Роберт Шуман. Этюды для фортепиано по каприсам Паганини
Жанр транскрипции не занимает в творчестве Роберта Шумана значительного места, и все-таки композитор к нему обратился. В 1832 г. Шуман написал «Этюды для фортепиано по каприсам Паганини», а в следующем году он создает вторую тетрадь – «Шесть концертных этюдов по каприсам Паганини». Творчество великого итальянского скрипача поразило Шумана до глубины души, он восхищался не только виртуозным блеском творений Никколо Паганини, но и их глубиной, ставя его на первое место среди итальянских композиторов-современников. В каприсах Паганини он усматривал одновременно и «редкую свежесть и легкость», и «могучий, достойный уважения дух». Шуман вкладывает в уста Флорестана суждение об этом композиторе как об «итальянской реке, исток которой находится на немецкой почве», намекая тем самым на связь творчества Паганини с традициями, заложенными Иоганном Себастьяном Бахом и Людвигом ван Бетховеном – Шуман даже сравнивается Каприс № 4 с траурным маршем из Третьей симфонии Бетховена.
Однако Шуман, оценивая по достоинству глубину и пылкость чувств творений Паганини, не мог не обратить внимание и на поражающую воображение скрипичную виртуозность – ведь в начале 1830-х гг. он был увлечен виртуозностью фортепианной. Нет, он не одобрял «техники ради техники» – такому пустому виртуозничанью композитор желал противопоставить экспрессию, для которой блестящая техника стала бы естественной формой выражения, и именно такое сочетание он находит у Паганини. Кроме того, создание фортепианных транскрипций скрипичных произведений способствовало обогащению фортепианного исполнительства. По словам самого Шумана, он надеялся дать пианистам возможность «избавиться от часто предъявляемого им упрека в том, что они слишком мало пользуются особенностями других инструментов для усовершенствования и обогащения своего собственного».
Композитор поставил перед собой нелегкую задачу – ему предстояло не просто гармонизовать каприсы Паганини, а осуществить их «перевод» на «язык» фортепианной техники. Свои успехи на этом поприще Шуман оценивал весьма критически. Он отмечал, что в первой тетради «копировал точно, нота в ноту», и только во второй ему удалось «отказаться от педантизма буквальной передачи» в пользу создания пьес, которые, «не утрачивая поэтической идеи, производили впечатление самостоятельных фортепианных произведений». Такая оценка представляется проявлением той преувеличенной самокритичности, которая всегда бывает присуща гениям – уже в первой тетради Шуман подходит к материалу творчески, хотя вторая и отличается большей виртуозностью и свободой изложения.
Перерабатывая каприсы Паганини для фортепиано, Шуман берет курс на выявление и развитие тех голосов, на которые в фактуре скрипки соло можно было только намекнуть. В фортепианной же фактуре эти скрытые полифонические элементы получают развитие, приобретают рельефность. Например, в первой тетради во втором этюде, основанном на Каприсе № 9, средний голос подчеркивается не только интонационно, но и за счет ритма, а во второй тетради в шестом этюде фактура имеет преимущественно полифонический характер.
В ряде случаев композитор вводит новые голоса, отсутствующие в оригинале. Например, во втором этюде из второй тетради появляется выразительный мелодизированный бас, а в среднем разделе четвертого этюда той же тетради, основанном на Каприсе № 4 (том самом, который Шуман сравнивал с похоронным маршем из бетховенской симфонии) новая мелодическая линия даже оттесняет на второй план текст музыкальный материал оригинала – мелодия Паганини здесь присутствует в низком регистре, сопровождая созданную Шуманом мелодию. Композитор отмечал, что особая сложность этого каприса заключается в остром, «колющем» исполнении одних звуков в сочетании со связностью других, и эту дифференциацию фактуры он подчеркнул в своей фортепианной транскрипции. Такая же многоплановость наблюдается в пятом этюде из первой тетради, написанном на основе Каприса № 19: один из элементов фактуры, излагаемый в правой руке, играется в нюансе p, другой – ff, а партия левой руки – pp.
В своих фортепианных транскрипциях Шуман сохранил все характерные черты творческого облика Никколо Паганини – и бурный темперамент, и виртуозный блеск, и суровую патетику, и проникновенную лиричность. Всё это было присуще и самому Шуману – не случайно произведения великого итальянца нашли такой живой отклик в его душе. Творчески подойдя к каприсам Паганини, он превратил их в живое явление уже не скрипичного, а фортепианного исполнительства. Впоследствии фортепианные транскрипции каприсов Паганини создавали другие композиторы – Ференц Лист, Иоганнес Брамс, Сергей Васильевич Рахманинов, и начало этой традиции было положено Робертом Шуманом.
Источник
Каприс №24 (облегчённое переложение)
Слова ходят парами, так считают психологи и проверяют нас на ассоциации. Если скажут «черная», то ответ будет — кошка, если скажут «скрипка», ответим — Паганини. Итальянский мальчик, родившийся в 1782 в переулке Черной кошки на окраине Генуи, закрепил за собой в человеческом подсознании музыкальный инструмент, на котором играли миллионы и продолжают играть сейчас во всех подъездах элитных домов. Уже больше двухсот лет при слове скрипка за ее легкими контурами возникает знакомый силуэт Никколо Паганини. Маленький Никколо, получив скрипку из рук отца, как показало время, на деле получил ее из рук Бога.
Портовый грузчик, ставший мелким лавочником, Антонио Паганини обладал не только тяжелым характером, но и мандолиной, на которой играл, увеличивая еще больше пропасть между собой и людьми. Даже жена уходила подальше. Только сын не покидал отца, но однажды не выдержал и подсказал ему, как надо сыграть мелодию. Паганини-старший сразу увидел за маленьким мальчиком тень больших денег и купил миниатюрную скрипку для виртуоза, которому не было и четырех лет.
Подарив дорогую игрушку, у ребенка отобрали беспечные детские игры, да и само детство — запертый в комнате, голодный, он занимался днями напролет. Кончилось это тем, что малыш впал в каталепсию. Тогда родители сочли его умершим и собирались похоронить. И на протяжении всей жизни великого скрипача не раз объявляли о его смерти, но Паганини оказывался жив. Мистика, но потом уже умершего Паганини его единственный сын Ахиллино долгие годы не сможет предать земле…
Судьба легендарного музыканта была не менее фантастична, чем его мастерство. Став сенсацией в раннем детстве, он так и жил под прямыми лучами славы и точными ударами молний.
Магическое воздействие на публику стоило ему обвинений в контракте с дьяволом. Насколько невероятна была игра итальянца, можно понять по реакции церкви – ему было предложено опустить скрипку Гварнери в святую воду. Ту самую скрипку, на которую, по слухам, были натянуты кишки его загубленной жены. Так современникам было проще объяснить новую скрипичную технику маэстро — игру на одной струне, технику двойных нот, флажолеты, пиццикато, каскады виртуозных пассажей.
Не забывало наносить удары непрочное здоровье гения — больной позвоночник и почки все настойчивей вели свою партию, приступы боли настигали Паганини во время концерта, но он никогда не оставлял сцену.
На концертах маэстро исполнял только собственные сочинения, создавая неповторимые импровизации и не отступая от своего правила — «Надо сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали». И другие чувствовали – и нередко падали в обморок. Ангел, который приснился матери Никколо, не солгал – мальчик из Генуи стал первым скрипачом мира.
Никколо Паганини писал не только для скрипки, а также для гитары. Скачать ноты для гитары, а также ноты знаменитых каприсов для скрипки соло и других произведений вы можете здесь.
Смотрите также ноты произведений композитора Никколо Паганини:
Источник
24 каприса для скрипки соло (Паганини) — 24 Caprices for Solo Violin (Paganini)
В 24 каприса для скрипки соло были написаны в группах (шесть, шесть и двенадцать) по Паганини между 1802 и 1817. Они также обозначены как MS 25 в Maria Rosa Моретти и Анны Сорренто Catálogo tematico делле musiche ди Паганини , который был опубликован в 1982. Каприсы имеют форму этюдов , где каждое число исследует различные навыки ( двойные остановленные трели , чрезвычайно быстрое переключение позиций и струн и т. Д.)
Рикорди впервые опубликовал их в 1820 году, где они были сгруппированы и пронумерованы от 1 до 24 как Op. 1 вместе с 12 сонатами для скрипки и гитары (соч. 2 и 3) и 6 гитарными квартетами (соч. 4 и 5). Когда Паганини выпустил свои Каприсы , он посвятил их « alli artisti» (художникам), а не конкретному человеку. Своеобразное посвящение можно увидеть в собственной партитуре Паганини, где он комментировал между 1832 и 1840 годами следующие «посвященные» для каждого Каприса (возможно, готового к новому печатному изданию): 1: Анри Вьёкстемпс ; 2: Джузеппе Аустри; 3: Эрнесто Камилло Сивори ; 4: Оле Борнеманн Булл ; 5: Генрих Вильгельм Эрнст ; 6: Кароль Юзеф Липинский ; 7: Ференц Лист ; 8: Дельфин Алард ; 9: Херрманн; 10: Теодор Хауман [ оно ] ; 11: Сигизмонд Тальберг ; 12: Дулер; 13: Шарль Филипп Лафон ; 14: Жак Пьер Роде ; 15: Луи Шпор ; 16: Родольф Крейцер ; 17: Александр Арто ; 18: Антуан Борер; 19: Андреас Якоб Ромберг ; 20: Карло Джиньями; 21: Антонио Баццини ; 22: Луиджи Альлиани; 23: [без имени]; 24: Николо Паганини, sepolto pur troppo (для меня, к сожалению, похоронен).
Первое издание Фердинанда Давида было опубликовано Breitkopf & Härtel в 1854 году. Давид, как редактор, также выпустил издание Каприсов Роберта Шумана с фортепианным сопровождением . Другое издание Давида было выпущено в виде двух книг по 12 капризов в каждой « mit hinzugefügter Begleitung des Pianoforte von Ferdinand David » (с дополнительным фортепианным аккомпанементом Фердинанда Давида) и издано Breitkopf & Härtel (ок. 1860).
В отличие от многих ранних и более поздних наборов из 24 пьес, не было намерения писать эти каприсы в 24 различных тональностях .
СОДЕРЖАНИЕ
Подробности
Нет. | Ключ | Движения | Ноты |
---|---|---|---|
1 | Ми мажор | Анданте | Эта композиция, получившая прозвище «Арпеджио», соответствует игре аккордов с рикошетом на всех 4 струнах. Пьеса открывается в ми мажоре, а затем быстро переходит в развивающую часть ми минор, где вводятся нисходящие гаммы в третях. |
2 | Си минор | Модерато | Второй каприс фокусируется на отсоединении с множеством пересечений струн через несмежные струны. |
3 | Ми минор | Состенуто / Престо / Состенуто | Каприс № 3 — невнятное упражнение легато с октавными трелями во вступлении и заключении. |
4 | До минор | Maestoso | Каприс №4 — это упражнение с пассажами с множеством остановок в третях. |
5 | Несовершеннолетний | Агитато | Caprice No. 5 ориентирован на быстрые рикошетные поклоны. Он начинается и заканчивается секцией восходящих арпеджио, за которыми следуют нисходящие гаммы. |
6 | Соль минор | Ленто | Шестой каприс, получивший прозвище «Трель», основан на использовании тремоло левой руки на скрипке путем быстрого чередования разных нот в аккорде одного из голосов. Мелодия исполняется в одной строке, а тремоло — в другой. |
7 | Несовершеннолетний | Посато | Этот каприз фокусируется на невнятных пассажах стаккато с множеством длинных невнятных гамм и арпеджио. |
8 | Ми-бемоль мажор | Maestoso | Caprice No. 8 фокусируется на поддержании более низкой ноты при одновременном воспроизведении более высокой мелодии, в то же время включая множество трелей и двойных остановок. |
9 | Ми мажор | Аллегретто | Струны A и E скрипки, прозванные «La Chasse» или «The Hunt», имитируют флейты («Sulla tastiera imitando il Flauto»), а струны G и D имитируют валторны («imitando il Corno sulla D e G corda» ). В первую очередь исследование в двойных остановках, с рикошетом в средней части. |
10 | Соль минор | Vivace | Этот каприс — прежде всего этюд в стаккато смычка вверх, с нотами стаккато, перемежающимися аккордами, трелями и отдаленными пересечениями струн. |
11 | До мажор | Анданте / Престо / Анданте | Одиннадцатый каприз начинается и заканчивается разделами, требующими нескольких голосов, и содержит отрывок, состоящий из множества нот с точками, быстро скачущих вверх и вниз по шкале. |
12 | Ля-бемоль мажор | Аллегро | Этот каприз состоит из невнятного рисунка мелодии на верхней струне, чередующейся с гудением на нижней струне, заставляя скрипача растягиваться на большие расстояния, удерживая палец на гудящей струне. |
13 | Си-бемоль мажор | Аллегро | По прозвищу «Смех дьявола», Caprice No. 13 начинается с масштабных проходов с двойной остановкой на умеренной скорости. Вторая часть состоит из высокоскоростных пробежек, которые тренируют гибкость левой руки и смещение позиции, а также высокоскоростную смену струны правой рукой и смычок с отрывом. Затем произведение повторяется до начала и заканчивается прямо перед тем, как достичь второй части во второй раз. |
14 | Ми-бемоль мажор | Модерато | 14 каприс показывает способность скрипки озвучивать аккорды. Он содержит много тройных и четверных остановок. Стилистически изделие имитирует латунные фанфары. |
15 | Ми минор | Посато | Caprice 15 находится в форме ABA. Раздел «Ля» — ми минор и начинается с мелодии в октавах, за которой следует вариация в 32-х нотах. Секция «B» — соль мажор (относительная мажор к ми минору) и включает стакатто вверху и арпеджио с одинарным смычком. |
16 | Соль минор | Престо | Каприс №16 , пожалуй, самый простой из капризов. Главные трудности — это перекрещивание струн и порванные десятки. Единственный аккорд — это финальная нота. |
17 | Ми-бемоль мажор | Состенуто / Анданте | Раздел «A» содержит многочисленные тридцатисекундные партии на струнах A и E, которые переходят вперед и назад с двойными остановками на двух нижних струнах. Средняя часть знаменита невероятно сложным октавным пассажем. |
18 | До мажор | Корренте / Аллегро | Введение в каприс 18 демонстрирует игру на струне G на очень высоких позициях. Затем следует быстрое отображение шкалы в трети. |
19 | Ми-бемоль мажор | Lento / Allegro assai | После 4 тактов октав, отмеченных Lento, остальная часть каприса в форме ABA помечена Allegro assai. Раздел «A» состоит из игривых восьмых нот стаккато, а раздел «B» состоит из быстрых 16-х нот, сыгранных на струне G. Вступительные 4 такта и часть «A» находятся в ми-бемоль мажор, а часть «B» — в относительном миноре (соль минор). |
20 | Ре мажор | Аллегретто | Caprice 20 известен тем, что в качестве гудка используется струна D, на фоне которой звучит лирическая мелодия на струнах A и E, имитирующая волынку. Затем следует быстрый отрывок из шестнадцатой ноты с трелями и летающим стаккато. |
21 год | Главный | Аморосо / Престо | Caprice 21 начинается с очень выразительной, похожей на арию мелодии, сыгранной шестыми долями с двойной остановкой. Затем следует отрывок из быстрого стаккато с наклоном вверх. |
22 | Фа мажор | Маркато | Caprice 22 исследует множество типов двойных и тройных остановок с смычком лоре, а затем реализует различные элементы невнятного стаккато, невнятного тремоло и пересечения струнных. |
23 | Ми-бемоль мажор | Посато / Миноре / Посато | Каприс №23 начинается с мелодии в октавах в E ♭ . Средняя контрастная часть представляет собой серьезное упражнение в пересечении струн: для этого скрипач должен сыграть паттерны из трех шестнадцатых нот на струне G, а затем быстро перейти, чтобы сыграть одну на струне E, а затем снова вернуться к струне G, причем все сразу. быстрый темп. |
24 | Несовершеннолетний | Тема: Quasi presto / variazioni I – XI / Finale | Тема из « Каприса № 24» хорошо известна; он был использован в качестве основы для многих произведений самых разных композиторов. В этом каприсе используется широкий спектр высокотехнологичных техник, таких как чрезвычайно быстрые гаммы и арпеджио, двойные и тройные остановки, пиццикато для левой руки, параллельные октавы и десятые доли, быстрое смещение и пересечение струн. |
- Критическое издание Франко Гулли [ it ] (Ed. Curci, 1982)
- Критическое издание Ренато де Барбьери [ it ] (Urtext, 1990)
Полный комплект / коммерческие записи
В 1940 году, к столетию со дня смерти Паганини, полный набор переложений Фердинанда Давида для скрипки и фортепиано был записан 20-летним австрийским скрипачом Осси Ренарди (псевдоним Оскара Рейсса) с Вальтером Робертом на фортепиано ( 78 оборотов в минуту, RCA Victor; перепечатка компакт-диска Биддульфом). Это была мировая премьера записи любой версии 24 каприсов. В октябре прошлого года Ренарди сыграл скрипичную сольную версию «24» в своем дебютном альбоме в Карнеги-Холле. В 1953 году, незадолго до своей безвременной кончины, Ренарди снова записал 24 (на скрипке Паганини Guarnieri del Ges, ‘Il Cannone’) в той же аранжировке Давида с Юджином Хельмером в сопровождении (2LP, Remington R-99-146 & R. -99-152).
В 1947 году Руджеро Риччи сделал первую полную запись 24 каприсов в их оригинальной версии (Decca). Позже Риччи сделал дополнительные записи, как указано ниже:
- 1947 | 2LPs | Decca LK.4025 №№ 1–12 ; LXT.2588 №№13–24 -моно-; Репринт 1950 г. | 2LPs | London Decca LL.264 №№ 1–12 ; LL.252 Nos.13–24 моно (Лондон, июль 1947 г.)
- 1959 | LP | Decca LXT.5569 -mono- / SXL.2194 -stereo- (Victoria Hall, Женева, 1–9 апреля 1959 г.)
- 1973 | LP | Vox Turnabout TV-S 34528 | + премьерная запись Caprice d’adieu ми мажор, MS 68 (США, 1973)
- 1978 | 2LP | Цена-меньше C – 93042 (перепечатка компакт-диска: Price-Less D12179) | «Golden Jubilee» — записано прямо на диск на студии звукозаписи Soundstage, Торонто, Канада | + Caprice d’adieu ми мажор, MS 68 + Duo merveille до мажор, MS 6 (Торонто, 1978)
- 1988 | CD | Радио Ватикана 061–003 / Biddulph LAW 016 | исполняется на опере Паганини Гварнери дель Джезу «Il Cannone» (Генуя, 16–20 апреля 1988 г.)
- 1998 | CD | Dynamic CDS244 | Концерт в честь 80-летия в синагоге Сегеда, Венгрия | версия для скрипки с оркестром Ласло Меслени (№№ 1-23) и Криса Николлса (№ 24), основанная на фортепианном сопровождении в составе Роберта Шумана (Венгрия, 17 мая 1998 г.)
- 1982 | LaserDisc-NTSC | One Eleven, ООО URS-V-91610 | 69 мин. | BBC Scotland, Прямая трансляция на телевидении (p) 1991
- 1987 | VHS-NTSC | Shar Products Company RR – 1 (Мичиганский университет, 10 января 1987 г.) | неотредактированный спектакль
Другие скрипачи с тех пор записали полный набор, в том числе:
- Аккардо, Сальваторе (1-я запись: RCA Italia, 1970/2-я запись: DGG, 1977/3-я запись: Foné, 2002)
- Барбьери, Ренато де [ он ] (Fonit Cetra Italia, 1981) — из оригинальной рукописи Паганини.
- Бартон-Пайн, Рэйчел (Эйви, 2017)
- Беккер-Бендер, Таня (Гиперион, 2007)
- Берик, Йехонатан (Равновесие, 2014)
- Берман, Павел (iClassical Academy, Италия 2018, полный набор всех 24 каприсов на видео; обучающие уроки и выступления)
- Чумаченко, Николас (Эдельвейс, 1982)
- Франческа Дего [ оно ] (итальянский выпуск — DGG, 2012)
- Энес, Джеймс (1-я запись: Telarc, 1995/2-я запись: Onyx, 2009) — неотредактированное исполнение, каждый каприз записан за один дубль.
- Эрлих, Деви (Adès, 1967 / перепечатка компакт-диска, 1987 (выбор 19 из 24 каприсов: №№ 2, 3, 8, 22 и 23 не включены)
- Федотов, Максим (Русско-японский выпуск — Тритон, 1996)
- Фишер, Джулия (Decca Classics, 2008/09)
- Гаррет, Дэвид (DGG, 1996) — ш. Бруно Канино , исполняющий фортепианный аккомпанемент Роберта Шумана для №№ 1–23
- Гитлис, Иври (Philips, 1976) — выпущен в 2007 году
- Грингольц, Илья (Orchid Classics, 2012)
- Хаделич, Августин (Warner Classics, 2017/8)
- Калер, Илья (Наксос, 1992)
- Камио, Маюко (японский выпуск — BMG / RCA Victor Red Seal, 2009) — CD + DVD содержит интервью с Камио
- Кавакос, Леонидас (Dynamic, 1989/90)
- Кинга, Августин (RovenRecords, 2016)
- Кёльман, Рудольф (Wiediscon, 1996 / Перепечатка CD: Hänssler, 2003) — 1996 концертная запись
- Ковач, Тибор (Грамола, 1999)
- Маликян, Ара (Warner Classics Apex, 2002) — Уорнер утверждает, что это первая полная запись капризов, сделанная после знаков повторения, включенных в партитуру для автографа. Общее время игры: 100’25
- Марков, Александр (DVD Warner Music Vision + CD Erato, 1989) — «живая» запись, 3 мая 1989 г. DVD-фильм, режиссер Бруно Монсенжон
- Мидори (Sony Classical, 1988)
- Миланова, Ваня (Simax, 1985)
- Миленкович, Стефан (Dynamic, 2002/03) — комплект из 2-х CD с ‘полной музыкой для скрипки соло’
- Минц, Шломо (DGG, 1981)
- Паэтч, Микаэла (Тельдек, 1987)
- Папаврами, Теди (Aeon, 1997 + 2001) — набор из двух компакт-дисков с двумя разными записями: студийная версия 1997 года + 19 апреля 2001 года, концерт в Токио.
- Паскье, Режи (Auvidis Valois, 1991)
- Перлман, Ицхак (EMI, 1972)
- Пуле, Жерар Жорж (французский выпуск — LP Deesse DDLX 178, 1979)
- Рабин, Майкл (Капитолий, 1958)
- Ролиано, Марко (Тактус, 2000)
- Shunsuke Sato (японский выпуск — Universal Classics, 2009) — исполняется на струнах из чистого кишечника
- Симидзу, Такаши (японский выпуск — Platz, 1990)
- Спиваковский, Тосси (Omega Classics, 1966) — ж. Лестер Тейлор, исполняющий фортепианный аккомпанемент Роберта Шумана для №№ 1-23
- Стадлер, Сергей (Мелодия, 1983)
- Чакерян, Сониг [ оно ] (Arts Music, 2002)
- Залаи, Антал (Будапешт, 4–13 августа 2015 г.)
- Зетмайр, Томас (1-я запись: Teldec, 1992/2-я запись: ECM Records, 2007)
- Жислин, Григорий (Dante Productions LYSC 002, 1997)
- Циммерманн, Фрэнк Питер (EMI, 1984/85) — играет первые двенадцать каприсов на Страдивари 1706 года, а остальные — на Страдивари 1684 года.
- Зукофский, Пол (Vanguard Classics, 1970) — так называемое «аутентичное» исполнение, основанное на оригинальной рукописи
Источник