Параллельные тональности для гитары

Как сочинить хит, красивую мелодию с использованием параллельных тональностей — формула и пример

Звукоряды параллельных тональностей. Построение соло на гитаре с использованием тоники, субдоминанты и доминанты параллельной тональности.

Понимая нюансы параллельных тональностей, можно сочинять настоящие хиты. О чем свидетельствуют примеры, представленные в этом онлайн-уроке игры на гитаре.

Хорошая новость в том, что понять этот принцип просто.
Скажем по секрету, это буквально формула сочинения хита.
Узнайте и никому не говорите))) Сначала прославьтесь.

Рассмотрим в качестве примера аккорды и ноты мелодии, соло известной песни

Но сначала освежим знания по теории.

В тональности 3 основных звука, аккорда: тоника, доминанта, субдоминанта.
Субдоминанта от тоники 3 полутона (лада),
доминанта через полутон от субдоминанты.

Примеры:

  • A (Ля) — D (Ре) — E (Ми)
  • D (Ре) — G (соль) — A (ля)
  • G (соль) — C (до) — D (ре)

и т. д.

Между параллельными мажорной и минорной тональностями 1,5 тона (3 лада на гитаре). Мажорная выше.

Примеры параллельных тональностей:

  • Ля-минор и До-мажор (Am и C)
  • Ля-мажор и Фа-диез-минор (A и F#m)
  • Ре-минор и Фа-мажор (Dm и F)

и т. д.

Ноты их звукорядов, ладов, пентатоник совпадают. Отличаются тоники.

Условные обозначения:

  • t — тоника в звукоряде, аккордах тональности музыки, взятой в качестве примера;
  • sd — субдоминанта тональности примера;
  • d — доминанта тональности примера;
  • tпт — тоника параллельной тональности;
  • sdпт — субдоминанта параллельной тональности;
  • dпт — доминанта параллельной тональности.

Итак, анатомия успешной, хорошо принятой слушателями музыки

(табы, аккорды, текст разучим на следующих уроках)

Аккорды этой песни «One of us» Joan Osborne, взятой в качестве примера:

Куплет:

F#m D A E
tпт sd t d

Припев (просто смещение на 1 аккорд):

E F#m D A
d tпт sd t

Заметьте, аккорд F#m является тоникой параллельной тональности.

Основные ноты тональности «Ля-мажор»: A D E

Основные ноты параллельной ей тональности «Фа-диез-минор»: F# H C

Пентатоника этих параллельных тональностей:

Соло:

Ноты:

F#- G#- A C# C#- D- E
F#- G#- A C# C#- D- E
F#- G#- A C# C#- D- E
tпт t dпт dпт sd d

E- E- E- E- D C#- H- A
d d d d sd dпт sdпт t

E- E- E- E- D C#- H- C#
d d d d sd dпт sdпт dпт

Заметьте, все ноты в соло основные звуки тональности и параллельной тональности (F# H C).
Исключение только одна нота G#, но она не случайная и не «левая». Это 2-я ступень параллельной минорной тональности, идущая через тон после тоники (т пт т т пт т т).

Отследите закономерность и получите основу для сочинения мелодии в мажорной тональности:

Куплет: tпт sd t d
Припев: d tпт sd t

Соло из 5 частей. Каждая часть ложится на 4 аккорда припева:

d tпт sd t
E F#m D A
1) tпт t dпт dпт sd d
2) tпт t dпт dпт sd d
3) tпт t dпт dпт sd d

t d tпт sd
A E F#m D
4) d d d d sd dпт sdпт t
5) d d d d sd dпт sdпт dпт

1, 2, 3 части:
на первый аккорд-доминанту (d) ложится tпт, на последний аккорд-тонику (t) ложится d.

4 часть:
на первый аккорд-тонику (t) ложится d, на tпт ложится t.

5 часть:
на первый аккорд-тонику (t) ложится d, на tпт ложится dпт.

Итак в припеве этой песни в начале и конце:

  • на d ложится tпт;
  • на t ложится d;
  • на tпт ложатся t и dпт.

Выводы:

  • 1. Мелодия строится на припеве.
  • 2. В начале тактов аккорд d, в конце t.
  • 3. На начало и конец тактов ложатся tпт и d в соло.
  • 4. В начале частей соло tпт и d.
  • 5. В конце частей соло t и dпт.
  • 6. Соло основывается на тониках и доминантах обеих параллельных тональностей.
  • 7. Тоники ложатся на доминанты, а d на t.

Что со всеми этими наблюдениями делать? Как насчет их практического применения?

Попробуем сочинить хит) Начнем с музыки.

  1. Выберем тональность До-мажор, аккорды C F G.
  2. Добавим четвертый аккорд. Это будет тоника параллельной тональности Ля-минор (Am Dm E).
    Получаем C F G Am.
  3. Соответствующие нашим тональностям пентатоники на 4-х ладах грифа совпадают.

Получаем такой звукоряд:

Добавим к пентатонике ноты гаммы:

  • Записываем ритм аккордов, включаем. Импровизируем поверх него, подбирая красивую мелодию.
  • В основе импровизации принцип: первые ноты частей соло tпт и d или t и dпт.
    Последние соответственно t и dпт или tпт и d.
    Тоники ложатся на аккорды-доминанты, доминанты на аккорды-тоники.
  • Мелодия припева есть. Осталось наиграть куплет и сочинить текст, ложащийся на музыку.
    Линией песни, основой должна быть некая эмоция, скажем близкая для всех.
  • Поем, записываем и распространяем хит))). Дарим радость людям.
  • Еще пример и опять хит, песня «Ой-йо» группы Чайф:

    Аккорды:

    C G Am F G (тональность До-мажор)
    t d tпт sd d

    Соло по частям:

    1) E E F G F E D
    dпт dпт sd d sd dпт sdпт

    2) G D C
    d sdпт t

    3) C D E F G F E D H C
    t sdпт dпт sd d sd dпт sdпт t

    Обратите внимание:

    • здесь тоже тоники и доминанты в конце и в начале;
    • на доминанты ложатся тоники, на тоники доминанты;
    • ноты в соло из смешанных параллельных тональностей До-мажор и Ля-минор;
    • также как в предыдущем примере одна единственная нота (H) в соло не основная в тональностях. И опять это 2-я ступень параллельной минорной тональности.

    Табы варианта соло песни «Ой-йо»:


    Есть вопросы? Задайте

    Источник

    Как подобрать аккорды, если знаешь мелодию?

    Как подобрать аккорды? Это один из главных вопросов, которые я себе задавал, только разучив несколько аккордов. Должно же быть какое-то правило. Например, к этому звуку – такой аккорд, а к этому – такой. Наверное, есть такое правило, думал я. Только почему-то никто не может мне рассказать. Прошли годы, я долго учился, много узнал и понял, как устроена музыка. И теперь отвечаю на этот вопрос себе юному и всем интересующимся: нет такого правила. К каждому звуку можно подставлять кучу разных аккордов на усмотрение сочиняющего. Но радостная новость! Куча эта не бесконечна. А если мы говорим не о джазовой музыке, то можно уложиться в какие-то полдюжины вариантов. В абсолютном большинстве песен используются аккорды одной тональности. В тональности всего семь аккордов, построенных на семи звуках этой тональности. Есть очень много песен, где всего 3-5 аккордов. Можно все попробовать и определить на слух, какой больше подходит по звучанию. Главное нужно знать: в какой тональности – какие аккорды. Параллельные тональности – мажорная и минорная тональности на одних и тех же аккордах. Отличаются тем, какой аккорд считается главным. Самые легкие и значит чаще используемые тональности на гитаре: Am – ля минор и параллельная ей С – до мажор включают в себя следующие аккорды: Am Dm E (Em) C F G Hm(H7) Em – ми минор и параллельная ей G – соль мажор включают в себя следующие аккорды: Em Am H7(Hm) G C D F#m (F#) Именно в этих тональностях абсолютное большинство песен на сайте ПЕСНИ ПОД ГИТАРУ.

    “Как научиться играть на гитаре за месяц”

    Другие статьи по теме:

    • Теория музыки для чайников.
    • Что такое тональность? Основные аккорды тональности.
    • Ноты учить необязательно.
    • Гитарный «бой»
    • Как называются аккорды
    • Каким «боем» играть? Разбор песни

    В молодости я клгда-то училась играть на гитаре, но теперь все позабывала…

    Мне часто не подходит ля минор и до мажор, потому использую кападастер.

    … и играю как будто в ля-миноре ))

    а хто такой кападастер.?

    каподастр – это такая штучка которая прижимает струны на гитаре, чтобы играть от любого лада, как от первого, то есть в легких тональностях и без баррэ

    Олег, здесь лежит и дожидается вас ваша награда за красивый блог
    http://dariki.ru/nagradnoj-list-nashej-doski-pocheta/ , пусть она принесет вам удачу и конечно новых посетителей.

    …У гитары нежный звук,
    Как прикосновенье рук.
    У гитары тихий звук,
    Словно шепчет друг!…

    Спасибо за параллельные тональности в музыке, и Олег зайдите за призом:)

    Я сама на гитаре не играю, а вот друзья у меня подбирали аккорды на слух в те времена, когда еще не было интернета и их нельзя было скачать в два клика))

    Я сама профессиональный музыкант, но вот на гитаре не играю, хотя желание было большое.

    Параллельные тональности это, что то сложно-параллельное для меня. Вот с самыми легкими тональностями на гитаре пожалуй попробую разобраться.

    ну легкие да, а вообще много тональностей есть?

    Ваш сайт для меня – просто находка! Уж очень люблю петь романсы!

    Я училась на пианино играть в школе, а на гитаре для себя в институте, но ужасно пальцы болят, больше всего люблю аккорды, ми, ре, ля

    думаю, что и многие разделяют вашу любовь, Ирина

    Пытался в армии научиться играть на гитаре, но бросил это дело, сейчас думаю что зря.

    Моя дочь сейчас интересуется гитарой, ей будет полезно почитать ваши статьи, спасибо.

    Источник

    Оцените статью