Парни с бас гитарой

Ах, этот парень с бас-гитарой!

« Никто из нас не хотел быть бас-гитаристом. В нашем представлении это был толстый парень, который играл где-то сзади », — однажды признался Пол Маккартни. Но несмотря на это, он однажды взял в руки бас-гитару, с которой сочинил множество прекрасных песен. И эту статью мы решили посвятить некоторым известным бас-гитаристам современности, оставившим заметный след в истории музыки.

В его копилке 16 наград премии «Грэмми», а также звания рыцаря-бакалавра и кавалера ордена Британской империи. Пол Маккартни стоял у истоков легендарной группы The Beatles, которая во многом определила движение всей современной музыки.

Будущий музыкант появился на свет в 1942 году в небольшом госпитале в пригороде Ливерпуля. Его мать Мэри тогда работала медсестрой в этой клинике, а отец Джеймс во время войны был оружейником на военной фабрике. После окончания боевых действий стал торговать хлопком.

В молодости глава семьи увлекался музыкой: он умел играть на трубе и фортепиано, и свое восторженное отношение к музыке смог передать детям – сыновьям Полу и Майклу.

Тяжелое послевоенное время наложило свой отпечаток на жизнь семьи Пола: даже без сурового слова родителей дети понимали, что только хорошее образование может сулить светлое будущее. Юный артист с усердием изучал английскую литературу, историю, философию и другие предметы в школе. И эти усилия не пропали даром, так как со временем Маккартни стал одним из самых образованных музыкантов в истории (конечно, после одного известного доктора астрономии). « Когда-то я написал ему письмо, и грамматика в его ответном письме была на высшем уровне: у него все идеально – каждая точка, каждая запятая. Так что с тех пор, когда я ему что-то пишу, то я очень внимателен », — вспоминает один из помощников композитора.

В юности Пол увлекся театром, которым стал его первым сердечным откровением. В какой-то момент он даже решил стать театральным режиссером, но, к счастью для всего музыкального мира, поступить в институт ему так и не удалось.

В 1957 году произошло событие, повлиявшее на всю будущую жизнь Маккартни, так как именно тогда он познакомился с начинающим музыкантом Джоном Ленноном. Знакомый Пола предложил ему попробовать свои силы в молодой группе The Quarrymen, основателем которой и был Леннон. В новый коллектив Маккарти приглашает Джорджа Харрисона, который сразу же приступает к репетициям. В один из дней друзья решают поменять прежнее название на The Silver Beatles, которое после одного из концертов в Гамбурге сокращают до The Beatles.

Первыми композициями, которые понравились публике, стали «Long Tall Sally» и «My Bonnie». Рэй Коулман в своей биографической книге «Маккартни вчера и сегодня» пишет: « Пол Маккартни был… главным в Beatles автором. Никто из трёх других не смог бы, да и не захотел бы написать «Yesterday». Какими бы ни были глубинные их таланты, сомнительно, чтобы Леннон или Харрисон нашли бы в себе терпение, чтобы выпестовать песню, родившуюся осенью 1963 года, и пронести её до студийного воплощения летом 1965-го. Необыкновенные решимость и дисциплина 22-летнего Маккартни позволили ему закончить эту работу ».

Оказалась успешной и сольная карьера Пола Маккартни, которую он начал после распада The Beatles. В разные годы он сотрудничал с Эриком Стюартом, Стиви Уандером, Элтоном Джоном, Тиной Тернер и др.

Маккартни пишет и симфоническую музыку. В 1995 году он сочинил фортепианную пьесу «A Leaf», премьера которой состоялась в в Сент-Джеймсском дворце, в Лондоне. В 2012 году Маккартни написал первый в своей музыкальной карьере балет – романтическую сказку «Океанское царство», который исполнили танцоры Королевского балета.

И это далеко не все интересные факты о жизни Пола Маккартни, которому можно посвятить не один массивный очерк публикации.

И предлагаем вам посмотреть небольшой отрывок с концерта 2002 года, приуроченного к юбилею британской королевы.

Джон Энтвисл ( The Who )

« Я люблю играть ради людей », — неоднократно говорил скромный парень Джон Энтвисл, которого не изменил успех и повсеместное признание публики.

Он родился в семье трубача и пианистки, поэтому долго не мог выбрать, какой инструмент ему нравится больше. Позже Джон освоил валторну (медный духовой инструмент – прим. автора), что позволило ему вступить в школьный симфонический оркестр. Но уже в 14 лет он увлекся игрой на басу на самодельной гитаре. « Я начал учиться играть на басу в 14 лет, но уже к тому времени мои руки были довольно шустрыми ». Энтвисл считал, что наибольшее влияние на него оказали школьные занятия игры на валторне, трубе и пианино, которые делали его пальцы твёрдыми и ловкими. Музыкант быстро освоил новый инструмент, с которым позже прославился на весь мир в составе группы The Who.

В 2011 году журнал Rolling Stone признал Джона Энтвисла лучшим бас-гитаристом всех времен, согласно читательскому опросу. Можно ли желать лучшего признания публики?

Его считают самым скромным и незаметным участником легендарной британской группы Queen. Джон Дикон редко давал интервью и старался держаться в тени остальных участников. Но именно он автор множества хитов группы, которые не потеряли своей актуальности и в наше время.

С юных лет Джон увлекался музыкой, отдавая предпочтение игре на гитаре. Гораздо позднее судьба заставит его сделать выбор в пользу бас-гитары. Ещё одним серьезным увлечением Дикона стала электроника. Именно с последней молодой человек и планировал связать будущую жизнь, поступив для этого в технический колледж Челси (в настоящее время входит в состав Лондонского Имперского колледжа – прим. автора). Даже став участником молодой группы Queen, он не переставал ходить на занятия. Его коллеги потом вспоминали, что во время работы над вторым альбом («Queen II» — прим. автора) Джон мог неожиданно уйти на несколько часов, стараясь не раскрывать подробности. Только спустя некоторое время самый молодой участник группы рассказал, что все это время ходил на экзамены.

Большинство бас-гитаристов во время игры используют плектр — медиатор, позволяющий добиться нужно звучания, но Джон Дикон обычно предпочитал играть на басу пальцами. Его любимыми басистами были Крис Сквайр из группы Yes и уже упоминавшийся Джон Энтвисл.

Джон Дикон руководил и финансовыми делами группы. Кит Мур, одно время бывший бухгалтером британской четверки, вспоминал об этом: « Джон был и внутренним контролером, и администратором, и бухгалтером. Я очень доволен, что он принял на себя эти роли. Иногда я имел с ним встречи, которые длились по пять часов, и после того, как мы заканчивали обсуждение всех вопросов, он уходил и рассказывал остальным, о чем мы говорили. Затем они принимали совместное решение. Джон возвращался, чтобы сообщить его мне» .

После кончины Фредди Меркьюри бас-гитарист решает покинуть группу, справедливо считая, что без великого фронтмена существование коллектива невозможно. В качестве музыканта Queen он принял участие ещё в нескольких концертах, последним из которых стало выступление на мемориальном вечере 1997 года.

Источник

Первая 5-ка самых узнаваемых бас-гитаристов в рок-музыке

В публикации представлены пять самых активных и самых узнаваемых бас-гитаристов в истории рока – это Мел Шачер, Стив Харрис, Гэри Тэйн, Лемми Килмистер и Пит Эгню

Спору нет, популярность любого музыканта определяется по двум разным направлениям, которые совместить практически невозможно. Первое направление – это мнение специалистов, которое наиболее отвечает действительности, но которое на широкую популярность не влияет.

Например, сегодня Эрик Клэптон считается гитаристом №1, по крайней мере, почти все гитаристы-специалисты твердят об этом вполне авторитетно. Может быть, так и есть, но Клэптон не так популярен, как, например, популярны Джими Хендрикс или Джими Пейдж, к мастерству которых у специалистов имеются огромные претензии. Просто Хендрикс и Пейдж играли более интересно, они подстраивались под вкусы самой широкой публики, а не лабали только то, что им интересно самим, как Клэптон.

Или вот, например, барабанщики. Специалисты считают, что барабанщик номер 1 – это Джинджер Бэйкер, соратник Клэптона по группе «Cream». Тем не менее, широкая публика этого барабанщика практически не знает, отдавая свои предпочтения Роджеру Тэйлору или Джону Бонэму, которые хоть тоже мастера высшего класса, но, по мнению специалистов, Бэйкеру и в подметки не годятся.

Если взять бас-гитаристов, то тут наблюдается картина более экстремальная. Бас-гитара – инструмент, так сказать, не публичный, и тут продвинулись только те мастера этого инструмента, которые могли и не обладать каким-то высшим мастерством, но они играли так, что их было слышно не хуже, чем соло на гитаре или клавишных. И пусть Джек Брюс, коллега Клэптона и Бэйкера, специалистами считается басистом №1 в роке, тем не менее, публика предпочитает слушать совсем других музыкантов.

В общем, приведу свой список моих самых любимых бас-гитаристов в музыке рок, а мои читатели покритикуют меня, выдвинув в комментариях своих кандидатов.

Басист №1 : Мел Шачер ( Mel Schacher ) из «Grand Funk Railroad».

Этот музыкант прошел с GFR практически весь путь и записался почти на всех пластинках группы, кроме 1981 и 1983 гг. Играет он в этой группе и сегодня. Поразил фанатов своим плотным и весьма гибким звуком бас-гитары, которая очень четко определяла рисунок каждой композиции. В то время как многие бас-гитаристы той поры старались спрятаться за ведущими инструментами, Шачер как бы выставлял свой бас напоказ, постоянно конкурируя с соло-гитарой Марка Фарнера и даже с его вокалом.

Позже, когда в группе появился штатный органист, который тоже плотно вед мелодию, Шачер научился взаимодействовать и с ним, порой даже дополняя органные пассажи новыми фишками. Следует сказать, что в 80-х Шачер организовал школу бас-гитаристов в Нью-Йорке, в которой неплохо зарабатывал после распада GFR, натаскивая начинающих музыкантов.

Басист №2 : Стив Харрис ( Steve Harris ) из «Iron Maiden».

Честно говоря, этот музыкант должен был бы стоять на первом месте, но против этого говорит тот факт, что его игра на бас-гитаре мне нравится только в трех альбомах IM – «Killers» (1981 г.), «The Number of the Beast» (1982 г.) и «Powerslave» (1984 г.). На остальных альбомах он играл как-то посредственно, как мне кажется, в любом случае, кроме как на этих трех дисках, больше он меня вообще не впечатлил.

Почему так? Наверное, его виртуозная игра перестала отвечать концепции последующих альбомов, получивших облегченное звучание, но не думаю, что он просто разучился играть. Талант, как говорится, не пропьешь, тем более что даже сегодня на концертных выступлениях в старых песнях его бас-гитара звучит по-прежнему живо и даже умопомрачительно. Это самый настоящий соло-басист, равных ему найти трудно.

Басист №3 : Гэри Тэйн ( Gary Thain ) из «Uriah Heep».

Почему-то если и вспоминают об этом великом музыканте, то только как об одном из рок-музыкантов, которого тарарахнуло на сцене током, и который потом покончил жизнь самоубийством. Но почему-то мало кто говорит о том, что это был один из немногих солирующих бас-гитаристов в истории рока. По сути, он мог бы в моем списке вообще занять первое место, но, к сожалению, его таланты проявились не так явно, как таланты Шачера и Харриса. Эти два басиста имели слишком агрессивный и скоростной стиль, а Тэйн был скорее мелодистом.

Но если хорошо слушать альбомы Uriah Heep периода 1972-1974 гг., то можно без всякого труда заметить, что не басист на этих записях шел за музыкой, «прибирая» за остальными музыкантами их огрехи, а наоборот – он вел все остальные инструменты к кульминации, порой даже определяя их звучание и даже тональность. Недаром после того, как Тэйн ушел из группы, и вместо него пришел другой басист, стиль музыки «хипов» кардинально изменился, причем не в лучшую сторону. Просто группа потеряла свой стержень, и ей пришлось удариться в более простое и более громкое звучание, чтобы скрыть потерю главного своего бойца.

Басист №4 : Лемми Килмистер ( Lemmy Kilmister ) из «Motorhead».

Ну, вообще-то я не назвал бы Лемми каким-то гением бас-гитары, более того, я считаю, что он вообще не умел на ней играть. Но, тем не менее, он создавал своим инструментом такой плотный звук, порой даже солируя на нем, что «Моторхэд» вообще мог бы обойтись без лидер-гитары. Лемми – гений вообще во всем, но, так как он играл, прежде всего, на басу, то было бы нечестно не упомянуть его как одного из лучших басистов (по гитаре, вокалу, имиджу и композиторским данным) в роке!

Басист №5 : Пит Эгню ( Pete Agnew ) из «Nazareth».

Вообще-то все таланты этого выдающегося музыканта были переняты, я считаю, у его учителя — Роджера Гловера , который был продюсером «Назарета» в 1973-1974 гг. Но это как раз тот случай, когда ученик переплюнул своего учителя, потому под №5 в моем списке выступает не Гловер, а именно Эгню.

Ну, что сказать об этом бас-гитаристе? Сочный звук и филигранная игра, причем его инструмент прекрасно выделялся даже на самых провальных альбомах группы. Кстати, это единственный музыкант «Nazareth», который дошел до финиша. Все остальные по разным причинам растерялись в пути.

Ну что, вот и закончился мой ТОП-5 лучших басистов в рок-музыке. Ясно, что в него не вошли и многие другие гении бас-гитары, такие, как Гленн Хьюз , Джон Пол Джонс , Гизер Батлер , Джоуи Де Майо , Колин Паттенден , Джон Дикон , Джимми Бэйн , Джин Симмонс … Но я утешаю себя тем, что они войдут в следующие мои рейтинги.

Кстати, Роджера Гловера я считаю имиджевым королем всех бас-гитаристов рока, поэтому он в мой рейтинг не вошел. Этот гений бас-гитарного мира стоит вообще над всякими оценками, как, например, царь Соломон стоит вообще над всеми царями в истории мира. И при этом неважно – плохим он был царем, или не очень.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Источник

Почему басистов считают тупыми?

Мы опросили басисток и басистов: сталкивались ли они с таким отношением и откуда, по их мнению, у него растут ноги.

Ксения Савченко : Я думаю, корни растут из того, что в среднестатистической рок-группе бас берут в руки люди, которые изначально играли на каком-то другом инструменте (как правило, электрогитаре), или совсем не имеют музыкального опыта, но вынуждены занять место отсутствующего басиста.
Кроме того, задача басиста — держать грув, а это зачастую подразумевает монотонное повторение одной и той же фразы в течение долгого времени, что ассоциируется у многих с несложной работой, требующей низкой квалификации.

Кстати, забавно, что в мире симфонической музыки «тупыми» считаются, в свою очередь, не басисты, а альтисты (из-за того, что учиться играть на альте часто отправляют людей, которые не прошли по конкурсу на скрипачей).

Что касается любимого анекдота, то, пожалуй, вот этот:
Приходит парень брать уроки игры на бас-гитаре. На первом уроке учитель ему говорит:
— Первая струна — это ми. Вот играй по ней так: бум-бум-бум. Иди занимайся, приходи через неделю.
Парень приходит через неделю на второй урок, учитель ему говорит:
— Вторая струна — ля. Попробуй на ней: бам-бам-бам. Молодец, приходи через неделю.
Проходит неделя, две, ученик не приходит. Через некоторое время учитель встречает его на улице.
— Ну ты где пропал?
— Да вы знаете, некогда — записи, гастроли.

Ваня Бочкарёв : Думаю, этому способствовал Сид Вишез, который играл кое-как и просто угарал. Ещё у баса меньше струн, чем у гитары. Обычный человек сразу делает вывод: «меньше — проще».
И все знают гитарные соло, а бас в песне и не слышно (особенно в наушниках за 100 рублей). И человек может вспомнить мелодию гитары, бит барабанов, голос вокалиста, а бас. Ну где-то там.
С пренебрежением как басист я не сталкивался, в группе обычно каждый понимает, что важны все. А шутки про басистов шутили, но это всё по-дружески.
Любимый анекдот: когда играет группа, песня уже закончилась, а басист играет-играет, пыхтит, глаза выпучил, покраснел. Все думают: нифига он даёт! Уже там хлопают ему, и тут он такой берёт последнюю ноту и говорит: «Фух! Догнал».

Ольга Макарова : Почему считают басистов тупыми? Во-первых, стандартный бас — четырёхструнный. Люди, не знакомые со спецификой инструмента, думают, на четырех играть проще, чем на шести. На самом деле басу больше и не нужно, а если надо, басист может сыграть на любом количестве струн. Поскольку дело не в нём.
Во-вторых, часто партия баса состоит из «нулей» (бас тупо чешет восьмыми в тонику). Но это тоже не значит, что басист не умеет иначе (хотя иногда да), просто в данном месте и в данном стиле уместна именно такая басовая партия. Но каждому же не объяснишь.

Любимый анекдот. Вокалист думает: «О, я крутой вокалист, фронтмен, все девчонки от меня тащатся, а как я пою, ваще стекла лопаются».
Гитарист думает: «О, да я крутой гитарист, сейчас будет мое соло и все ваще офигеют, я так клево умею играть на гитаре».
Барабанщик думает: «О, я самый крутой на свете барабанщик, барабаны — это вообще 50 процентов звука, а какую клевую синкопу я сейчас запулил, щас будет навороченный ритм на рваный размер, все вообще фигеют».
Басит: «Фа, до, фа, до».

Василий Ломовицкий : Не связанные с музыкой люди часто не очень понимают функцию баса. Хотя и слышат его. А из за меньшего количества струн почему-то думают, что бас — простой инструмент. Хотя на виолончели и скрипке тоже четыре струны — но их простыми не считают, ведь они связаны с классической музыкой.
Часто думают, что бас — инструмент для тех, кто не справляется с гитарой. Да, партии начинающих басистов часто повторяют гитару — играют тонику аккорда. Однако потом выясняется, что нужно очень точно играть в барабаны, уметь слышать каждый удар в отдельности, знать, из чего состоят аккорды, и обыгрывать их по-разному.
В целом такие шутки возникли из за начинающих и неопытных басистов. Однако сложно считать «тупыми» Фли из RHCP или Стинга.
С пренебрежением таким как басист я сталкивался, но нахожу в этом отличную самоиронию, сам часто так использую подобные шутки и совсем на них не обижаюсь. Потому что без меня песня становится очень пустой.

Поэтому любимый анекдот такой. Выступает группа в клубе. Уже на сцену пора выходить, а басиста все нет. Дозвониться не могут, найти тоже, решили играть без него. Отыграли кое-как, и вдруг к сцене подходит пьяный басист с двумя девушками в обнимку:
«Послушал я тут вас со стороны. Такую хрень без баса играете».

Источник

Оцените статью