Ой прилетали два голубочка ноты

Заклинание весны, призыв птиц

Скоро все она дорожки заметёт.

Запряжёмте-ка мы в сани лошадей

И поедем за дровами поскорей.

Ой, жги, жги, жги, говори!

И поедем за дровами поскорей.

Топорами мы ударим дружно вряд,

Только щепочки по лесу полетят.

Ой, жги, жги, жги, говори!

Только щепочки по лесу полетят.

А дровишки мы уложим потесней

И верёвкою завяжем посильней.

Ой, жги, жги, жги, говори!

И верёвкою завяжем посильней.

А с дровами мы тихонечко пойдём,

Снег под полозом скрипит, а мы идём.

Ой, жги, жги, жги, говори!

Снег под полозом скрипит, а мы идём.

А мороз-то примораживает,

А мороз-то прихолаживает.

А руками мы прихлопывать начнём,

А ногами мы притопывать начнём.

И прихлопнем и притопнем дружно враз,

Эх, мороз, теперь не страшен ты для нас!

Ой, жги, жги, жги, говори!

Эх, мороз, теперь не страшен ты для нас!

«А мы Масленицу дожидаем»

2.
А наша Масленица годовая, она гостийка дорогая! Ой, ладу, ладу, дорогая!

3. Она пешею да не ходит! Все на троечке разъезжает! Ой, ладу, ладу, разъезжает!

4. У ней кони-то вороные, у ней слуги-то молодые! Ой, ладу, ладу, молодые!

5.
Они зимушку провожают и блинами весну угощают! Ой, ладу, ладу, угощают!

«Сею-вею снежок»

3. Угощайся, Масленка, угощайся сама. Будь, зима, добра, ты отведай блинка!

4. Будь, зима, добра, ты отведай блинка. Дед Морозу снеси и его угости.

5. Чтобы помнил да знал, нас зимой узнавал,
Нас зимой узнавал, да не больно донимал!

«Пришла к нам Масленица!»

2. Как стояла я у жаркой печи,
Выпекала кренделя да калачи.

3. С калачами блины, шанежки
Для милого друга Ванюшки!

4. Ой, подружки, собирайтеся,
В сарафаны наряжайтеся.

5. Будем вместе хороводы водить,
Надо нам еще и зиму проводить!

3. Моя старшая сестрица Печь блины-то мастерица!

4. Напекла она поесть, Сотен пять, наверно, есть!

5. На поднос она кладет И сама к столу несет.

6. «Гости, будьте же здоровы, Вот блины мои готовы!»

Заклинание весны, призыв птиц

После проводов зимы опять много дел: надо встречать весну. Для это будем зазывать, закликать ее, чтобы она не заблудилась, не опоздала нам. В это время очень хорошо делать на флейте птичьи переклички, учиться понимать их голоса. 9-го, 17-го марта — грачевник, отмечается прилет птиц, тогда пекут из теста жаворонков, угощают всех крошат птичкам. Чудесное оживание природы, воскрешение жизни, земли перекликается с чудом Воскресения Христа. Пасхальное настроение пронизывает все это время.

«Ой, пролетали два голубочка», белорусская народная песня

1.0й, про-ле-та — ли два го-лу-бо-чка. Ве-сна-кра-сна на весьсвет!

2.0й, про-но-си — ли два же-лу-до-чка. Ве-сна-кра-сна на весьсвет!

З.Ой, у-ро-ни — ли, ой, по-те-ря-ли. Ве-сна-кра-сна на весьсвет!

4. Скоро дубочки тут вырастали. Весна-красна на весь Свет!

5. А на дубочках капли-росинки. Весна-красна на весь свет!

6. Кто ж отряхнет росинки-слезинки?

Весна-красна на весь свет!

«Куда летишь, кукушечка»

2. — Лечу, лечу я в тот лесок, ку-ку! Хочу подать свой голосок, ку-ку!

3. Гуляйте, детки по лесу, ку-ку! Я счастье, радость вам несу, Ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку-ку!

«Зовет зверей кукушка», эстонская песня

2. Обиженно в берлоге
Ворчит старик-медведь:
«Кукушка, помолчи-ка,
Дай сон мне досмотреть.
Ку-ку, ку-ку, мешаешь старику,
Ку-ку, ку-ку, поспать бы на боку!»

«Идет матушка весна»

Хороводная, игровая песня. Двое, взявшись за руки, стоят в центре круга и пропускают через свой кружочек всю цепочку хоровода. На пос­ледние слова опускают сцепленные руки. Кто оказался запертым, стано­вится в круг.

ВЕСЕННИЙ ХОРОВОД

3. Встает солнышко пораньше,

Светит красное подольше.

Люди, люди, подольше! (2 раза)

4. Теплый луч на снег бросает,
От него снежок растает.

Люли, люли, растает! (2 раза)

5. Почернеет на дорожках,
Побежит ручьем в канавках.
Люли, люли, в канавках! (2 раза)

6. Прощай, саночки, конечки,
Наши зимние дружочки!
Люли, люли, дружочки! (2 раза)

7. Прощай, зимушка-старушка,
Ты, седая холодушка!
Люли, люли, холодушка! (2 раза)

Ой, бежит ручьём вода, нету снега, нету льда.

Ой, вода, ой, вода, нету снега, нету льда.

ЧИЖ

Играющие выбирают «Чижа» и встают в круг, взявшись за руки. «Чиж» в центре круга, он со всеми вместе выполняет те движения, о которых поётся в песенке. Чиж изображает «рыженький хохол», скачет на правой ножке. После слов » себе пару выбирай» все хором и хлопая в ладоши говорят Чижу: «Чиж, чиж, не зевай,
Себе пару выбирай»
.

В этот момент каждыйиз играющих должен найти себе пару. Условие здесь обязательноев том, что «пара» должна быть найдена не рядом, а в другомконце круга играющих, далеко от того места, где находитсятот, кто ищет.

Кому не повезло найти пару, тот становится новым «Чижом».

Игра повторяется сначала.

Чиж, Чиж, не зевай!

Себе пару выбирай!

РУЧЬИ

Все ребята встают цепочкой, в затылок друг другу, положив руки на плечи впереди стоящему человеку. Двое стоят друг на протв друга, отдельно от всех, они берутся за руки и поднимают их вверх. Это ворота. Вся цепочка с песней пробегает под воротами:

На словах «Закрывайте ворота!»ворота опускают руки и «ловят кого-то из цепочки, иногда сразу двух. Пойманные встают отдельно, образуя круг. Постепенно круг растёт, а цепочка редеет. Когда в цепочке остаётся двое, они становятся новыми воротами, а круг размыкается, превращаясь в цепочку. Так начинается новый кон игры. Если участников много, можно сделать не одни, а двое или трое ворот.

Источник

Весна-красна на весь свет

для старших школьников

Действующие лица:
Взрослые:
Бабушка Рассказушка
Дети:
Царь Горох
Весна
Иван-царевич
Царевна Несмеяна
Коробейник
богатыри, музыканты.

Оформление зала:
Зал оформлен под деревенскую улицу: плетень, бутафорские деревья, домики и т. д. Дети одеты в русские народные костюмы. Под русскую народную песню (по выбору музыкального руководителя) дети входят в зал и садятся на стулья у боковых стен. В одном из домиков сидит бабушка Рассказушка.

Бабушка Рассказушка.
В некоторое царство, в некоторое государство пожаловала Весна. Да не та Весна-обманщица, у которой солнышко вперемежку с ветром студеным, дождичком колючим и морозцем трескучим, а пожаловала Весна-красна! (Под русскую народную мелодию «Калинка» входит Весна, танцует). Махнула она одним рукавом — расстелила кругом ковры зеленые, махнула другим — разбросала по коврам цветы расписные. Водрузила она на трон небесный жаркое солнце Ярило (под музыку поднимается бутафорское солнце, закрепленное на нити), да и позвала всех добрых людей на улицу.
Весна.
Эй, молодцы добрые да девицы красные! Я — Весна-красна, вам тепла принесла. Будет вам по избам сидеть. Выходите на улицу веселиться, играть да песни петь!

Дети в хороводе исполняют песню «Веснянка» (украинская народная песня).

Все.
1. Ой, бежит ручьем вода,
Нету снега, нету льда.
Ой, вода, ой, вода,
Нету снега, нету льда.
(Хороводным шагом идут по кругу).
2. Прилетели журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли
И соловушки малы.
(Делятся на три круга, идут хороводным шагом.)
3. Мы весняночку поем,
Весну красную зовем.
Ой, поем, ой, поем,
Весну красную зовем.
(Каждый кружок выполняет «звездочку».)

Весна.
Давайте в игру играть. Я буду загадывать загадки, а вы будете догадливы в отгадках.
С бородой, а не старик, с рогами, а не бык,
Лыко дерет, а лапти не плетет. (Козел).

Серовато, зубовато.
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк).

Кто печет нам калачи?
С пылу-жару, из печи?
Из печи, да с пылу-жару,
Наша бабушка… (Варвара).

Дети инсценируют песню «Как у бабушки козел» (русская народная песня).

Дети.
1. Как у бабушки козел,
У Варварушки козел.
Тыр-тыр, тыры-ры,
У Варварушки козел.
2. Попросился козел
У бабушки погулять.
Тыр-тыр, тыры-ры,
У бабушки погулять.
3. Как навстречу козлу
Идут семеро волков.
Тыр-тыр, тыры-ры,
Идут семеро волков.
4. — Ты давай-ка, козелок,
Мы поборемся.
Тыр-тыр, тыры-ры.
Мы поборемся.
5. А как наш козел
Волка поборол.
Тыр-тыр, тыры-ры,
Волка поборол.

После этого Весна-красна садится и смотрит народное гуляние.

Бабушка Рассказушка.
Тут сказать надобно, что правил в том царстве-государстве царь Горох!

Под «Камаринскую» входит Царь Горох.

Царь Горох.
Это что же такое получается? Народу не спится? Народ веселится, а я,царь Горох, в собственном царстве горюю. Ох, да ох!
Ведущий.
А что же ты, наш царь-батюшка, горюешь? Аль Весне не рад?
Царь Горох.
Как же мне не горевать? Коли дочь моя жуть как упряма, одно ей имя —Несмеяна!
Ведущий.
Царь Горох, народ Весну-красну празднует, веселится. Зови свою Несмеяну, уж мы ее развеселим.

Царь Горох садится на место, выходит Несмеяна.

Несмеяна (поет частушки).
Ой, беда, ой, беда:
В огороде лебеда.
Я Царевна Несмеяна,
Я реветь не перестану.
Ой, беда, ой, беда:
В огороде лебеда.
Ни за что не рассмеюсь,
Только пуще разозлюсь.

На проигрыш Несмеяна танцует.

Ведущий.
Царевна, ты усаживайся поудобнее, а уж веселить тебя — наше дело.

Под мелодию «Коробейник» выходит Коробейник с подносом в руках. На подносе лежат детские музыкальные инструменты.

Коробейник.
Раздайся, народ, коробейник идет! С товарами разными: лентами красными,игрушками забавными, ложками деревянными. А ну, разбирай товар музыкальный.

Выходят дети-музыканты, разбирают инструменты.

Музыканты.
Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси — в гусли,
Утки — в дудки,
Чечетки — в трещотки,
Чайки — в балалайки,
Скворцы — в бубенцы.
Две синицы-крошки
Заиграли в ложки.
Играют, играют, всех потешают.
Уж как сядем мы играть,
Слушает вся улица,
И петух, и курица!

Дети исполняют русскую народную мелодию «Посею лебеду».

Бабушка Рассказушка.
Не развеселилась царевна Несмеяна, все ей не то. И коробейник с товаром ушел, а она все горюет. Да прискакал тут на коне вороном Иван-царевич.
Иван-Царевич (выезжает на бутафорском коне, танцует, подъезжает к Несмеяне).
Это кто же такая? Не смеется, не улыбается, ничему не удивляется?
Дети.
Царевна Несмеяна!
Иван-Царевич (слезает с коня, берет Несмеяну за руку).
Раздайся, народ, свет-Царевна идет! Белолица, черноброва, белой лебедью плывет.Свет-Царевна, попляши, твои ножки хороши.
Ведущий.
Ну что, Царевна, спляшешь с Иваном-царевичем?
Несмеяна.
Ой, как в батюшкином царстве разгулялся весь народ! Была я Несмеяною, а теперь — наоборот! Я с Царевичем плясать пойду и подружек милых с собой позову.

Исполняется русская пляска по выбору музыкального руководителя.

Ведущий.
Вот и развеселилась царевна Несмеяна!

Мальчик.
Эх, подгорка моя, подгорушечка! Попляши ты со мной, моя душечка!

Дети исполняют пляску на русскую народную мелодию «Подгорка».

Бабушка Рассказушка.
Развеселился народ, разгулялся. Всем хорошо — и царю, и царевне, и простому люду. Да вдруг закачалась Земля-матушка. (Здесь и далее после каждого предложения абзаца музыкальный руководитель исполняет тревожные аккорды, интервалы, как бы, предупреждающие о появлении чего-то страшного).Буйные ветры завыли. На дубах орлы закричали. Прилетел в то царство-государство Змей-Горыныч, чудище поганое о трех головах.

Музыкальный руководитель исполняет хроматический ряд. Появляется Змей-Горыныч.

Змей-Горыныч.
Кто без ведома моего тут гулянье устроил, кто веселиться посмел?!
Бабушка Рассказушка.
Переполошился народ, растерялся. Да вышел тут Иван — крестьянский сын.
Иван.
Не дадим тебе в обиду землю нашу русскую, Весну ласковую и людей добрых!
Змей-Горыныч.
Куда тебе, Иван, со мною тягаться! На одну руку положу, другой прихлопну — мокрое место останется!
Иван.
А ты подожди хвастать, чудо-юдо! Посмотрим, чья возьмет.

Проводятся состязания Ивана со Змеем-Горынычем: бег в мешках, перетягивание каната.

Змей-Горыныч.
Ловок и силен ты, Иван, но одному тебе со мной не справиться.
Иван.
Эй, братья мои, чудо-богатыри!

Бабушка Рассказушка.
Увидел Змей-Горыныч богатырей, задрожал, а братья запели.
Богатыри.
Щи да каша — пища наша,
И рука у нас крепка!
Чудо-юдо, убирайся,
А не то намнем бока!
Мы соколами смотрим,
Орлами парим,
Мы в воде не тонем,
В огне не горим!
Бабушка Рассказушка.
Услыхал такое Змей поганый — зуб на зуб не попадает, да и рухнул замертво на сырую землю.

Иван с братьями при помощи взрослого оттаскивают Змея Горыныча.

Бабушка Рассказушка.
А народ еще пуще разгулялся, развеселился: и весну празднует, и над злодеем победу!

Дети исполняют песню «Молодчик» (русская народная песня).

Дети.
1. Вдоль по улице молодчик идет,
Вдоль по широкой удалый идет.
Ой, жги, ой, жги, говори!
Вдоль по улице удалый идет!
2. Как на молодце-то смурый кафтан,
Опоясочка-то шелковая!
Ой, жги, ой, жги, говори!
Опоясочка-то шелковая!
3. Рукавички-то барановые,
А сапожки-то сафьяновые.
Ой, жги, ой, жги, говори!
А сапожки-то сафьяновые.
Девочки.
Девки по лесу гуляли
И калину увидали.
Ой, калина-калина,
Ароматна, зелена.

Девочки исполняют хоровод «Ой, есть в лесу калина» (украинская народная песня).

Девочки.
1. Ой, есть в лесу калина.(2 раза)
Калина, калина,
Комарики, дзюбрики, калина.
2. Там стояла дивчина. (2 раза)
Дивчина, дивчина,
Комарики, дзюбрики, дивчина.
3. Цвет-калину поломала. (2 раза)
Ломала, ломала,
Комарики, дзюбрики, ломала.
4. Во пучочки вязала. (2 раза)
Вязала, вязала,
Комарики, дзюбрики, вязала.
Ведущий.
Пошла млада за водой.
Коромысел золотой.
Коромысел золотой,
Ведерки дубовые.
Наши коромысла хоть и не золоченые, а тоже в дело пойдут! Кто ловчей да проворней воду перенесет да ни капли не разольет?

Проводится игра с коромыслами.

Бабушка Рассказушка.
Веселился народ: песни пел, игры играл, пляски плясал, да и не заметил,как солнышко закатилось.

Весна.
Люди добрые, девицы и молодцы! Уж повеселились вы на славу. Да знаю я,что не только веселиться вы можете, а и работы никакой не боитесь, да и чуда-юда не побоялись. Вам за то — мой поклон. Жаль расставаться с вами, а надо— дел у меня еще много.
Бабушка Рассказушка.
Думал народ, как Весну-красну благодарить за солнце, тепло, ласку да слова добрые. И запел на весь свет «Весну-красну».

Дети исполняют белорусскую народную песню «Весна-красна».
Дети.
1. Ой, прилетели два голубочка.
Весна-красна на весь свет!
2. Ой, приносили два желудочка.
Весна-красна на весь свет!
3. Ой, уронили, ой, потеряли.
Весна-красна на весь свет!
4. Скоро дубочки тут вырастали.
Весна-красна на весь свет!

Бабушка Рассказушка.
Солнце к низу закатилось,
Царство все на веселилось
Да по избам разбрелось.

Под русскую народную мелодию дети покидают зал.

Источник

Оцените статью