- Скоростная медиаторная техника >Скоростные пассажи для развития технических навыков игры
- Скоростная медиаторная техника >Легатные пассажи на основе пентатонической гаммы
- Скоростные пассажи на основе натуральной минорной гаммы
- Упражнение 1: пассаж в си миноре
- Упражнение 2: пассаж в ми миноре
- Упражнение 3: пассаж в ре миноре
- Тренировка для гитариста – учимся играть быстро
- Разогрев рук перед игрой
- Разминка с гитарой – развиваем чувство ритма
- Упражнения для скоростной игры
- Подведем итог
Скоростная медиаторная техника >Скоростные пассажи для развития технических навыков игры
Сегодня я покажу несколько фраз из одиночных нот, которые помогут вам развить координацию рук и научиться играть быстро и чисто.
На собственном опыте я понял, что постоянное повторение одной и той же мелодии отлично помогает в работе над техникой игры. Если делать это долго и упорно, результат не заставит себя ждать: вы непременно заметите улучшение.
На РИС. 1 вы видите пассаж шестнадцатыми нотами, который начинается с двухтактной фразы, основанной на гамме G мажор (G A B C D E F#). В тактах 3 и 4 я быстро меняю позицию и транспонирую эту фразу в С мажор (C D E F G A B), поднимая ее на кварту. Я зажимаю ноты указательным, средним пальцем и мизинцем.
Попробуйте поиграть эту или подобную фразу, повторяя ее снова и снова, и вы быстро заметите слабые места в работе левой руки. Зажимайте ноты кончиками пальцев, а большой палец должен лежать перпендикулярно грифу на обратной его стороне, чтобы дать свободу другим пальцам. Я играю переменным штрихом и стараюсь достичь идеальной плавности и гладкости в исполнении.
А теперь немного усложним мелодию. Мелодия на РИС. 2 , приходящаяся на первую и вторую доли, полностью идентична мелодии на РИС. 1, но на двух последних долях такта я играю пулл-офф на первой струне, а затем несколько нот переменным штрихом.
Первая фраза повторяется четыре раза в тональности G, после чего я транспонирую ее в С. Обратите внимание на то, что я меняю ее конец в такте 3, чтобы подойти к двенадцатой позиции на последней шестнадцатой ноте.
Посмотрите на РИС. 3 . Я использую мелодию из предыдущих упражнений в качестве основы для нового восходящего пассажа. Он проходит через три варианта аппликатуры гаммы G мажор. Я играю этот пассаж шестнадцатыми триолями, поднимаясь вверх и спускаясь вниз на каждой последующей восьмой ноте.
Его тоже следует играть переменным штрихом, добиваясь чистого и ровного исполнения. Последний пример значительно проще предыдущих, но чтобы научиться играть его четко на большой скорости, нужно потрудиться.
Скоростные пассажи всегда эффектно звучат, но чтобы добиться такого уровня игры, нужно приложить много сил.
Взял себе за правило: каждый день играю по часу 3-5 скоростных пассажей под метроном с нарастающей скоростью. Уже через месяц я получил значительный прирост к скорости. Пальцы просто на автомате играют пассаж. Попробуйте и вы.
Сначала отрабатывается тремоло,без него никуда,далее по о дной струне гонять по грифу,затем переход со струны на струны,время много уйдет
Источник
Скоростная медиаторная техника >Легатные пассажи на основе пентатонической гаммы
На сегодняшнем уроке из серии «Monster Licks» мы будем говорить о фразе, основанной на пентатонической гамме В с добавленным интервалом в большую терцию (нота Eb). Эта гамма очень похожа на миксолидийскую гамму В — не забывайте об этом, если хотите придать вашему звучанию несколько более резкий характер.
Зачем я перестраиваю гамму таким образом? Возможно, вы уже знаете, что в своей игре я обычно основываюсь именно на пентатонической гамме. Добавляя в гамму дополнительную ноту, я по-прежнему могу играть гамму почти так же, как и обычную пентатонику, при этом не отказываясь от жесткого рокового звучания.
Эта фраза наглядно демонстрирует, как можно исполнять легатные пассажи на основе пентатоники. Как правило, фигуры с легато представляют из себя цепочки пулл-оффов и хаммер-онов, состоящих из двух нот на одной струне. Я же предпочитаю комбинировать такой подход с добавлением больших интервалов. Например, в данном случае я добавляю в гамму ноту Еb.
Необычность легатных пассажей с тремя нотами на одной струне на основе пентатоники в том, что некоторые ноты в таких фразах часто повторяются. Но ведь так можно придать звучанию фразы некоторую хаотичность! Поэтому я только приветствую повторение нот. Но также я часто переключаюсь между схемами с двумя и тремя нотами на одной струне, чтобы мои соло звучали по-настоящему круто. Если Вы тоже хотите научиться играть соло на электрогитаре, не поленитесь и пройдите этот урок.
Вы заметите, что большинство комбинаций из трех нот на одной струне включают в себя ту самую дополнительную ноту (в данном случае Eb). Это можно объяснить тем, что эта нота делает возможным более модальный, отличающийся от стандарта, подход к игре пентатоники.
Здесь часто требуется хорошая растяжка пальцев, что может вызвать некоторые трудности. В этом случае начните с более высоких позиций на грифе. Обязательно разбейте фразу на сегменты. Так вам будет легче разобраться в ней. Очень важно осознать (с теоретической точки зрения), в чем заключается мой подход. Если вы поймете, что к чему, вы сможете применить мой метод к собственным соло и по-своему реализовать эту идею.
Проанализируйте, как я использую дополнительную ноту (в данном случае Eb), ведь именно на этом базируется мой подход к тональности, и от этого во многом зависят пассажи фразы. Я обычно стараюсь выделять дополнительную ноту, специально подчеркивать ее. Это придаст вашему звучанию свежесть и новизну. А теперь смотрим видео и учимся играть этот легатный пассаж. А чтобы не пропускать ежедневные уроки от Гитаршколы, подписываемся на бесплатную рассылку.
Источник
Скоростные пассажи на основе натуральной минорной гаммы
Если вы увлекаетесь скоростной техникой, вам нравится играть свипом или вы просто решили разучить парочку новых пассажей для обыгрывания минорных аккордов, тогда эта статья именно для вас.
В основе гаммообразных пассажей, представленных ниже, лежит натуральный минорный лад. Его формула (по ступеням) выглядит следующим образом:
1 2 b3 4 5 b6 b7 8
Давайте ей воспользуемся и в качестве примера построим натуральную минорную гамму от звука A (ля):
A(ля) B(си) C(до) D(ре) E(ми) F(фа) G(соль) A(ля)
Упражнение 1: пассаж в си миноре
Табы и ноты:
Играется переменным штрихом. Движение 16-ми в 1 и 2 такте происходит по диагональной аппликатуре типа «три ноты на струне». Далее, в 3 и 4 тактах, задействованы только первая и вторая струна. Каждые две доли (две группы 16-х) происходит смена позиции: 3 такт — 1 и 2 доля IX позиция, 3 и 4 — X позиция и т.д. Причём аппликатурная модель (расположение пальцев) при переходе из одного бокса в другой остаётся неизменной: мизинец (4) — средний (2) — указательный (1) — средний (2) — (4) — (2) — (1) — (2).
Заканчивается пассаж тоникой B на 19 ладу первой струны. Попробуйте придумать альтернативный вариант концовки (как в этом, так и в последующих упражнениях). Это может быть другой бэнд (подтяжка струны), вкусная блюзовая фраза, искусственный флажолет или даже тэппинг.
Упражнение 2: пассаж в ми миноре
Табы и ноты:
Этот вариант «скоростного пробега» по ми минорной гамме можно условно разделить на две части:
Первая (1-2т.) — представляет собой секвенцию на одной струне в духе Ингви Мальмстина. Только стремительный переменный штрих и больше ничего!
Вторая (3-5т.) — быстрое чередование двух ритмических фигур (через каждую долю): 16-е — триоль. С использованием двух техник звукоизвлечения: сначала пул (нисходящее легато), а затем переменных штрих. Концовка — бэнд на 1т от D(ре) к E(ми) — в тонику.
Упражнение 3: пассаж в ре миноре
Табы и ноты:
Этот пассаж на аккорд Dm начинается септолями. При проигрывании этих фигур в точности соблюдайте штрих, указанный в нотной записи: переходы с одной струны на другую играются свипом — два удара подряд медиатором вверх. Заканчивается пассаж в ре миноре секстолями: первые три ноты играются приёмом pull-off (пул-офф) и далее, последующие три ноты, переменным штрихом. Смена септолей секстолями создаёт своеобразный эффект замедления пульсации в рамках одного и того же темпа.
Источник
Тренировка для гитариста – учимся играть быстро
Если вы серьезно занимаетесь музыкой и планируете в будущем играть сложные композиции, необходимо уделять время тренировкам. Мастерство всегда требует больших затрат времени и сил. Поэтому подходить к занятиям нужно со всей ответственностью. В этой статье мы рассмотрим различные упражнения для развития скорости и чистоты игры на гитаре, тренировке чувства ритма. А начнем с разогрева рук.
Разогрев рук перед игрой
Возьмите себе за правило разминать руки перед игрой. Разминка должна стать неотъемлемой частью ваших тренировок и выступлений на публике. И чем больше времени вы будете ей уделять – тем лучше.
Во-первых, напрягая неразогретые мышцы, вы рискуете их травмировать. Тендинит (воспаление сухожилий) и артрит (воспаление сустава) – профессиональные болезни гитаристов. Банальная разминка сильно уменьшает риск травм.
Во-вторых, гимнастика для рук сильно повышает эффективность тренировок. Попробуйте разминаться перед игрой – и почувствуете, насколько быстрее и точнее стали бегать по грифу ваши пальцы. Личное наблюдение: без разминки максимальная скорость исполнения пассажей падает на 25-30%.
Гимнастика состоит из 2-х частей: с гитарой и без нее. Сначала вам нужно отложить инструмент в сторону и подготовить руки. Начните с предплечий и кистей – сделайте несколько десятков круговых вращений в обе стороны, как на физкультуре.
Затем идет растяжка пальцев. Старайтесь развести пальцы левой руки в стороны на максимальное расстояние. Сначала тянитесь без помощи правой руки, потом с ней. Следите за своими ощущениями – до боли доводить не стоит. Также неплохо будет сгибать пальцы по одному, удерживая все остальные. Если у вас есть эспандер – можно немного позаниматься с ним.
Уделяя этому всего несколько минут в день, вы обезопасите свои руки от травм, а также повысите эффективность тренировок. Особое внимание уделяйте левой руке – именно она нагружается больше всего. Но и о правой забывать не стоит – быстрая игра тоже утомляет ее.
Разминка с гитарой – развиваем чувство ритма
Когда вы сделаете простую зарядку – можно смело браться за гитару. Сходу играть на пределе возможностей чревато неприятностями. Нужно начинать не спеша, постепенно наращивая темп. Поупражняйтесь хотя бы 10-15 минут – и ваши руки скажут вам спасибо.
Сейчас самое время уделить внимание ритму. Ритмичность – основа любой музыки (кроме, разве что, ambient). В каком бы направлении, и на каком бы инструменте вы ни играли – о ритме забывать нельзя.
Начать стоит с медленной игры. Возможно, вам кажется, что играть медленно – это очень легко и скучно? Попробуйте безошибочно попадать в удары метронома 4-ми нотами при темпе 40-50 ударов в минуту. Большинство начинающих гитаристов не смогут этого сделать. Тренироваться нужно на всех скоростях и непременно с метрономом. Метроном – лучший друг и учитель музыканта.
Установите скорость метронома в 60 bpm (ударов в минуту). Сыграйте пассаж, представленный на картинке. Через несколько минут увеличьте скорость до 70 bpm, потом до 80, 90 и так далее.
Пройдите его по кругу несколько раз. Сначала играйте 4-ми нотами, затем 8-ми, затем 16-ми. Можно их комбинировать, чтобы получать простейшие ритмические рисунки, например, галоп (8-8-4 или 16-16-8), или использовать триоли.
Затем пробегитесь по гаммам. Постройте от любой ноты на 6-й струне гамму – и проиграйте ее аналогичным образом. Важно не «засиживаться» в одном месте на грифе. Одинаковое внимание уделяйте как первым ладам, так и самым последним. Ваши пальцы всегда должны бегать уверенно.
Если вы играете медиатором – пробуйте разные способы атаки. Сначала поиграйте пассаж переменным штрихом, затем даунстроком. Владельцам электрогитар рекомендуется упражняться и на чистом звуке, и с перегрузом. Техника игры у них немного отличается, и над ней тоже нужно ежедневно работать.
Если вы торопитесь – позанимайтесь хотя бы минут 10. Это гораздо лучше, чем ничего.
Упражнения для скоростной игры
Научиться играть быстро – это всего лишь половина дела. Многие музыканты могут выдавать и по 20 нот в секунду, но разобрать в этом хоть какую-то мелодию очень тяжело. Дело здесь в правильной настройке звука и чистоте игры. Звук – это очень масштабная тема и заслуживает целого цикла отдельных статей. А вот над чистой игрой нужно работать.
Сначала определите максимальную комфортную для себя скорость. Выберите любимый рифф или простую гамму, включите метроном и проиграйте ее. Затем увеличьте скорость и повторите. Увеличивайте до тех пор, пока в мелодии не начнет появляться «грязь». Небольшие ритмические неточности, скрежет медиатора по оплетке струн, задевание лишних струн – все это сильно портит мелодию. Особенно если в своей музыке вы используете овердрайв или дисторшн.
Когда вы поняли предел своих возможностей – можно приступать к его расширению. Еще раз: забудьте про игру без метронома! Начните с упражнения, описанного выше. Выбирайте любой лад, стройте от него аналогичный пассаж и проигрывайте. Следите за чистотой. Если играете грязно – стоит немного снизить темп или передохнуть.
Не зацикливайтесь на одном упражнении. Надоело играть этот пассаж – переключайтесь на другие лады, на гаммы. Игра любимых произведений ничем не хуже. Выберите интересную быструю композицию или отрывок из нее, разучите – и в бой! Самое главное – сыграть максимально четко. Ни разу не сбиться с ритма. Ни разу не задеть лишнюю струну.
Когда это будет получаться – немного увеличивайте скорость. Всего на 2-3 удара в минуту. Вы почти не почувствуете разницы, и без проблем сыграете разогретыми руками. Даже если вы будете сдвигать порог на 1 bpm в день – уже через месяц получите ошеломляющий результат.
Не забывайте про различные техники игры. Если вам интересен свип – обязательно тренируйте его. Нравится теппинг – добавляйте новые ноты в свои упражнения. Попробуйте, например, двумя руками проиграть пассаж с картинки.
Буква Т в табулатуре показывает, какие звуки играются пальцем правой руки. При игре теппингом обращайте внимание на громкость звучания ноты. У начинающих гитаристов очень хромает извлечение звука мизинцем и безымянным пальцами – следите за этим. Приглушайте все лишние струны, чтобы игра была максимально чистой. Ваша задача – довести свое исполнение на текущей скорости до идеала. И только потом можно переходить на следующий уровень.
Подведем итог
Повторим еще раз, как должна проходить ваша тренировка:
- Разминка рук и растяжка;
- Медленная игра гамм под метроном;
- Определение комфортной скорости на сегодня;
- Игра упражнений для скоростной игры также под метроном.
Возможно, такой подход покажется вам скучным. Десятки раз проигрывать один и тот надоевший рифф, к тому же следить за сотнями мелочей. Но вспомните пословицу: «Повторенье – мать ученья». Быстрая игра – это очень сложная техника. Далеко не каждый гитарист может похвастаться чистым исполнением скоростных пассажей. Чтобы достичь вершин мастерства, нужны годы упорных тренировок. Уделяйте всего 40 минут в день этим упражнениям – и результат не заставит себя ждать.
Автор текста – Молянов Павел
Источник