Overdrive гитара что это такое

Overdrive, Distortion, Fuzz: чем отличаются эти гитарные эффекты?

Введение

В начале 40-х годов прошлого столетия блюзовые гитаристы практически выворачивали наизнанку свои усилители, заставляя их работать на пределе для того, чтобы получить мощное искаженное звучание. И хотя первые попытки исказить звук были открыты во время попыток играть так громко, насколько это возможно, иногда без всякой логичной причины, а иногда – вынужденно, чтобы быть слышным в шумной аудитории и среди других членов ансамбля, благодаря таким джазовым легендам, как Чак Берри, «музыкальный» перегруз получил международное развитие и стал использоваться опытными гитаристами, как элемент музыкального искусства.

С увеличением популярности рок-музыки в начале 60-х увеличился и спрос на усиление, так как в этот период искажение звука было адаптировано и для рок-сцены. Такие гитаристы как Эрик Клэптон (Eric Clapton) со своим фендеровским усилителем, Рори Галахер (Rory Gallagher) с Vox и Джефф Бэк (Jeff Beck) со своим Marshall и многие другие повлияли на развитие и создание мощных примочек и эффектов для гитары.

Сегодня существует огромное множество устройств для обработки звука, а гитаристы комплектуют целые, так называемые, педалборды, в которых собирают все свои самые любимые эффекты. С появлением новых более мощных и удобных педалей эффектов появилось больше возможностей «музыкального» искажения звука, нежели родной перегруз усилителя. Overdrive, Distortion, Fuzz – это классические варианты гейновых эффектов, которые по сути преследуют одну и ту же цель искажения звучания электрогитары, однако имеют значимые отличия.

Читайте также:  Милость мира почаевская ноты

Предлагаем более подробно рассмотреть отличия этих гитарных эффектов, ведь каждая из них имеет свой уникальный музыкальный оттенок.

Overdrive

Если добавить мощности, гейна (gain) ламповому усилителю, то получится перегруженный, но естественный звук с теплыми обертонами. Простыми словами — эффект овердрайва имитирует перегруз лампового усилителя. Но если раньше такой эффект достигался за счет увеличения громкости и перегруза, то сейчас овердрайвовые педали позволяют искажать звук на приемлемом уровне громкости, добавляя лишь классические «хрустящие» оттенки, мягкие и натуральные.

Стиви Рэй Вон (Stevie Ray Vaughan) был хорошо известен использованием классического овердрайва Ibanez Tube Screamer в создании своего фирменного звучания. Эдди Ван Хален (Edward van Halen) использовал Boss SD-1, который дает звук характерно-лампового эффекта Overdrive.

Еще один вариант естественного перегруза – использование бустеров (booster). По сути, это тот же эффект overdrive, однако, если овердрайв вносит изменения в исходное звучание гитары, то бустер сохраняют исходный характер звучания усилителя и гитары, делая его лишь громче и нагруженнее. Поэтому многие музыканты используют бустеры для того, чтобы “подогреть”, выделить отдельные фрагменты композиции.

Это хороший вариант для тех, кто не любит примочки и потратил много времени и денег в поисках усилителя своей мечты, поэтому просто хочет усилить и подчеркнуть то, что в нём уже есть. К примеру педаль Spark Mini Booster даёт возможность увеличения уровня выходного сигнала на 20 дБ.

Distortion

Педали дисторшена имитируют звук сильно перегруженного лампового усилителя. При этом звучание получается более плотным и менее естественным, сустейн становится дольше. В сравнении с овердрайвом, амплитуда звуковых волн при дисторшне обрезается силнее и оттенок сигнала получается более четким. Такое звучание характерно для рок-музыки и металла.

На схеме видны отличия в амплитуде звуковых волн при эффекте овердрайва и дисторшна. Как видно из графика, происходит так называемый клиппинг сигнала, синусоида обрезается, из-за этого звук приобретает характерную резкость. Только в случае с овердрайвом эффект достигается его «мягким» ограничением по амплитуде, а в дисторшне более резким. Синим показан оригинальный сигнал, красным — дисторшн, желтым — овердрайв.

Например, Рэнди Роадс (Rhandy Rhoads) и Даймбэг Даррел (Dimebag Darrel) использовали педали MXR Distortion Plus. Несмотря на то, что это дисторшн, она больше напоминает овердрайвовую педаль. Стив Вэй (Steve Vai), Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen) и Джо Сатриани (Joe Satriani) предпочитают Boss DS-1.

Фузз педали являются одними из самых старых среди дисторшнов и стали популярны в расцвете психоделического рока в 60-х годах. По звучанию педали больше напоминают колючий звук неисправного усилителя в комбинации с большим количеством обертонов, которые в результате дают такой рыхлый и колючий дисторшн. По-другому описать Fuzz очень сложно, поэтому лучше один раз его услышать.

Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) был известен использованием примочки Fuzz Face, которая является одной из самых популярных.

Источник

Овердрайв (Overdrive) — искажение сигнала

Что это за эффект — овердрайв? Какой принцип действия устройства? Применение, исполнители, примеры устройств. Об этом и многом другом в этой статье.

Овердрайв (Overdrive)

Эффект, который решил различные недостатки fuzz, о которых мы писали вот в этой статье ⇒ ФУЗЗ , стал его деликатный собрат overdrive (буквально: переутомление, перегрузка).

Что это за устройство — overdrive?

Это электронное устройство, по сути, представляет собой форсирующий усилитель с настолько большим коэффициентом передачи и низкой перегрузкой, что уже при игре в нюансе mezzo-forte (умеренно громко) не линейные искажения могут достигать 100 %, и прибор ведёт себя подобно триггерному преобразователю. Зато в pianissimo (очень тихо) звучание может быть вовсе не искажённым, и это делает данную обработку управляемой и гибкой.

Проще говоря если добавить гейна (gain) мощности, ламповому усилителю, то получится перегруженный, но естественный звук с теплыми обертонами. Поэтому можно сказать, что эффект овердрайва имитирует перегруз лампового усилителя.

Принцип действия

Звуковой эффект искажает сигнал путём его «мягкого» ограничения по амплитуде (фото ниже).

То есть верхушки сигнала (в данном случае синусоиды) обрезаются не ровной линией, а плавными скруглениями (soft clipping ). Из-за такого «мягкого» ограничения выходной сигнал начинает искажаться пропорционально уровню входного сигнала. Что это даёт?

При применение овердрайв для обработки гитарного сигнала можно подчеркнуть динамику звучания. Кроме этого от силы удара по струнам будет меняться и искажение гитарного сигнала. Именно поэтому гитаристы часто используют данный эффект, так как он гибкий и управляемый, в отличие от fuzz и дисторшна.

Применение

  • При «живом» исполнение в основном употребляется для обработки гитарных сигналов
  • В студийной записи возможно намеренное искажение различных тембров: одноголосных звучаний, инструментальных, в том числе и вокала, чтобы добавить агрессии, отчаяния, коварства и т. п., а также добавить легкие хрипы и сипения встречающиеся в коммерческой музыке.
  • Возможности искажения ещё больше расширяются при предварительной подготовке музыкального материала (исключение призвуков, усиление атаки, конкретизация окончания, сжатие динамического диапазона)

Исполнители

Среди известных исполнителей, применяющих этот звуковой эффект можно выделить Стиви Рэй Вона (Stevie Ray Vaughan). Его фирменное звучание обязано использованию классического овердрайва Ibanez Tube Screamer.

Также можно выделить всем известного Эдди Ван Халена (Edward van Halen) и его звук характерно-лампового эффекта Overdrive, образованного с помощью Boss SD-1.

Устройства

Сейчас педали позволяют искажать звук на приемлемом уровне громкости, добавляя лишь классические «хрустящие» оттенки, мягкие и натуральные, в отличие от увеличения громкости и перегруза раньше.

Кроме уже упомянутых устройств Ibanez Tube Screamer, Boss SD-1, можно отметить также:

Еще интересный вариант естественного перегруза – это применение так называемых бустеров (booster). Его отличие в том, что он не вносит изменения в исходное звучание гитары, а сохраняют исходный характер звучания усилителя и гитары, но делает его громче (нагруженнее).

В настоящее время успешную обработку звука можно производить цифровыми искажателями сигналов.

Цифровые overdrive

В цифровых устройствах — плагинах VST существует много вариантов и эмуляций различных искажений Overdrive.

Среди основных параметров в этих плагинах можно встретить следующие:

  1. Drive — регулирует степень искажений
  2. Balance, Mix, Dry/ Wet — соотношение выходного и обработанного сигналов в выходном миксе
  3. Input, Output — уровень сигнала (входного, выходного).
  1. Эквалайзер (2,3,4 — полосный). Пример 3-х полосного: Bass, Mid, High. Пример 4-х полосного: Low, Low Mid, High Mid, High. Возможность обрабатывать сигнал в каждой выбранной полосе.
  2. Различные имитации, например имитация искажений сигнала в громкоговорителе.

Спасибо, что читаете New Style Sound ( RSS-лента ). Подписывайтесь на новости или RSS и делитесь статьями с друзьями. Что такое RSS ( читать ). Скачивайте также бесплатные плагины на сайте.

Источник

Как работает овердрайв? Подробный разбор эффекта

Когда вы хотите, чтобы ваша гитара звучала перегруженно, но естественно, с теплым «ламповым» эффектом, вам наверняка порекомендуют использовать педаль overdrive. В этой статье мы разберемся, как она работает.

Звуковая волна

Если вспомнить уроки физики, можно представить, как выглядит звуковая волна — в виде плавной синусоиды, которая колеблется в определенном диапазоне. Если ограничить амплитуду звука, верхние и нижние концы синусоиды на графике будут «прижаты» к оси (овердрайв) или обрезаны (дисторшн). Ограничение по амплитуде у овердрайва мягкое — острые верхушки синусоиды превращаются в плавные закругления.

Принцип действия

Ламповые овердрайвы искажают звук, перегружая лампы в усилителе. Чем больше каскадов ламп используется, тем более сложным и «толстым» получается звук. Звук звучит острее, в нем больше атаки.

Транзисторные овердрайвы дают более мягкий и глухой звук. В них используются кремниевые диоды, которые подключаются встречно-параллельно в цель обратно отрицательной связи усилителя.

Как это звучит

В результате обрезки отсечение становится более мягким и исходный тембр звука сохраняется. При мягком ограничении звука степень ограничения прямо пропорциональна уровню входного сигнала. Это значит, что овредрайв может не проявляться, когда вы играете легкой атакой, но с увеличением громкости искажение увеличивается, звук становится более «злым».

Как подключить

Устанавливайте педаль overdrive в средней части педалборда: за тюнером и «квакушкой», перед пространственными и модуляционными эффектами. Овердрайвы меняют гармоническую часть сигнала и усиливают его, поэтому их нужно использовать после педалей с низкими характеристиками шума.

Подключают овердрайв обычно к основному входу усилителя. Педаль можно использовать в качестве бустера, для повышения уровня громкости усилителя, не добавляя значительных искажений. Для этого нужно установить на педали низкое значение гейна (овердрайва) и увеличить выходную громкость. Регулятор тембра(тона) должен быть установлен по желанию, в зависимости от характеристик инструмента и характера самого овердрайва и усилителя.

Источник

А есть ли разница: чем отличаются гитарные эффекты дисторшн и овердрайв?

В этой статье мы постараемся ответить не только на этот вопрос, но и на такие как: под каким соусом их подавать, может ли один заменить другой и как ошибаются новички, выбирая «только overdrive» или «только distortion».

Есть мнение, что дисторшн — это примочка для экстремалов, а овердрайвом балуются в основном блюзмены и джазовые музыканты. В то же время большинство начинающих гитаристов не может отличить один от другого на слух. Так есть ли принципиальная разница? Ответ: да, есть.

Немного теории

Если посмотреть на график звуковой волны, мы увидим мягкую синусоиду. И овердрайвы, и дисторшны ограничивают звуковой сигнал гитары по амплитуде. Проще говоря— срезают «шапочки» синусоиды. Когда звук доходит до точки среза, мы слышим искажение или «перегруз». Но два эффекта делают это по-разному:

— дисторшн режет по живому, оставляя плоские вершины,

— овердрайв прижимает пики, делая их менее острыми, чем у исходного звука.

Как это звучит

Overdrive позволяет играть с динамикой звука, он более отзывчивый к манере звукоизвлечения.

Distortion дает более сильную компрессию, уплотняя и сжимая звук, но при этом снижая его динамику.

Но это не все отличия. В зависимости от того, поступает ли сигнал с педали на чистый или грязный канал усилителя, возможны варианты. Например, рок-н-ролльный характер звука легко создать на основе педали и чистого канала, а для усиления перегруза пустить педаль на грязный канал.

  • На чистом канале дисторшн дает чуть больше перегруза, мощного и жужжащего звука. Эти педали заметно лучше дружат с чистым каналом.
  • На перегруженном канале обе педали накаливают звук, особенно сильно отсутствие динамики вы заметите на дисторшне.

Всё перечисленное выше справедливо при одинаковых настройках двух видов педалей. В то же время создать похожий на овердрайв эффект можно, накрутив определенным образом ручки педали distortion, а если добавить еще гейна, можно получить достаточно жужжащий звук. Если разобраться в принципе взаимодействия эффекта с усилителем, эти две педали могут заменять друг друга, и вы можете выбрать ту или иную, более привычную и удобную для вас, подходящую для вашего стиля, жанра, манеры игры.
А если вам потребуется помощь в ознакомлении с разными видами овердрайвов и дисторшнов, приходите в наш шоурум. В комфортной обстановке можно будет узнать особенности конкретных моделей, послушать и сравнить разные эффекты и вообще хорошо провести время в дружелюбной компании любителей окологитарного оборудования.

Источник

История гитарного звука. Часть первая. Овердрайв.

Дело было после войны. Европа приходила в себя от полного переворота в границах, идеологиях, приоритетах и умах. Советский Союз отстраивал разрушенное и без особой раскачки начинал готовиться к новым войнам. В США, на территории которых не взорвался ни один снаряд, тоже готовились, вкушая радость победы. На военных поставках и технологиях выросла экономика. У людей появились деньги — нужны были новые развлечения. В музыке лихорадочно искали новый звук.

Для нового звучания к 1947 году было готово почти все. Еще в 1931 году был запущен первый ламповый гитарный усилитель, объединенный в деревянной коробке с небольшим динамиком.

Эта модель мощностью 10 Вт продавалась в качестве аксессуара для Frying Pan («Сковородки») — первой серийной электрической гитары. Полное название инструмента — Electro A-22. Это было детище Адольфа Рикенбекера (Adolf Rickenbacker) — того самого, на чьих гитарах в 60-х будут играть Битлз.

Одного взгляда на «Сковородку» достаточно, чтобы понять, что музицировать на ней, сидя на стуле в хрестоматийной позе гитариста, будет явно не с руки. С плечевым ремнем — тоже не слишком удобно. В действительности она задумывалась, как гавайская гитара.

Напевные томные пассажи усиливались украшающим звук ламповым усилителем, мощность которого в следующие 15 лет так и не поднялась выше 10 Вт. Получалось тихо, красиво и мелодично. К 1947 году все уже поняли, что это — совсем не то, что нужно.

Именно в этом месте и в это нужное время и появился Лео Фендер (Leo Fender) — да-да, тот самый! — со своими гитарными усилителями. Гитарный комбик вроде Fender Deluxe 1953 года выдавал 18 Вт и звучал гораздо громче. Но главное было в другом.

Когда вы врубали усилитель «на полную», ламповый каскад усиления начинал работать с перегрузкой, создавая тот самый грязный ревущий саунд, который впоследствии получил название овердрайв. Запомним это слово — оно того стоит!

Забегая вперед, скажу, что именно этот гитарный эффект стал предтечей всех остальных эффектов, реализованных в бесконечных педалях и примочках, объединяемых в пады, стеки и реки — но обо всем этом позже.

Усилители Fender появились вовремя еще и потому, что накануне, в 1945 году, звезда свинга с уже не такого уж и дикого Запада, Джуниор Барнард (Junior Barnard), создал настоящий гитарный хамбакер. Он объединил два звукоснимателя и скоммутировал их, чтобы убрать гудение «наводки».

Хамбакер как раз и смог создавать сигнал, достаточный для перевода лампового каскада в овердрайв. Барнард играл яростно, рвал струны. Его гитара звучала жирно, грязно, громко — по крайней мере, если сравнивать это звучание с производимым до тех пор сладким треньканьем.

Его агрессивный стиль в сочетании с возможностями нового хамбакера и свежеоткрытой особенностью усилителя Фендера стал для молодых музыкантов той поры истинным голосом с небес.

Вскорости секрет получения этого замечательного саунда распространился почище коронавируса. К концу 1947 года уже даже самым ленивым стало известно, что получить звучание, как у Барнарда, можно просто проворачивая регулятор Fender Super до упора. Все, кто мог, купили гитарный комбик Фендера. А Фендер продолжал ковать свое железо — следующая версия его усилителя выдавала уже до 50 Вт.

Конкурирующие компании тут же поняли, насколько это круто — в смысле, для бизнеса. Этот новый формат, 50-Вт гитарный усилитель, менял всю молодежную музыку так же, как появление атомной бомбы — ход войны. Гитара из аккомпанирующего инструмента второго плана перешла на позиции непререкаемого солиста. Почва для появления рок-н-ролла была удобрена и вспахана.

В этот момент кто-то должен был выйти на сцену и сыграть — если не рок-н-ролл, то хотя бы буги! И этот человек нашелся. Многие мнения сходятся на том, что это был Гори Картер (Goree Carter), черный блюзмен из Хьюстона, начавший играть еще в 12 лет. С новым оборудованием он получил возможность громко заявить о себе (а тише было нельзя: вы же помните, что если ручка не до упора — овердрайва не будет).

Со своей группой The Hepcats, Картер быстро набрал популярность в Хьюстоне. В 1949 году Картер они записали «Rock Awhile» — композицию, которая считается первой известной записью гитары на овердрайве. И хотя кто-то из группы все еще пытался играть откровенный джаз, новый стиль произвел эффект разорвавшейся бомбы.

Наверное, в качестве иллюстрации стоит пересмотреть соответствующий отрывок из «Назад в будущее». Послушайте эту запись внимательно. Гитара Картера, грязная и точная, «порвала» звук всех остальных инструментов — о них и вспомнить нечего.

Стоит ли говорить, что новый звук отлично подошел к тогдашней американской стилистике, во главе которой стояли огромные мощные автомобили, все больше напоминавшие футуристические звездолеты. Звук тоже обречен был стать нереально-футуристическим и агрессивным.

Впрочем, окончательное понимание того, что искажения звука гитары станут частью стиля и источником популярности, пришло через еще несколько лет. Группа Ike Turner Kings of Rhythm (ее лидер — Айк Тернер, вошедший затем в многие чарты, списки и залы) приезжает на некое выступление и обнаруживает, что гитарный усилитель не в порядке. Согласно одним источникам, он промок под дождем в открытом багажнике, а по другим — упал из кузова, слегка повредившись об асфальт. Но делать нечего — надо играть.

Гитарист Вилли Кизарт (Willie Kizart) ведет свою партию — и параллельно он входит в историю. Гитара зазвучала совсем по-новому, непостижимо и завораживающе. С тех пор множество гитаристов, как это ни парадоксально, подружились с паяльником. Экспериментируя с искажениями, которые можно получить методом проб и ошибок, просто замкнув что-то или, наоборот, оборвав в готовом и исправном усилителе, любители пытались получить собственный звук. Наступало время, когда тембр и подача гитары во многом определяли весь стиль музыки, а уж группы — и подавно.

Параллельно менялись и подходы к конструкции самой электрогитары. Все началось с того, что наличие усилителя вызвало частое появление фидбека (feedback) — акустической обратной связи.

При большой громкости (а мы помним, что тише делать нежелательно) гитара «заводилась» — раздавался пренеприятнейший неуправляемый свист на резонансной частоте. Так называемые полуакустические гитары тех лет именно этому эффекту обязаны своими все более плоскими корпусами.

Еще один способ избежать возбуждения акустической обратной связи, изобретенный в те годы — пластиковый щиток, закрывающий нижние эфы.

Это потом акустическую обратную связь даже научились использовать на благо творческому замыслу, а почти полностью избавиться от нее удалось, применив конструкцию деки типа «доска».

Итак, к началу 50-х гитарный комплект для возникновения музыки, называемой общим термином рок-н-ролл, был, в общих чертах, создан.

Источник

Оцените статью