- Как определить параллельную мажорную или минорную тональность к заданной
- Как определить параллельную тональность
- Параллельные тональности в музыке
- Таблица тональностей
- Буквенное обозначение звуков и тональностей
- Параллельные тональности
- Энгармонически равные тональности
- Смотрите другие статьи этого раздела:
- Параллельные тональности. Таблица параллельных тональностей мажора и минора
- Параллельные тональности. Общая информация
- Параллельные тональности таблица
- Какие тональности считаются параллельными
- Три вида параллельных тональностей
- В чем отличие параллельных тональностей
- Как найти параллельную тональность
Как определить параллельную мажорную или минорную тональность к заданной
В предыдущей статье мы рассмотрели родство мажорных тональностей, в которых звуковой состав может отличаться от одного до шести знаков при ключе. Но есть тональности, в которых состав звуков вообще полностью совпадает. Если мы рассмотрим звуковой состав гаммы до мажор и гаммы ля минор, то обнаружится его полная идентичность.
Гамма до мажор от одной своей 6-ой ступени (звук ля) до следующей образует натуральный минор, а гамма ля минор (в натуральном виде) от одной своей 3-ей ступени до другой образует гамму до мажор.
Вместе с тем, у этих двух гамм разные тоники (до и ля) и принадлежат они к разным ладам – мажору и минору. Мы уже знаем, что эти лады звучат неодинаково: мажор – весело, бодро, а минор – грустно, печально. То есть, при полной идентичности звукового состава – это все-таки разные гаммы.
Как определить параллельную тональность
Такие тональности, в которых одинаковый звуковой состав, но разные тоники и разные лады называются параллельными. Определить параллельную тональность к заданной очень легко. Рассмотрим сначала, как это сделать, если заданная тональность – мажорная. Тоника минора, параллельного заданному мажору находится на 6-й ступени мажорной гаммы. (смотри картинку выше, на ней пронумерованы ступени лада).
В случае до мажора это будет звук «ля», в случае соль мажора – звук «ми» и т.д. Гораздо легче определять параллельную тональность, если опуститься на интервал «малая терция» вниз от тоники мажора. И опять же, опустившись, в случае до мажора мы получим тонику параллельной тональности звук «ля», в случае, например, ми мажора – звук «до диез».
Чтобы получить параллельный мажор к заданному минору, нужно подняться на малую терцию вверх от тоники. Мы получим 3-ю ступень, которая и будет тоникой параллельного мажора. Например, к тональности ре минор параллельной будет тональность фа мажор (смотри картинку внизу), у тональности соль минор параллельной будет тональность си бемоль мажор и т.д.
Источник
Параллельные тональности в музыке
Сегодня мы продолжим нашу беседу о музыкальной теории. Начало вы можете прочитать вот в этой статье. Итак, пришло время внести ясность в разговоре о таком понятии, как параллельные тональности. Вы уже имеете представление о том, что такое гамма, а также знаете такие знаки, как диез и бемоль. Ещё раз напомню Вам, что гаммы или тональности бывают мажорными или минорными. Так вот мажорные и минорные гаммы с одинаковым набором звуков называются параллельными тональностями. При обозначении гаммы (тональности) на нотном стане вначале пишут скрипичный ключ (или реже басовый ключ), а потом пишут знаки (ключевые знаки). В одной тональности знаки могут быть либо только диезы, либо только бемоли. В некоторых тональностях ключевые знаки отсутствуют.
Рассмотрим параллельные тональности на примере гамм до мажор и ля минор.
Как вы могли заметить на изображении, в данных гаммах нет ключевых знаков, то есть у нас в этих тональностях одинаковый набор звуков. Также Вы можете видеть, что тоника (первая ступень гаммы) параллельного мажора является третьей ступенью параллельного минора, а тоника параллельного минора приходится шестой ступенью параллельного мажора.
Также на картинке вы можете видеть параллельные тональности, у которых есть ключевые знаки. Это фа мажор с одним бемолем при ключе и соответствующий ему ре минор. А также две тональности с одним диезом – соль мажор и ми минор.
Всего существует 15 мажорных и 15 минорных тональностей. Объясню, как они получаются. Максимальное число бемолей или диезов при ключе может быть 7. Плюс ещё по одной мажорной и минорной тональности без ключевых знаков. Приведу их параллельное соответствие:
До мажор соответствует Ля минору
Соль мажор соответствует Ми минору
Фа-мажор соответствует Ре минору
Ре мажор соответствует Си минору
Ля мажор соответствует Фа-диез минору
Ми мажор соответствует До-диез минору
Си мажор соответствует Соль-диез минору
Соль-бемоль мажор соответствует Ми-бемоль минору
Ре-бемоль мажор соответствует Си-бемоль минору
Ля-бемоль мажор соответствует Фа минору
Ми-бемоль мажор соответствует До минору
Си-бемоль мажор соответствует Соль минору
Фа-диез мажор соответствует Ре-диез минору
До-диез мажор соответствует Ля-диез минору
До-бемоль мажор соответствует Ля-бемоль минору
Надеюсь эта статья помогла Вам разобраться с понятием параллельные тональности в музыке. Также для полного понимания этого термина советую прочитать статью про знаки в тональности и о понятии квинтового круга.
Источник
Таблица тональностей
Буквенное обозначение звуков и тональностей
Мажорные тональности
До мажор — С-dur | Фа мажор — F-dur |
Ре мажор — D-dur | Си бемоль мажор — B-dur |
Ля мажор — A-dur | Ми бемоль мажор — Es-dur |
Ми мажор — E-dur | Ля бемоль мажор — As-dur |
Си мажор — H-dur | Ре бемоль мажор — Des-dur |
Фа# мажор — Fis-dur | Соль бемоль мажор — Ges-dur |
До# мажор — Cis-dur | До бемоль мажор — Ces-dur |
Соль мажор — G-dur |
Минорные тональности
ля минор — a-moll | соль минор — g-moll |
си минор — h-moll | до минор — c-moll |
фа# минор — fis-moll | фа минор — f-moll |
до# минор — cis-moll | си бемоль минор — b-moll |
соль# минор — gis-moll | ми бемоль минор — es-moll |
ре# минор — dis-moll | ля бемоль минор — as-moll |
ля# минор — ais-moll | ми минор — e-moll |
ре минор — d-moll |
Параллельные тональности
Энгармонически равные тональности
Энгармонически равные тональности — тональности одинаковые по звучанию, но различные по названию.
Энгармонически равные мажорные тональности:
Энгармонически равные минорные тональности:
Смотрите другие статьи этого раздела:
29.03.2015 в 14:02 олег высказался:
Я не увидел таблицу со всеми знаками при ключе во всех ВОЗМОЖНЫХ тональностях. Таблица есть, а того что надо нет!
05.04.2015 в 23:54 Светлана высказался:
Здравствуйте. Напишите конкретно какая тональность Вас интересует, я Вам отвечу.
21.01.2016 в 16:06 Юлия высказался:
В таблице пропущены тональности — G-dur и e-moll
21.01.2016 в 16:17 Светлана высказался:
19.02.2016 в 18:59 Максим высказался:
Меня интересует до бемоль мажор. И не могли бы Вы сделать отдельную статью, где построены разные аккорды в разных тональнастях?
19.02.2016 в 22:25 Светлана высказался:
Здравствуйте, Максим. В до-бемоль мажоре семь бемолей. Рекомендую Вам заменить на тональность си мажор, энгармонически они равны, а знаков будет меньше — 5 диезов.
Написания такой статьи в ближайших планах нет.
30.08.2017 в 04:52 мне надо построить д7 с обращениями в 24тональностях а везде почему то нахожу по 30 тональностей в интернете.почему? высказался:
Я нечаянно в имени написал свой вопрос.
25.04.2018 в 14:25 Петр высказался:
Ребят на самом деле всё выше перечисленное очень полезно, и необходимо для применения на практике просто не понимаю тех, кто из-за недостаточного понимания темы оставляет плохие отзывы.
08.10.2018 в 17:36 Юлия высказался:
ребенку задали до.задание: знаки в тональностях до 3-х с # и b.
К сожалению, уже 4-тый учитель по сольфеджио за 3 года, материал дается кусками. Дочка вообще не понимает, что это и что от нее хотят.
02.01.2019 в 21:33 morozalex2018 высказался:
G-dur и e-moll есть в таблице, смотрите внимательно
09.02.2019 в 09:16 Ева высказался:
Спасибо! Очень полезная статья, сохранила👏🏻👍🏻
16.04.2019 в 19:33 Лида высказался:
Какие знаки в Фа бемоль миноре?
21.04.2019 в 23:48 Олег высказался:
21.04.2019 в 23:49 Олег высказался:
21.04.2019 в 23:55 Олег высказался:
Разберём тональность фа бемоль минор. Итак, в тональности фа минор — 4 бемоля, а в фа бемоль миноре на 7 бемолей больше, то есть 4+7=11b. Кто-то может сказать, что такое не может быть. Отвечаю — может!! В фа бемоль миноре 4 дубль-бемоля: это -сиbb, миbb, ляbb и реbb. А также сольb, доb и фаb.
22.04.2019 в 00:05 Олег высказался:
Тональности с большим (более шести) количеством ключевых знаков можно заменить на тональность с меньшим количеством знаков. Главное, чтобы сумма исходных и заменённых знаков равнялась 12-ти, а также чтобы они были противоположными. Например если у вас 8 бемолей, то делаем: 12-8b= 4# (фа бемоль мажор 8b. А ми мажор — 4#). Такие тональности называются энгармонически равными, то есть равными по звучанию. Но по названию и по записи нот (гаммы) — они разные.
05.10.2019 в 21:17 Макс высказался:
По моей информации нота си обозначается латинской буквой H, а не буквой B. Буквой B по моей информации обозначается нота сиb, но не си.
09.01.2020 в 00:36 Василий высказался:
скажите строй А moll подходит для романтической музыки?
23.01.2020 в 11:51 Женек высказался:
какие ноты идут в тональностях? ничего не написано, названия я и сам знаю
04.04.2020 в 17:52 илия высказался:
07.04.2020 в 21:50 Юлия высказался:
Подскажите, пожалуйста, родственные тональности для ми минор
05.05.2020 в 09:55 Ксения высказался:
всё что НЕ НАДО-есть ,а всё что НАДО- НЕТ .
23.03.2021 в 00:27 Симона высказался:
Спасибо за материал и за такой замечательный сайт в целом!
17.04.2021 в 15:58 Кишал высказался:
Мне очень понравелось.
Я ис Украини ,, Кучер Кишал Дмитревна»
Мне ооооооооочень понравилось . Иииии я певица , меня почти все знают . Мне 12 лет. Леси будут ошипки сори. Ви мне очень помогли с теорияи. Спасибо за понимание ))
Источник
Параллельные тональности. Таблица параллельных тональностей мажора и минора
Параллельные тональности. Общая информация
Знание параллельных тональностей – необходимая для любого музыканта вещь. С их помощью вы сможете не только выстраивать интересные композиции, но и качественно импровизировать, увлекая слушателя своими сольными партиями. В данной статье мы подробно расскажем, что такое параллельные тональности, как их найти и использовать в своей музыке.
Параллельные тональности таблица
Ниже представлена таблица со всеми тональностями и гаммами, которые строятся внутри них.
Какие тональности считаются параллельными
Параллельные тональности – это ключи, которые имеют внутри себя одинаковые ноты, но только расположенные в разном порядке. То есть, по факту, выучив одну мажорную тональность, вы легко сможете импровизировать в параллельном ей миноре. Самый простой пример здесь – это гамма До-мажор и Ля-минор , ноты, в которых одни и те же, но разная тоника.
Не стоит путать параллельные тональности и родственные . Второй тип определяется трезвучиями, которые можно построить на ступенях гаммы отдельного ключа. Каждая тональность имеет шесть родственных, и только одну параллельную.
Три вида параллельных тональностей
Разделяют три вида параллельных тональностей. Они различаются по тому, какие знаки альтерации находятся при ключах:
— Тональности без знаков альтерации. Иными словами, это тональности, состоящие только из полных нот, или из белых клавиш на фортепиано. Сюда относится ровно одна пара: C maj и A min.
— Тональности с диезами. Сюда относят семь пар, при ключах которых есть диезы. Это тональности: G maj – E min; D maj – B min; A maj – F# min; E maj – C# min; B maj – G# min; F# maj – D# min; C# maj – A# min.
— Тональности с бемолями. Сюда также относится семь пар, но теперь при их ключах есть бемоли. Список данных ключей следующий: F maj – D min; B♭ maj – G min; E♭ maj – C min; A♭ maj – F min; G♭ maj – E♭ min; C♭ maj – A♭ maj.
В чем отличие параллельных тональностей
Отличий не так много. Как мы уже знаем, в параллельных тональностях совпадают ноты. Разница только в двух вещах:
— У параллельных тональностей разные тоники, от которых выстраивается гамма.
— Разные наклонения. Мажорные ключи звучат открыто и торжественно. Их минорные близнецы – печально и грустно.
Как найти параллельную тональность
Прежде всего, давайте вспомним, из чего состоит гамма. Каждая нота внутри нее – это ступень, которая обозначается своим номером по возрастанию. Если вы знаете ее номер, то легко сможете определить тонику, от которой начинается нужный ключ.
— Чтобы найти параллельную тональность минора, вам нужно взять третью ступень минорной гаммы и от нее сыграть все следующие ноты. Например, в Ля-миноре следующие звуки: A B C D E F G. Третья ступень – До, то есть, C. Все оставшиеся ноты и составляют мажорную гамму.
— Параллельная тональность мажора ищется точно так же, разница только в том, что нам нужна шестая ступень. Аналогично предыдущему примеру: в до-мажоре следующие ноты – C D E F G A B. Шестая ступень A – и это и есть тоника нужного нам минора.
Источник