Партии для гитары классической

Метал >Гармонизация партий соло-гитары в тяжелой музыке

Без гармонизованных партий соло-гитары в тяжелой музыке не обойтись.

Внимательно послушайте любую известную песню Judas Priest, Iron Maiden, Metallica, Megadeth и многих других подобных групп. Вы сразу поймете, что я имею в виду.

Начинающие гитаристы часто спрашивают меня, как создавать многослойные гитарные гармонии и какие ноты лучше выбирать. В качестве ответа на этот вопрос я покажу вам сегодня простой и эффективный способ построения классической для тяжелой музыки гармонизованной гитарной партии в трех частях.

Первое, с чем нужно определиться, это гамма. Чаще всего металлисты предпочитают минорные гаммы, а именно, натуральный минор (также известный как эолийский лад). Интервальная структура натурального минора выглядит так: 1 2 b3 4 5 b6 b7. Вот соответствующие ноты в тональности Е минор: E F# G A B C D. Этой гаммой мы и воспользуемся сегодня. Так же про гармонизацию минорной гаммы можно почитать здесь.

На РИС. 1 изображена мелодическая, или первая, линия, которую я написал специально для этого урока. Открытую шестую струну мы используем в качестве педального тона — лучше, если вы будете глушить ее ладонью правой руки. Мелодическая линия играется в ритме восьмых нот (время от времени добавляется четвертная нота). Открывающий рисунок (такт 1) повторяется в тактах 3 и 5 и играет роль темы. Сыграйте эту мелодию несколько раз, чтобы хорошо запомнить ее.

РИС. 1 Мелодическая (первая) линия

*во всех примерах следует глушить открытую шестую струну ладонью

Теперь добавим гармоническую, или вторую, линию. Чтобы ее создать, проще всего взять ноты на терцию выше, чем сама мелодическая линия, оставаясь при этом в диатонических рамках соответствующей гаммы (то есть не выходя за ее пределы). На РИС. 2 вы видите первую гармонию. После повторения педального тона (нота Е — открытая шестая струна) играем первую зажатую ноту — это нота G (вторая доля первого такта). Она на терцию выше ноты Е (первой ноты мелодической линии).

РИС. 2 Первая гармония (вторая линия) — на терцию выше мелодической линии

Чтобы определить ноты, лежащие на терцию выше, можно просто подняться от исходной ноты на две ступени вверх по гамме. Например, после ноты Е в гамме Е минор идут ноты F# и G. Поэтому получается, что нота G находится как раз на две ступени выше ноты Е. Берем ее. С четырехнотной фразой на третьей и четвертой доле такта 1 на РИС. 1 поступаем точно так же. Она начинается с ноты G, значит, гармоническая линия начнется с ноты В — на две ступени выше (см. РИС. 2). И так далее.

Теперь добавим вторую гармоническую линию. Принцип тот же. Начинаем с первой ноты первой гармонии. Это нота G. Отступаем на терцию вверх и получаем ноту В. Полученная вторая гармоническая линия представлена на РИС. 3 . Все ее ноты на терцию выше первой (см. РИС. 2) и они входят в состав гаммы Е натуральный минор. Между мелодической линией и второй гармонической линией интервал в квинту. Если сыграть все три части одновременно, получится отличная гармония.

РИС. 3 Вторая гармония (третья линия) — на квинту выше мелодической линии

А сейчас предлагаю вам поэкспериментировать с мелодиями в разных гаммах. Возможностей очень много. Главное — начать!

Спасибо за классный урок для гитары, соло под такой рифф будет звучать великолепно!

Раньше не понимала, что такое соло и что такое рифф на гитаре. Теперь все понятно.

Источник

Соло на гитаре: виды и особенности техники

Существует много способов сделать композицию ярче, насыщеннее, выразительнее. Гитарное соло – один из наиболее часто встречающихся. Сделать акцент, усилить звук, рассказать историю способен гитарист, взяв сольную партию. Жанр не самый легкий. Обучение занимает время, требует усидчивости, упорства.

Что такое соло на гитаре?

Сольная партия исполняется отдельно на основе текущей композиции. Один из инструментов отходит от базовых ритмов, переходя на непродолжительное индивидуальное исполнение. Место – обычно после второго куплета, перед третьим. Многие музыканты полагают, что соло – главная часть песни. Мнение не лишено смысла. Небольшое по времени, оно усиливает эмоцию – композиция становится более грустной, мелодичной или, наоборот, живой, динамичной.

Количество на одно произведение не ограничено. В разновидностях рока встречаются несколько переборов подряд, а в тяжелых направлениях могут отсутствовать. Итог зависит от фантазии, предпочтений, настроения музыкантов.

Считается, что видов сольного исполнения так же много, как исполнителей. Некоторое обобщение позволяет выделить несколько основных типов:

  1. Пассаж – типичен для жанра рок, исполнения в акустическом стиле. Не ограничен определенным нотным рисунком, музыкант получает полную свободу выражения чувств через инструмент. Пример можно прослушать в композициях групп Metallika, Pink Floyd (Dogs).
  2. Атональный – характерен для треш-стилей (Grindcore, блэк-метал). Назначение – усилить агрессию, свирепость, «резать» слух. Хорошо слышно в песнях Pig Destroyer, Juno Bloodlust.
  3. Мелодичный – партия строится на основании песни, несколько изменяется стиль звучания. Встречается в некоторых композициях «Кино».

Из чего состоит сольная партия?

В теории музыки нет четкого описания структуры сольного гитарного выступления. Просто не может быть. Исполнение партии предполагает выражение чувств, эмоций посредством гитары. Игра должна идти «от сердца», а не от сухой формальности. Поэтому правил по гитарным соло не существует. Некоторые композиции начинаются с такой части, продолжаясь три и более минут, не заканчиваясь с вступлением голоса. Придумывать собственные варианты – допускается и приветствуется.

Как научиться технике игры на соло-гитаре?

Выступать с сольной частью можно практически на любом инструменте – бас-гитара, акустика. Большинство композиций оказывались более мелодичными в акустическом варианте (Led Zeppelin, Panopticon).

Главное – четко знать, что и как передать слушателю, уметь чувствовать мелодию, ритм, передавать эмоции через музыку.

Подготовка

Научиться воспроизводить соло на гитаре можно самостоятельно в домашних условиях. Важная часть – подготовка. В первую очередь касается техники работы правой, левой руки, положения тела. Базовые принципы игры на гитаре необходимо освоить до начала обучения сольному мастерству. Большую часть информации можно получить из интернет-ресурсов. Важно смотреть и слушать, отработка движений строится на систематическом повторении. Разбор песен на схемы поможет скорее разобраться в технике игры. Многие известные соло-гитаристы были самоучками.

Несколько уроков стоит взять у профессионального преподавателя. Главное – постановка рук. Если в самом начале не освоить правильное положение, о многих виртуозных упражнениях придется забыть (пассажи, свипы, другое) – выполнение станет физически невозможным.

Играют при помощи пальцев или медиатора. С медиатором звучание становится более звонким, но требуется сноровка. Рекомендуют начинать обучение с работы пальцами.

Необходимо определиться, как играть – будет соло исполняться на бас-гитаре или акустической.

Изучение боксов, гамм, аккордов

Гамма – это сочетание семи нот, дают тональность или необходимый лад. Разделяются на боксы, аккорды, музыкальные интервалы. Впоследствии из последовательности нот получается мелодия.

Начинающему соло-гитаристу в первую очередь рекомендуется осваивать боксы, гаммы. Подробные схемы, таблицы можно взять из специальной литературы, интернета.

Внимание! Изучать информацию, воспринимать схематические изображения музыкальных композиций невозможно без базовых знаний о нотах, обозначениях. Запомнить будет просто на практике, первоначально следует, как минимум, ознакомиться с теоретической частью (символика, цифры струн, ладов, нот).

Табулатуры – нотная грамота гитаристов. Научиться пониманию табулатуры (табов) необходимо до начала обучения. Большая часть уроков, композиций, примеров записаны посредством табулатурных обозначений. Написание новых песен также потребует знания табов.

После освоения боксов переходят к практике на аккордах. Профессионалы рекомендуют закольцованные соло-композиции – One-Chord Backing Tracks. Небольшие аудио-дорожки с последовательно записанными аккордами разной тональности. Включив их на компьютере, можно пробовать играть на инструменте. Получится аккомпанемент, под который гитарист начинает солировать. Интернет содержит множество вариантов.

Отработка навыков

Развивать уровень игры простого соло на гитаре несложно:

  • четыре пальца (кроме большого) фиксируют лады на одной струне;
  • поочередно ставятся пальцы неспешным темпом;
  • после освоения быстрого темпа на первой струне переходят ко второй и так далее.

Играть соло на любой гитаре начинают с упражнений в предложенном варианте, затем переходят к обратному порядку. Так тренируется техника, прорабатываются движения. Отработка требует длительного времени. Переходить к сложным техникам можно только после обретения полной уверенности в базе. Нельзя забывать про правильное положение рук.

Правая рука – основная. Левой необходимо научиться бегло переводить пальцами по грифу. От скорости, четкости движений зависит темп игры, общее звучание, сложность проигрываемых мелодий. Немаловажную роль играет разминка – профессиональные гитаристы советуют уделять не менее двадцати минут, лучше – час. Разминочными могут быть самые простые упражнения.

Главный совет профессиональных музыкантов, как научиться играть соло на гитаре – разучивание большего количества соло-композиций.

Внимание! Нужно постоянно выучивать новые сольные мелодии, техники игры, стили.

Рекомендация поможет накопить запас музыкальных оборотов. Впоследствии выражать собственные чувства, мысли станет проще. Появится возможность сочинять новые соло.

Список простых песен, с которых стоит начать учить сольную партию

Новичкам подойдут простые по мелодичности песни. Подобрать подходящую по интересу будет просто. Например:

  • Сектор Газа «Сказочная тайга»;
  • популярная композиция от группы Сплин «Орбит без сахара»;
  • всеми любимая «Там за туманами» (Любэ);
  • Вячеслав Бутусов «Девушка по городу»;
  • «Спокойная ночь» (группа Кино).

Песни, звучание которых известно, играются легко.

Обучение сольным партиям – процесс немногим более сложный, чем освоение начальных вещей. Постоянная практика, настойчивость, усидчивость приведут к значительному уровню мастерства.

Источник

Метал >Гармонизация партий соло-гитары в тяжелой музыке

Без гармонизованных партий соло-гитары в тяжелой музыке не обойтись.

Внимательно послушайте любую известную песню Judas Priest, Iron Maiden, Metallica, Megadeth и многих других подобных групп. Вы сразу поймете, что я имею в виду.

Начинающие гитаристы часто спрашивают меня, как создавать многослойные гитарные гармонии и какие ноты лучше выбирать. В качестве ответа на этот вопрос я покажу вам сегодня простой и эффективный способ построения классической для тяжелой музыки гармонизованной гитарной партии в трех частях.

Первое, с чем нужно определиться, это гамма. Чаще всего металлисты предпочитают минорные гаммы, а именно, натуральный минор (также известный как эолийский лад). Интервальная структура натурального минора выглядит так: 1 2 b3 4 5 b6 b7. Вот соответствующие ноты в тональности Е минор: E F# G A B C D. Этой гаммой мы и воспользуемся сегодня. Так же про гармонизацию минорной гаммы можно почитать здесь.

На РИС. 1 изображена мелодическая, или первая, линия, которую я написал специально для этого урока. Открытую шестую струну мы используем в качестве педального тона — лучше, если вы будете глушить ее ладонью правой руки. Мелодическая линия играется в ритме восьмых нот (время от времени добавляется четвертная нота). Открывающий рисунок (такт 1) повторяется в тактах 3 и 5 и играет роль темы. Сыграйте эту мелодию несколько раз, чтобы хорошо запомнить ее.

РИС. 1 Мелодическая (первая) линия

*во всех примерах следует глушить открытую шестую струну ладонью

Теперь добавим гармоническую, или вторую, линию. Чтобы ее создать, проще всего взять ноты на терцию выше, чем сама мелодическая линия, оставаясь при этом в диатонических рамках соответствующей гаммы (то есть не выходя за ее пределы). На РИС. 2 вы видите первую гармонию. После повторения педального тона (нота Е — открытая шестая струна) играем первую зажатую ноту — это нота G (вторая доля первого такта). Она на терцию выше ноты Е (первой ноты мелодической линии).

РИС. 2 Первая гармония (вторая линия) — на терцию выше мелодической линии

Чтобы определить ноты, лежащие на терцию выше, можно просто подняться от исходной ноты на две ступени вверх по гамме. Например, после ноты Е в гамме Е минор идут ноты F# и G. Поэтому получается, что нота G находится как раз на две ступени выше ноты Е. Берем ее. С четырехнотной фразой на третьей и четвертой доле такта 1 на РИС. 1 поступаем точно так же. Она начинается с ноты G, значит, гармоническая линия начнется с ноты В — на две ступени выше (см. РИС. 2). И так далее.

Теперь добавим вторую гармоническую линию. Принцип тот же. Начинаем с первой ноты первой гармонии. Это нота G. Отступаем на терцию вверх и получаем ноту В. Полученная вторая гармоническая линия представлена на РИС. 3 . Все ее ноты на терцию выше первой (см. РИС. 2) и они входят в состав гаммы Е натуральный минор. Между мелодической линией и второй гармонической линией интервал в квинту. Если сыграть все три части одновременно, получится отличная гармония.

РИС. 3 Вторая гармония (третья линия) — на квинту выше мелодической линии

А сейчас предлагаю вам поэкспериментировать с мелодиями в разных гаммах. Возможностей очень много. Главное — начать!

Спасибо за классный урок для гитары, соло под такой рифф будет звучать великолепно!

Раньше не понимала, что такое соло и что такое рифф на гитаре. Теперь все понятно.

Источник

Оцените статью