Педагог по классу аккордеона

Меренков Александр Викторович

мини-сайт преподавателя по классу баяна и аккордеона

Профессия: преподаватель по классу баян, аккордеон, концертмейстер

Профессиональные интересы: музыка

Увлечения: театр, чтение художественной литературы

Регион: Смоленская область

Населенный пункт: г.Ярцево

Место работы: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Ярцево Смоленской области

Ссылка на мой мини-сайт:
Играй всегда так, будто тебя слушает артист.

Вы находитесь на персональном сайте преподавателя школы искусств Меренкова Александра Викторовича. Надеюсь, что представленная информация будет интересна и полезна не только преподавателям музыкальных школ, но и учителям музыки, музыкальным руководителям детских садов, воспитателям, а также педагогам дополнительного образования.

О себе

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

В.А.Сухомлинский «Письмо к сыну»

Сомерсета Моэма «Театр»

Мой взгляд на мир

Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.

Мои достижения

Моё портфолио

Свом достижением не считаю количество обученных мною учеников.

Для меня более ценным является количество душевной теплоты, вложенной мною в их сердца.

Источник

Методическое сообщение преподавателя по классу баяна Васильевой Елены Евгеньевны «Посадка учащегося и постановка инструмента в классе баяна и аккордеона. Проблемы начального периода обучения »

Российская современная баянно — аккордеонная школа за последнее время претерпела большие изменения. Растет исполнительский уровень во всех звеньях начального и профессионального образования, развивается методика обучения игры на инструментах. Этому способствуют такие факторы: мастер-классы известных педагогов, концертные туры по стране и выступления на телевидении известных артистов (Ю.В. Шишкина, А. Поелуев, П. Дранги, дуэт «Баян микс» и т.д.), появление новой методической литературой, широкие выразительные возможности инструментов позволяют значительно расширить репертуар (современные композиторы сочиняют оригинальную музыку), возникают новые приемы игры, решаются сложные художественные и технические задачи.

Цель методической работы: обратить внимание на проблемы, связанные с правильной посадкой, установкой инструмента и освобождением игрового аппарата учащихся на начальном этапе обучения.

Плохо поставленный инструмент, скованный и зажатый игровой аппарат, приводит в конечном результате к тому, что ученик, не имея положительных результатов игры, быстро теряет интерес к обучению.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskiy_doklad_2021.docx 65.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого»

Методическое сообщение преподавателя по классу баяна

Васильевой Елены Евгеньевны

«Посадка и постановка инструмента в классе баяна и аккордеона. Проблемы начального периода обучения »

«Посадка и постановка инструмента в классе баяна и аккордеона. Проблемы начального периода обучения»

Российская современная баянно — аккордеонная школа за последнее время претерпела большие изменения. Растет исполнительский уровень во всех звеньях начального и профессионального образования, развивается методика обучения игры на инструментах. Этому способствуют такие факторы: мастер-классы известных педагогов, концертные туры по стране и выступления на телевидении известных артистов (Ю.В. Шишкина, А. Поелуев, П. Дранги, дуэт «Баян микс» и т.д.), появление новой методической литературой, широкие выразительные возможности инструментов позволяют значительно расширить репертуар (современные композиторы сочиняют оригинальную музыку), возникают новые приемы игры, решаются сложные художественные и технические задачи.

Цель методической работы: обратить внимание на проблемы, связанные с правильной посадкой, установкой инструмента и освобождением игрового аппарата учащихся на начальном этапе обучения.

Плохо поставленный инструмент, скованный и зажатый игровой аппарат, приводит в конечном результате к тому, что ученик, не имея положительных результатов игры, быстро теряет интерес к обучению

Фридрих Липс в своей книге «Искусство игры на баяне» писал: «Если мы вспомним, сколько времени скрипачи занимаются постановкой рук, сколько лет вокалисты тратят на постановку голосового аппарата, то станет ясно, что баянисты затрачивают на постановку непозволительно мало времени. А ведь от правильной постановки игрового аппарата на начальном этапе обучения зависит будущий успех, возможность свободно выражать свои художественные намерения.»

От посадки (состояния рук, ног, спины) зависит качество исполняемого произведения.

Но прежде чем посадить ребенка за инструмент, надо учесть некоторые моменты.

Процесс обучения в раннем возрасте опирается на все психологические, биологические и социальные структуры. Пределы возраста начального обучения колеблются от 5-6 до 8-9 лет. В возрасте 5-6 лет ребёнок уже общителен, имеет достаточно богатый двигательный опыт, он может быть обучаем ввиду наличия устойчивого внимания и развивающихся волевых процессов. В то же время ребёнок пока ещё воспринимает мир целостно, ярко действуют: интуиция, неосознаваемые процессы психики, генетическая память.

В начальном обучении требуется не только максимальное внимание педагога к ребёнку, но и особая «прозорливость» в отношении внутренних качеств маленького музыканта, его характера, реагирования, накопленного опыта.

Центральная задача – естественно внедрить освоение игровых навыков в процесс музицирования .

Работа в этот период должна вестись одновременно в 3-х направлениях:

— Образно-художественном . Связь образа и звука, образа и игрового движения. Педагог вслух оценивает звук – нежный, сильный, жёсткий и т.д., а ученик в этот момент накапливает впечатления.

— Музыкально-слуховом. Здесь важен момент совместно-разделённой деятельности, он ведёт к оптимизации внутренних качеств ученика. Следствие – слияние ребёнка и инструмента, чувство комфорта. На этом этапе работы учащиеся вместе с педагогом разучивают ансамбли, занимаются подбором по слуху и используют различные творческие задания (досочинить мелодию).

— Мышечно-двигательном . Талант педагога заключается в том, чтобы ученик был уверен, что он всё делает сам. Следствие — правильность самостоятельных занятий в будущем. Педагог помогает учащемуся вести мех на разжим и сжим, т.е. отрабатываются и закрепляются правильные навыки ведения меха и т.д.

Дети приходят в музыкальную школу, не имея никаких умений и знаний, и любая ошибка в работе учителя в дальнейшем может дорого обойтись.

С первых занятий маленькому ребенку приходится решать множество проблем: изучать ноты, приспосабливаться к инструменту (вес инструментов доходит до 15 кг), извлекать звуки и вести мех.

Все это тяжело отражается на детской психике и может появиться психологическую скованность . В этот момент преподаватель должен помочь её преодолеть.

З.И. Алешина писала в своей работе: «Ребенок попадает в новую обстановку и первым залогом успеха будет умение педагога расположить ребенка к себе, завоевать его доверие, создать в классе непринужденную обстановку». Дальнейшие успехи буду зависеть от профессионального мастерства педагога (умение найти индивидуальный подход к каждому ребенку, доходчиво и понятно объяснить новый материал, поддержать в трудную минуту добрым словом и вместе порадоваться первым успехам).

Большой проблемой является приспособляемость учащихся к инструменту . У детей одного возраста разное физическое развитие (они разные по росту, длине рук и ног, ширине ладоней, длине пальцев. Все эти факторы должны отслеживаться и учитываться педагогами при выборе инструмента.

Последнее время в школах появились группы «Раннего эстетического развития», куда родители приводят детей в 5 и 6 летнем возрасте. Не всегда родителям удаётся приобрести инструмент необходимого размера, на это есть объективные причины (нехватка маленьких инструментов, их высокая стоимость и т.д.). Поэтому если инструмент не соответствует возрасту ребенка, очень сложно решать постановочные, технические и звуковые задачи.

Работа с начинающими делится на 2 периода: доигровой и игровой.

Доигровой период делится на 2 этапа:

1 этап — формирование музыкальных способностей, слухового контроля.

Форма занятий: слушание музыки и анализ, пение, развитие чувства ритма, развитие музыкальной памяти.

2 этап — формирование игрового тонуса, навыков посадки и постановки.

Форма занятий: упражнения на различные группы мышц, на координацию и осязание, упражнения для посадки и постановки.

Игровой период, также можно поделить условно на два этапа:

1 этап – освоение меховедения, клавиатур инструмента.

2 этап – игра по слуху, игра по нотам.

Когда говорят о технике исполнителя, то имеют ввиду ту сумму умений, навыков, приемов игры при помощи которых он добивается нужного художественного результата. Вне музыкальной задачи техника не может существовать. Всякой технической работе, должна предшествовать работа над пониманием этого содержания.

Г.Нейгауз говорил: «Работа над звуком – есть работа над техникой и наоборот». Любая педагогическая работа должна подчиняться конечному результату – качественному звучанию. Но прежде чем ребёнок в музыкальной школе научится слушать и слышать извлекаемый на инструменте звук, он должен научиться «слушать» и «слышать» свои мышцы.

Х. Беккер «Только свобода мышечная и психологическая создаёт счастливую предпосылку, приводящую к большим достижениям».

Отсутствие ясного представления об ощущении мышечной свободы и является главным фактором, создающим благоприятную почву для множества неполадок, возникающих позднее в двигательном аппарате.

Перед тем как мы посадим ребёнка за инструмент, должна предшествовать работа по освобождению мышц игрового аппарата. Это могут быть различные несложные физические упражнения, упражнения «за столом» и пальчиковые игры. Такая форма работы проводится, как правило, в «донотный» период.

Применение упражнений на развитие мышечно – суставных ощущений необходимо и полезно. При их выполнении нужно интересоваться самочувствием ребенка. В процессе выполнения упражнений можно использовать придуманные заранее стишки или попевки.

Упражнения на ощущение мышц плечевого пояса и спины

  1. «Потолок» — поднять руки вверх, изо всех сил тянуться и «достать потолок» кончиками пальцев, поднимаясь на «цыпочки». Мышцы плеч, лопаток и всей спины сильно напрягаются. Затем следует полное расслабление и выдох.

Он ни низок, ни высок

Всё равно его достану

Даже если и высок».

  1. «Стоп» — поднять руку, в сторону на 90 градусов, в тонусном состоянии. Расслабляем мышцы – рука падает вниз. Тоже самое проделать двумя руками.
  2. «Круг» — круговые вращения плечами в перёд и назад.

«Нарисую круг плечами

То вперёд, то назад

Вместе с нами ты плечами

Делай так и вот так».

На первых уроках непосредственно за инструментом у учащихся поднимаются плечи вверх, правое плечо выдвигается вперёд, прижимается к грифу, как следствие, правая рука напрягается.

Благодаря выше описанным упражнениям, ученик должен уметь руководить мышцами плечевого пояса. Ему легче будет опустить плечо вниз или отвести его назад.

Напряжение мышц плечевого пояса сопутствует напряжению мышц лица и шеи, что вызывает нарушение мозгового кровообращения, которое приводит к ухудшению памяти, зрения, слуха и быстрой утомляемости от любой умственной работы.

Параллельно с упражнениями на ощущение мышц плечевого пояса и спины, следует начинать освоение упражнений на постановку игрового аппарата.

Прежде чем перейти к занятиям на музыкальном инструменте необходимо провести предварительную работу по освоению мышечной свободы и управлению мышечно – суставными движениями рук (сгибательных и разгибательных мышц кисти и пальцев).

Такую форму работы очень хорошо проводить за столом.

  1. Упражнение «Ёжик» — кисти и руки до предплечья свободно лежат на столе так, чтобы можно было провести прямую линию от локтя через средний палец.

«Поселился в нашей музыкальной квартире весёлый ёжик Фасольчик. Бегает везде, всё обнюхивает, всё ему интересно». Разведённые веером пальчики по очереди постукивают по столу. «Голодный, кушать просит, громко ножками стучит. Дали ему молочка. Поел, успокоился. Потянулся. Свернулся в клубочек и уснул».

Кисть с разведёнными веером пальцами сильно напрягаются. Необходимо почувствовать кончики пальцев. Затем резкое расслабление плечевого пояса и кистей рук. Постепенно третьи суставы пальчиков сгибаются — это спинка «ёжика», а пальцы медленно собираем вместе и выстраиваем в одну линию на верхушки ногтевых фаланг. Первый палец лежит сбоку полукруглым. Запястье прижато к столу.

«Проголодался ежик и медленно просыпается. Постепенно пальцы выпрямляются и веером скользят по столу, «спинка ёжика» опускается, при этом потягиваясь всем телом, сильно напрягая мышцы ладони и пальцев. Затем полное расслабление и опять «побежать» пальчиками по столу.

Упражнение отрабатывается в медленном темпе. Затем надо научиться быстро расставлять пальцы веером и собирать их в положение «доброго, спящего ёжика». Это упражнение хорошо помогает в постановке рук аккордеонистов. Усадив ребёнка за инструмент, попросить опустить правую руку, собрав кисть в положение «доброго ежика», поднять руку в сторону, согнуть в локте и положить кисть на инструмент.

Упражнения на координацию движений.

Координация (лат.) – согласие, соподчинение.

У каждого ребёнка она развита по разному и связана с работой коры головного мозга. С помощью специальных упражнений координация движений развивается.

5. «Рожки» — предплечье и кисть в положении «ёжика» лежат на столе. Приподнять кисть, затем опустить её на стол, упираясь при этом на кончики 1 и 3 пальцев. Затем проделываем это со 2 и 4, 3 и 5 пальцами. Следить, чтобы фаланги пальцев не прогибались в суставах, так как это вызывает излишнее напряжение запястья. Выполнять по четыре раза каждой парой пальцев, затем перейти на одноразовые удары с постепенным увеличением темпа.

«Идёт коза рогатая

За малыми ребятами

Кто кошку не ест

Того забодает и съест»

Это упражнение подготавливает учащихся к исполнению терций.

Координационно — ритмические упражнения

Изготовить карточки, на которых верхняя строчка записывается красным цветом, а нижняя зелёным. На каждой карточке одно, два или три ритмических упражнения, которые даются ученику для работы на уроке и дома.

Данные упражнения рекомендуется выполнять несколькими способами:

  1. Свободно лежащими на столе руками ученик воспроизводит ритмическую запись легким кистевыми хлопками.
  2. Исполнять упражнение, меняя местами партии правой и левой руки.
  3. Исполнить упражнение на левой и правой клавиатурах (период освоения инструмента).

Упражнения на осязание

От того как мы прикасаемся к клавишам, каким способом нажимаем их, зависит характер звука и художественное исполнение в целом.

Нажим, толчок и бросок – три основных вида туше, на которых строится исполнение.

Нажим, для которого характерно постепенное открытие и закрытие клапанов, в сочетании с плавным способом ведения меха обеспечивает связное, мягкое, певучее звучание.

Толчок придаёт относительную раздельность, глубину, выпуклость звучанию.

Бросок – это легкость, виртуозность, ровная, бисерная пальцевая беглость.

Все виды артикуляции зависят от того, как пальцы прикасаются к клавишам, как они ощущают поверхность, глубину погружения в клавишу, ее выталкивающую пружинку. Поэтому развитие тактильного ощущения является важным моментом в процессе обучения учащихся.

Упражнение «Волшебный мешочек»

В красивый мешочек положить различные предметы: маленькие и большие бусинки, тряпочки, мех, мелкие фигурки, игрушки и т.д.

Задача: поиск на ощупь различных предметов внутри мешочка.

Три варианта действий:

!. Ребёнок находит предмет и детально его описывает.

2. Ребёнок по заданию учителя находит предметы.

3. Ребёнок по памяти называет предметы, которые нашёл.

Цель – «поиск» звука на кончиках пальцев. Туше.

Во время упражнений педагог наблюдает и изучает ребенка, налаживает психологический контакт, формирует различные исполнительские навыки.

После получения первого опыта общения с музыкой, понятия мышечной свободы можно приступить к знакомству с инструментом (конструкцией и механикой), формированию у учащихся навыков посадки и постановки инструмента, принципам звукоизвлечения и основам меховедения.

Посадка и постановка – элементы исполнительской техники.

Посадка баяниста – аккордеониста включают следующие компоненты: профессиональную посадку, установку инструмента и положение рук.

Посадка – положение исполнителя за инструментом.

Постановка – положение рук и самого инструмента.

Весь двигательный процесс осуществляется на базе чёткого взаимодействия всех мышечных групп организма, на основе целого комплекса мышечно – суставных ощущений.

Посадка основана на естественности положения всех частей тела, свободе корпуса и его устойчивости. Соблюдение всех принципов даёт возможность не уставать во время занятий и создаёт хорошие условия для правильной постановки инструмента.

Основные правила посадки

Сидеть надо на половине жесткого стула. Высота сидения зависит от физических данных учащегося (высота должна позволять ногам опираться на полную ступню).

Его бедра должны быть горизонтальном положении, для достижения устойчивости инструмента. Учащимся небольшого роста ставится подставка под ноги.

Учащийся должен иметь три точки опоры: опора на стул, опора ногами на пол – ноги слегка расставлены. Ступня правой ноги располагается несколько сзади ступни левой ноги (на ширину плеч).

Необходимо ощущать ещё одну точку опоры – в пояснице (корпус при том следует распрямить, грудь подать вперёд. Сидеть свободно, прямо не сутулясь, с не большим наклоном вперёд.

Во всей посадке должна чувствоваться мышечная активность, а не расслабленность.

Инструмент должен стоять на ногах плотно и ровно на левом бедре, т.е. всей площадью нижней части собранного меха. Нижний угол грифа правого полукорпуса опирается на внутреннюю сторону правого бедра. Только в этом случае при игре на сжим баян приобретает необходимую устойчивость. У аккордеонистов разрешается небольшой наклон (верхней части грифа) к исполнителю.

Какие проблемы мы можем наблюдать в посадке учащихся:

  1. Ученик выдвигает ступню правой ноги вперёд, бедро опустится несколько ниже левого, поэтому гриф инструмента потеряет опору (будет выскальзывать) и возникнет необходимость придержать его кистью правой руки. Это будет тормозить техническое развитие детей.
  2. Ученик подгибает левую ногу в колене и прячет под стул, от этого нога быстро устаёт и затрудняет движение меха.
  3. Ступни ног придвинуты одна к другой, колени могут быть сжаты или раздвинуты, что затрудняет управление мехом.
  4. Правая нога стоит на носке, пятка в приподнятом состоянии. Это вызывает напряжение мышц во всей ноге.
  5. Подъём пяток обеих ног (при коротких ремнях) вызывает не только напряжение в мышцах икр, но и сковывает ведение меха.
  6. Необходимо следить, чтобы учащиеся не смотрели в клавиатуру, так как это заставляет держать инструмент в неправильном (наклонном) положении, в результате чего затрудняется постановка левой руки и применение пятого пальца в нижней части правой клавиатуры, а верхняя часть начинает давить на грудь играющего. Так же необходимо учитывать ещё один момент, внимание ученика сосредоточено только на правой клавиатуре, из-за чего он выпускает из под контроля партию левой руки (это влечёт за собой текстовые ошибки).

Наплечные ремни регулируются таким образом, чтобы не сдавливать грудную клетку и не затруднять дыхание ученика. Оба плечевых ремня подгоняются по телосложению исполнителя. Правый ремень должен быть длиннее чем левый, чтобы обеспечить свободу действий правой руки. На левый ремень ложится основная нагрузка по обеспечению движения меха. В последние годы большую популярность приобрела перемычка (ремень) соединяющая плечевые ремни на уровне поясницы. Благодаря этому ремни не спадают с плеч и тем самым достигается свобода корпуса, и дополнительная устойчивость инструмента.

Рабочий ремень левой руки тоже подгоняется с учётом того, чтобы рука могла свободно перемещаться вдоль клавиатуры. При разжиме и сжиме левое запястье должно хорошо ощущать ремень, а ладонь корпус инструмента.

Какие проблемы мы можем наблюдать при подгонке ремней:

  1. Если ремни слишком отпущены, то при разжиме инструмент смещается влево. Это ограничивает возможность растяжения меха. При сжиме баян смещается вправо, что вызывает необходимость удержания его рукой. Следствие – напряжение корпуса, затруднения технических возможностей правой руки.
  2. Тесные ремни (сильно затянутые) могу привести к тому что, инструмент будет висеть на них, а не стоять на коленях. Это может привести к сжиманию грудной клетки и возникновению сутулости.
  3. Необходимо следить за учащимися, чтобы они не придерживали инструмент правой рукой или подбородком, это приводит к зажатию шейных мышц и отрицательно сказывается на общей свободе.
  4. Если левый ремень велик, то сильно выгибается запястье, что отражается на развитии технических возможностей учащихся.

Меховедение и постановка левой руки

Меховедение является важнейшим постановочным навыком, так как играет ключевую роль в звукообразовнии. Движение меха на ражим и сжим обепечивает звучание баяна и аккордеона на различных уровнях громкости – от самого тихого до самого громкого.

Природа баяна и аккордеона клавишно – духовая (пневматическая), источник звука – металический голос (язычок).

А.Б. Жмаев в свой книге, «Методика обучения игре на баяне, аккордеоне», перечислил объективные факторы, усложняющие работу левой руки при освоении меховедения:

— её бифункциональность (меховедение и взятие клавиши),

— ограниченность движения предплечья и кисти, специфика работы первого пальца,

— значительные физические нагрузки (особенно на сжим),

— небольшой размер клавиш 12-13 мм. – в правой клавиатуре, 5-6 – в левой, их тесное расположение, малая амплитуда и слабое сопротивление пружинки (120-150 гр.),

— отсутствие полноты ощущения и визуального контроля клавиатуры.

На первоначальном этапе обучения главным является приобретение навыка ведения меха, т.е. умения вести его плавно, ровно, постоянно и достаточно активно. Постановка рук в левой и правой клавиатурах существенно отличаются, но ощущение свободы полусогнутых пальцев, кисти, предплечья и плеча должно быть одинаковым везде. Левую руку надо продевать под рабочий ремень настолько, чтобы большая часть его ширины находилась на предплечье, а меньшая на плечевом суставе. Внешнее ребро баяна должно проходить на сгиб между первой и второй фалангами большого пальца. Все пальцы согнуты, подушечками касаются кнопок второго ряда. Поскольку пятый палец слабее остальных, кисть руки наклоняется к нему. Ладонь достаточно плотно прилегает к корпусу инструмента, а локоть несколько отведён от него в сторону. Во время игры левая рука выполняет функции: сжимает и разжимает мех, нажимает клавиши, передвигается вдоль клавиатуры. Чтобы растянуть мех, левая рука (в районе запястья) нажимает на ремень, касаясь его внешней стороной предплечья. При сжиме меха получается наоборот: левая рука нажимает на корпус инструмента внутренней стороной предплечья и частью ладони, а внешняя сторона предплечья и кисти слегка касается ремня. Вторая функция и третья функции левой руки, т.е. нажимание клавишей и передвижение вдоль клавиатуры, выполняются во время игры одновременно. Координирование их требует большой натренированности. При движении меха на разжим мех раскрывается в большей степени в верхней части и в меньшей степени – в нижней. Движение меха на разжим и сжим легче осуществлять, если левая рука находится на середине клавиатуры. Чем дальше разводится мех, тем менее удобно нажимать пальчиками клавиши и передвигать руку. При ведении меха на сжим точка приложения силы находится в основании ладони левой руки. Сжимая мех, нет необходимости поднимать левый полукорпус инструмента. Чтобы не было смещения в право, очень важно почувствовать опору нижнего угла грифа.

Первые занятия с учащимися рекомендуюется начинать с приобретения навыка свободного, ровного ведения меха на разжим и сжим.

В дальнейшем, чтобы увлечь ребенка и помочь преодолеть трудности освоения навыков меховедения, целесообразно познакомиться с «образными» упражнениями, где используются звуковые эффекты при нажатии воздушного клапана: легкий ветерок, сильный ветер, шум леса и т.д. (мех ведётся с постепенным ускорением или замедлением).

Упражнение «Самолёт» (летит самолёт, мы в поле, самолёт к нам приближается, пролетает над нами, а потом улетает).

Для выполнения этого упражнения в левой клавиатуре инструмента необходимо найти кнопочку с «ямочкой» на 2 ряду 3 пальцем. Пилот садится в самолёт (погрузить палец в кнопочку), самолёт полетел (медленное движение мехом на разжим-тихий звук-самолёт полетел далеко), выполняем «крещендо», а затем «диминуэндо»-самолёт улетел, остановился, затем пилот вышел из кабины (отпустить кнопочку). Затем то же проделать на сжим. Педагог направляет движение меха, затем ученик исполняет упражнение самостоятельно. При выполнении этого упражнения ученик не только осваивает меховедение, но и решает звуковые, образные задачи.

Его можно уже выполнять на 2 уроке, если ребёнок знаком с устройством инструмента, отработаны все упражнения на движения рук и пальцев. Детям оно очень нравится.

Левая клавиатура в «донотный и игровой периоды» осваивается через игру упражнений. Очень хорошо подобран комплекс упражнений в сборнике Г.И. Крыловой «Азбука маленького баяниста». Исполняемые упражнения имеют определённые названия. Сквозь все задания проходит единая образная линия – Винни – Пух и его друзья. Они ходят в гости, поют, танцуют и т.п. Каждая клавиша в левой клавиатуре связывается с определённым персонажем.

Игра по слуху «Винни – Пух» ходит в гости.

Задача: освоение навыка вертикального перемещения третьего пальца по второму ряду левой клавиатуры. Выполняется на слух по показу педагога.

Педагог. Кто такой «Винни – Пух?» Это весёлый медвежонок из мультфильма. Помнишь стихи?

«Кто ходит в гости по утрам,

Тот поступает мудро!

Тарам – парам, тарам – парам –

На то оно и утро…»

Третий палец левой руки – это и будет наш музыкальный Винни – Пух. Он живёт на клавише «до» левой клавиатуры – там его домик. Друзья Винни – Пуха живут рядом с ним: на клавише «фа» — домик Пятачка, на клавише «соль» — домик Кролика.

Все упражнения исполняются третьим пальцем, остальные, неиграющие пальцы – это «дружная семейка», поднимать их не следует. Кисть смещается вверх или вниз при неизменном положении пальцев.

После разъяснения и показа педагога ученик разучивает упражнение.

По такому же принципу происходит освоение учащимся остальных рядов в левой клавиатуре (Б, М, 7), на 3,4 и 5 рядах играет 2 палец. Сначала по слуху, а затем по нотам.

Игра по слуху «Винни – Пух с мажориком ходят в гости», «Полька», упражнение на ¾ «Топ – топ», «Вальс».

Игра по слуху двумя руками: «Ослик поёт с Винни- Пухом», «Ослик поёт, а его друзья танцуют полечку» и т.д.

Чередование баса и аккорда, является основной формулой сопровождения.

Убедившись, что ученик освоил ноты основного ряда, приступаем к освоению нового материала – сочетание баса и мажорного аккорда.

Музыкальный материал на начальном периоде обучения в основном состоит из народных песен, танцев, а так же не сложных по фактуре произведений различных композиторов. В таких пьесах ясно прослушивается мелодия в партии правой руки и аккомпанемент в левой. Особенности левой клавиатуры готового баяна и аккордеона делают ее удобной для исполнения аккомпанемента, но в то же время они ограничивают возможности учащихся.

Обычно сопровождение состоит из басов и аккордов. Они выполняют различные функции: бас – фундамент произведения, готовые аккорды создают гармонический фон для мелодии. В аккомпанементе не всегда указаны штрихи, поэтому педагог должен помочь учащемуся разобраться в характере звучания.

Следует отметить две погрешности, характерные для начинающих:

  1. Грубое сопровождение.
  2. Однообразный аккомпанемент.

Первый из них может быть вызван недостаточно плавным движением меха. При нажиме пальцев на клавиши учащийся зачастую непроизвольно толкает мех. Во втором случае ошибка заключается в использовании одного и того же привычного варианта сопровождения – без учёта характера произведения. Работа над штрихами аккомпанемента начинается с момента появления в программе музыкального материала, исполняемого на двух клавиатурах. Ясно, что в пьесах кантиленного характера сопровождение будет мягким и певучем, а в пьесах танцевального склада – ритмически чётким, подчёркнутым.

Рассмотрим плавное, мягкое чередование баса и аккорда.

Чтобы добиться певучести баса, необходимо вести мех ровно (без толчков), глубоко погружать клавишу в клавиатуру. Аккорды рекомендуется нажимать с меньшим усилием и отпускать плавно, без резкого отталкивания пальцев.

Чёткая последовательность баса и аккорда.

Звучание баса подчёркнуто, а аккорды звучат легко и остро. Трудность этого приёма заключается в том, что на пальцы, которые производят удар по клавишам басовых рядов и аккордов, должна приходиться различная нагрузка: 3-й палец, извлекающий басовый звук, ударяет с большей силой, а 2-й имеет меньшую нагрузку. Партия левой руки не всегда выполняет функцию сопровождения – она может вести мелодию и подголоски. На начальном этапе обучения учащийся встречается с таким изложением чаще всего в обработках народных песен и танцев.

В программу продвинутых учащихся включаются и полифонические произведения. Чаще всего, это небольшие двухголосные пьесы.

Какие проблемы мы можем наблюдать при меховедении:

  1. Особое значение имеет линия ведения меха. Старайтесь раздвигать мех веером. Нельзя вести мех по прямой линии, описывать «восьмерку» или заводить мех «за себя» (необходимо осваивать технику момента смены направления движения меха).
  2. Нельзя менять мех на одном звуке, так как длительность не выдерживается (прерывается). Поворот меха следует производить после выдерживания длительности.
  3. При ведении меха на сжим учащиеся поднимают плечо и отводит назад локоть.
  4. Ребёнок на разжим откидывается назад (голова запрокидывается), что ведет к потере контроля над текстом и меховедением.
  5. При ведении меха на сжим учащийся заваливаются корпусом в право, это приводит к искривлению позвоночника.
  6. Неровное ведение меха на разжим (линия ведения меха прерывается и некоторые ноты не озвучены). Следить за натяжением запястья левой руки в боковой ремень.
  7. Учащиеся не достаёт ноты на вспомогательном ряду. Следует больше вывести руку на клавиатуру, все пальчики, со второго по пятый, должны встать на второй ряд.
  8. Следить, чтобы учащийся не поджимал первый палец находящийся на ребре левого корпуса инструмента.

Для того, чтобы учащиеся сформировали необходимые навыки владения мехом, требуется время и терпение, т.е. постепенно, на всём протяжении обучения.

Постановка правой руки

Под постановкой рук понимают – естественные и целесообразные движения рук (пальцев, кисти, предплечья, плеча) процессе игры на инструменте.

О постановке рук написано много методической литературы. В своей книге «Искусство игры на баяне» Ф. Липс написал: «Так что же такое – постановка рук? В сущности, это их наиболее рациональные движения. Рука ставится не для фиксации своего положения, а чтобы извлекать звуки».

Законы постановки рук общие для всех и имеют поэтапное развитие. Современная баянная постановка является результатом развития игры на гармонике. Усовершенствование гармоники – баяна, привели к необходимости изменения постановки. Раньше, на легких маленьких гармошках, отсутствовали плечевые ремни и была необходимость продевать большой палец правой руки в кожаную петлю вертикально за грифом, для фиксации положения на разжим и сжим. Аналогичные ремни были и в левой руке. Изменения конструкции инструмента, увеличение диапазона, появление нового репертуара вызвали необходимость замены кожаных ремешков двумя плечевыми ремнями. Появление баяна потребовало внесение изменений в постановку рук. Большой палец принял естественное горизонтальное положение, что позволило обеим рукам с большей свободой перемещаться вдоль клавиатур. Со временем 1 палец правой руки стал активно включаться в игру. В зависимости от сложности музыкального материала, положение рук постоянно меняется.

В настоящее время мы можем рассматривать наиболее общие законы постановки рук баянистов и аккордеонистов.

Основные положения постановки правой руки

Основным критерием правильной постановки рук является природная естественность. Если мы опустим руки вдоль туловища, то пальцы приобретут естественный полусогнутый вид. Такое положение не вызывает напряжения в области в области кисти. Согнув руки в локте, мы приобретаем исходную позицию. Локоть и кисть вместе составляют одну плавно закруглённую линию. Правое плечо опущено, спина прямая, локоть свободен и немного приподнят – отведён в сторону от исполнителя. Пальцы правой руки находятся в полусогнутом положении и кончиками слегка касаются клавиатуры. Большой палец находится за грифом. Следует обратить внимание на то, чтобы кисть правой руки не прикасалась к ребру грифа и таким образом не удерживала инструмент во время игры.

«Свобода рук не означает расслабленности. Вся рука должна быть свободной и гибкой, от плеча до кончиков (подушечек) пальцев. Она должны быть упругой, подобно пружине и должна как бы «дышать», ощущая пластичность и естественность мышечного тонуса всех своих частей (отмечал пианист Л. Николаев)».

На аккордеоне формирование постановочных навыков правой руки начинают со знакомства с белыми клавишами, такой подход применяют пианисты. Правое плечо опущено, спина прямая, локоть свободен и немного приподнят – отведён в сторону от исполнителя. Пальцы правой руки находятся в полусогнутом положении и кончиками слегка касаются клавиатуры. Так как на правой клавиатуре играют пятью пальцами, большой палец и мизинец нельзя держать за пределами клавиатуры. Для этого нажимать белые клавиши нужно ближе к чёрным. При постановке правой руки нельзя выпрямлять пальцы, излишне выгибать запястье и касаться края грифа ладонью.

Баянная клавиатура имеет трехрядное построение, поэтому используется хроматический звукоряд. Трехрядностью определяется один из ключевых аппликатурных принципов «каждый палец играет на своём ряду», т.е. в позиции. Формирование навыков ориентирования на трёхрядной клавиатуре непосредственно связано с приспособленностью правой руки к горизонтальному и вертикальному положению клавиатуры, и спецификой игровых движений.

Для выработки устойчивого навыка, в начале обучения, необходимо уделять внимание на характер нажатия клавиши (на минимальный и достаточный вес правой руки). Удерживая пальчики поочерёдно на клавише, ученик добивается расслабления правой руки, освобождая мышцы. Необходимо следить за мышечным состоянием рук, если накопилась усталость, дать отдых рукам.

Все двигательные навыки баяниста – аккордеониста можно поделить на две сферы: сфера пальцев и сфера меха.

Сфера пальцев – распределение музыкальной ткани в времени, временные соотношения длительностей, мотивов, фраз вплоть до частей произведения в целом – это структура музыки.

Сфера меха – это дыхание. Динамическое, эмоциональное насыщение. При меховой артикуляции игра приобретает излишнюю выразительность. Важно чередовать и комбинировать оба вида, с опорой на «мехо – клапанную артикуляцию. Отличие артикуляции от штриха заключено в логике музыкального интонирования. Если артикуляция – это уровень музыкального синтаксиса (структуры музыкально мысли), то штрих – это его произношение.

Звукоизвлечение на баяне — аккордеоне обусловлено взаимодействием меха и пальцев.

Основной приём игры – туше.

Туше (в переводе с французского трогать, касаться, ощупывать) – это ощущение звука между пальцем и клавишей, характер прикосновения с клавиатурой. Понятие «Туше» не ограничивается только клавишей. Это ещё сам инструмент, ремень и крышка левого полукорпуса.

Основные виды туше:

— нажим – отпускание (мягкая атака и снятие);

— удар – отскок (острая атака);

— толчок – снятие (твёрдая атака);

— скольжение – срыв (твёрдая атака).

Следует отметить, что палитра прикосновений к звуку (туше) бесконечна.

Условие извлечения звука:

  1. Клавиша должна прожиматься до дна;
  2. Правильны бросок – это падение с ускорением к концу движения;
  3. Мышцы должны возвращаться к исходному состоянию легкого поддерживания, а не расслабляться;
  4. Всё время стремиться к разнообразию движений, к достижению большого удобства.

Упражнения на освоение позиционной игры и знакомство с клавиатурой.

1. Мех закрыт. Поставить четыре пальца на кнопки первого ряда и медленно, двигаясь вниз и обратно вверх а исходную позицию, ощущать вертикальное положение ряда. Следить за тем, чтобы все четыре пальца скользили по кнопочкам, а не в воздухе.

После освоения первого ряда, выполнить то же самое во втором и третьем рядах.

2. Мех закрыт. Поставить четыре пальца на кнопочки первого ряда. По очереди нажимать 2,3,4,5,5,4,3,2 пальцами. Размер 4/4. Считать в слух с буквой «И». На «раз» -нажать, на «И» — отпустить.

Постепенно передвигаясь по клавиатуре вниз (до средины) и обратно в таком порядке 5,4,3,2,2,3,4,5. По мере готовности учащегося переходить на звуковое исполнение с движением меха (на разжим и сжим четвёртой кнопки).

После освоения первого ряда, выполнить то же самое во втором и третьем рядах.

3. Упражнение «Горка» или хроматическая гамма – помогает ориентироваться на клавиатуре инструмента. Исполняют как сильными (2,3,4), так и слабыми пальчиками (3,4,5).

При исполнении этих упражнений необходимо следить за постановкой пальцев. Кисть круглая, без напряжения, полукруглые пальцы ставить на клавиши верхушечками подушечек (кисть в положении «Ёжика»). Следить, чтобы суставы ногтевых фаланг не прогибались. При правильном их усвоении дальнейшая работа по развитию техники будет значительно облегчена.

Закрепив с учащимися навыки позиционной игры, мы переходим к изучению постановочных упражнений, включающих в себя длительности нот (целая, половинная, четвертная, восьмая) и более сложные комбинации из длительностей и пауз.

Помимо начальных упражнений, основной акцент ставится в работе над гаммами. Гаммы — не простое ежедневное занятие, а необходимое условие для успешного технического продвижения вперёд.

Для успешного овладения гаммами можно разучить упражнение «Вертушка»

  1. Проигрываем гамму вверх и вниз несколько раз отдельно каждой рукой постепенно ускоряя темп, а затем двумя руками.

Чуть позже «Вертушку играют в две и три октавы.

Гаммы нужно исполнять не только для усвоения аппликатуры и развития беглости, но и для владения ритмикой, динамикой и штрихами.

Игра гамм с использованием штрихов

Играть сочетание нон легато и легато. Сочетание нон легато и стаккато и наоборот.

Добиваться плавного перехода с одного штриха на другой:

  1. Правая рука играет гамму на легато, левая стаккато и наоборот.
  2. Правая рука играет на легато, левая нон легато и наоборот.
  3. Смешанными штрихами: правая рука играет гамму на две легато, две стаккато, а левая — две стаккато, две легато
  4. Игра гамм различными ритмическими рисунками.

Например: пунктирный ритм.

На начальном этапе обязательно играть пьесы с постепенным движением вверх и вниз. Навыки, приобретаемые при игре гамм, необходимо закреплять путём постепенного усложнения перечисленных видов работ. Это помогает развивать и поддерживать игровой аппарат в форме (беглость пальцев, овладение различными приёмами) облегчает разучивание новых пьес.

Какие проблемы мы можем наблюдать при постановке правой руки

  1. Нет опоры в играющих пальчиках.

Во время исполнения пальцы должны быть опорой, принимая нагрузку всей руки. Г. Нейгауз сравнивал всю руку от плеча до кончиков пальцев с висячим мостом, один конец которого закреплён в плечевом суставе, а другой — в пальце на клавиатуре. При этом «мост» гибкий и упругий, а «опоры» же его крепкие и устойчивые.

  1. Фаланги пальцев не должны прогибаться. Сильно скрюченные или чрезмерно вытянутые пальцы создают излишнее напряжение.
  2. Первый палец не хватается за гриф, а лишь удерживает руку в правильном положении. Между кистью и грифом должно быть расстояние.
  3. Запястье правой руки не должно прогибаться. Иначе рука принимает неестественное положение. Идет зажим в кисти правой руки и локте.
  4. Следить за локтем правой руки. Прижатие локтя к туловищу, ведёт к излишнему перегибу кисти. Локоть, чрезмерно поднятый вверх, создаёт ненужное напряжение.
  5. У учащихся не выработался навык ощущения клавиатуры. С первых уроков, необходимо учить находить звуки не глядя в клавиатуру, на «ощупь».

Теперь проанализируем причины, которые вызывают излишнюю напряженность мышц во время игры.

  1. Причиной напряженной игры учащихся, может быть неправильное положение инструмента. Если при движении меха на сжим гриф инструмента не упирается в правую ногу, то ребёнок вынужден будет придерживать его правой рукой. Напряжение, связанное с поддержкой инструмента, сказывается на работе пальцев. Только устойчивое положение инструмента во время игры создаёт условия для свободной работы правой руки.
  2. Причиной напряженной игры учащихся, может быть неправильное положение рук, кисти и пальцев. Следует помнить, что положение рук во время игры не должно оставаться статичным. Оно постоянно меняется не только в зависимости от участка клавиатуры, где играют пальцы. Все необходимые изменения в положении руки (локтя, предплечья, кисти, пальцев) должны быть целесообразными, своевременными и выполненными без особых усилий. Правая рука, как и левая, занимает естественное положение на среднем участке клавиатуры, поэтому напряжение возникает при игре в верхнем или нижнем участке клавиатуры.
  3. «Дыхание» кисти и всей руки способствует снятию напряжения в руке и нахождению удобных движений пальцев и приготовлению их к нажатию последующих клавиш.
  4. Нерациональность игровых движений. Чрезмерное поднимание пальцев ведёт к излишнему напряжению и быстрому утомлению мышц, что является одним из тормозов в развитии пальцевой техники.

Необходимо найти золотую середину, т.е. пальцы должны иметь свободный размах и такую амплитуду, при которой сохраняется их максимальная ловкость. Независимо от темпа пальцы должны быть активными.

  1. Неумение учащихся работать над техническим материалом, является частой причиной напряжённой игры. Работая над плохо выученным произведением в быстром темпе, учащийся думает, что ускоряет процесс выучивания. На самом же деле получается наоборот, он тем самым вызывает напряжение в мышцах. Непременным условием осознанной работы на начальной стадии выучивания произведения является игра в медленном темпе. Плохо продуманная аппликатура, штрихи, агогические оттенки в тексте не дают возможность для освобождения и отдыха мышц.
  2. Умение управлять работой мышц при CRESCENDO. Необходимо научить учащихся умело расходовать энергию мышц при громкой игре. Не следует чрезмерно разжимать и сжимать мех. Во всем должно быть чувство меры. Неумение управлять работой мышц приводит к скованности игрового аппарата.
  3. Отсутствие навыка игры перед зрителями, тоже вызывает состояние общей скованности учащихся, ощущения свободы исполнения. Здесь напряжение связано с боязнью ошибиться, с неуверенностью в свои силы.
  4. Творческое волнение тоже влияет на состояние скованности игрового аппарата. Как правило опытный исполнитель может справиться с ним и направить в нужном направлении, играть более ярко и эмоционально.

Умение работать над преодолением технических трудностей на начальном этапе обучения даёт в конечном результате свободу движений пальцев, кистей и рук. В основе обучения не должно лежать механическое заучивание, формирование стереотипного мышления. Любое обучение должно быть построено на технологии творческого развития и носило развивающий характер.

Итогом начального периода обучения должны стать следующие приобретённые навыки учащихся:

  1. Правильная свободная посадка и постановка рук за инструментом.
  2. Умение ориентироваться на клавиатуре по всему диапазону.
  3. Освоение начальных навыков звукоизвлечения, связанные с меховедением, координацией рук и пальцев.
  4. Освоение навыков позиционной игры и перемещения по клавиатуре
  5. Осознанное, правильное меховедение.
  6. Уверенное владение начальными упражнениями двумя руками в различных темпах.
  7. Освоение готовой клавиатуры, для продвинутых учащихся выборной клавиатуры.
  8. Игра мажорных гамм, хроматической гаммы.
  9. Овладение основными и смешанными штрихами.
  10. Введение упражнений для овладения арпеджио мажорных гамм и аккордов.

В заключении хотелось бы напомнить, что вся организация движений напрямую связана с изложением музыкального материала. Поэтому чем раньше ученик научится анализировать свои движения, способные привести к естественности и свободе, тем лучше будут его результаты. Двигательные навыки в сочетании с музыкальностью и интеллектуальностью составляют основу исполнительского мастерства музыканта, с помощью которой он создаёт художественный образ произведения.

Список использованной литературы:

  1. А. Мирек «Дефекты в постановке и меры их предупреждения и исправления».
  2. А.Б. Жмаев «Методика обучения игре на баяне, аккордеоне». — Сургут, 2013.
  3. Фридрих Липс «Искусство игры на баяне». – Москва «Музыка», 1985.
  4. Г.И. Крылова «Азбука маленького баяниста». – Москва: Владос/пресс, 2010.
  5. Е. Климова «Развитие мышечно – суставных ощущений и подготовка игрового аппарата учащегося аккордеониста к овладению техническими навыками». — Екатеринбург, 2002.
  6. Б. Егоров «Баян и баянисты» Москва, 1984.
  7. О. Шаров «Аккордеонно-баянное искусство: вопросы методики, теории и истории». – СПб, 2006.
  8. Н.Н. Суханова «Проблемные ситуации при игре на баяне». Преподаватель ДШИ №60 с. Берёзово.

Источник

Читайте также:  Танго вальс ноты для фортепиано
Оцените статью