Партия бас гитары для блюза

Блюз >8 способов разнообразить двенадцатитактовый блюз

Двенадцатитактовый блюз – одна из самых универсальных аккордовых прогрессий, вне зависимости от участвующих инструментов, опыта музыкантов или жанра. Уверен, что если вы решите поджемовать с новым для себя партнером, вы очень быстро перейдете на блюз. В арсенале любого гитариста найдутся ходовые блюзовые фразы, которые можно отлично применять к любому соло. Однако что касается поддерживающей, ритмической партии, здесь ограничений значительно больше. Давайте поработаем над этим. Сегодня мы будем иметь дело с двенадцатитактовыми ритм-партиями, которые можно развить и изменить для применения в практически любой ситуации.

Разнообразие блюзовых ритм-партий

Пример 1 – вариация классического риффа Стиви Рэя Вона (Stevie Ray Vaughan) из “Pride and Joy”. Возможно, вы играли нечто подобное в тональности Е, которая дает возможность пользоваться открытыми первой и второй струнами для придания риффу объемности. Но этот пример записан в тональности G, поэтому мы внесем некоторые изменения, чтобы не потерять ощущение шаффла. Если на каждой ноте вы будете глушить соседнюю струну, можете играть боем по зажатой и по приглушенной струнам. Это придаст риффу еще больше яркости.

Пример 2 похож на рифф, который я слышал в классической композиции 60-х годов “Shakin’ All Over”. Здесь важно глушить шестнадцатые ноты на слабой доле после первой сильной доли. Этот рисунок напоминает удар барабанной палочкой по райду. Также можно убрать шестнадцатые ноты и просто удваивать тонику в начале каждого такта. Выбор за вами. С любыми подобными прогрессиями и риффами можно экспериментировать, играя их прямо или свингуя в разном темпе.

Читайте также:  Ноты benz truck для гитары

Нельзя говорить о блюзе, не упомянув Фредди Грина (Freddie Green). Он внес в этот стиль много нового, а группа Каунта Бэйси (Count Basie) с Грином звучала очень и очень круто.

Пример 3 – упрощенная партия в духе Фредди Грина. Сначала играем терцию и септиму каждого аккорда, затем двигаемся вверх или вниз и переходим к следующему аккорду. Это очень полезно для биг-бэндов, потому что тоники могут исполняться басистом, а верхи аккордов – мощной духовой секцией. Отличный способ подчеркнуть гармонию, не вмешиваясь в линии других инструментов.

Альтернатива – Пример 4 . Нечто подобное хорошо подходит для дуэта с вокалистом или с другим инструменталистом. Аппликатуры потребуют тренировки, потому что нужно, чтобы пальцев «хватало» как на шагающий бас, так и на сами аккорды. Но в результате получится очень здорово. Общее правило для партий с шагающим басом: начинайте на тонике на первой доле, пользуйтесь второй и третьей долями для создания напряжения или для подчеркивания гармонии, а на четвертой доле играйте хроматическую ноту, располагающуюся прямо над следующей тоникой или под ней.

Последний пример более джазовой части урока – Пример 5 – представляет собой прямой джазово-блюзовый контекст с аккордовой пробежкой к аккорду IV ступени в стиле Брайана Сетцера (Brian Setzer) в такте 4. Чтобы подчеркнуть мелодию на верхах аккордов, мы используем разные аппликатуры. Нечто подобное можно использовать даже при игре соло с одиночными нотами или дабл-стопами. Попробуйте собственные варианты, особенно в области тернэраунда – такты 11 и 12.

Пример 6 – рифф в стиле кантри в тональности А. Это единственная прогрессия данного урока, не относящаяся к тональности G. Она дает возможность пользоваться преимуществами удобных пауэр-аккордов с открытыми нотами и делать слайды к терции и малой септиме каждого аккорда. Я решил сыграть тернэраунд V–I, начинающийся в такте 9 и включающий подъем на октаву в такте 12, что возвращает нас к аккорду I ступени.

Пример 7 – это небольшой рифф, очень похожий на то, что могли бы сыграть Роббен Форд (Robben Ford) или Мэтт Скофилд (Matt Schofield). На фоне аккордов I, IV и V зажимаем тонику, терцию и сексту каждого аккорда и делаем слайд к малой септиме, ноне и квинте. Подобный ход напоминает звучание духовых и делает прогрессию более разнообразной.

Заключительную прогрессию этого урока можно определенно отнести к фанку. Рифф Примера 8 очень похож на “Car Wash” от Rose Royce и отлично подходит к двенадцатитактовой форме. Играем терцию и малую септиму, подходя к тритону с ноты на полшага ниже и делая к нему слайд. После каждого аккорда делаем вставки с приглушенными нотами. На мой взгляд, лучше избегать излишних шестнадцатых нот между аккордовыми слайдами, но это уже дело вкуса. Мне кажется, что этот грув звучит лучше без них. Удачи и до скорого!

отлично. А чаще такие уроки можно? Мне просто уже 60 лет, а от блюза просто балдею! С уважением Виктор Сергеевич.

В скором времени обязательно появятся новые уроки по блюзу. А пока что Вы можете ознакомиться с ранее опубликованными уроками в этом стиле по этой ссылке.

Это просто высший класс! Спасибо огромное!

примеры блюзовых квадратов оригинальные много синкоп ритмических удачно подобрана джазовая гармония браво

Источник

Как играть блюзовый квадрат на гитаре

Блюзовый квадрат – традиционная форма блюза на 12 тактов. Его основа – три аккорда: I (тоника), IV (субдоминанта) и V (доминанта).

Одна из распространённых гармонических схем квадрата (по тактам):

I 7 I 7 I 7 I 7
IV 7 IV 7 I 7 I 7
V 7 IV 7 I 7 V 7

Если представить схему аккордами в Ми мажоре, получается последовательность:

E E E E
A A E E
B A E B

А в Ля мажоре:

A A A A
D D A A
E D A E

Стоит отметить, что есть довольно много вариаций классического блюзового квадрата – последовательность аккордов немного изменяется. Например: в 12-ом такте играется I (тоника), а не V (доминанта); или во 2-ом такте – IV (субдоминанта) вместо I (тоники); ещё вариант – в 10-ом такте V, а не IV. Но в рамках этой статьи мы будем рассматривать, как играть квадрат на гитаре по выше представленной схеме. Разберём подробно – блюзовый ритм, какие аккорды и пауэр-аккорды, риффы можно использовать. В помощь для занятий – табы и ноты в формате Guitar Pro, аудиопримеры (с записанной партией и без гитары (бас и барабаны) ).

Блюзовый ритм – шаффл (shuffle) – фундамент квадрата.

Послушайте, как звучит – штрих по приглушенным струнам под барабаны:

Ритмически – это триольная пульсация, но без второй ноты триоли. Первый удар вниз (четвертная) + второй удар вверх (восьмая).

В нотной записи обозначается так:

Или же записывается обычными восьмыми, но при этом указывается, что две восьмые равны триольной фигуре «шаффл». То есть восьмые нужно играть в блюзовом ритме (триоль – четвертная + восьмая).

Именно такой вариант записи используется в последующих примерах.

Для начинающих шаффл – первый шаг в освоении квадрата. «Уловите», почувствуйте его. Для начала – попробуйте играть ритм переменным штрихом по приглушенным струнам. Главное – чтобы получался ритмический рисунок в соответствии с долями тактов. Чтобы быстрей освоить – играйте синхронно вместе с аудиозаписью, или в Guitar Pro.

Затем сыграйте самостоятельно – под барабаны:

Освоив ритм, можно приступать к разбору аккордовой последовательности. Далее – блюзовый квадрат на гитаре с разными вариантами аккомпанемента. От простых примеров к более сложным.

№1: ритм простыми аккордами

В аудиопримере – на электрогитаре, но можно сыграть и на акустике.

E7 и A7 – стандартные аппликатуры мажорных септаккордов (по системе CAGED), B7 – баррэ на II ладу (в форме A7).

Квадрат в Ми мажоре. Гармоническая схема:

  • 1-4 т. – E7 (I)
  • 5-6 т. – A7 (IV)
  • 7-8 т. – E7 (I)
  • 9 т. – B7 (V)
  • 10 т. – A7 (IV)
  • 11 т. – E7 (I)
  • 12 т. – B7 (V)

В аудиозаписи заключительный аккорд (после тактов квадрата) – E7.

Напомним, что каждые две восьмые в нотной записи приравниваются триоли – нужно играть шаффл. Другими словами, каждые два удара – это триольная фигура.

Используемый ритм (блюзовый бой) в аккомпанементе состоит из следующих штрихов:

  • первые два удара – вниз-вверх;
  • третий удар – вниз с глушением (штрих обозначен в табах символом «x»): ребро ладони правой руки ложится на струны и одновременно делается удар медиатором;
  • четвёртый удар – вверх.

На один аккорд в такте – ритм из 4 ударов повторяется два раза.

Выучите ритм-партию, играйте под минусовку (в треке партия на бас-гитаре + барабаны):

Послушайте и скачайте аудиотрек. Он вам пригодится и для изучения следующего примера (№2).

№2: аккорды с надстройками

К основным мажорным септаккордам, используемым в квадрате, добавляются надстройки (дополнительные ступени – 6, #9, 13). Они вносят разнообразие в аккомпанемент – создают мелодические ходы (обыгровки) в пределах каждого аккорда.

12 тактовый блюзовый квадрат аккордами с надстройками в табах и нотах (скачать тут):

Гармоническая схема по основным ступеням, как и в предыдущем квадрате (№1) – в E (ми мажоре).

1 – 4 т. (E):
1 т. : после двух ударов на E7– штрих вниз на E6 (аппликатура не снимается с грифа, а только перемещается мизинец на 2 лад) – и снова 2 раза вверх на E7; и далее на E (без септимы, стандартная аппликатура!) – удар вниз с глушением (x) ладонью правой руки и вверх.
2 т. : два удара (вверх-вниз) на E – один удар на E7#9 (сохраняется аппликатура E7 + мизинец прижимает 1 и 2 струну на третьем ладу) – и далее ритм на E.
3-4 т. : повторяется обыгровка на E, как и в 1 и 2 такте квадрата.

5 – 6 т. (A): последовательность добавочных ступеней, как и в E, но в аппликатуре A7 на 5 ладу.

7-8 т. (E): возвращаемся в открытую позицию и снова играем ход из первых двух тактов квадрата.

9 т. (B): баррэ на седьмом ладу B7 – удар вниз на B7 add13 (в аппликатуре B7 мизинец переставляется на 9 лад) – и снова ритм на B7.

10 т. (A): такой же ход, как в 9 т., но на A7 (баррэ на 5 ладу).

11 т. (E): повторяется 1 т. – E7 – E6 (1 удар вниз) –E7.

12 т. (B): на аккорде B7 #9 (6-ая и 1-ая струна не звучит), ритм триолями – на каждую долю такта по три удара вниз; если сложно – можно использовать переменный штрих (вверх-вниз).

В коде (в завершении квадрата, после 12 тактов) звучит аккорд E7 #9.

Этот квадрат можно сыграть под минусовку примера №1.

№3: пауэр-аккорды

Блюз пауэр-аккордами звучит особенно, эффектно:

Сначала квинта – два удара:

Следующие два удара – добавляем 6-ую ступень (через лад от квинты): 1 и 3 палец с квинты не убираем, а добавляем мизинец.

Эта аппликатура используется на всех аккордах квадрата. Играть пауэр-аккорды нужно отрывисто: после каждого удара по струнам ослабляйте пальцы на аккорде, слегка их приподымайте.

12 тактовый блюз пауэр-аккордами (Ля мажор) в табах (файл Guitar Pro здесь):

Минусовка для занятий:

№4: пауэр-аккорды с добавлением 6-ой и 7-ой ступеней

Более быстрый темп, риффовая структура (пауэр-аккорды + дополнительные ступени):

Квадрат также играется в Ля мажоре, но аппликатуры в открытой позиции.

Обратите внимание! На аккорды A и D кроме хода «квинта + 6-ая и 7-ая ступень», ещё добавляется в басу блюзовая нота (см. 2 т., 4 т., 6 т. и 8 т.). К аккорду A5 добавляется нота С (b3 ступень по блюзовой ля мажорной гамме), к D5 – нота F (b3 по блюзовой ре мажорной гамме).

В 9 т. и 10 т. – квинта + 6 ступень, как и в предыдущем примере, но используется другой ритмический рисунок.

В 11 т. и 12 т. – тернэраунд. Это особый элемент блюзового квадрата, в ранее рассмотренных примерах мы его ещё не использовали.

Итак, тернэраунд – это фраза (ход аккордов, интервалов, мелодия), которая играется в завершении квадрата, как правило, в последних двух тактах. По гармонической схеме: обычно в 11 т. – на I ступень (тонику), а в 12 т. – на V ступень (доминанту).

Тернэраунд как бы подготавливает переход в начало квадрата (т.е. квадрат повторяется, снова проигрывается согласно последовательности).

В нашем примере тернэраунд соответственно на аккорды:

  • 11 т. на A (I) – ноты b7, 6, b6 через тонику аккорда (ля), аккорд A5.
  • 12 т. на E (V) – пауэр-аккорды.

Минус (для примеров №4 и №5):

№5: риффы

В этом квадрате практически весь рассмотренный «арсенал» из примера №4 с небольшими вариациями + оригинальные аппликатуры мажорных аккордов с добавлением надстроек, которые любит использовать Пол Гилберт, играя блюз.

Во второй половине второго такта аккорд A и далее по квадрату (те самые аппликатуры Гилберта):

Сначала A (ля мажор) – два удара вверх. Не совсем обычная постановка пальцев: мизинцем прижимается 6-ая, указательный приёмом баррэ прижимает 4, 3 и 2-ую струны, но его верхняя часть приглушает 5-ую струну, 1-ая тоже в аккорде не участвует.

Пальцы с аккорда не снимаем, а добавляем 2-ой и 3-ий по аппликатуре (соответственно 11-ая и 6-ая ступени к аккорду). Удар вниз.

Также играем и в 6-ом такте аккорд D: аппликатура в 7 позиции.

В 9 т. (E) и 10 т. (D) второй и третий палец добавляется приёмом hammer-on: удар медиатором по основному аккорду и затем добавляются 2-ой и 3-ий палец (без удара по струнам – легато)

В тернэраунде фраза из примера №4, но в другой позиции. Также в 11 т. добавляется A7 в аппликатуре E7 (без 6-ой и 1-ой струны), а в 12 т. – связка E9 – E 9/13 – E9.

Советы

1. Хорошо изучите гармоническую схему квадрата. Научитесь его играть в разных тональностях. Для начала – обычными мажорными септаккордами.

В качестве ориентира для построения аппликатур используйте тоники аккордов квадрата (I, IV и V ступеней гармонии) на басовых струнах.

Если тоника I-ой на 6 струне, то тоника IV-ой на этом же ладу, а V-ой через лад на 5 струне:

схема в ля мажоре

Если тоника I-ой на 5 струне, то на 6-ой струне на этом же ладу тоника V-ой, и через лад вниз по грифу, соответственно тоника IV-ой.

2. Придумайте блюзовый квадрат со своим вариантом аккомпанемента, используя изученные приёмы – ритм обычными аккордами, аккордами с надстройками, пауэр-аккордами, а также риффы по гармонии. Но предварительно распишите сетку аккордов по схеме в необходимой тональности, чтобы не допустить ошибок в последовательности.

3. Разучивайте разные тернэраунды, придумывайте свои и используйте их в 12 таковом квадрате.

Гитара зовёт! Да прибудет с вами музыкальная магия блюза!

Источник

Оцените статью