Параллельные квинты
Всем музыкантам, начавшим серьезно изучать аранжировку и гармонию, известно первое правило гармонии, которое гласит: «избегайте параллельных квинт».
Отношение большинства музыкантов к этому правилу весьма неоднозначное. Обусловлено это тем, что в большей части учебников оно не объясняется, а если и объясняется, то не детально и в сложной форме.
Для понимания этого правила следует немного уточнить понятия, которые используются в образовательном процессе, и разобрать их отличие от творческого процесса. В учебном процессе гармония — это дисциплина, цель которой заключается в изучении аккордов, их строения и правил их соединения.
В конечном итоге базовый курс по гармонии позволяет:
- Понять принципы гармонического движения в произведении.
- Научиться гармонизовать мелодию с помощью изученного набора средств.
- Научиться гармонизовать бас.
- Научиться определять на слух типы аккордов и типы их движения.
- Научиться играть последовательности аккордов.
Гармония, изучаемая большей частью музыкантов, является базовым, элементарным минимумом, без которого не обойдется ни один музыкант. В начале изучение гармонии, как правило, усваивают правила и закономерности тональной гармонии. Это, наверное, первая и важная разница, на которую следует обратить внимание.
До тональной гармонии были ранняя классическая гармония, гармония в полифонии. Все это относится к модальной гармонии. После тональной гармонии возникло понятие современной гармонии, в которое входят атональная, расширенная тональная, современная модальная и многие другие виды гармонии.
При таком большом количестве видов гармонии тональная гармония считается образцовой. Объясняется это тем, что, во-первых, она отличается налаженной педагогической системой, а во-вторых, она делает возможным быстрое и легкое освоение принципов организации гармонического пространства, которые применяются и в других видах гармонии.
Теперь возвратимся к вопросу о параллельных квинтах.
Во-первых, правило о запрете параллельных квинт появилось вследствие чрезмерной распространённости бригадного учебника. Этот учебник основывается на методике преподавания, разработанной Могучей кучкой и оформленной Римским-Корсаковым. А Римский-Корсаков весьма любил всякие правила.
Рассмотрим вопрос параллельности. Движение голосов может быть трех типов:
- Прямое движение, при котором голоса двигаются в одну сторону. Движение, в котором сохраняется интервал, называется параллельным.
- Противоположное, при котором голоса двигаются в разные стороны.
- Косвенное движение, при котором один голос движется, а другой стоит на месте.
В начале развития многоголосия кварты, параллельное движение квинт и октав считалось нормой. Тогда наоборот старались избегать терций и секст. Первый тип гармонического напряжения характеризовался разрешением терций в квинты и секст в октавы. Диссонансов вообще не было.
По мере становления тональной системы параллельное движение совершенными консонансами было запрещено. И снова появилось в современной гармонии. Как можно понять из вышеизложенного, любые запреты имеют относительный характер. Главным признаком является соответствие интервала определенному звучанию, стилю.
К примеру, в тональной гармонии движение параллельными квинтами приводит к потере с амостоятельности голосов. Основа из четырехголосной становится трехголосной. Движение параллельными совершенными интервалами слышится как движение одного уплотненного голоса, что не соответствует стилю.
К тому же тональная гармония базируется преимущественно на кварто-квинтовом движении аккордов. Параллельные квинты же возможны в случае секундового соединения.
Чтобы гармония звучала хорошо, следует хотя бы один голос оставить на месте, что именуется гармоническим соединением. Однако секундовое соединение не позволяет этого сделать. К примеру, в до-мажоре аккорды FAC и GBD не имеют общих тонов. Поэтому добавление еще и параллельных квинт приводит к полной потере тональной связи аккордов, что в свою очередь вызывает конфликт звучания.
Важную роль играет и опора на трезвучия в классической гармонии. Сразу после того, септ- и нонаккорды стали преобладать, начали вноситься изменения и в правила голосоведения.
Одна и та же последовательность может иметь кардинально разное звучание. Например, в джазе звучание (фонизм) последовательности базируется на параллельном движении голосов. А в случае использования классического голосоведения звучание этой же последовательности будет как у Моцарта.
Подытоживая все вышесказанное, можно сказать, что запрет на движение параллельными совершенными интервалами имеет смысл исключительно в классической гармонии. В основе этой гармонии лежат принципы тональности.
Правила способствуют более быстрому освоению принципов взаимодействия аккордов. Любые правила имеют условный характер. В творческой сфере они не всегда уместны. Обучайтесь по современным учебникам.
Источник
«Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение.»
учебно-методический материал по теме
Лекция по гармонии «Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение.» Используется в качестве лекционного материала в педагогическом колледже на первом курсе обучения гармонии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soedinenie_glavnyh_trezvuchiy.docx | 154.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение
Соотношение аккордов.
Два соседних аккорда имеют определенный интервал между своими примами. Этот интервал определяет, в каком соотношении между собой находятся оба созвучия.
Художественная практика выработала определенные правила соединения аккордов. Основа соединения аккордов — голосоведение, которое образуется от различных видов совместного движения голосов.
Соединяя аккорды разных функций, нужно помнить правила удвоения в трезвучиях и секстаккордах.
Соединение аккордов, при котором общий звук для двух аккордов остается на месте, в том же голосе, называется гармоническим соединением.
Аккорды тоники и доминанты находятся в кварто-квинтовом соотношении. В трезвучиях кварто-квинтового соотношения всегда имеется общий для двух аккордов звук (пятая ступень лада — это квинтовый звук тоники, а для доминанты — основной тон). Общий звук остается на месте, бас идет скачком в бас нового аккорда в любом направлении, остальные два голоса идут плавно в звуки нового аккорда (плавным движением называется движение голоса на интервал не больше терции)
Аккорды тоники и субдоминанты находятся между собой также в кварто- квинтовом соотношении. Между ними тоже есть общий звук, это первая ступень лада, что делает возможным создавать гармоническое соединение.
Кроме гармонического, существует и мелодическое соединение аккордов. При мелодическом соединении все голоса имеют подвижную мелодическую линию, соответствующую нормам плавного голосоведения. Технология соединения таких аккордов такова: а) бас ведется на кварту, б) три верхних голоса движутся плавно противоположно басу на соседние звуки второй гармонии, например:
Гармоническое соединение применяется для связи 3х звуков кварто-квинтового соотношения, у которого есть всегда один общий звук (T-S, T-D).
Мелодическое соединение применяется для связи не имеющих общих звуков (S-D).
Для соблюдения правильного голосоведения необходимо следить за правильностью голосоведения каждой пары голосов. В гармонии запрещены параллелизмы (пример5)— движение пары голосов параллельными квинтами, примами или октавами, а так же движение всех четырех голосов в одном направлении(пример 6). Необходимо избегать перекрещевания — такого соединения при котором один из голосов оказывается выше соседнего голоса (пример 8). Нежелательная передача хроматического хода из одного голоса в другой, которая называется переченьем. (пример 9)
Источник
Применение гармонического соединения
ГЛАВНЫХ ТРЕЗВУЧИЙ
Лад
С точки зрения гармонии лад есть система взаимоотношений аккордов, объединенных тяготением к тоническому трезвучию. В этом определении имеются в виду как мелодико-интервальиые связи между звуками одного мелодического голоса, так и связи между аккордами в целом.
Ладовая функция
Функциональность
Комплекс напряжений и разрядов, свойственных отношениям функций, называется функциональностью. Основа функциональности — контраст функций, в особенности тоники и других — не тонических гармоний.лада.
Теория гармонии, которая основана на учении о ладовых функциях, называется функциональной теорией. В настоящее время данная точка зрения наиболее распространена в гармонии.
Функциональная система главных трезвучий
Трезвучие, построенное на I ступени гаммы, то есть на тонике; называется тоническим, короче — тоникой. Это трезвучие в многоголосной музыке служит главной опорой лада, так как в соответствующих мелодических, ритмических и метрических условиях может выражать завершенность мысли и устойчивость, необходимую для окончания.
Тоническое трезвучие принято обозначать буквой Т—в мажо- ре и I — в миноре.
Трезвучие, построенное на V ступени гаммы, называется доминантовым трезвучием, короче — доминантой. Обозначается большой буквой О, как мажорное по звучанию.
Трезвучие, построенное на IV ступени мажора, называется субдоминантовым, короче — субдоминантой. Оно обозначается большой буквой Э.
№5СОЕДИНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТРЕЗВУЧИИ
5. Предварительные сведения
Связное наследование аккордов — гармонический оборот — образуется в их соединении.
Соединение аккордов осуществляется по определенным принципам и правилам, выработанным художественной практикой.
Основа соединения аккорда — голосоведение; оно образуется от различных видов совместимо движения голосов.
Ведение отдельных голосов
Движение каждого отдельного голоса может быть плавным и скачкообразным.
П л а а н ы’м называется движение голоса на интервалы — п р и- м и, секунды (поступенное) и терции. Оно преобладает в художественной литературе и поэтому для начальных работ по ПфМОИИИ У18ЛЯеТСЯ обязательным.
(‘.кичкообразным называется движение голоса на интерналы — К к;] рты, квинты, сексты и более.
В ближайших практических работах скачки в отдельных голосах, допускаться не будут. Исключение представит лишь бас, которому очень свойственны скачки на кварты и квинты, вытекающие из расстояния между основными звуками Т—Ъ и Т—S, *
Совместное ведение (движение) голосов
Совместное движение двух голосов бывает трех видов: прямое, противоположное и косвенное.\
Прямым называется движение голосов в одном направлении — восходящем или нисходящем
В подавляющем бвльшинстве правильных соединений аккор- дое образуется взаимное уравновешивание прямого, противоположного и косвенного движений, выполняемых одновременно в отдельных парах голосов.
Возможны различные комбинации движения: а) прямое (параллельное) в сочетании с косвенным
Аккорды, в частности трезвучия, могут быть соединены гармонически или мелодически.
Гармоническим называется такое соединение аккордов, при котором их общий звук остается на месте в том же голосе.
Примечание. .При терцовом соотношении трезвучий в гармоническом соединении на месте остаются обычно оба звука.
Техника гармонического соединения трезвучий кварто-квинто- вого соотношения сводится к следующему: после построения первого из аккордов намечают бас второго аккорда, общий звук оставляют на месте; остальные два голоса ведут поступенно в параллельном движении от тоники к субдоминанте — вверх, от тоники к доминанте— вниз.
Мелодическим называется такое соединение аккордов, при котором ни один из голосов не остается на месте — даже при наличии общего звука.
Техника мелодического соединения трезвучий кварто-квинтово- го и секундового соотношения сводится к следующему: бас делает шаг не шире кварты, то есть при соединении Т—О, О—Т, Т—Б, Б—Т на кварту, а не на квинту; при соединении Э—О — на секунду, а не на септиму; три верхних голоса ведутся противоположно басу на ближайшие звуки второго аккорда, без скачков.
В результате получается правильно расположенный аккорд с удвоением основного звука. Расположение, как и при гармоническом соединении, не меняетсяц
Применение гармонического соединения
Гармонизация данного басового голоса, состоящего из исследования основных звуков тоники, субдоминанты и доминанты, не представляет никаких затруднений в смысле выбора аккорда
Перемещения целесообразно применять главным образом в тех случаях, когда бас — а) повторяется (см., например, басы в задачах 1, 3, 4), или б) делает октавные скачки (см., например, басы в задачах 1 и 3), или в) представлен более крупной длительностью (которую нетрудно вообразить себе как объединение нескольких более мелких длительностей, связанных лигами).
При этом, однако, не следует злоупотреблять перемещениями; во избежание излишней суетливости и пестроты в гармонии целесообразно ограничить перемещения пределами счетной доли, то есть, например, в размере | — четвертями, в размере §— восьмыми.
Кроме того, при распределении общего ритмического движения следует учитывать общий темп, а также то, что на сильной доле такта естественно помещать длительности не более мелкие, чем на слабых, а скорее более крупные или равные им (см., например, басы в задачах 5 и 6). Во избежание ошибок в голосоведении следует помнить, чтр. ход баса на кварту допускает соединение как гармоническое, так и мелодическое. а ход на квинту — только гармоническое (см. тему»37§ 5).
25Аккорды группы DD находят применение не только в кадансах, но и внутри построений. Если в кадансовых оборотах DD чаще всего подготавливается субдоминантой, то вне каданса, в середине построения, она вводится преимущественно после тонической гармонии (Т или ТSV1), изредка после D илиD6.
7. Разрешение DD вD и Т 6 4 (проходящий)
Как известно, в кадансах ОБ применяется почти исключительно в тех разновидностях, после которых плавным ходом обеспечивается основной звук D в басу; внутри же построения DD возможна в любом виде, так как этими условиями она не связана
3. Переход DD в диссонирующие аккорды группы D
Каждый из аккордов DD может перейти в один из диссонирующих аккордов доминантовой группы, то есть в D7. D77, иногда вD9.
При таком переходе вводный звук DD (4+) идет вниз на хроматический полутон, в септиму Ь7 или квинтуD77, то есть в сторону, противоположную своему тяготению.
Септима аккордов ведется нормально — на ступень вниз, общий звук остается на месте (гармоническое соединение). Подобный переход встречается и в каденциях:
При переходе DD е 5 и DDVП7 (напоминаем, что в басу обоих аккордов лежит вводный звук DD) в основной вид до- минантсептаккорда (D7) встречаются случаи перечень я, в данном обороте малозаметного вследствие отвлечения внимания тяготениями в D7. Такой оборот применяется главным образом в кадансах для получения D7 в основном виде, без чего кадансовое завершение недостаточно убедительно и полно (если нужна именно совершенная каденция)
I. Общие понятия
Модуляцией называется (как уже говорилось в теме 31) переход в новую тональность и завершение в ней музыкального построения (в частности — периода).
Кадансовое завершение построения (периода) в новой тональности служит основным отличием модуляции от отклонения внут- ритонального
Источник