- Специальный рок >Панк-рок: больше, чем пауэр-аккорды!
- «Страусиный» строй Velvet Underground
- Гитаристы прямиком из ада
- Television
- Рэгги и Clash
- Slits
- 15 песен, узнаваемых с первых аккордов
- 15. Aerosmith, «Dream On» (1973)
- 14. Jethro Tull, «Aqualung» (1971)
- 13. Mountain, «Mississippi Queen» (1970)
- 12. Blue Oyster Cult, «(Don’t Fear) The Reaper» (1976)
- 11. Heart, «Barracuda» (1977)
- 10. Derek and the Dominos, «Layla» (1971)
- 09. Lynyrd Skynyrd, «Free Bird» (1973)
- 08. Fleetwood Mac, «Rhiannon» (1975)
- 07. The Who, «Behind Blue Eyes» (1971)
- 06. Alice Cooper, «School’s Out» (1972)
- 05. The Eagles, «Hotel California» (1976)
- 04. Pink Floyd, «Money» (1973)
- 03. Led Zeppelin, «Stairway to Heaven» (1971)
- 02. Black Sabbath, «Paranoid» (1970)
- 01. Deep Purple, «Smoke on the Water» (1972)
Специальный рок >Панк-рок: больше, чем пауэр-аккорды!
Многие считают, что первая волна панк-рока длилась менее двух лет. Они отсчитывают от момента выхода альбома группы Ramones с аналогичным названием в апреле 1976 года и до распада Sex Pistols в 1978. Но на самом деле эти два года – всего лишь небольшой отрывок того времени, когда панк захватил внимание мировой аудитории. К сожалению, это также время, когда группы тех лет играли агрессивный, антагонистический панк и забывали о технике. Игра на гитаре, по большому счету, сводилась к пауэр-аккордам. Сегодня мы постараемся исправить все ошибки и недопонимания. Первая волна панка началась еще в 1960х, получила свое развитие в 1970х, дала толчок повышению уровня гитарного мастерства и нацеливалась, прежде всего, на оригинальность, а не на соответствие стилистической направленности.
«Страусиный» строй Velvet Underground
Большинство музыкантов согласятся с тем, что если вы хотите проследить корни панка, вам следует начать с Velvet Underground. И мало что может звучать более «панково», чем «страусиный» строй гитары Лу Рида (Lou Reed). Рид назвал его в честь своей композиции “The Ostrich” («Страус»), которую он записал с группой Primitives в 1964 году.
В Примере 1 мы встречаем краткий рифф, где все струны настроены на ноту D. Для этого нужно опустить первую, третью, пятую и шестую струны, поднять вторую струну, а четвертую оставить. Это придает звучанию монотонный характер и дает возможность легко играть мелодии, одновременно играя аккорды. Добиться чего-то подобного другим путем невозможно. Velvet Underground пользовались этим строем при записи двух композиций 1966 года: “Venus in Furs” и “All Tomorrow’s Parties” (в записи последней принял участие барабанщик Мо Такер (Moe Tucker)).
Гитаристы прямиком из ада
Речь идет о Ричарде Хэлле (Richard Hell). Хэлл, настоящее имя которого Ричард Лестер Майерс (Richard Lester Meyers) пел и играл на басу в нескольких прото-панк-группах в начале 1970х и записал классику жанра “Blank Generation”. Также он окружил себя интересными и инновативными гитаристами. В создании его самой известной записи Blank Generation приняли участие гитаристы Роберт Квин (Robert Quine) и Айван Джулиан (Ivan Julian), игру которых можно назвать панк-версией ритм-секции Джеймса Брауна (James Brown) в сочетании с угловатыми фразами из одиночных нот Роберта Фриппа (Robert Fripp) из King Crimson. Примеры такого подхода можно услышать в “Who Says? (It’s Good to Be Alive)” и “Liars Beware”. К стилю его игры вы можете приблизиться, изучив Примеры 2 и 3 .
Television
Еще до работы в Voidoids Ричард Хэлл вместе с барабанщиком Билли Фиккой (Billy Ficca) и гитаристами Томом Верлейном (Tom Verlaine) и Ричардом Ллойдом (Richard Lloyd) основал группу Television. Хэлл покинул коллектив еще до записи их прорывного альбома Marquee Moon. В отсутствие Хэлла Верлейн начал писать песни, напоминавшие как Steely Dan, так и Velvet Underground. А какими интересными были партии гитар Верлейна и Ллойда! Послушайте, например, запись 1975 “Little Johnny Jewel (Part 1 & 2)”. Там можно разобрать звучание струн, которые прижимают к звукоснимателям, сильно приглушенные аритмичные хроматические фразы из одиночных нот, совсем не блюзовые бенды на четверть тона, отрывистые аккорды стаккато и скребки медиатором (скрэтчи, о которых я писал в прошлом уроке), задающие ритм. Пример 4 демонстрирует эти приемы на фоне статичного басового минуса.
Рэгги и Clash
Несмотря на то, что и Clash не обошла участь пауэр-аккордовых клише 1976 года, они подошли к вопросу весьма основательно. Так же, как и к написанию песен и к вокальным линиям. И у них получилось! К моменту выпуска третьего альбома London Calling Clash объединили в своем творчестве рэгги, рокабилли и ска, в результате чего получилась уникальная смесь – очень по-панковски!
Пример 5 – это ритм-гитара в стиле рэгги, навеянная работой Джо Страммера (Joe Strummer) и Мика Джонса (Mick Jones) в “London Calling”. В данном примере партия Гитары 1 добавляет акценты на фоне прямой басовой линии совсем не в стиле рэгги, а Гитара 2 играет традиционный рэгги-ритм, но с более агрессивным звучанием и атакой. Понимание и признание иных музыкальных традиций вкупе с отказом играть стандартно и есть настоящий панк.
Slits
Мне бы хотелось сказать несколько слов о гитаристке, которую часто – и, надо сказать, весьма незаслуженно – забывают. Это Вив Альбертин (Viv Albertine) из Slits. Slits – это женская группа, выпустившая в 1979 году альбом Cut, написанный в стиле панк с примесью рэгги. (Чтобы получить полноценное представление о нем, советую посмотреть их живые выступления и послушать ранние демо-записи композиций с этого альбома.) В Примере 6 вы найдете что-то похожее на подход Альбертин к ритмам в композициях “Instant Hit”, “Shoplifting” и “Ping Pong Affair”.
Если вы читаете эти строки и думаете «Что-то пока ничего похожего на панк!», ну что ж… Возможно, вам стоит обратить внимание не только на гитарные партии. Панк – это не звучание. Это философия и подход к музыке, а пауэр-аккорды – лишь одна из составляющих этой гремучей смеси.
В миру такая поговорка «сколько людей столько и мнений». как любитель и панк — рока хочу заметить что оный двухлетний период (76-78 годы) первой волны Британской панк рока был порожден двумя причинами вместе — социальной и музыкальной. Сейчас больше о музыкальной причине возникновения, сейчас эт актуальнее (о социальной в конце) — что предлагали слушать тинэйджерам в то время проф рок группы? Длинные шрэдовые блюз роковые композиции, которые в широких массах неискушенных чаще не находили понимания. Или старые рок- команды проще говоря «рок-старили», играли поднадоевшие клише. Что дали тинэйджерам панк-рок команды? Непринужденный уличный, несложный для восприятия рок- н ролл. Это был желанный многими возврат к началу рок-н- ролла. И не нужно было быть отличным техничным гитаристом, панк рок давал многим играть используя свой минимальный музыкальный уровень. То же панк рок дает и сейчас. Кстати, помните что Sex Pistols играли некоторые песни Эдди Кокран-а?) А еще на концертах панк групп того времени скажем так была непринужденная атмосфера)) Это еще одна причина популярности. Несложная не напрягающая музыка имеющая право быть. Социальные причины — панк рок того времени был больше бунтарским. Правящая верхушка не решала соц проблем общества. Это порождало бунтарские настроения. Это вылилилось в появление первой волны Британского панк рока. Кто читал книгу «Sx Pistоls история изнутри»? Какую зп получали? Кажется только один Пол Кук накопил денег на покупку ударной установки. Электро гитара и еще некоторая аппаратура были просто украдены. И еще немного о технике — Эдди Кокран не играл как Стив Вай. Но кто скажет что Эдди Кокран «забывал о технике»? Эдди играл в своём направлении, его не техничные по нынешним меркам гитарные партии нравились миллионам, и вдохновляли молодых, тех же Sex Pistols. Не в технике дело. И крайнее, Антагонистический агрессивный пане рок так увлек Джеффа Ханнемана из гр Slayer что манера . игры пауэр аккордами панк роке привела к появлению такого стиля как Трэш Металл рок. Да, железные экстремалы, трэш, дэт, дум, блэк металл обязан своим появлением изобретенной в панк роке агрессивной манерой игры. громоподобно звучащие гитары, догадались еще и к бас гитаре подсоединять дисторшн.Всё это нехитрые находки панк рока. А дальше в ход талант если таковой имеется. У кого имелся те изобретали пост панк, стрит панк, краст панк А кстате, поздний Рамонз рычал на своих коонцертах как бульдозер, за сим не уступал грайнд кор командам. Что придавало интерес снова послушать старые веши в новой обработке.
PS — и крайнее, за рассказ «благодарочка»). надеюсь это не последний рассказ. Есть что продолжить, о чем рассказать. Ну и мои «пять копеек» в копилку истории — https://www.youtube.com/watch?v=76CaM14S3F0 Так играли в далёком 1984 году. Как это похоже га то что играют сейчас некоторые метал роковые команды…
Есть такое понятие как музыкальный минимализм. И выше пречисленные к панк року группы мало имеют отношение. Слово панк означает дрянь, мусор, отброс. А в средние века панком называли уличных проституток, спившихся безобразных. Панк рок это в перво явлении уличяный хулиганских рок-н ролл. Истоки панк рока начинаются в 50-60 годах, время не сохранило названия многих команд. Но о одной команде надо сказать, это Iggy & Stooges.. Эти напрямую повлияли на становление панк рока. Игги был кумиром у Sex Pistols, образцом подражания на сцене и вне сцены.. В конце концов панк рок это самоуничтожению. Velvet Undergroung Television и остальные привносили свои идеи в развитие музыки.как хорошо понятно из урока. Тогда какое же имеют отношение к нигилистическому панк року перечисленные в уроке группы? Кто первым пречислил тихих наркоманов из Velvet Underground к буйному хулиганскому панк року? Кто то первым это сделал ну а потом пошла- поехала путаница. Все дело в том что Velvet Television и(см выше) развивались играли по принципу музыкального минимализма..Это только одно общее между ними и панк рок командами. И те и другие играют просто. Вот от того и путают и пречисляют к панк року команды играющие просто. Настоящий панк рок примитивное саморазрушение. Музыкальныё минимализм как понятно дает рост, ведь «краткость -сестра таланта», самизнаете)
Источник
15 песен, узнаваемых с первых аккордов
. из мира тяжелого рока.
Большинство великих песен в хард роке и хэви метале созданы в 70-е годы XX века. В это горячее десятилетие хард и метал стали по-настоящему популярными.
Песни 70-х отличались яркими, запоминающимися текстами, выразительными мелодиями, отличной вокальной техникой и необычным саундом. Такой набор обеспечил рок-артистам узнаваемость с первых нот. Даже случайные слушатели могли назвать композиции из чуждых им жанров.
Убийственная простота гитарного рифа, запоминающаяся мелодия на фоне запредельной амплитуды звука и щедрый вокальный шторм — цепляли и вызывали яркие эмоции, не всегда с положительной полярностью, но в любом случае в памяти оставалась зарубка на всю жизнь.
15. Aerosmith, «Dream On» (1973)
Одновременно зрелая, экспрессивная и наивная, «Dream On» с самого начала закрепила Aerosmith в статусе великих групп и безусловно вошла в число лучших баллад 70-х.
Попробуйте найти хоть один сборник «Love Ballads» из 90-х, откуда бы не звучал сюрреалистический гитарно-вокальный нерв Aerosmith . Клавесиновые акценты особенно очаровывают.
14. Jethro Tull, «Aqualung» (1971)
Если не знал, то слышал. Один из самых запоминающихся хард-роковых риффов. На нем можно построить всё. Особенно гениален переход от рока в фолк, а затем в фортепианный эстрадный поп. В одной песне три решения. Великолепие и роскошь. Сегодня так не делают.
Выразительный шести-нотный гитарный фрагмент Мартина Барра и барочно средневековый вокал Иэна Андерсона ознаменовали переход Jethro Tull от блюз рока к вершинам фолка и арт-рока.
13. Mountain, «Mississippi Queen» (1970)
Это самая успешная песня Mountain . Интро из бэнгера и грубых аккордов, дополненное штормом из обломков фраз и прокуренно-испитого вокала — создают идеальную формулу успеха в тяжелом роке.
Mountain заставили Дэна Маккаферти выпустить своего внутреннего дьявола, а самих Nazareth в 1975 году обыграть рецепт «Mississippi Queen» в треке «Hair of the Dog».
12. Blue Oyster Cult, «(Don’t Fear) The Reaper» (1976)
Наиболее часто встречающаяся песня в кинофильмах, отражающих эпоху 70-х годов прошлого столетия. Многие критики сегодня называют песню отражающей дух эпохи.
Та ещё была эпоха, которая дала нам целый букет участников клyбa «27». Одни Хэндрикс, Джоплин, Моррисон чего стоят. В песне так и поется: «Не бойся, когда придет жнец». Ну ещё про Ромео и Джульетту, в общем вы поняли почему при первых же аккордах «(Don’t Fear) The Reaper» внутри появляется странный холодок.
11. Heart, «Barracuda» (1977)
Песня с грозным риффом вышла не в самое лучшее время для хард рока. Барракакуда сестер Уилсон показала панку зубы и навечно вошла в топ 50 лучших песен в жанре тяжелой музыки.
Как призналась в 2019 году Нэнси Уилсон знаменитый рифф «Barracuda» — есть продукт вдохновения от кавер-версии Nazareth песни Джонни Митчел «This Flight Tonight».
10. Derek and the Dominos, «Layla» (1971)
Если долго, долго напевать «Лейла, Лейла, Лейла», то не исключено, что она появиться в вашей жизни, как это случилось с Эриком Клэптоном. Эрик Клэптон сочинил свой главный хит будучи под воздействием чувства безответной любви к модели/фотографу Патти Бойд .
Несколько лет спустя Бойд бросила тогдашнего мужа/битла Джорджа Харрисона и перебралась к гитаристу/воздыхателю Эрику Клэптону. При этом, дружба между музыкантами не нарушилась.
09. Lynyrd Skynyrd, «Free Bird» (1973)
Одна из самых узнаваемых комбинаций мелодии органа, акустических аккордов и слайд гитары в роке.
«Free Bird» гимн Свободе, его мрачная тоскливая мелодия подчеркивает весть трагизм неизбежности расставания. Чтобы взлететь высоко, порой требуется пожертвовать глубоким чувством.
08. Fleetwood Mac, «Rhiannon» (1975)
Тревожная гитара в сочетании с очаровательным голосом Стиви Никс, создают волшебный музыкальный напиток, которым невозможно утолить тягу вая уже чарующую химию, которая усиливается игрой их товарищей по группе.
Одноименная пластинка группы 1975 года ознаменовала начало их самого известного периода. «Rhiannon» — лучший пример того, почему новички Стиви Никс и Линдси Бэкингем были так важны для этой формулы победы.
07. The Who, «Behind Blue Eyes» (1971)
Очарование мелодии «Behind Blue Eyes» для современного поколения прочно связано с пионерами nu metal Limp Bizkit . Но, великолепная исповедальная баллада вышла на лонгплее Who’s Next пятьдесят лет назад, но много лет оставалась в тени.
Прошло полвека, а гитара Пита Таунсенда по-прежнему звучит все также глубоко и завораживающе.
06. Alice Cooper, «School’s Out» (1972)
Резкие, высокого строя металические риффы, фанк и драйв гаражного рока. Фирменная песня и творческое лицо Элиса Купера.
По рецепту Купера настоящий хит должен длиться не более четырех минут и вмещать в себя радость последнего школьного звонка. «School’s Out» зажигает с первых секунд.
05. The Eagles, «Hotel California» (1976)
Въедливое гитарное арпеджио, навсегда исказило представление об The Eagles , как о группе играющей очень достойный кантри и фолк рок.
Но тем не менее, красивая мелодия поверх регги-ритма, до сих пор обеспечивает популярность классиков американы.
04. Pink Floyd, «Money» (1973)
Восьмой альбом Pink Floyd «Dark Side of the Moon» считается шедевром по нескольким по многим причинам. Одна из них «Money» новаторская в плане концепции: спецэффекты, убедительно-лаконичная мелодия и социальный драматизм видеоряда.
Басовая линия Роджера Утореса одна из самых узнаваемых в классическом роке.
03. Led Zeppelin, «Stairway to Heaven» (1971)
Очевидно, что для гитарного арпеджио Пейджа нашлось место в нашем рейтинге. Первые же ноты «Лестницы в небо» влекут нас в безбрежную атмосферу классического рока и хорошей песни.
«Stairway to Heaven» одна из самых ёмких и узнаваемых композиций в истории рока. Кажется она способна вместить в себе все представления о жанре. Хоть баллада и не заняла в нашем рейтинге первое место, но на пути к сердцу рокера это главная лестница.
02. Black Sabbath, «Paranoid» (1970)
Первый сингл со второго альбома пионеров хэви-метала «Paranoid» начинается с одного из самых основных, но знаковых шестиструнных диффузий той эпохи.
Его узнаешь еще до появления панического вокала несравненного Оззи Озборна. Любой начинающий гитарист и случайный прохожий открывали для себя мир тяжелой музыки с доходчивых аккордов Тони Айомми.
01. Deep Purple, «Smoke on the Water» (1972)
Вдохновленные испепеляющим концертом Фрэнка Заппы, Deep Purple сочинили «Smoke on the Water», хит с самой известной последовательностью пауэр-аккордов в рок-музыке.
Классический хард-роковый ход не единственное достоинство композиции. «Дым над водой» аранжирована в ключе двух переменных. Тяжелый рок перемежается с психоделическим роком и это вносит незабываемый шарм, который до сих пор волнует и будет волновать ещё долгие десятилетия, а может быть и больше.
Источник