Овчинников вячеслав ноты для
Уважаемые участники группы, здесь Вы можете рассказать, какие ноты музыки В.Овчинникова Вы ищете. В нашей группе есть его родственники, которые могут попытаться что-то попросить у самого автора!
Здесь будем вести список того, что хотим увидеть в нотном варианте:
♩ Пьеса к фильму «Каток и скрипка»
♩ «Вокализ» для хора
♩ «Напев» для скрипки и фортепиано
♩ Партитура сюиты к «Войне и миру» (можно и отдельные номера)
♩ Партитура сюиты к фильму «Они сражались за Родину»
♩ Партитура музыки к фильму «Степь»
Моя мечта – увидеть ноты сюиты музыки к фильму «Война и мир», а также «Они сражались за Родину», «Степь». Если что-то из перечисленного не издано – может быть, их получится как-то отсканировать? Во-первых, это был бы роскошный подарок всем поклонникам творчества В. Овчинникова, т.к. большая часть людей любят именно его киномузыку. Во-вторых, может быть сейчас, когда в группу может зайти любой дирижер (при желании), эти ноты были бы как нельзя кстати: а вдруг начали бы исполнять?!
Источник
yarodom
Мы родом .
Летопись: Люди, места, события, свидетельства
Голос всемирной мощи
На кончину великого русского композитора Вячеслава Овчинникова / Некрологи
4 февраля на 83-м году жизни в Москве скончался композитор и дирижер народный артист РСФСР Вячеслав Александрович Овчинников. © Ещё ушедшие известные люди
Кто-то сравнивал облик этого уроженца Воронежа с бетховенским. А. Хачатурян и Д. Шостакович считали В. Овчинникова самым ярким представителем своего поколения. Шостакович в одном из ранних писем к Вячеславу Александровичу пророчески предсказал ему великое будущее. О феерическом музыкальном старте Овчинникова в ранней молодости — скажем ниже. А начнем с того, что музыкант известен во многих странах; прежде всего, конечно, благодаря музыке кино. Чего стоит лишь перечисление имен режиссеров и названий картин, в которых одним из главнейших героев стала потрясающая музыка Вячеслава Овчинникова! «Каток и скрипка» (1958), «Иваново детство» (1962) и «Андрей Рублев» (1966) Андрея Тарковского; «Долгая счастливая жизнь» (1966) Геннадия Шпаликова; «Мальчик и голубь» (1961), «Первый учитель» (1965) и «Дворянское гнездо» (1969) Андрея Кончаловского; «Война и мир» (1962–1967), «Они сражались за Родину» (1975), «Степь» (1977), «Борис Годунов» (1986) Сергея Бондарчука; «Это сладкое слово свобода» (1972) и «Авария» (1974) Витаутаса Жалакявичюса; «Пришел солдат с фронта» (1971) Николая Губенко. Его музыка сопровождает около сорока кинолент, и запись музыки к ним мастер осуществлял сам.
Уверяют, что в 1962–1966 гг. Овчинников прямо-таки жил на «Мосфильме». В газете «Советская культура» даже вышла статья под названием «Пять лет добровольного заключения на “Мосфильме”».
Беспрецедентно также музыкальное озвучивание композитором немых фильмов «Земля», «Арсенал» и «Звенигора» Александра Довженко в 1971–1973 гг. Цитируем племянницу Овчинникова, писателя Елену Черникову (Москва): «Черно-белые шедевры немого кино Довженко словно заговорили — и все это благодаря музыке, виртуозно вошедшей буквально в каждый кадр, во все планы. Музыка Овчинникова (созданная им по предложению Ю.И. Солнцевой, вдовы режиссера) стала полноправным героем первого ряда. … Таких экспериментов история киноискусства не знает. С. Бондарчук как-то сказал: “Овчинников дал вторую жизнь фильмам Довженко. Его музыка стоит на уровне самих фильмов”. Именно эту музыку Овчинников считал самой сильной своей работой в кино».
Композитором создано множество произведений в разных жанрах. Это — оперы «Маскарад» и «На заре туманной юности», балеты «Суламифь», «Война и мир» и «Песнь Песней», а также четыре симфонии, несколько ораторий, сюит, симфонические циклы и одночастные симфонические пьесы, камерно-инструментальные и концертные, хоровые и вокальные произведения, в том числе романсы на стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Кольцова, А. Майкова, А. Блока. В некоторых его сочинениях мы слышим музыку в характере церковных песнопений.
Произведения В. Овчинникова, в том числе и киномузыка, были записаны крупнейшими фирмами грамзаписи Японии, США, ФРГ. На виниловых пластинках фирмы «Мелодия» в ХХ в. выпускались его оркестровые сюиты, симфонии, «Элегия памяти С. В. Рахманинова», «Русский вальс», симфоническая поэма «Фестиваль», а также обширные записи мирового классического наследия в исполнении Овчинникова как дирижера.
А. Кончаловский считает, что «мировая культура себя обкрадывает, недооценивая музыку замечательного Славы Овчинникова».
Но что нам до мировой культуры, когда и в современной России записей музыки Вячеслава Овчинникова — практически не найти, а на цифровых носителях их вообще нет.
Свое отношение к современному состоянию отечественной культуры композитор, признававшийся, что не умеет играть по новым, коммерческим правилам, сформулировал внятно: «К сожалению, в последнее время часто приходится сталкиваться с обычными коммерческими играми, к которым я не могу относиться серьезно. Нам показывают ничем не выдающегося музыканта и уверяют, что он гений. Так о нем говорят репортеры, купленные люди, намеренно искажающие критерии, при помощи которых вы можете оценить истинное искусство». И еще: «Жизни музыкальной мы почти не видим, потому, как она вытеснена двумя тенденциями, ничего общего с музыкой не имеющими. Одна из них — разложение музыкальной культуры посредством пропаганды и распространения продукции давно отживших, чисто умозрительных европейских школ. Через них — компрометация серьезного музицирования, а также увод слушателя в сферы оболванивающей поп-культуры как естественного заполнителя образовавшегося духовного вакуума. Вторая тенденция — построение системы образования по принципу замалчивания великой музыкальной классики или преподнесение ее в искаженном виде (например, перевод произведений классического или народного искусства в другой жанр).
Хотя видимость активной культурной жизни существует».
* * *
В своих воспоминаниях о совместной работе над фильмом «Война и мир» кинорежиссер С. Бондарчук характеризовал В. Овчинникова как «необыкновенно талантливого музыканта и композитора, в котором удивительным образом сочетаются наивность и самоуверенность, житейская безалаберность и творческая дисциплина. Но над всеми делами и заботами стоит адская работоспособность и неиссякаемая жажда творить, писать, дирижировать. В этом своем желании он поистине неистов… Вячеслав Овчинников ради дела пренебрегал всем: отдыхом, встречами с друзьями, сном. Он покорил меня своей фанатичной привязанностью и любовью к искусству. Он сам дирижирует оркестром, и его требовательность была просто фантастической».
Выпускница Сибирской академии музыки им. Д. Хворостовского Алена Пятакова в дипломной работе «Симфоническое творчество Вячеслава Овчинникова», написанной в 2010 г. под руководством кандидата искусствоведения, профессора Ирины Ефимовой (Красноярск), напоминает нам, что исключительная музыкальная одаренность будущего композитора поначалу была подмечена и поддержана матерью — самой красивой женщиной, по словам ее сына (впрочем, так считали многие). С пятью классами образования, она тем не менее была очень образованным человеком, страстно влюбленным в искусство, и знала «литературу, музыку, родной язык так, как не все академики знают». Она первая пробудила в своих детях любовь к музыке, и не удивительно, что ее сын стал сочинять музыку в раннем детстве, которое пришлось на тяжелое военное время, проведенное в эвакуации в Николаевске-на-Амуре. Об этом времени в памяти композитора сохранились яркие воспоминания, которые приводим по интервью, данному композитором исследовательнице его творчества А. Пятаковой: «Я начал сочинять очень рано, когда еще нот не знал. Я сам себе ноты придумывал. “Большой вальс” смотрели с мамой сто раз. Я и сейчас не могу без слез смотреть этот фильм: очень красиво он сделан.
В девять лет я впервые записал свою музыку, первые три произведения: “Грезы”, “Маленький вальс”, “Мазурку” — ту самую, которой начинается 3-я серия “Войны и мира”».
То есть с самого раннего детства Вячеслав Овчинников заявил о себе как о гениально одаренном музыканте, легко и быстро овладевшем игрой на скрипке и рояле, впервые вставшим за дирижерский пульт еще в десятилетнем возрасте — музыканте с врожденным, «необыкновенным слухом и памятью». Недаром о его уникальных способностях в консерватории ходили легенды.
Становлению Овчинникова как личности и как композитора, подчеркивают музыковеды, немало способствовало тесное общение со многими выдающимися деятелями русской культуры. Среди них — дирижеры А. Гаук и А. Жюрайтис, священник В. Шпиллер (отец дирижера И. Шпиллера), режиссер С. Бондарчук, профессор Московской консерватории С. Богатырев и композитор Т. Хренников; семьи академика Н. Зелинского и художника И. Глазунова, семьи Михалковых и Кончаловских, с которыми у Вячеслава Александровича сложились близкие, почти родственные отношения (Наталью Петровну Кончаловскую он называл своей «второй мамой» и подолгу жил у Михалковых), художник С. Присекин.
Композитор признавался, что от увлечений додекафонией, авангардом его отвел художник Илья Глазунов, с которым они вместе совершали поездки в Ленинград и Троице-Сергиеву лавру. По свидетельству Глазунова, Овчинников говорил: «Я всегда буду благодарен тебе и Нине, что вы вырвали меня из объятий сатаны».
Важно сказать, что вместе с Глазуновым и другими выдающимися деятелями науки и культуры Овчинников включился в битву за сохранение подлинного исторического облика Москвы и за восстановление храма Христа Спасителя. Об этом читаем в одном из интервью композитора: «В ту пору, когда я уже был членом совета при ГлавАПУ, вместе с режиссером Юрием Белянкиным приступил к работе над юбилейным фильмом о писателе Леониде Леонове, к которому я писал музыку. И когда она была написана, а Георгий Свиридов восторженно отозвался о ней, мне открылись дополнительные возможности заглядывать в спецхран Гостелерадио.
Внушил Белянкину мысль, что эти кадры нужно включить в фильм, поскольку в нем Леонид Леонов гневно говорил о разрушении Москвы, и они могли служить тому прекрасным подтверждением. Тем более что тот хроникальный материал никогда ранее не использовался. Но при просмотре фильма руководством Гостелерадио обнаруженные мною кадры вызвали переполох, и фильм был отправлен на полку, где пролежал целых 10 лет до следующего юбилея Леонова. Теперь те кадры мы часто видим в разных телевизионных программах, но кроме кадров с Кагановичем. А первыми людьми, которым я показал обнаруженную хронику, были Илья и Нина Глазуновы, которые потом стали продвигать эту киноинформацию по общественным кругам, чтобы наглядно продемонстрировать суть деяний “реконструкторов” Москвы. Но тогда, смотря со мной и Ю. Белянкиным кадры хроники, они были ошеломлены. И Нина, крестясь, твердила сокрушенно: “Боже, не ведают, что творят; не ведают, что творят”. Увы, те, кто это творил, все прекрасно ведали».
* * *
Е. Черниковой найдена весьма удачная метафора, отчасти проясняющая нам музыкальную натуру Овчинникова, которая определяется парадоксальным сочетанием пламенного сердца и «ледяного» разума:
Глубоко прав А. Кончаловский, утверждающий, что у Овчинникова нет заимствований какого-либо стиля, что он весь соткан из русской и европейской культур.
Добавим, что космизм Овчинникова имеет как «внутренний», русский лирический характер, так и «внешний» — всеобщий, если угодно, коллективный, и национальный, и всемирный. Его сочинения — словно уловленные гением мировые музыкальные константы, ретранслируемые нам из великого пространства.
Доцент кафедры истории музыки Красноярского государственного института искусств Валентина Чайкина комментирует нам в частной переписке: «Вся музыка в фильме “Дворянское гнездо” прекрасна. Но особенно я люблю тему, которая звучит в самом начале фильма, начинаясь перед титрами. Она потом неоднократно возвращается. Исследователь музыки Овчинникова И. Ефимова называет эту тему темой России. В фильме эта тема впервые звучит на словах Федора Лаврецкого (когда он едет к Калитиным): “Неужели я вернулся? Неужели я — дома? Если счастье без любви невозможно, то видно ни покоя, ни воли не может быть без Родины? Нет, человек положительно — гораздо большее растение, чем он сам предполагает. Растение с корнями не может жить вырванным из родной почвы! А если так, то еще не все потеряно!».
И музыка Овчинникова к кинофильму «Война и мир» — это произведение конгениальное, равное по масштабу титанической глыбе, содеянной гением Бондарчука).
Лет десять назад в журнале «Подъем» Е. Черникова опубликовала замечательный очерк «Музыка Вячеслава Овчинникова», который сам маэстро после публикации воспринимал уже как свою визитную карточку. Публицист рассказывает об одном из эпизодов, связанных с утверждением на высоком политико-административном уровне композитора к «Войне и миру»: «Сюжет: окончательный разговор на коллегии министерства — кто же будет писать музыку к эпопее. Ведет заседание Е. Фурцева, министр культуры. У Овчинникова уже написаны мазурка, батальные сцены, вальс, еще несколько номеров, — собравшиеся прослушали, понимают, что это. Понимают и маршалы, приглашенные к обсуждению, и министры, деятели всех флангов, от мнения коих зависел вопрос. Музыкальные номера всем нравятся чрезвычайно. Но — молодость! даже консерваторию еще не закончил. Что скажете, молодой человек, в свое оправдание? “Возразить трудно, — сказал Овчинников, — но когда мы вспоминаем Пушкина, Лермонтова, Веневитинова. ” Аргументы сильные, но кажутся недостаточными. Но ведь он дирижер!
…Позже в одном из интервью, вспоминая эпопею, Овчинников скажет: «Достоинства Бондарчука можно перечислять долго. В шутку мы называли его Петром I. Никита Михалков хорошо о нем сказал: “В кинематографе он создал свою страну”. Ведь в советское время в отношении русской культуры был своеобразный геноцид. Слово “русский” запрещалось произносить: все, что было русским, называлось советским. С Бондарчука мы начали говорить о русской культуре, русском кинематографе».
В картину «Война и мир», рассказывает та же свидетельница, вошло семь часов музыки из написанных тринадцати; для всех картин Овчинников писал с избытком, несмотря на то, что гонорар в те годы выплачивался только за 31 минуту киномузыки на полнометражный фильм; остальное — подарок композитора. В начале 1990-х Вячеславу Александровичу понадобились оркестровые голоса, по которым он собирался восстановить некоторые партитуры. Зашел в архив библиотеки: чисто и тихо. И узнал страшное: все его ноты исчезли, старый архив более не существует, уничтожен за давностью.
* * *
Необходимо сказать хотя бы несколько слов о некоторых творческих вехах в биографии этого мастера, народного артиста России, члена Европейской академии кино и телевидения, Действительного члена национальной Академии кинематографических искусств и наук, члена Союза кинематографистов России, члена Союза композиторов России, неоднократного председателя и члена жюри престижнейших всесоюзных, Всероссийских и международных конкурсов симфонических дирижеров, камерных и симфонических оркестров, скрипачей, альтистов, виолончелистов, пианистов.
Существует сайт, посвященный творчеству Овчинникова. Вячеслав Александрович родился 29 мая 1936 г. в семье военнослужащего, в 1945 г. поступил учиться по классу скрипки в музыкальную школу. В семье было четверо детей — три девочки и один мальчик и, несмотря на трудности послевоенных лет, все дети обучались музыке. В это же время он начал сочинять и исполнять публично свои произведения. Параллельно овладел и фортепьяно так, что на показательных концертах школы выступал в нескольких амплуа. Семилетний курс прошел за пять лет, окончил школу с отличием и по настоянию В. Бронина и Д. Ойстраха уехал в 1951 г. на учебу в Москву, где, преодолев конкурс в тридцать человек на место, поступил в музыкальное училище при московской консерватории им. П.И. Чайковского в класс свободного сочинения доцента Е.О. Месснера.
Он совершенствовал мастерство и как пианист, и в 1955 г. окончил училище автором двух симфоний для симфонического оркестра. В том же году поступил в Московскую консерваторию в класс свободного сочинения профессора С.С. Богатырева, а в классе профессора Л.М. Гинзбурга обучался дирижированию. В 1962 г., в связи с кончиной проф. Богатырева, обучение продолжил в аспирантуре в классе профессора Т.Н. Хренникова.
В годы учебы В. Овчинников создал произведения, сразу же принесшие ему широкую известность в СССР и за рубежом, побеждал во всех Всесоюзных и Всероссийских конкурсах, в которых принимал участие. Его камерные произведения для скрипки и фортепьяно часто звучали на международных конкурсах исполнителей, а на III конкурсе им. П.И. Чайковского в Москве соната В. Овчинникова для скрипки и фортепиано стала обязательным произведением.
Произведения студента Овчинникова исполняли всемирно известные музыканты: Давид и Игорь Ойстрахи, Леонид Коган, Эмиль Гилельс, Владимир Ашкенази, Олег Каган, Наталия Гутман, Алексей Наседкин, Марина Мдивани, Жан Тер-Мергерян (Франция), Екко Сато (Япония), Дмитрий Сахаров, Эрик Фридман (США), Евгений Малинин, Нина Бейлина (США), Олег Крыса, дирижеры: Александр Гаук, Геннадий Рождественский, Альгис Жюрайтис, Неэме Ярви (Швеция), Элишка (Чехословакия), Максим Шостакович, Эмин Хачатурян, Иван Шпиллер, Геннадий Проваторов и другие.
Поразительна рассказанная Е. Черниковой история с одночастной Симфонией № 1 ми бемоль минор. «Написанная еще в годы учебы в Музыкальном училище им. П. И. Чайковского (при консерватории) в середине 1950-х, она принесла автору молниеносную и оглушительную славу после первого же публичного исполнения в декабре 1960 г., состоявшегося в знаменитой Первой студии на ул. Качалова (Малая Никитская) в Москве, в Доме звукозаписи (ГДРЗ).
(Такое было в истории музыки один раз — когда Брамс представил публике свою знаменитую Симфонию № 3. Исполнявший ее дирижер Ганс фон Бюлов повторил симфонию целиком.)
Но А. Гаук сказал публике: “Приходите на следующее исполнение!” В тот день, собственно, и С. Бондарчук впервые увидел В. Овчинникова.
Сочиненная девятнадцатилетним юношей, Симфония № 1 мистически втянула в свои двадцать четыре минуты многовековую русскую историю. … Русской музыке, долго бродившей под спудом, требовался новый голос всемирной мощи, такой, чтобы больше никогда ни у кого вопросов не возникало: особая страна или не особая, есть у русскости свое значение или нет. Требовалось явление, манифестация, ясный, проникновенный и, главное, гениальный голос. И голос появился. Овчинников в своих первых же симфониях напомнил миру, что русское в культуре нашей страны имеет планетарное значение, потому что благие, животворные токи Божественного изливаются на Землю, прежде всего, через Россию».
Почти одновременно была написана Симфония № 2. С ней Овчинников поступал в 1955 г. в Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского. Рассказывают, что профессор А.Н. Александров, прослушав сочинение абитуриента, обратился к комиссии и залу: «Что же он дальше будет делать. ».
Учить гения было нечему. Он мог только саморазвиваться. В 1957 г. его симфонической поэмой «Фестиваль» открывался VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве — в Большом зале консерватории дирижировал Альгис Жюрайтис.
Дебютом в качестве дирижера стал для В. Овчинникова концерт в Колонном зале Дома Союзов в 1973 г.: на вечере, посвященном 100-летию С. Рахманинова, Овчинников исполнил свою «Элегию памяти Рахманинова» для хора, оркестра и сопрано. До сих пор очевидцы вспоминают тот концерт: «крики восторга, слезы, горы цветов на сцене, громадная очередь в артистическую. ».
С тех пор В. Овчинников много концертировал как дирижер, пропагандируя не только свою музыку, но и произведения мировой классики. Концерты его проходили в лучших залах страны, с лучшими оркестрами и при постоянных аншлагах.
В декабре 2017 г. в Большом зале Воронежской специальной музыкальной школы (колледжа) состоялся Первый открытый конкурс юных музыкантов имени В.А. Овчинникова.
Верно замечено, что вопреки лукавому духу времени, в котором гению суждено было жить, он не желал измерять ценности в ценах, диктуемых ярмаркой тщеславия; не маршировал в ногу; не боялся прослыть отсталым традиционалистом и не стыдился уз кровного родства, связывающих его творчество с культурой своего народа, — уз, которые и образуют то, что называется духом народа. Это и есть живая связь музыки, созданной нашим современником, с классическим наследием русской музыкальной культуры.
По нашей просьбе воспоминания о гении в эти скорбные дни прислала из Красноярска И. Ефимова: «С музыкой Вячеслава Овчинникова я впервые познакомилась в фильме А. Тарковского “Андрей Рублев”. Звучание хора в последней новелле — “Колокол” — вызвало потрясение. Это был голос соборной души Руси, души, духовно преображенной. Никакой псевдоправославной сусальности, никаких цитаточек из церковной музыки; современный, довольно сложный музыкальный язык. И при этом все же то был голос души народной, прозревающей сквозь трагизм земной судьбы суть бытия и обретшей нерушимую веру, надежду и любовь.
Потом была музыка в “Войне и мире” и “Борисе Годунове” С. Бондарчука, в “Дворянском гнезде” А. Кончаловского. И здесь тоже выразилась каким-то таинственным образом русская душа во множестве ее граней. Музыка чарующая, будто омывающая душу волнами любви — земной и небесной одновременно.
О личной встрече с таким Музыкантом даже не мечталось. Однако она состоялась. Чудо! Вместо запланированного поначалу десятиминутного делового разговора получилась беседа по душам. Девять часов пролетели незаметно. Передо мной предстала уникальная Личность с абсолютно ясным пониманием всего происходящего и в постперестроечной России, и в мире; с незыблемым убеждением в обреченности человечества, отказавшегося от своего духовного призвания.
Думается, что без сожаленья он покинул и мир сей, где уже нет места для любимой им Руси-России, а значит, и для созданной им музыки: скорее всего, она не будет “востребована” здесь. Но ТАМ она останется навсегда как песнь-молитва преображенной Светом русской души».
Завершая наше совместное приношение русскому гению, обратимся к суждению Е. Черниковой, высказанному в ее радиопрограмме «Современники»: «Если коротко обрисовать кредо, которое всеми средствами отстаивал и в те, и в дальнейшие годы Вячеслав Овчинников, мы опять вернемся к образу России и небесного ее звучания. Россия для него важнее всего на свете, а почему — это уж надо слушать его музыку. Народ прекрасно понимает каждую его ноту. Стоило, скажем, по радио из Москвы передать всего несколько произведений по случаю 70-летия композитора, как полетели письма слушателей, демонстрирующие понимающую любовь и тоску по этой музыке, не исполняемой на родине».
Из упомянутой радиопрограммы приведем в заключение два высказывания: «Послушав музыку Овчинникова хоть раз, мы всю жизнь чувствуем, как кружится в целомудренном вальсе вымышленная Львом Толстым тоненькая девочка, которая вот-вот влюбится в князя Андрея, и пусть все летит к небу, и пусть мир перевернется, но мы так любим, и эта любовь, высказанная мелодией, впечатывается в нас как один из самых мощных русских культурных кодов» .
Отпевание Вячеслава Александровича Овчинникова состоится в десять часов утра 8 февраля в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке в Москве. Похоронен русский гений будет на Троекуровском кладбище.
Источник