Классические фуззы в современном прочтении
Звук перегруженной гитары, который мы все знаем и любим – это не в последнюю очередь звук педалей фузза. Мы собрали несколько семейств фуззов из героического гитарного прошлого и нашли их современные воплощения.
Mosrite Fuzzrite.
Фуззрайт был создан в середине 60-х и сейчас считается классикой гаражного звука. Верхасто-серединистая, с крайне узнаваемым зерном педаль. Характерная особенность — то, как фуззрайты «жуют» звук за счет настройки bias. Педаль как будто хочет уйти в гейт, но никак не может.
Забавно, но первые фуззрайты были не педалями, а по сути каналами усилителей. А захотели такие усилители со встроенным фуззом не кто иные, как группа Ventures после работы с фуззами Rhodes в начале шестидесятых.
EQD Spires. Одна из половинок этой педали — клон Rosac Nu-Fuzz, вариации на тему оригинального фуззрайта, созданной тем же разработчиком — Эдди Саннером.
Fuzz Face
Самая, видимо, известная и раскрученная схема фузза, тягаться с которой в популярности могут только маффы. Вопреки убеждению многих — далеко не первый фузз в мире. Даже тонбендер вышел раньше, не говоря уже о фуззах от Gibson или Rhodes, которые опередили Arbiter Electronics Ltd. почти на пять лет. Но Хендрикс сделал свое дело, и теперь фузз=фуззфейс.
Фуззфейсов великое множество, и звучат они по-разному: от действительно рваных образчиков до гладких почти что овердрайвов. А, ну еще они часто хорошо чистятся ручкой громкости на гитаре.
Dunlop MXR Jimi Hendrix Fuzz Face. Понятно, мимо Хендрикса мы тут не пройдем, да и мимо Dunlop тоже.
Maestro FZ-1
FZ-1 Fuzztone – точно одна из первых промышленно выпускаемых педалей фузза в мире. Была разработана в компании Gibson в самом начале шестидесятых. Продажи, впрочем, в первые годы шли ни шатко, ни валко. А в 1965 году FZ-1 была использована на записи Satisfaction и стала одним из канонов гитарного звука 20 века.
DOD Carcosa. Сложно считать «Каркозу» клоном FZ-1. Скорее, инженеры творчески переосмыслили наследие Gibson. Причем ориентируясь не столько на звук Rolling Stones, сколько на современную неопсиходелию . Название, оформление и позиционирование педали, похоже, отсылает к сериалу True Detective, одной из основных музыкальных тем которого стала песня Young Man Dead от Black Angels, больших любителей оригинального FZ-1.
Tonebender MKII
С тонбендерами история тоже запутанная. Под этим именем скрываются довольно разные педальки. Например, MKI – это развитие идей Gibson Fuzz-Tone, а MKI.V – по сути фуззфейс. MKII выполнен на трех транзисторах и , наверное, копируется чаще всего, ведь это «тот самый» звук Пейджа. Ровный, умеренно запирающийся и довольно мощный предсказуемый звук.
Morgan MKII. Т щательно воссозданная реплика тонбендера второй версии.
Big Muff
А вот и он. На самом деле, Big Muff это не какая-то конкретная педаль, а целое огромное семейство с порой совершенно разной схемотехникой. Например, есть маффы не на транзисторах (как обычно принято среди фуззов), а на операционных усилителях. А многие вообще не считают мафф фуззом: собственно говоря, даже сами Electro-Harmonix позиционировали его как «дисторшн-сустейнер», а то и как «овердрайв». В любом случае, мафф открыл дорогу огромному количеству модерновых фуззов, отличных от классических педалей 60-х годов.
Примерно так же разнообразно и музыкальное применение этой педали. От сладеньких соляков и до зубодробительного стоунера и пост-метала в пониженных строях.
Долго думали, что поставить: все же маффы, как сказано выше, слишком разные. В итоге отдали дань уважения самим Electro-Harmonix и выбрали переиздание «зеленого русского» маффа.
Univox Super-Fuzz
Призванный имитировать, опять же, хендриксовское звучание октавного фузза, суперфузз получился чем-то совсем иным. Это довольно экстремальная педаль, особенно, в режиме с вырезанной серединой. Очень много гейна. Очень много верха. Очень много компресси и . Октавер, переходящий в рингмодуляцию. В итоге получается узнаваемый звук, одновременно брутальный и кислотный.
Источник
ROTOSOUND RFB1 FUZZ PEDAL
Легендарный винтажный эффект Fuzz возвращается в обновленной педали ROTOSOUND RFB1 FUZZ PEDAL.
В прошлом году на корпоративную почту ROTOSOUND пришло письмо от пользователя, который нашел старую и, конечно же, нерабочую педаль Fuzz. Инженеров заинтересовала эта находка и за ее восстановление взялся лично John Oram. Возможно, кого-то это удивит, но дело в том, что в 60-х годах выпуск FUZZ был лимитирован и существовало всего 10 настоящих педалей. Полученный email позволил компании ROTOSOUND получить оригинальное устройство и сделать его доступным для всех ценителей качественного звука.
Возвращение винтажного Fuzz
Результаты тщательной работы были представлены на выставке Musikmesse 2012 — отличное сочетание великолепного звучания 60-х годов с использованием технологий 21 века в одном хромированном корпусе.
ROTOSOUND RFB1 FUZZ PEDAL объединяет в себе винтажные германиевые транзисторы и надежность и стабильность инновационных технологий, которые позволили сохранить оригинальный звук. Но при этом педаль работает с такой же схемой Tonebender, которая была специально разработана для ROTOSOUND в 1960 году Dr Barry Pyatt и достаточно долгое время использовалась ведущими гитаристами того времени.
Пассивные элементы педали были обновлены, но это совершенно не сказалось на звуке, только повысило уровень надежности и стабильности работы устройства. Как и в оригинальной схеме, в переизданной педали используется Darlington Pair, которая обеспечивает высокий коэффициент выходного усиления.
Управление и питание
Самое главное изменение коснулось входного разъема – теперь он представляет собой инструментальный вход, через который подключается 3-контактный Jack.
ROTOSOUND RFB1 FUZZ PEDAL привлекает не только оригинальным звучанием и хорошим сустейном, но и лаконичным стильным дизайном. К тому же ее дополнили системой True Byepass.
Управление осталось таким же простым и комфортным, поэтому Вы легко сможете перестроить звук от soft crunch до более жесткого gruff growl.
• Регулятор «Treble» управляет изменением соотношения количества басов к низким частотам, позволяя добиться нужного звучания.
• Регулятор «Volume» изменяет уровень выходного сигнала.
Питание ROTOSOUND RFB1 FUZZ PEDAL осуществляется от внутреннего аккумулятора типа PP3 для обеспечения полной совместимости и безопасности эксплуатации.
Технические характеристики:
• Тип: гитарная педаль эффектов
• Тип эффекта: Fuzz
• Корпус: хромированный
• Подключение: 3-pin Jack
• Питание: внутренний блок, 9 В батарея
• Особенности: схема «Darlington Pair»» или германиевые транзисторы
• Размеры: 12,5 см х 6,4 см х 26 см
• Вес: 907 г
Нашел в описании ошибку? Выдели неточный текст и нажми Ctrl+Enter.
Источник
Overdrive, Distortion, Fuzz: чем отличаются эти гитарные эффекты?
Введение
В начале 40-х годов прошлого столетия блюзовые гитаристы практически выворачивали наизнанку свои усилители, заставляя их работать на пределе для того, чтобы получить мощное искаженное звучание. И хотя первые попытки исказить звук были открыты во время попыток играть так громко, насколько это возможно, иногда без всякой логичной причины, а иногда – вынужденно, чтобы быть слышным в шумной аудитории и среди других членов ансамбля, благодаря таким джазовым легендам, как Чак Берри, «музыкальный» перегруз получил международное развитие и стал использоваться опытными гитаристами, как элемент музыкального искусства.
С увеличением популярности рок-музыки в начале 60-х увеличился и спрос на усиление, так как в этот период искажение звука было адаптировано и для рок-сцены. Такие гитаристы как Эрик Клэптон (Eric Clapton) со своим фендеровским усилителем, Рори Галахер (Rory Gallagher) с Vox и Джефф Бэк (Jeff Beck) со своим Marshall и многие другие повлияли на развитие и создание мощных примочек и эффектов для гитары.
Сегодня существует огромное множество устройств для обработки звука, а гитаристы комплектуют целые, так называемые, педалборды, в которых собирают все свои самые любимые эффекты. С появлением новых более мощных и удобных педалей эффектов появилось больше возможностей «музыкального» искажения звука, нежели родной перегруз усилителя. Overdrive, Distortion, Fuzz – это классические варианты гейновых эффектов, которые по сути преследуют одну и ту же цель искажения звучания электрогитары, однако имеют значимые отличия.
Предлагаем более подробно рассмотреть отличия этих гитарных эффектов, ведь каждая из них имеет свой уникальный музыкальный оттенок.
Overdrive
Если добавить мощности, гейна (gain) ламповому усилителю, то получится перегруженный, но естественный звук с теплыми обертонами. Простыми словами — эффект овердрайва имитирует перегруз лампового усилителя. Но если раньше такой эффект достигался за счет увеличения громкости и перегруза, то сейчас овердрайвовые педали позволяют искажать звук на приемлемом уровне громкости, добавляя лишь классические «хрустящие» оттенки, мягкие и натуральные.
Стиви Рэй Вон (Stevie Ray Vaughan) был хорошо известен использованием классического овердрайва Ibanez Tube Screamer в создании своего фирменного звучания. Эдди Ван Хален (Edward van Halen) использовал Boss SD-1, который дает звук характерно-лампового эффекта Overdrive.
Еще один вариант естественного перегруза – использование бустеров (booster). По сути, это тот же эффект overdrive, однако, если овердрайв вносит изменения в исходное звучание гитары, то бустер сохраняют исходный характер звучания усилителя и гитары, делая его лишь громче и нагруженнее. Поэтому многие музыканты используют бустеры для того, чтобы “подогреть”, выделить отдельные фрагменты композиции.
Это хороший вариант для тех, кто не любит примочки и потратил много времени и денег в поисках усилителя своей мечты, поэтому просто хочет усилить и подчеркнуть то, что в нём уже есть. К примеру педаль Spark Mini Booster даёт возможность увеличения уровня выходного сигнала на 20 дБ.
Distortion
Педали дисторшена имитируют звук сильно перегруженного лампового усилителя. При этом звучание получается более плотным и менее естественным, сустейн становится дольше. В сравнении с овердрайвом, амплитуда звуковых волн при дисторшне обрезается силнее и оттенок сигнала получается более четким. Такое звучание характерно для рок-музыки и металла.
На схеме видны отличия в амплитуде звуковых волн при эффекте овердрайва и дисторшна. Как видно из графика, происходит так называемый клиппинг сигнала, синусоида обрезается, из-за этого звук приобретает характерную резкость. Только в случае с овердрайвом эффект достигается его «мягким» ограничением по амплитуде, а в дисторшне более резким. Синим показан оригинальный сигнал, красным — дисторшн, желтым — овердрайв.
Например, Рэнди Роадс (Rhandy Rhoads) и Даймбэг Даррел (Dimebag Darrel) использовали педали MXR Distortion Plus. Несмотря на то, что это дисторшн, она больше напоминает овердрайвовую педаль. Стив Вэй (Steve Vai), Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen) и Джо Сатриани (Joe Satriani) предпочитают Boss DS-1.
Фузз педали являются одними из самых старых среди дисторшнов и стали популярны в расцвете психоделического рока в 60-х годах. По звучанию педали больше напоминают колючий звук неисправного усилителя в комбинации с большим количеством обертонов, которые в результате дают такой рыхлый и колючий дисторшн. По-другому описать Fuzz очень сложно, поэтому лучше один раз его услышать.
Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) был известен использованием примочки Fuzz Face, которая является одной из самых популярных.
Источник
Гитарная педаль Hyperion Fuzz
Сейчас в мире существует огромное количество гитарных примочек, созданных для формирования нужного звука электрогитары. Среди них находятся тысячи различных фузов, дилеев, овердрайвов, дисторшенов и т.д. Можно покупать гитарные педали в магазинах – но более правильный путь с точки зрения радиолюбительства – собрать самому, учитывая, что их схемы очень часто просты и не требуют дорогих специфичных компонентов. В этой статье речь пойдёт про сборку Hyperion Fuzz – «фузз, выдающий мощную, но при этом читаемую стену звука». Имеет две ручки, Intensity – уровень гейна, Volume – уровень громкости.
Схема содержит в себе лишь горстку компонентов и основывается на 3-х транзисторах, VT1 и VT2 структуры NPN, VT3 – PNP. Сюда подойдут практически любые маломощные транзисторы с коэффициентом усиления более 200. Стоит заметить, что чем больше коэффициент усиления – тем более злым и хайгейновым будет звук. В качестве VT1, VT2 ставится MPSA18, VT3 – 2N2907A. Также подойдут BC547, КТ3102, 2N3904 (VT1, VT2), BC557, КТ3107 (VT3).
Входной сигнал поступает на средний вывод R1 – потенциометр Intensity, а снимается со среднего вывода потенциометра R7 – Volume. При этом потенциометр Intensity дублирует работу ручки громкости гитары, а значит, уровень гейна можно менять, вращая ручку громкости непосредственно на самой гитаре.
Номиналы разделительных конденсаторов (С1=100 n, C3=47n, C4=100 n) можно варьировать, тем самым добиваясь нужного звука. Чем больше номиналы этих конденсаторов – тем больше низких частот будет в обработанном сигнале.
Сборка платы
Плата изготавливается стандартным методом ЛУТ на кусочке текстолита 50х100 мм. Она разведена таким образом, что кнопка байпаса и разъёмы устанавливаются на саму плату.
После этого время запаивать детали – сперва небольшие, и в самом конце разъёмы, кнопка и потенциометры на проводах. При этом нужно учитывать, что от того, какой стороной будут впаяны потенциометры, будет зависеть направление их работы. Правильный вариант, увеличение параметра по часовой, уменьшение – против часовой. В дальнейшем плата будет устанавливаться в металлический корпус, который будет служить экраном, поэтому его нужно соединить с минусом схемы. Для этого к металлический части кнопки подпаивается вертикальная перемычка с платы, после установки в корпус кнопка будет жёстко контактировать с корпусом.
Кнопка имеет три группы контактов – для коммутации входа, выхода и индикации на светодиоде. Таким образом, в одном положении кнопки сигнал проходит напрямую со входного гнезда на выходное (светодиод погашен), а в другом сигнал поступает на вход схемы и снимается с её выхода (светодиод горит), педаль работает.
Ниже представлены несколько фотографий процесса сборки.
К готовой плате уже можно подключать питание и проверять в работе. При обязательно будет присутствовать фон, т.к. плата не защищена от наводок экраном.
Монтаж в корпус
Для гитарных педалей идеально подходят прямоугольные силуминовые корпуса, например, Gainta G0124, который я и использую. Они достаточно прочные, вместе с тем лёгкие, и хорошо поддаются обработке.
Отверстия на самом корпусе нужно разметить таким образом, чтобы они точно совпали с расположением гнёзд и кнопки на печатной плате, в этом случае плата встанет в корпус идеально и точно по центру. Также необходимы отверстия под гнездо питания, потенциометры, светодиод.
Если нигде не допускать ошибок, отверстия в корпусе и плата стыкуются как нужно. Затем остаётся только закрепить все элементы гайками, плата в корпусе держится на впаянных в неё гнёздах и кнопке. Последний этап – поставить крышку (она же дно корпуса) и ручки на потенциометры. Педаль готова. Перед установкой крышки не помешает положить на плату слой изолона, резины, либо другого изоляционного материала.
Несколько слов о звуке
Несмотря на лаконичность (две ручки и миниатюрная схема), данный фузз уже давно зарекомендовал себя как крайне полезная вещь в тяжёлых стилях, благодаря плотному и длинному сустейну, напористому звуку. Отлично сочетается как с гитарой, так и с басом. Успешной сборки!
Источник