«ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО»
«ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО»
Мария Анатольевна Карабак
ГБУ ДО НАО «ДШИ п. Искателей»
НАО, п. Искателей
Полное взаимопонимание учителя и ученика
— одно из важных условий плодотворности
Одной из задач музыкального образования в условиях детской школы искусств является формирование будущей самостоятельности ученика, пробуждение и развитие интереса к музыке и искусству в целом, воспитание культуры и веры в свои возможности.
Современная ситуация в музыкальном образовании сегодня складывается таким образом, что педагогу приходится обучать детей самого различного уровня одарённости и подготовки. Многие из учеников не имеют к моменту поступления в школу необходимого уровня развития музыкальных способностей и умения учиться. Ребенок приходит в музыкальную школу и педагогу приходится обучать его, независимо от уровня музыкальных данных. В процессе обучения ученик должен получить необходимые навыки и знания. При этом важной задачей педагога является поиск новых методов и технологий, отвечающих интересам современной молодёжи и эффективно влияющих на формирование их музыкальных знаний, умений и навыков.
Анализ собственного педагогического опыта позволяет мне проследить использование инновационных педагогических технологий в различных видах деятельности с целью мотивации учащихся к творчеству на основе выявления их личностных интересов.
Информационные компьютерные технологии мы применяем при разучивании новых произведений. Их использование позволяет ученику узнать сведения о композиторах, ознакомиться с краткой характеристикой их творчества, прослушать сочинения, найти информацию об исполняемых музыкальных произведениях, а так же, с помощью интернета мы можем найти необходимый нотный материал, подходящие аудио и видеоматериалы, картины, фото и другие материалы, помогающие в работе над раскрытием образа в музыкальном произведении. На сольном концерте моей ученицы мы использовали презентацию для разнообразия восприятия информации, установления контакта с публикой и наглядного изображения успехов ученицы.
Проблемно-развивающая технология способствует тесному сотрудничеству учителя и ученика. У детей проявляется неподдельный повышенный интерес и при подготовке домашнего задания, и непосредственно на уроке. Например, работая над пьесой Н. Тороповой «Цветок и бабочки», мы использовали для раскрытия музыкального образа следующие материалы: иллюстрации различных цветков и бабочек, ученица нарисовала свой рисунок, изображающий данные образы, словесно охарактеризовывали их, описывали внешний вид. Ребёнку предлагалось представить силой своего воображения эти яркие персонажи. Такая технология способствует формированию мышления учеников, умений и навыков активного речевого общения, формирует положительные эмоции на уроке.
Частично мы применяем технологии эффективных уроков, а именно уроки фортепиано основаны на межпредметных связях (с сольфеджио, слушанием музыки, музыкальной литературой, историей, литературой, физикой и т.д.). На уроках мы исследуем, делаем устные рецензии (т.е. анализируем, например, прошедший академический концерт), публичные формы общения – интернет-конкурсы (используем видеозаписи собственных уроков, выступлений).
Также, на уроках фортепиано мы прибегаем к технологии коллективной творческой деятельности и взаимоконтроля. На таких уроках учащиеся работают парами в ансамбле. Им предоставляется возможность самостоятельно находить творческие решения в изучаемом произведении, а так же слушать друг друга и корректировать ошибки своего партнёра.
Не обойтись на уроках фортепиано и без здоровьесберегающих технологий. В целях экономии образовательных ресурсов ученика, сохранения внимания и улучшения качества усвоения материала, а так же во избежание некорректного использования игрового аппарата мы выполняем различные физические упражнения в зависимости от стоящей перед нами задачи на данном этапе обучения. А так же соблюдаем требования СанПина и элементарные правила гигиены.
Личностно-ориентированные методы и технология уровневой дифференциации обучения. Такое обучение создаёт условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Программа дифференцированного подхода развития каждого ребёнка предусматривает учёт индивидуальных, психологических особенностей, художественно-творческих способностей, состояния здоровья и ситуации в семье.
Источник
Современные инновационные педагогические технологии как мотивация к творчеству в классе специального фортепиано
методическая разработка (музыка) по теме
Современные инновационные педагогические технологии
как мотивация к творчеству в классе специального фортепиано
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_rabota.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств» г. Инты
Современные инновационные педагогические технологии
как мотивация к творчеству в классе специального фортепиано
«Современные инновационные педагогические технологии как мотивация к творчеству в классе специального фортепиано».
- внедрение новых форм работы и нового подхода к образовательному процессу в классе специального фортепиано;
- выявление личностных интересов учащихся для мотивации к творчеству путем использования инновационных педагогических технологий.
Обновление образования сегодня, его переориентация требует от педагогов знания инновационных педагогических технологий, освоения интерактивных форм и методов обучения. Интернет-технологии завоевывают все большее признание; открывают новые возможности, как перед педагогами, так и перед учащимися; успешно внедряются в сферу музыкального образования, оказывая значительную помощь в различных вопросах деятельности преподавателей ДШИ и ДМШ.
Анализ собственного педагогического опыта позволяет мне проследить использование инновационных педагогических технологий в различных видах деятельности с целью мотивации учащихся к творчеству на основе выявления их личностных интересов.
В конце 2012 года силами учащихся моего класса был проведен урок-концерт «Его величество – Рояль», на котором мы, собственно, признавались в любви нашему инструменту. Родителям и гостям, всем зрителям и слушателям было предложено наслаждаться музыкой, исполняемой детьми на рояле, с помощью видеоряда познакомиться с предшественниками фортепиано: органом, клавикордом, клавесином, а также с марками современных фортепиано и роялей от простеньких «Аккордов», представительских «Петрофф» и «Вайнбахов» до аристократических «Стенвеев» и «Бехштейнов». Увидеть портреты композиторов разных эпох, писавших свои сочинения для рояля и его далеких родственников. А кроме того, услышать стихи, которые были написаны только благодаря существованию нашего любимого инструмента – рояля. Эпиграфом для урока-концерта мы выбрали замечательные слова: «Её величество Музыка никогда не фальшивит, равно как и душа Поэта, вот почему они – одно целое».
Было замечено, что чтение стихов перед исполнением музыкального произведения, а так делал каждый учащийся, придает чувство свободы на сцене, создает необходимый психо-эмоциональный настрой, тренирует исполнительскую волю, способствует формированию эстрадной выдержки. А использование в зале мультимедийной техники: экрана, проектора с целью показа слайдов, сказалось незамедлительно – дети чувствовали особую атмосферу, были собранными, по-особенному торжественными, понимали ответственность момента. Присутствие в зале видеооператора и корреспондента местной газеты подчеркнуло исключительность события и помогло ученикам осознать глубокий смысл нашего творческого проекта.
В ходе работы над проектом каждый из учащихся проявил свои эстетические пристрастия и художественный вкус в совместном или индивидуальном выборе стихотворения. Одни читали незатейливые весёлые стихи, другие тронули души зрителей проникновенной декламацией настоящей высокой поэзии.
Ребята очень объединились в совместном творчестве, а совместные репетиции ещё раз показали, насколько каждый из учеников индивидуален, порой раскрывая ребёнка с неожиданной стороны. Кто-то замечал аналогии, у кого-то возникали ассоциации, помогали в работе над стихотворением друг другу по душевному порыву, советуя сдвинуть смысловой акцент или поправить интонацию.
И концерт, планируемый для родителей и приуроченный появлению у нас в классе нового инструмента (фортепиано) представительского класса, превратился в настоящий праздник. Кроме того, от учащихся последовали предложения помощи в оформлении презентаций и выбором темы будущего подобного мероприятия. Даже вести такой концерт в следующий раз дети решили только сами.
Толчком для творческой активности учащихся послужило использование при подготовке к концерту нескольких инновационных педагогических технологий, а именно:
- тренинга (репетиции в разных вариантах);
- изготовление печатной продукции и использование презентации (оформление
афиши и пригласительных билетов, дизайн которых обсуждался совместно);
- рефлексии (анализ удач и некоторых промахов в бурном всеобщем обсуждении),
- диагностики (психолог провел тестирование учащихся после концерта);
- рассылки по сайтам (поиск стихотворений и изображений для слайдов);
- здоровьесбережения (смена видов деятельности, смена поз, проветривание концертного зала, атмосфера психологического комфорта для учеников и зрителей).
Другой пример – открытый урок по теме «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано с помощью традиционных и современных технологий». Вместе с ученицей мы обсуждали музыкальный образ Бабы-Яги, делая настоящие находки с помощью разных методов и материалов, искали средства музыкальной выразительности и увязывали их с характеристикой сказочного персонажа для того, чтобы максимально точно передать её внешний облик, походку, тембр голоса и даже действия.
В ходе урока наряду с традиционными использовались современные педагогические технологии: информационно-компьютерная, проблемно-поисковая и технология развивающего обучения, которые способствовали тесному сотрудничеству учителя и ученицы. У девочки был заметен неподдельный повышенный интерес и при подготовке домашнего задания, и непосредственно на уроке. Работая над пьесой А. Хевелева «Баба-Яга», мы использовали для раскрытия музыкального образа следующие произведения: «Баба-Яга» П.И. Чайковского, «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского, а также симфоническую сказку А. Лядова «Волшебное озеро» или «Кикимора».
Предварительно ученице было предложено найти иллюстрации к сказкам, нарисовать свой рисунок, изображающий Бабу-Ягу, продумать, как можно словесно охарактеризовать её, описать внешний вид, представить силой своего воображения этот яркий персонаж русских сказок. Девочка настолько увлеклась заданием, что кроме вышеперечисленного, нашла в Интернете картины и рисунки Бабы-Яги, а также кадры из мультфильмов и кино.
На сайтах Интернета девочка по моей просьбе посмотрела и портреты композиторов: П. Чайковского, М. Мусоргского, А. Лядова и по собственной инициативе прослушала исполнение пьесы из «Детского альбома» А. Хевелева «Баба-Яга».
В ходе урока была использована презентация, подготовленная ученицей старшего класса, а игра на синтезаторе помогла подобрать тембральные краски. Таким образом, использование современных педагогических методов и приемов помогло ученице исполнить пьесу глубоко, ярко, выразительно, и что немаловажно – осознанно.
Современные педагогические технологии позволяют не только развивать творческое воображение, способствуют росту исполнительского мастерства учащихся, но и позволяют проводить большую исследовательскую работу. Пользуясь Интернет-ресурсами, ученики старших классов могут составить реферат, глубокий по смыслу и содержанию, найти редкие материалы, интереснейшие факты, отыскать забытые по многим причинам источники.
Так одной из учениц, которая является лауреатом региональных, Всероссийских и Международных конкурсов и решила продолжить свое музыкальное образование в Колледже искусств, было предложено поработать над рефератом о незаслуженно забытой русско-американской пианистке Изабелле Венгеровой, представительнице русской пианистической школы, ученице Ф. Лешетинского и А. Есиповой.
Девушкой была проделана большая поисковая работа, найдены даже фотография и чудом сохранившаяся афиша, свидетельства родства Изабеллы Венгеровой с О. Мандельштамом и С. Слонимским, а также много других интересных фактов и материалов. Ученица призналась, что работая над темой, очень заинтересовалась судьбой русской пианистки, увлеклась исследованием.
Вовлекать учащихся в работу с инновационными технологиями можно уже с младших классов. Не секрет, что наши маленькие ученики, приходя в школу, владеют компьютером и могут воспользоваться возможностями Интернета, зачастую без помощи родителей. Важно лишь уметь компетентно сформировать мотивацию к этому, начиная с малого, например, создания презентации по освоению элементов музыкальной грамоты или прослушивания исполнения изучаемого произведения, просмотра портретов великих композиторов.
В средних и старших классах можно предложить использование Интернет-ресурсов для поиска нужных нот на сайтах, послушать изучаемое произведение в различных исполнениях. Такая работа способствует получению новых знаний, развитию умения анализировать, сопоставлять и делать необходимые выводы. Следует отметить, что кроме знаний и умений, юные музыканты получают заряд позитивных эмоций, яркие впечатления от классических и современных произведений. Таким образом, создается симбиоз рационального мышления и эмоционального восприятия, что очень важно как для подготовки к экзамену, классному или общешкольному концерту, так и к серьёзным региональным, всероссийским и международным конкурсам.
Умелая организация действий учащихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения мотивации к творчеству. Между педагогом и учеником возникает некая доверительность, налаживается особый контакт, ребёнок раскрепощается, уходят психологическая скованность и зажатость. Ученик понимает, что наставник проявил особую заинтересованность конкретно к нему, к его индивидуальности, к его творческому потенциалу. И вот маленький пианист уже готов к качественно другому восприятию музыки, к плодотворной работе над музыкальным произведением.
Заглянуть во внутренний мир каждого ученика и раскрыть его творческую индивидуальность – задача преподавателей ДШИ и ДМШ, решить которую помогают современные образовательные технологии. И если к безграничным возможностям Интернета, к исследовательской работе учащихся, добавить собственный искренний интерес, сделать учеников своими творческими партнерами, учиться вместе с детьми, а иногда и у них, быть энтузиастом, тогда наша работа, дорогие коллеги, будет всегда успешной.
Источник