны ее натяжение чуть меняется в большую сторону, она начинает немного «высить», а значит об абсолютно точном строе речь уже идти не может. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы настроить гитару не идеально, а максимально точно.

Настраивайте мензуру только с новыми струнами! Старые струны плохо держат строй по ладам и не дадут вам точную звуковую картину.

Также следите за ладовыми перегородками грифа. Если они стёрты, если их поверхность превратилась из округлой в плоскую, строй по всему грифу также будет неточным. Ведь точка прижатия струны будет смещена от центра к его плоскому краю, а это, в свою очередь, приведет к неточности рассчитанной мензуры.

Источник

Мензура гитары. Примеры разных видов мензур с описанием и инструкциями по настройке

Мензура гитары. Общая информация

Гитарная мензура – неочевидная, но очень важная вещь для понимания устройства инструмента и развития музыкальной грамотности. Знание, что это такое, и как ее отстраивать, поможет самостоятельно исправить ряд гитарных проблем, например – когда гитара не строит по всему грифу. В этой статье мы подробно расскажем, что такое мензура гитары, как с ней работать, а также какая она бывает.

Мензура гитары – что это?

Говоря простым языком, мензура – это длина играющей части гитарной струны. Обычно она обозначается в миллиметрах или в дюймах. В случае с гитарой, это длина струны от верхнего порожка до бриджа.

Чем мензура меньше – тем выше будет звучать инструмент. Наверняка вы знаете, что гриф акустической гитары короче басового. Это связано именно с тем, что звук баса должен быть намного ниже. По сути, зажимая лады, вы уменьшаете мензуру инструмента. И из-за этого возникает ряд нюансов.

Во-первых, зажимая лад, и дергая струну, мы заставляем ее колебаться и формировать волну. Частота этой волны соответствует определенной ноте. Чем меньше мензура – тем больше частота. Когда мы увеличиваем частоту волны ровно в два раза относительно другого диапазона – то слышим октаву. Поэтому очень важно, чтобы при взятии ноты мензура гитары так же уменьшалась ровно в два раза. Если это не происходит – то инструмент не строит – то есть, не дает правильно настроенную ноту. Поэтому от длины мензуры зависит также и длина грифа, а также диапазон гитары.

Для того, чтобы этого не происходило, вам нужно заниматься настройкой мензуры. Чаще всего, для этого вам понадобятся только отвертки или ключи нужной формы, поскольку производитель гитар предусматривает необходимый для этого функционал в самом инструменте. Если не сделать этого – у вас будет плыть строй, а ноты не будут звучать точно. Из-за этого могут возникнуть проблемы при игре в ансамбле или самостоятельно записи – партии просто не будут звучать друг с другом.

Мензура акустической гитары

Главное отличие мензуры акустической гитары от электроинструментов заключается в том, что ее нельзя отстроить. Она уже изначально задана производителем, и ее никак нельзя поменять. На классических гитарах, как правило, ее длина – 650 мм. На акустике все зависит от производителя. Как правило, она может быть либо 648 мм – стандарт Fender, либо 629 мм – стандарт Gibson.

Кроме этого, существуют советские инструменты, мензура на которых – 630 мм. Такие уже не выпускаются, но могут найтись в кладовой, где лежат еще с советских времен.

Мензура электрогитары

На инструментах Fender

Как уже было сказано выше, мензура электрогитары Fender является одним из стандартов. Он составляет 647.7 мм, или 25,5 дюймов. Типичные представители – модели Stratocaster, Telecaster.

На инструментах Gibson

Легендарная фирма также задала еще один стандарт. Эта мензура немного уменьшена относительно Фендероидов. Ее длина – 628.7 мм, или же 24,75 дюймов. Типичные представители – гитары моделей Les Paul, SG, Explorer.

На баритон-гитарах

Баритон-гитары – это инструменты с увеличенной мензурой. Как правило, ее длина – 27 дюймов, но она может варьироваться и до 30 – все зависит от производителя. Обычно такие гитары используют для игры в пониженных строях. Увеличенная мензура дает более глубокий и низкий звук.

На бас-гитарах

Для бас-гитар точно так же существует определенный стандарт – 34 дюйма, или 863,6 мм. Такая длина свойственна практически всем фабричным бас-гитарам, независимо от производителя. Пятиструнные и шестиструнные басы в этом плане точно так же не отличаются, за исключением мультимензурных инструментов.

Уменьшенная мензура

Представленные выше примеры того, какой может быть длина мензуры – это стандарт. Многие производители отходят от них, пытаясь создать что-то уникальное. Например, существуют бас-гитары с уменьшенной мензурой, которые звучат выше обычного баса. Отличить их можно по грифу меньшего размера. Такие инструменты более редкие, и стоят, как правило, дороже, поскольку изготавливаются на заказ.

Мультимензура

В последнее десятилетие очень широкое распространение получили гитары с так называемой мультимензурой, или веерным расположением ладов. Как правило, они изготавливаются на заказ. Преимущество подобной отстройки состоит в том, что звучащая длина подбирается для каждой струны индивидуально, что обеспечивает более четкую настройку и взятие нот.

Настройка гитарной мензуры

Как правило, во время изготовления гитар производитель не занимается отстройкой мензуры, поэтому эта обязанность ложится целиком на покупателя. Сделать это не так сложно, как кажется на первый взгляд, особенно, если у вас гитара без встроенной машинки. После покупки нужно заняться этим в первую очередь. Для этого потребуются гитарные инструменты – комплект отверток или ключей, которые будут подходить под ваш бридж.

Настройка без машинки Floyd Rose

  1. Дерните открытую струну и настройте ее точно по тюнеру.
  2. После этого зажмите эту же струну на 12м ладу. Дерните ее. Если мензура не отстроена – то скорее всего тюнер покажет погрешность.
  3. Если струна звучит выше – то седла бриджа надо подвинуть дальше от грифа.
  4. Если ниже – то ближе к грифу.
  5. После каждой отстройки седел проверьте, как струна звучит на открытой позиции.
  6. После того, как отстройка будет завершена, снова проверьте шестую струну.

Настройка с машинкой Floyd Rose

Если у вас нет специального приспособления для отстройки гитары с машинкой – то перед тем, как регулировать мензуру, вам понадобится полностью ослабить струну. Дело в том, что во флойдах есть специальное седло, куда вставляется струна, и при ее ослаблении оно становится достижимо без инструментария. В целом, процесс не отличается от обычной настройки, но он усложняется постоянной потребностью ослаблять и перенастраивать струны.

Еще один вариант – заблокировать машинку. Дело в том, что если настроить ее в неправильную позицию, то строй будет плыть точно так же, как и при ненастроенной мензуре. Чтобы лучше понимать, в чем дело – возьмите небольшой деревянный брусок, или что угодно, подходящее по форме и размеру, и расположите его между флойдом и корпусом гитары.

Заключение

Мензура – очень важная вещь, на которую начинающие гитаристы не обращают внимания. Из-за этого происходят нелепые ситуации, когда при игре в ансамбле он вроде бы зажимает нужные лады, однако инструмент не звучит в унисон со всеми остальными. Именно для того, чтобы избежать этого, научитесь настраивать мензуру, и перепроверьте ее на всех своих инструментах. В крайнем случае – отнесите гитару мастеру, который точно поможет сделать это.

Источник

Советы и рекомендации >Отстройка мензуры двенадцатиструнной акустической гитары путем подгонки нижнего порожка

Среди читателей Гитаршколы, немалое количество гитаристов, которые в своем арсенале имеют двенадцатиструнную гитару. В связи с этим нам иногда поступают вопросы, как ее настроить. В сегодняшнем уроке как раз об этом и поговорим.

Настройка нижнего порожка двенадцатиструнной акустической гитары — задача не из легких. Она усложняется еще больше, когда дело доходит до винтажных двенадцатиструнок. Раньше о компенсированных нижних порожках для двенадцатиструнных акустических гитар не было и речи! Поэтому небольшие отклонения в строе таких гитар считались чем-то самим собой разумеющимся. Но те времена ушли. Музыка и музыкальные технологии вышли на новый уровень, и музыкантам и продюсерам не приходится больше мириться с тем, что та или иная струна не строит на том или ином ладу.

Настройка мензуры двенадцатиструнной акустической гитары с прямым нижним порожком предполагает подбор угла и точки начала вибрирующей части струны для каждой отдельной струны. Эта задача требует определенного навыка и терпения. Давайте разберемся, в чем она заключается.

Для примера возьмем отличную гитару Martin D-12-20 1972 года. Однажды ее владелец решил отнести ее в мастерскую. На тот момент гитара была в очень хорошем состоянии, с тем лишь исключением, что она хронически не строила, а струны располагались слишком высоко над грифом. Часто старые двенадцатиструнки требуют замены грифа, а это довольно дорогое удовольствие. Но в данном случае угол грифа по отношению к корпусу был в порядке. К счастью для владельца гитары, проблема была значительно проще. Дело было в том, что на гитаре был установлен слишком высокий и к тому же кривой нижний порожек (см. Фото 1 ).

Нужно было, во-первых, отрегулировать высоту струн за счет изменения формы порожка, а во-вторых, настроить мензуру каждой струны. Было ясно, что если решить эти две задачи, гитара зазвучит значительно лучше и будет хорошо строить даже на высоких ладах.

Необходимые инструменты

Для работы с нижним порожком двенадцатиструнной гитары вам понадобятся следующие инструменты: измеритель высоты струн над грифом, измеритель радиуса и радиус-блок, соответствующий радиусу грифа. Также потребуется механический карандаш, каподастр, наждачная бумага (зернистость 80 и 400) и набор небольших плоских пилок.

Предварительный этап настройки гитары

Прежде чем приступить к работе, нужно настроить гитару и произвести необходимые замеры. Они будут служить вам в качестве ориентиров. Лучше всего записать результаты замеров на бумажку, чтобы не забыть их.

Сначала установите каподастр на первый лад и измерьте высоту первой и одиннадцатой струн над двенадцатым ладом с помощью специального измерителя. (Будем считать, что наша гитара настроена по стандартной схеме.) Измерять нужно расстояние между высшей точкой двенадцатого лада и нижней границей струны.

Идем дальше. Каподастр все еще расположен на первом ладу. Зажмите одиннадцатую и двенадцатую струны на четырнадцатом ладу и измерьте самое большое расстояние между нижней границей одиннадцатой струны и порожком лада. Обычно оно приходится на середину грифа, примерно в районе седьмого-девятого ладов. Это место можно найти, прижимая одиннадцатую и двенадцатую струны то там, то там. При этом струны должны быть зажаты на четырнадцатом ладу.

Затем снимите каподастр и проверьте высоту струн над порожком первого лада.

Проверьте мензуру каждой струны при помощи тюнера. (На двенадцатиструнной гитаре это сделать несколько сложнее, чем на обычной шестиструнной, потому что вам придется подцеплять каждую струну отдельно.) Начните с первой струны. Сыграйте флажолет на двенадцатом ладу, проверив, чтобы он строил. После этого зажмите ту же ноту. Если зажатая нота ниже или выше соответствующего флажолета, запишите разницу в центах. Повторите то же самое для каждой струны.

Исходные данные нашей «подопытной» гитары

Вот результаты предварительных измерений для гитары D-12-20: расстояние от порожка двенадцатого лада до первой струны — 6/64″. Для одиннадцатой струны — 7/64. Слишком высоко. Самое большое расстояние от струны до грифа при зажатии струн на первом и четырнадцатом ладу — .012″. Это идеально подходит для стиля игры хозяина гитары. Высота первой струны над порожком первого лада составила 1/64″, одиннадцатой струны — 2/64″. И вновь хороший результат. Сделав все эти замеры, я понял, что мне нужно всего лишь уменьшить высоту нижнего порожка.

Я проверил мензуру струн, сравнив флажолеты с зажатыми нотами, и обнаружил, что большая часть зажатых нот звучала на 2-6 центов выше соответствующих флажолетов, а пары струн G и D были на 3 цента ниже флажолетов.

Теперь у меня были все данные для продолжения работы.

Подгонка нижнего порожка

Дальше нужно было проверить, соответствует ли радиус нижнего порожка радиусу грифа. Как я и думал, до соответствия было очень и очень далеко. Радиус грифа составлял 14″ (см. Фото 2 ), а радиус порожка — всего лишь 8″. Это значит, что изгиб порожка был значительно заметнее изгиба грифа, а в этом случае пары струн D и G располагаются выше других струн.

Я взял радиус-блок на 14″ и наждачную бумагу зернистостью 80 и подогнал радиус порожка к радиусу грифа. Вот как можно это сделать: расположите радиус-блок так, чтобы его прогиб был направлен вниз, и прикрепите на его поверхность наждачную бумагу. Переверните порожек и начинайте аккуратно спиливать лишнее, водя им по поверхности радиус-блока. Если вы расположите источник света позади порожка, вы легко увидите, сколько и в каком месте нужно удалить (см. Фото 3 ).

В нашем случае струны были расположены высоко, поэтому мне пришлось спилить примерно 1/32″ верхней части порожка на том месте, где расположены пары струн Е. В средней части порожка я удалил довольно много, чтобы сгладить его изгиб.

Завершив эту работу, вновь установите порожек на гитару и приготовьте механический карандаш.

Разметка порожка

Самое время нанести на порожек метки, чтобы определиться с точками соприкосновения со струнами и углами для каждой струны (см. Фото 4 ). Но перед тем, как начать разметку, поговорим о том, как струны должны располагаться на нижнем порожке. Мы начнем с точек соприкосновения, а затем займемся углами.

Хочу предупредить сразу: эту задачу не всегда получается решить с первого раза. Вы можете попробовать прикинуть, где должна располагаться каждая струна на порожке, но сделать это правильно с первой попытки довольно сложно.

Очень полезно мысленно разделить двенадцать струн на три группы:

  • • шесть струн E, A, D, G, B и E, которые есть и на обычной гитаре. Причем нижние четыре — это струны с обмоткой. Это все понятно.
  • • струны, настраиваемые на интервал в октаву (E, A, D, G) по отношению к струнам E, A, D и G.
  • • унисонные струны B и E. Последняя группа — струны без обмотки.

Для начала займемся первой группой — стандартными струнами. Как правило, лучше всего, когда струны Е (нижняя) и В отходят от порожка уже на заднем его краю (ближе к бочонкам, удерживающим струны). Что касается струны G, здесь крайней точкой соприкосновения должен быть передний край порожка (ближе к резонаторному отверстию).

Остаются струны Е (высокая), D и А. Высокая Е-струна обычно отходит от порожка примерно посередине между крайней точкой соприкосновения для струны В (на заднем краю порожка) и крайней точкой соприкосновения для струны G (на переднем краю порожка). Точку соприкосновения для струны D мы расположим ближе к точке для струны G, а для струны А — ближе к точке для низкой Е-струны.

Струны с интервалом в октаву — отдельная история. Октавные струны для нижней Е-струны и струны G отходят от порожка на переднем его краю. Октавные струны для струн А и D смещаются в направлении бочонков.

А вот унисонные струны В и Е располагаются на том же уровне, что и их пары.

Теперь к вопросу о том, как каждая струна переходит от отверстия к краю порожка. В случае данной конкретной гитары отверстия для шести стандартных струн смещены назад, в направлении заднего края бриджа. Отверстия для шести дополнительных струн (четыре октавных и две унисонных) расположены сразу за нижним порожком.

На заднем краю порожка нужно сделать своеобразные «рампы» для каждой струны, чтобы они не перетирались об острый угол. Это продлит срок службы струн и увеличит сустейн. Угол для основных струн должен быть более пологим, чем угол для дополнительных шести струн.

Обработка порожка 12-ти струнной гитары пилкой

Здесь вы можете проявить все ваши творческие способности. Основываясь на показаниях только что нанесенной разметки, отрегулируйте крайнюю точку соприкосновения с порожком и угол для каждой струны (см. Фото 5 ) с помощью маленькой плоской пилки. Это нужно делать очень медленно и аккуратно. Передний край порожка (тот, что ближе к резонаторному отверстию) должен получиться четким.

Проверка мензуры двенадцатиструнной гитары

Как я уже упоминал, процесс настройки мензуры для двенадцатиструнной гитары очень трудоемок. Завершив предыдущий этап, установите новые струны, настройте их и проверьте мензуру.

Цель — добиться того, чтобы высота ноты, зажатой на двенадцатом ладу, и высота флажолета, извлеченного на том же ладу, совпадали. Обязательно пользуйтесь тюнером при проверке. Если зажатая нота выше, сместите точку отхода струны от порожка немного назад. И наоборот — если зажатая нота ниже, сместите эту точку вперед, в направлении резонаторного отверстия. В итоге у вас должно получиться нечто наподобие того, что получилось у меня (см. Фото 6 ). Не отчаивайтесь, если вам придется ослаблять и снимать струны, подпиливать порожек, вновь натягивать струны, настраивать их и перепроверять мензуру пять, десять или даже сто раз. Это вполне нормально.

И в завершение

Как только вы победите мензуру, снимите струны последний раз, выньте порожек и отполируйте его наждачной бумагой зернистостью 400, а затем протрите мягкой тряпочкой. Установите струны и настройте их. Вы справились!

Этот процесс сложен и требует навыка и опыта, но ведь ради двенадцатиструнной гитары, строящей на всех ладах, стоит и попотеть! А вы как считаете?

А что делать, если струна на акустической гитаре не строит на 12 ладу?

Источник

Читайте также:  Как назывались первые ноты
Оцените статью