Габриэль Форе — Павана
Щемяще-грустная медленная и эффектная романтическая пьеса для продвинутого уровня фортепиано, старших классов ДМШ, классов общего фортепиано муз.училищ; легкая в разборе, но при этом звучащая сложно. Павана подкупает и своей незаигранностью. В репертуарах любителей серьезного музицирования это скорее малоизвестный экземпляр.
Изначально Павана написана в трех частях для небольшого оркестра (1887); ею был вдохновлен Морис Равель, ученик Габриэля Форе в консерватории, когда писал свою знаменитую «Павану по умершей инфанте». Oдно достойное переложение для фортепиано, передающее в звуке хотя бы частично богатство и красоту музыки Форе, я даю своим взрослым учащимся.
Павана Форе для фортепиано ограничивается первой частью оригинальной оркестровой Паваны. Несмотря на прямое предназначение для умеющих хорошо играть пианистов, коллегам можно быть гибче и предложить Павану сразу нескольким категориям учащихся, и в разных целях:
- Детям старших классов ДМШ на выпуск, поступление в училище, конкурсы в качестве романтической пьесы — быстрый разбор будет им в помощь;
- Продвинутым давно играющим взрослым с широким репертуаром; на концерт, на пополнение репертуара, на знакомство с французской музыкой конца 19-го века.
- Взрослым, вернувшимся после перерыва, но регулярно игравшим.
- Наконец, Павану можно дать играть взрослым пианинщикам среднего уровня с перспективой роста, при условии хороших навыков сольфеджио, разбора, чтения с листа, и при хороших технических навыках, гибкости, пластичности рук.
Павану Форе нельзя давать, если :
- навык чтения с листа (игра на инструменте одновременно с «чтением» нот) отсутствует или развит лишь на начальном уровне;
- зажаты руки, мало подвижности в локте и запястье.
- чтобы ее разбор не превратился в пытку для ученика среднего уровня, с последующим падением мотивации, и я сейчас покажу почему.
Технические и художественные задачи.
Их масса в такой богатой звуком пьесе на проработку с преподавателем. Отдельно подчеркну две важнейшие здесь :
- Тембральность, оркестровое звучание на фортепиано, отражающее разные грани одного образа. Разнообразие в тембре, красках звука, тесно связанно с педальной техникой.
- Педальная техника, меняющаяся с течением формы, с изменением образа. Особую сложность педаль представляет в первой половине пьесы. Педаль здесь не длящаяся запаздывающая, а точечная, практически незаметная : аккомпанемент левой руки в первой части должен полностью звучать на detaché; не легато — но и не сухо-отрывисто. Педаль здесь становится важнейшим регулятором звука, ее деликатное точечное употребление обеспечивает звуку левой руки плавность при отрывистой игре.
- Фразировка и кантилена в партии правой руки требуют отдельной работы, пропевания мелодии с аккопанементом, проучивания по отдельности. Особенно сложно учащимся достигнуть кантилены в октавных и аккордовых фразах репризы, додерживать октавы, не рвать, умело «смазывать» их педалью.
Таким образом, при простом разборе для приличного исполнения от нас потребуется навык слышания, гибкость, координация, в общем интеллектуально-физические усилия, несовместимые с дырами в сольфеджио или с непластичными руками.
Моя ученица, 70 лет, играет Павану. В детстве закончила музыкальную школу. Ко мне пришла несколько лет назад на пенсии, после долгого перерыва, но во время него она все равно играла, инструмент у нее дома никогда не служил тумбочкой.
Источник