Пальчиковая гимнастика для фортепиано

Пальчиковая гимнастика для фортепиано

Актуальность издания данного учебно-методического пособия обусловлена несколь­кими положениями. Центральным является то, что проведенные исследования отечествен­ных и зарубежных психологов, физиологов и педагогов показывают, что развитие рук на­ходится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребенка, оказывая большое влияние на функции нервной деятельности. Данное пособие является своевременным, так как его содержание направлено на раннее развитие и обучение ребенка в процессе игры на музыкальном инструменте. Аналогичных пособий в практике деятельности детс­ких учреждений еще нет. Кроме того, автор полагает, что гимнастика для пальчиков дош­кольников будет полезной при овладении техникой игры на фортепиано и в освоении языка жестов, который нужен ребенку для передачи части информации, — чтобы системы организма находились в постоянном и тесном энергетическом взаимодействии.

Данное пособие состоит из пояснительной записки и упражнений пальчиковой гим­настики. Во введении М. А. Ковалевская показывает значение пальчиковой гимнастики для развития ребенка, излагает общие рекомендации выполнения упражнения, затем да­ются непосредственно упражнения с объяснениями на что они оказывают влияние при их выполнении.

Необходимо подчеркнуть, что при разработке упражнений, которые носят игровой характер, автор использует народные пальчиковые игры, потешки и песенки. Они распо­ложены таким образом, что при их выполнении у ребенка постепенно происходит по­становка руки, закрепляется правильное положение спины. Достоинство этой пальчи­ковой гимнастики заключается также в том, что в процессе ее выполнения у ребенка развиваются музыкальные способности, ритм, музыкальная память, умение чисто инто­нировать мелодию.

Учебно-методическое пособие «Музыкальная гимнастика для пальчиков» отвечает всем требованиям, которые предъявляются к методической литературе, и должно ис­пользоваться при работе с детьми дошкольного возраста.

Источник

Портал педагога

Автор: Нечаева Юлия Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества»
Населённый пункт: г. Березники, Пермский край
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: «Пальчиковые игры для начинающего пианиста»
Дата публикации: 07.01.2017
Раздел: дополнительное образование

Введение.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити– ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский О взаимосвязи движений пальцев, кистей рук и мозговой деятельности человека известно очень давно. Ученые, которые изучают деятельность головного мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Начинающему пианисту на первом этапе обучения приходится выполнять множество разных задач – двигательных, зрительных, слуховых, интеллектуальных, эмоциональных. Развитие координации движений, внутренних двигательных ощущений и сформированность тонких движений пальцев рук у всех детей разные в силу природных способностей. Мой педагогический опыт и творческие поиски заставили найти
новые

подходы
для развития координаций движений рук и развития пальцев начинающего пианиста. Я пришла к выводу, что использование гимнастики пальчиковых игр и упражнений, помогает наиболее быстрому развитию пианистического аппарата ребенка. Выполняя различные упражнения, через игровую деятельность,

ребенок достигает хорошего уровня развития мелкой моторики рук, необходимую в фортепианной технике: кисти и пальцы рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность и зажатость движений. Чередуя пальчиковые игры с учебным материалом на занятиях, я стала замечать, что интерес и
эмоциональное

состояние
учащегося в значительной степени увеличивается, игра увлекает и захватывает ребенка своей импровизацией и театрализацией, помогает разбудить детскую фантазию, творческую инициативу, активизирует пассивных детей, способствует формированию познавательных процессов, развивает память и музыкальную фантазию.
Пальчиковые игры известны давно, но почему-то этот метод не востребован в современной фортепианной педагогике, хотя о пальчиковых играх можно говорить как об универсальном, дидактическом и развивающем материале в формировании и развитии пианистического аппарата. Предлагаемые игры — упражнения могут быть использованы, как в «донотном» периоде, так и в период работы над музыкальными произведениями, в случае возникновения артикуляционных, двигательных трудностей, или каких-либо художественных и технических задач. Используя накопленный опыт в данном направлении и опираясь на основной принцип дидактики: «от простого к сложному», мною подобраны игры и потешки русского фольклора, а так же стишки, сочиненные самостоятельно. Каждая игра-упражнение направлена на развитие координации движений рук, активности пальцев, на подвижность тонких мышечных и тактильных ощущений: точности, чуткости, и разнообразия прикосновений кончиков пальцев, которые понадобятся пианисту при непосредственном соприкосновении с инструментом. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав необходимо варьировать в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется
самомассажу
кистей рук и пальцев. Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, т.к. происходит снабжение мышечной ткани кислородом, что эффективно снимает утомление, повышает физическую и умственную активность. В пальчиковых играх используются массажные приемы: поглаживание, растирание, разминание, активные и пассивные движения. Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация (похлопывание, поколачивавание, встряхивание). Она оказывает сильное воздействие на нервную систему ребенка. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная
снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость. Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики, который через игровую деятельность улучшает кровообращение, разогревает мышцы, усиливает чувствительность, снимает усталость в пальцах и кистях рук. Кроме того, па льчиковые игры н е с у т
оздоравливающий
и
тонизирующий
эффект всему организму, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество акупунктурных т о ч е к , массируя которые можно воздействовать на внутренние органы. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце, массаж ладоней – отвечает за состояние нервной системы. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Я уверена, что разнообразные виды деятельности, используемые педагогами на занятиях фортепиано, смогут сделать интересными и увлекательными первые шаги ребенка в мире музыки. Надеюсь, что предложенные игры-упражнения окажутся полезным не только педагогам–музыкантам, ученикам, но и их родителям.

Источник

Методическая разработка на тему: Пальчиковая гимнастика как здоровьесберегающая технология на уроках фортепиано

специалист в области арт-терапии

Пальчиковая гимнастика как здоровьесберегающая технология

на уроках фортепиано

Автор-разработчик: Наумова Ирина Юрьевна,

преподаватель МБОУ ДО ДШИ № 2 им И.П. Гринева г. Курска

В основе модели здоровьесберегающего обучения находятся две составляющих: «обучающая» и «сохраняющая» здоровье ребёнка среда. «Обучающая среда» связана с развитием интеллектуальных и творческих способностях ребёнка, базирующая на педагогике, в основе которой лежат активные формы и методы обучения [1].

«Сохраняющая здоровье среда» опирается на создание психологического комфорта, эмоциональной отзывчивости. К «сохраняющей среде» относятся и санитарно-гигиенические требования [1].

Здоровьесберегающие технологии призваны обеспечивать уважение к личности каждого ребёнка, создавать условия для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности. Педагоги, сохраняя здоровье детей, должны свести к минимуму все факторы риска: стрессовое воздействие на ребёнка, несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям детей, несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям.

Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой. Музыкальная деятельность во многих её проявлениях – пение, игра на музыкальных инструментах, слушание музыки – обладает ярко выраженным терапевтическим эффектом. Она успокаивает нервную систему, даёт возможность релаксации, дарит яркие эмоции, поднимает настроение [1].

Таким образом, цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Урок игры на музыкальном инструменте сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью такого урока является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.

Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся.

Все это определяет актуальность выбранной темы.

Выделяют три группы здоровьесберегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

При игре на музыкальном инструменте происходит развитие мелкой моторики руки, что стимулирует работу головного мозга. При игре на фортепиано обучающемуся приходится исполнять разные партии правой и левой рукой, что стимулирует развитие пространственного восприятия, а также способствует снижению межполушарной асимметрии.

Но есть методики, которые при своей кажущейся простоте очень эффективно улучшают работу мозга. Так значительно активизировать умственную мобильность поможет асимметричная гимнастика для мозга.

Упражнения этой гимнастики синхронизируют работу мозга, так как одновременно нагрузку получают оба полушария.

В 1981 году американский нейропсихолог Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за то, что в своей работе доказал, что левое и правое полушария имеют свою специализацию, свою сферу управления организмом. И когда происходит дисбаланс между полушариями, мозг работает не продуктивно [2].

Если создать методики, которые помогут синхронизировать оба полушария мозга, то можно добиться повышения качества обучения и сохранения функций мозга, которые утрачиваются с возрастом.

Так и была создана гимнастика, которая активизирует работу мозга.

Вот эти одиннадцать упражнений для полушарий мозга.

Выполняя эти упражнения постоянно, вы отметите, что у вас значительно улучшилась память, вы стали более сообразительны, даже эмоциональный фон вашего настроения стал более позитивным.

Я использую данный перечень упражнений в качестве динамических пауз на уроках при смене видов деятельности. Дети с удовольствием выполняют их.

Руки сгибаем в локтях. При этом одну руку быстро сжимаем в кулак, а другую выпрямляем в ладошку. Необходимо следить, чтобы пальцы были плотно сжаты. И начинаем последовательно сжимать и разжимать ладони: кулак- ладонь. Для обучения делаем упражнение медленно, а когда оно начинает получаться – ускоряем темп.

Левую руку ставим на нос, а правой перекрещивая руки, захватываем кончик уха. Делаем хлопок и быстро меняем руки местами. Делаем сначала медленно, но со временем можно значительно ускорить смену рук.

Правая рука приложена козырьком к бровям, а левая рука в это время показывает знак «Класс». Меняем руки местами. Стараемся не путаться. Сначала это может не получаться. Но через несколько занятий это упражнение можно даже усложнить, добавив хлопок между сменой рук.

Правую ладошку выставляем вперед, а левой рукой показываем знак «Класс». Быстро меняем руки. Казалось бы всё просто, но тоже сразу может не получаться. Фиксируйте положение рук при смене позиций. Но после того как вы полностью освоите это упражнение, можно и усложнить его, добавив хлопок между сменой положения рук.

Одна рука показывает знак «V», а вторая «Ок». Меняем руки. Старайтесь не путаться.

6. «Перекрёсток пальцев».

На одной руке соединяем 2 пальца – указательный и средний, а указательный палец второй руки будет накрывать два этих соединенных пальца. Меняем руки.

Мизинец одной руки накрывается тремя соединенными пальцами другой руки (указательным, средним и безымянным). Меняем руки.

8. «Рожки и ножки».

Одна рука показывает ножки, а вторая рожки (большой палец, указательный и мизинец). Меняем руки.

На одной руке выставляем два пальца – указательный и средний, а на другой – безымянный и мизинец. Соединяем их как паззлы. Меняем руки.

На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца. То же самой делает другая рука, но начинает с мизинца. Задача – делать упражнение одновременно двумя руками.

Большие пальцы рук соединяются с указательными пальцами противоположной руки. Потом нижние пальцы мы отсоединяем, делаем виток вверх и там снова их соединяем, ускоряясь и делая упражнение быстрее [2].

Также можно использовать упражнение «Животик», когда правой рукой ребенок гладит себя по животу, а левой – хлопает по темени.

Таким образом, будут развиваться межполушарные связи, что приведет к развитию творческого и логического мышления, улучшению памяти, развитию координации движений и мелкой моторики рук.

В следующих методических разработках мы рассмотрим эффективность других здоровьесберегающих технологий.

Источник

Оцените статью