Педагогические технологии по фортепиано

«ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО»

«ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО»

Мария Анатольевна Карабак

ГБУ ДО НАО «ДШИ п. Искателей»

НАО, п. Искателей

Полное взаимопонимание учителя и ученика

— одно из важных условий плодотворности

Одной из задач музыкального образования в условиях детской школы искусств является формирование будущей самостоятельности ученика, пробуждение и развитие интереса к музыке и искусству в целом, воспитание культуры и веры в свои возможности.

Современная ситуация в музыкальном образовании сегодня складывается таким образом, что педагогу приходится обучать детей самого различного уровня одарённости и подготовки. Многие из учеников не имеют к моменту поступления в школу необходимого уровня развития музыкальных способностей и умения учиться. Ребенок приходит в музыкальную школу и педагогу приходится обучать его, независимо от уровня музыкальных данных. В процессе обучения ученик должен получить необходимые навыки и знания. При этом важной задачей педагога является поиск новых методов и технологий, отвечающих интересам современной молодёжи и эффективно влияющих на формирование их музыкальных знаний, умений и навыков.

Анализ собственного педагогического опыта позволяет мне проследить использование инновационных педагогических технологий в различных видах деятельности с целью мотивации учащихся к творчеству на основе выявления их личностных интересов.

Информационные компьютерные технологии мы применяем при разучивании новых произведений. Их использование позволяет ученику узнать сведения о композиторах, ознакомиться с краткой характеристикой их творчества, прослушать сочинения, найти информацию об исполняемых музыкальных произведениях, а так же, с помощью интернета мы можем найти необходимый нотный материал, подходящие аудио и видеоматериалы, картины, фото и другие материалы, помогающие в работе над раскрытием образа в музыкальном произведении. На сольном концерте моей ученицы мы использовали презентацию для разнообразия восприятия информации, установления контакта с публикой и наглядного изображения успехов ученицы.

Проблемно-развивающая технология способствует тесному сотрудничеству учителя и ученика. У детей проявляется неподдельный повышенный интерес и при подготовке домашнего задания, и непосредственно на уроке. Например, работая над пьесой Н. Тороповой «Цветок и бабочки», мы использовали для раскрытия музыкального образа следующие материалы: иллюстрации различных цветков и бабочек, ученица нарисовала свой рисунок, изображающий данные образы, словесно охарактеризовывали их, описывали внешний вид. Ребёнку предлагалось представить силой своего воображения эти яркие персонажи. Такая технология способствует формированию мышления учеников, умений и навыков активного речевого общения, формирует положительные эмоции на уроке.

Частично мы применяем технологии эффективных уроков, а именно уроки фортепиано основаны на межпредметных связях (с сольфеджио, слушанием музыки, музыкальной литературой, историей, литературой, физикой и т.д.). На уроках мы исследуем, делаем устные рецензии (т.е. анализируем, например, прошедший академический концерт), публичные формы общения – интернет-конкурсы (используем видеозаписи собственных уроков, выступлений).

Также, на уроках фортепиано мы прибегаем к технологии коллективной творческой деятельности и взаимоконтроля. На таких уроках учащиеся работают парами в ансамбле. Им предоставляется возможность самостоятельно находить творческие решения в изучаемом произведении, а так же слушать друг друга и корректировать ошибки своего партнёра.

Не обойтись на уроках фортепиано и без здоровьесберегающих технологий. В целях экономии образовательных ресурсов ученика, сохранения внимания и улучшения качества усвоения материала, а так же во избежание некорректного использования игрового аппарата мы выполняем различные физические упражнения в зависимости от стоящей перед нами задачи на данном этапе обучения. А так же соблюдаем требования СанПина и элементарные правила гигиены.

Личностно-ориентированные методы и технология уровневой дифференциации обучения. Такое обучение создаёт условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Программа дифференцированного подхода развития каждого ребёнка предусматривает учёт индивидуальных, психологических особенностей, художественно-творческих способностей, состояния здоровья и ситуации в семье.

Источник

Современные инновационные педагогические технологии как мотивация к творчеству в классе специального фортепиано
методическая разработка (музыка) по теме

Современные инновационные педагогические технологии

как мотивация к творчеству в классе специального фортепиано

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_rabota.doc 48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств» г. Инты

Современные инновационные педагогические технологии

как мотивация к творчеству в классе специального фортепиано

«Современные инновационные педагогические технологии как мотивация к творчеству в классе специального фортепиано».

  1. внедрение новых форм работы и нового подхода к образовательному процессу в классе специального фортепиано;
  2. выявление личностных интересов учащихся для мотивации к творчеству путем использования инновационных педагогических технологий.

Обновление образования сегодня, его переориентация требует от педагогов знания инновационных педагогических технологий, освоения интерактивных форм и методов обучения. Интернет-технологии завоевывают все большее признание; открывают новые возможности, как перед педагогами, так и перед учащимися; успешно внедряются в сферу музыкального образования, оказывая значительную помощь в различных вопросах деятельности преподавателей ДШИ и ДМШ.

Анализ собственного педагогического опыта позволяет мне проследить использование инновационных педагогических технологий в различных видах деятельности с целью мотивации учащихся к творчеству на основе выявления их личностных интересов.

В конце 2012 года силами учащихся моего класса был проведен урок-концерт «Его величество – Рояль», на котором мы, собственно, признавались в любви нашему инструменту. Родителям и гостям, всем зрителям и слушателям было предложено наслаждаться музыкой, исполняемой детьми на рояле, с помощью видеоряда познакомиться с предшественниками фортепиано: органом, клавикордом, клавесином, а также с марками современных фортепиано и роялей от простеньких «Аккордов», представительских «Петрофф» и «Вайнбахов» до аристократических «Стенвеев» и «Бехштейнов». Увидеть портреты композиторов разных эпох, писавших свои сочинения для рояля и его далеких родственников. А кроме того, услышать стихи, которые были написаны только благодаря существованию нашего любимого инструмента – рояля. Эпиграфом для урока-концерта мы выбрали замечательные слова: «Её величество Музыка никогда не фальшивит, равно как и душа Поэта, вот почему они – одно целое».

Было замечено, что чтение стихов перед исполнением музыкального произведения, а так делал каждый учащийся, придает чувство свободы на сцене, создает необходимый психо-эмоциональный настрой, тренирует исполнительскую волю, способствует формированию эстрадной выдержки. А использование в зале мультимедийной техники: экрана, проектора с целью показа слайдов, сказалось незамедлительно – дети чувствовали особую атмосферу, были собранными, по-особенному торжественными, понимали ответственность момента. Присутствие в зале видеооператора и корреспондента местной газеты подчеркнуло исключительность события и помогло ученикам осознать глубокий смысл нашего творческого проекта.

В ходе работы над проектом каждый из учащихся проявил свои эстетические пристрастия и художественный вкус в совместном или индивидуальном выборе стихотворения. Одни читали незатейливые весёлые стихи, другие тронули души зрителей проникновенной декламацией настоящей высокой поэзии.

Ребята очень объединились в совместном творчестве, а совместные репетиции ещё раз показали, насколько каждый из учеников индивидуален, порой раскрывая ребёнка с неожиданной стороны. Кто-то замечал аналогии, у кого-то возникали ассоциации, помогали в работе над стихотворением друг другу по душевному порыву, советуя сдвинуть смысловой акцент или поправить интонацию.

И концерт, планируемый для родителей и приуроченный появлению у нас в классе нового инструмента (фортепиано) представительского класса, превратился в настоящий праздник. Кроме того, от учащихся последовали предложения помощи в оформлении презентаций и выбором темы будущего подобного мероприятия. Даже вести такой концерт в следующий раз дети решили только сами.

Толчком для творческой активности учащихся послужило использование при подготовке к концерту нескольких инновационных педагогических технологий, а именно:

  1. тренинга (репетиции в разных вариантах);
  2. изготовление печатной продукции и использование презентации (оформление

афиши и пригласительных билетов, дизайн которых обсуждался совместно);

  1. рефлексии (анализ удач и некоторых промахов в бурном всеобщем обсуждении),
  2. диагностики (психолог провел тестирование учащихся после концерта);
  3. рассылки по сайтам (поиск стихотворений и изображений для слайдов);
  4. здоровьесбережения (смена видов деятельности, смена поз, проветривание концертного зала, атмосфера психологического комфорта для учеников и зрителей).

Другой пример – открытый урок по теме «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано с помощью традиционных и современных технологий». Вместе с ученицей мы обсуждали музыкальный образ Бабы-Яги, делая настоящие находки с помощью разных методов и материалов, искали средства музыкальной выразительности и увязывали их с характеристикой сказочного персонажа для того, чтобы максимально точно передать её внешний облик, походку, тембр голоса и даже действия.

В ходе урока наряду с традиционными использовались современные педагогические технологии: информационно-компьютерная, проблемно-поисковая и технология развивающего обучения, которые способствовали тесному сотрудничеству учителя и ученицы. У девочки был заметен неподдельный повышенный интерес и при подготовке домашнего задания, и непосредственно на уроке. Работая над пьесой А. Хевелева «Баба-Яга», мы использовали для раскрытия музыкального образа следующие произведения: «Баба-Яга» П.И. Чайковского, «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского, а также симфоническую сказку А. Лядова «Волшебное озеро» или «Кикимора».

Предварительно ученице было предложено найти иллюстрации к сказкам, нарисовать свой рисунок, изображающий Бабу-Ягу, продумать, как можно словесно охарактеризовать её, описать внешний вид, представить силой своего воображения этот яркий персонаж русских сказок. Девочка настолько увлеклась заданием, что кроме вышеперечисленного, нашла в Интернете картины и рисунки Бабы-Яги, а также кадры из мультфильмов и кино.

На сайтах Интернета девочка по моей просьбе посмотрела и портреты композиторов: П. Чайковского, М. Мусоргского, А. Лядова и по собственной инициативе прослушала исполнение пьесы из «Детского альбома» А. Хевелева «Баба-Яга».

В ходе урока была использована презентация, подготовленная ученицей старшего класса, а игра на синтезаторе помогла подобрать тембральные краски. Таким образом, использование современных педагогических методов и приемов помогло ученице исполнить пьесу глубоко, ярко, выразительно, и что немаловажно – осознанно.

Современные педагогические технологии позволяют не только развивать творческое воображение, способствуют росту исполнительского мастерства учащихся, но и позволяют проводить большую исследовательскую работу. Пользуясь Интернет-ресурсами, ученики старших классов могут составить реферат, глубокий по смыслу и содержанию, найти редкие материалы, интереснейшие факты, отыскать забытые по многим причинам источники.

Так одной из учениц, которая является лауреатом региональных, Всероссийских и Международных конкурсов и решила продолжить свое музыкальное образование в Колледже искусств, было предложено поработать над рефератом о незаслуженно забытой русско-американской пианистке Изабелле Венгеровой, представительнице русской пианистической школы, ученице Ф. Лешетинского и А. Есиповой.

Девушкой была проделана большая поисковая работа, найдены даже фотография и чудом сохранившаяся афиша, свидетельства родства Изабеллы Венгеровой с О. Мандельштамом и С. Слонимским, а также много других интересных фактов и материалов. Ученица призналась, что работая над темой, очень заинтересовалась судьбой русской пианистки, увлеклась исследованием.

Вовлекать учащихся в работу с инновационными технологиями можно уже с младших классов. Не секрет, что наши маленькие ученики, приходя в школу, владеют компьютером и могут воспользоваться возможностями Интернета, зачастую без помощи родителей. Важно лишь уметь компетентно сформировать мотивацию к этому, начиная с малого, например, создания презентации по освоению элементов музыкальной грамоты или прослушивания исполнения изучаемого произведения, просмотра портретов великих композиторов.

В средних и старших классах можно предложить использование Интернет-ресурсов для поиска нужных нот на сайтах, послушать изучаемое произведение в различных исполнениях. Такая работа способствует получению новых знаний, развитию умения анализировать, сопоставлять и делать необходимые выводы. Следует отметить, что кроме знаний и умений, юные музыканты получают заряд позитивных эмоций, яркие впечатления от классических и современных произведений. Таким образом, создается симбиоз рационального мышления и эмоционального восприятия, что очень важно как для подготовки к экзамену, классному или общешкольному концерту, так и к серьёзным региональным, всероссийским и международным конкурсам.

Умелая организация действий учащихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения мотивации к творчеству. Между педагогом и учеником возникает некая доверительность, налаживается особый контакт, ребёнок раскрепощается, уходят психологическая скованность и зажатость. Ученик понимает, что наставник проявил особую заинтересованность конкретно к нему, к его индивидуальности, к его творческому потенциалу. И вот маленький пианист уже готов к качественно другому восприятию музыки, к плодотворной работе над музыкальным произведением.

Заглянуть во внутренний мир каждого ученика и раскрыть его творческую индивидуальность – задача преподавателей ДШИ и ДМШ, решить которую помогают современные образовательные технологии. И если к безграничным возможностям Интернета, к исследовательской работе учащихся, добавить собственный искренний интерес, сделать учеников своими творческими партнерами, учиться вместе с детьми, а иногда и у них, быть энтузиастом, тогда наша работа, дорогие коллеги, будет всегда успешной.

Источник

Читайте также:  Аккорд 7 вибрация руля
Оцените статью