- Мы рассказываем о гитарах
- О технике и культуре акустической и электрогитары
- Гитарные педали — краткая история в картинках
- Подробнее о +CubozoaRu
- Типы педалей эффектов и способы их подключения
- Зачем нужны педали, если гитара и так играет
- Типы педалей
- Овердрайв, дисторшн и фузз
- Эквалайзер
- Бустеры
- Дилей
- Хорус
- Фленджер
- Ревербераторы
- Компрессоры
- Тремоло
- Педалборд
- Правильное подключение педалей
Мы рассказываем о гитарах
О технике и культуре акустической и электрогитары
Гитарные педали — краткая история в картинках
История — этапы развития гитарных педалей
1948 г. DeArmond Trem Trol 800 – первый серийный автономный блок эффектов. Его использовал родоначальник рок-н-ролла Бо Диддли. Устройство выдавало тремоло, пропуская электрический сигнал от инструмента через водную электролитическую жидкость.
В 1950-х большинство гитарных усилителей оснащалось встроенными эффектами, например тремоло, вибрато и реверберация.
У этих усилителей не было встроенного эффекта дисторшн, однако гитаристы намеренно поднимали усиление для создания искаженных звуков.
Выдающиеся музыканты, экспериментировавшие с дисторшн:
- Вилли Джонсон из «Howlin’ Wolf»
- Гори Картер
- Джо Хилл Луис
- Айк Тёрнер, «Король ритма». В песне «Rocket 88» повредил динамики для создания эффекта искажения.
- Гитар Слим
- Чак Берри
Гитарные педали в это время:
1958 г. WEM COPICAT Super IC-300 – задержка и эхо.
1958 г. The DeArmond 610 – рок-музыкант Джимми Пейдж использовал его в песне «Is It True» Бренды Ли.
- 1962 г. Группа «The Ventures» для песни «The 2000 Pound Bee». Были одними из первых, кто использовал самодельный гитарный процессор с дисторшн.
- 1962 г. Первым гитарным эффектом, собранным на транзисторах, была выпущенная в 1962 г. педаль «Maestro Fuzz Tone». Это была первая общедоступная дисторшн-педаль – ее превосходно использовал Кит Ричардс из группы «Rolling Stones» в хите «Can’t Get No Satisfaction».
- 1967 г. Компания «Warwick Electronics» запустила продажу первой педали «вау-вау» («квакушка»). Джим Моррис из компании «Kelsey-Morris Sound» в 1967 г. также создал первую педаль с октавным эффектом, и она отлично использовалась гитаристом Джими Хендриксом.
- 1967 г. Vox Cry Baby (вау-вау) – Джими Хендрикс применил её в композиции «Purple haze».
- 1967 г. Honey Psychedelic Machine (вибрато и хорус).
- 1968 г. Фирма «Univox» начала продажи педали Uni-Vibe. Педаль с эффектами фазового сдвига и хоруса применялась гитаристами Джими Хендриксом и Робином Трауэром. Джими Хендрикс использовал ее при записи гитарных соло в песнях «Purple Haze» и «Fire».
- 1969 г. «Univox U-250 Uni-Fuzz», рок-певец Пит Таунсенд использовал этот эффект в своем соло в композиции «Young Man Blues» при выступлении в г. Лидс.
К 70-ым годам в открытой продаже было несколько новых полупроводниковых педалей эффектов. Они включают в себя педали гитарных эффектов типа фазовых и кольцевых модуляторов, хоруса и флэнжера.
- 1972 г. Фильтр огибающей «Mu-tron III» использовался музыкантом Джерри Гарсия
- 1975 г. «Ap7 Jet Phaser» объединила в себе фуз и фэйзер с переключателем быстрого/медленного нарастания. Использовалась Ларри Грейамом –
- 1975 г. H910 Harmonizer (изменение высоты тона): Эдвард Ван Хален и Фрэнк Заппа.
- 197x – Фуз «Big Muff Pi». Гитарист Дэвид Гилмор использовал ее в туре «Animals tour» (Pink Floyd).
- 1978 г. Дисторшн-педаль Boss DS-1.
- 1978 г. Флэнжер A/DA, можно услышать на гитаре Эдди Ван Халена в композиции «Unchained».
В 80-х наблюдался рост устанавливаемых в стойку (рэковых) цифровых блоков взамен традиционных напольных педалей. Эти новые цифровые эффекты объединяли несколько предустановленных эффектов в одно устройство.
- 1982 г. Устройство «Boss SCC700» с несколькими эффектами позволяло управлять 7 небольшими педалями эффектов с помощью одного переключателя.
- 1987 г. Выпущен «Roland GP-8» с динамическим фильтром («вау-вау»), компрессором, перегрузкой, дисторшн, эквалайзером, цифровой задержкой и хорусом. Использовался Фрэнсисом Росси из группы «Status Quo».
В 90-ых годах цифровые гитарные педали продолжили наращивать качество и популярность.
Интерес к низкотехнологичным педалям гитарных эффектов вспыхнул после успешного гитариста «Нирваны» Курта Кобейна.
- 1991 г. Педаль «Digitech Whammy», предлагающая три разных режима эффектов, использовалась Томом Морелло из «Rage Against The Machine» в песне «Bullet in the Head».
- 1994 г. Zoom 9002 – облегченная многофункциональная педаль, есть именные модели от музыкантов Брайана Мэя, Ричи Самборы и Тима Келли.
- 1995 г. Roland V-Guitar System VG-8.
- 1995 г. BOSS GT-5, дешевая и более популярная версия вышеупомянутой VG-8.
После 2000 года были выпущены многочисленные известные педали эффектов.
- 2005 г. Electro-Harmonix POG – её использовал рок-певец Джек Уайт из группы «White Stripes».
- Ibanez TS808 Vintage Tube Screamer Reissue – прототип, используемый гитаристом-виртуозом Стивеном Реем Воном.
- Blackstar HT-DISTX – используется такими группами, как Opeth, Razorlight, The Donots, Rose Tattoo и Pat Travers.
- MXR EVH Eddie Van Halen Phase 90.
- 2008 г. Boss Super Chorus CH-1.
- Zoom 707.
- 2001 Boss RC20 Loopstation.
Подробнее о +CubozoaRu
Разработка, изготовление уникальных, программируемых блоков питания для педалей эффектов гитар.
Источник
Типы педалей эффектов и способы их подключения
Педали эффектов – это приборы, предназначенные для обработки звука музыкальных электроинструментов. Некоторые из них меняют его полностью, а другие только добавляют ему объема и делают его глубже. Некоторые модели имеют слишком большие размеры и используются только в студиях, а другие – компактные – позволяют транспортировать их для использования на концертах, репетициях и вообще где попало.
Зачем нужны педали, если гитара и так играет
Первые примочки появились еще в шестидесятых годах прошлого века и достаточно быстро обрели популярность у музыкантов. И сейчас уже сложно представить, чтобы игра на электрогитаре обходилась без них. Потому что без педалей инструмент звучит похоже на самую обыкновенную акустику, а электро берут в руки для того, чтобы делать рок с приставками хард, кор и прочими.
С помощью звуковых эффектов можно создать все: от полного искажения звука до создания объема, от задержки до улучшения частотного диапазона. Главное, не прогадать в выборе примочки и, конечно же, правильно установить их на педалборде.
Типы педалей
Мы собрали в один список все самые популярные педали гитарных эффектов. Скорее всего музыканты, на которых ты равняешься используют что-то из этого списка, а то и несколько позиций. Так что тебе предстоит либо самостоятельно попробовать каждую педаль и выбрать то, что подходит для твоих целей.
Овердрайв, дисторшн и фузз
Когда речь заходит о роке просто нельзя обойтись без педалей перегруза. А если быть точнее, то без овердрайва, дисторшна и фузза. Без них просто нельзя представить существование рока. Каждая из педалей имеет собственный способ изменения звука.
Овердрайв – делает это мягко, с сохранением динамики исполнения. Дисторшн, в свою очередь, делает звучание резким и без этой педали не обошлась ни одна композиция тяжелого рока. А фузз полностью изменяет звук, делая его синтетическим и мало похожим на изначальный. В видео ниже ты можешь посмотреть и послушать, как они звучат.
К примеру, педаль овердрайва – AMT Electronics HR.
А вот и прекрасный представитель дисторшна – AMT E2 Legend Amps.
Эквалайзер
Такая педаль позволит избирательно корректировать амплитуду сигнала. Она просто необходима при использовании большого количество эффектов или при низкокачественном усилителе мощности. При использовании педали, главное не переиграть с настройками, а то можно будет на выходе получить звук еще хуже, чем был до. Помните, что лучше ослабить ненужные частоты, чем усилить нужные.
Звук с эквалайзером на примере JOYO JF-11 EQ Bands Equalazer:
Бустеры
Эти педали громкости просто необходимы для тех, кто хочет, чтобы их соло было громче всех и слышалось отовсюду. А точнее при их помощи можно поднять звук гитары на несколько децибел выше, чем у остальных инструментов, и сделать это без перегруза и лишних изменений в звуке.
Дилей
Дилей или задержка при использовании соответствующей педали появляется за счет того, что к исходному звуковому сигналу добавляется его копия (и даже иногда не одна) с определенной задержкой. В среднем от 60 мс.
Работа педали на примере Yerasov Delay DМ-6
Хорус
Педаль с эффектом хоррус позволяет имитировать одновременное звучание нескольких инструментов. Это происходит за счет того, что создаются дополнительные звуковые сигналы, проигрывающиеся с небольшой задержкой, которая в свою очередь никогда не остается постоянной. Так получается более объемный и насыщенный звук.
Фленджер
Эта педаль позволяет создавать эффект летящего звука, а само звучание напоминает звук двигателя самолета. По типу действия фленджер схож с хорусом, но у первого время задержки в несколько раз меньше – 5 мс. А также эту педаль можно без стеснения использовать с дисторшеном. Хорус в такой компании создает синтетический звук.
Ревербераторы
При помощи этой педали можно создавать эхо. Прибор делит входящий сигнал на два независимых друг от друга. Первый, оригинальный, отдает в усилитель, как есть, а второй – с некоторой задержкой, что и создает эффект эха. Этот прибор может показаться капризным для новичков, но стоит только потратить несколько вечеров на настройку, и ты сможешь получить тот звук, который тебе нужен.
Работа педали на примере AMT RY-1 Reverberry
Компрессоры
При помощи компрессора можно выровнять звук, а точнее поймать тот самый баланс между тихо и громко, и сделать идеально. И наконец-таки все соло зазвучат без провалов, дисторшн зажжет в полную силу и произойдет еще много хороших перемен. Но при условии, что для этой педали эффектов будет выбрано правильное место в цепи и произведена корректная настройка.
Работа педали на примере AMT G-Packer
Тремоло
Эта педаль позволяет получить пульсирующее звучание. Получается это эффект за счет периодического изменения сигнала, а точнее уровня громкости. Амплитудные изменения могут быть небольшими или полными, от этого зависит какой звук получится в результате.
Работа педали на примере JOYO JF-325 Molo-Trem
Педалборд
Если у тебя одна педаль, то тебе не нужно думать, как ее правильно установить. Положил рядом и начинай мучить гитару. Но, а если их не одна, а пять или десять, то такой подход уже не работает и нужно начинать думать о том, как подключать педали эффектов в правильную цепь.
К счастью, кто-то уже давным-давно придумал такую вещь, как педалборд – место для идеальной цепи из эффектов. Точнее придумывать там было особо и нечего – в шкафу нашлась подходящая доска и на нее прикрепились все педали и запитались. Так что если у тебя достаточно прямые руки для того, чтобы сделать все красиво и удобно, то вперед. А если прямота под сомнением, то в интернете можно найти уже готовые варианты.
Проблема и одновременно преимущество педалборда в том, что он необходим для удобства переноски всех примочек, что, соответственно, делает его достаточно тяжелым. В учет идет все. Сама доска, педали и сумка. А еще главное выбрать правильный размер так, чтобы влезли все примочки и осталось еще немного места для новых.
Крепление педалей происходит различными способами. Это может быть и стяжки, и даже сверление дыр, но самым предпочтительным в конце концов оказывается текстильная застежка – Hook Loop. Тканевая часть крепится к педалборду, а цепляющая часть с крючочками – к примочке.
А также важно продумать момент питания педалей. Ведь, как часто такое случается, для каждой нужна разная мощность, что несколько усложняет решение задачи. В ход пойдут блоки питания и различные разветвители.
Правильное подключение педалей
Но сделать педалборд – это только первый шаг к идеальному звуку. Если примочки установить, как попало, то и звучать оно будет, как повезет. Даже при наличии двух педалей уже стоит задуматься о том, что должно стоять первым. Например, в случае дисторшна и дилея, перегруз должен быть перед задержкой. А если их в несколько раз больше, то простым перебором будет подобрать правильное и качественное подключение будет уже сложнее. А чем дальше ты будешь углубляться в музыку, тем больше видов педалей эффектов ты узнаешь.
Рассмотрим пример, в котором у тебя 10 педалей. По классической схеме они должны составить такую цепь:
- Преамп,
- Компрессор,
- Дисторшн,
- Квакушка,
- Хорус/флэнджер,
- Дилей,
- Эквалайзер,
- Шумоподавитель,
- Педаль громкости,
- Цифровой ревербератор.
Хотя на самом деле все может быть и иначе. Эквалайзер, к примеру, может стоять вообще в любом участке цепи, а хорус после дилея.
Мы рекомендуем тебе сначала поставить все, как положено, попробовать, а потом начать экспериментировать со звуком, ведь ты же именно за этим взялся за гитару. И к тому же, как известно, правила созданы для того, чтобы их нарушать. Ничего не сгорит и не сломается, если ты перестроишь цепь основываясь на интуиции и полагаясь только на свой слух и тюнер.
Источник