Педагог прокофьева по классу фортепиано

Сергей Сергеевич Прокофьев: биография, творчество

  • 13 Ноября, 2019
  • Искусство
  • Наталья Дронг

Сергей Прокофьев — гениальный русский, советский композитор-новатор, дирижер, педагог, пианист мирового масштаба. Произведения выдающегося музыканта включены в репертуар практически всех знаменитых исполнителей и звучат в самых известных концертных залах.

Краткая биография Прокофьева. Детские годы

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля (11 апреля) 1891 года в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (современной Донецкой области Украины). Родители маленького Сережи любили музыку, а рано проявившийся у сына интерес к ней охотно поощряли.

Отец Прокофьева, Сергей Алексеевич Прокофьев — выпускник Петровской сельскохозяйственной академии, ученый-агроном, управляющий имением одного из своих бывших однокурсников Д.Д. Сонцова.

Мать, Мария Григорьевна (в девичестве Житкова) — уроженка Санкт-Петербурга, хорошо образованная, способная пианистка. Именно мать заметила одаренность своего маленького сына. Сергей вначале внимательно слушал игравшую на фортепиано Марию Григорьевну, а затем и сам стал пробовать играть незамысловатые мелодии.

Произведения Шопена и Бетховена в исполнении матери чаще всего звучали в доме Прокофьевых.

Уже в пятилетнем возрасте Сережа сочинил маленькую пьеску для фортепиано, названную им «Индийский галоп». Мария Григорьевна, первая музыкальная наставница сына, записала ноты этого произведения. А затем она научила Сергея самостоятельно записывать мелодии сочиняемых пьес, которые мальчик называл «песенками».

Первые общеобразовательные уроки Сергей также получал дома. Математике его обучал отец, языкам — мать. Сережа всерьез был увлечен шахматами (интерес к этой игре он пронесет через всю свою жизнь) и литературным творчеством.

Читайте также:  Рахманинов концерт 2 для фортепиано с оркестром все части

Зимой 1900 года после прослушивания в Москве опер «Фауст» и «Князь Игорь», находясь под необыкновенным впечатлением от классической музыки, девятилетний Сергей решает и сам написать серьезное произведение. «Великан», так называлась первая опера маленького композитора. Мария Григорьевна понимала, что одаренного сына необходимо показать авторитетному музыканту, и зимой 1902 года мальчика везут в Москву, где отрывки произведений в исполнении юного автора прослушивает С.И. Танеев. Композитор, удивленный дарованием Сережи, просит Р.М. Глиэра позаниматься с мальчиком теорией композиции.

Студент консерватории

В 1904 году Сергей Прокофьев, уже имеющий в своем музыкальном багаже симфонию, несколько сонат, опер и фортепианные произведения, начинает обучение в Петербургской консерватории. Прокофьеву преподают известнейшие русские музыканты-педагоги: А.К. Лядов (класс композиции), А.Н. Есипова (фортепиано), Н.Н. Черепнина (дирижирование). Сергей Сергеевич закончил консерваторию по классу композиции в 1909 году, по классу фортепиано — в 1914 году, а до 1917 года постигал основы игры на органе. Прокофьев победил в конкурсе среди пианистов-выпускников консерватории, исполнив свой Первый концерт для фортепиано. Музыкант стал обладателем золотой медали и рояля «Шредер» (премии имени А.Г. Рубинштейна).

Консерваторский период является началом творческой биографии Прокофьева.

В эти годы Сергей Сергеевич знакомится с выдающимися русскими музыкантами: Сергеем Рахманиновым, Николаем Мясковским, Борисом Асафьевым. Знакомство же с Игорем Стравинским перерастает в многолетнее творческое соперничество.

В кружке «Вечера современной музыки» Сергей Прокофьев выступил впервые как пианист и композитор, получив высокую оценку музыкальных критиков, был назван ими крайним модернистом. За успешным дебютом последовали постоянные концерты в Петербурге, Москве и издание фортепианных произведений Прокофьева. Росла и укреплялась слава молодого исполнителя и композитора.

Критики не были однозначны в своих оценках музыки Прокофьева, называя его и кубистом, и футуристом. Одни восторгались произведениями Прокофьева, иные нещадно критиковали.

Летом 1914 года, в Лондоне, Сергей Прокофьев знакомится с легендарным балетным антрепренером Сергеем Дягилевым. Музыка к четырем балетам была написана для антрепризы «Русские балеты», а дружба и сотрудничество двух знаменитостей длились до самой кончины Дягилева в 1929 году.

Творческие достижения в годы Первой мировой войны

Как единственный сын у родителей, Прокофьев не подлежал мобилизации на фронт в период разгоравшейся Первой мировой войны. Это положительным образом отразилось на творческой биографии Прокофьева. Продолжается сотрудничество композитора с Дягилевым. Вдохновленный Прокофьев пишет музыку к балетам, произведения для оркестра, сочиняет произведения для фортепиано, сближается со Стравинским.

При поддержке Дягилева в 1915 году Прокофьев впервые выступает заграницей, в Риме, исполняя фортепианные пьесы и Второй концерт для фортепиано с оркестром.

Как и последующая премьера «Скифской сюиты», второй концерт не однозначно был воспринят публикой и музыкальными рецензентами. В краткой биографии Прокофьева сложно сделать глубинный анализ его музыкальных произведений и разъяснить суть новаторства музыкального стиля композитора, но несомненные художественные достоинства произведений композитора выверены и доказаны временем. Прокофьев безоговорочно был и остается продолжателем русской традиции в мировой музыкальной культуре.

Заграничный период в биографии Сергея Прокофьева

Прокофьева все чаще стала посещать мысль об отъезде заграницу. С желанием концертировать музыкант в 1918 году отбывает из России. Дав несколько не очень успешных концертов в Японии, Прокофьев осенью прибывает в Нью-Йорк и остается жить и работать в США. Композитор называет себя аполитичным. Выданное в 1918 году командировочное удостоверение утрачивает свою силу, и музыкант перестает быть гражданином СССР.

Лишь в 1927 году Прокофьев получает советский паспорт и отправляется в первую гастрольную поездку в СССР.

Творческая биография Прокофьева в период жизни в Америке отмечена созданием нескольких опер (среди которых «Любовь к трем апельсинам»), балетов «Блудный сын» и «Стальной скок», нескольких симфоний и концертов для фортепиано.

Переезд в СССР

С 1936 года Прокофьев с семьей (супругой и двумя сыновьями) живет и творит в Москве. В годы Великой Отечественной войны композитор создает по одноименному произведению Льва Толстого оперу «Война и мир», пишет музыку к художественным фильмам «Иван Грозный» и «Александр Невский». Эти произведения — вершина композиторского мастерства и творческой биографии Прокофьева.

Классик при жизни

Творчеству Сергея Прокофьева в разные годы критики давали как резкую, так и одобрительную оценку. Зачастую новизна музыкального языка его произведений оставалась непонятой. В историю мировой музыкальной культуры Прокофьев вошел как великий русский и советский композитор, пианист, педагог, автор огромного количества произведений разного жанра, ставших частью мировой музыкальной культуры. Сергей Прокофьев — один из композиторов двадцатого века, чьи произведения исполняются чаще всего.

Литературное наследие Сергея Сергеевича («Дневник», «Автобиография», рассказы, либретто) — свидетельство многогранности его таланта.

Прокофьев — лауреат семи государственных премий (одной Ленинской и шести Сталинских), почетный профессор Московской государственной консерватории им. Чайковского, народный артист РСФСР.

Жизнь композитора оборвалась внезапно 5 марта 1953 года. Он умер в Москве, у себя дома в Камергерском переулке.

Именем гениального композитора названы учебные заведения, культурные и географические объекты, конкурсы исполнителей.

2016 год в России был назван Годом Прокофьева в честь 125-летия со дня рождения композитора.

Источник

Жизнь и творчество С.С. Прокофьева

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в Сонцовке Екатеринославской губернии (теперь село Красное Красноармейского района Донецкой области). Отец его — Сергей Алексеевич — был ученым агрономом, управляющим в имении помещика Сонцова. От него передалась сыну любовь к природе. Среди детских рукописей Сережи Прокофьева сохранилась тетрадка, в которой мальчик отмечал, когда какие цветы расцветают в Сонцовке.

Музыку он слышал в доме с самого рождения. Мать, Мария Григорьевна, играла сонаты Бетховена, мазурки и ноктюрны Шопена, пьесы Чайковского. В пять с лишним лет Сережа уже сочинил фортепианную пьеску под названием «Индийский галоп». Вскоре появились и другие сочинения.

Мальчику было девять лет, когда его привезли в Москву, и он впервые попал в оперный театр. Вернувшись в Сонцовку, он начал писать оперу «Великан» на собственный сюжет.

Образованием Сережи вначале занимались его родители, которые были просвещенными, интеллигентными людьми, умными и строгими воспитателями. Они приучили его к сосредоточенному и систематическому труду. Отец учил сына русскому языку, арифметике, географии, истории, ботанике. Мать — иностранным языкам (с детства Сергей Сергеевич знал два языка — французский и немецкий, позже английский). Мария Григорьевна была и его первой учительницей музыки. Увидев успехи сына, она решила показать его какому — нибудь крупному музыканту.

Зимой 1902 года его привезли в Москву к Сергею Ивановичу Танееву — выдающемуся композитору, профессору Московской консерватории. Отметив дарование мальчика, Танеев посоветовал начать с ним серьезные занятия гармонией и систематическое ознакомление с музыкальной литературой. По рекомендации Танеева в Сонцовку на лето прибыл молодой музыкант, окончивший Московскую консерваторию с золотой медалью. Это был Рейнгольд Морицевич Глиэр, впоследствии известный советский композитор, автор балетов «Красный мак», «Медный всадник», концерта для голоса с оркестром и других сочинений.

Живые, интересные занятия с Глиэром оказались благотворное влияние на развитие таланта Прокофьева. Под руководством учителя он стал вскоре писать симфонию и оперу «Пир во время чумы» по Пушкину. Глиэра поразило в его ученике удивительное сочетание взрослого профессионально — серьезного отношения к музыке, самостоятельности суждений и совершенно детских черт. Так, на пюпитре у двенадцатилетнего Сережи Прокофьева, сочинявшего оперу или симфонию, стояла резиновая кукла по имени Господин, которая должна была слушать новое сочинение.

Сильнейшим увлечением будущего автора прославленных опер и балетов был театр. Со своими друзьями — сонцовскими мальчиками и девочками — он постоянно придумывал и разыгрывал представления, на которых присутствовали обитатели дома в Сонцовке.

Уже в детстве Прокофьев обнаружил редкую наблюдательность и разнообразие интересов (литература, театр, шахматы). Одним из удивительных свойств творчества взрослого композитора Прокофьева станет стремительность, динамичность, через которую он передаст свое новое ощущение жизни, ее молодости, ее движения.

В 1904 году, по совету Глазунова, светловолосый тринадцатилетний мальчик пришел на экзамены в Петербургскую консерваторию. Экзамен вел Н.А. Римский-Корсаков. «Это мне нравится!» — весело воскликнул он, увидев Прокофьева, сгибавшегося под тяжестью двух папок, где были сложены его сочинения (четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес). Приемная комиссия (в ее состав входили А.К. Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков) была восхищена абсолютным слухом и умением читать с листа.

Сережу приняли, и жизнь его круто изменилась. Вместо вольного степного простого украинского села Сонцовка, в котором он родился и провел детство, хмурый Петербург, где предстояло серьезно и долго учиться.

Прокофьев учился в консерватории у замечательных русских музыкантов: Анатолия Константиновича Лядова (гармония, контрапункт), Николая Андреевича Римского-Корсакова (инструментовка).

В консерваторские годы обогатились и развились его музыкальные вкусы. К любимым с детства Бетховену и Чайковскому прибавились Григ, Вагнер, Римский-Корсаков, Скрябин, Рахманинов. Он познакомился с сочинениями современных западноевропейских композиторов — Р. Штрауса, Дебюсси.

Интерес к изучению классической и современной музыки, а также к творчеству друг друга сблизил Прокофьев с Николаем Яковлевичем Мясковским. Дружба, начавшаяся в годы их совместного учения в Петербургской консерватории, продолжалась в течение всей жизни.

Прошло несколько лет. Музыкальные сочинения Прокофьева поражали слушателей, вызывали жаркие споры. Все, что он написал, было новым по манере и по содержанию — молодым, задорным, смелым.

Окончив в 1904 году консерваторию, Прокофьев много лет выступал как пианист во Франции, Испании, Англии, Америке, Японии, на Кубе и во многих европейских странах. Повсюду композитор играл свои сочинения, а его новые оперы и балеты исполнялись в разных городах мира. Так, в 1921 году в Чикаго состоялась премьера веселой, блестящей оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» (по сказке итальянского писателя Карло Гоцци). В том же году композитор закончил третий концерт для фортепиано. Самые лучшие сочинения Прокофьева тех лет были посвящены Родине. Русские мелодии звучат в пьесах для фортепиано «Сказки старой бабушки», в которых оживают воспоминания детства и герои народных сказок. Тоска по Родине становилась все острее.

«В ушах моих должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего мне здесь недостает: свои песни, мои песни», — писал Прокофьев.

В середине 20-х годов Прокофьев с огромной радостью откликнулся на предложение С.П. Дягилева написать балет на тему о строительстве новой жизни в России. Сюжет балета, названного «Стальной скок», оказался наивным, «индустриальным». «Прокофьев путешествует по нашим странам, но отказывается мыслить по-нашему», — писали зарубежные газеты о премьере балета, поставленного в Париже и Лондоне в 1927 году.

За границей Прокофьев встречался со многими выдающимися деятелями искусства (композиторами Равелем, Стравинским, Рахманиновым, дирижерами Стоковским и Тосканини, киноартистом Чарли Чаплином и многими другими). Но атмосфера лихорадочной художественной жизни Парижа 20-х годов не удовлетворяла его.

«Я должен вернуться. Я должен снова вжиться в атмосферу родной земли. В ушах должна звучать русская речь. Здесь я лишаюсь сил».

И, наконец, он снова дома. Прокофьев вновь встречается со своими друзьями Мясковским и Асафьевым. Начинает работать вместе с советскими режиссерами, балетмейстерами, писателями.

Его увлекают задача воплощения высоких идей, человечности, возможность обращения не к узкому кругу «ценителей», а к огромным массам народа.

Композитор много и увлеченно работает, создавая одно прекрасное произведение за другим. Они различны по темам, времени действия, характерам героев. Но во всех них есть нечто общее. Всюду композитор сталкивает лицом к лицу светлые образы и образы жестокости и насилия. И всегда утверждает победу высоких человеческих идеалов. Смелость, присущая Прокофьеву-композитору, поражает во всех этих сочинениях.

В 1935 году создан балет «Ромео и Джульетта» (по трагедии Шекспира). Герои его отстаивают свою любовь в борьбе с кровавыми средневековыми предрассудками, повелевающими им ненавидеть друг друга. Трагическая смерть Ромео и Джульетты заставляет примириться враждующие издавна семьи Монтекки и Капулетти.

До Прокофьева крупные музыканты, писавшие балетную музыку, не решались обращаться к шекспировским трагедиям, считая, что они слишком сложны для балета. А Прокофьев создал произведение, проникнутое духом Шекспира. Поэтичная, глубокая, содержащая реалистические, психологически точные портреты действующих лиц «Ромео и Джульетты» музыка дала возможность балетмейстеру Л. Лавровскому поставить балет, который приобрел мировую славу (премьера балета состоялась в 1940 году в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени С.М. Кирова).

Прокофьев пишет музыку не только для театра, но и для кино. Например, Александр Невский (1938 г.). Вместе с кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном Прокофьев воспевает благородный патриотический подвиг дружины Александра Невского, защищавшей родную земля от тевтонских завоевателей. Сюжет исторический, но музыка звучит современно, словно предвосхищая острый драматизм и победный исход битвы советского народа с фашизмом.

В 1939 году написана опера «Семен Котко» (по повести В. Катаева «Я сын трудового народа»). Действие ее происходит на Украине в 1918 году. Музыка Прокофьева с удивительной правдивостью рисует образы крестьян, солдат, большевиков, борющихся за установления Советской власти на Украине.

В своих произведениях советского периода композитор особенно стремился к ясности, доступности, простоте.

Специально для детей, на собственный текст, Прокофьев сочинил симфоническую сказку «Петя и Волк». Каждый персонаж здесь обрисован мелодией, исполняемой определенным инструментом в оркестре или группой инструментов: Птичка — флейтой, Утка — гобоем, Волк — валторнами, а Петя — целой группой струнных инструментов.

Удивительна работоспособность Прокофьева. Он писал фантастически быстро и мог работать сразу над несколькими сочинениями. Выступал с исполнением своей музыки как пианист и дирижер. Участвовал в работе Союза композиторов. Интересовался литературой. В конце 30-х годов начал писать живую и остроумную «Автобиографию». Был отличным шахматистом. С увлечением водил автомобиль. Любил танцевать, быть среди людей.

Главной работой композитора в годы Великой Отечественной войны была грандиозная патриотическая опера «Война и мир». Прокофьев и раньше задумывался над тем, чтобы воплотить в музыке образ великого произведения Льва Толстого. В дни войны с фашизмом этот замысел получил осуществление. Вновь поставил перед собой композитор задачу редкой сложности. Из огромного литературного произведения нужно было отобразить самые важные сцены. В оперу вошли, с одной стороны, тонкие психологические «мирные» сцены, в которых участвуют Наташа Ростова, Соня, князь Андрей, Пьер Безухов; с другой — монументальные картины, рисующие борьбу народа с наполеоновскими захватчиками. Опера получилась необычной по жанру. В ней сочетаются лирико-психологическая драма и национальная эпопея. Новаторская по музыке и по композиции, опера развивает вместе с тем традиции русских классиков — Мусоргского и Бородина. С Мусоргским Прокофьева сближает особое внимание к психологической характеристике героев, раскрываемой через правдивую вокальную интонацию. Интересно, что опера «Война и мир» написана не на условный стихотворный текст либретто, а на подлинный текст романа. Прокофьеву важна была сама интонация толстовской речи, которую он сумел передать в музыке. И это придает особенную достоверность вокальным партиям героев оперы.

«Война и мир» — любимое сочинение Прокофьева. Он совершенствовал его до конца своей жизни.

В победном 1945 году увидели свет три значительных произведения композитора:

  1. пятая симфония, посвященная «величию человеческого духа
  2. первая серия кинофильма «Иван Грозный» — новая совместная работа с Сергеем Эйзенштейном
  3. светлый сказочный балет «Золушка»

Этот спектакль, поставленный осенью, был первой послевоенной премьерой в Большом театре.

В последующие годы появилось еще несколько новых работ. Среди них:

  1. опера «Повесть о настоящем человеке» (по одноименной книге Б. Полевого), прославляющая мужество советских людей в годы войны
  2. балет «Сказ о каменном цветке» (по П. Бажову) — о радости творчества, обращенного к народу
  3. оратория «На страже мира» (на слова С. Маршака)
  4. концерт — симфония для виолончели с оркестром.

Снова Прокофьев пишет для детей. Сюита «Зимний костер» для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра (на слова С. Маршака) посвящена советским пионерам.

Седьмая симфония была задумана вначале как симфония специально для детей, но в процессе работы приобрела более широкое значение — мудрой симфонической сказки, утверждающей красоту и радость жизни. Это последнее законченное произведение Прокофьева.

В конце 40-х — начале 50-х годов Прокофьев тяжело заболел. Чтобы сохранить силы для творчества, ему пришлось отказаться от многого, и в том числе от посещения театров и концертов.

Самое трудное время наступало для него тогда, когда врачи запрещали ему сочинять музыку или разрешали работать не более 20 минут в день. Большую часть времени в эти годы Прокофьев проводил на своей даче, на Николиной горе на берегу Москвы — реки. Он очень любил эти места, совершал далекие прогулки (если позволяло здоровье). Сюда приезжали к нему музыканты, почитатели и исполнители его музыки: композитор Д. Кабалевский, пианист С. Рихтер и другие. Некоторые из них написали впоследствии интереснейшие воспоминания о великом композиторе.

Умер С.С. Прокофьев в Москве 5 марта 1953 года.

Источник

Оцените статью