Партии для сопрано нот

Партия сопрано

Колоратурное сопрано — самый легкий и подвижный голос, при правильном голосообразовании имеет наиболее широкий диапазон от ля-си малой октавы до фа-соль III октавы. Средний регистр довольно слабый, верхний — сильный, светлый, блестящий. Партии колоратурных сопрано обычно виртуозны. Партия Антониды из оперы М. Глинки «Иван Сусанин», Мюзетты из оперы Дж. Пуччини «Богема», Виолетты из оперы Дж. Верди «Травиата» и др. Колоратурное сопрано отличается жесткостью звучания, плохо сливается в ансамбле с другими голосами и поэтому в хоре не используется.

Лирико-колоратурное сопрано при большом диапазоне и технической подвижности обладает мягкостью, напевностью, способностью сливаться с другими голосами. Наличие их в хоре придает хору звонкость и яркость тембру партии сопрано.

Лирическое сопрано имеет диапазон — до I октавы — до III октавы и отличается мягким, теплым звуком. Нижний регистр звучит довольно слабо, зато средний регистр — очень выразительный, динамичный, светлый. Ярко звучит верхний регистр, особенно от соль-до до си-бемоль II октавы. Наиболее типичной лирической сопрановой партией в русской оперной литературе является партия Татьяны в опере П. Чайковского«Евгений Онегин». Лирические сопрано очень хорошо сливаются с другими голосами и составляют основу верхнего голоса смешанного и женского хора.

Читайте также:  Лучшая гитара ангус янг

Драматическое сопрано обладает большой силой и благодаря хорошо развитому грудному регистру может исполнять низкие звуки меццо-сопрано. Нижний и средний регистры звучат сочно и полно, верхний — сильно, насыщенно и ярко. Типичными партиями драматических сопрано в оперной литературе являются партии Аиды в одноименной опере Дж. Верди, Лизы — в опере П. Чайковского «Пиковая дама» и др.

Хоровая партия первых сопрано составляется в основном из лирических сопрано. Более тяжелые голоса помещаются в партии третьих сопрано. Общий диапазон партий сопрано: до I октавы — до III октавы. Рабочий диапазон- ми-бемоль-ми I октавы- си-бемоль II октавы. Зона примарных звуков — си-до I октавы. Переходные ноты ми-фа I октавы и ми-бемоль — фа-диез II октавы. Нижний регистр включая переходные ноты, у сопрано слабый, приглушенный. Наиболее естественно в этой тесситуре звучание альтов. Пример: С. Танеев «Серенада».

Иногда в партии сопрано используется си, си-бемоль малой октавы. Однако это относится к тем случаям, когда сопрано поют в унисон с альтами. Пример: Дж. Верди «Реквием» (Agnus Dei).

Верхний регистр у сопрано звучит ярко, блестяще, виртуозно. Пример: М. Глинка «Славься» из оперы «Иван Сусанин», М. Коваль «Казнь Пугачева» из оратории «Емельян Пугачев». В среднем регистре сопрано звучит легко, подвижно. Пример: И.С. Бах «Месса си-минор №11. Хор». Партии сопрано легче удается постепенное движение по звукам диатонической гаммы и труднее исполнение пассажей и фигурации с хроматизмами и скачками. Пример: Н. Римский-Корсаков, хор из оперы «Золотой петушок».

Так как партия сопрано очень часто выполняет функцию основного мелодического голоса, встает особая проблема качественного комплектования этой партии. Сопрано должно обязательно обладать ярким, красивым тембром. Тембр партии сопрано оказывает решающее влияние на общую звучность хора.

Читайте также:  Как написать фразу нотами

Источник

Лирико-драматическое сопрано

Репертуар для сопрано

Джузеппина Грассини — итальянская певица, обладавшая невероятно широким диапазоном голоса, от контральто до колоратурного сопрано

Сопрано — это высокий женский певческий голос. В списке, приведенном ниже, есть произведения как для более крепких голосов, так и для лирических. В целом, лирическое сопрано отличается мягким теплым тембром (пример — Мирелла Френи), а драматическое — силой звучания и крепкими нижними нотами (пример — Биргит Нильссон), это мощный, богатый, эмоциональный голос, который спокойно перекрывает полный оркестр. Пример из опер для первого типа голоса — Мими из «Богемы» Пуччини, второго — Изольда Вагнера. В операх лирические сопрано представляют положительных героинь, наивных девушек. Драматические сопрано часто роковые женщины или героические, с трагической судьбой. Отдельно можно выделить Вагнеровское сопрано. Это большой мощный драматический голос, способный перекрывать полный вагнеровский оркестр. Лирико-драматическое сопрано — более плотный голос, чем лирическое, его часто называют сопрано-спинто (Манон Леско Пуччини). Пример — Рената Тебальди. Такой голос имеет легкость верхних нот, как у лирического голоса, но может исполнять драматические кульминации без напряжения. Лирическим сопрано опасно петь как спинто, чаще роли спинто поют драматические голоса. Драматическая колоратура — это голос, совмещающий в себе подвижность колоратуры и силу драматического сопрано. Более полный список певиц сопрано.

Источник

Колоратурное сопрано

Репертуар сопрано

Портрет итальянской сопрано Аделины Патти

Колоратурное сопрано — это самый высокий женский голос. Его иногда называют легким сопрано или лирико-колоратурным. Для этого типа голоса характерно преобладание головного звучания практически на всем диапазоне. Из названия понятно, что этот голос отличается особой подвижностью, он способен исполнять разные пассажи («колоратуры»). Нижняя граница диапазона обычно «до» первой октавы, верхняя же граница может варьироваться, но обязательным считается «ми» третьей октавы, хотя профессиональные певицы могут брать и «соль» третьей октавы. Тембр легкий, лирический, часто хрупкий, изящный, с серебряными верхними нотами. Внизу отдельно приведены примеры партий субреток. В операх это легкомысленные девушки или кокетки. Их голос сладкий, яркий, без такой подвижности, как колоратура. Такие партии очень хороши для начала оперной карьеры.

Известные певицы колоратурные сопрано: Амелита Галли-Курчи, Аделина Патти, Тоти Даль Монте, Эдита Груберова, Евгения Мирошниченко. Более полный список сопрано. Данный список произведений для сопрано подойдет так же и лирико-колоратурным голосам.

Скачать репертуар колоратурного сопрано:

Партии колоратурного и лирико-колоратурного сопрано:

В. Беллини «Каппулетти и Монтекки» Джульетта
В. Беллини «Пуритане» Эльвира
В. Беллини «Сомнамбула» Амина, Лиза
Л. Делиб «Лакме» Лакме
Г. Доницетти «Дочь полка» Мари
Ш. Гуно «Фауст» Маргарита
Ш. Гуно «Ромео и Джульетта» Джульетта
Ж. Оффенбах «Сказки Гоффмана» Олимпия
Н. А. Римский-Корсаков «Золотой петушок» Шамаханская царица
А. Тома «Гамлет» Офелия
А. Тома «Миньон» Филина
Дж. Верди «Риголетто» Джильда
Дж. Верди «Бал-Маскарад» Оскар

Это примеры партий колоратурного и лирико-колоратурного сопрано. Нужно иметь в виду, что эти партии могут исполняться и другими голосами, исходя из возможностей певцов.

Партии субреток

Каталани Валли Уолтер
Доницетти Дон Паскуале Норина
Любовный напиток Адина
Глюк Орфей и Эвридика Амур
Моцарт Бастьен и Бастьена Бастьена
Моцарт Так поступают все Деспина
Моцарт Дон Жуан Церлина
Моцарт Свадьба Фигаро Сюзанна, Барбарина
Перголези Служанка госпожа Серпина
Верди Фальстаф Наннетта
Фон Вебер Вольный стрелок Энхен

Источник

Сопрано — Ноты

Сопрано — высокий женский голос. Для сопрано написаны партия Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин» (лирическое сопрано), Лизы в его же опере «Пиковая дама» (драматическое сопрано). Очень высокий, легкий и подвижный голос называется колоратурным сопрано. Для колоратурного сопрано написаны партии Виолетты в опере Верди «Травиата», Шемаханской царицы в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок»

Композиторы

В.Пушков — Романс Нины из фильма «Маскарад» по драме М.Лермонтова

Исполнители


Арии, романсы и песни из репертуара зарубежных певцов
для сопрано в сопровождении фортепиано
составление и переводы Б.Абрамовича
“Музыка”, 1965г.
номер 5520

После удач и процветанья. Обработка Ф. Лиуцци
Близок вечер. Обработка Ф. Лиуцци.
Прощание. Музыка В. Риччи
Ave Maria. Музыка Дж. Верди, перевод на итальянский Данте
Сентиментальная серенада. Музыка Э. Тозелли, слова А. Сильвестри
Ариетта Лоретты из оперы «Ричард Львиное Сердце». Музыка А. Гретри
Ищите! Музыка Д. Северака
Пейзаж. Музыка Р. Аана, слова А. Терье
Осенняя песнь. Музыка Р. Аана, слова П. Верлена
Звездная ночь. Музыка К. Дебюсси, слова Т. де Банвиля
Глупая ревность. Музыка Ф. Обрадорса
Я засыпаю с любовью. Музыка Ф. Обрадорса, слова X. Анкьеты
Вечная элегия. Музыка Э. Гранадоса
Верная любовь. Музыка И. Брамса
Грустный вальс. Музыка Я. Сибелиуса, слова Э. Бандровской-Турской
Я вспоминаю золотые дни. Музыка М. Карловича, слова К. Тетмайера
Марыся. Польская народная песня. Обработка Т. Сыгетиньского
За старым лесом. Венгерская народная песня. Обработка Я. Бихари
Скоро будешь ты со мною. Ирландская народная песня. Обработка А. Фута
Песня пастушки. Греческая народная песня. Обработка Т. Спафы
Спор. Греческая народная песня. Обработка А. Сакеллариу
Хасапикос. Греческая народная песня. Обработка А. Сакеллариу

тексты на русском и языке оригинала

Скачать ноты

Источник

10 самых сложных партий для сопрано

24.10.2016 3 комментария Просмотры: 6 836

От Царицы ночи до Нормы, Брунгильды и Турандот. Мы составили список самых сложных партий для сопрано.

Есть ли границы мастерства у великого сопрано? Для этого голоса написано множество партий, которыми мы восхищаемся и наслаждаемся: на протяжении всей истории оперы они открывали миру все новые таланты в мире музыки и драмы. Здесь мы собрали некоторые из наиболее любимых нами, начав с…

Царица Ночи – «Волшебная флейта» Моцарта

Моцарт написал партию Царицы Ночи для своей свояченицы Жозефы Хофер, славившейся виртуозной техникой пения и высоким тембром. Две драматические арии Царица Ночи наполнены колоратурой.

Голос исполнительницы возносится на небывалые высоты, особенно в арии “Die Hölle Rache” (“Ужасной мести жаждет сердце”) из второго акта.

Элен – «Дева озера» Россини

Элен – одна из нескольких ролей, которые Россини написал для своей первой жены Изабеллы Кольбран. Она обладала чрезвычайно широким диапазоном голоса, именно такой диапазон необходим для исполнения роли Элен. Опера заканчивается одной из лучших женских арий у Россини – “Tanti affetti”.

Норма – «Норма» Беллини

Исполнение партий Нормы требует большой физической выносливости, технического мастерства и (что особенно верно для арии «Casta diva») лиризма и красоты тембра.

Однако на этом сложности не заканчиваются: исполнительница партии Нормы должна передать разнообразные и очень сильные эмоции героини, разрываемой между преданностью религии и завистью, любовью страстной и материнской.

Лючия – “Лючия ди Ламмермур” Доницетти

Лючия – еще одна партия, требующая от сопрано большой физической силы. В течение трех актов певица должна оставить в себе достаточно сил для того, чтобы спеть знаменитую сцену безумия – захватывающая дух каденция под аккомпанемент стеклянной гармоники.

Абигайль – «Набукко» Верди

Партия Абигайль по-настоящему сложна. Она требует от исполнительницы очень сильного и в то же время легкого голоса, способного в мгновение ока переходить из нижних регистров в верхние. Даже в самой лиричной из арий Абигайль (“Anch’io dischiuso un giorno”) есть переход на две октавы.

Брунгильда – «Кольцо Нибелунгов» Вагнера

Роль Брунгильды часто считают самым серьезным вызовом для любого драматического сопрано. Голос должен звучать одинаково уверенно как в верхних регистрах – в ее боевом кличе в самом начале оперы -, так и в нижних, как, например, в «Гибели богов». Героиня должна быть и решительной, и мягкой, и мстительной, и благородной.

Но прежде всего, она должна быть достаточно сильной, чтобы исполнять партии в трех операх, каждая из которых длится около пяти часов!

Олимпия – «Сказки Гофмана» Оффенбаха

Кукла Олимпия находится на сцене всего лишь около получаса, большую часть этого времени просто говоря «да». Однако ее ария «Les oiseaux dans la charmille» — смесь виртуозного исполнения и невероятного физического напряжения, где почти каждый такт украшен отточенной колоратурой.

Кроме того, эта роль требует немалого актерского мастерства: кукла периодически останавливается и резко обрывает пение.

Электра – «Электра» Рихарда Штрауса

Опера длится всего 90 минут, так что Электра – относительно короткая роль, но невероятно тяжелая. Эта опера относится к числу наиболее драматичных опер с участием сопрано. С музыкальной точки зрения она весьма замысловата, к тому же певице нужно передать нежность героини в сцене ее воссоединения с Орестом. Кроме того, необходимо сохранить достаточно сил для танца в финальной части оперы.

Турандот – «Турандот» Пуччини

Подобно Электре роль Турандот требует сильного высокого голоса и способности с легкостью исполнять глубоко драматичные арии. Но и сама история героини также является вызовом для певицы: ей нужно вызвать симпатии зрителя к своей героине – беспощадной принцессе – и убедить, что она заслуживает счастья.

Лулу – «Лулу» Берга

Для исполнения арии Лулу, меняющей представление о пределах человеческих возможностей, необходимо обладать диапазоном голоса в три октавы и уметь делать переходы от напряженного лиризма к яркой колоратуре, иногда в одной и той же арии. На протяжении всех четырех часов, которые длится опера, исполнительница не исчезает со сцены.

Ариэль – «Буря» Томаса Адеса

Возможно, это самая «высокая» партия, когда-либо написанная для сопрано. Высокие ноты не ограничиваются колоратурой, некоторые медленные плавные части арии также должны исполняться в самых верхних регистрах – это представляет для сопрано значительную сложность.

Источник

Оцените статью