Ой бярозы ды сосны ноты

Песня «Будьте здоровы». История. Ноты. Видео

45 лет назад, 7 ноября ушёл из жизни советский композитор Исаак Исаакович Любан (1906—1975).

Песня «Будьте здоровы» Исаака Любана на стихи Адама Русака. История создания

Исаак Исаакович Любан (1906—1975), белорусский советский композитор, общественный деятель. Заслуженный деятель искусств БССР (1942).

Не всякая песня, будь она хитом из всех хитов, выдерживает испытание временем. Оно неумолимо бежит и меняет фаворитов в популярной музыке, невзирая на ранги и звания. Что уж говорить о застольных песнях… И тем не менее есть такая «долгожительница»!

«Бывайце здаровы, жывiце багата…» — вспомнили? Или есть еще кто-то, кто ни разу в жизни не слышал этой песни? Она настолько прижилась в народе, настолько органично срослась с ним, что подавляющее большинство считает ее старинной народной песней. Безымянным шедевром прошлого… Однако у этой песни есть авторы: композитор — Исаак Любан, поэт — Адам Русак.

Заглянем в историю, в те годы, когда родился этот застольный хит.

1937 год… Думаю, в представлении он не нуждается. Тяжелые времена. И все-таки в стране было множество веселых лиц, люди с оптимизмом смотрели в будущее. Верили, нужно еще совсем немного потерпеть, и произойдет что-то невероятно хорошее, всеобщее счастье и коммунизм не за горами! Власти искусно поддерживали такую атмосферу как бы предпраздничного настроя, изречение Сталина «Жить стало лучше, жить стало веселей!» стало лозунгом предвоенной эпохи.

Читайте также:  Лето пришло англия ноты

Советский кинематограф создавал красивые фильмы, далекие от реальности и больше похожие на сказки, но никто этого не замечал. Кино было доступным и дешевым развлечением, молодежь ходила на новые фильмы по несколько раз. Часто с определенной целью… Нет, не целоваться на последних рядах, а записывать новые песни! Кое-как, почти наощупь, в темноте зрительного зала. После сеанса тексты сверяли, девушки старательно записывали их в тетрадки-песенники, украшая страницы узорами, а потом песни разучивали и дружно пели на субботниках, на праздниках, да и просто вечерком на лавочке под аккомпанемент гармониста.

Адам Герасимович Русак (1904—1987), белорусский советский поэт-песенник и музыкант. Заслуженный деятель культуры Белорусской ССР (1964). Член Союза писателей СССР (1939). Автор слов песен «Бывайце здаровы», «Не за вочы чорныя», «Дзе ты, зорка мая», «Не шукай», «Лясная песня» («Ой, бярозы ды сосны, партызанскія сёстры»).

«Нам песня строить и жить помогает» — это были не красивые слова, а настоящие реалии жизни. Интерес к песням поощрялся и поддерживался на всех уровнях власти. На этой волне создавалось множество песен — как однодневок, так и качественных, задержавшихся на музыкальном небосклоне надолго. 11 января 1937 года главная газета страны — «Правда» — констатировала факт: «Страна поет, народ поет — это можно уже сегодня, в 1937-м, без всякого преувеличения сказать о каждом народе СССР».

Но белорусам повезло больше всех. Их неунывающее «Бывайце здаровы, жывiце багата…» услышал весь Советский Союз. И не только! Почему-то именно эту песню с особенным удовольствием любили транслировать за рубеж. Видимо, намекая, что у вас там хорошо, но у нас еще лучше!

Популярность песни росла фантастическими темпами, и Михаил Исаковский сделал перевод на русский язык:

Будьте здоровы,
Живите богато,
А мы уезжаем
До дому, до хаты.

Михаил Васильевич Исаковский (1900—1973), русский советский поэт, Герой Социалистического Труда (1970). Сборники «Провода в соломе» (1927), «Поэма ухода» (1930) — о современной деревне. В лирических стихах, многие из которых стали народными песнями («Прощание», «Катюша», «Огонек», «Враги сожгли родную хату», «Снова замерло все до рассвета»), — любовь к Родине, тонкое ощущение мелодики русской речи. Поэма «Сказка о правде» (опубликована в 1987) о хождении русского крестьянина за счастьем. Автобиографическая книга «На Ельнинской земле» (1969). Государственные премии СССР (1943, 1949).

Странный перевод получился, но с последней строчкой ничего не смогли сделать, потому оставили и русский «дом», и белорусскую «хату». Так песня и пошла в эфир — отражать «зажиточную жизнь советских колхозников», как гласили хвалебные рецензии. Пошла без указания автора слов (М. Исаковский фигурировал автором перевода, И. Любан — автором музыки), поэтому какое-то время считалась народной. Но в 1940 году на заседании Союза писателей БССР было доказано авторство А. Русака, отправлено официальное письмо переводчику и ошибку исправили. Однако к тому времени уже вся страна знала и распевала эту песню как народную, фольклорную.

Композитор Исаак Исаакович Любан (1906 — 1975 гг.) родился в Черикове (Могилевская область, Беларусь), сирота, воспитывался в школе-коммуне известного педагога-новатора П. Н. Лепешинского. Здесь активно участвовал в художественной самодеятельности и в 1925 году легко поступил в Минский музыкальный техникум, был отличником учебы. Первые песни начал писать еще в годы учебы. В последующие 10 лет написал около 100 песен и целый ряд совершенно неповторимых композиций на тему белорусских народных обрядов.

Поэт Адам Герасимович Русак (1904 — 1987 гг.) родился в деревне Песочное Копыльского района (Минская область, Беларусь). Семья была бедная, поэтому Адам рано начал зарабатывать на хлеб. Талант проявился с детства — отличный музыкальный слух в сочетании с поэтическим даром. Уже подростком сделал себе имя в округе, наравне со взрослыми музыкантами-самоучками играл на деревенских свадьбах, вечорках. Каждый раз импровизировал, создавал и комбинировал тексты, менял мелодии, постоянно обновляя репертуар. Разумеется, такой артист был просто нарасхват… Затем Адам учился в Минском музыкальном техникуме, где и познакомился с Исааком Любаном. А знаменитые строки были написаны им в 1936 году, уже во время работы в Ленинграде — в симфоническом оркестре Малого оперного театра.

Вот с таким багажом композитор и поэт пришли к созданию своего шедевра. Исаак как-то заглянул в Ленинграде в гости к другу, присмотрелся к душевным четверостишиям, посвященным родным местам — и мотив родился сам собой. Оба автора на тот момент были совсем молодыми — едва за 30 — и еще совсем не именитыми. Но вот смогли же создать такую нетленку! Утерли нос мэтрам.

В июне 1940 года в Москве проходила Первая декада белорусского искусства. Ошеломляющий успех «Бывайце здаровы, жывiце багата…» сделал песню никому не известных авторов музыкальной темой фестиваля. Прозвучала она и в финале — зал пел вместе с хором, со слезами на глазах, в атмосфере общего счастья и душевной гармонии. Эта песня смогла объединить под своим крылом все народы СССР!

А в 1941-м началась война… И актерские бригады повезли любимую всеми песню на передовую. Но у нее появились новые слова. И чтобы все знали текст, песню печатали на листовках, большими тиражами, раздавали в войсках, забрасывали даже на оккупированную территорию.

Вам песню мы нашу ўсiм прысвячаем
I новых пабед вам ад сэрца жадаем.
Жадаем да смерцi бiць фрыцаў праклятых,
Каб беглi ад вас, як падмазаўшы пяты…

Жадаем вам с жонкамi ў шчасцi спаткацца,
А хто нежанаты, то трэба спяшацца —
Жанiцца, ды з самай найлепшай у свеце,
Каб пасля вяселля з’явiлiся дзецi.

Этот текст сыграл свою историческую роль и сегодня он мало известен. С окончанием войны песня «вернулась с фронта» и снова звучит в первоначальном варианте. Парадоксально, но факт: ее и сейчас, спустя столько десятилетий, люди поют с особым воодушевлением. Музыкальные критики не один раз пытались разгадать феномен жизнестойкости этой песни, разбирали ее буквально по нотам и буквам. Но тайна ее популярности по-прежнему не разгадана…

И надо ли ее разгадывать.

Песня «Будьте здоровы». Ноты

Ноты песни «Будьте здоров» Исаака Любана на стихи Адама Русака.

Источник

Текст песни Хор Беларускага Радыё — Лясная песьня

Исполнитель Хор Беларускага Радыё
Дата 26 январь
Категория: Тексты песен
Просмотров: 527
Рейтинг

Слова песни Хор Беларускага Радыё — Лясная песьня

(Музыка- Уладзімір Алоўнікаў, Словы- Адам Русак)
Ой, бярозы да сосны, партызанскія сёстры,
Ой, шумлівы ты лес малады.
Толькі сэрцам пачую тваю песню лясную,
І успомню былыя гады.

Ды успомню пажары, ды варожыя твары,
І завеі халодных вятроў,
І слату, і нягоды, і начныя паходы,
І агні партызанскіх кастроў.

Край любімы мой, родны, ты навекі свабодны,
За цябе я на бітву хадзіў,
Каб ніколі-ніколі ты не быў у няволі,
Каб заўсёды у шчасці ты жыў.

Адышлі тыя годы, адгрымелі паходы,
Толькі пушча за полем шуміць.
Ой, бярозы да сосны, партызанскія сёстры,
Вас ніколі ў жыцці не забыць.

Видео

Источник

Ой бярозы ды сосны ноты

сб. Репертуар скрипача
(пьесы для скрипки с фортепиано)

содержание:
1. Войтик — Танец
2. Дегтярик — Былина
3. Дегтярик — Юморечка
4. Каминский — Старинный танец
5. Каминский — Вечное движение
6. Тесаков — Песня весны
7. Тесаков — Полька- журавинка
8. Чуркин — Колыбельная
9. Глебов — Интермедия
10. Пукст — Верасы

ХОРЫ БЕЛОРУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ
на стихи Я.Купалы и Я.Колоса
(для хора без сопровождения)

НА ДВУХ ЯЗЫКАХ — РУССКОМ И БЕЛОРУССКОМ

Содержание:
1. Богатырёв — Молодая Беларусь
2. Богатырёв — Погибшим
3. Лученок — Наследие
4. Лученок — Мой край родной
5. Семеняко — На лугу
6. Семеняко — Много славных уголочков
7. Чуркин — На поле весной
8. Тикоцкий — Зашло уже солнышко
9. Полонский — Вечеринка
10. Туренков — Гусли-самогуды

Источник

Ноты — белорусские народные песни

Сборники, песенники с нотами в pdf
музыка, слова песен, мелодий, наигрышей
народных песен Белоруссии


Белорусские народные песни
выпуск 1
ноты для голоса в сопровождении фортепиано
составитель Н. Рахчеев
“Музыка”, 1987г.
номер 3345
(pdf, 3.9 Мб)

Ярко Венера зажглась над землею — Зорка Венера ўзышла над зямлею
Весна — Вясна
Реченька — Рэчанька
Конь бежит, земля дрожит — Конь бяжыць, земля дрыжыць.
Шумные березы — Шумныя бярозы
Что за месяц — Што за месяц
Ты скажи нам, березонька — Ты, белая бярозанька
Ой, рано на Ивана — Ой, рана на Ивана
Охти мне, ох! — Ох, ці мне вохі
Ой, чабер — Чабарок.
Хотела меня мать замуж отдать — Хацела мяне маць замуж аддаць
Дуда — Дуда.
Савка да Гришка — Саўка ды Грышка
По гороховому полюшку. — Па гарохаўю, па ячанню

Скачать ноты


Белорусские народные наигрыши
Составитель И. Назина
Ноты для голоса и различные инструменты
“Музыка”, 1986г.
номер 12689
(pdf, 5.27 Мб)

Народная инструментальная культура Белоруссии имеет глубокие исторические корни и многослойные традиции. Наиболее ранние сведения о музыкальных инструментах на ее территории относятся, согласно археологическим данным, к первой половине II тысячелетия до н. э. Исторические памятники XI—XIII веков свидетельствуют об использовании населением западнорусских земель звонов (колоколов) и шархунов (бубенцов), глиняных свистулек и погремушек, костяных дудочек и жужжалок, труб и рогов, варганов и струнных инструментов типа псалтыря, о существовании разных жанров инструментальной музыки и форм музицирования. В результате их длительного развития в Белоруссии сформировалась самобытная ветвь народного музыкального творчества.

Современный музыкальный инструментарий белорусов включает все типы инструментов: из духовых — свистульку, окарину продольную и поперечную дудки (с игровыми отверстиями и без них), парные дудки, жалейку во множестве ее местных разновидностей (также с игровыми отверстиями и без них), кларнет, гармонику (баян и аккордеон), трубу, рог, а также лист дерева и травы, бересту, берестянку и карынку, из струнных — скрипку, баеэтлю, цимбалы, балалайку и мандолину; из мембранных— бубен с бразготками (тарелочками, шархунами или звоночками), барабан, турецкий барабан и гребень; из самозвучащих — калотку, ложки, тарелки, треугольник, клепало (било), звон, клещотку (аналогичную русской трещотке), бразготку (погремушку), шархуны и трещотку. До середины нашего столетия встречались также цитра, колесная лира и дуда (волынка). Далее.

  • Сигнальные наигрыши
  • Звукоподражательные наигрыши
  • Песенные наигрыши:
  • Обрядовые календарно-земледельческие
  • Семейно-обрядовые
  • Необрядовые
  • Марши, танцевальные наигрыши:
  • Импровизационные наигрыши

Скачать ноты

Источник

«Ой, бярозы ды сосны…»

3 июля Владимиру Лобанку исполнилось бы 100 лет

Согласитесь, есть нечто знаковое в этом символическом совпадении. Мы в очередной раз будем торжественно отмечать наш самый дорогой, светлый праздник — День независимости Республики Беларусь (День Республики). И одновременно вспомним о Владимире Елисеевиче, столь много сделавшем для нашей страны. п рославленный организатор и руководитель партизанского движения в Беларуси, крупный партийный и государственный деятель, чья жизнь стала примером высокого патриотизма, стойкости и мужества, глубокой преданности своей Родине, своему народу.

Отца так и не увидел

В этом очерке — некоторые наиболее важные штрихи к портрету Владимира Лобанка. Автор был с ним хорошо знаком и дружил на протяжении почти 30 лет. Воспоминания о наших встречах, беседах бережно храню до сих пор. В судьбе Владимира Елисеевича — судьба многих тысяч его сверстников, белорусских парней, на чью долю выпали тяжелейшие испытания. Но есть в его биографии весьма примечальные моменты, которые, думаю, не известны широкой общественности Беларуси.

Родился в деревне Остров Пуховичского района. Его отец Елисей Николаевич в 1909-м — Владимиру было только два годика — уехал в Америку искать лучшей доли, принимал активное участие в рабочем движении. После войны министр иностранных дел Беларуси Кузьма Киселев нашел в Америке несчастного белоруса, помогал вернуться домой. Но не судьба: скоропостижно скончался в ночь перед самым отлетом. Так и не увидел сын отца. Кстати, после войны, когда В. Лобанок работал первым секретарем Полесского обкома партии, всесильный Цанава хотел его арестовать за… отца в Америке. Но храброго партизана надежно защитил не менее сильный тогда П. Пономаренко.

Еще любопытные детали. Сразу же после окончания Белорусской сельхозакадемии в 1931 году Владимир Лобанок работал агрономом Народного комиссариата земледелия БССР. А с 1933 года он уже агроном-экономист уполномоченного Наркомата совхозов СССР по Беларуси.

Его боль

Самый главный период его жизни, безусловно, партизанские годы. О них Владимир Елисеевич всегда рассказывал охотно и интересно, жила в нем такая внутренняя потребность. Как-то он предложил мне:

— Давайте съездим в Лепельский и Полоцкий районы. Если время позволит, завернем на Ушаччину. Побываем в тех местах, где я партизанил. Слава Богу, там еще живет много моих боевых друзей, и, несмотря ни на что, держатся они молодцами. Знаете, очень тянет меня всегда в те края…

…Тогда по дороге мы заехали в Хатынь. Стоял великолепный июль, пахнущий медом, плыли в высоком небе чистые легкие облака, переливчатые трели беззаботных жаворонков живой вязью вплетались в звонкую тишину летнего дня.

Мы остановились у бронзового Иосифа Каминского. Стояли и молчали. Тяжелые удары колоколов Хатыни отзывались в душе глубокой скорбью и болью, печально звучали над сожженной деревней, над окрестными пышными лесами, над всей землей как вечный реквием погибшим беззащитным женщинам, детям, старикам.

Я ни о чем не спрашивал Владимира Елисеевича. Знал, что вспоминает сейчас те далекие годы, опаленные далекой войной, партизанские сражения.

— А сколько таких Хатыней на Витебщине, — вздохнул он тяжело. — Какие дикие зверства творили там гитлеровцы. Как будто сейчас перед глазами сожженные деревни, трупы невинных женщин и детей, над которыми так издевались фашистские изуверы. Партизаны мстили им беспощадно.

Партизанский командующий

В той нашей поездке, при других встречах Владимир Елисеевич подробно поведал о Полоцко-Лепельской партизанской зоне. Она — уникальное явление в партизанском движении в Беларуси. Территория ее превышала три тысячи двести квадратных километров. В крае находилось свыше тысячи населенных пунктов, где проживало до ста тысяч человек. Протяженность обороны зоны составляла 287 километров, в том числе 25 километров по берегу Западной Двины.

— Тогда среди наших партизан еще ходила такая песенка: «Мы стоим на левом берегу, не дадим пройти сюда врагу», — вспоминал Владимир Елисеевич. — И не дали. К концу 1943 года здесь дислоцировалось 16 партизанских бригад, насчитывавших 17 тысяч бойцов.

Владимир Лобанок вначале командовал бригадой, затем партизанским соединением этой зоны. Вспоминал:

— Не будем забывать, что все это происходило под носом у гитлеровцев. Полоцко- л епельская зона являлась ближним тылом 3-й танковой армии, и мы не давали врагу житья ни днем ни ночью. Внезапными налетами громили их гарнизоны, взрывали мосты, склады, выводили из строя важные коммуникации, срывали вражеские перевозки по железным и шоссейным дорогам. Так, шоссейной дорогой Лепель—Березино—Парафьяново и железной Лепель—Орша гитлеровцы не могли пользоваться вовсе. Осенью 1942 года мы освободили от оккупантов райцентр Ушачи, который превратился в столицу нашего обширнейшего партизанского края.

— Владимир Елисеевич, — спрашивал я, — а что в ту пору требовалось от вас, командира столь огромного партизанского соединения?

— Во-первых, я лично отвечал за всех и все. И не только за партизан, но и за гражданское население. Во-вторых, мы все полностью осознавали: мы и только мы в сложившейся ситуации, в глубоком вражеском тылу, сможем и обязаны показать гитлеровцам: не они хозяева здесь, а партизаны, советские люди. Если же говорить о мужестве, то оно было поистине массовым и заключалось в том, что в данное конкретное время партизаны показывали совершенную и полную готовность оценить меру опасности, высокую моральную готовность выстоять перед ней.

О себе Владимир Елисеевич не любил рассказывать. Хотя его боевые побратимы вспоминали, что он непосредственно участвовал почти во всех боях, проведенных лесными солдатами его соединения. И всегда отличался незаурядной личной храбростью и мужеством. И звание Героя Советского Союза получил в октябре 1943 года — во время самых ожесточенных сражений с врагом. А орден Суворова 1-й степени ему, белорусскому партизану, о чем говорит? А другие боевые награды?

Это была личность

В ладимир Лобанок несколько десятилетий подряд занимал высокие и ответственные посты в нашей республике. Вспоминает Елизавета Чагина, работавшая секретарем Президиума Верховного Совета БССР:

— Сразу же, как в 1975 году Владимир Елисеевич был избран заместителем председателя Президиума Верховного Совета нашей республики, показал себя опытным государственным деятелем, настоящей личностью. Велика его роль в развитии в Беларуси территориального общественного управления. Только в 1977 году в республике состоялось 70 тысяч сходов и собраний граждан, на которых присутствовало пять с половиной миллионов человек. Владимир Елисеевич живо интересовался высказанными мыслями, использовал их в своей работе. Во всех делах он превыше всего ставил интересы народа, его благосостояние. Хорошо знал, не понаслышке, о нуждах и проблемах людей, а при огромном опыте работы в самой гуще населения он вносил много ценных предложений по законодательству, стилю работы нашего парламента, депутатов.

— Елизавета Петровна, что больше всего отличало его как государственного деятеля?

— Доступность, человечность, простота, скромность. Я не помню, чтобы кабинет заместителя председателя был пустым. Всегда люди — депутаты, партизаны, простые граждане. Владимир Елисеевич любил их. Да еще это был человек высочайшей культуры. За десять лет совместной работы я не помню, чтобы он повысил голос, нетактично общался с подчиненными. И всегда был очень объективен в оценке должностных лиц и конкретных событий.

Не только для меня, но и для всех тогдашних депутатов, работников аппарата Президиума Верховного Совета БССР Владимир Елисеевич остался в памяти как образ, достойный подражания. До последнего дня был в строю, служил родной Беларуси, которую так горячо любил.

Что ж, недаром сказано, что скромность — главное условие моральной красоты. А самая лучшая родословная — услуги, оказанные Родине и человечеству. Патриотизм же не отделим от высокой личной нравственности человека, от самых лучших его душевных качеств.

Добро делал, не уставая

…Мы сидим в нашей редакции с Еленой Лобанок, младшей дочерью Владимира Елисеевича. Прошу ее хоть немножко рассказать, каким он был отцом, семьянином, как относился к детям.

— Его всегда отличала исключительная доброта, он делал ее людям, никогда не уставал. Мы, дети, никогда не слышали от него плохих слов. Очень любил нас, а еще больше — внуков. Их трое. Два моих сына и сын старшей сестры Нели, которая проживает в Москве. И мы, его дочери, уважали, любили отца, росли послушными. Поступили в институты, получили высшее образование.

Отец был всегда крайне занят, частые командировки даже в выходные. Увлекался рыбалкой, охотой, но его привлекала не добыча, а возможность наблюдать за природой. И еще. Где бы мы ни жили, отец обязательно высаживал деревья, разводил цветы.

Скажу: удивительную доброту Владимира Елисеевича ощутил на себе и автор этих строк. Когда я долго лежал в больнице и принял много антибиотиков, он передал мне несколько банок натурального голубичного сока. Посоветовал: «Выпивайте в день по стакану — и все будет в порядке».

— Зятьями своими был доволен?

— Да, особенно мужем Нели — известным летчиком-испытателем Валентином Мухиным. Он объехал весь мир. Успешно испытал наш самолет с вертикальным взлетом, за что удостоен звания Героя Советского Союза. Так вот и получилось, что в наших семьях было два героя. А мой муж Валерий Гурин — профессор, академик НАН Беларуси, член Российской академии медицинских наук. Мама наша, Мария Николаевна, училась вместе с отцом в сельхозакадемии. Поженились, жили очень дружно, в любви и согласии.

— Я знаю, что Владимир Елисеевич любил знаменитую «Лесную песню».

— Да. Не только каждый раз с удовольствием ее слушал, но и сам подпевал. И всегда волновался, мы видели, что даже слезы выступали у него на глазах.

Эта песня — часть жизни легендарного партизанского вожака. Послушаем: «Ой, бярозы ды сосны — партызанскiя сёстры// Ой, шумлiвы ты, лес малады!// Толькi сэрцам пачую// Тваю песню лясную// Ды ўспомню былыя гады. »

Источник

Оцените статью