Парфенов февраль проводы русской зимы ноты

Парфенов февраль проводы русской зимы ноты

Автор: И. Парфенов
Год: 1988
Издательство: Курган: КМУ
Страниц: 96
Формат: PDF
Размер: 7,4 МВ
Язык: русский

Методические рекомендации для фортепьяно для 3—6-х классов написаны педагогом музыкальной школы № 1 г, Кургана, композитором Парфеновым Игорем Алексеевичем, вот уже 30 лет ведущим теоретические предметы и творческие группы детей. Автор рекомендаций стремился использовать все лучшие достижения не только русских и западных классиков, создавших яркие а образные пьесы для детского репертуара, но и достижения современных советских композиторов, обогативших детскую музыку свежими гармоническими красками, тембровым и ритмическим разнообразием.
В предложенных рекомендациях нет единой стилистики, Автор стремился создать программные пьесы, в которых была бы яркая образность, прост и ясен музыкальный язык, рельефна и выразительна мелодика, удобна и разнообразна в ритмическом рисунке фактура.
Важно, чтобы ученик нашел в музыке предлагаемых пьес близкие для себя музыкальные образы, Пьесы являются как бы подготовительным этапом в работе как с классическим, так и с современным репертуаром. Это также побочный и подсобный музыкальный материал педагогу по специальности. Автор умышленно использует различные стилизации, что поможет хорошо подготовить учащихся для дальнейшей работы над классическим и современным репертуаром. Педагог может смело экспериментировать в работе с образностью, звуком, фразировкой, приемами рубато.
В рекомендациях есть пьесы, музыка которых посвящена пейзажу, различным его состояниям и настроениям. Работа над такими пьесами поможет подготовить ученика к будущей работе над пьесами Э. Грига, П, Чайковского, Р. Шумана, Д. Кабалевского, С. Прокофьева, Д, Шостаковича,
Рекомендации преследуют цель научить ученика смело мыслить в создании музыкального образа. Это как бы разминка его мышления, увлекательное решение технических и чисто пианистических задач. Пьесы написаны с таким расчетом, чтобы их можно было использовать и как концертный репертуар.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. В весеннем лесу
  2. Белочка
  3. Черемуха над водой
  4. Танец зеленой лягушки
  5. О чем пела кукушка?
  6. Юные разведчики
  7. В отряд с донесением
  8. Рассказ партизана
  9. У вечного огня
  10. Тихое утро
  11. Матрешка
  12. Танец куклы
  13. Бармалей
  14. Кукольный марш
  15. Песня, что пела мне мать
  16. Алеманда
  17. Сарабанда
  18. Полонез
  19. Менуэт
  20. Фуга
  21. Пионерская кадриль
  22. Мазурка
  23. Русский танец
  24. Гавот
  25. Вальс
  26. Вариации на русскую тему
  27. Жонглер
  28. Воздушные гимнасты
  29. Шутки клоуна
  30. Песенка без слов
  31. Дедушка и ослик
  32. Пришла задумчивая осень
  33. Домик в Клину
  34. Портрет
  35. Осенняя песня
  36. Мелодия
  37. Осенняя греза
  38. Родной пейзаж
  39. Частушка
  40. В осеннем лесу
  41. Лыжный кросс

Источник

Домик в Клину. Сборник пьес для фортепиано.

И. А. Парфенов родился в 1928 году в Кургане. После окончания высшего Ленинградского художественного училища им. барона Штиглица (ныне В.И. Мухиной) и службы в погранвойсках, Иіорь Алексеевич успешно занимается на композиторском отделении Краснодарского музыкального училища по классу педагога Л.А. Батха- на, Именно тогда, а это было в 1956 году, у автора и возник замысел сборника, который первоначально условно назывался «Времена года». Мысль о его создании вынашивалась и не оставляла Игоря Алексеевича на протяже­нии более трех десятилетий, отданных работе в музыкальной школе и музыкальному воспитанию детей.
Солнечной осенью 1988 года Игорь Алексеевич побывал в усадьбе П.И. Чайковского в Клину. Здесь-то у автора и была окончательно выношена мысль о создании сборника пьес, которые бы отображали живописную природу окрестностей г.Клина. В то же время Игорь Алексеевич отказался от его первоначального названия, хотя все пьесы — их характер, музыкальная фактура и содержание говорят о временах года.

Поездка в Клин обогатила новыми впечатлениями. Но еще прошло два года, чтобы замыслы начали претво­ряться в фортепьянные пьесы. Светлое, воплощающееся в музыкальную форму, озарение пришло в конце 1990 года и не покидало его несколько месяцев. И вот сборник «Домик в Клину», который он посвятил матери и большому другу Марии Степановне Парфеновой, готов. В нем 14 фортепьянных пьес. Двенадцать тематически связаны с временами года, а две протягивают музыкальную нить из прошлого в настоящее. Каждому музыкаль­ному произведению предпослан эпиграф, содержащий выдержки из писем П.И. Чайковского братьям Анатолию и Модесту, которые им были адресованы в разное время года. Похвально стремление автора сборника при помощи эпиірафа раскрыть содержание пьесы, углубить музыкальный образ произведения.

Содержание:
ЯНВАРЬ. Домик в Клину
ФЕВРАЛЬ. Проводы русской зимы
МАРТ. В лесу весной
АПРЕЛЬ. Скворушки прилетели
МАЙ. Ландыш
ИЮНЬ. Грибная пора
ИЮЛЬ. На лодке
АВГУСТ. Зреет рожь над жаркой нивой
СЕНТЯБРЬ. Осенняя ярмарка
ОКТЯБРЬ. Осенний романс
НОЯБРЬ. В полях метет неистовая вьюга
ДЕКАБРЬ. Зимний вальс
Тихий уголок
Далекое-близкое

Источник

Парфенов февраль проводы русской зимы ноты

Автор: И. Парфенов
Год: 2008
Издательство: Союз художников
Страниц: 32
Формат: PDF
Размер: 1,8 МВ
Язык: русский

Сборник композитора Игоря Парфёнова адресован учащимся средних и старших классов детских музыкальных школ. В пьесах вы найдете милые сердцу лирические мелодии русских народных песен, многоголосие полифонии, образы русской природы, подражания старинной музыке. Изучая каждую пьесу, учащиеся будут знакомиться с различными ритмическими рисунками, особенностями музыкальной фразы, а также, благодаря очень простому сопровождению (в правой и левой руке), разовьют гармонический слух.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. В весеннем лесу
  2. Черёмуха над водой
  3. Подснежник
  4. Весенний вальс
  5. Родной пейзаж
  6. Взошла заря над тихими полями
  7. Кукольный марш
  8. Фуга
  9. Сельская кадриль
  10. Менуэт
  11. Лёгкие вариации
  12. Портрет
  13. Мелодия
  14. Осенняя грёза
  15. Вальс у ёлки

Источник

Фортепианные пьесы Игоря Парфенова

Игорь Алексеевич Парфенов – современный композитор. Долгое время он жил и работал в городе Северске Томской области.

Композитором написаны 3 симфонии для оркестра народных инструментов, 3 скрипичных концерта в сопровождении камерного оркестра, Первый фортепианный концерт, трио для фортепиано, скрипки и виолончели, 2 сюиты для духового оркестра, сборник романсов на стихи А. Фета, также хоры и песни. И. А. Парфёнов написал более 350 произведений для фортепиано.

В них Игорь Парфенов стремится использовать все лучшие достижения не только русских и западных классиков, создавших яркие и образные пьесы для детского репертуара, но и достижения современных композиторов, обогативших детскую музыку свежими гармоническим красками, тембровым и ритмическим разнообразием.

И можно смело сказать, что по своим художественным и педагогическим достоинствам фортепианные пьесы этого замечательного композитора можно поставить в ряд с лучшими произведениями для детей русских и современных авторов.

В его пьесах яркая образность, прост и ясен музыкальный язык, рельефна и выразительна мелодика, удобна и разнообразна в ритмическом рисунке фактура. Эти пьесы являются как бы подготовительным этапом в работе как с классическим, так и с современным репертуаром и дают возможность педагогу смело экспериментировать в работе над образностью, звуком, фразировкой.

Рассматривая пьесы из «Детского альбома», прежде всего надо отметить контрастность и разнообразие их музыкальных образов, близких и понятных детям.

Поражает не только разнообразие их содержания, но и удачно найденная форма изложения, сохранившая основные наиболее привлекательные черты стиля И. Парфенова, с характерной для него фортепианной техникой.

Цель фортепианных произведений Игоря Парфенова – учить детей смело мыслить в создании музыкального образа.

Весь музыкальный материал состоит из небольших миниатюр, объединенных в небольшие сюиты, которые были созданы под впечатлением различных жизненных наблюдений.

Большую помощь в работе над музыкой оказали сами дети, которые были первыми слушателями и исполнителями. Именно они, прослушав пьесу, придумывали ей название, их критические замечания были меткими и убедительными.

Для миниатюр Игоря Парфенова характерно разнообразие явлений и чувств, выраженных в музыке. Эти чувства и явления детям близки, отвечают их интересам и находят живой отклик у детей. Особенно дети любят веселые, забавные произведения – «Белочка», «Танец зеленой лягушки», «Дедушка и ослик», » О чём пела кукушка», «В осеннем лесу» и т.д.

Чтобы успешно осуществлять задачи музыкального воспитания, надо правильно отбирать произведения для работы.. Количество музыкального материала должно быть рассчитано на то, чтобы дети его усвоили. Произведения должны быть короткие, яркие, образные и опираться на жизненный опыт детей. Я полагаю, что пьесы И.А. Парфенова из «Детского альбома» можно объединить в небольшие циклы:

· «Времена года» ( «Приход весны», «Черемуха над водой», «Осенняя песня», «Осень золотая», «Лыжный кросс» )

· «Природа» («О чем пела кукушка», «Белочка», «Танец зеленой лягушки» )

· «Цирк» («Жонглер», «Воздушные гимнасты», «Шутки клоуна»)

· «Игрушки» («Кукольный марш», «Танец куклы»).

Рассматривая пьесы из «Детского альбома», прежде всего надо отметить контрастность и разнообразие их музыкальных образов, близких и понятных детям.

Например, две разнохарактерные пьесы, написанные композитором под впечатлением от посещения Московского цирка – «Жонглёр» и «Воздушные гимнасты». Новокузнецким детям повезло, что в городе есть цирк, и они не раз в нем бывали. Перед прослушиванием музыки необходима беседа о цирке, можно дать ученику задание определить характер пьесы и попробовать дать ей название. Бывает множество самых различных вариантов, но большинство ребят называют эту пьесу «Жонглер».

Эта пьеса по характеру – небольшая «Юмореска», она перекликается с пьесой Д.Б. Кабалевского «Клоуны», которая знакома детям ещё с детского сада.

При повторном прослушивании пьесы вызывает большой интерес задание «жонглировать» воображаемыми предметами под музыку.

«Воздушные гимнасты» — пьеса, контрастная предыдущей. Это медленный вальс. Ученики также могут определить характер музыки и рассказать о её содержании.

Очень яркая, образная пьеса из цикла «Времена года» — «Лыжный кросс». Эта миниатюра вызывает восхищение у детей. Ребята хорошо чувствуют упругий ритм, быстрый темп, настроение этой музыки, а также определяют трехчастность пьесы.

В репертуар учащихся можно включать следующие произведения из «Детского альбома»: «В весеннем лесу», «Черёмуха над водой», «Тихое утро», «Пришла задумчивая осень», «Родной пейзаж», «В осеннем лесу», «Юные разведчики», «У вечного огня», «Русский танец», «Вариации на русскую народную тему».

И.А. Парфёнов большой поклонник творчества П.И. Чайковского. Побывав в Доме — Усадьбе Петра Ильича Чайковского в городе Воткинске в октябре — декабре 1994 года И.А. Парфёнов создаёт «Воткинский альбом.»

В альбоме много пьес, в которых отображены детские годы великого композитора П.И.Чайковского. Каждая пьеса сборника сопровождается эпиграфом, взятым из писем П.И.Чайковского к своей жене, а также из воспоминаний брата композитора Модеста Ильича, гувернантки Фанни Дюрбах и друзей семьи Чайковских по Воткинскому заводу.

Вот несколько произведений из этого альбома:

«Весна, подснежник и ручей»

Эпиграфом к пьесе служат слова:

«Какое волшебство наша весна своей внезапностью, своей роскошною силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зелёную травку!»

П.И. Чайковский — Н.Ф. фон Мекк.

«Голубеют в лугах васильки»

Голубеют в лугах васильки,

В даль куда-то плывут облака,

В синем небе резвятся стрижи,

Серебром отливает река.

П.И. Чайковский — Н.Ф. Мекк.

«Летний вечер»

Эпиграф: . Я никогда не видела такого красивого захода солнца, как в России, когда небеса покрывались такими изумительными красками; я особенно любила тихие, мягкие вечера в конце лета. Челны рыбаков качались на пруду, гладком, как зеркало, в котором отражалось солнце. С балкона мы слушали нежные и грустные песни.

Ф. Дюрбах — П.И. Чайковский

У И.А. Парфёнова есть отдельные пьесы о русской природе, эпиграфы к которым написал сам композитор.

Например, пьеса «В этом синем бору так всегда хорошо»

В этом синем бору так всегда хорошо,

В этом синем бору моё детство прошло.

Сосен крепкая стать кроной шепчет, шумит,

И над ними орёл плавно в небе парит.

До чего ж хорошо быть в весеннем бору

И на алой заре подойти к глухарю.

И послушать, как он запоёт на сосне.

В этом дудном краю на весенней заре.

Пьеса «Как ты прекрасна русская природа»

Как ты прекрасна русская природа:

Поля, леса и реки, и цветы.

Восход зари, и камыши у брода,

Где распевают в роще соловьи.

Люблю я очень ручеёк весенний,

Зимы леса и летнюю грозу.

Приди ко мне, как утро, вдохновенье!

И я природе дивно пропою.

Подводя итог, хочется сказать, что фортепианная музыка И.Парфенова доступна восприятию детей любого возраста. Произведения интересны, они развивают творческое мышление, вызывают эмоциональный отклик у ребят. Поэтому пьесы могут быть включены в репертуарный план. Кроме того, данные пьесы могут с успехом применяться во внеклассной работе.

Фортепианные пьесы И.А. Парфёнова отвечают требованиям, которые предъявляются к произведениям для детей:

1. соответствуют учебно-воспитательным задачам;

2. обогащают музыкальный опыт детей;

3. обладают достаточно высоким художественным уровнем;

4. доступны восприятию детей;

5. нравятся детям;

6. опираются на жизненный опыт детей.

Важным качеством детской музыки И. Парфёнова является её современность в лучшем понятии этого слова.

Скачать:

Вложение Размер
fortepiannye_pyesy_igorya_parfenova.doc 46 КБ

Предварительный просмотр:

Фортепианные пьесы Игоря Парфенова

Игорь Алексеевич Парфенов – современный композитор. Долгое время он жил и работал в городе Северске Томской области.

Композитором написаны 3 симфонии для оркестра народных инструментов, 3 скрипичных концерта в сопровождении камерного оркестра, Первый фортепианный концерт, трио для фортепиано, скрипки и виолончели, 2 сюиты для духового оркестра, сборник романсов на стихи А. Фета, также хоры и песни. И. А. Парфёнов написал более 350 произведений для фортепиано.

В них Игорь Парфенов стремится использовать все лучшие достижения не только русских и западных классиков, создавших яркие и образные пьесы для детского репертуара, но и достижения современных композиторов, обогативших детскую музыку свежими гармоническим красками, тембровым и ритмическим разнообразием.

И можно смело сказать, что по своим художественным и педагогическим достоинствам фортепианные пьесы этого замечательного композитора можно поставить в ряд с лучшими произведениями для детей русских и современных авторов.

В его пьесах яркая образность, прост и ясен музыкальный язык, рельефна и выразительна мелодика, удобна и разнообразна в ритмическом рисунке фактура. Эти пьесы являются как бы подготовительным этапом в работе как с классическим, так и с современным репертуаром и дают возможность педагогу смело экспериментировать в работе над образностью, звуком, фразировкой.

Рассматривая пьесы из «Детского альбома», прежде всего надо отметить контрастность и разнообразие их музыкальных образов, близких и понятных детям.

Поражает не только разнообразие их содержания, но и удачно найденная форма изложения, сохранившая основные наиболее привлекательные черты стиля И. Парфенова, с характерной для него фортепианной техникой.

Цель фортепианных произведений Игоря Парфенова – учить детей смело мыслить в создании музыкального образа.

Весь музыкальный материал состоит из небольших миниатюр, объединенных в небольшие сюиты, которые были созданы под впечатлением различных жизненных наблюдений.

Большую помощь в работе над музыкой оказали сами дети, которые были первыми слушателями и исполнителями. Именно они, прослушав пьесу, придумывали ей название, их критические замечания были меткими и убедительными.

Для миниатюр Игоря Парфенова характерно разнообразие явлений и чувств, выраженных в музыке. Эти чувства и явления детям близки, отвечают их интересам и находят живой отклик у детей. Особенно дети любят веселые, забавные произведения – «Белочка», «Танец зеленой лягушки», «Дедушка и ослик», » О чём пела кукушка», «В осеннем лесу» и т.д.

Чтобы успешно осуществлять задачи музыкального воспитания, надо правильно отбирать произведения для работы.. Количество музыкального материала должно быть рассчитано на то, чтобы дети его усвоили. Произведения должны быть короткие, яркие, образные и опираться на жизненный опыт детей. Я полагаю, что пьесы И.А. Парфенова из «Детского альбома» можно объединить в небольшие циклы:

  • «Времена года» ( «Приход весны», «Черемуха над водой», «Осенняя песня», «Осень золотая», «Лыжный кросс» )
  • «Природа» («О чем пела кукушка», «Белочка», «Танец зеленой лягушки» )
  • «Цирк» («Жонглер», «Воздушные гимнасты», «Шутки клоуна»)
  • «Игрушки» («Кукольный марш», «Танец куклы»).

Рассматривая пьесы из «Детского альбома», прежде всего надо отметить контрастность и разнообразие их музыкальных образов, близких и понятных детям.

Например, две разнохарактерные пьесы, написанные композитором под впечатлением от посещения Московского цирка – «Жонглёр» и «Воздушные гимнасты». Новокузнецким детям повезло, что в городе есть цирк, и они не раз в нем бывали. Перед прослушиванием музыки необходима беседа о цирке, можно дать ученику задание определить характер пьесы и попробовать дать ей название. Бывает множество самых различных вариантов, но большинство ребят называют эту пьесу «Жонглер».

Эта пьеса по характеру – небольшая «Юмореска», она перекликается с пьесой Д.Б. Кабалевского «Клоуны», которая знакома детям ещё с детского сада.

При повторном прослушивании пьесы вызывает большой интерес задание «жонглировать» воображаемыми предметами под музыку.

«Воздушные гимнасты» — пьеса, контрастная предыдущей. Это медленный вальс. Ученики также могут определить характер музыки и рассказать о её содержании.

Очень яркая, образная пьеса из цикла «Времена года» — «Лыжный кросс». Эта миниатюра вызывает восхищение у детей. Ребята хорошо чувствуют упругий ритм, быстрый темп, настроение этой музыки, а также определяют трехчастность пьесы.

В репертуар учащихся можно включать следующие произведения из «Детского альбома»: «В весеннем лесу», «Черёмуха над водой», «Тихое утро», «Пришла задумчивая осень», «Родной пейзаж», «В осеннем лесу», «Юные разведчики», «У вечного огня», «Русский танец», «Вариации на русскую народную тему».

И.А. Парфёнов большой поклонник творчества П.И. Чайковского. Побывав в Доме — Усадьбе Петра Ильича Чайковского в городе Воткинске в октябре — декабре 1994 года И.А. Парфёнов создаёт «Воткинский альбом.»

В альбоме много пьес, в которых отображены детские годы великого композитора П.И.Чайковского. Каждая пьеса сборника сопровождается эпиграфом, взятым из писем П.И.Чайковского к своей жене, а также из воспоминаний брата композитора Модеста Ильича, гувернантки Фанни Дюрбах и друзей семьи Чайковских по Воткинскому заводу.

Вот несколько произведений из этого альбома:

«Весна, подснежник и ручей»

Эпиграфом к пьесе служат слова:

«Какое волшебство наша весна своей внезапностью, своей роскошною силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зелёную травку!»

П.И. Чайковский — Н.Ф. фон Мекк.

«Голубеют в лугах васильки»

Голубеют в лугах васильки,

В даль куда-то плывут облака,

В синем небе резвятся стрижи,

Серебром отливает река.

П.И. Чайковский — Н.Ф. Мекк.

Эпиграф: . Я никогда не видела такого красивого захода солнца, как в России, когда небеса покрывались такими изумительными красками; я особенно любила тихие, мягкие вечера в конце лета. Челны рыбаков качались на пруду, гладком, как зеркало, в котором отражалось солнце. С балкона мы слушали нежные и грустные песни.

Ф. Дюрбах — П.И. Чайковский

У И.А. Парфёнова есть отдельные пьесы о русской природе, эпиграфы к которым написал сам композитор.

Например, пьеса «В этом синем бору так всегда хорошо»

В этом синем бору так всегда хорошо,

В этом синем бору моё детство прошло.

Сосен крепкая стать кроной шепчет, шумит,

И над ними орёл плавно в небе парит.

До чего ж хорошо быть в весеннем бору

И на алой заре подойти к глухарю.

И послушать, как он запоёт на сосне.

В этом дудном краю на весенней заре.

Пьеса «Как ты прекрасна русская природа»

Как ты прекрасна русская природа:

Поля, леса и реки, и цветы.

Восход зари, и камыши у брода,

Где распевают в роще соловьи.

Люблю я очень ручеёк весенний,

Зимы леса и летнюю грозу.

Приди ко мне, как утро, вдохновенье!

И я природе дивно пропою.

Подводя итог, хочется сказать, что фортепианная музыка И.Парфенова доступна восприятию детей любого возраста. Произведения интересны, они развивают творческое мышление, вызывают эмоциональный отклик у ребят. Поэтому пьесы могут быть включены в репертуарный план. Кроме того, данные пьесы могут с успехом применяться во внеклассной работе.

Фортепианные пьесы И.А. Парфёнова отвечают требованиям, которые предъявляются к произведениям для детей:

  1. соответствуют учебно-воспитательным задачам;
  2. обогащают музыкальный опыт детей;
  3. обладают достаточно высоким художественным уровнем;
  4. доступны восприятию детей;
  5. нравятся детям;
  6. опираются на жизненный опыт детей.

Важным качеством детской музыки И. Парфёнова является её современность в лучшем понятии этого слова.

Источник

Оцените статью