Паваротти не знает нот

Великий Паваротти признавался, что не знает нот

«ХХ-й век оперы начался с Карузо, а закончился Паваротти»

Сегодня, 12 октября, весь музыкальный мир празднует день рождения величайшего тенора современности Лучано Паваротти.

Он был одним из гениальных оперных теноров XX столетия, уникальным исполнителем бельканто. Его голос считается оперным эталоном. Он был и остался легендой.

Лучано Паваротти – тенор со сверхвозможностями.

Паваротти стал первым тенором в истории оперы, спевшим все девять высоких “до” в арии “Quel destin” — после этого его стали называть «Королем верхнего “до”».

Паваротти родился в Модене на севере Италии, самой «поющей» стране мира. Его отец, хотя и зарабатывал на жизнь, выпекая хлеб, обладал на удивление красивым тенором и регулярно посещал моденский хор «Корала Росси».А мать, которая трудилась на табачной фабрике, была пылкой поклонницей оперы и, приходя домой, всегда слушала пластинки великих теноров эпохи — Энрико Карузо, Беньямино Джили и Джованни Мартинелли. Подражая им, Лучано голосил «Сердце красавицы», забравшись на стол. В ответ на его истошное пение одновременно из 15 соседних квартир раздавались не менее истошные крики: «Баста! Да замолчи же ты, наконец!»

Отец Паваротти тоже был невысокого мнения о его вокальных данных. Певец вспоминал: «После моего первого выступления отец, будучи строгим человеком, сказал: «Мальчик, ты неплохо поешь, но ты — не Карузо. Так что перестань заниматься ерундой и осваивай серьезную профессию». Но я сказал сам себе: «Да, есть Карузо. Но должен быть и Паваротти».

Читайте также:  Музыкальная школа специальности фортепиано

Немного повзрослев, Лучано Паваротти увлекся футболом и стал капитаном юношеской городской команды. Но спортсмена из него не вышло — хор, в котором он выступал, неожиданно победил на престижном конкурсе в Уэльсе, и Лучано начал брать уроки вокального мастерства у Арриго Пола, профессионального бельканто, проживающего в Модене. Несмотря на то, что родители благосклонно относились к увлечению своего сына пением, они хотели, чтобы Лучано стал учителем. И Лучано, будучи послушным сыном, пошел работать преподавателем начальных классов школы.

Своей певческой карьерой Паваротти обязан своей первой жене — Адуе. Она уговорила его продолжать занятия пением, которые увенчались успехом — в 1961 году Лучано Паваротти занял первое место на конкурсе вокалистов в Реджо-нель-Эмилия. На первом выступлении, боясь, что сына сглазят, мать положила ему в карман гвоздь со словами: «У тебя будут завистники, они не упустят возможности вышибить тебя из седла». Паваротти был уверен, что мамин гвоздь помог ему одержать успех, когда он исполнял арию из «Богемы» Пуччини. Гвоздик со временем заржавел, но Паваротти его бережно хранил. Дебют в «Богеме» Пуччини открыл для певца двери Ковент-Гардена, Ла Скала и Метрополитен-Оперы.

Паваротти признавался, что не знает нот, но это ему ничуть не мешало: «Мой отец тоже не знал производственной технологии выпечки хлеба. Однако за его булочками всегда выстраивалась очередь. Мне кажется, всякое искусство — это прежде всего какое-то чутье. На нотных листах я ставлю свои знаки — знаки движения моей души. Эту тайнопись мой голос читает безупречно».

Давайте еще раз вспомним его незабываемый голос!

Источник

Лучано Паваротти не знал нот

В четверг утром в больнице города Модена на севере Италии ушел из жизни тенор Лучано Паваротти. 12 октября ему исполнились бы 72 года. В начале августа певца госпитализировали с подозрением на воспаление легких. Через две с половиной недели артиста выписали из больницы. Дома он был под надзором онкологов, потому что в прошлом году в Ньюйорке Паваротти вырезали раковую опухоль в поджелудочной. Врачи побаивались, что болезнь заострится. В среду вечером у певца отказали почки, поднялась температура, ему было тяжело дышать. Паваротти доправили в больницу, и он умер не приходя в сознание.

— Все время следила, чтобы писала пресса о состоянии здоровья Лучано, — рассказывает » ГПУ» оперная певица Евгения Мирошниченко, 76 лет. — Думала, современная медицина спасет маэстро. Но слишком мало времени он на себя тратил. Работал «на износ» и «сгорел».

Паваротти вырос в Модене. В юности был лучшим нападающим местной футбольной команды, а еженедельно пел в церковном хоре. С любительским провинциальным театром, где он также пел, победил на престижном международном конкурсе в итальянском городе Реджо-Эмилия. После чего стал солистом оперы «Ла Скала» в Милане. Его партию Тонио в опере Гаетано Доницетти «Дочь полка» считают одной из наилучших. Паваротти первый в мире из теноров взял наивысшую ноту «к» во второй октаве. Позже оставил оперную сцену и выступал лишь с концертами. Он выходил на одну сцену с Елтоном Джоном, Стингом и Лайзой Минелли. В 2005-м Паваротти дал концерт в киевском дворце «Украина». С 47-летним украинским тенором Владимиром Гришком запел «Здравицу» из оперы «Травиата».

— Маэстро не знал нотной грамоты, — рассказывает Гришко. — Репертуар заучивал на слух. Когда кто-то этому удивлялся, Паваротти отвечал: «Мой отец пекарь. Он также не знал технологии выпечки хлеба. Но пек его очень хорошо».

Певец был дважды женат. От первой жены Адуа, с которой прожил 35 лет, имел трех дочерей. Во второй раз женился в 68 лет. Жене Николетте было 33 года. Роман певца с его ассистенткой длился 9 лет. Их дочке Аличе сейчас пять лет.

В конце этого года Паваротти собирался дать прощальные гастроли.

Источник

Лучано Паваротти признавался, что не знает нот

Рано утром 6 сентября стало известно о смерти маэстро

В детстве Лучано больше всего любил ловить лягушек и ящериц, играть в футбол и, петь. Он родился в Модене на севере Италии, самой «поющей» стране мира. Его отец зарабатывал на жизнь, выпекая хлеб, обладал на удивление красивым тенором и регулярно посещал моденский хор «Корала Росси».

А мать, которая трудилась долгими часами на табачной фабрике, была пылкой поклонницей оперы и, приходя домой, всегда слушала пластинки великих теноров эпохи — Энрико Карузо, Беньямино Джили и Джованни Мартинелли. Подражая им, Лучано голосил «Сердце красавицы», забравшись на стол.

Певец вспоминал: «После моего первого выступления отец, будучи строгим человеком, сказал: «Мальчик, ты неплохо поешь, но ты — не Карузо. Так что перестань заниматься ерундой и осваивай серьезную профессию». Но я сказал сам себе: «Да, есть Карузо. Но должен быть и Паваротти».

Своей певческой карьерой Паваротти обязан своей первой жене — Адуе. Она уговорила его продолжать занятия пением, которые увенчались успехом — в 1961 году Лучано Паваротти занял первое место на конкурсе вокалистов в Реджо-нель-Эмилия.

Среди выдающихся достижений Паваротти: Эрнани, Герцог, Манрико, Калаф. С течением времени театр уступил место концертной эстраде, которая, в свою очередь, стала тесной для Паваротти.

Среди достоинств пения Паваротти — превосходная высокая постановка голоса; солнечный полетный тембр; на редкость совершенное вокальное мастерство и как следствие легкость звукоизвлечения. Сочетание подобных качеств с невероятно сильной индивидуальностью, излучающей тепло и жизнерадостность, сделали певца одной из суперзвезд оперной сцены 20 столетия.

Партия Тонио в «Дочери полка» Доницетти (спетая сначала в театре «Ковент-Гарден» в 1966, а потом, в 1972, на сцене нью-йоркской «Метрополитен-опера») принесла Паваротти международную известность и титул «Короля верхнего до» (ноты до второй октавы — он стал первым тенором в истории оперы, который спел все девять высоких до).

Хотя основная специальность Паваротти — лирические белькантовые партии (Эльвино в «Сомнамбуле» Беллини, Артуро в его же «Пуританах», Эдгардо в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти, Альфред в «Травиате» Верди, Герцог Мантуанский в его же «Риголетто»), со временем певец стал обращаться и к более драматическим ролям, таким, как Риккардо в «Бале-маскараде» Верди, Каварадосси в «Тоске» Пуччини, Манрико в «Трубадуре» Верди, Радамес в его же «Аиде».

Сам Паваротти признавался, что не знает нот.

В 1966 году сбылась заветная мечта молодого певца: он стал солистом всемирно известного оперного театра «Ла Скала» и начал триумфальное шествие по сценам и концертным залам мира. На одном из своих выступлений в «Метрополитен-опера» Паваротти довел зрителей до состояния полной эйфории, так что занавес пришлось поднимать 160 раз — что и было занесено в Книгу рекордов Гиннесса.

Со своей первой женой Адуей Лучано познакомился еще подростком. Свадьба состоялась в 1961 году, когда Лучано получил первый приличный гонорар и, говорят, даже пытался оклеить купюрами стены спальни, но впоследствии употребил их все же на то, чтобы купить свой первый автомобиль. Жизненное кредо своего уже бывшего супруга она определила так: «Спагетти, спагетти, потом — любовь.

Паваротти, зарабатывая около $2 млн в год, имел недвижимость в Модене, Монте-Карло, Париже и Нью-Йорке, одиннадцать действующих предприятий, конюшню на 60 лошадей, занимался парфюмерным бизнесом. Обо всем этом пеклась Адуя и из последних сил старалась сохранить семью ради обеспеченного будущего трех дочерей — Лоренцы, Кристины и Джулианы. Но растиражированные по всему свету фотографии 61-летнего Паваротти и его 27-летней секретарши Николетты Мантовани, нежащихся в Карибском море, ее взбесили. После 35 лет брака Адуя подала на развод. При этом она отсудила у мужа $100 млн и рассказала правоохранительным органам, что Лучано укрыл от налогообложения $20 млн. У «забывчивого» певца возникли серьезные проблемы с властью. Ему грозило трехлетнее тюремное заключение. А вся Италия обсуждала его связи с мафией.

68-летний тенор женился на своей бывшей секретарше через 10 лет знакомства. Несмотря на значительную разницу в возрасте — 34 года, — они хорошо ладили друг с другом. Свадьбу играли в парке, где супруги познакомились, когда Николетта еще работала ассистентом на конюшне маэстро.

У Лучано Паваротти и Николетты Мантовани родилась разнополая двойня. К несчастью, роды были сложными — Николетте пришлось перенести срочную операцию кесарева сечения, и мальчик умер сразу же после рождения из-за недостатка кислорода. Выжившая девочка стала первым ребенком 33-летней Мантовани и четвертым у 67-летнего Паваротти.

Великий тенор принял решение уйти со сцены в свой 70-летний юбилей в 2005 году, выступив на прощание в 40 городах мира, в том числе и в Петербурге, где в Ледовом дворце он дал концерт «A night to remember».

Когда в перерыве между гастролями певец проходил медобследование, врачи обнаружили у него злокачественную опухоль. В 2006 году Паваротти перенес операцию по ее удалению, по этой причине все концерты на 2006 год были отменены. Паваротти говорил, что не боится смерти с тех пор, как в 12 лет перенес столбняк и 15 дней пролежал в коме, передает РИА Новости.

Источник

Маэстро, который не знает нот

Итальянский оперный певец

Сегодня великий оперный певец Лучано Паваротти отвечает на вопросы «АиФ».

Гвоздь в кармане

— Бог дал вам талант, у вас миллионное состояние, молодая жена. И тем не менее в глазах лучшего тенора мира — печаль. Почему?

— Сразу хочу оговорить, что я не считаю себя лучшим тенором на сегодняшний день. Давайте не забывать имена гениальных Пласидо Доминго и Хосе Каррераса. Я преклоняюсь перед их талантом. Считаю, что, только когда мы поем втроем, нас можно назвать лучшим тенором мира! А грусть в глазах. Такими их создала природа. Может быть, в них — отражение трудного детства, смерть близких. А еще в моих глазах — грусть героев, страдающих от неразделенной любви и несправедливости. Моя душа занята музыкой. Я жажду научиться управлять ею. Но всегда что-то неумолимо ускользает от тебя, уходит за горизонт. И опять нужно покорять новые вершины. А годы уже не те.

Лучано Паваротти фотография

— Творчество какого певца оказало наибольшее влияние на вас?

— Конечно же, Карузо. Но было время, когда я испытал досаду, услышав имя великого певца. После моего первого выступления отец, будучи строгим человеком, сказал: «Мальчик, ты неплохо поешь, но ты — не Карузо. Так что перестань заниматься ерундой и осваивай серьезную профессию». Но я сказал сам себе: «Да, есть Карузо. Но должен быть и Паваротти».

— Италия в 60-е годы удивила мир мальчиком-самородком — Робертино Лоретти. Его песни «Ямайка», «Мама» пели миллионы людей. Но гения не получилось. Как вы думаете, маэстро, почему не состоялся Лоретти?

— 14-летний мальчик действительно обладал феноменальным голосом. Но, к сожалению, вокруг талантливых людей всегда вьются нечистые на руку дельцы. Они смекнули: из мальчика можно выжать миллионы. Пластинки с песнями Лоретти расходились моментально, тиражи были огромными. Люди эксплуатировали голос Робертино, как итальянский крестьянин — лошадиную повозку. Но «повозка» сломалась. Еще не окрепший голос нельзя было так перегружать. Нужны были занятия с опытными учителями. И сейчас бы в мире было не три лучших тенора — Доминго, Каррерас и ваш покорный слуга, но и Робертино Лоретти. Но этого не случилось. Лоретти поет сейчас в ресторанах, на телевидении.

— Ваше признание: «Нот я не знаю», — вызывает недоумение. Как же вы тогда поете с листа?

Лучшие дня

Самая большая модель железной дороги
Посетило:9449
Универсальный гений
Посетило:6380
Звезда европейского масштаба
Посетило:4977

— Мой отец тоже не знал производственной технологии выпечки хлеба. Однако за его булочками всегда выстраивалась очередь. Мне кажется, всякое искусство — это прежде всего какое-то чутье. Ференц Лист ноты называл знаками настроения: здесь музыкант радуется, здесь огорчается. Вот крик его боли. Вот стон любви. На нотных листах я ставлю свои знаки — знаки движения моей души. Эту тайнопись мой голос читает безупречно.

— Пласидо Доминго признался, что всегда выходит из левой кулисы — это его счастливая примета.

— У каждого человека должна быть своя примета — это так помогает жить! Когда есть талисман, тебе кажется, что ты защищен небесными силами от провала. Когда мой отец отъезжал в город, мать всегда клала ему в карман гвоздь: «Чтобы не сглазили женщины». Отец был красивым мужчиной. Когда я начал петь, мама тоже стала класть гвоздь мне в карман: «У тебя будут завистники, они не упустят возможности вышибить тебя из седла». Уверен, что мамин гвоздь помог мне одержать успех на первом выступлении, где я исполнил арию из «Богемы» Пуччини. Гвоздик со временем заржавел, но я храню его.

Жена и макароны

— Про вас говорили: «Мы никогда не услышим космического «до» Паваротти, вся его сила уходит на то, чтобы носить брюхо-бочку».

— У меня действительно был период, когда моему подуставшему горлу нужен был отдых. Страдивари, изготавливая скрипку, разговаривал с ней, холил ее, как ребенка. Наступил такой момент, что и я обязан был начать лелеять свое дитя — голос. Я молчал, а для меня пели соловьи, розы, море. Прекрасный концерт природы лечил меня и мою душу. Сладкий миг жизни — остановиться и уснуть безмятежно. И чтобы тебя по голове гладила нежная рука жены.

— Вы поставили перед собой цель — похудеть.

— Моя слабость — макароны. Спагетти для меня — как гвоздь в кармане. Софи Лорен утверждает, что своей божественной фигурой она обязана итальянским макаронам. Я тоже «обязан», но только со знаком минус. И все-таки нашелся человек, который не смирился с моим весом, — моя любимая молодая жена. Она «обтесала» с меня более 20 кг. Но до бабочки мне все равно далеко, хотя моя дорогая Николетт верит, что однажды благодаря ее усилиям я буду стройным и воздушным. (Смеется.) Все мои попытки нарушить жесточайшую диету наталкиваются на отчаянные возгласы супруги: «Лучаниссимо! Лучаниссимо!» И я ничего не могу ей возразить.

— Вы женились на Николетт, когда ей было 25, а вам — 60. У русских есть такая пословица: «Седина в бороду — бес в ребро».

— У итальянцев свой взгляд на эту проблему: «У спелого апельсина больше сока». Я счастлив, и при чем здесь мой возраст? Впервые в жизни женщина стала для меня такой же важной, как музыка. Николетт помогла обрести мне мир внутри себя. Теперь я искренне уверен в том, что мужчина может встретить свою настоящую любовь только в 50-60 лет. В этом возрасте он уже точно знает, какая женщина ему нужна для счастья. А в молодости ты обращаешь внимание на вещи, которые потом оказываются совершенно не важными для тебя.

— Вы все осуществили в своей жизни?

— Нет, я еще далеко не все сделал в моей жизни. Например, я мечтаю о ребенке. А еще. В мире столько проблем. Самая страшная для меня — голодные дети, больные люди. Благотворительность — еще одна сторона моего творчества.

— Вы называете себя «странником мира». Что Лучано Паваротти думает о русских людях?

— Меня поражают открытость, щедрость русских. Хотя они, я знаю, не самые богатые.

Источник

Оцените статью