- Памятник Чайковскому в Москве. Сидящий дирижер
- История создания
- Установка памятника
- Описание
- Что написано на памятнике Чайковскому в Москве?
- Студенческие байки
- «Сидел Ваня на диване»
- Критика памятника
- Памятник чайковскому с нотами
- Какие ноты изображены на памятнике Чайковскому?
- Описание памятника
- Ноты какой русской народной песни на ограде памятника?
- История неизвестного маляра
- Ноты чего изображены на ограде памятника Чайковскому у входа в Московскую консерваторию?
Памятник Чайковскому в Москве. Сидящий дирижер
На Большой Никитской улице в Москве, в сквере у Консерватории стоит памятник Петру Ильичу Чайковскому. Это место для москвичей хорошо знакомое, особенное. Какая-то неповторимая аура его окружает.
Может быть это связано с тем, что в Консерватории работали и концертировали великие музыканты. А с помощью музыки человек разговаривает с Богом!
История создания
Над памятником Чайковского работала скульптор Вера Игнатьевна Мухина. В 1945 г. она получила заказ на эту работу. Первый вариант памятника изображал Петра Ильича, который стоит и дирижирует воображаемым оркестром. От такого решения пришлось отказаться. Для его воплощения требовался не маленький городской сквер, а более масштабные пространства. Второй вариант изображал композитора, сидящего в кресле перед пюпитром с нотами. Рядом с ним располагалась фигура мальчика-пастушка, играющего на флейте. Мальчик должен был символизировать любовь Чайковского к народному творчеству. Этот вариант тоже был резко раскритикован. Мухину критиковали за неестественную, напряженную позу композитора. Пастушка тоже просили убрать, чтобы не вызывать намеков на гомосексуальность Чайковского. Вера Игнатьевна предлагала мальчика заменить фигурой крестьянина, но и это было отвергнуто. Вместо человеческих фигур была выполнена драпировка, имитирующая театральный занавес.
Установка памятника
Установка памятника Чайковского в Москве затянулась надолго. В 1945 г. проект памятника не был принят. Только в 1947 г. второй вариант был утвержден. Но устанавливать его не спешили, хотя памятник был отлит в граните. Вера Мухина неоднократно обращалась в правительство с просьбой ускорить процесс. Три раза она писала Сталину. В это время Вера Игнатьевна была уже тяжело больна. Она писала Молотову, напоминая ему про скульптуру «Рабочий и колхозница», которая тоже вызывала бурные споры, но сейчас без нее невозможно представить Москву. Мухина говорила, что в прошлый раз ей поверили, и просила поверить и сейчас.
Памятник Чайковскому достоин Москвы!
До открытия памятника Мухина не дожила. Она умерла в 1953 г., а памятник был поставлен в 1954 г. Его дорабатывали ученицы Веры Игнатьевны Н. Г. Зеленская и З. Г. Иванова. Авторами пьедестала были архитекторы Д. Б. Савицкий и А. А. Заварзин.
Описание
На памятнике Чайковский изображен в процессе сочинения музыки. В правой руке он держит карандаш и записывает слышимую только ему мелодию. Левая рука его поднята, будто он отсчитывает ритм. У памятника расположены мраморная скамья и бронзовая решетка. Какие ноты на памятнике Чайковскому в Москве? Это просто хаотический набор или музыка композитора? Решетка сделана в виде нотного стана, на котором написаны ноты произведений Петра Ильича. На решетке также присутствуют инициалы композитора и даты его жизни. Края решетки украшены арфами с драпировкой.
Что написано на памятнике Чайковскому в Москве?
На постаменте написано: «Великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому». На решетке приведены первые фрагменты из его произведений, таких как «Первый квартет», «Скрипичный концерт», «Евгений Онегин», «Лебединое озеро», «Шестая патетическая симфония», романс «День ли царит».
Старые москвичи вспоминают, что сразу после открытия памятника из надписи «Чайковскому» исчезла буква «О». Некоторое время ее не было, но потом она появилась. Все буквы надписи были латунного цвета, а новая буква сияла золотом. Это выглядело безобразно, как неуместное пятно. Студенты решили это исправить и закрасили эту букву размешав в клее бронзовый порошок. Лишь через много лет эту закрашенную букву заменили.
Студенческие байки
Студенты Московской консерватории называют свою альма-матер Консерваторией трех Ильичей. Потому что она дважды Ордена Владимира Ильича Ленина и имени Петра Ильича Чайковского. Сразу после открытия памятника студенты развлекались, переставляя ноты на ограде, создавая мелодии вроде «Собачьего вальса». Сторожу консерватории дали бумажку с правильным расположением нот, и бедняга каждое утро проверял, чтобы все было правильно.
Когда в 2007 г. памятник Петру Ильичу реставрировали, заметили, что из руки композитора пропал карандаш, а из решетки исчезли ноты. Это связано со студенческим поверьем, что такая нота принесет удачу в учебе и в музыкальной карьере. Памятник вместе с окружающей его оградой сверху напоминает музыкальный знак — фермату. Фермата для музыкантов — это знак задержки, который позволяет увеличить время звучания ноты. Может быть ,этот знак заставляет прохожих замедлить шаг и остановиться перед памятником.
«Сидел Ваня на диване»
В одной из телевикторин в свое время был задан вопрос: «Какая песня на памятнике Чайковскому в Москве?». И были приведены варианты ответов. Правильный ответ — это песня «Сидел Ваня на диване». Эта песня включена в состав «Первого струнного квартета» композитора. Петр Ильич услышал ее в 1896 г. в Каменке от плотника из Калужской губернии. Первый струнный концерт был первым сочинением Чайковского, прозвучавшим в Европе. Он пользовался успехом и в России, и за границей. Успеху способствовала тема народной песни, прозвучавшей во второй части квартета Andante cantabile. Сейчас эту песню можно услышать на эстраде в исполнении Пелагеи. Квартет же исполняется лучшими музыкантами мира.
Критика памятника
Памятник не всеми был воспринят хорошо. Его называли первым сидящим дирижером. Москвичи шутили, что жест руки, напоминает реакцию на резкую остановку трамвая. Говорили, что он излишне театрален и слащав. К. Паустовкий в своей книге «Золотая роза» писал, что это клише, типа «святое вдохновенье осеняет», звуки обязательно «чарующие» и т. п. Вдохновение не выражается таким образом. Это прежде всего напряжение и работа. Но большинство москвичей его полюбили.
Памятник Чайковскому в Москве, надпись на пьедестале и ноты на ограде привлекают множество любителей музыки и туристов.
Источник
Памятник чайковскому с нотами
Сергей Матвеенко запись закреплена
ПАМЯТНИК ПЕСНЕ
«Сидел Ваня на Диване»
А при чем же здесь памятник Чайковскому, что расположен у московской консерватории? А при том что на оградке у его памятника именно этой песенки ноты изображены. О как!
Много лет тому назад, в простой крестьянской семье в Калужской губернии родился очередной ребёнок. Мальчик вырос, обучился ремеслу и стал маляром. Много у него было работы, популярным он был, так как работал хорошо и споро. И амбары красил, и дома, и конюшни. А привычка у него была: работая кистью, он всегда песенку смешную напевал, про Ваню на диване.
Привела однажды этого маляра рабочая дорога в село Каменка, что в Малороссии. А в селе этом гостил у сестры летом 1869 года Пётр Ильич Чайковский, который в ту пору ещё не был великим композитором, а так, начинающим.
А нашего калужского маляра как раз позвали в дом сестры композитора, чтобы он стены выкрасил. Как начал маляр работать, так и засвистел он свою мелодию: «Сидел Ваня на диване, курил трубку с табаком». Услыхал Чайковский мелодию, и так она запала ему, никак из головы не выветрится. И утром, и в обед, и при вечернем чае — только эта мелодия и звучит в голове. Мучился Пётр Ильич, мучился, а потом вдруг сел и переписал приставучую мелодию в струнный квартет.
А позже уже в Москве на одном большом концерте среди званых гостей присутствовал граф Лев Николаевич Толстой. Велика была духовная связь графа с народом русским. Услышал великий писатель в струнном квартете мелодию русской народной песни, так расчувствовался, аж до слёз. Публика в зале увидела плачущего графа, и давай писать за границу друзьям – о Толстом, о его слезах, о Чайковском и о Ване на диване.
Сидел Ваня на диване,
Чай последний допивал,
Сидел Ваня на диване,
Чай последний допивал,
Не допивши полстакана,
Сам за девицей пошол.
— Ты девица-красавица,
Обьясни свою любовь,
— Ты девица-красавица,
Объясни свою любовь,
Я любить тебя три года,
За прелестну красоту!
Я любить тебя три года,
За прелестну красоту!
А теперь любить не стану
На Кавказ служить пойду!
Источник
Какие ноты изображены на памятнике Чайковскому?
На улице большой Никитской, рядом со входом в Московскую Государственную консерваторию, расположен памятник великому человеку — русскому композитору и дирижеру Петру Ильичу Чайковскому. Автор этого монумента – Вера Игнатьевна Мухина, выдающийся мастер двадцатого века.
Описание памятника
Памятник выполнен из бронзы. Петр Ильич предстает перед нами сидящим перед пюпитром, правая рука с карандашом будто готовится записать новую родившуюся музыку, левая — повторяет ритм, звучащий в голове Чайковского. Пьедестал монумента выполнен из красного гранита, а рядом расположена мраморная скамья. Вокруг всей композиции бронзовая ограда, в которой выгравированы инициалы Чайковского и годы его жизни (1840-1893).
Особого внимания заслуживает ограда! Больше всего привлекает внимание решетка с нотным станом, где представлены ноты из самых лучших произведений композитора.
Ноты какой русской народной песни на ограде памятника?
Многих интересует этот вопрос! Довольно сложно найти ответ на этот вопрос не только обычному человеку, но даже музыканту.
Ответ кроется в предыстории…
Эта история выглядит полной случайностью. Но знать ее нужно, так как она является неотъемлемой частью русской музыкальной культуры.
История неизвестного маляра
«. Много-много лет назад, в семье простых крестьян в Калужской губернии родился мальчик. Он вырос, обучился рабочему ремеслу и стал маляром. Работе не было конца и края. Работал отлично, поэтому был популярным. Красил все, что только поручат. И была у него интересная привычка: выполняя свою работу, постоянно напевал песенку смешную, про Ваню на диване.
И вот однажды по работе приехал этот маляр в Малороссию, а точнее в село Каменка. Там в это время, в 1869 году, гостил у сестры начинающий композитор – Петр Ильич Чайковский.
Этого калужского маляра пригласили в дом сестры Чайковского, чтобы он покрасил стены дома. Приступил маляр к своей работе и тут же по привычке засвистел любимую мелодию: «Сидел Ваня на диване, курил трубку с табаком». Петр Ильич эту мелодию услышал, да так запомнил, что никак не мог он от нее избавиться: и днем, и ночью в голове она звучала, что бы он ни делал. Мучился с ней начинающий композитор очень долго, а потом взял и переписал эту мелодию в струнный квартет. «
Так о великом Чайковском узнали за границей, его имя стало узнаваемым везде и повсюду, композитора начали приглашать в Европу и Америку. Все были в восторге от его творчества, каждое выступление было особенным и вызывало бескрайний восторг.
А никому неизвестный маляр и история с мелодией так и остались в тени. И сам маляр ничего не узнал о своем прямом отношении к творчеству великого композитора. Так он дальше и жил, и работал, и насвистывал любимую мелодию, а умер в неизвестности. Хотя именно благодаря его привычке, эта народная песня стала так широко известна, а в дальнейшем изображена на ограде памятника величайшему композитору всех времен и народов — Петра Ильича Чайковского.
Разнообразные эскизы памятников можно найти на нашем сайте. Компания «Белпамятники» выполняет любые работы по изготовлению и установке памятников и осуществляет уход за могилой. Памятники и комплексы из гранита могут быть выпущены в разных цветовых исполнениях: как стандартного (черный), так и нестандартных цветов (коричневый, зеленый и даже красный гранит).
Подробную информацию о продукции можно узнать у менеджера по контактным номерам.
Источник
Ноты чего изображены на ограде памятника Чайковскому у входа в Московскую консерваторию?
Ответить на вопрос
ЛУЧШИЙ ОТВЕТ |
В уютном московском дворике, на улице Большой Никитской, перед входом в здание Московской Государственной консерватории, расположен памятник творцу и музыканту, великому русскому композитору и дирижёру Петру Ильичу Чайковскому. Это имя, безусловно, известно любому, кто хоть немного интересуется музыкой, ведь его произведения самые любимые во всём мире.
Автор этого прекрасного произведения искусства – скульптор-монументалист Вера Игнатьевна Мухина, выдающийся мастер двадцатого века. Её гению принадлежит величайшее творение советской монументальной пропаганды – монумент «Рабочий и колхозница», прославивший советскую скульптуру на Всемирной выставке, состоявшейся в 1937 году в Париже.
Впервые образ Чайковского Вера Мухина воплотила в скульптуре в 1929 году, когда создала его бюст для дома-музея композитора в Клину, по просьбе тогдашнего директора Н.Т.Жегина. Приступая в 1945 году к выполнению персонального заказа на создание памятника Чайковскому в Москве, Вера Игнатьевна была уже известным скульптором и признанным мастером, лучшей женщиной-скульптором в СССР. Поначалу планировалось, что Чайковский будет изображён стоя, дирижирующим оркестром, но из-за отсутствия достаточной площади для размещения скульптурной группы от этой задумки пришлось отказаться. Да и дирижёрская деятельность не была главнейшей в творчестве П.И.Чайковского, ведь он наиболее известен как композитор, автор великих опер, балетов, симфоний и романсов, музыкальный критик и педагог. Вообще, окончательный вариант скульптурной композиции был принят лишь после многочисленных правок и изменений, коснувшихся как общего вида памятника, так и его идеологической «правильности». Вера Мухина не дожила до открытия памятника, состоявшегося в 1954 году, монумент был завершён её учениками.
Монумент был новаторским для своих дней, ведь в одном ансамбле сочетались и скульптура и архитектурное оформление.
В итоговом варианте, устроившем и автора, и приёмную комиссию, состоявшую из партийных и советских функционеров, фигура композитора, отлитая из бронзы, изображена сидящей перед пюпитром. Пётр Ильич в состоянии творческого поиска и вдохновения, перед ним тетрадь для нот, правая рука с карандашом готова к записи родившихся музыкальных фраз, левая повторяет ритм, звучащий в голове композитора. Материалом для пьедестала послужил красный гранит. Возле самого памятника находится скамья из мрамора, а вся композиция обнесена бронзовой оградой, в которой изящно выполнены годы жизни Чайковского.
Но самым интересным и самобытным элементом на ограде памятника является решётка с нотным станом из бронзы, украшенная нотами из фрагментов лучших произведений Петра Ильича. И решётка, и ноты выполнены с большой тщательностью методом художественной ковки.
По обоим краям решётки расположились арфы, задекорированные литой драпировкой, в которых, по словам автора монумента, как бы продолжается звучание нот с нотного стана решётки.
Бытует распространённое мнение, что студенты консерватории воруют ноты с ограды, ведь, по популярной в Консерватории легенде, они приносят обладателю успехи в учёбе и удачную музыкальную карьеру в будущем. Говорят, что студенты не только воруют ноты с ограды, а ещё и переставляют их местами. В итоге получается, что Чайковский пишет то «Собачий вальс», то какую-то немыслимую абракадабру, то вообще «до-ре-ми-до-ре-до» (что на языке музыкантов звучит неприлично).
Даже будучи музыкантом и знатоком нотной грамоты, непросто определить, ноты какой русской народной песни изображены на ограде памятника.
А ответ на этот вопрос несложен, если знать предысторию.
Эта история давняя и выглядит случайностью. А может, и не все факты в ней достоверны. Но поведать её необходимо, по возможности правдиво и ничего не пропуская, так как она играет важную роль для всей русской музыкальной культуры.
Много лет тому назад, в простой крестьянской семье в Калужской губернии родился очередной ребёнок. Мальчик вырос, обучился ремеслу и стал маляром. Много у него было работы, популярным он был, так как работал хорошо и споро. И амбары красил, и дома, и конюшни. А привычка у него была: работая кистью, он всегда песенку смешную напевал, про Ваню на диване.
Привела однажды этого маляра рабочая дорога в село Каменка, что в Малороссии. А в селе этом гостил у сестры летом 1869 года Пётр Ильич Чайковский, который в ту пору ещё не был великим композитором, а так, начинающим.
А нашего калужского маляра как раз позвали в дом сестры композитора, чтобы он стены выкрасил. Как начал маляр работать, так и засвистел он свою мелодию: «Сидел Ваня на диване, курил трубку с табаком». Услыхал Чайковский мелодию, и так она запала ему, никак из головы не выветрится. И утром, и в обед, и при вечернем чае — только эта мелодия и звучит в голове. Мучился Пётр Ильич, мучился, а потом вдруг сел и переписал приставучую мелодию в струнный квартет.
А позже уже в Москве на одном большом концерте среди званых гостей присутствовал граф Лев Николаевич Толстой. Велика была духовная связь графа с народом русским. Услышал великий писатель в струнном квартете мелодию русской народной песни, так расчувствовался, аж до слёз. Публика в зале увидела плачущего графа, и давай писать за границу друзьям – о Толстом, о его слезах, о Чайковском и о Ване на диване.
Когда молва о Чайковском докатилась до заграницы, его имя стали узнавать, а самого композитора приглашать, сначала в Европу, а затем и в Америку. Произвёл он там фурор, весь Нью-Йорк ему рукоплескал. Стал он популярным, его музыка зазвучала везде и всюду. И пошло: оперы, балеты, симфонии, квартеты.…
А неизвестный маляр так и не узнал об этой истории. Продолжал он жить как жил, работать, как работал, и песенку свою напевать и свистеть. Так и умер в неизвестности. Хотя благодаря ему и его музыкальности, эта народная песня приобрела известность, и мы сейчас можем видеть её ноты на ограде памятника великому композитору.
Источник