Ой гульба моя гульба ноты

Ой гульба моя гульба ноты

Как за двором, за двором, Как за двором, за двором, За двором, за двором, За двором, за двором, За зеленаим садом, за зеленаим садом, За садом, за садом, за садом, за садом, Растет трава-мурава, Растет трава-мурава, Мурава зеленая, Мурава зеленая. По той траве пава шла, По той траве пава шла, Пава шла, пава шла, Пава шла, пава шла. За павой павлин идет, За павой павлин идет, Он идет, он идет, Он идет, он идет. Кричит: «Пава, ты моя!» Кричит: «Пава, ты моя! Ты моя, ты моя, Ты моя, ты моя!» «А я, сударь, не твоя, А я, сударь, не твоя, Не твоя, не твоя, Не твоя, не твоя! Я тогда буду твоя, Я тогда буду твоя, Я твоя, я твоя, Я твоя, я твоя, Когда выйду за тебя, Когда выйду за тебя, За тебя, за тебя, За тебя, за тебя, За добрыва молодца, За добрыва молодца, Молодца, молодца, Молодца, молодца.» На девчонке золотца, На девчонке золотца, Золотца, золотца, Золотца, золотца, Целуй три раз молодца, Целуй три раз молодца, Молодца, молодца, Молодца, молодца.

Источник

А. Широков — Уж ты, вёснушка — ноты

Песни, представленные в сборнике, записаны главным дирижером и руководителем оркестра Государственного русского народного хора им. М. Е. Пятницкого, заслуженным деятелем искусств РСФСР Александром Семеновичем Широковым.
Придя в хор в 1944 году 17-летним юношей, исполнителем на домре, А. С. Широков окончил затем историко-теоретический факультет Музыкально-педагогического института им. Гнесиных. Все эти годы он продолжал работать в хоре и в течение нескольких лет (после смерти В.Г.Захарова) был его главным хормейстером. К этому времени и относятся его записи русских народных песен, сделанные от старейших певцов хора им. Пятницкого в том виде, как они звучали в исполнении этого коллектива.


А.С. Широков
Уж ты, вёснушка
Русские народные песни, записанные в хоре им.Пятницкого
«Советский комозитор», 1974г.
номер с3201к

Старейший музыкальный коллектив, Государственный русский народный хор им. М. Е. Пятницкого еще в недалеком прошлом (40—50-е годы) имел в своем составе подлинно народных мастеров пения, умельцев-импровизаторов. Их память хранила не одну сотню замечательных народных песен, составлявших в ту пору наряду с песнями В. Захарова основу всего репертуара хора. Это были ветераны коллектива, прошедшие свой трудовой путь под руководством В. Г Захарова и П. М. Казьмина. А некоторые из них, такие, как М. Фомина, Е. Лапина, В. Клоднина, работали и при М. Пятницком.

Читайте также:  Имена для людей с нотами

Уже в 30-е годы только что пришедший в хор молодой композитор В. Захаров осуществил вместе с П. Казьминым нотную запись песен, исполнявшихся в те годы хором в концертах. Эти песни публиковались вначале частями, а позже были объединены в одном издании — «Сто русских народных песен» (Музгиз, 1958 г.). Во вступительной статье авторов сборника, ценной в научном и методологическом отношении, были освещены как различного рода творческие вопросы, так и все связанное с отбором и записью публикуемого материала.
Сто песен — много это или мало? И сколько вообще удалось их записать за годы существования нашего старейшего коллектива? Все ли исчерпано в этом отношении?

Только по далеко не полным данным, полученным на основе ознакомления со старыми афишами и программами концертов хора, удалось зафиксировать около 400 названий русских народных песен и частушек. Известно, что какая-то их часть записана на фонографические валики самим Пятницким. Из них расшифровано и издано около 150 песен. Вместе со сборником Захарова это составляет около 250 номеров. Между тем творческая деятельность хора, продолжающаяся уже более 60 лет, предоставляет гораздо большие возможности для записей народных песен. Ведь речь идет о репертуаре исторически сложившегося коллектива, состоящего в своей основе из талантливых самородков, репертуаре стилистически едином; но вместе с тем разнообразном. Существующее мнение о том, что Пятницкий, Захаров и Казьмин своими публикациями исчерпали все лучшее и значительное, чем располагал коллектив хора, неверно хотя бы уже потому, что и Захаров и Казьмин в последние годы нередко высказывали сожаление о прекращении собирательской деятельности внутри хора, вызванном повседневной занятостью иными практическими задачами, и призывали, более молодых своих помощников продолжить это дело.
Болезнь и смерть Захарова в 1966 году заставили задуматься над этим более серьезно. К тому же стали заметно таять и ряды ветеранов. Приходившая на их смену молодежь была более образованна, умела петь по нотам, но не умела распевать подголоски, импровизировать. Ориентация творческого пути хора все больше склонялась к современности и еще раз современности. Не отрицая важности и даже необходимости такого рода перестройки, нельзя, однако, не пожалеть о забвении многих народных традиций, в частности распева старинных песен, импровизационных навыков и др. Строгое разделение певцов по хоровым партиям и пение по нотам, само по себе сыгравшее, несомненно, положительную роль, вместе с тем приучило хор к творческой пассивности. Лишь старшее поколение артистов нет-нет да и вырывалось из этих рамок, но привычная для них стихия народной песни в более поздние годы уже отходила на второй план.
Хор из живого творческого организма все более и более превращался всего лишь в прекрасный инструмент. Происходило это не случайно. Размах гастрольно-концертной деятельности в стране и за рубежом требовал импозантности коллектива, его представительности и зрелищной привлекательности.
Художественный коллектив такого ранга и значения не мог уже больше оставаться чисто фольклорным, камерным, в котором только и возможно было процветание подлинной народности. Потребовалось омоложение хора, увеличение его численного состава, создание вполне самостоятельных, хотя и связанных с хором групп: танцевальной и оркестровой. Хор им. Пятницкого, хотел этого кто-нибудь или не хотел, стал вполне современным ансамблем русской и советской песни, пляски и музыки со всеми вытекающими из этого организационными и творческими последствиями. Тщетно пыталось руководство хора сохранить и даже развить творческое, импровизационное начало, создавая всякого рода творческие группы, кружки, семинары по фольклору и т. п. Жизнь брала свое, повседневная практика оказывалась сильнее теории. И чем дальше, тем больше. Думаю, что этот процесс необратим. Новое время принесло новые задачи, привлекло новых людей, а с ними и новые песни в прямом и переносном смысле. И русское начало живет в этом ансамбле в новом, переработанном и переосмысленном виде.
Значит ли это, однако, что с осознанием неотвратимости данного явления следовало безнадежно махнуть рукой на все то ценное, что можно было называть фольклором и что еще теплилось в хоре? Наоборот! Народная песня — всегда ценность, она всегда современна, и противопоставлять ее композиторскому творчеству — заблуждение. И если подлинная народная песня осталась жить в хоре им. Пятницкого лишь в памяти считанных единиц ветеранов и в таком виде уже не могла звучать со сцены, то тем более нужно было торопиться записывать ее.

Читайте также:  Praise you fatboy slim пианино

Бесспорно, не весь материал сборника получился равноценным. В данной ситуации было дорого все. Теперь уже в хоре им. Пятницкого вообще едва ли удастся записать хоть одну подлинную народную песню, тем более многоголосную.

Сами записи, публикуемые здесь, — своеобразный документ, отражающий именно этот, переходный период в истории хора, когда в подлинное народное постепенно вкрапливалось профессиональное, композиторское и хормейстерское.
Песни записывались в основном в 50-е годы от небольшой группы старых, опытных мастеров, среди которых были такие известные солисты, как А. Прокошина, сестры Клоднины (Валентина, Елизавета и Софья), Н. Гречухина, Е. и М. Алифановы, М. Подлатова, Д. Ершов, А. Седов, Г Иванов, Г Мутовкин. Записи осуществлялись как на слух, так и при помощи магнитофона. Значительная часть песен — 2—3-х, реже 4—5-голосные распевы. Небольшая их часть, представляющая мелодический интерес, дана в одноголосии.
Изложение материала диктовалось в каждом отдельном случае составом исполнителей того или иного номера. Песни женские и мужские записаны, как правило, на двух нотоносцах, реже на одном (при элементарно простом голосоведении). Песни общехоровые изложены в трехстрочной партитуре, отражающей голосовой состав хора времен В. Захарова.
1-я строка — I и II женские голоса (высокие и средние);
2-я — III женские голоса (низкие);
3-я — мужские голоса.
Запись мужских песен легко отличить по ключевому обозначению. Песни расположены по жанрам весьма условно и без принятой в фольклористике детализации. Более подробные сведения о каждой песне и ее исполнении даны в примечаниях.
А. Широков

  • ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
    • 1. Уж ты, веснушка
    • 2. Уж ты, сосенка моя
    • 3. Потеряла я колечко
    • 4. Потеряла я колечко
    • 5. Вырою я черёмушку
    • 6. Уж кого-то у нас нет
    • 7. Ты запой, соловей молодой
    • 8. Мальчишечка, бедняжечка
    • 9. Вдоль по питерской по дорожке
    • 10. Ой, да не белы снежки
    • 11. Браженька
    • 12. Ты воспой в саду, соловейко.
    • 13. Зачем солнце рано пало
    • 14. Что запил, загулял
  • СВАДЕБНЫЕ, ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ
    • 15. По улице, улице
    • 16. А кто у нас лебедин.
    • 17. У ворот сосна
    • 18. Ты заря ль,моя зорюшка
    • 19. Из-под камушка.
    • 20. Летала-то гала
    • 21. Здравствуй, хозяин хороший
    • 22. Авсень.
    • 23. На ком кудри русые
  • ХОРОВОДНЫЕ, ПЛЯСОВЫЕ, ШУТОЧНЫЕ ПЕСНИ
    • 24. Да у нас под лесом.
    • 25. Молодка
    • 26. А я, млада, ночь не спала
    • 27. Ты не стой, не стой, колодец
    • 28. Ходил, гулял добрый молодец
    • 29. На горе-то калина
    • 30. На улице огонь горит
    • 31. Ай, Дунюшка молода
    • 32. Пойду млада по воду.
    • 33. Не будите меня молоду
    • 34. Девушки, не сидеть пришли
    • 35: Гуляла я, девица
    • 36. Гульба
    • 37. Ах вы, сени
    • 38. Как под яблонькой
    • 39. У нашей Кати
    • 40. Пойду я. взойду на гору
    • 41. Чечётка
    • 42. Шел Савин с именин
    • 43. Вошка парилася
    • 44. А мы просо сеяли.
    • 45. Полно, милый, забавляться
  • СОВРЕМЕННЫЕ ПЕСНИ И ЧАСТУШКИ
    • 46. Ой, запели в поле ветры
    • 47. Круговые частушки.
    • 48. Досада. (Тамбовские частушки)
    • 49. Пойду, выйду. (Тульские припевки)
    • 50. Говорят, я боевая. (Частушки)
  • Примечания

Скачать ноты

Источник

Репертуар народного певца

Песни для народных певцов, ноты без сопровождения и тексты


Репертуар народного певца
Средние и высшие музыкальные учебные заведения
Выпуск 1
Составитель Л.В. Шамина
“Музыка”, 1987г.
номер 13581

В наши дни на концертной эстраде всё большую популярность приобретает народное пение. Солисты, ансамбли и хоры, осваивая богатейший песенный фольклор, овладевая народной исполнительской манерой и принципами фольклорной импровизации, способствуют сохранению и развитию народных певческих традиций.

Репертуар народных певцов пополняется двумя источниками: песенным фольклором и авторскими сочинениями, учитывающими особенности народного песнетворчества. Две сферы, взаимно обогащающие друг друга, помогают певцам обрести необходимую характерность, овладеть народной музыкальной речью, научиться выразительному интонированию. Эта особенность репертуара определила наличие в каждом выпуске сборника двух разделов, условно разграничивающих весь материал на фольклорный и авторский. В первый раздел вошли записи подлинных русских народных песен в исполнительских редакциях — традиционные варианты (в этих случаях место записи не указывается) и созданные в последнее время. Во второй раздел включены драматизированные свободные обработки для народного голоса с различными инструментами и произведения советских композиторов (куплетные песни с сопровождением, развернутые композиции для голоса соло).

Некоторые фольклорные образцы публикуются впервые, другие заимствованы из известных сборников, в частности составленных Л. Христиансеном и М. Енговатовой. Отдельные народные песни представлены в виде сольных мелодических вариантов, выполненных на основе многоголосных партитур. Там, где имеется двухголосное изложение песни, можно по усмотрению исполнителя варьировать мелодию или выбирать наиболее удобный голос. Это поможет в некотором смысле преодолеть мелодическое однообразие при исполнении куплетных песенных форм.
Народные песни даются без сопровождения, в том виде, как они существуют в быту. Надо отметить, что пение без сопровождения является характерной чертой русского народного искусства. Эту традицию следует иметь в виду, хотя не исключается возможность исполнения отдельных, преимущественно плясовых песен с аккомпанементом (например, «Выйду я на горыньку», «Туман яром»).
Материал сборника используется в учебной практике отделения сольного народного пения Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Он может существенно пополнить педагогический и концертный репертуар народных певцов.
Л. Шамина, доцент ГМПИ имени Гнесиных

I. Русские народные песни для голоса соло
Орел сизокрылый
Ты живи, Россия, здравствуй!
Веснянка
Жаворонок-дуда
Весна-красна
Черенушка
Солетайтесь, голуби
Вьюн на воде
Ты, рябина, рябинушка
Уж мы сядем с Дуней рядом
Рассизенькой, сизой голубок
И не кукуй, кукушечка
Не дувай, ветер, сыру сосну
Веселитеся вы, мои подружки
Прощай, радость
Экой, Ваня
За Кубанью-рекой
Туман яром
Ох, гуси-теги
Ты, кудрявчик, кудрявчик мой
Тара-ра-ри, тара-ра
Ой, гульба моя, гульба
Выйду я на горыньку

II. Обработки русских народных песен и произведения советских композиторов
Ширя-быря. Музыка А. Мосолова, слова народные.
Лесом и.шла. Обработка С. Новиковой.
Вились, вились кудерьцы. Музыка В. Панина, слова народные
Не печалься, душа Дуня. Музыка В. Панина, слова народные
Ах, талан ли мой. Музыка К. Молчанова, слова народные
Зазвонили звоны, Музыка В. Астровой, слова Н. Мешко
Жалеечка. Музыка В. Беляева, слова А.Прокофьева
Пролетели наши годья. Музыка В. Беляева, слова народные
Снежки белые, пушисты. Музыка Т. Смирновой, слова народные
Куковала кукушечка за селом. Обработка М. Фирсова
Сибирские страдания. Обработка М. Фирсова.
Захотела меня мать за Егорушку отдать. Музыка В. Лаптева, слова В. Бокова

Скачать ноты


Репертуар народного певца
Средние и высшие музыкальные учебные заведения
Выпуск 2
Составитель Л.В. Шамина
“Музыка”, 1988г.
номер 13944

I. Русские народные песни для голоса соло
Ой, свет моя красная ягода.
Я, младёшенька, по бережку хожу
Ах ты, пташечка полевая
Вылетала сизая голубка
Вологодские припевки
Пастушок
Ты, рябинушка
За годок мое сердце почуяло
Как под лесом
Дорожка, дорожка
Уж вы, лесы, мои лесы
Ночи темные
Машенька прекрасна
Поселянские песни
Четыре свадебные песни Тульской области
1. Цвели во полюшке цветочки
2. Конь долгогривый
3. Ой, куры, куры
4. Три трубушки трубят

II. Обработки русских народных песен и произведения советских композиторов
Спасовская с перепеванием. Обработка Ю. Бойко
Выхожу в родное поле. Музыка М. Коваля, слова А. Соболева
Ах ты, Волга. Свободная обработка Ж. Кузнецовой
Лебедь белая. Музыка Ж- Кузнецовой, слова Ан. Смирнова
Кабы знала я. ведала. Музыка М. Фирсова, слова народные
Гуси-теги. Обработка С. Пановой
Воробеюшко. Обработка С. Пановой
Маша по саду гуляла. Обработка С. Пановой.
Колыбельная. Музыка В. Ковалева, слова народные (в обработке В. Ковалева)
Кабы были златы крылышки. Музыка Н. Кутузова, слова Г. Георгиева
Мальчишечка. Обработка Т. Крошилиной.
Ой ты, Миша-Михаил! Музыка Н. Мешко, слова Л. Васильевой
Задушевные слова. Музыка А. и Г. Заволокиных, слова Н. Рыленкова
Посреди двора щирокого. Обработка А. и Г. Заволокиных
Ты прости, прощай. Обработка В. Городовской.
Куманек, побывай у меня. Обработка В. Городовской

Скачать ноты


Репертуар народного певца
Выпуск 3
Составитель Л.В. Шамина
Московский фольклорный центр «Русская песня», 1993г.

От составителя
Настоящее издание продолжает два выпуска серии «Репертуар народного певца», вышедшие в издательстве «Музыка» в 1987 — 88 г. Оба сборника нашли большой отклик в среде певцов-исполнителей и вокальных педагогов, развивающих традиции русского народного пения. Третий выпуск, как и предыдущие, состоит из двух разделов, представляющих два источника репертуарного обогащения: песенный фольклор и его преломление как в авторских транскрипциях, так и в оригинальных сочинениях для народных голосов.
Многие образцы публикуются впервые, другие заимствованы из сборников, к сожалению, мало доступных для широкого пользования. Некоторые песни представлены в сольных редакциях, выполненных на основе многоголосных партитур. Там, где дается двухголосное изложение мелодии, исполнитель может по своему усмотрению варьировать напев, разнообразить многокуплетные формы.
Предлагаемый в сборнике материал большей частью апробирован в концертно-педагогической практике Российской Академии музыки имени Гнесиных и представляет несомненную художественную ценность.
Л. Шамина,
профессор кафедры хорового и сольного народного пения Российской Академии музыки.

  • I. Русские народные песни для голоса соло
    • 1. Как у Ванюшки
    • 2. Эх, верба
    • 3. Ряба, ряба перепелочка
    • 4. Что у тещеньки зять пирует
    • 5. Веселитеся, подруги
    • 6. Голубь-голубочек
    • 7. Ой, да здесь спосохла.
    • 8. Кумушки-то шьют
    • 9. Гордёна
    • 10. Ванюшка мой, миленький мой
    • 11. Ты женись, женись
    • 12. Ой, да не кукуй, кукушечка
    • 13. Ох ты, ноченька
    • 14. Волга-матушка
    • 15. Сама себе я сдивовалась
    • 16. Как и шел да бежал казак из неволи
    • 17. Дубровушка
    • 18. Орел мой
  • II. Обработки русских народных песен и авторские произведения
    • 19. Запросватали младешеньку. Обработка В. Попикова
    • 20. В нас по матушке, по Волге. Обработка Е. Макаренковой
    • 21. Скоморошина. Музыка А. Артемкина, слова народные
    • 22. Ты рябина ли, рябинушка. Музыка А. Ларина, слова народные.
    • 23. Песня матери. Музыка А. Ларина, слова О. Хабарова
    • 24. Не было собак — и вдруг залаяли. Музыка В. Беляева, слова Н. Рубцова
    • 25. Посажу я черемуху. Музыка Ж. Кузнецовой, слова народные.
    • 26. Колыбельная. Музыка С. Новиковой, слова А. Новикова
    • 27. Донская плясовая. Музыка В. Позднеева, слова народные
    • 28. Пролегала путь-дорожка. Обработка В. Малярова
    • 29. Где моя Россия начиналась? Музыка В. Панина, слова А. Прокофьева
    • 30. Белилицы, румяницы вы мои. Напев Н. Плевицкой, обработка С. Рахманинова

Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!


Репертуар народного певца
Выпуск 4
для народного голоса без сопровождения и в сопровождении фортепиано (или других инструментов)
Составитель Л.В. Шамина
Московский государственный фольклорный центр «Русская песня», Всероссийское музыкальное общество, 1995г.

  • I. Русские народные песни для голоса соло
    • 1. Щедрый вечер.
    • 2. А мы эту песню хлебу поем.
    • 3. В лесу канарейка.
    • 4. Баю-баюшки-баю мою милую люлю.
    • 5. У Иванова у подворьица.
    • 6. Ты залейся, моя лиха тройка.
    • 7. Я по цветикам пошел.
    • 8. Поехал казак на чужбину.
    • 9. Ветер, ветер ли да ветерочек.
    • 10. Шла ль я, Машенька.
    • 11. Что ты жадно глядишь на дорогу.
    • 12. Колечко мое.
    • 13. Сронила колечко.
    • 14. Как у сокола, как у ясного.
    • 15. Ой, ходила, ой, Катюша.
    • 16. Не лежи, чернай бобёр.
    • 17. Композиция на народные напевы
      • I. Запев.
      • II. Плач-проклятие по неурожаю.
      • III. Заклинание.
  • II. Обработки русских народных песен и авторские произведения
    • 18. Ой, цвети, кудрявая рябина. Мелодия и слова О. Ковалевой.
    • 19. За воротами гуляла молода. Мелодия и слова А. Оленичевой.
    • 20. Чечетка. Обработка Вл. Флорова.
    • 21. Пойду, взойду на гору. Обработка В. Малярова.
    • 22. Ты, мой милый, через поле. Музыка А. Носкова, слова А. Прокофьева.
    • 23. Плач. Музыка Ю. Буцко, слова народные.
    • 24. Заклинание о Русской земле. Музыка Н. Метко, слова М. Волошина.
  • Комментарии

Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!


Репертуар народного певца
Выпуск 5
для народного голоса без сопровождения и в сопровождении фортепиано (или других инструментов)
Составитель Л.В. Шамина
Московский государственный фольклорный центр «Русская песня», Всероссийское музыкальное общество, 1997г.

В данный сборник включены обработки одного автора Шимкова Леонида Иннокентьевича (1909-1986), много сил отдавшего развитию русского народно-певческого исполнительства (см. подробнее о нем в комментариях). Памяти Л. И. Шимкова посвящается Пятый выпуск сериала.
Как обычно, содержание сборника составляют в основном апробированные в концертно-педагогической практике образцы высокой художественной ценности. В ряде случаев мелодические напевы даются в двухголосных вариантах, позволяющих разнообразить куплетно-песенные формы. Сборник снабжен комментариями, отчасти проясняющими жанрово-стилевые особенности нотного материала.

1. Духовный стих
2. Коса ль моя, косынька
3. Я не знала, не ведала
4. Отдавали молоду
5. Ох, давным-давнёхонько
6. Не пецка топитце
7. Что у тётушки
8. У нас под лесом, лесом
9. Гуляю я
10. Ой, когда молодость прошла
11. Сяду я за стол
12. Сине море всколыбалося
13. За Уралом гулял молодой казак
14. Ой, вы, сады зелененьки
15. Зоренька вечерняя
16. У меня перд окном
17. Верила, верила, верю
18. Рассыпала Маланья бобы

Обработки русских народных песен Л. И. Шимкова
19. Венули ветры
20. Сохнет травка
21. За реченькой, за быстрою
22. Ой, как же мне, маменька
23. Как у родной мамоньки
24. Поехал казак на чужбину
25. Как со вечера пороша
26. Чем я мужу не жена
27. Солецкие частушки-страдания
Комментарии

Скачать ноты

Источник

Оцените статью