- Как сочинить хит, красивую мелодию с использованием параллельных тональностей — формула и пример
- Рассмотрим в качестве примера аккорды и ноты мелодии, соло известной песни
- Примеры параллельных тональностей:
- Условные обозначения:
- Итак, анатомия успешной, хорошо принятой слушателями музыки
- Отследите закономерность и получите основу для сочинения мелодии в мажорной тональности:
- Выводы:
- Что со всеми этими наблюдениями делать? Как насчет их практического применения?
- Еще пример и опять хит, песня «Ой-йо» группы Чайф:
- Обратите внимание:
- Как подобрать аккорды, если знаешь мелодию?
- “Как научиться играть на гитаре за месяц”
Как сочинить хит, красивую мелодию с использованием параллельных тональностей — формула и пример
Звукоряды параллельных тональностей. Построение соло на гитаре с использованием тоники, субдоминанты и доминанты параллельной тональности.
Понимая нюансы параллельных тональностей, можно сочинять настоящие хиты. О чем свидетельствуют примеры, представленные в этом онлайн-уроке игры на гитаре.
Хорошая новость в том, что понять этот принцип просто.
Скажем по секрету, это буквально формула сочинения хита.
Узнайте и никому не говорите))) Сначала прославьтесь.
Рассмотрим в качестве примера аккорды и ноты мелодии, соло известной песни
Но сначала освежим знания по теории.
В тональности 3 основных звука, аккорда: тоника, доминанта, субдоминанта.
Субдоминанта от тоники 3 полутона (лада),
доминанта через полутон от субдоминанты.
Примеры:
- A (Ля) — D (Ре) — E (Ми)
- D (Ре) — G (соль) — A (ля)
- G (соль) — C (до) — D (ре)
и т. д.
Между параллельными мажорной и минорной тональностями 1,5 тона (3 лада на гитаре). Мажорная выше.
Примеры параллельных тональностей:
- Ля-минор и До-мажор (Am и C)
- Ля-мажор и Фа-диез-минор (A и F#m)
- Ре-минор и Фа-мажор (Dm и F)
и т. д.
Ноты их звукорядов, ладов, пентатоник совпадают. Отличаются тоники.
Условные обозначения:
- t — тоника в звукоряде, аккордах тональности музыки, взятой в качестве примера;
- sd — субдоминанта тональности примера;
- d — доминанта тональности примера;
- tпт — тоника параллельной тональности;
- sdпт — субдоминанта параллельной тональности;
- dпт — доминанта параллельной тональности.
Итак, анатомия успешной, хорошо принятой слушателями музыки
(табы, аккорды, текст разучим на следующих уроках)
Аккорды этой песни «One of us» Joan Osborne, взятой в качестве примера:
Куплет:
F#m | D | A | E |
tпт | sd | t | d |
Припев (просто смещение на 1 аккорд):
E | F#m | D | A |
d | tпт | sd | t |
Заметьте, аккорд F#m является тоникой параллельной тональности.
Основные ноты тональности «Ля-мажор»: A D E
Основные ноты параллельной ей тональности «Фа-диез-минор»: F# H C
Пентатоника этих параллельных тональностей:
Соло:
Ноты:
F#- | G#- | A | C# | C#- | D- | E |
F#- | G#- | A | C# | C#- | D- | E |
F#- | G#- | A | C# | C#- | D- | E |
tпт | t | dпт | dпт | sd | d |
E- | E- | E- | E- | D | C#- | H- | A |
d | d | d | d | sd | dпт | sdпт | t |
E- | E- | E- | E- | D | C#- | H- | C# |
d | d | d | d | sd | dпт | sdпт | dпт |
Заметьте, все ноты в соло основные звуки тональности и параллельной тональности (F# H C).
Исключение только одна нота G#, но она не случайная и не «левая». Это 2-я ступень параллельной минорной тональности, идущая через тон после тоники (т пт т т пт т т).
Отследите закономерность и получите основу для сочинения мелодии в мажорной тональности:
Куплет: | tпт | sd | t | d |
Припев: | d | tпт | sd | t |
Соло из 5 частей. Каждая часть ложится на 4 аккорда припева:
d | tпт | sd | t | |||
E | F#m | D | A | |||
1) | tпт | t | dпт | dпт | sd | d |
2) | tпт | t | dпт | dпт | sd | d |
3) | tпт | t | dпт | dпт | sd | d |
t | d | tпт | sd | |||||
A | E | F#m | D | |||||
4) | d | d | d | d | sd | dпт | sdпт | t |
5) | d | d | d | d | sd | dпт | sdпт | dпт |
1, 2, 3 части:
на первый аккорд-доминанту (d) ложится tпт, на последний аккорд-тонику (t) ложится d.
4 часть:
на первый аккорд-тонику (t) ложится d, на tпт ложится t.
5 часть:
на первый аккорд-тонику (t) ложится d, на tпт ложится dпт.
Итак в припеве этой песни в начале и конце:
- на d ложится tпт;
- на t ложится d;
- на tпт ложатся t и dпт.
Выводы:
- 1. Мелодия строится на припеве.
- 2. В начале тактов аккорд d, в конце t.
- 3. На начало и конец тактов ложатся tпт и d в соло.
- 4. В начале частей соло tпт и d.
- 5. В конце частей соло t и dпт.
- 6. Соло основывается на тониках и доминантах обеих параллельных тональностей.
- 7. Тоники ложатся на доминанты, а d на t.
Что со всеми этими наблюдениями делать? Как насчет их практического применения?
Попробуем сочинить хит) Начнем с музыки.
- Выберем тональность До-мажор, аккорды C F G.
- Добавим четвертый аккорд. Это будет тоника параллельной тональности Ля-минор (Am Dm E).
Получаем C F G Am. - Соответствующие нашим тональностям пентатоники на 4-х ладах грифа совпадают.
Получаем такой звукоряд:
Добавим к пентатонике ноты гаммы:
Последние соответственно t и dпт или tпт и d.
Тоники ложатся на аккорды-доминанты, доминанты на аккорды-тоники.
Линией песни, основой должна быть некая эмоция, скажем близкая для всех.
Еще пример и опять хит, песня «Ой-йо» группы Чайф:
Аккорды:
C | G | Am | F | G | (тональность До-мажор) |
t | d | tпт | sd | d |
Соло по частям:
1) | E | E | F | G | F | E | D |
dпт | dпт | sd | d | sd | dпт | sdпт |
2) | G | D | C |
d | sdпт | t |
3) | C | D | E | F | G | F | E | D | H | C |
t | sdпт | dпт | sd | d | sd | dпт | sdпт | t |
Обратите внимание:
- здесь тоже тоники и доминанты в конце и в начале;
- на доминанты ложатся тоники, на тоники доминанты;
- ноты в соло из смешанных параллельных тональностей До-мажор и Ля-минор;
- также как в предыдущем примере одна единственная нота (H) в соло не основная в тональностях. И опять это 2-я ступень параллельной минорной тональности.
Табы варианта соло песни «Ой-йо»:
Есть вопросы? Задайте
Источник
Как подобрать аккорды, если знаешь мелодию?
Как подобрать аккорды? Это один из главных вопросов, которые я себе задавал, только разучив несколько аккордов. Должно же быть какое-то правило. Например, к этому звуку – такой аккорд, а к этому – такой. Наверное, есть такое правило, думал я. Только почему-то никто не может мне рассказать. Прошли годы, я долго учился, много узнал и понял, как устроена музыка. И теперь отвечаю на этот вопрос себе юному и всем интересующимся: нет такого правила. К каждому звуку можно подставлять кучу разных аккордов на усмотрение сочиняющего. Но радостная новость! Куча эта не бесконечна. А если мы говорим не о джазовой музыке, то можно уложиться в какие-то полдюжины вариантов. В абсолютном большинстве песен используются аккорды одной тональности. В тональности всего семь аккордов, построенных на семи звуках этой тональности. Есть очень много песен, где всего 3-5 аккордов. Можно все попробовать и определить на слух, какой больше подходит по звучанию. Главное нужно знать: в какой тональности – какие аккорды. Параллельные тональности – мажорная и минорная тональности на одних и тех же аккордах. Отличаются тем, какой аккорд считается главным. Самые легкие и значит чаще используемые тональности на гитаре: Am – ля минор и параллельная ей С – до мажор включают в себя следующие аккорды: Am Dm E (Em) C F G Hm(H7) Em – ми минор и параллельная ей G – соль мажор включают в себя следующие аккорды: Em Am H7(Hm) G C D F#m (F#) Именно в этих тональностях абсолютное большинство песен на сайте ПЕСНИ ПОД ГИТАРУ.
“Как научиться играть на гитаре за месяц”
Другие статьи по теме:
- Теория музыки для чайников.
- Что такое тональность? Основные аккорды тональности.
- Ноты учить необязательно.
- Гитарный «бой»
- Как называются аккорды
- Каким «боем» играть? Разбор песни
В молодости я клгда-то училась играть на гитаре, но теперь все позабывала…
Мне часто не подходит ля минор и до мажор, потому использую кападастер.
… и играю как будто в ля-миноре ))
а хто такой кападастер.?
каподастр – это такая штучка которая прижимает струны на гитаре, чтобы играть от любого лада, как от первого, то есть в легких тональностях и без баррэ
Олег, здесь лежит и дожидается вас ваша награда за красивый блог
http://dariki.ru/nagradnoj-list-nashej-doski-pocheta/ , пусть она принесет вам удачу и конечно новых посетителей.
…У гитары нежный звук,
Как прикосновенье рук.
У гитары тихий звук,
Словно шепчет друг!…
Спасибо за параллельные тональности в музыке, и Олег зайдите за призом:)
Я сама на гитаре не играю, а вот друзья у меня подбирали аккорды на слух в те времена, когда еще не было интернета и их нельзя было скачать в два клика))
Я сама профессиональный музыкант, но вот на гитаре не играю, хотя желание было большое.
Параллельные тональности это, что то сложно-параллельное для меня. Вот с самыми легкими тональностями на гитаре пожалуй попробую разобраться.
ну легкие да, а вообще много тональностей есть?
Ваш сайт для меня – просто находка! Уж очень люблю петь романсы!
Я училась на пианино играть в школе, а на гитаре для себя в институте, но ужасно пальцы болят, больше всего люблю аккорды, ми, ре, ля
думаю, что и многие разделяют вашу любовь, Ирина
Пытался в армии научиться играть на гитаре, но бросил это дело, сейчас думаю что зря.
Моя дочь сейчас интересуется гитарой, ей будет полезно почитать ваши статьи, спасибо.
Источник