Партии ударных с нотами

Нотная грамота для барабанщиков

Руководство для чайников по нотной грамоте для барабанщиков.

Слыхали этот анекдот?

— Как озадачить музыканта?
— Забрать у него ноты.
— А как озадачить барабанщика?
— Поставить ноты перед ним…

Он очень хорошо отражает стереотип, о том, что барабанщику изучать ноты совершенно не нужно. В этой статье мы его будем развенчивать и учить тебя нотам, сразу все устаканить в голове, наверняка, не получится, но не сдавайся, когда разберешься в нотной грамоте для барабанщиков, это будет огромный шаг в мир профессиональной музыки.

Зачем барабанщику изучать ноты?

Во-первых — ты должен мыслить в каких-то терминах в плане музыки, чтобы понимать что ты делаешь и уметь импровизировать. Во-вторых когда ты будешь снимать какие-то брейки у понравившегося барабанщика — ты не сможешь сделать это не зная нот. Ну а как же табулатуры!? скажешь ты. А я скажу тебе, что нотная грамота для барабанщиков — проста как двери, и читать ее гораздо проще чем табулатуру! И в-третьих — зная нотную грамоту — ты сможешь ротировать свой брейковый словарь, свой грувовый словарь — изобретать новые вещи станет гораздо проще!

Длительности и нотный стан

Музыку обычно записывают и визуализируют на специальном нотном стане, который выглядит как пять горизонтальных параллельных линий. Ноты так записываются для всех музыкантов, не только ноты для барабанщика. В самом начале нотного стана всегда ставится КЛЮЧ; барабанный ключ выглядит как вертикальный прямоугольник, который используется для перкуссионных инструментов без тональностей. Барабанная установка относится к «безтональным» перкуссионным инструментам, и ноты для ударной установки располагаются на разных линиях нотного стана, означая барабан, бас-бочку или тарелку. Нотный стан обычно делят на две части с помощью тонкой вертикальной линии. Размер каждой такой части (такта) задается цифрами, которые проставляются вначале.

Размеры тактов

Хорошая нотная грамотность для барабанщика подразумевает умение играть (и считать, без умения считать — умения играть не будет) музыку разных размеров. Размер такта обычно записывают как дробь. Верхняя цифра говорит, сколько в такте нот. Нижняя – указывает размер ноты. Например, при размере 5/4, отрывок состоит из пяти нот, четвертой длительности (одной четвертой целой ноты). Обычно длительность пишется вначале нотного стана, и дальше везде, где она меняется. Т.к. самый стандартный размер — 4/4, его часто обозначают буквой «С» — от английского «common» — «обычный».

Длины нот

Обученный нотной грамоте для барабанщиков человек знает все о длительностях нот. И поверьте, это просто как двери! Есть целые ноты. Есть половинные. Есть четвертные. Есть 1/3 ноты — ее называют триоль. Четвертная нота обычно делится на две восьмых, но если хотите разделить ее на три части, придется использовать триоль восьмой ноты. Она играется в половину быстрее, чем обычная восьмая нота, и была бы эквивалентен двенадцатой ноте, существуй такое обозначение. Записывается триоль восьмой ноты как три восьмые ноты, соединенные сверху, и с проставленной над соединением цифрой три. Любая из этих трех нот может быть заменена на восьмую, две шестнадцатых, четыре тридцать вторых и т.д. Можно посчитать триоли таким образом: “1 три оль 2 три оль 3 три оль 4 три оль .” Так же можно разбивать одну ноту на квинтоли (пять частей), секстоли (шесть частей), септоли, и так далее. Все просто как дроби, сечете в дробях — в нотах тоже разберетесь!

Продолжим заниматься нотной грамотностью для барабанщика

С точками

Ноты с точками и т.д.
Если вы видите ноту, или что-то еще с точкой – значит нота или это что-то еще (например, пауза), должно длиться на 50% длиннее

Паузы

Ноты и паузы могут быть разной длинны, и тоже обозначаются как дроби. Для каждой ноты есть соответствующая пауза. Различают ноты и паузы 1/1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/16 и 1/32. Эти дроби обозначают длину ноты или паузы. Например, 2/8=1/4, значит восьмые ноты в два раза быстрее четвертых. Ритмы пишутся на основе чередования нот и пауз, поэтому очень важно быстро запомнить все эти обозначения. Ноты запомнить легко – они отличаются наличием или отсутствием своеобразных флажков вверху а так же различием этих флажков.

Повторы


Самый легкий способ понять ритм – это найти в нем ноту самого маленького размера, и вести счет, основываясь на ней. Для большинства рок-музыки таковыми являются шестнадцатые ноты. В размере 4/4 шестнадцатые считаются так: “1 та и та 2 та и та 3 та и та 4 та и та ”. В таком случае 1/16 длится один счет, 1/8-два счета, 1/4-четыре счета, ну а целая нота — шестнадцать счетов. Знаки повторов используются что бы сэкономить бумагу. Несколько разных знаков повтора продемонстрированы на рисунке выше.

Вот и все, теперь ты официально прокачан в нотной грамоте для барабанщиков! Успехов!

Что дальше?

После того как ты немного познакомился с нотами, познакомься с одним из самых важных рудиментов для барабанщика (рудимент — это приём игры) — парадидлом.

Источник

основы нотной грамоты. нотная запись ударной установки. урок 4. Kelly Paletta

Итак, мы уже многое знаем о нотах. Чтобы не усложнять, ноты в упражнениях были написаны между третьей и четвертой строками нотного стана, где обычно записываются партии малого барабана. Но как же перенести на бумагу партии для целой барабанной установки? Все просто. Каждой строке и интервалу между строками соответствует определенный элемент установки. Например, ноты между первой и второй строкой обычно пишутся для бас-барабана. А на третьем межстрочном интервале, как мы уже говорили, для малого барабана.

Нужно учесть, что ноты для барабанов (в отличие от нот для других инструментов) не отражают высоту настройки самих барабанов, другими словами, бас-барабан может быть настроен под какую угодно ноту, но будет записываться там, где пишется нота «фа». Партия малого барабана Carter Beauford, звук которого сухой и трескучий, на бумаге будет там же, где и партия глухого малого барабана Don Henley. Так что, специфика настройки барабанов никак не влияет на расположение нот на нотном стане.

Однако, это не значит, что ноты для определенного барабана могут располагаться только на определенной строке и нигде больше. В разные годы существовали свои стандарты, да и сейчас нет четких и жестких правил о том, партию какого барабана в установке отражает каждая строка или межстрочный интервал. Во избежание недоразумений, обычно приводится ключ, где объясняется, какая строка нотного стана какому инструменту соответствует. На рисунке показано, как обычно выглядит такой ключ.

Разберём нотную запись некоторых ритмических рисунков. Ниже приведены партии для ударной установки, состоящие из шестнадцатых нот, восьмых, восьмых с точкой и четвертей.

В предыдущих уроках, упражнения были написаны с использованием одной нотной линейки. Вам покажется сложным чтение упражнений в транскрипции для всей установки. Не легко будет для глаз, рук и ног. Но существует несколько приемов, которые помогут справиться.

В первую очередь – расслабьтесь. Очень легко запутаться, пытаясь сходу оседлать новый материал. Большинство упражнений не должны быть легкими. Не стоит настраивать себя на то, что вы сможете сыграть на «отлично» с первого раза, или даже с сотого. Как правило на отработку незнакомого рисунка придется потратить несколько минут, часов, или даже дней.

Во-вторых, начинайте медленно, можно разделять паттерны на несколько частей, которые легко осмыслить. Как говориться, если не можете проглотить слона целиком, делайте это по кусочкам. Чтение нотной записи это не самая легкая область музыки.

Барабанное соло может выглядеть весьма устрашающе, но разбирая ноту за нотой все не так сложно как на первый взгляд. Разбивайте сложный материал на более легкие для понимания составляющие, небольшие группы нот. Начинайте с маленьких фраз и постепенно продвигайтесь дальше, пока не сможете сыграть все полностью.

Для иллюстрации, приведенные ниже упражнения являются частью упражнения № 7, с которым мы уже сталкивались чуть ранее в этой статье. Переходите к следующей нотной линейке только после того, как несколько раз сыграете предыдущий рисунок. Считайте про себя («раз и два и» или шестнадцатыми «1 е & a», уан и энд а), играйте под метроном или драм-машинку для того чтобы быть уверенным, что выдерживаете паузы. Следует обязательно пропевать паттерн который предстоит сыграть.

В заключении небольшой музыкальный фрагмент для игры на всей установке.

И помните, только практика позволяет быстро читать ноты. Для достижения хороших навыков, нужно прочитать тонны материала, гораздо больше, чем мы встретили за эти уроки.

Следующий урок будет посвящен триолям. До встречи!

Источник

Партии ударных с нотами

Автор: В. Попонов
Год: 1986
Издательство: Советская Россия
Страниц: 98
Формат: DJVU
Размер: 4,5 МВ
Язык: русский

В книге (преимущественно на материале фортепианной музыки) даются советы по переложению для оркестров и ансамблей русских народных инструментов, приводится характеристика технических средств и средств музыкальной выразительности инструментов, излагаются сведения из музыкального синтаксиса. Книга адресована руководителям самодеятельных оркестров и ансамблей.

Автор: неизвестен
Год: 2016
Издательство: —
Страниц: 192
Формат: PDF
Размер: 14,2 МВ
Язык: русский

Вся эта книга целиком мое собственное понимание ударных. Я постарался структурировать огромный пласт совершенно различной и крайне разрозненной информации и концепций игры в единой, иерархически построенной и легко понимаемой системе. По моему личному мнению – большинство школ ударных инструментов крайне плохо структурированы, очень тяжело воспринимаются (в особенности начинающими музыкантами) и по большей части представляют лишь ряд разрозненных рекомендаций – а не единую систему знаний и умений. Кроме того здесь почти везде добавляется и подробно описывается мой собственный анализ той или иной концепции игры, почерпнутый из многолетнего опыта, анализа и экспериментов. К сожалению очень многие даже профессиональные барабанщики (играя на очень высоком уровне) не могут толком объяснить, что же они играют и почему нужно именно так, а не иначе и что собственно происходит во время их игры. Максимум к чему сводиться подобное объяснение – это просто показ того что они делают и совет делать также. А не объяснение что собственно они делают и почему именно так. Либо сводиться к заумному разбору каждой ноты, которую они играют, сложному счету не понимая, что данный пример игры относиться по большей части лишь к одному, конкретному произведению и применим лишь в нем (и возможно еще в нескольких ему подобных), но не во всем стиле музыки в целом…. Обычно я уже на второй минуте теряю интерес к подобному и начинаю откровенно засыпать… А не опытные барабанщики начинают слепо копировать то, что показывает их кумир – считая это эталонной игрой всегда и везде.

Автор: Р. Янбеков
Год: 2011
Издательство: prostobook. com
Страниц: 50
Формат: PDF + MP3
Размер: 12,4 МВ
Язык: русский

Данный сборник нот и рекомендаций – результат моих размышлений и музыкальных экспериментов в течение более пяти лет.
Я играл в самых разных металлических коллективах и всегда преследовал какую-то цель в своем развитии. Сначала это была цель научиться ровно играть под клик метронома. Потом я осваивал игру на двойной педали (и до сих пор осваиваю). Затем изучал трэш ритм и играл его каждый день. При этом я слушал много групп и анализировал их музыку.
Я часами тренировался за установкой и однажды заметил, что моим любимым ритмом для разогрева и импровизации стал быстрый трэш ритм.
Я играл его, делая разнообразные брейки каждые два такта и импровизируя на ходу. Я менял партию ведущей тарелки, и изобретал новые комбинации нот, оставляя саму идею трэш — ритмики неизменной. Чтобы не забыть понравившиеся мне музыкальные фразы, я стал записывать их в нотную тетрадь. Не прошло и нескольких недель, как таких фраз набралось около сотни. Тогда и родилась идея объединить их в книгу.
Эта книга рассчитана на широкий круг любителей искусства игры на ударных в стилях Heavy, Thrash и Death Metal. Используя арсенал из этой книги, вы сможете создать чрезвычайно оригинальные партии быстрых ритмов, применимые в самых разных стилях музыки и значительно пополнить свой музыкальный словарь. Все нотные примеры, которые вы найдете в книге, являются авторскими, а значит, нигде больше не могут быть вами встречены.

Автор: Д. Томакос
Год: 2009
Издательство: Хобби-центр
Страниц: 96
Формат: PDF
Размер: 11,3 МВ
Язык: русский

Эта книга познакомит вас с некоторыми стилями и ритмами, которые обязательно должны входить в арсенал профессионального барабанщика.
Изучать каждый из них самостоятельно можно на протяжении всей жизни. Именно поэтому каждый из стилей и ритмов сопровождается кратким комментарием, за которым следуют наиболее типичные и актуальные примеры.
В конце каждого раздела дан список композиций, которые наиболее ярко иллюстрируют тот или иной ритм. Эта информация поможет вам начать осознанно работать над предложенными ритмами, а кроме того, она станет серьёзной базой или стартовой площадкой для дальнейшего развития.

Автор: В. Горохов
Год: 2014
Издательство: —
Страниц: 170
Формат: PDF
Размер: 11,8 МВ
Язык: русский

Перед вами уникальное учебное пособие «Школа игры на ударной установке», написанное специально для начинающих музыкантов, а также преподавателей класса ударных инструментов.
Автором пособия стал талантливый музыкант, руководитель ансамбля ударных инструментов «Ритм-модерн» из Омска Валерий Горохов.
Представленная в книге авторская методика уже доказала свою эффективность, она поможет быстро освоить приёмы игры на ударной установке и развить координацию рук и ног.
Пособие было разработано на основе опыта большого числа преподавателей, личного педагогического и исполнительского опыта автора, его наблюдений за коллегами-исполнителями, а также анализа школ отечественных и зарубежных авторов и теоретических статей.
Пособие соответствует программе класса ударных инструментов эстрадных отделений средних специальных учебных заведений.

Автор: А. Раздобудов
Год: 2006
Издательство: Изд. В. Катанский
Страниц: 160
Формат: DJVU
Размер: 40,1 МВ
Язык: русский

­Автор — великолепный методист, скрупулезно освещающий и разбирающий все детали барабанной «кухни»: начиная с посадки за инструментом, держания палок, высоты расположения барабанов, и кончая подборкой нотных примеров (упражнений). Весьма ценно и то, что А. Раздобудов не только говорит о музыке как таковой, но и расширяет кругозор потенциального ученика до философского осмысления явлений искусства вообще. Гармоничное развитие барабанщика как музыканта видится главнейшей целью данного пособия.

Автор: Е. Андреева
Год: 1990
Издательство: Музична Украiна
Страниц: 88
Формат: PDF
Размер: 4,5 МВ
Язык: русский

В справочнике представлены сведения об ударных инструментах, широко используемых в современной симфонической и камерно-инструментальной музыке. Кроме того, показаны размещение и нотация инструментов в партитуре в виде своеобразных таблиц, а также дано краткое описание каждого из них.

Автор: Б. Тургунов
Год: 2015
Издательство: Нарьян-Мар: ДШИ г. Нарьян-Мар
Страниц: 32
Формат: PDF
Размер: 1,6 МВ
Язык: русский

В учебно-методического пособии мы постараемся раскрыть всю информацию, которая понадобится начинающему музыканту для изучения ударных инструментов. Здесь вы не встретите ничего такого, чего нельзя было бы применить в повседневной практике барабанщика.
Учебно-методическое пособие «Ударные инструменты для начинающих» состоит из трех глав. В первой главе происходит знакомство с ударной установкой и с основными стилями игры на барабане, которые применяются в современной музыке. Вторая глава — знакомство с основами нотной грамоты. В третьей главе рассматриваются многочисленные приемы ударов, дается понятие заготовки.

Автор: Г. Дмитриев.
Год: 1991
Издательство: Советский композитор
Страниц: 145
Формат: PDF
Размер: 3,7 МВ
Язык: русский

В пособии рассматриваются основные ударные инструменты оркестра: ксилофон, ударная установка, бубны и бубенцы, тарелки, литавры, том-томы, бонги, трещотка и др. Имеется нотное приложение.

Автор: А. Макуров
Год: 1987
Издательство: ГМУ им. Гнесиных
Страниц: 47
Формат: PDF
Размер: 1,9 МВ
Язык: русский

В данной работе предлагаются 11 этюдов для ударной установки в стиле «джаз-рок», изучение которых поможет учащимся развить четырёхстороннюю технику независимости координации движений, улучшить технику правой и левой руки, глубже познать и отработать различные барабанные элементы, освоить ряд приёмов игры на хай-хете, на практике познакомиться с различными вариантами обыгрывание синкоп в стиле «джаз-рок», а также познакомиться с различными барабанными соло.

Автор: Э. Денисов
Год: 1982
Издательство: Советский композитор
Страниц: 256
Формат: PDF
Размер: 11,8 МВ
Язык: русский

Книга Э. Денисова «Ударные инструменты в современном оркестре» является первым на русском языке трудом-исследованием, посвященным трактовке ударных инструментов в музыке ХХ столетия. Книга представляет собой исследование, написанное композитором. В этом ее несомненная ценность и это обусловило ряд ее особенностей. Автор направляет внимание на самые интересные с его точки зрения случаи использования ударных. В книге собран огромный партитурный материал, в большинстве своем труднодоступный. Наличие такого материала позволит читателю составить ясную картину эволюции ударных в XX веке.

Автор: Д. Чапин
Год: 2008
Издательство: Композитор
Страниц: 30
Формат: PDF
Размер: 2,2 МВ
Язык: русский
Сборник ритмических упражнений для ударных инструментов, направленных на освоение техники игры в джазовой манере. Подготовка и публикация В. Ловецкого.

Автор: М. Клоц
Год: 2008
Издательство: Лань
Страниц: 64
Формат: PDF
Размер: 2,6 МВ
Язык: русский

«Школа игры на ударных инструментах» адресована в первую очередь начинающим музыкантам. Пособие содержит необходимую информацию, позволяющую освоить основы техники рук и ног, ознакомиться с основными видами ударов, используемых при игре на барабанах и тарелках. Приводятся сведения по наиболее популярным ритмическим рисункам. Даются рекомендации по выбору, настройке и расстановке барабанов.

Автор: Р. Янбеков
Год: 2012
Издательство: Феникс
Страниц: 32
Формат: PDF
Размер: 7,3 МВ
Язык: русский

Эта книжка одновременно и шпаргалка для ударника, и нотная тетрадь для записи «барабанных мыслей». Внутри читатель найдет 26 рудиментов, таблицы для определения скорости игры и контроля громкости, основы нотной записи для разных инструментов, образцы различных ритмов. И все это в формате карманной записной книжки, которая легко поместится в чехле для барабанных палочек.
Книжка будет полезна как начинающим, так и постоянно практикующимся барабанщикам.

Автор: И. Олейников
Год: 2011
Издательство: электронное издание
Страниц: 58
Формат: PDF
Размер: 4,2 МВ
Язык: русский

Задумывались ли вы о том, что делает того или иного музыканта исключительным, особенным? Что делает его таким желанным как среди девочек-фанаток, так и среди тех групп и проектов, что хотят записать с ним альбом? Какими умениями обладает такой музыкант, какими знаниями? Кто он? Почему каждая его нота – шедевр, а каждый шаг – целая картина? Что делает музыку таких артистов особенной, хитовой, въедающейся в каждую клеточку нашего естества? Данная книга отвечает на эти столь важные музыкальные и около музыкальные вопросы, скрытые за стеной ежедневных многочасовых занятий. В этой книге пойдёт речь о том, что не преподают в музыкальных учебных учреждениях, о чём не говорят частные преподаватели…
Как барабанщик в этой книге я буду говорить в основном о барабанщиках и о барабанах, но это не значит, что затрагиваемые темы не будут уместными для других музыкантов.

Автор: Макс Клоц
Год: 2005
Издательство: Невская нота
Страниц: 48
Формат: DJVU
Размер: 2 МВ
Язык: русский

Музыку часто сравнивают с языком. И обучение игре на музыкальном инструменте подобно изучению нового языка. Знакомясь с языком, вы начинаете с алфавита, затем запоминаете слова, составляете из них фразы, учите небольшие тексты, усваивая таким образом нормы языка, — что в конечном итоге дает вам возможность выражать на нем собственные мысли.
Схожим образом происходит обучение игре на барабанах. 26 стандартных рудиментов — 26 букв барабанного алфавита, базовые комбинации стандартных рудиментов- короткие фразы. Барабанные тексты, представляющие основную часть данной книги, — это самые известные рудиментальные соло для малого барабана, уходящие корнями в традицию и историю американской военной музыки.
Огромное преимущество этой книги состоит в том, что аппликатура и акцентуация полностью выписаны во всех рудиментах и текстах. Важность изучения и использования правильной аппликатуры и акцентуации невозможно переоценить: это необходимое условие для получения правильного звука, для усвоения «языковых норм» малого барабана. Данная книга отличается от многих учебных пособий, которые не проставляют аппликатуру и/или акцентуацию и тем дезориентируют учащегося. Правильная аппликатура = правильное произношение.

Автор: М. Клоц
Год: 2000
Издательство: Невская Нота
Страниц: 37
Формат: DJVU
Размер: 1,3 МВ
Язык: русский

Данное пособие имеет целью помочь вам увеличить свои технические возможности в области бас-барабана. Книга рассчитана на музыканта, уже получившего достаточно прочные рудиментальные навыки в техники рук, а также имеющего общее представление об использовании и функции бас-барабана в современной музыке. Многие упражнения, с последующим добавлением малого барабана, райд-тарелки и т.п., могут быть успешно применены в практике.

Автор: коллектив Guitar College
Год: 2001
Издательство: Guitar College
Страниц: 72
Формат: DJVU + MP3
Размер: 2,3 МВ + 69 MB
Язык: русский

Перед вами универсальный учебник для начального и среднего уровня. Содержит необходимые сведения о музыкальной грамоте, постановке и звукоизвлечении. Школа сориентирована на любителей тяжёлой музыки и содержит соответствующий репертуар. В книге представлены транскрипции барабанных партий из творчества таких групп как Helloween, Metallica, Paradise Lost, Iron Maiden, Manowar, Black Sabbath и др.

Автор: Эд Росетти
Год: 2005
Издательство: ООО «Росаудиосервис», издатель Смолин К.О.
Страниц: 48
Формат: DJVU + MP3
Размер: 44,5 МВ
Язык: русский

Книга представляет собой работу преподавателя известного американского музыкального учебного заведения Musician Institute (MI) Эда Росетти, посвященную особенностям игры барабанщика в стилях фанк и хип-хоп. Издание комплектуется аудиоприложением на CD, которого, к сожалению, у меня нет.

Автор: К. Кузнецов, К. Смолин
Год: 2005
Издательство: издатель Смолин К.О.
Страниц: 48
Формат: DJVU
Размер: 2,2 МВ
Язык: русский

Брошюра содержит сведения и упражнения, которые помогут начинающему музыканту-любителю самостоятельно овладеть базовыми навыками игры на ударных инструментах. В ней представлены несложные ритмические рисунки, которые чаще всего используются в современной рок-музыке.

Источник

Оцените статью