- Партитуры для ритм гитары
- Основные ритмические рисунки — примеры для гитары
- Общая информация
- Основные элементы и приемы
- Темп и метроном
- Пульсация
- Длина нот
- Музыкальные размеры
- Синкопы
- Виды ритмических рисунков
- Стандартные
- Шаффл
- Свинг
- Регги и ска
- Галоп
- Полиритмия
- Игра с оттягом и опережением
- Примеры ритмических рисунков
- Шаффл
- Свинг
- Регги и ска
- Галоп
- Полиритмия
- Заключение
- Ритмические рисунки. Примеры ритмических рисунков для гитары с табами и схемами
- Ритмические рисунки. Общая информация
- Основные элементы и приемы
- Темп и метроном
- Пульсация
- Длина нот
- Музыкальные размеры
- Синкопы
- Виды ритмических рисунков
- Стандартные
- Шаффл
- Свинг
- Регги и ска
- Галоп
- Полиритмия
- Игра с оттягом и опережением
- Примеры ритмических рисунков
- Шафлл
- Свинг
- Регги и ска
- Галоп
- Полиритмия
- Заключение
- ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW
- Как записывать акустическую гитару дома
- Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда
- Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли
Партитуры для ритм гитары
Автор: В. Ловецкий
Год: 2004
Издательство: Композитор
Страниц: 16
Формат: PDF
Размер: 0,8 МВ
Язык: русский
В данный сборник вошли эстрадно-танцевальные ритмы прошлых лет (ретро), которые исполнялись мной на танцплощадках и эстраде. Начинающему барабанщику эти ритмы (рифы) практически дадут координацию четырех точек (рук и ног) и возможность развивать на их основе свою фантазию, которая необходима при исполнении современных эстрадно-танцевальных музыкальных произведений. Латиноамериканские ритмы и по сегодняшний день звучат с эстрады и представляют собой определенные трудности при исполнении. Этот сборник предназначен для учащихся ДМШ, ДШИ, музыкальных лицеев и гимназий.
МЕДЛЕННЫЙ ВАЛЬС
ВАЛЬС
ТАНГО
САМБА-БОССА
ЧА-ЧА-ЧА
МЕДЛЕННАЯ РУМБА
БЫСТРАЯ РУМБА
САМБА
МАМБО
БЛЮЗ
МЕДЛЕННЫЙ ФОКСТРОТ
БОССА-НОВА
БЫСТРЫЙ ФОКСТРОТ
КОНЦЕРТНЫЙ ТВИСТ
Источник
Основные ритмические рисунки — примеры для гитары
Ритмические рисунки – основа любого произведения для гитары. Благодаря им песни могут отличаться друг от друга, даже если в них примерно похожая мелодия.
Общая информация
Общий ритм помогает сыграть то или иное произведение любому музыканту на земном шаре. Опытный композитор записывает свое творение нотами, так как в них существуют длительности. Это необходимо для точного воспроизведения музыкальной мысли как самим автором, так и другими исполнителями. Также существуют переложения для табулатур.
Основные элементы и приемы
Существует много разных ритмических рисунков для гитары. Постараемся выделить особенно распространенные. Их желательно выучить каждому гитаристу. Часто такие рисунки могут пересекаться в разных стилях.
Темп и метроном
Если объяснять просто, темп в музыке – это скорость, с которой исполняется произведение. Обычно он измеряется ударами за минуту. Существуют десятки видов темпов, которые отличаются не только временной характеристикой, но и настроением.
К примеру, даже медленные темпы могут быть как тягучими, так несколько подвижными, в зависимости от задумки автора. Также темпы могут интерпретироваться самими музыкантами.
Например, вокалист может спеть романс несколько отлично от указанного в партитуре темпа. Соответственно, концертмейстер также аккомпанирует в выбранной скоростной динамике. Обычно это обговаривается во время репетиций, чтобы выбрать наиболее удобный и выигрышный вариант.
Метроном – прибор, который позволяет совершить несколько удобных действий:
- Контролировать разучивание сольной партии, не сбиваясь с ритмических рисунков для гитары;
- Соединиться нескольким музыкантам на репетиции или во время отдельных занятий (без ансамбля);
- Выработать необходимое чувство ритма.
Существуют даже «продвинутые» метрономы, в которых можно выставлять те самые темповые оттенки. Это внесет разнообразие в вашу игру.
Пульсация
Помимо мелодии и ритмического рисунка для гитары необходимо ознакомиться с пульсацией разучиваемого произведения. Особенно это важно для игры в группе, оркестре. Если исполнитель одной из партии будет выпадать из общей пульсации, то это будет явно слышно, испортит всю музыкальность.
Пульсация – это стабильность чередования пауз, длительностей. Она основана на соблюдении акцентов, просчете силы долей. Правильный пульс создает не только ровную ритмическую картину произведения, но и ее «качевость».
Такт определяет расстояние от одной сильной до другой сильной доли. Они разделены специальными перегородками – тактовыми чертами. Внутри самого такта имеются слабые доли. Их чередование как раз создает пульсацию, о которой шла речь выше.
Длина нот
Длина нот в ритмических рисунках определяет, в каком ритме исполняется произведение. Самой длинной нотой в такте является «целая» – жирная овальная «картофелина», которая так любима мастерами гитары. Она означает, что нота тянется весь такт без каких-либо ритмических изменений.
Конечно же, она не самая распространенная. Более применимы ее «младшие братья», которые и создают движение музыки. Грубо говоря, огромная «картошка» разрезается на более мелкие части. Сначала пополам – получаются две «половинные». Затем еще пополам (или на четвертинки) – отсюда и название – «четверти».
Потом начинаются еще более маленькие доли – 1/8, 1/16. Их называют по значению знаменателя (нижнего числа в дроби):
- «восьмая»;
- «шестнадцатая»;
- «тридцать вторая»;
- «шестьдесят четвертая» (вплоть до 256-ой).
Сильные и слабые доли существуют для того, чтобы не только задать характер произведению, но и упорядочить его ритмический рисунок на гитаре. Если мы играем просто длительности (смотрите выше) в правильном порядке, на верной звуковысотности, то это еще не разученная партия.
Нам необходимо просчитать, где сильная, а где слабая доля. Если говорить просто – на сильную мы делаем акцент, выделяем ее, а слабые исполняем чуть тише (но не динамически!), а именно ритмически.
Музыкальные размеры
Дроби в начале такта пьесы – это ее музыкальный размер. Это неотъемлемая часть ритмического рисунка. Он показывает, сколько долей определенной длительности находится в такте. К примеру ¾ – здесь три доли, в которые умещаются четверти. Размеры умножаются, делятся (как любые другие дроби). К примеру – ¾ можно сделать 6/8 (умножив на два). Но тогда поменяется ритмика пьесы для гитары.
Синкопы
Это явление, связанное с пульсацией. Сильная доля ритмического рисунка смещается со своего «обычного» места на слабую. Считается, что это характерная особенность блюзовой, джазовой музыки. Скорее, она там наиболее ярко выражена. Потому что это стандартный ритмический рисунок для совершенно разных жанров гитары.
Виды ритмических рисунков
Знание ритмических рисунков на гитаре позволяет упростить разбор песни. Так как их ограниченное количество, достаточно выучить несколько, чтобы уметь подстраиваться под стиль.
Стандартные
Наиболее распространены для начинающих музыкантов на гитаре. Их особенность в том, что ярко выражена пульсация, нет резких смещений акцентов. Это знаменитые «четверки», «шестерки», «восьмерки», которые познает начинающий любитель гитары.
Шаффл
Характерен для буги-рока, блюза и сопутствующих стилей гитары. Взяв «четыре четверти», в стандартном размере мы просчитаем их ровно «Раз и, два и, три и, четыре и», то при шаффловом аккомпанементе «цифры» запаздывают, затягиваются. Делается это весьма условно и произвольно, причем за счет сокращения слабой доли (в нашем случае «и»).
Получится что-то вроде «Рааз и, дваа и, трии и, четыре и». Именно это внутренне чувство пульсации характеризует «похожесть» на стиль того или иного музыканта.
Свинг
Это счет на «раз-три и». В ритмическом рисунке четверть делится не на 2, а на 3 восьмые. Причем это не пишется на нотном листе, а делается мысленно. Первая, вторая доли чуть длиннее, чем «условная третья».
Отличительной особенностью является то, что доли «1» и «2» – как бы залигованы, то есть исполняются условно «legato» (особенно актуально для хаммеров на гитаре), а «3» – чуть отдельно.
Регги и ска
Это фактически ритм этнической музыки. Первая доля здесь чаще слабая, вторая – сильная и акцентированная. Исполняется обычно ударом медиатора вверх для гитары. Между ними могут присутствовать добавочные ноты.
Галоп
Ритмический рисунок для гитары, который обычно применяется для хард-рока или хэви (трэш)-метала. Напоминает «лошадиный галоп» с основной схемой.
Первая стрелка на гитаре играется слегка с оттягом. Вторая, третья – четко, остро, также как и последняя.
Полиритмия
Если речь идет об отдельной пьесе, то при полиритмии за определенный временной отрезок звучат 2 или более ритмических рисунков на гитаре. При этом они делятся на равное количество частей. Удобнее всего простучать это на барабанах (или разными руками):
- Левая пусть играет восьмые триоли.
- Правая же – обычные восьмые.
- Мы получим полиритм 3/2.
Игра с оттягом и опережением
Для того чтобы использовать эти приемы, необходимо, как ни странно, научиться играть ровно в метроном. Если для вас не вызывает затруднения попадать в удары этого прибора, тренируйтесь создавать собственное «грувовое» настроение.
Певец с гитарой или инструменталист могут запоздать с исполнением ноты или, напротив, продлить ее дальше необходимого. Но при этом общая ритмика никуда не исчезает, а пульсация не сползает, не выбивается. Это тонкие нюансы, которые нарабатываются репетициями, прослушиванием музыки.
Примеры ритмических рисунков
Популярные ритмические рисунки для гитары на примере рока, джаза, классики.
Шаффл
- Motorhead – Whorehouse Blues;
- Зоопарк – Сидя на белой полосе;
- Mötley Crüe – Dr. Feelgood.
Свинг
- Cannoball Adderley – Mercy mercy mercy;
- Duke Ellington – Jones;
- Fletcher Henderson – Sugar Foot Stomp.
Регги и ска
- Police – Roxanne;
- No Doubt – Just A Girl;
- Black Uhuru – Guess whos coming to dinner.
Галоп
- Сектор Газа – Казачья;
- Metallica – Battery;
- Pantera – Heresy.
Полиритмия
- Gorillaz – 5/4;
- Фридерик Шопен – Фантазия-Экспромт;
- Веберн – «Песня только для тебя».
Заключение
Мир ритмических рисунков на гитаре многогранен и необъятен. Но каждый музыкант стремится овладеть основными приемами для своего исполнительского арсенала. Без этого невозможно как исполнять музыку в разных стилях, так и развиваться в каком-то одном.
Если вам помогла эта статья, не поленитесь прокомментировать и поставить лайк! А также вы можете поделиться записью в социальных сетях и сохранить ее в закладки.
Также рекомендуем к просмотру подобранное тематическое видео.
Ритмический словарь гитариста (часть 1):
Ритмический словарь гитариста (часть 2):
Источник
Ритмические рисунки. Примеры ритмических рисунков для гитары с табами и схемами
Ритмические рисунки. Общая информация
Ритмические рисунки – одна из ключевых основ любой музыки, и знать их должен не только барабанщик, но и другие музыканты. Именно на них выстраивается структура композиции, и именно им подчинены все инструменты внутри нее. В данной статье мы подробно рассмотрим основные виды гитарных ритмических рисунков, а другие аспекты ритмики внутри композиции.
Основные элементы и приемы
Для начала стоит рассказать об основных понятиях, связанных с ритмическим рисунком в музыке.
Темп и метроном
Темпом называется скорость композиции. Он измеряется в ударах в минуту, и чем выше этот показатель – тем быстрее песня будет звучать. Темп считается метрономом – устройством, которое отсчитывает каждый удар с идеальным интервалом. Если весь ансамбль будет играть с разным темпом – то композиция развалится и не зазвучит. Однако если инструмент будет играть ровно в два раза медленнее – то он все еще будет находиться внутри песни, просто ноты, которые он играет, будут в два раза длиннее других.
Пульсация
Пульсация определяет то, как внутри ритмического рисунка расставлены акценты и доли. Соблюдение пульсации очень важно для всех инструментов, иначе получится каша, где все играют невпопад. Пульсация задается ритм-секцией – барабанщиком и басистом, и держится ими. Кроме этого, пульсация может называться грувом.
Отрезок музыкальной композиции, который начинается сильной, и заканчивается слабой долей, а также полностью заполнен нотами определенной длины. Как правило, внутри одного такта присутствует одна музыкальная фраза или один элемент ритмического рисунка.
Длина нот
То, насколько долго внутри такта звучит одна нота. От длины нот зависит темп композиции, а также пульсация. Длина ноты также обозначает, сколько их может быть внутри одного такта при выбранном музыкальном размере. Например, стандартные 4/4 подразумевают, что в них может быть четыре ноты длительностью в четверть, две половинные, и одна полная, или же восемь восьмых нот, шестнадцать шестнадцатых, и так далее. Длина нот очень важна, если вы хотите составить ритмический рисунок.
«Опорные точки» тактов. Именно на них ориентируются все музыканты. Как правило, сильная доля обозначается ударом бас-барабана, или же более громким стуком метронома, а слабая – малым барабаном. Попадать в долю очень важно, поскольку, таким образом, инструменты начинают подчеркивать друг друга, а композиция не разваливается.
Музыкальные размеры
Размер обозначает, сколько нот определенной длины должно проигрываться внутри одной доли и такта. Он состоит из двух чисел: первое обозначает количество долей, второе – длину нот. Например, размер 4/4 говорит о том, что такт содержит в себе четыре доли, длинной в четверть. Таким образом, каждая нота звучит точно в определенную долю. Если мы увеличим размер до 8/8, то и темп увеличится в два раза. Как правило, размеры отсчитываются, опираясь на стук метронома.
Синкопы
Синкопы – необычный ритмический прием. Используя его, музыканты смещают сильную долю на слабую. Благодаря этому образуются интересные и необычные ритмические рисунки, а также уникальная пульсация.
Виды ритмических рисунков
Стоит сказать, что ритмических рисунков, так же, как и боев на гитаре , существует огромное множество. Однако есть определенные стандарты, которые стоит выучить. Прежде чем придумывать что-то свое.
Стандартные
В эту категорию подходят все классические ритмы на гитаре – «шестерка», «восьмерка», и так далее. Как правило, стандартные рисунки идут вровень с метрономом и долями, никак не смещая и не взаимодействуя с ними. Кроме этого, сюда же подходит и вальсовые ритмы, которые считаются как «РАЗ-два-три».
Шаффл
Данный ритмический рисунок пришел из блюза. Обычно он играется в размере 4/4, триольной пульсацией и восьмыми нотами. То есть, за один удар метронома вы должны сыграть ноту или аккорд трижды. Однако в шаффле каждая вторая нота триольной пульсации как бы пропущена. Из-за этого возникает интересный ритм – вместо «раз-два-три» вы играете «раз-пауза-два-три». Это и есть шаффл.
Свинг
Ритмический рисунок, пришедший из джаза. По своей сути он напоминает шаффл, поскольку так же основа на одной пропущенной ноте в триольной пульсации, однако во время игры свингом происходит смещение долей. Таким образом достигается интересная и необычная пульсация. В отсчете вы можете опираться на то, что упущенная нота обозначается как «и». У вас должно получиться – «Раз — и –Два-три (быстро) – и – Два-три – и – Два-три – и – Раз – и…» и так далее.
Регги и ска
Эти два ритма очень похожи. Их суть заключается в том, что акценты каждой доли смещены. Вместо первой сильной доли вы играете слабую, вместо второй слабой – сильную с акцентом. При игре боем очень важно, чтобы первый удар всегда был, как бы приглушен, а второй штрихом шел вверх.
Галоп
Ритмический рисунок, характерный для метала и тяжелого рока. Его суть заключается в очень быстрой игре внутри триольной пульсации, что будет выглядеть как «Раз – раз-два-три – раз-два-три» и так далее. Пример играется переменным штрихом.
Полиритмия
Не столько прием, сколько инструмент для более интересной аранжировки и аккомпанемента на гитаре.
Полиритмия – это использование двух музыкальных размеров одновременно внутри одного такта композиции. Если мы представим стандартный музыкальный размер 4/4 как линию, то получится:
Где каждый символ | — это доля, на которую приходится удар барабана или нота. Таким образом, в 4/4 присутствуют четыре удара. Если мы возьмем еще одно число ударов, которое не делится на 4, например, 3, и представим его точно так же, то получится:
А теперь совместим это с 4/4. Получится:
То есть, ритмически это будет звучать как «Раз – пауза – Раз-Два-Три – Раз – Два — пауза…».
На письме полиритмия обозначается через двоеточие. В данном случае это 4 : 3, однако могут быть и другие.
Это и есть полиритмия. Применять это можно, например, в партии барабанов и баса, когда ударник одной рукой отбивает одно число ударов, а ногой или другой рукой создает полиритм вместе с ударником.
Игра с оттягом и опережением
Кроме этого, для музыкантов очень важно понимать, как играть с так называемым оттягом и опережением. Все очень просто – при игре под метроном или ударные вам требуется попадать не четко в долю, а немного, буквально на долю секунды опаздывая, то есть, оттягивая удар, или ускоряясь, то есть, опережая метроном. Это очень сложно, если вы не можете играть ровно, однако при занятиях с метрономом и имя чувство ритма, вы научитесь это делать. Такой способ игры необходим в некоторых жанрах музыки, поскольку он сильно раскачивает общий грув, делает его более плавным и расслабленным.
Примеры ритмических рисунков
Ниже представлены композиции с примерами ритмических рисунков , которые помогут вам лучше понять, как играть каждый из них.
Шафлл
- Queens of the Stone Age – Mosquito Song
- The Raconteurs – Old Enough
- KISS – Let me Go, Rock-n-Roll
- Devo — Mongoloid
Свинг
- Glenn Miller – In the Mood
- Louis Armstrong – Mack The knife
- Billie Holiday — Summertime
Регги и ска
- Bob Marley – No, Woman No Cry
- The Wailers – Get Up Stand up
- Леприконсы – Хали-гали
- Zero Talent – Nuits Blanches
Галоп
- Ария – Герой Асфальта
- Metallica – Motorbreath
- Iron Maiden – The Trooper
- Nightwish — Moondance
Полиритмия
- King crimson – Frame By frame – обе гитарные партии находятся в разных размерах: первая в 13/8, вторая в 7/8. Они расходятся, но постепенно нагоняют друг друга.
- Queen – The March of the Black Queen – полиритм 8/8 и 12/8
- Nine inch Nails – La Mer – пианино играет в 3/4, ударные в 4/4
- Megadeth – Sleepwaler – полиритм 2 : 3.
Заключение
Любой музыкант должен владеть как минимум стандартными ритмическими рисунками, а также понимать музыкальные размеры и слышать доли. Это поможет придумывать композиции, не звучащие однообразно, а также создавать нужное песне настроение и характерный грув. Комбинируя ритмические рисунки вы открываете перед собой безграничные возможности по сочинению и созданию песен как сольно, так и в ансамбле.
ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
Добавить комментарий Отменить ответ
Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW
Как записывать акустическую гитару дома
Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда
Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли
Источник