Паганини сочинения для гитары

Паганини сочинения для гитары

Ямпольский И. М. Избранные исследования и статьи / Ред. Ю. Келдыш. — М.: Сов. композитор, 1985г.

Паганини прославился как величайший скрипач-виртуоз. Менее известно, что он блестяще владел альтом, был выдающимся дирижером и одним из крупнейших гитаристов своего времени, автором громадного количества гитарных произведений.

Паганини-гитарист — не случайная грань художественного облика гениального итальянского музыканта. Это ряд интересных страниц, в его творчестве и дань увлечению гитарой, характерному для начала XIX столетия.

Гитара, столь популярная в XVI—XVII веках, позднее стала выходить из моды. В конце XVIII столетия интерес к этому инструменту возродился. Романтическое влечение к Испании напомнило о старинных испанских романсах, а вместе с ними о гитаре, под которую эти романсы распевались. Испанские гитаристы воскресили былую славу своего национального инструмента. Гитара, с ее интимным тембром, созвучная «культу сердца», становится популярной в бесчисленных кружках — литературных, художественных, музыкальных, столь типичных для эпохи романтизма. С другой стороны, «Ренессанс» гитары был связан с ее доступностью для широких кругов любителей музыки.

Исполнители и композиторы шли навстречу этим веяниям. Стали появляться новые школы для гитары, в том числе школа знаменитого испанского гитариста Агуадо, вышедшая в 1820 г. и переведенная на французский язык.

Необычайно выросла музыкальная литература не только для гитары соло, для дуэта гитар, для голоса с гитарой, но и для более крупных ансамблей с участием гитары. Юный Вебер импровизировал свои мелодии в тавернах и тут же приглашал слушателей исполнять их под собственный виртуозный аккомпанемент на гитаре. Шуберт любил музицировать на этом инструменте в кругу друзей. Он написал танцевальные дуэты для флейты или скрипки с гитарой и квартет для флейты, гитары, альта и виолончели. Прекрасным гитаристом был Берлиоз.

Читайте также:  Маликов тебе одной ноты

Повышенный интерес к гитаре у романтиков был связан с тягой к народному искусству. «Я хочу возвратиться в свой сельский домик в Субиако, — писал молодой Берлиоз из Италии. — Ничто так мне не нравится, как эта бродячая жизнь среди лесов и скал с этими простодушными крестьянами, днем спящими на берегу горного ручья, а ночью танцующими сальтарелло, с мужчинами и женщинами, завсегдатаями нашего кабаре. Я делаю счастливыми их своей гитарой; без меня они танцевали под звуки баскского тамбурина. Они восхищены этим мелодическим инструментом». Особенный интерес к народному искусству пробудился у Берлиоза именно в Италии. Отсюда он вывез записи народной музыки, например, наигрышей пифферари (исполнитель на пифферо — итальянской разновидности волынки), использованные им в «Серенаде горца в Абруццах» из симфонии «Гарольд в Италии».

Паганини владел гитарой с детских лет. Судя по многочисленным посвящениям, пометкам и датам на рукописях гитарных пьес, он этим инструментом занимался на протяжении всей своей жизни. Правда, как гитарист,— во всяком случае, в зрелые годы — он не выступал в публичных концертах, играя лишь в дружеском кругу. Как рассказывает его биограф Шоттки, под звуки гитары Паганини плясал тарантеллу. Небезынтересно, что прекрасным гитаристом был А. Ролла, у которого в Парме брал уроки игры на скрипке юный артист.

Великолепно владел гитарой и ученик Паганини Сивори. Специально для него великий музыкант написал ряд пьес для скрипки и гитары, которые они исполняли вдвоем.

Современники, которым довелось слышать игру Паганини на гитаре, единодушны в своей оценке: Паганини-гитарист — то же, что и Паганини-скрипач. Впрочем, они отмечали, что играет он не по методу Джульяни — «искуснейшего гитариста нашего времени». Вот некоторые из этих отзывов: «Паганини играет на гитаре не хуже, чем на скрипке, и поет в дружеском кругу». «Насколько изумительно играл он на гитаре — надо было слышать. Эти фантазии можно с полным правом назвать отражением его души. ». «Паганини играл на гитаре превосходно, извлекал из нее аккорды очень большой трудности и арпеджио. Он применял при этом своеобразную аппликатуру».

В своих струнных квартетах с гитарой Паганини попеременно исполнял партии скрипки и гитары. Последняя висела у него на ленте на плече, и, играя на ней, он держал, скрипку между коленями, меняя инструмент с такой ловкостью, что для уха слушателя это было почти незаметным.

«Когда скрипка слишком утомляла Паганини, — рассказывает Берлиоз, — он вынимал из своего портфеля собрание дуэтов, сочиненных им специально для скрипки и гитары (собрание, которого никто не знал), и, избрав в качестве партнера достойного немецкого скрипача г. Сина, который и посейчас преподает в Париже, брал на себя партию гитары и извлекал из этого инструмента неслыханные эффекты. И два концертанта — скромный скрипач Сина и несравненный гитарист Паганини — проводили так, с глазу на глаз, долгие вечера, на которые никто, даже из самых достойных, никогда не был допущен».

Паганини не мешала игра на двух инструментах, не имеющих, казалось, ничего общего в технике; напротив, игра на шестиструнной гитаре породила новые технические приемы, способствовала развитию виртуозной техники великого скрипача. О той связи, которую постоянно ощущал Паганини между этими инструментами, свидетельствуют многочисленные пьесы, написанные им для скрипки с гитарой, для гитары с сопровождением скрипки, а также квартеты для смычковых инструментов и гитары.

Предположения о влиянии гитары на скрипичную технику Паганини высказывались еще со времени его концертов в Вене (1828). «Кажется, левая рука этого великого мастера, благодаря случайным влияниям, развита в столь замечательной степени, — писал один из венских критиков, — что позволяет ему творить чудеса. Приходишь к заключению, что, видимо, он играл прежде на каком-то другим инструменте, требовавшем от пальцев левой руки большой силы, и это помогло ему добиться столь исключительных результатов. Вероятно, мандолина или лютня дали ему возможность достичь подобного совершенства».

Гитарные влияния сказались в применении Паганини техники двойных флажолетов, в использовании специфических видов расположения пальцев на грифе, в связной игре аккордами, а также в характерной, для него перестройке струны соль и общем повышении строя инструмента. Перестройка нижних струн — прием, известный любому гитаристу, так же как и игра двойными флажолетами, флажолетными аккордами, исполнение аккордов legato.

Некоторые гитарные сочинения Паганини — первоначальные эскизы скрипичных композиций. Шоттки свидетельствует, что Паганини «подбирал на гитаре аккомпанемент к своим концертам. Сочиняя, он пел или насвистывал». Сам Паганини говорил, что по временам берет гитару, возбуждая фантазию к сочинению или импровизации, чего на скрипке «не мог делать». Отчетливо выявлена связь скрипки с гитарой в сборнике «24 каприччио». Многие из них отмечены явными гитарными влияниями. Они сказываются особенно в широко используемой технике pizzicato. Скрипичное pizzicato применялось тогда обычно лишь в оркестровом ансамбле и только при извлечении отдельных звуков щипком пальцами правой руки. Паганини довел технику pizzicato в сольной скрипичной игре до виртуозной степени. Применив первым переменную игру pizzicato пальцами левой руки и агсо, он как бы воспроизвел щипковую игру на гитаре в специфически скрипичном звучании. Вместе с тем артист широко использовал пассажи, целиком построенные на данном приеме игры пальцами левой руки, без участия смычка. В произведениях Паганини можно найти разнообразнейшие оттенки pizzicato. Порою кажется, будто он превращает инструмент в нечто среднее между гитарой и скрипкой.

От гитары, несомненно, идет и типичная для Паганини-скрипача «дуэтная» игра соло — одновременное исполнение мелодии агсо и аккомпанемента к ней pizzicato (тема в вариациях «nel cor piu non mi sento» («как сердце замирает» — ит.) для скрипки соло без сопровождения).

К приемам игры на гитаре восходят и некоторые аппликатурные приемы Паганини, а также его система «беззвучных» занятий. Английский скрипач Элиасон, которому Паганини посвятил один из своих каприччио, не вошедший в его знаменитый сборник, утверждал, что великий скрипач приобрел замечательную эластичность и четкость пальцев левой, руки только благодаря тому, что постоянно упражнялся «беззвучно», без помощи смычка. В этих «беззвучных» упражнениях немалую роль играл психофизиологический фактор.

Гитара способствовала укреплению связей творчества Паганини с фольклором. Об этом свидетельствуют его гитарные сочинения. Долгое время гитарная музыка Паганини оставалась совершенно неизвестной. Лишь с двадцатых годов XX века началась публикация его гитарных пьес М. Шульцем и Е. Шварц-Рейфлингером. В рукописном наследии Паганини 140 пьес для гитары соло, 28 — для гитары с сопровождением скрипки, 4 трио и 21 квартет с участием гитары.

Многие его гитарные произведения носят характер импровизаций; не случайно он называет их «chribizzi» (буквально—причуды, капризы). Это миниатюры, часто не превышающие 15—20 тактов, или небольшие жанровые пьесы, преимущественно танцевальной формы (типа вальса, менуэта, марша), культивировавшиеся современными гитаристами. Они — технически непритязательны, доступны для исполнения любителями.

Во многих из этих пьес выявлены народные элементы. Показательна в этом отношении пьеса «Перигольдино»— искусная обработка задорной танцевальной мелодии, исполнявшейся на пифферо. С какой чуткостью Паганини «подслушал» гармонические обороты волыночной музыки, придающие мелодии своеобразный колорит:

В иной манере написаны квартетные партии гитары, гитарные произведения крупной формы.

В квартетах, наряду с первой скрипкой, Паганини часто выделяет как солирующий инструмент и гитару. Ее партия по богатству виртуозных приемов игры соперничает порою с партией скрипки. Пренебрегая трудностями, Паганини смело использует весь гриф, применяет пассажную игру с открытой струной (наподобие скрипичного «бариолажа»), игру legato. Эти новаторские приемы гитарной техники хотя и встречаются в сольных пьесах знаменитого Джульяни, но разработаны Паганини с неизмеримо большим размахом, изобретательностью и блеском.

Паганини считал возможным исполнять на гитаре все то, что можно сыграть на скрипке. В этом отношении чрезвычайно характерна переменная игра скрипки и гитары, например, в первой вариации из второй части Первого квартета соч. 5, когда гитара текстуально повторяет скрипичное соло. Видимо, в такого рода солирующих эпизодах, разбросанных по всем квартетам, Паганини попеременно исполнял обе партии. Иногда Паганини поручал гитаре самостоятельные, развернутые сольные эпизоды, не связанные с партией скрипки. Подобное построение ансамблевой партитуры придает музыке особый блеск и колористическую прелесть звучания.

В квартетах Паганини встречаются указания на перестройку струн гитары на полтона выше. Так, в Третьем квартете, соч. 5, во второй части в партии гитары имеется следующее примечание: «настроить в си-бемоль или на полтона выше». Это самое раннее указание на перестройку гитарных струн, которое мы встречаем у Паганини. Квартеты соч. 5 были написаны в 1802—1805 годах. В скрипичных произведениях настройка струн на полтона выше впервые применена в сочиненном позднее Первом концерте, что ясно указывает на гитарное происхождение приема.

Гитарные влияния сказались и в квартетах для смычковых инструментов. Несомненна гитарная «природа» очаровательного менуэта из квартета ми мажор, построенного целиком на использовании приема pizzicato:

Насколько нам известно, Паганини первый применил подобный прием инструментовки, впоследствии развитый Делибом в «Pizzicato» из балета «Сильвия» и Чайковским в Скерцо из Четвертой симфонии:

Виртуозное мастерство Паганини-гитариста, глубокое знание природы инструмента во всем блеске раскрылось в его гитарных сочинениях крупной формы; среди них выделяется Большая соната ля мажор для гитары с сопровождением скрипки. В отличие от более ранних сонат для скрипки с сопровождением гитары соч.2 и 3 она написана в широко развитой трехчастной циклической форме. По стилю изложения это скорее концерт, требующий от исполнителя высокого мастерства, особенно в финальных вариациях. Примечательна средняя, медленная часть — «Романс» — один из ранних образцов романтической инструментальной лирики. Написанный в ритме сицилианы, столь характерном для итальянской народной музыки, «Романс» отличается удивительной напевностью, интонационной гибкостью и предвосхищает знаменитую вокальную серенаду Шуберта. У Паганини в большей степени выявлена народная интонационная основа; у Шуберта она предстает как бы в опосредствованном виде:

Изучение гитарной музыки Паганини раскрывает немало творческих «секретов» великого итальянского-скрипача.

Источник

Никколо Паганини ноты для гитары

Ноты, сборники для гитары в pdf


Н. Паганини
Концертные произведения

для шестиструнной гитары
«Музыка», 1970г.
номер 6674

Скрипка, фортепиано, гитара

Скачать ноты


N.Paganini
Carnevale di Venezia
con variazione
I piu grandi successi mondiali
modernamente aleborati
per chitarra
dal maestro Pino Lupo
Edozioni Musicаli, 1964г.


Н. Паганини
ПЬЕСЫ
для шестиструнной гитары
«Крипто-логос», 2000г.

Гениальный, непревзойденный итальянский скрипач-виртуоз Никколо Паганини (1782-1840) прекрасно владел и гитарой, высоко ценил ее как солирующий инструмент. Играть на ней он начал раньше, чем на скрипке, еще совсем маленьким ребенком. В возрасте 18 лет он, уже известный маэстро, удалился в поместье некой тосканской аристократки, с которой его соединила взаимная пылкая страсть. По предписанию врача, нашедшего здоровье юноши расшатанным, он не брал в руки скрипку и, к удовольствию своей подруги, неплохой гитаристки, отдал почти три года гитаре.

Паганини-композитор сочинил, наряду с известнейшими скрипичными произведениями, более 200 пьес для гитары, созданных за время его романтического уединения и обнаруженных главным образом в архивах, уже после смерти автора. Оказалось, что записаны они в сжатой, придуманной им самим форме. Специалисты сумели, однако, разобрать их, перевести на современную нотацию. Не нуждавшиеся в такой расшифровке ноты пьес, сочиненных в подарок друзьям или по заказам, были просто переписаны в соответствии с позднейшими правилами. Опубликована, впрочем, лишь малая часть этого наследия.
Перу Н. Паганини принадлежат также 12 сонат для скрипки с гитарой и ряд пьес для смычкового ансамбля с гитарой.
Виктор СМИРНОВ

Перед вами — впервые изданный в России сборник произведений Никколо Паганини (1782-1840) для гитары соло. Гениальный, непревзойденный итальянский скрипач-виртуоз прекрасно владел и гитарой. Играть на ней он начал раньше, чем на скрипке, еще совсем маленьким ребенком. Паганини-композитор оставил, наряду с известнейшими скрипичными произведениями, более 200 пьес для гитары, обнаруженных главным образом в архивах, уже после смерти автора. Опубликована лишь малая часть этого наследия. Перу Паганини принадлежат также 12 сонат для скрипки с гитарой и ряд пьес для смычкового ансамбля с гитарой. Сборник дает возможность гитаристам -любителям и профессионалам -лучше узнать эту сторону творчества великого музыканта и познакомить с нею более широкий круг публики.

1. ВАЛЬС
2. ПЬЕСА
3. ТАНЕЦ
4. МЕНУЭТ
5. МЕНУЭТ
6. МЕНУЭТ
7. АРИЕТТА
8. МАРШ
9. СОНАТИНА
10. СОНАТИНА
11. PERIGOLDINO
12. СКЕРЦАНДО.
13. МЕНУЭТ
14. МЕНУЭТ
15. МЕНУЭТ
16. МЕНУЭТ
17. МЕНУЭТ
18. АЛЛЕГРЕТТО.
19. МЕНУЭТ
20. МЕНУЭТ
21. МЕНУЭТ
22. СОНАТА I
23. МЕНУЭТ
24. МЕНУЭТ
25. МЕНУЭТ
26. МЕНУЭТ
27. МЕНУЭТ

Скачать ноты


PAGANINI
Short Pieces for Guitar
Editio Musica Budapest, 1971г.
(pdf, 2.84 Мб)

Niccold Paganini, the celebrated violin virtuoso and composer, also was a master of the guitar. It is regrettable that his works for solo guitar -found among his left papers-have not yet been given their due place in the literature for this instrument.
The herewith published pieces have been edited originally by Max Schulz after Paganini’s death. (26 Original Kompositionen fttr Gitarre allein. Erstmalig aus dem Nachlass herausgegeben. W.Zimmermann, Frankfurt a. M.)
The majority of Paganini’s compositions for the guitar was jotted down in a very sketchy manner for his own use. There are, however, some pieces he wrote on commission or as a gift to friends, the manuscripts of which are in accurate and careful notation, I have made no alterations to these works and merely brought their notations into line with present-day practice.
Those pieces which were obviously left in the form of sketches, I complemented with the aid of casual, jotted-down symbols, and in their notation, I followed the lines of modern usage. Wherever necessary, I added indications of tempo, dynamics and fingering.

I. ANDANTI NO
II. TANZ (STRASSBURGER)
III. MINUETTO
IV. MINUETTO
V. MINUETTO
VI. ARIETTA
VII. SONATINA
VIII. MARCIA
IX. VIVACE
X. PERIGORDINO CON 2 VARIAZIONI.
XI. MINUETTO
XII. ALLEGRETTO SCHERZANDO.
XIII. MINUETTO
XIV. MINUETTO
XV. MINUETTO
XVI. MINUETTO
XVII, MINUETTO
XVIII. MINUETTO
XIX. MINUETTO
XX. SONATA.
XXI. MINUETTO
XXII. MINUETTO
XXIII. MINUETTO
XXIV. MINUETTO
XXV MINUETTO
XXVI. MINUETTO

Скачать ноты

Источник

Оцените статью