- Приемы и стили игры на гитаре
- Обзор техник
- Расстановка аккордов
- Легато
- Подтяжка
- Вибрато
- Тремоло
- Пальцевая игра
- Медиаторная техника
- Основные приемы
- Интересные стили
- Рекомендации по игре
- Растяжка пальцев для гитары. 15 упражнений на растяжку с фотографиями примеров
- Растяжка пальцев для гитары. Общая информация
- Для чего нужна растяжка пальцев?
- Упражнения для растяжки пальцев без гитары
- С помощью края стола
- Для каждой костяшки
- Растяжка второй рукой
- При помощи грифа гитары
- Для всей кисти
- Вытягивание пальцев
- Растяжка ладонью
- Растяжка перед собой
- Растяжка за спиной
- Из-за плеча
- На плоской поверхности
- Растяжка «коготь»
- При помощи эспандера
- Поднятие пальца
- Упражнение для большого пальца
- Сброс напряжения с рук
- Практика на гитаре
- Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Упражнение 6
- Упражнение 7
- Упражнение 8
- Заключение
Приемы и стили игры на гитаре
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Гитара — многогранный музыкальный инструмент с широкими функциональными возможностями, разнообразными техническими приёмами игры и стилями. Начинающий гитарист должен знать, что предела совершенства у исполнителей гитарной музыки попросту нет: овладев, например, классической гитарой, захочется научиться играть фламенко, затем блюз и так до бесконечности. Но уже то хорошо, что у большинства стилей игры на гитаре много общего. Об основных стилях и приемах игры на этом инструменте идёт рассказ ниже.
Обзор техник
Основной задачей любого музыканта, в том числе и гитариста, является получение хорошего звука на своем инструменте. На гитаре и других подобных струнных музыкальных инструментах звуки мелодии возникают в результате воздействия на струны пальцами рук. При этом даже в том случае, когда нужно сыграть всего одну ноту, приходится использовать пальцы обеих рук, чего не требуется, например, на фортепиано, аккордеоне, баяне, у которых фиксированные (готовые) звуки в отдельной клавише или кнопке.
Техника звукоизвлечения — вот та база, овладением которой в первую очередь должен заняться гитарист. И участвуют в процессе звукоизвлечения обе руки и их пальцы. Левая рука отвечает за прижатие струн, правая — за непосредственное извлечение из них звука. Другими словами, необходимо развивать технику действий обеих рук для получения качественного звука.
Не пытайтесь искать ответ на вопрос, какая из рук для гитариста важней — они обе делают одну и ту же работу: обеспечивают звучание инструмента
К технике игры левой руки относятся:
- точность и сила зажатия струн на ладах;
- беглость пальцев;
- одновременная расстановка пальцев в аккордах, в том числе с помощью баррэ;
- легато;
- подтяжки (бенды);
- вибрато;
- тремоло.
Если с беглостью пальцев и их точностью на ладах более или менее понятно даже новичку, то об остальных техниках пальцев левой руки необходимо пояснить подробней.
Расстановка аккордов
Быстрая расстановка пальцев в аккорды на струнах — одна из самых сложных техник для начинающих гитаристов. Овладение этой техникой иногда растягивается на несколько месяцев тренировок. Цель — научиться ставить аккорд любой сложности одним движением за долю секунды, обеспечив при этом точное и чистое звучание всех звуков гармонического построения.
Поначалу это покажется невозможным, так как пальцы не готовы к растяжкам и не обладают достаточной независимостью друг от друга. Приходится изучать различные упражнения как на растяжку, так и независимость пальцев, ежедневно отрабатывать их, попутно практикуясь по взятию сначала простых аккордов, состоящих из двух-трёх прижатых струн, а потом и более сложных — с использованием видов баррэ.
Есть одно важное правило при начальных попытках взятия аккордов, когда новички стараются зажимать струны на ладах по очереди: пальцы следует расставлять по направлению от басовых к мелодическим струнам.
Вот несколько примеров правильной очерёдности постановки пальцев в аккорд:
Объясняется такая техника очень просто. Если играть аккомпанемент боем или перебором, то смена аккордов в большинстве случаев происходит на сильную долю, когда движение правой руки при бое осуществляется сверху вниз по струнам или берётся бас в случае перебора. Именно поэтому нужно в первую очередь успеть прижать струны сверху, то есть басовые, а потом уже мелодические. Наступит тот момент, когда аккордовое построение начинающий гитарист будет выполнять хотя и не мгновенно, но всё-таки за время, которого хватит, чтобы расставить пальцы на струны перед их извлечением.
Легато
Для разных видов гитар этот способ звукоизвлечения называется по-своему. Восходящее и нисходящее легато, имеющие такие названия в классической гитаре, в акустике и электрогитаре называют «хаммер» и «пул» соответственно.
Восходящее легато (хаммер) — звукоизвлечение за счёт быстрого и энергичного удара по струне на нужном ладу пальца левой руки в восходящем движении звуков (от более низкой ноты к высокой). Может производиться как после извлечения звука открытой струны, так и после звука на прижатой струне, при этом начальный звук извлекается обычным способом — щипком пальца правой руки. После начальной ноты, извлечённой щипком, может последовать не только одна, но и несколько легатных нот, извлечённых пальцами левой руки. Легато связывает звуки между собой, так как они практически незаметно (без перерыва) переходят один в другой.
Нисходящее легато (пул) — обратное хаммеру действие: нужно связать более высокую по звучанию ноту с низкой на одной и той же струне. Считается, что такая техника звукоизвлечения сложней предыдущей. Здесь необходимо начальный звук получить обычным способом — щипком, — а другой извлечь путём сдёргивания пальца, зажимающего струну в данный момент, по направлению к соседней струне вниз. При этом звук, в который должен совершиться переход от начального, готовится заранее — ещё до извлечения первой ноты одновременно с постановкой пальца на соответствующий лад зажимается другим пальцем левой руки и тот лад, где расположен второй (легатный) звук. Нужно добиваться, чтобы легатная нота звучала не слабее первой: регулярно упражняться в технике сдёргивания пальца со струны на разных ладах и струнах гитары: сдёргивание должно быть активным, похожим на щипок струны.
Иногда гитаристы оставляют на пальцах левой руки очень короткие ногти для более эффективного получения нисходящего легато.
Подтяжка
Техника подтяжек (бендов) практикуется в разнообразных стилях игры на акустических гитарах с металлическими струнами и электрогитарах. Больше всего используется при медиаторной технике игры.
Есть два основных способа выполнения бендов.
- Первый звук берётся пальцем левой руки на ладу и исполняется обычным образом, например, медиатором, а второй — за счёт подтяжки (смещения струны на этом же ладу вверх или вниз поперёк грифа до получения нужной ноты). Струну при этом не требуется ударять медиатором второй раз.
- Первый звук берётся бендом (прижимается струна, подтягивается до нужной высоты, извлекается медиатором). Второй звук получается за счёт возвращения струны в нормальное положение, то есть в ту ноту, которая звучит при прижатии её на данном ладу без бенда.
Все остальные бендовые штрихи (легатный, возвратный и так далее) исходят из этих двух базовых способов их выполнения.
Вибрато
Вибрирующий звук на гитарах с нейлоновыми или стальными струнами получают путём ритмического чередования микроскопических по силе натяжения и ослабления струны на ладах грифа. Это делается кончиком пальца левой руки. Струна прижимается перпендикулярно подушечкой пальца к ладу при взятии звука, а затем при взаимодействии предплечья и кисти левой руки начинается ритмическая раскачка пальца на определённый угол вперёд-назад параллельно длине струны (как бы водить по струне внешней округлостью подушечки). Но центр прижатия струны должен находиться в одном и том же месте лада. За счёт этого происходит хотя и очень малое натяжение или ослабление струны, но вполне достаточное для тоновых изменений звука.
На электрогитаре и акустической гитаре с металлическими струнами возможно воспроизводить вибрато, делая движения пальцем, прижимающим струну, не вдоль, а поперёк грифа гитары, тем самым натягивая или ослабляя её (по типу исполнения бендов). Таким способом можно воспроизвести даже дрожащий звук на электрогитаре.
Тремоло
Эту технику звукоизвлечения особенно быстро смогут освоить гитаристы, использующие медиаторный способ игры на гитаре. Играть пальцами ровное тремоло удаётся далеко не сразу и отнюдь не всем. Техника тремоло требует очень быстрого и ровного исполнения нескольких одинаковых нот, создающих некий фон мелодическому перебору либо являющихся, наоборот, мелодической линией в гитарной пьесе.
Чаще всего в классической гитаре тремоло сопровождает басовая либо арпеджированная гармоническая линия. Повторяются звуки в высоком регистре, создавая ощущение звучания человеческого голоса. Линия тремоло обычно ведётся после баса тремя повторяющимися звуками, извлекаемыми пальцами в таком порядке: a-m-i. Басы или арпеджио в нижнем регистре играются большим пальцем правой руки (P). Получается схема звукоизвлечения: P-a-m-i.
В технике игры на гитаре фламенко преимущественно используется линия тремоло из 4 повторяющихся звуков, поэтому порядок звукоизвлечения несколько иной: P-i-a-m-i.
К технике игры правой руки относятся:
- пальцевая игра;
- бой;
- медиаторная техника игры.
Вкратце охарактеризуем, в чём особенности указанных техник игры правой руки на гитаре.
Пальцевая игра
Многие стили гитарной музыки подразумевают именно игру пальцами. Сюда входят классическая гитара и гитара фламенко, новомодный фингерстайл (фингерпикинг), а так же обычная акустика без определённого стиля.
В первую очередь надо постараться овладеть именно пальцевой техникой в правой руке.
Игра аккомпанемента посредством ударов пальцами или медиатором вниз-вверх по струнам в определённом ритме и очерёдности вкупе с заглушками и паузами называется «гитарным боем». Бывают довольно сложные схемы боя, которые начинающим гитаристам вряд ли с ходу удастся сыграть. Нужно начинать с простых, без глушек: «четвёрки», «шестёрки» и «восьмёрки».
Медиаторная техника
Распространена при игре на электрогитаре и акустике с металлическими струнами. На нейлоновых струнах тоже играют, но это – нестандартный вариант.
Основные приемы
Возможно, иные новички не смогут без разъяснений понять, чем отличаются приемы от техники игры на гитаре. И в действительности этот вопрос выглядит не особенно прозрачно. Многие же профессиональные музыканты считают, что приемы игры — это способы украсить исполняемые музыкальные произведения либо улучшить звучание инструмента.
Не увлекайтесь нагромождением разных приёмов в одной пьесе — это выглядит непрофессионально.
Среди основных приёмов, которыми можно украсить своё исполнение, можно выделить следующие.
- Апояндо и тирандо. Относятся к пальцевой технике игры. Апояндо — способ извлечения звука, после которого палец правой руки опирается на соседнюю струну. Особенно распространён среди гитаристов классической и фламенко музыки. Тирандо — приём звукоизвлечения, не предусматривающий опоры пальца на соседнюю струну. Звук при таком способе не обладает таким глубинным и особым тембром, как полученный при апояндо.
- Арпеджио. Игра перебором любят гитаристы, аккомпанирующие лирическим песням и романсам. В этом случае звуки аккордов играются в разложенном (последовательном) виде. Существует огромное количество переборов. Главное здесь — научиться дёргать струны в правильной очерёдности и не глушить их раньше времени.
- Флажолеты. Кроме украшения произведения необычностью звучания, флажолеты расширяют имеющийся диапазон гитарного грифа: некоторые флажолеты издают ноты, по высоте превосходящие самый высокий звук стандартного строя.
- Слайд (глиссандо) — прекрасный способ залиговать ноты или перейти в другую позицию с минимальным временем. Осуществляется этот приём скольжением по струне пальцами левой руки.
Интересные стили
Некоторые приёмы игры являются нестандартными для гитары, позаимствованными из техник других музыкальных инструментов.
- Пиццикато. Позаимствован у смычковых инструментов (скрипка, виолончель). Приглушённый звук на гитаре получается при лёгком наложении на струны ребра ладони правой руки в районе нижнего порожка при одновременной игре пальцами либо медиатором.
- Тэппинг. Используется на электрогитарах. Звуки извлекаются не медиатором, а постукиванием по струне пальцами правой руки на соответствующих извлекаемым звукам ладах. Незаменим для проигрывания легато на больших интервальных отрезках струны.
- Гольпе. Перкуссионный приём, применяемый исполнителями музыки фламенко. При этом одновременно с игрой пальцами на струнах производится удар по верхней деке корпуса гитары одним либо двумя пальцами правой руки.
Рекомендации по игре
Несколько советов по игре на гитаре для начинающих помогут овладеть этим сложным инструментом.
- Начинайте учиться только на качественном инструменте.
- Слушайте и смотрите игру мастеров гитары: это и мотивация, и мастер-класс одновременно.
- Полезней заниматься 2 раза в день по часу, нежели 6 часов 1 раз в три дня.
- Приобретите серьёзное учебное пособие по выбранному стилю игры и придерживайтесь приведённого в нём порядка обучения.
- Не овладев до конца определённым техническим приёмом, не спешите переходить к другому.
Источник
Растяжка пальцев для гитары. 15 упражнений на растяжку с фотографиями примеров
Растяжка пальцев для гитары. Общая информация
Одним из самых необходимых гитаристу навыков, несомненно, является растяжка пальцев. Он нарабатывается со временем, и позволяет дотягиваться до более дальних ладов гитары, а также увеличивает выносливость и гибкость, что пригодится при, например, взятии баррэ. В этой статье мы подробно расскажем про то, как наработать растяжку пальцев на гитаре, а также покажем ряд простых упражнений для нее.
Для чего нужна растяжка пальцев?
Растяжка – очень важный навык для гитариста. Благодаря нему он может доставать до ранее недоступных ладов как в сольных партиях, так и в аккордовой игре. Таким образом, у музыканта появляется больше пространства для сочинения партий и подбора нужных нот. Некоторые аккорды действительно требуют растяжку, особенно если мы говорим о джазовых трезвучиях. Вместе с растяжкой тренируется и выносливость пальцев – поэтому и брать баррэ становится легче.
Упражнения для растяжки пальцев без гитары
В этом разделе представлены упражнения для растяжки пальцев, в которых не надо использовать гитару. Вам понадобится только ровная плоская поверхность, например, стола, либо не потребуется никаких подручных материалов. Данные упражнения можно использовать как разминку для левой руки на гитаре , перед выполнением других упражнений или простым музицированием.
С помощью края стола
Поставьте свой указательный или средний палец на угол стола и тумбочки, и начните упирать его вниз. Вы должны почувствовать покалывание в области сустава. Делайте это медленно. Подержите его некоторое время, после чего отпустите.
Для каждой костяшки
Это упражнение похоже на предыдущее. Вам нужно опереть палец на стену так, чтобы на ней находилась только первая костяшка. Подержите его какое-то время, после чего повторите то же самое с каждым пальцем.
Растяжка второй рукой
В этом упражнении сведите все пальцы вместе, и ладонью второй руки начните загибать их назад. Вы почувствуете покалывание в суставах. Подержите эту позицию некоторое время, после чего разогните пальцы и дайте им передохнуть. Повторите это десять раз с каждой рукой.
При помощи грифа гитары
Сведите ваши пальцы в форме буквы V, прижав их друг к другу. После этого зажмите между ними гриф гитары, и постепенно попытайтесь углублять положение грифа в сторону вашей ладони. Повторите это несколько раз для каждой пары пальцев.
Для всей кисти
Сведите руки в «молитвенном» жесте и расположите их напротив вашей груди. Теперь начните двигать их к полу, стараясь не разъединять ладони. Вы обязательно почувствуете напряжение в суставах. Когда это произойдет – подержите их так десять секунд и после этого дайте рукам передохнуть.
В этой же позиции попробуйте перевернуть руки так, чтобы пальцы смотрели в пол, и чтобы ладони не разъединялись. Точно также подержите позиции около десяти секунд.
Вытягивание пальцев
Соберите все пальцы вместе и, охватив их второй рукой, потяните вниз, согнув кисть так, как показано на фото.
Растяжка ладонью
Ладонью одной руки начните вытягивать назад большой палец другой руки до тех пор, пока не почувствуете легкое напряжение в мышцах.
Точно так же вы можете размять остальные пальцы.
Растяжка перед собой
Соберите пальцы в замок и вытяните их перед собой, ладонями вперед. При этом очень важно не разводить локти в стороны и держать руки вытянутыми прямо.
Растяжка за спиной
Точно также вы можете вытянуть руки за спиной, ладони при этом должны быть расположены к спине, а не от нее.
Из-за плеча
Поднимите руки вверх, и закиньте одну за спину, согнув локоть. Схватите его другой рукой, прижав к уху и попытайтесь дотронуться до своей спины, не двигая при этом согнутой рукой.
На плоской поверхности
Положите руку на плоскую поверхность. Попытайтесь распластать ее по ней так, чтобы пальцы начали расходиться друг от друга настолько сильно, насколько сможете. Подержите эту позицию 30-60 секунд.
Растяжка «коготь»
Расположите свою руку ладонью к вам. Соберите пальцы так, чтобы первые костяшки лежали на ладони, и кончики пальцев дотрагивались до своего основания. Ваша рука должна быть похожа на «коготь». Подержите такую позицию 30-60 секунд.
При помощи эспандера
Вы можете воспользоваться резиновым эспандером. Просто сжимайте его настолько сильно, насколько можете, держите некоторое время, и после этого отпускайте.
Поднятие пальца
Положите руку на плоскую поверхность и попробуйте поднять каждый палец настолько высоко, насколько сможете, не отрывая ладонь от опоры.
Упражнение для большого пальца
Наденьте на руку резинку так, чтобы она как бы стягивала кисть вместе с большим пальцем. После этого попытайтесь двигать им влево и вправо, чтобы растягивать ее.
Сброс напряжения с рук
Чтобы сбросить накопившееся в руках напряжение, встряхните ими.
Практика на гитаре
В этом разделе мы предложим вам упражнения на растяжку пальцев на гитаре в виде специальных гамм. Табулатуры также приложены к каждому из них. Как правило, в этих упражнениях вам потребуется последовательно сыграть набор нот, расположенных на разных ладах. Они могут быть не слишком мелодичными, однако полезными именно с физической точки зрения. Здесь очень важно помнить про аппликатуру, и зажимать лады всеми пальцами, а не только одним.
Упражнение 1
Данная тренировка на гитаре потребует от вас последовательно зажать 12, 15 и 16 лад на каждой струне в первой половине. Аппликатура: 12 – указательный, 15 – безымянный, 16 – мизинец.
Во второй половине вам потребуется вернуться на шестую струну через 15, 14 и 11 лады.
Упражнение 2
Здесь задействована только первая струна. Здесь вам потребуется сыграть ноты от 12 и 15 лада до 1, изредка возвращаясь на уже сыгранные.
Упражнение 3
То же самое, что и второе упражнение, но другие ноты.
Упражнение 4
Оно очень схоже с первым. Аппликатура не меняется, меняются только ноты.
Упражнение 5
Очень схоже со вторым и третьим упражнением.
Упражнение 6
Усложненный вариант первого и четвертого. Теперь в каждом такте по четыре ноты.
Упражнение 7
То же самое, что и шестое, но другие лады.
Упражнение 8
Здесь вам потребуется дотянуться до 21-го лада, что может оказаться не так просто, как кажется на первый взгляд. По своей сути, упражнение – усложненный вариант тех, которые вы выполняли до этого, где нужно двигаться по одной струне.
Заключение
Растяжка пальцев – вещь, над которой надо очень усердно работать. Она позволит вам не только дотягиваться до недоступных до этого ладов, но и позволит также выполнять приемы легато , а также расширит ваши возможности по сочинению соло или интересных аккордовых паттернов. Мы рекомендуем регулярно делать представленные упражнения. Это не займет много времени, однако очень быстро даст свои плоды.
Источник