Парень с гитарой в эпоху рэпа и бабла
В те далекие времена, когда сам Владимир Семенович пел под расстроенную гитару, и его слушала вся страна, любой дворовой гитарист казался чудом.
Накануне призыва в армию отец подарил мне черниговскую гитару. Стоила она целое состояние – 7 рублей. Вручив мне сие чудо, папаша сказал назидательно: «Учись играть, сынок. С гитарой в армии не пропадешь»…
Эпоха гитары
Я ещё помню то время. Стоило появиться парню с гитарой на лавочке, как вся округа открывала окна. И совсем не для того, чтобы крикнуть «Эй ты там, а ну-ка заткнись!» Было совершенно неважно, что дворовые певцы знали от силы четыре-пять аккордов золотой тональности ля минор. Главное было то, что под эту пару аккордов пелось все – от битлов до дворового фольклора.
70-е были эпохой гитары. Гармошка, с «мотаней» и частушками, осталась в умирающих деревнях, изредка воскресая на свадьбах. Магнитофоны были громоздкими и неудобными. А другие источники музыки на улицах не приживались… Помню, сосед наш дядя Илья одно время выходил на улицу с мандолиной. Вот только пел под неё всегда одно и то же: «Умру ли я – и над могилою гори, гори, моя звезда». За что достаточно быстро получил прозвище «могильщик», которое навсегда отбило ему охоту «мандолинить» под окнами.
Дворовые посиделки всецело были захвачены гитарами. Гитарист, как правило, был странен, но почитаем. И свою порцию внимания нескладных девчонок получал сполна. Особенно, когда на вопрос одной из них: «А вот эту песню знаешь?», исполнял в ответ именно ЭТУ.
Прошло время. Дворовые посиделки переместились в социальные сети, звукозаписывающая техника стала доступной (а бытового уровня еще и дешевой). Появились самоиграйки с авто аккомпанементом и программные аудио-редакторы. В обиход музыкантов вошли слова «кавер», «ремикс», «бутлег», «мэшап». Девичье внимание стали тянуть, миксуя и диджействуя.
Штамповка
То, что раньше пелось во дворах, долетало максимум до соседских окон. Сейчас на серверах висят терабайты цифрового музыкального хлама, который настойчиво стучится в наши уши со страниц «вконтакте», «одноклассников», «ютюба» и других сетей.
Шоу бизнес открыл ящик Пандоры, превратив песню из средства выражения радости и грусти в способ заколачивания бабла. А также – в ловушку для неокрепших умов, жаждущих внимания, славы и денег. Когда-то давно Юрий Шмильевич Айзеншпис сказал между делом: «Могу сделать эстрадным кумиром даже слепоглухонемого!» И ведь делал! Достаточно вспомнить хотя бы Влада Сташевского или певца Никиту… Некоторым артистам Айзеншпис дал такой мощный старт, что они до сих пор на плаву и даже популярны. Например, Катя Лель, Дима Билан. Что, впрочем, скорее заслуга их теперешних продюсеров.
В 90-е вообще то и дело звездочками вспыхивали певцы и группы-однодневки, чей успех держался не на хорошей музыке, а скорее на скандальности или перепевках западных хитов. «Анонс», «Фактор-2», «Мальчишник», Игорёк, «Отпетые мошенники»… Плодились и размножались многочисленные клоны «Ласкового мая» и «Фристайла» — «Маленький принц», Саша Айвазов, «Руки вверх», Рома Жуков, «Чернила для 5 класса», Сергей Чумаков, «Нэнси» и прочие… Признайтесь, не всех из этого списка и вспомнили, небось?
На смену эстрадным кумирам, которыми становились талантливые певцы, пришла штамповка. Исполнители, сделанные многократными ротациями. Искусственно раскрученные, проплаченные, продвинутые в массы навязчивыми эфирами. Иногда действительно талантливые, но чаще откровенные позёры и конъюнктурщики. Ими заслонили от слушателя настоящих талантов и самородков; оттерли от народа настоящую песню…
В двухтысячных ситуация поменялась, но не принципиально. Саунд стал другим, в текстах появилось больше поэзии, голоса у певцов – хоть оперу пой… Однако любой музыкальный проект сегодня рассматривается продюсерами, прежде всего, с точки зрения потенциального коммерческого успеха. Наивные песни под гитару давно уже никому не интересны.
Митяев или Бузова?
Нет, конечно, настоящая песня осталась. «Грушинский фестиваль», например, все ещё жив и собирает массу народа из разных краёв. По всей стране каждое лето проводятся десятки фестивалей и слетов авторов-исполнителей. Вот только пресса о них пишет мало и редко. Ведь «Камчатская гитара», «На Тверце», «Ильменский фестиваль», Липецкий «Голос Родины моей» и другие им подобные события не так возбуждают публику, как новый хит Ольги Бузовой.
И всё-таки песня остаётся с человеком, как ни крути. И в радости и в горе мы поём. Поём настоящие песни. Песни, которые не зависят от моды, конъюнктуры музыкального рынка, продюсеров и телеканалов. Песни, которые можно просто петь под гитару, без навороченных аранжировок, без микрофона, грува и усилителей…
Их на самом деле очень много. «Утиная охота» и «Заходите к нам на огонек» Розенбаума. «Милая моя» Юрия Визбора и «Как здорово!» Митяева. «Плот» Лозы. «Виноградная косточка» Окуджавы. «Песня о друге» Высоцкого. «Сбивая черным сапогом» Виктора Петлюры. «Мама Анархия» Цоя. И еще многие другие песни, которые давно выше моды и времени.
Случилось тут как-то побывать на концерте Александра Дольского. Человека-легенды, бывшего когда-то музыкальным кумиром миллионов. Сегодня, когда ему глубоко под восемьдесят и помнят его совсем немногие, он все ещё поёт. В небольшом зале собралось не больше сорока человек. Но это был зритель, который не снился многим раскрученным артистам. Люди подпевали почти всем песням. При этом сам Дольский даже не заглядывал в разложенные чьей-то заботливой рукой шпаргалки-тексты. Он подыгрывал себе на гитаре, и ни в одной песне мелодически не повторился. «Уходящая натура», как говорят киношники.
В те далекие времена, когда сам Владимир Семенович пел под расстроенную гитару, и его слушала вся страна, любой дворовой гитарист казался чудом и талантищем. Сегодня парень, поющий под гитару во дворе, скорее выглядит старомодным чудаком.
Действительно, кому нужны эти песни под гитару во времена бабла и рэпа… Или всё-таки нужны?
Михаил Бурляш, музыкант
Источник
Какие песни пели под гитару во дворах в конце прошлого века.
А после начала 2000-х тусовки с гитарами ликвидировались, как класс. Году в 2007 все уже перешли в Интернет, и стали изгаляться оттуда. Но это не точно.
Сегодня я расскажу вам про музыку, которая звучала в наших дворах в то старое доброе время, то есть примерно с 1996 до 2006 года.
1. Группа «КИНО».
Без песен «КИНО» невозможно представить атмосферу тех лет. К тому времени «КИНО» уже перестало существовать, как единый коллектив («увы, такой группы уже нет» — Ю. А.). Давно были отпеты и сыграны все «концерты памяти», принесены поклонницами цветы к черному обелиску там, на кладбище.
Но песни Цоя звучали. Из окон, из магнитофонов, под гитару. В нашей компании эти песни обычно пел я, поскольку знаю их достаточно хорошо, и вдобавок имею соответствующего тембра и окраски голос.
В основном играли «Группу крови», «Звезду по имени Солнце», «Пачку сигарет», «Стук», «Восьмиклассницу», «Алюминиевые огурцы». Реже — композиции из других альбомов: «Это не любовь», «Когда твоя девушка больна», «Музыка волн» и прочие. Виктор Цой у нас был самый популярный певец.
Несколько лет назад, когда мы сидели в чужом дворе с приятелем, его женой и моей девушкой, тоже пели «КИНО». Нам подпевали какие-то люди из окон и балконов. Сначала один, потом присоединились и другие. Было холодно, мерзли руки. Но мы не уходили.
2. Другие советские рок-группы.
В то время «рок девяностых» еще не начал захватывать эфир. Не было такого количества коллективов в этом эфире, хотя фестивали вроде «Нашествия» и «Окон» уже становились мейнстримом. Мы были довольно консервативны в плане подгитарной музыки. И потому отдавали предпочтение «отцам-основателям». Это были:
«ДДТ» (вечная «Что такое осень», «В последнюю осень», «Просвистела», «Я дорога», «Черный Пес Петербург», «Любовь» и т. д. Большинство песен были из ранних альбомов, изданных до 1996 года),
«Наутилус» . «Дыхание» пели везде. Я не знал слов, одноклассницы их написали в мою тетрадку с аккордами. Я пел, глядя в тетрадку, а аккорды подобрал на ходу (почти правильные). Пели «Хочу быть с тобой». Пели «Скованные одной цепью» из того же альбома. Очень популярная была «Прогулки по воде» — её слышали все соседи почти каждый день, когда во дворе гремела наша гитара.
Звучали и «Чужая земля», «Поезд на небо», «Музыка на песке», «Бриллиантовые дороги».
После того, как вышел «Брат», я подобрал «Чёрных птиц». Другие треки из этого фильма (и из второй части тоже) особенным спросом не пользовались. Еще две непонятные композиции с необъяснимым сюжетом — «Берег» и «Гибралтар — Лабрадор» тоже влились в компанию с проверенными хитами. А может, и не было вовсе никакого сюжета, кто знает.
«Алиса» . «Алису» в дворовой компании пели мало и редко, в основном медляки (просто её особо никто не слушал). А вот в другой тусовке, где было много алисоманов, творчество этой группы вспоминали намного чаще.
У нас любили «Сумерки», «Лодку», «Всё в наших руках», «Красное на чёрном», «Ко мне», «Дождь», «Мы вскормлены пеплом великих побед». Из «Блок Ады» я снимал и многие другие песни, но никогда не играл их.
«Сектор газа» . В каких-то компаниях, где было больше панков, было больше и «Сектора». Но, в том или ином объеме, «Сектор» присутствовал всегда. «Ядрёна вошь», «Эй, подруга, выходи скорей во двор», «Если бы не было вина». Были люди, которые знали практически весь репертуар «Сектора» от начала и до конца.
«Король и Шут». Из «Короля» были наиболее популярными «Садовник», «Прыгнуть со скалы», «Наблюдатель», «Дурак и молния», «Камнем по голове», «Пропеллер». Вообще, из всех альбомов, на мой взгляд, только «Камнем по голове» и «Акустика» стали действительно удачными. И, не побоюсь этого слова, легендарными. Ну и зонк-опера «Тодд», конечно.
Также присутствовали некоторые песни некоторых групп («Агата Кристи», «Аукцион», «Чиж», «Автоматические Удовлетворители», «Гражданская Оборона», и песни нашей группы «Город», коих тогда было аж две).
Мало кто мог выдержать «Гражданскую Оборону», но «Всё идёт по плану» пели тоже почти всегда. Это было, словно национальная идея. Все сидели и ревели «Один лишь дедушка Ленин хороший был вождь». Даже девочки.
Земфира, Кукрыниксы, Смысловые галлюцинации и другие команды, которые начинали становиться модными в той новой рок-н-ролльной действительности, практически не нашли отклика у нашей музыкальной общественности. Возможно, причиной тому был я сам — я не очень любил эти группы, и не хотел подбирать все эти песни.
3. Лагерные песни и «русский шансон».
В стране, где в свое время были миллионы заключенных, где огромные площади были превращены в тюремный лагерь, явление массового лагерного фольклора не было удивительным. И многие истории, переложенные на аккорды, пришли к нам из-за проволоки.
Из «официального» шансона звучал только «Владимирский централ» — его очень любили девчонки. На тот момент я не знал других песен Круга в принципе.
Самой популярной была «Голуби» («Голуби летят над нашей зоной, голубям нигде преграды нет»). Такой репертуар у нас исполнял один зэк. Когда зэка не было, иногда пел и я.
Порой звучала и «Мурка». В 2019 году на концерте в «Авроре» певица Марина Максимова, больше известная, как МакSим, в прикол, в паузе между песнями, напела первую строчку из «Гоп-Стопа». Дальше пел весь зал в 2000 человек: «Гоп-Стоп, ты много на себя взяла». И так далее. Петь второй куплет Марина не рискнула, все-таки не её жанр. Да и опять стали «Вдоль ночных дорог требовать», как же без неё-то.
4. Армейские песни.
Уклонение от службы в армии в конце девяностых было повальным. Страх перед войной, редкие гости «оттуда» со своими историями (а порой и съехавшими крышами), рассказы о дедовщине, полное безразличие и предательство молодёжи государством делали своё дело. Несмотря на это, мы любили армейские песни.
«Афганистан», «Десантники» («Мама, смотри, что-то падает, падает, как одуванчики»), «Платье белое», «Ухожу я в армию служить». Все эти песни наши ребята, в большинстве еще не закончившие школу, пели намного лучше, чем пресные радио-исполнители. Которые, наверное, тоже не служили в армии.
Ну и «You In the Army Now» в известном русскоязычном варианте, каковой относит её к армейским песням чуть менее, чем полностью.
5. Попса.
Удивительно, но из попа, из эстрады выбор был не особенно богатый. «Поющие гитары» и «Верасы» устарели — слишком уж приторно звучали их песни для наших 14-18. «Ласковый май» к тому времени уже сдал позиции, а в фаворе была Алёна Апина с хитом «Ты уехал прочь на ночной электричке».
Эта песня в исполнении десятка полупьяных парней под расстроенную гитару вызывала у горожан неподдельный ужас (а ведь они еще клип не видели).
Источник
Юбилей Игоря Саруханова. Повод послушать и спеть его лучшие песни.
Бегут года! Казалось совсем недавно песни группы «Круг» покоряли дискотеки, а 6 апреля Игорь Арменович Саруханов отметил 65-летний юбилей.
Казалось бы какое отношение ко мне, любителю рока, имеет творчество Саруханова? Просто, его песни — это детство! Это юность! Да и группа «Круг», в которой Игорь Саруханов был козитором, вокалистом и гитаристом, на пластинке позиционировали не как ВИА, а как группу. В то время рок был под запретом и написать на пластинке рок, было преступно. Но, все прекрасно понимали, если группа, значит рок! Да и играли они по мнению большинства софт-рок, по моему мннию, большинство песен — это всё таки арт-рок.
Удивительно, но на фото на конверте не было самого Саруханова, автора нескольких песен и вокалиста. К моменту выпуска диска, Саруханов, Слизунов и Королюк уже покинули группу.
Песня «Каракум» взорвала танц-полы дискотек! Звучала из каждого утюга! Социальное, но красивое регги «Африка» звучала необычно. «Ты сказала поверь» с вокалом Саруханова сразу же полюбилась всем и исполнялась во дворах под гитару.
Примечание: всё это было за пару лет до выхода пластинки, в 1983м году. Мы не знали имён участников группы. Кто они, нам было всё равно, главное песни цепляли. А в 1985м году вышел магнитоальбом с песнями «Слово в слово», «Аисты», «Московский простор» и др. Мы позиционировали его, как «Круг-85», но оказалось, что это сольник Саруханова.
В те времена, группа «Круг» входила в топ-10 моих почитаемых групп.
Как это часто бывает, жизнь музыкальных групп недолговечна. В 1991м году группа «Круг» прекратила своё существование. Приятной неожиданностью было известие о воссоединении группы в золотом составе (без Файнзильберга) в 2007м году.
Источник