Параллельным называется такое соединение различных аккордов когда

Параллельные квинты

Всем музыкантам, начавшим серьезно изучать аранжировку и гармонию, известно первое правило гармонии, которое гласит: «избегайте параллельных квинт».

Отношение большинства музыкантов к этому правилу весьма неоднозначное. Обусловлено это тем, что в большей части учебников оно не объясняется, а если и объясняется, то не детально и в сложной форме.

Для понимания этого правила следует немного уточнить понятия, которые используются в образовательном процессе, и разобрать их отличие от творческого процесса. В учебном процессе гармония — это дисциплина, цель которой заключается в изучении аккордов, их строения и правил их соединения.

В конечном итоге базовый курс по гармонии позволяет:

  • Понять принципы гармонического движения в произведении.
  • Научиться гармонизовать мелодию с помощью изученного набора средств.
  • Научиться гармонизовать бас.
  • Научиться определять на слух типы аккордов и типы их движения.
  • Научиться играть последовательности аккордов.

Гармония, изучаемая большей частью музыкантов, является базовым, элементарным минимумом, без которого не обойдется ни один музыкант. В начале изучение гармонии, как правило, усваивают правила и закономерности тональной гармонии. Это, наверное, первая и важная разница, на которую следует обратить внимание.

До тональной гармонии были ранняя классическая гармония, гармония в полифонии. Все это относится к модальной гармонии. После тональной гармонии возникло понятие современной гармонии, в которое входят атональная, расширенная тональная, современная модальная и многие другие виды гармонии.

При таком большом количестве видов гармонии тональная гармония считается образцовой. Объясняется это тем, что, во-первых, она отличается налаженной педагогической системой, а во-вторых, она делает возможным быстрое и легкое освоение принципов организации гармонического пространства, которые применяются и в других видах гармонии.

Читайте также:  Алексей рыбников руки вверх ноты

Теперь возвратимся к вопросу о параллельных квинтах.

Во-первых, правило о запрете параллельных квинт появилось вследствие чрезмерной распространённости бригадного учебника. Этот учебник основывается на методике преподавания, разработанной Могучей кучкой и оформленной Римским-Корсаковым. А Римский-Корсаков весьма любил всякие правила.

Рассмотрим вопрос параллельности. Движение голосов может быть трех типов:

  • Прямое движение, при котором голоса двигаются в одну сторону. Движение, в котором сохраняется интервал, называется параллельным.
  • Противоположное, при котором голоса двигаются в разные стороны.
  • Косвенное движение, при котором один голос движется, а другой стоит на месте.

В начале развития многоголосия кварты, параллельное движение квинт и октав считалось нормой. Тогда наоборот старались избегать терций и секст. Первый тип гармонического напряжения характеризовался разрешением терций в квинты и секст в октавы. Диссонансов вообще не было.

По мере становления тональной системы параллельное движение совершенными консонансами было запрещено. И снова появилось в современной гармонии. Как можно понять из вышеизложенного, любые запреты имеют относительный характер. Главным признаком является соответствие интервала определенному звучанию, стилю.

К примеру, в тональной гармонии движение параллельными квинтами приводит к потере с амостоятельности голосов. Основа из четырехголосной становится трехголосной. Движение параллельными совершенными интервалами слышится как движение одного уплотненного голоса, что не соответствует стилю.

К тому же тональная гармония базируется преимущественно на кварто-квинтовом движении аккордов. Параллельные квинты же возможны в случае секундового соединения.

Чтобы гармония звучала хорошо, следует хотя бы один голос оставить на месте, что именуется гармоническим соединением. Однако секундовое соединение не позволяет этого сделать. К примеру, в до-мажоре аккорды FAC и GBD не имеют общих тонов. Поэтому добавление еще и параллельных квинт приводит к полной потере тональной связи аккордов, что в свою очередь вызывает конфликт звучания.

Важную роль играет и опора на трезвучия в классической гармонии. Сразу после того, септ- и нонаккорды стали преобладать, начали вноситься изменения и в правила голосоведения.

Одна и та же последовательность может иметь кардинально разное звучание. Например, в джазе звучание (фонизм) последовательности базируется на параллельном движении голосов. А в случае использования классического голосоведения звучание этой же последовательности будет как у Моцарта.

Подытоживая все вышесказанное, можно сказать, что запрет на движение параллельными совершенными интервалами имеет смысл исключительно в классической гармонии. В основе этой гармонии лежат принципы тональности.

Правила способствуют более быстрому освоению принципов взаимодействия аккордов. Любые правила имеют условный характер. В творческой сфере они не всегда уместны. Обучайтесь по современным учебникам.

Источник

«Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение.»
учебно-методический материал по теме

Лекция по гармонии «Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение.» Используется в качестве лекционного материала в педагогическом колледже на первом курсе обучения гармонии.

Скачать:

Вложение Размер
soedinenie_glavnyh_trezvuchiy.docx 154.46 КБ

Предварительный просмотр:

Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение

Соотношение аккордов.
Два соседних аккорда имеют определенный интервал между своими примами. Этот интервал определяет, в каком соотношении между собой находятся оба созвучия.

Художественная практика выработала определенные правила соединения аккордов. Основа соединения аккордов — голосоведение, которое образуется от различных видов совместного движения голосов.

Соединяя аккорды разных функций, нужно помнить правила удвоения в трезвучиях и секстаккордах.

Соединение аккордов, при котором общий звук для двух аккордов остается на месте, в том же голосе, называется гармоническим соединением.

Аккорды тоники и доминанты находятся в кварто-квинтовом соотношении. В трезвучиях кварто-квинтового соотношения всегда имеется общий для двух аккордов звук (пятая ступень лада — это квинтовый звук тоники, а для доминанты — основной тон). Общий звук остается на месте, бас идет скачком в бас нового аккорда в любом направлении, остальные два голоса идут плавно в звуки нового аккорда (плавным движением называется движение голоса на интервал не больше терции)

Аккорды тоники и субдоминанты находятся между собой также в кварто- квинтовом соотношении. Между ними тоже есть общий звук, это первая ступень лада, что делает возможным создавать гармоническое соединение.

Кроме гармонического, существует и мелодическое соединение аккордов. При мелодическом соединении все голоса имеют подвижную мелодическую линию, соответствующую нормам плавного голосоведения. Технология соединения таких аккордов такова: а) бас ведется на кварту, б) три верхних голоса движутся плавно противоположно басу на соседние звуки второй гармонии, например:

Гармоническое соединение применяется для связи 3х звуков кварто-квинтового соотношения, у которого есть всегда один общий звук (T-S, T-D).

Мелодическое соединение применяется для связи не имеющих общих звуков (S-D).

Для соблюдения правильного голосоведения необходимо следить за правильностью голосоведения каждой пары голосов. В гармонии запрещены параллелизмы (пример5)— движение пары голосов параллельными квинтами, примами или октавами, а так же движение всех четырех голосов в одном направлении(пример 6). Необходимо избегать перекрещевания — такого соединения при котором один из голосов оказывается выше соседнего голоса (пример 8). Нежелательная передача хроматического хода из одного голоса в другой, которая называется переченьем. (пример 9)

Источник

Применение гармонического соединения

ГЛАВНЫХ ТРЕЗВУЧИЙ

Лад

С точки зрения гармонии лад есть система взаимоотношений аккордов, объединенных тяготением к тоническому трезвучию. В этом определении имеются в виду как мелодико-интервальиые связи между звуками одного мелодического голоса, так и связи между аккордами в целом.

Ладовая функция

Функциональность

Комплекс напряжений и разрядов, свойствен­ных отношениям функций, называется функцио­нальностью. Основа функциональности — контраст функций, в особенности тоники и других — не тонических гармоний.лада.

Теория гармонии, которая основана на учении о ладовых функ­циях, называется функциональной теорией. В настоящее время данная точка зрения наиболее распространена в гармонии.

Функциональная система главных трезвучий

Трезвучие, построенное на I ступени гаммы, то есть на то­нике; называется тоническим, короче — тоникой. Это трезву­чие в многоголосной музыке служит главной опорой лада, так как в соответствующих мелодических, ритмических и метрических усло­виях может выражать завершенность мысли и устойчивость, не­обходимую для окончания.

Тоническое трезвучие принято обозначать буквой Т—в мажо- ре и I — в миноре.

Трезвучие, построенное на V ступени гаммы, называется доми­нантовым трезвучием, короче — доминантой. Обозначается большой буквой О, как мажорное по звучанию.

Трезвучие, построенное на IV ступени мажора, называется суб­доминантовым, короче — субдоминантой. Оно обозначается большой буквой Э.

№5СОЕДИНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТРЕЗВУЧИИ

5. Предварительные сведения

Связное наследование аккордов — гармонический оборот — об­разуется в их соединении.

Соединение аккордов осуществляется по определенным прин­ципам и правилам, выработанным художественной практикой.

Основа соединения аккорда — голосоведение; оно обра­зуется от различных видов совместимо движения голосов.

Ведение отдельных голосов

Движение каждого отдельного голоса может быть плавным и скачкообразным.

П л а а н ы’м называется движение голоса на интервалы — п р и- м и, секунды (поступенное) и терции. Оно преобладает в художественной литературе и поэтому для начальных работ по ПфМОИИИ У18ЛЯеТСЯ обязательным.

(‘.кичкообразным называется движение голоса на интер­налы — К к;] рты, квинты, сексты и более.

В ближайших практических работах скачки в отдельных голо­сах, допускаться не будут. Исключение представит лишь бас, ко­торому очень свойственны скачки на кварты и квинты, вытекаю­щие из расстояния между основными звуками Т—Ъ и Т—S, *

Совместное ведение (движение) голосов

Совместное движение двух голосов бывает трех видов: пря­мое, противоположное и косвенное.\

Прямым называется движение голосов в одном направле­нии — восходящем или нисходящем

В подавляющем бвльшинстве правильных соединений аккор- дое образуется взаимное уравновешивание прямого, противопо­ложного и косвенного движений, выполняемых одновременно в от­дельных парах голосов.

Возможны различные комбинации движения: а) прямое (параллельное) в сочетании с косвенным

Аккорды, в частности трезвучия, могут быть соединены гар­монически или мелодически.

Гармоническим называется такое соединение аккордов, при котором их общий звук остается на месте в том же голосе.

Примечание. .При терцовом соотношении трезвучий в гармоническом соединении на месте остаются обычно оба звука.

Техника гармонического соединения трезвучий кварто-квинто- вого соотношения сводится к следующему: после построения пер­вого из аккордов намечают бас второго аккорда, общий звук ос­тавляют на месте; остальные два голоса ведут поступенно в парал­лельном движении от тоники к субдоминанте — вверх, от тоники к доминанте— вниз.

Мелодическим называется такое соединение аккордов, при котором ни один из голосов не остается на месте — даже при наличии общего звука.

Техника мелодического соединения трезвучий кварто-квинтово- го и секундового соотношения сводится к следующему: бас делает шаг не шире кварты, то есть при соединении Т—О, О—Т, Т—Б, Б—Т на кварту, а не на квинту; при соединении Э—О — на секун­ду, а не на септиму; три верхних голоса ведутся противопо­ложно басу на ближайшие звуки второго аккорда, без скачков.

В результате получается правильно расположенный аккорд с удвоением основного звука. Расположение, как и при гармониче­ском соединении, не меняетсяц

Применение гармонического соединения

Гармонизация данного басового голоса, состоящего из иссле­дования основных звуков тоники, субдоминанты и доминанты, не представляет никаких затруднений в смысле выбора аккорда

Перемещения целесообразно применять главным образом в тех случаях, когда бас — а) повторяется (см., например, басы в задачах 1, 3, 4), или б) делает октавные скачки (см., например, басы в задачах 1 и 3), или в) представлен более крупной дли­тельностью (которую нетрудно вообразить себе как объединение нескольких более мелких длительностей, связанных лигами).

При этом, однако, не следует злоупотреблять перемещениями; во избежание излишней суетливости и пестроты в гармонии целе­сообразно ограничить перемещения пределами счетной доли, то есть, например, в размере | — четвертями, в размере §— вось­мыми.

Кроме того, при распределении общего ритмического движе­ния следует учитывать общий темп, а также то, что на сильной доле такта естественно помещать длительности не более мелкие, чем на слабых, а скорее более крупные или равные им (см., на­пример, басы в задачах 5 и 6). Во избежание ошибок в голосове­дении следует помнить, чтр. ход баса на кварту допускает соедине­ние как гармоническое, так и мелодическое. а ход на квинту — только гармоническое (см. тему»37§ 5).

25Аккорды группы DD находят применение не только в кадансах, но и внутри построений. Если в кадансовых оборотах DD чаще всего подготавливается субдоминантой, то вне каданса, в сере­дине построения, она вводится преимущественно после тонической гармонии (Т или ТSV1), изредка после D илиD6.

7. Разрешение DD вD и Т 6 4 (проходящий)

Как известно, в кадансах ОБ применяется почти исключитель­но в тех разновидностях, после которых плавным ходом обеспечи­вается основной звук D в басу; внутри же построения DD возможна в любом виде, так как этими условиями она не связана

3. Переход DD в диссонирующие аккорды группы D

Каждый из аккордов DD может перейти в один из диссониру­ющих аккордов доминантовой группы, то есть в D7. D77, иногда вD9.

При таком переходе вводный звук DD (4+) идет вниз на хроматический полутон, в септиму Ь7 или квинтуD77, то есть в сторону, противоположную своему тя­готению.

Септима аккордов ведется нормально — на ступень вниз, общий звук остается на месте (гармоническое соединение). Подоб­ный переход встречается и в каденциях:

При переходе DD е 5 и DDVП7 (напоминаем, что в басу обоих аккордов лежит вводный звук DD) в основной вид до- минантсептаккорда (D7) встречаются случаи перечень я, в дан­ном обороте малозаметного вследствие отвлечения внимания тяготениями в D7. Такой оборот применяется главным образом в кадансах для получения D7 в основном виде, без чего кадансовое завершение недостаточно убедительно и полно (если нужна именно совершенная каденция)

I. Общие понятия

Модуляцией называется (как уже говорилось в теме 31) переход в новую тональность и завершение в ней музыкаль­ного построения (в частности — периода).

Кадансовое завершение построения (периода) в новой тональ­ности служит основным отличием модуляции от отклонения внут- ритонального

Источник

Оцените статью