Педаль для гитары для компьютера

Бесплатные гитарные педали

Предположим, ты – начинающий гитарист. Денег на электрогитару уже насобирал и купил, но что делать дальше? Просто играть на ней – это неинтересно – уж лучше на акустической. Знающие товарищи говорят, что надо купить хотя бы самую простую примочку или эффект-процессор, а там и «комбик». Но тут ты вспоминаешь, что у тебя есть компьютер! Спасибо современным технологиям – они позволяют использовать его, в том числе, и как процессор эффектов. Но софт ведь тоже платный – за эти программы или эффекты придется платить? Отнюдь! У нас в распоряжении немалое количество плагинов для любого секвенсора, который поддерживает VST-инструменты. О них и будет сегодняшняя статья.

Многообразие педалей

Если начинающий гитарист не ленивый, то он наверняка нашел уже как минимум полсотни плагинов или даже standalone-программ для обработки гитары. Да, действительно – их сейчас огромное количество. Я выбрал те, которые присутствуют на cjcity.ru – уж не обессудьте за выбор. Сегодня список таков: AMP-212, Cortex Stack, Deep Crunch, Head Crunck, Heavy Tone, Pink, Distorque Plusdistortion, TS-999 Subscreamer, TSE-808 и плагин с незамысловатым названием Pedals (рис. 1).


Рисунок 1. Плагины гитарных эффектов. Почти как настоящие.

Несмотря на то, что все эти эффекты гитарные, я бы разделил их еще по нескольким группам. Первая категория – Педали. Здесь собраны эмуляторы гитарных педалей, их виртуальные аналоги. Сюда относятся: Deep Crunch, Heavy Tone, Distorque Plusdistortion, Ts-999, TSE-808. Вторая – Усилители. Здесь собраны плагины больше напоминающие усилители (хотя виртуально они очень схожи с педалями в плане звучания), а также могут включать некие акустические характеристики (типа кабинетов). Здесь собраны: Cortex Stack, Head Crunck, Pink и AMP-212. Отдельно я решил выделить плагин Pedals, т.к. он является целым набором из педалей и эффектов.

Читайте также:  Стойка под цифровое пианино roland

Подключаем гитару

Поскольку, как я говорил вначале, предполагаемая аудитория – начинающие гитаристы, то и подключать гитару мы будем самым тривиальным способом. Самый стандартный вариант – встроенная звуковая карта Realtek (или аналогичная). Если ты обладатель стационарного компьютера, то входов на звуковой плате у тебя может быть несколько. Обычно, розовым цветом обозначается микрофонный вход (mic-in), голубым – линейный вход (line-in). Если ты владелец ноутбука, то в современных моделях совмещают линейный и микрофонный вход. Нам необходим микрофонный вход, т.к. гитару мы будем подключать без усилителя. А как известно, микрофонный вход использует какой-никакой усилитель. Теперь нам потребуется кабель mini-jack (3,5 мм) – jack (1/4″). Теоретически, он должен быть моно, т.к. сигнал из гитары идет монофонический, но может быть и стерео, но задействован тогда будет только один канал. Подсоединяем гитару к входу звуковой карты – и первый этап закончен.

Второй этап – установка универсальных драйверов Asio4all. Это необходимо для уменьшения задержки, что сильно влияет на игру в реальном времени. На примере Ableton рассмотрим дальнейшую коммутацию и настройку. Заходим в Preferences, выбираем вкладку Audio, Driver type – ASIO и Audio device – Asio4All. Теперь нажимаем на кнопку Hardware Setup и видим настройки нашего драйвера (рис. 2).


Рисунок 2. Настройки драйвера Asio4All.

Здесь очень важно, чтобы был активен вход звуковой платы, к которому мы подключили гитару. На рисунке 2 — Микрофон HD Audio (как видим, Микрофон HD Audio 2 отключен, т.к. в моем случае – это встроенный микрофон ноутбука, который нам совсем не нужен). В остальные настройки углубляться не будем. Теперь вернемся к Ableton. Теперь нам нужно зайти в опцию Input Config и выбрать какие входы будут активны в самом Ableton. В моем случае это 1 или 2 вход (2 моно) или 1/2 — один стерео. Какой вариант выбрать – несущественно, т.к. гитара, как мы помним, у нас монофонический источник сигнала. Тем не менее, я выбрал 2 моно канала. Теперь переходим в Ableton, создаем аудиодорожку. Нажимаем на номере канала в секции Audio from (рис. 3).

Читайте также:  Дуэт солистов хироко нинагава скрипка япония алексей стариков фортепиано


Рисунок 3. Выбираем источник сигнала для аудиодорожки.

Теперь можно попробовать поиграть что-нибудь на гитаре. Как видим, на рисунке 3 есть какой-то сигнал на первом канале, на втором только фон. Естественно, выбираем первый канал. Осталось выставить Monitor в позицию IN – и если все настроено правильно, то мы услышим чистый звук гитары. Иногда сигнал бывает очень слабым. В этом случае могу посоветовать увеличить в свойствах звуковой платы усиление микрофонного входа или просто увеличить его уровень. Это приведет, к сожалению, к увеличению шумов, но и звук гитары тоже усилит.

Виртуальные педали

Итак, начнем обзор с первой категории, в которую входят педали. По-сути, педаль – это какой-либо единичный эффект, с регулируемыми параметрами, а также с функцией байпаса (холостой ход). Их виртуальные аналоги очень схожи со своими реальными прототипами, однако имеют в ряде случаев дополнительные функции или параметры.

Первый в очереди – Deep Crunch. К его брату-близнецу относится Heavy Tone. Это педали фиолетового и оранжевого цветов, с набором стандартных настроек (рис. 4).


Рисунок 4. Педали от компании Heptode.

В реальной жизни педаль такого типа – классический образец овердрайва или дисторшна, в общем, другими словами – эффекта перегруза (или «жужжалки» в народе). Присутствует блок эквалайзера с тремя параметрами – Bass, Middle и Treble. Соответственно – низкие, средние и высокие частоты. Ручка Gain – усиление, она же – любимый регулятор тех, кто любит классический жужжащий перегруженный звук. Ну и Level – регулятор выходного сигнала – чтобы уши не кровоточили от дикого жужжания. Средняя кнопка включает режим байпаса – вследствие чего мы слышим необработанный, чистый звук. В этом режиме лампочка в центре педали не горит. Также есть режим симулятора кабинета – CabSim. Этот режим, по большому счету, эмуляция комбо-усилителя, когда сигнал поступает не напрямую в микшер, а снимается микрофоном с динамика (кабинета). Вручную характеристики кабинета здесь не устанавливаются. Во включенном состоянии звук становится более приглушенным и не таким резким, как без него. Субъективно эти педали не сильно отличаются по характеру звука. Heavy Tone, возможно, чуть-чуть более резкий.

Distorque Plusdistortion уже более интересная тем, что имеет расширенные настройки (рис. 5 справа).


Рисунок 5. Желтый Plusdistortion.

Как следует из названия – это тоже один из дисторшнов. Слева на рисунке 5 изображен стандартный вид плагина. Здесь доступно 3 параметра. Output – регулятор уровня выходного сигнала. Distortion – степень искажения, другими словами уровень перегруза. Также есть большая «железная» кнопка и индикатор над ней – это режим байпаса. Если мы нажмем на кнопку Tweak в правом верхнем углу, откроются дополнительные настройки плагина. Здесь уже параметры интереснее. Они позволяют настраивать более тонкие нюансы звучания. Input Type – два режима звучания (Pickup и Buffered, последний более шумный). Oversampling – параметр отвечающий за качество алгоритма обработки, на слух разница незаметна. Op Amp Clipping и Diode Clipping – регуляторы степени перегрузки операционного усилителя и диода (соответственно) – это для тех, кто понимает в схемотехнике. На словах – очень интересно, специфично меняют характер перегруза. High Cut и Low Cut – два фильтра, соответственно, высоких и низких частот. Звучит эта педаль довольно прилично, симулятора кабинета нет, но звучание и без него довольно приятное, не режущее слух.

Очередной овердрайв TS-999 SubScreamer не очень отличается от своих собратьев. Основное окно содержит уже знакомые по предыдущим педалям ручки и кнопки (рис. 6).


Рисунок 6. TS-999 SubScreamer от компании Ignite Stomps.

Как видим, помимо основного окна у него также есть дополнительное с некоторыми дополнительными функциями (на рисунке 6 справа). В отличие от предыдущих, но по аналогии со многими популярными педалями в реальной жизни – здесь есть регулятор Tone, который меняет характер звука от глухого к более звонкому. Также здесь есть переключатель M/S – для моно или стерео обработки. В нашем случае режим сетерео не имеет смысла, т.к. источник звука, как говорилось выше, монофонический. Есть нехарактерный переключатель Fat, который, по словам разработчиков, добавляет низкочастотную составляющую, хотя на практике его эффект практически незаметен. Также есть регулятор Asym. Он включает режим ассиметричного ограничения. Говоря иначе, ограничивает сигнал только положительного полупериода амплитуды. В выключенном режиме ограничиваются как положительный, так и отрицательный полупериоды. На субъективный характер звучания влияет не сильно. На «обратной стороне» педали мы видим 4 шурупа. Кроме этих виртуальных шурупов есть еще логотип Subhuman, а также несколько регуляторов. Oversampling – улучшает алгоритм цифровой обработки, но дает бОльшую нагрузку на процессор. In buffer и Out buffer – включают эмуляцию эмиттерных повторителей, которые используются в настоящих педалях. На звучание влияют не сильно, но процессор дополнительно используют. Также есть регулятор входного уровня Input level. Правильная его подстройка может довольно сильно повлиять на характер звучания.

TSE-808 несмотря на свое невзрачное название довольно интересный плагин. Автор утверждает, что это аналог довольно известной педали Tube Screamer. Запускаем плагин, открывается главное окно – вроде бы ничего необычного (рис. 7 слева).


Рисунок 7. Облупившаяся краска TSE-808 и богатые скрытые настройки.

Как видим, в главном окне ничего особенного нет – все те же стандартные регуляторы. Разве что вверху – небольшая панель с регулятором входного уровня In, регулятора точности (качества) обработки сигнала – регулятор Q. А также кнопка включения стерео режима (слева от регулятора Q) и степень оверсэмплинга (на рисунке 7 – 2х, доступно еще 4х). Но самая интересная кнопка – это DIY. Она открывает дополнительные настройки (рисунок справа). Автор плагина очень нестандартно, но в то же время очень продуманно подошел к реализации дополнительных параметров. Как видим, он просто взял электрическую схему этой педали и сделал возможным пользователю выбирать самому все параметры, вплоть до диодов (их доступно 3 типа – в списке Diodes). Надо сказать, что такой подход очень хорошо сказался на звуке! Настраивая эти многочисленные параметры можно «накрутить» разнообразнейшие типы звучания. Единственный минус – были замечены небольшие глюки в работе, когда регулирование параметров не приводило ни к каким изменениям. Но это, я думаю, временная недоработка, которая будет исправлена в следующих версиях плагина.

Виртуальные усилители

Вторая категория – усилители. Здесь собраны не только эмуляторы усилителей, но и виртуальные кабинеты. Иногда их совмещают (например, как в Cortex Stack). Как известно на заре электрогитар никаких «жужжалок» и в помине не было. Перегруженный звук был как бы побочным эффектом, вызванным перегрузкой каскадов усилителя. Однако, пионеры «электрического» гитарного звука обратили внимание на необычный характер звучания, вызванный этим эффектом. Впоследствии, этот эффект культивировали и только потом начали выпускать специальные устройства искажающие звук. Но вернемся к нашим плагинам и посмотрим, что они из себя представляют.

Cortex Stack – как раз пример совмещенного плагина, т.е. содержащего в себе «голову» (усилитель) и эмулятор кабинета (коробка, в которой расположен динамик). Смотрим на интерфейс – рисунок 8.


Рисунок 8. Cortex Stack – в лучших традициях больших и малых сцен.

Он состоит из двух частей – одна расположена сверху, вторая снизу. Сверху – непосредственно сам усилитель. Интерфейс довольно красивый – выглядит почти как настоящий. Ручки тоже напоминают настоящие регулировки для усилителя. Первая ручка, точнее регулятор, позволяет выбрать тип усилителя. Здесь доступны два типа «чистого» звука – Clean1 и Clean2. А также два типа с перегрузом – Lead1 и Lead2. Каждый имеет свой специфичный характер звучания, причем даже на чистом звуке можно добиться небольшой перегрузки. Те, кто любят блюз или джаз, поймут к чему это. Далее – любимая ручка Gain. В представлении не нуждается. Довольно интересен регулятор Tube/Solid state. Она представляет собой баланс между ламповым перегрузом и транзисторным, соответственно. На характер звука влияет заметно. За ней есть еще один параметр (Boost), меняющий характер звука, но уже разбитый на четыре фиксированных типа – Mid, Bottom, Top, Full. По характеру звучания напоминает различное расположение микрофона, которым снимают звук с динамика. Следующие два параметра отвечают за качество обработки симуляторов усилителя (Amp quality) и кабинета (Cabinet quality). Сильно влияют на нагрузку процессора. В нижнем ряду четыре ручки эквалайзера. Это — Low, Middle, Mid Freq (частота для регулятора Middle) и Treble. Presence – регулятор тоже весьма характерный для реальных усилителей. Делает звук более резким, сухим, скрипучим. Ну и напоследок – Level. Куда ж без него? Также здесь можно включать усилитель (рычажок Amp) и кабинет (Cab). Обращаю внимание – включены они в положении «вверх». Это интересная функция, т.к. можно, к примеру, оставить только эмулятор кабинета, до которого в цепи можно подключить педаль.

Внизу расположен сам кабинет с четырьмя динамиками – довольно мощно, наверно как у Metallica или Kiss. Здесь же видим два микрофона, которые можно передвигать, что влияет на характер звучания. Один перемещается по горизонтали, другой по вертикали. Тип микрофона выбирать нельзя. Зато каждый из динамиков можно выбрать разной «марки». Представлено целых 16 типов классических и не очень усилителей: Marshall (2 типа), Hughes&Kettner (3 типа), Fender (7 типов), Vox (2 типа) и какой-то свой формат P (2 типа). По характеру звучания они довольно сильно отличаются. А в комбинации с регулируемыми микрофонами звучание можно дополнительно изменять в немалых диапазонах.

В общем плагин получился хороший, единственное замечание – его некорректная работа в Ableton. С другой стороны, в комплекте есть стандартная программа, а не плагин, которая работает вполне корректно.

Еще один представитель этого семейства – Head Crunck. Он представляет собой эмулятор усилителя без кабинета. Интерфейс у него ничем, кроме огромной надписи Crunck не выделяется (рис. 9).


Рисунок 9. Crunck с немного облупившейся краской.

Набор ручек особо ничем не выделяется. Звук у него довольно резкий, много «песка», т.е. высокочастотных гармоник. Ручка Gain вообще работает довольно странно – что 10%, что 80% звучат приблизительно одинаково. Немного эту печальную картину можно исправить ручкой Presence. В общем, довольно средний плагин.

Pink несмотря на свою «ванильность», довольно интересный и жесткий по звуку плагин. Сами разработчики не рекомендуют использовать его во время грозы и вблизи открытых канализационных люков. А интерфейс? Ну что ж – внешность тоже бывает обманчива! (рис. 10).


Рисунок 10. Такой розово-нежный Pink.

Попробуйте пролистать несколько пресетов в Pink и, я просто уверен, 80% гитаристов (особенно привыкших к классическому перегрузу) выключат его и больше никогда не включат. Попутно бормоча под нос: «фу, что за пластмассовый звук!». Действительно, звучание у этого плагина довольно «цифровое». Понравиться оно может только экспериментаторам. Помимо стандартных ручек Gain тут есть много интересного. Во-первых, даже самих ручек Gain здесь целых три. Они усиливают сигнал на разных этапах обработки. Ручка Fat делает звук более протяжным и басистым. HP и LP – два фильтра высоких и низких частот, соответственно. Под двумя ручками Gain есть переключатели Hi и Dual, которые делают звук еще более «злым». Bias – смещает волну вверх или вниз, соответственно, обрезая часть амплитуды. Таким образом, эта ручка вообще может свести сигнал практически к нулю – крутим осторожно. В свою очередь, Fine убирает все последствия Bias. Clip выполняет роль лимитера. Также есть небольшое окошечко Shape. Здесь выбирается алгоритм нелинейных искажений (или шейперов). Другими словами, тот самый «характерный» звук – транзистор, лампа или «цифра». Доступно 10 типов искажения. None (без обработки). Poly (1,2,3), Cubic, Rect, Shaped Rect, Asymm – используют для обработки некоторые математические модели (если интересно – см. инструкцию). Diode – эмулирует транзисторные искажения. 12AX7 – эмулирует довольно часто используемую лампу в различных усилителях. Советую обратить пристальное внимание на эти режимы – они очень сильно меняют звук. Emph – специфичный НЧ-фильтр. В режиме Off звук довольно глухой. Режим Turbo заставляет морщиться – экстремалы, возрадуйтесь! В итоге, получается довольно интересная смесь по звуку. Чем-то напоминает эффекты перегруза в цифровых гитарных процессорах, но с бОльшим количеством настроек и параметров.

AMP-212 предлагает нам более мягкий звук, в отличие от предыдущих представителей. Вид у него как у классического комбо-усилителя (рис. 11).


Рисунок 11. AMP-212 в классической кожаной обивке.

Даже регуляторы один-в-один копируют таковые в настоящих комбиках. Вместо привычного регулятора Gain здесь Amp. Далее следуют три ручки эквализации. Также для резкости сделали ручку Presence. Master регулирует выходной уровень. Также здесь есть регулятор Rvb – уровень реверберации. Ревербератор здесь «пружинный», каких-то особых настроек нет. К сожалению, в отличие от некоторых комбиков с двумя каналами, здесь присутствует только один. По характеру звучания Amp-212 довольно мягкий, перегруз не «зубодробительный». Очень даже возможно использование плагина для акустической гитары или для электрогитары на чистом звуке.

Плагин Pedals

Плагин с незамысловатым названием Pedals представляет собой целый педалборд (набор соединенных между собой педалей). Даже больше, чем просто педалборд (рис. 12).


Рисунок 12. Виртуальный педалборд Pedals.

На полный обзор Pedals можно выделить целую статью. Я рассмотрю основные функции и выделю некоторые, как мне показалось, интересные моменты. Первое, что приятно радует – наличие готовых пресетов (банков – Banks) и возможность создавать свои собственные. Хоть заводских пресетов около 30-ти, а не 500 или 1000, тем не менее, это уже какой-то старт для определения c ходу, на что способен этот плагин. Pedals делится на три основных части – Stomp, Cabinet и Rack. Включаются они соответствующими кнопками в верхней части. На рисунке 12, как видим, изображен режим Stomp. Собственно, он и представляет собой виртуальный педалборд. Сигнал идет слева направо. Иными словами, сигнал идет через первую ячейку, которая на рис. 12 – Noise Gate. Затем он следует через вторую и так до пятой, замыкающей цепь – Reverb. Доступно 19 педалей. Условно их можно разделить на несколько категорий. Эффекты, связанные с задержкой и реверберацией: Phaser, Flanger, Chorus, Delay, Reverb. Эффекты, связанные с модуляцией амплитуды: Tremolo, Vibrato. Фильтры: Filter, Autofilter, Autowah. Эквалайзеры: Equalizer, EQ3. Эффекты перегруза: Tubedrive, Superdrive, Fuzz, Crusher. Эффекты изменения высоты звучания: Octaver, Shifter. Шумоподавитель: Noise Gate. Набор немалый. Эффекты по качеству довольно неплохие, а главное – разные. Есть из чего выбрать. Выдержаны они в классическом «педальном» стиле. Дополнительных настроек не имеют. Хочу обратить внимание на то, что почти все они являются монофоническими, за редким исключением. К примеру, Phaser преобразует моно сигнал в стерео – это очень удобно использовать для расширения стерео-базы. К сожалению, ручки не имеют каких-то определенных значений. Другими словами, Octaver или Shifter придется настраивать на слух, вместо того, чтобы четко определить на какой интервал мы хотим транспонировать сигнал.

Следующая вкладка – Cabinet (рис. 13). Она состоит из двух основных частей.


Рисунок 13. Вкладка Cabinet.

Левая часть – симулятор усилителя. Всего доступно два типа – PedalsAmp и VintageAmp. Первый особо никакими настройками не блещет и предлагает современное «цифровое» звучание усилителя. Второй – поинтереснее. Он ближе к «ламповому». Здесь – преимущественно ручки, влияющие на характер звука. Такие как: Shape (тип перегруза), Capacity, Clip и Bias. Эти два типа усилителя довольно разные по звуку, что не может не радовать. Справа расположена часть с эмуляцией кабинета. Графически они выполнены довольно симпатично. Доступно 7 типов кабинетов (Cabinet Model A – G). Как левую, так и правую часть можно включить на байпас (Bypass). Большим недостатком, я считаю, является то, что сигнал сначала идет через секцию Stomp, а потом через Cabinet. То есть, неразумно сначала пускать сигнал через ревербератор или дилей, а затем на усилитель и кабинет – получается «каша». Разработчики могли бы сделать роутинг более гибким.

Последняя вкладка – Rack. Опытные пользователи уже, наверное, догадались, что это – рэковая секция с эффектами (рис. 14).


Рисунок 14. Вкладка Rack.

Не забываем включать рэковые эффекты! По умолчанию, они выключены. Включаются, как ни странно, соответствующими кнопками “On/Bypass”. Доступно три типа эффектов – Equalizer module (эквалайзер), Compressor module (компрессор) и Brickwall limiter (лимитер). На мой взгляд, разумнее всего располагать их в таком порядке, как на рисунке 14, т.к. сигнал идет сверху вниз. Кроме того, есть еще один свободный рэк внизу. При желании можно вставить, к примеру, еще один эквалайзер.

Еще доступно три скина, которые можно выбрать, нажав на кнопку Skin. Плагин получился довольно хорошим. О недочетах я уже сказал выше. А к плюсам можно также отнести VST и Midi автоматизацию параметров. Однако процессор он использует довольно неслабо, хотя при таком количестве эффектов, я считаю это допустимым.

Подводя итог, можно сказать, что все плагины, несмотря на свою бесплатность довольно хорошие. Сильных недоработок не замечено, хотя мелкие недочеты все же есть. По своим характеристикам я бы разделил их так: самое необычное звучание – Pink, самое большое количество настроек – TSE-808. Студия «все в одном» — несомненно Pedals. Лучшая эмуляция кабинета – Cortex Stack.

Источник

Оцените статью