Печатные платы для гитар

Печатные платы или навесной монтаж? Настоящим эстетам гитарного звука посвящается!

В этой статье есть всё, что вам никогда не рассказывала ваша мама о качественных печатных платах. Хотите знать мнение профессионалов, или так и будете выслушивать дешевые откровения псевдогуру с гитарных форумов?

Вечный вопрос: печатная плата (PCB) или Point-To-Point (PTP) монтаж? Mary-Ann или Ginger? Godzilla или Mothra? На эту тему неоднократно бились на смерть интернет-бойцы. А вот, что нам рассазал Andy Marshall, президент компании THD Electronics, Ltd. Всё гениальное, как обычно, очень просто.

Известные во всем мире мастера Andy Marshall и Reinhold Bogner были и остаются друзьями вот уже много лет. Однажды они подумали, что стоит донести их покупателям мысли, которые давно зрели в их светлых головах. THD и Bogner используют много схожих приемов при производстве гитарных усилителей, схожие технологии и философию. Так что запаситесь бутербродами и усядьтесь поудобнее в ваше любимое кресло, вас ждёт увлекательное чтиво!

Пишет Andy Marshall:

Не все производители используют печатные платы (PCB) только в целях экономии на производстве. Мы используем их больше для стабильности, чем для цены. Доступная цена за усилитель при этом получается приятным бонусом. Я не думаю, что вы должны быть адвокатом или владельцем Microsoft, чтобы позволить себе хороший новый усилитель ручной работы, который бы надёжно работал, отлично звучал и на котором было бы приятно играть.

Если PC-плата разработана правильно, и в схеме использованы правильные компоненты, каждый новый усилитель будет идентичен предыдущему. Не нужна будет переразводка и перепайка, чтобы усилитель зазвучал правильно. Если вам кажется, что нужно что-то переделывать в схеме, значит вы не готовы к массовому производству, а просто собираете нестабильные прототипы. Вырезание средних частот до точки, когда усилитель будет звучать мутно и неразборчиво — отнюдь не лучшая техника получения стабильного звука как в PTP так и в PCB усилителях.

Как-то раз нам позвонил один гитарный техник и долго рассыпался в комплиментах по поводу нашего старого усилителя Plexi (выпускался в период с 1990 по 1995). Но он отметил, что наш усилитель был немного жестковат в высоких частотах по сравнению с настоящим Marshall Plexi. В подтверждение своим словам он сказал, что у него есть возможность сравнить два усилителя, и что Marshall Plexi стоит у него рядом с нашим Plexi.

Но чего он не понимал, так это то, что не существует двух одинаково звучащих Marshall Plexi. Качество этих усилителей было ужасно непостоянным. Компоненты постоянно менялись, менялись их номиналы, не говоря уже о непостоянстве в разводке этих компонентов. Если взять усилитель, собранный по технологии навесного монтажа и подвигать провода туда-сюда, характер звука и в целом звучание усилителя меняются и часто весьма значительно. Это известный феномен.

Если вы понимаете закономерности, вы можете разработать на их основе печатную плату так, чтобы усилитель звуча именно так, как вам нужно. Более того, каждый последующий усилитель, собранный по той же схеме будет звучать одинаково. Как часто вы включались в старый 50-ваттный Marshall, чтобы получить при этом ужасный звук и ощущения от игры? Это может быть вызвано плохими лампами, в меньшей мере.

Но часто ошибки в разводке компонентов усилителя играют здесь главную роль. Если вы понимаете, как одни компоненты влияют на другие, расположенные после них, и как дорожка от одной детали к другой влияет на дорожку идущую после неё, тогда вы сможете с первого раза собрать усилитель. Не нужно собирать 10 усилителей и выбирать из них один. Надо сказать, получение практических навыков займёт очень много лет и потребует серьёзного опыта и глубокого понимания принципов сопротивления и индуктивности и их взаимосвязей. В начале карьеры я занимался этим для других компаний: разрабатывал печатные платы для звуковых секций усилителей, микшеров, приборов обработки сигнала, и т.д. .

Хотя у меня заключены договора о неразглашении информации со всеми этими компаниями, я могу сказать, что в США и Европе вряд ли есть хотя бы одна профессиональная студия, в оборудовании которых бы не использовались мои разработки печатных плат. После нескольких сотен подобных проектов, можно уже с уверенностью говорить о понимании принципов работы и взаимодействия компонентов. Несколько лет назад журнал Guitar Player написал обзор на один из наших усилителей.

Они тогда говорили, что, как правило им не интересны усилители, собранные на печатных платах. Но мои доводы их убедили и им было нечего возразить. Наконец-то люди стали понимать почему мы делаем наши усилители именно так. Одни компоненты создают довольно мощное магнитное поле, другие — нет. Одни очень чувствительны к полям других компонентов, другие — нет. Компоненты влияют на сигнал проходящий по дорожкам на плате, и дорожки влияют на сигнал, который идёт через компоненты.

В итоге получается громадная сеть позитивных и негативных обратных связей между близлежащими компонентами усилителя. Вот почему расстояние между некоторыми компонентами на плате и то, как именно они размещены в пространстве по отношению друг к другу (точное расположение в трёхмерной системе координат) нельзя игнорировать. Даже больше, какие дорожки должны быть параллельны друг другу, на каком растоянии друг от друга, какие дорожки должны быть перпендикулярны и на каком растоянии, размер экрана между ними. Всё это влияет на общее звучание и ощущения от игры на готовом усилителе.

Многие люди разрабатывают печатные платы бессистемно, либо так, чтобы производство стоило как можно меньше. Ни один из этих методов не используется при производстве high-end аппаратуры, и именно такой «дешевый» подход сослужил дурную славу печатным платам. Если вы знаете, что вы делаете, то вы понимаете, что более толстая плата лучше тонкой (у нас .093″ или 3/32″, у большинства других производителей — .062” или 1/16”), более толстый слой меди — хорошая идея (у нас 4 унции, у большинства других 1/2 или 1 унция). Одна из важнейших проблем усилителей на печатных платах — это перегиб плат. Перегиб создаёт усталось меди. Медь не ломается при этом, а просто кристаллизуется, издавая при этом много шума.

Хуже всего эта ситуация в комбо усилителях. Мы об этом позаботились. Стандартный дизайн позволяет платам не гнуться более, чем на 20 тысячных дюйма в любом месте платы, даже если к точке диаметром 1.4″ приложить усилие в 100 фунтов. Все наши платы проходят этот тест. Для сравнения, платы у большинства усилителей Marshall и Fender сломались бы от такого усилия, и погнулись бы более чем на 3/8 дюйма прямо перед тем, как сломаться. Сквозные отверстия в платах и двойная пайка сверху и снизу — это необходимость. Так намного труднее повредить контакты рабочих деталей при ремонте нерабочих и перегреве их при неграмотной пайке.

Мы используем больше меди на платах в местах для пайки. В результате контакты держатся более прочно. И детали труднее вырвать из платы. В отличие от популярного мнения о пленочных конденсаторах типа “оранжевая капля”, они далеко не так хороши. Скажем так, они годятся для отдельных позиций в цепи, но качество их от одного к другому зверски нестабильно. Возможно, именно поэтому люди, которые используют такие кондесаторы при сборке усилителя по технологии навесного монтажа, часто выуждены вносить изменения в разводку компонентов. Это еще раз подтвреждает мои слова: правильные компоненты в правильных местах.

Со временем контакты деталей на печатной плате портятся, но эта проблема не серьёзнее, чем в случае с навесным монтажом. Хорошая пайка с минимльными усилиями (правильный компонент с правильно подобранной длиной выводов и правильной техникой монтажа) прослужит очень долго. Здесь мы считаем, что у вас есть паяльная машина, должным образом настроенная. Вы используете правильный припой, правильный флюс, правильную температуру пайки, правильно подогреваете, правильно охлаждаете и т.д.… Когда всё это сделано по правилам, плата с автоматической пайкой компонентов прослужит дольше, контакты в местах пайки будут лучше чем на плате, распаянной вручную.

Если вы сомневаетесь, задайте себе следующие вопросы: Как вы решаете, какой припой использовать? Вы выбираете SN60, SN63, SN96, Savebit или что-то другое? Как вы выбираете флюс, сколько его вы используете при пайке? Как вы выбираете темепературу для пайки? Всё это ОЧЕНЬ сильно сказывается на качестве звучани и надёжности контактов. Если вы не можете ответить на все эти вопросы, значит вы понятия не имеете о настоящей надёжности и сроке службы ваших продуктов.

Именно это, а также бесчисленные другие вещи отдличают любителей от настоящих профессионалов. В PTP усилителе, все места пайки открыты свободному доступу воздуха и, соответственно, коррозии. В отличие от этого, в качественном PCB усилителе основная часть соединительного контакта не доступна воздуху. Окисляется только верхняя и нижняя часть пайки. Основной же контакт (внутри платы) остается нетронутым. Мы используем только сертифицированных сборщиков на каждой стадии производства.

Сертификат FAA — самый жёсткий, используется в авиа промышленности. Они все прекрсано разбираются в том, что делают. FAA еще более строгая система, чем в военной промышленности. Также, авиационная промышленность — практически последняя, в которой применяются печатные платы с электронными компонентами, соединённые с ручками управления и разъёмами, которые монтируются на шасси прибора. Они это делают потому, что бесконечные тесты FAA показали, что устройства, собранные таким образом, работают дольше, более надёжны и стабильны, чем любые другие устройства, собранные по другим технологиям.

Думаю, теперь картина становится ясной и для вас. Естественно, мы решили использовать те же самые методы. В заключение хочу сказать, что я абсолютно уверен в том, что печатные платы, если они правильно разработаны и собраны, по всем параметрам превосходят другие способы сборки усилителей в массовом производстве. Если бы я не не был в этом твёрдо уверен, мы бы не собирали свои усилители именно так. Однако, надо отметить, что такая технология очень дорога и ее не сможет себе позволить начинающий мастер. Если у вас нет серьёзного опыта в разработке печатных плат за поясом, ваши результаты вам не понравятся.

Навесной монтаж и платы с контактными лепестками (turret-board) позволяют любителям и мелким мастерским быстро вносить изменения в свои разработки так часто, как им взбредет в голову. Так что, если вы не собираете минимум 50 усилителей в месяц, держитесь от печатных плат подальше.

Andy Marshall, президент THD Electronics, Ltd.

Усилители Bogner теперь есть и в нашем магазине!

Источник

Схемы для электрогитары

Одной из наиболее часто применяемых приставок к электрогитарам является предлагаемая ‘примочка’. Она вносит характерное изменение звука и увеличивает его продолжительность. Приставка построена на двойном операционном усилителе LM358. Сигнал со звукоснимателей гитары подается на вход усилителя.

Принципиальная схема самодельной тремоло приставки к электрогитаре, создающая эффект тремоло, значительно улучшает звучание электрогитары. Основой приставки является задающий генератор низкой частоты на транзисторе V1 и амплитудный модулятор на транзисторе V2. Частоту генератора изменяют переменным резистором R2. Входной сигнал поступает на.

Дисторшн (distortion) приставки, схемы которых приведены в статье, предназначены для работы в тракте электронной гитары. Сущность дистошн-эффекта состоит в двустороннем ограничении входного сигнала (от звукоснимателей) и поддержании его на постоянном уровне в течение достаточно большого времени. Приставка содержит предварительный усилитель.

Схема простой Вау — приставки к электрогитаре, предназначена для создания одноименного эффекта, заключающегося в подъеме АЧХ в сравнительно узкой (0,5. 1,5 кГц) полосе частот, которую по желанию исполнителя можно смещать по частоте в ту или иную сторону. Приставка выполнена на транзисторах V1 и V2.

Схема приставки к электрогитаре для бустер-эффекта, заключается в резком усилении звука в первоначальный момент после щипка струны (или нажатия на клавишу электронного музыкального инструмента). Затем громкость почти также быстро спадает, после чего следует обычное звучание инструмента. Благодаря этому при исполнении быстрых.

Схема преобразователя спектра для электрогитары позволяет получить органное звучание и ряд других звуковых эффектов, в том числе удвоение частоты. В основу работы устройства положен принцип регистрового синтеза тембров. Сигнал звукоснимателя сначала преобразуется в прямоугольный, затем его.

Приведена принципиальная схема синтезатора, который предназначен для электронных бас-гитар с неразвитой тембровой техникой. Он значительно расширяет их музыкальные возможности и приближает по разнообразию тембров к электронным бас-гитарам высокого класса. Устройство состоит из двух звукоснимателей .

Электрогитара предназначена для исполнения партий соло и ритма в ансамблях электронных музыкальных инструментов. Приведена принципиальная схема электрической части для электрогитары с использованием трех звукоснимателей. Ее электрическая часть состоит из .

G2D — фирма из Новой Зеландии (www.g2d.co.nz) занимается разработками в области гитарной электроники с 1984 года. Педаль G2D Morpheus была выпущена в 2003м году и позволяет получить сверхтяжелый дисторшн-эффект. Педаль имеет 4 ручки управления: Drive, Gate, Tone и Level.

Принципиальная схема гитарной педали Distortus Maximus — первая педаль от Krank, коробочка-монстр с высоким коэффициентом усиления. Она описывается многими пользователями как более чем педаль с богатым гармоническим синтезом. Distortus Maximus оснащен 3-полосным эквалайзером, педаль переключения байпаса и 9В адаптер постоянного тока / батареи.

Источник

Гитарные эффекты своими руками. Простой гитарный DISTORTION «SLAYER901»

Цепи эффектов

Мы рассмотрели виды основных гитарных эффектов. Теперь необходимо понять, как собрать их в одну цепь и заставить работать. Сразу стоит сказать, что способов это сделать, великое множество и не существует каких-либо рамок. Все ограничивается только вашей фантазией и поставленными задачами. Сейчас мы рассмотрим, несколько самых простых и распространенных вариантов.

Сбор цепи эффектов

  • Гитара – нойз гейт – компрессор – wah-wah – перегруз – эквалайзер – хорус – дилей – ревер – Input усилителя
    .

Один из самых простых и распространенных способов. Сигнал с гитары поступает на шумодав, который убирает все шумы и наводки датчиков инструмента, после чего компрессор выравнивает сигнал перед подачей его на педаль wah-wah. Здесь можно поставить октавер, питч шифтер и другие. Далее идет перегруз, звук которого вам больше по вкусу. После эквалайзером корректируем частотные характеристики и отправляем на обработку эффектам модуляции хорус/флэнжер/файзер. После чего сигнал обрабатывается при помощи дилея и ревера для придания большего объема звуку и приходит на вход преампа усилителя на его чистый канал.

Если у вашего усилителя есть петля для подключения эффектов, можно попробовать следующий вариант.

  • Гитара – нойз гейт – компрессор – wah-wah – перегруз – input усилителя, effect send – хорус – дилей – ревер – effect return.

Сигнал с гитары приходит на шумодав, далее компрессор, квак, перегруз на вход преампа усилителя. В данном случае перегруз может работать как самостоятельный эффект, в чистый канал преампа усилителя или как «грелка», просто добавляя гейна преампу усилителя и в чистый и в перегруженный канал. Далее сигнал из преампа усилителя через effect send идет на хорус, дилей, ревер и через effect return на оконечник гитарного усилителя.

  • Гитара – нойз гейт – компрессор – wah-wah – преамп – хорус – дилей – ревер – effect return.

В данном варианте, мы используем напольный преамп вместо преампа гитарного усилителя. Сигнал с гитары через шумодав, проходит на компрессор, далее wah-wah и приходит на преамп, после предусиления обрабатывается хорусом, дилеем, ревером и через effect return поступает на оконечник гитарного усилителя.

  • Гитара – нойз гейт – компрессор – wah-wah – преамп или перегруз со спикосимом – эквалайзер – хорус – дилей – ревер – микшер/звуковая карта.

Данный вариант позволит вам обойтись вообще без гитарного усилителя, например, для домашней записи или на случай если на репетиции или концерте усилитель вышел из строя.

Сигнал с гитары проходит через шумодав, компрессор, wah-wah, на перегруз со встроенным спикосимом, например, рассмотренный выше BEHRINGER CL9, с выхода педали mixer-сигнал приходит на эквалайзер, на котором вы корректируете частотные характеристики по своему вкусу, далее хорус, дилей, ревер и после – вход звуковой карты или вход микшера.

ГИТАРНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ

Мы продолжаем тему гитарных УНЧ, собрав следующую прекрасно работающую конструкцию. Попросили меня недавно изготовить усилитель для электрогитары. Требования были не сложными, но все упиралось в некоторые характеристики. Мощность на выход должна быть 400-500 мВт, на нагрузку 32 Ома — большинство микросхем на такую нагрузку выдают раза в 2-3 меньше, питание требовалось реализовать 9 вольт — чтобы можно было подключить от стандартной батареи «крона». Замечу, что понятие гитарного усилителя путают с понятием просто аудиоусилителя, целью которого является именно усиление звукового сигнала с минимальными искажениями. Однако необходимо понимать, что конечное звучание электрогитары есть результат многих факторов — из которых основными являются свойства самой электрогитары и характеристики гитарного усилителя. Разумеется, помимо формирования характера звучания, гитарный усилитель влияет и на громкость звучания электрогитары. Однако, усиление звучания электрогитары является лишь побочной дополнительной фунцией устройства. Главная цель гитарного усилителя — формирование звука электрогитары. Исходя из этой задачи, на свете существует множество самых разных гитарных усилителей, которые придают самые разные окраски звучанию электрогитары. Здесь мы не будем нагружать его многочисленными аналоговыми эффектами, типа «Драйв, Дисторшн, Трэш», со всем этим прекрасно справляется любой смартфон или ноутбук (при наличии установленной спецпрограммы), а просто усилим звук до приемлимой мощности.

Схема транзисторного усилителя к электрогитаре

Печатная плата была разработана под подходящую схему — выбор пал на трехтранзисторный вариант.

Ток у него, как оказалось, весьма небольшой — 15-20 мА в режиме покоя, и 30-40 мА в режиме работы с учетом индикатора, который выполнен на светодиоде и служит индикацией включения питания.


Плата самодельного гитарного усилителя выполнена на текстолите. Она обточена для минимальных размеров, так как требовалась компактность всей схемы.


Разъемы заводские — что колодка для кроны, что разъем — типа «мама», для выхода на штекер наушников (джек 3.5 мм). На регуляторе громкости не экономьте, советские СП-шки тут не уместны. Шуршание и неравномерность сопротивления могут быть слишком заметны. Но если не хотите покупать новые дорогие
ALPS — можно просто вытащить их из импортной нерабочей аппаратуры.


В УНЧ транзисторы применены недорогие отечественне — КТ315, можно применять с любым буквенным индексом, предварительно проверив их, так как советские транзисторы обладают неким разбросом по параметрам. Для уменьшения шумов рекомендуется использовать более качественные (импортные).


Резисторы и конденсаторы берём как можно меньше по типоразмеру, можно вообще SMD использовать, так как тут греться особо и нечему.


На деле получилось что чувствительность у схемы хорошая, порядка 100-150 мВ по входу. На наушники 32 Ома работает громко и четко, все остались довольны простотой, экономичностью и малыми размерами схемы. Конечно вы можете со временем купить гитарную технику посерьёзнее, но для начала, этого аппарата хватит вполне. Автор проекта: Redmoon.
Форум по УНЧ для электрогитар

Обсудить статью ГИТАРНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ

Можно ли чередовать эффекты?

Вы можете поэкспериментировать на основе рассмотренных вариантов, убирая или добавляя эффекты, меняя их местами, подстроив цепь под свои потребности. Например, если ваш перегруз сам по себе дает сильный фон, можете переместить шумодав, поставив его следующим после перегруза, настроив порог срабатывания. Или поменять местами компрессор и wah-wah или вовсе сдвинуть компрессор почти в конец цепи, поставив его перед дилеем и ревером, все это ощутимо отразится на звуке. Или поставить в цепь два перегруза, настроив их так, чтобы получилось три-четыре варианта перегруза.

Более того, по мере освоения эффектов и получения навыков их настройки, вы можете делать более сложные цепочки эффектов, добавляя различные разветвления и даже разводя сигнал на несколько усилителей, например, как сделал наш обзорщик Фил Чекалин в видео.

Несколько слов о главном

Ну и напоследок хотелось бы сказать несколько слов о важных мелочах. Как только количество ваших педалей приблизится к двум-трем, непременно станет вопрос их транспортировки на репетицию, концерт и другие мероприятия, удобства и скорости коммутации и, конечно же, обеспечения их бесперебойного питания. Самым простым способом будет сборка всего этого в педалборд, на данный момент на рынке присутствует множество педалбордов, в виде сумок Ehx Bag или кейсов, рассчитанных под определенные педали, например, Boss со встроенным блоком питания и всей коммутацией в комплекте. Или просто свободных кейсов, вмещающих любые педали, которые у вас хватит фантазии в них уложить, например, Stagg.

Выбирая вариант без встроенного питания, стоит подумать о хорошем блоке питания, с защитой от замыкания, раздельными выходами и способным запитать все ваши педали, например Force FPS-02, ну и не забудьте патч-кабели для коммутации всех педалей между собой. Все это позволит вам сэкономить кучу времени и нервов на концертах и репетициях, свести к минимуму наводки, шумы и различные форс-мажорные обстоятельства при работе с вашим оборудованием.

Усилитель для бас гитары своими руками

Усилители для гитар всегда вызывают повышенный интерес у радиолюбителей и музыкантов. Нет усилителя, который удовлетворяет всеобщие требования и эта конструкция не является исключением. Единственное отличие в том, что вы строите его своими руками. Конструкция разработана так, что вы можете экспериментировать с каждым узлом и в процессе модификации добиться необходимого для вас результата. В основу конструкции заложены типовые, известные схемы узлов и блоков.

Печатная плата была разработана под подходящую схему — выбор пал на трехтранзисторный вариант. Ток у него, как оказалось, весьма небольшой — мА в режиме покоя, и мА в режиме работы с учетом индикатора, который выполнен на светодиоде и служит индикацией включения питания.

Темброблок низких и высоких частот

Эквалайзер — пассивная схема с характерным включением. Она вносит затухание чуть более 20 дб, что компенсируется достаточно большим усилением усилители мощности (40 дб вместо обычного 26 дб). Компоненты были подобраны для этой конкретной конструкции и характеристики можно увидеть на графике.

Полезное: Датчик с индикатором уровня жидкости омывателя авто


АЧХ темброблока НЧ-ВЧ

Конечно, частотный диапазон начинается чуть выше 100 Гц, но для гитары это нормально. Также можно сделать второй вход, без темброблока — напрямую на УНЧ. Конденсатор 470n следует подобрать по вашему вкусу: такое значение обеспечивает передачу полного диапазона, но за счет меньшего значения этой емкости ограничивает низкие тона, это дает больше мощности в верхнем диапазоне. Хорошо было бы поставить там фильтр низких частот, потому что спад всего 6 дб на октаву излишне нагружает динамик.

Ликбез на тему усилителей, предусилителей и гитарных эффектов. Часть 1 — путь сигнала.

Опубликовано Them в 10.02.2016

Базовые представления о преампах, оконечниках, петле эффектов, «грелках» и различных гитарных эффектах. Эти вещи желательно знать каждому, кто использует гитарное оборудование.

Очень часто, с определенной стабильностью, я сталкиваюсь с одними и теми же вопросами от разных людей. Вопросы эти касаются, как правило, вещей элементарных, но звучат очень странно. Всему виной неправильно сложившееся представление о том, какой путь проходит сигнал от гитары до динамика.

Меня в корне не устраивает эта ситуация, и я решил написать большую и подробную статью, своеобразный FAQ, который, надеюсь, даст внятное представление о том, чего, куда, и в каком порядке тыкать в гитарной цепи. Знаю, что все это уже сто раз объясняли до меня, но ведь повторение — мать учения, да?

Я постараюсь разжевать это как можно более подробно, поэтому сведущим в этих делах людям, возможно, будет немного скучно… Впрочем, если это не поможет, и поток вопросов не прекратится, я просто буду давать ссылку на это чтиво, и жизнь моя станет проще.

Итак, давайте начнем.

Путь наш не устлан цветами, лишь каменья и лампы…

Первый раз взяв в руки подключенную электрогитару, ты бьешь по струнам и слышишь звуки из динамика, стоящего рядом. Если вы сейчас читаете гитарный сайт, значит вам эти звуки понравились. =) В тот момент всё кажется предельно простым — сигнал идет от струн, по проводам уходит в усилитель или комбик, ну и всё, на выходе заветное дж-дж. Отсюда растут ноги у многих неправильных решений — воткнуть гитару в музыкальный центр, например. Или, скажем, включить преамп в качестве эффекта перегруза или наоборот (что бывает, но реже) — воткнуть перегруз вместо преампа. Результат получается весьма далеким от того, что может показать то же самое оборудование, но при правильном подходе.

Давайте посмотрим чуть более детально весь путь, который проходит гитарный сигнал в самой простой цепи — гитара>комбоусилитель. Колебания струны снимаются датчиками (звукоснимателями), затем проходят через электронику инструмента (громкость, тон etc.), затем поступают в усилитель («верхушку» комбика, с крутилками). Первым делом гитарный сигнал попадает в секцию предусиления — (пред, преамп, предусилитель, preamp — все это одно и то же название), где вялый и хилый сигнал подвергается начальной обработке, усиливается его напряжение, а также сигнал выравнивается определенным образом, в зависимости от настроек и типа преампа, и в целом становится хорошим и правильным. Если у усилителя есть несколько каналов (чистый, кранч, перегруз и т.п.), то этот момент формируется именно в этой секции усиления.

Обработанный преампом сигнал идет дальше, попадая в оконечный усилитель (оконечник, он же мощник). Задача оконечника — усилить, собственно, весь предыдущий результат, и отправить его на финиш — в кабинет (ящик с динамиком). Динамик, кстати, должен быть именно гитарным, он по ряду моментов отличается от обычных (широкополосных).

Как видите, основных секций между гитарой и динамиком всего две: преамп > оконечник. В ламповых и транзисторных аппаратах эта цепь должна соблюдаться, и соблюдается. Причем форм-фактор этих устройств совершенно не важен — если у вас комбик, значит в нем есть и пред, и оконечник, и кабинет в одном флаконе. Поэтому он, собственно, и комбик. Очень часто можно встретить усилители отдельно, в формате «головы» — в них присутствует и преамп, и мощник, а вот кабинет нужно приобретать и подключать отдельно. Наконец, оконечники и преды существуют и сами по себе, причем в различных форм-факторах — рэковые, например (rackmount), а также напольные (как педали).

Педали-преампы? Перегруз что ли?

Вот оно! Вот эта причина, по которой я затеял написание всей этой телеги! Гитарные предусилители не являются педалями эффектов, а педали эффектов не являются предусилителями. Металзона не преамп. Tube Screamer не преамп. И так далее. В свою очередь, какой-нибудь Hughes&Kettner Tubeman или AMT Legend Amp — это не overdrive и не distortion. Хотя, справедливости ради, преды можно использовать в качестве перегруза, но основное их предназначение вовсе не в этом.

Вы можете собрать цепь усиления в любом формате. Можете воткнуть напольный преамп в напольный оконечник, а можете в рэковый. Можно собрать здоровый рэк из кучи элементов, в том числе взять обе секции усиления в таком формате. Наконец, вы можете использовать пред от одной «головы», а оконечник от другой, если они позволяют это сделать. Извращаться, пардон, можно как угодно, главное соблюдать последовательность «гитара > преамп > мощник». Причем последний пункт должен быть всегда последним, независимо от того, сколько чего у вас напихано в цепь.

А куда педали тогда втыкать?

Хороший вопрос. Кроме варианта «воткнуть гитару в педаль, а педаль в Input», у нас есть еще один. Представим, что у нас есть педаль реверба (эхо). Если мы ее поставим сразу после гитары, то слабый сигнал от инструмента получит эхо, а потом всё это полетит на усиление в преамп, сливаясь в кашу. Чтобы избежать такого, мы можем включить реверб «в разрыв» усилителя: не после гитары, а после преампа. Тогда сигнал усилится, как положено, затем получит эффект эха, и через оконечник уже улетит в кабинет, и в наши уши.

Промежуток между преампом и оконечником — так называемая «петля эффектов» (effect loop), позволяет включать в этот участок цепи дополнительные элементы. Традиционно туда отправляются эффекты модуляции, т.е. ревербы, хорусы, фейзеры, вайбы и подобное. Всё, что должно кидать обработку на уже усиленный сигнал. А еще туда можно включить отдельный преамп, и пустить сигнал гитары через него — в таком случае «родной» предусилитель останется не у дел, не будет участвовать в обработке звука. Хороший вариант для тех, кому нравится какой-то конкретный внешний преамп, правда?

На самом деле, петли бывают двух типов — параллельная и последовательная. Как можно догадаться, в параллельной сигнал разветвляется перед петлей, и смешивается в конце. С помощью такой петли можно настроить «прозрачность» эффектов, которые в ней находятся — сделать их очень явными, либо слегка подмешать в основной сигнал. Последовательная, в свою очередь, попроще — сигнал идет из преампа сразу в петлю, проходит, и идет в оконечник. Один путь, все просто.

*кстати, параллельную петлю можно увидеть и в других устройствах. Бывают и преампы с петлями, и процессоры, и другие всякие штуки. Бывают даже петли для организации кучи педалей в педалборде… Но это уже совсем другая история. Чуть позже я постараюсь написать, куда принято ставить определенные эффекты, но это, если честно, уже не так важно, как чертова привычка путать преды с перегрузами. Спасибо за внимание.

Какие бывают эффекты для электрогитары

Каждый человек, который владеет электрогитарой хоть на каком-нибудь уровне, несомненно, знаком с таким эффектом. В дословном переводе слово означает «искажение», и принцип работы педали полностью соответствует названию. Используя такую настройку, вы можете сделать звук соло-партии на гитаре более протяжным и мелодичным.

Выполняет функции, схожие с предыдущим эффектом, однако искажение более жесткое и агрессивное. Зачастую такие педали эффектов для электрогитары используются для игры тяжелых стилей музыки.

Полная противоположность предыдущей примочки для электрогитары. Основа также взята с первого эффекта, однако звук наоборот более мягкий и длинный.

Позволяет усилить и выделить определенные частоты в звучании инструмента. Зачастую имеет функцию увеличения уровня всего сигнала, служащую для выделения определенного участка композиции

Звучание самого названия (уа-уа) может примерно описать предназначение эффекта. Активация его придает колебания уровня сигнала с добавлением некого акустического окраса.

6. Envelope Filter.

Та же функция, что и в предыдущем эффекте, однако уровень колебаний напрямую зависит от давления на струны в рабочей области или силы удара.

Позволяет расширить диапазон инструмента во время звучания на внешнем динамике с помощью прибавления октавы на выходе. Также придает эффект дополнительного сопровождения.

8. Compression Sustainer.

Работает по принципу примочки Distortion, но во время использования звук просто удлиняется, без искажения тональности.

В основном используется в качестве дополнительного эффекта. Позволяет создать иллюзию нескольких одновременно звучащих инструментов с разницей в октаву.

Примочка для электрогитары, позволяющая создать эффект звука в большом помещении с сильными акустическими свойствами. Эффект достигается за счет частого повторения определенных звуков.

Среди русскоязычных музыкантов часто называется реверберацией. Некоторые новички определяют такой эффект для электрогитары, как урезанную версию предыдущего варианта, но данный вид имеет собственные настройки и дополнения.

Очень полезная педаль эффектов для электрогитары тем музыкантам, которым необходимо сопровождение дополнительных гитар. Нажав педаль, в течение короткого времени наиграйте мелодию. Композиция сохраняется и автоматически воспроизводится, что позволяет дополнять ее в реальном времени бас-линией, соло-партией или ритмом.

Довольно примитивный но полезный эффект для электрогитары, позволяющий быстро изменять уровень громкости инструмента. С помощью такой примочки можно выделить отдельные участки песни колебаниями громкости.

Не придает эффектов, однако является очень полезной, если вам необходимо быстро переключится с одного комбика на другой, или с одной линии примочек для электрогитары на другую, не прерывая мелодию.

Один из самых старых эффектов, который сохранил свою популярность до сегодняшнего дня. Педаль позволяет прибавлять к звуку гитары дополнительные акустические волны, с усилением и убавлением громкости. Звук влетающего самолета, распространенный во многих современных композициях достигается именно с помощью данного эффекта. 16. Volume.

Обычный регулятор громкости, позволяющий управлять уровнем сигнала без прерываний игры.

На 50-летний юбилей получил я в подарок гитарный комбоусилитель «Valvetronix» VOX-20+. Хороший ламповый аппарат со множеством встроенных возможностей. Осваивая его, невольно прокручиваешь в памяти всё то, через что приходилось включать гитару на своём долгом музыкальном пути. Я когда брожу по гитарным форумам и сайтам невольно ловлю себя на мысли – на сколько моё поколение отличается от сегодняшнего. Иногда не въезжаешь даже в современные гитарные термины: «голова», «кабинет», «преамп»…В моё время было понятнее – усилитель, колонка, предусилитель. Впервые я электрифицировал струнный музыкальный инструмент, а это была отцова мандолина, в 6 классе, установив на него пьезозвукосниматель с ламповой радиолы «Урал». В то время у меня были две радиолы «Мелодия-М» и «Урал». А магнитофона не было. А так хотелось что-то (в основном музыкальные передачи «Голоса Америки») записать. Пришлось сделать подобие фонографа – для патефонов тогда продавались электромагнитные звукосниматели. Если такую штуку включить на выход усилителя, то стальная игла начинала вибрировать в такт звуку, осталось опустить эту иглу на подходящую пластмассу, и получалась самодельная пластинка.

Потом мы с матерью сдали эти две радиолы и взамен нам дали магнитолу «Рекорд», в которой стояла магнитофонная ламповая панель «Нота». Эта штука уже использовалась на все 100%. И звук она писала, и была первым моим «овердрайвом» — при включении на запись приставка давала мягкий перегруз. Современные ламповые преампы примерно так и устроены. Получается, что мы опережали время.

У моего друга А.Б. была ламповая радиола «Ригонда — 101». Когда мы под портвейнчик музицировали у него дома, то включались через неё. По своему звуку она ничем не уступала нынешним небольшим комбикам. Только мы, наивные, не понимали, что так и надо включаться, строили всякие усилители, «бустеры», педали-примочки. Не все знают, что Ричи Блэкмор очень долго использовал в качестве преампа старый катушечный магнитофон «Aiwa» (он часто попадается на глаза на концертных видеозаписях Deep Purple и Rainbow). С 1970 мастер Стратокастера напрямую подключал гитару к магнитофонному входу (сам магнитофон находился на паузе в режиме записи) и использовал его в качестве предусилителя, чтобы раскачать свой «Marshall». «»Aiwa» даёт мне более жирный звук» — говорит Блэкмор. «Без него звук слишком тонкий. Без него играть очень сложно. Он – маленькая душа на сцене – мой маленький друг». Теперь сделаю небольшой обзорчик схем гитарных примочек, которые были в своё время опробованы. Кто не в теме, объясню, что для получения тягучего длинного густого гитарного звука необходимо его обработать так, чтобы амплитуда сигнала была как можно дольше ровной. Для этой цели и раньше, и сейчас используют или усилители-ограничители, или импульсные устройства – триггеры. Сейчас я вам покажу и то и другое.

Первая схема – «Fuzz» — устройство на усилителе-ограничителе. («Fuzz – box» в переводе «ящик-распылитель»). Ничего тут непонятного нет, усилитель, как усилитель. Ограничение сигнала происходит в дифференциальном каскаде на транзисторах V4 и V5, за счёт перехода их в насыщение.

Следующие две схемки — «Fuzz» — устройство на ограничительных диодах.. Этот принцип оказался самым распространённым и используется и поныне в большинстве . В первой схеме вместе с диодными ключами использован дополнительный транзистор V3, во второй – диоды включены в цепь обратной связи.

Несколько по-другому диоды включены в следующей схеме. Такое включение переводит нашу «примочку» в логарифмический усилитель. Поддержание постоянной амплитуды здесь более плавное, меньше «песка» и высоких гармоник. Сегодняшним языком можно сказать, что это уже не «фуз», а «овердрайв».

Форма выходного сигнала во всех трёх случаях выглядит следующим образом. Есть еще способ создать постоянную амплитуду – преобразовать синусоидальный сигнал в прямоугольный триггерным устройством. Следующая схема это и реализует.

Звук в данном устройстве становится чисто импульсным, «электроогранным». В паузах сигнал отсутствует совсем, что хорошо. Что плохо – часто эти устройства работают нестабильно, и хватаются не за основной сигнал, а за какую-то гармонику, создавая диссонанс. Играть тут можно максимум на двух струнах. Верхом данного принципа является неоднократно мной упомянутая «Гитара-орган» Кетнерса, но о ней в этот раз пока писать не будем. Следующие две схемы – те же ограничители, но выполненные на операционных усилителях.

Схемы работают очень хорошо. Вторая при этом является логическим продолжением и усовершенствованием. первой. В ней добавлен еще один ОУ в виде резонансного усилителя с регулируемой частотой резонанса и добротностью. Резисторы R8 и R11 позволяют это делать оперативно во время игры. Обе схемы совершенно не критичны к точностному разбросу номиналов и при правильной сборке не нуждаются в настройке.

Следующая схема намного сложнее предыдущих. Она представляет собой импульсный преобразователь спектра. Сигнал здесь сначала усиливается полевым транзистором V1, потом преобразуется в прямоугольный в ОУ A1, далее на транзисторе V2 частота сигнала удваивается, поступает вновь на триггер Шмитта на D1, после которого делится двумя делителями частоты на «два» и «четыре». Возможность смешать эти все сигналы на выходе позволяют реализовать принцип регистрового синтеза тембра. (как в ЭМИ)

Приставка, схема которой изображена выше, совмещает в себе два устройства: «дисторшн» и «бустер». Переход осуществляется многопозиционным переключателем. В остальном схема напоминает первую из рассматриваемых.

Последним я покажу вам «дисторшн», который был мной сделан тоже последним. Эта конструкция жива и работоспособна. Она мне наиболее нравится. В схеме заложен удвоитель частоты на А1.3, А1.4, V2, V3. Регулятор длительности звучания, или «GAIN» по нынешнему, на резисторе R9. Можно использовать любые кремневые малошумящие транзисторы n — p – n. При использовании микросборки К198НТ1Б (можно заменить на К198НТ1А) в удвоителе следует применить имеющуюся в её составе дифференциальную пару транзисторов. Налаживание сводится к подбору резистором напряжения на эмиттере транзистора А1.1, равного 4 В и минимизации шумов, вносимых удвоителем, резистором R17. Для получения симметричности ограничения возможен подбор резистора R23.

И последнее на сегодня – в качестве бонуса – схема бустера для бас-гитары. Очень хорошая и простая схема, Звук делает очень выразительным. Эта схема мне так понравилась, что, изменив номинал конденсатора С4, поставив через переключатель несколько различных по ёмкости, я установил такую приставку в свою самодельную гитару, получив набор фиксированных тембров. Надеюсь, что приведенные принципиальные сжемы кому-нибудь понадобятся. В интернете встречаются просьбы с опубликованием подобных схем. Взяты они были из журналов «Радио» и сборников «В помощь радиолюбителю» за разные года прошлого века. Использованы фотграфии с сайта

Многие музыканты — паяльщики собирают для себя, и не только для себя различные гитарные примочки. Интернет вопринципе не страдает нехваткой информации на тему гитарных примочек, встречаются различные схемы, простые или не очень простые, в разной степени подробное описание можно найти, можно также послушать звук понравившейся схемы.

В этой статье я попытаюсь рассказать о том, к чему я пришел в результате паяния бесчисленного количества различных solid state

или как еще говорят
транзисторных
примочек, будет сделана попытка некоторой систематизиции, и обобщения различных приемов «примочкостроения», а в конце заценим семпл Все начилось со схемы из журнала Юный Техник, вот она:

Взгляните на эту схему. Она поражает своей простотой!! Схема очень похожа, да что там похожа, один в один MXR Distortion +. Чтоб спаять ее на макете понадобится не болеее двух часов, в сети можно даже печатку найти, операционник можно любой поставить, со своими цепями коррекции, если это необходимо. Паяльник в руки уважаемые датагорцы, звук Вас приятно удивит

Вообще принцип работы эффекта DISTORTION — это ограничение сигнала, никакого секрета в этом нет. Однако существуют различные схемы ограничителей, которые дают разный по характеру звук. Обязательное условие — частотная коррекция сигнала до ограничителя, необходимо обрезать низкие частоты, иначе мы не получим драйва, будет бубнение, и слушать такую примочку будет невозможно. Однако нельзя убирать весь низ, иначе звук будет сухой, в нем не будет никакой тяжести. Высокие частоты тоже надо немного придушить. Я не могу назвать конкретные цифры какие частоты, с какой крутизной спада надо резать. Так что паяльник в руки

Источник

Оцените статью