- Педаль в нотах. Как правильно брать и снимать педаль
- Онлайн уроки фортепиано. урок 9
- Правая педаль — прямая и запаздывающая
- Левая педаль
- Педаль sostenuto
- Поиск
- Модернизированное пианино «Sonette»
- Рубрики
- Педали пианино и рояля
- Как использовать правую педаль фортепиано.
- Зачем нужны педали на пианино?
- Особенности
- Назначение левой педали
- Для чего нужна средняя?
- Роль правой педали
- Как пользоваться?
Педаль в нотах. Как правильно брать и снимать педаль
Онлайн уроки фортепиано. урок 9
Педаль в игре на фортепиано – прекрасное дополнение многих произведений. Ведь она помогает «украсить» музыку.
Больше узнать о том, для чего нужны педали, можно в этой статье.
Зачастую пианисты используют именно правую педаль. С ее помощью в один миг можно поднять сразу все демпферы. Это звучит по-настоящему завораживающе.
Правая педаль — прямая и запаздывающая
Научиться ее использовать несложно. Вы можете брать правую педаль в двух случаях: чтобы создать эффект запаздывающей педали или прямой. В первом варианте вы сначала нажимаете клавишу, а потом берете педаль. Во втором – это происходит одновременно.
Следите за тем, чтобы при нажатии прямой педали случайно не захватывались отзвуки предыдущих клавиш. Это звучит грязновато.
Чтобы распознать, когда именно нужно использовать педаль, композиторы указывают в нотах букву Р или Реd. Момент, когда ее нужно снимать, помечают звездочкой.
Выглядит это следующим образом:
Как видите, в этом нет ничего сложного. Кстати технику нажатия можно начинать осваивать сразу с запаздывающей педали. Сразу запаситесь терпением и хорошим настроением. Ведь придется потрудиться, чтобы руки и нога расходились в правильной последовательности. Сначала нажимаете клавишу, потом захватываете педаль.
Левая педаль
Если хочется ослабить звучание инструмента, можете воспользоваться левой педалью. Тогда молоточки в пианино будут лишь немного подступать к струнам. В этот момент в роялях молоточки сдвигаются влево.
Освоили технику нажатия правой педали? Если да, у вас не возникнет проблем с левой. Ведь все происходит тем же способом.
Кстати не заметить обозначение левой педали в нотах просто невозможно. Посмотрите на картинку. Момент нажатия помечен словами una corda. А когда педаль пора снимать, вы увидите – tre corde или tutte le corde.
Если вы любите наслаждаться звучанием рояля, наверняка заметили наличие еще одной средней педали sostenuto. При ее нажатии демпферы поднимаются и остаются в таком состоянии до снятия.
Педаль sostenuto
Хотя очень редко sostenuto можно увидеть даже в пианино. В таком случае педаль будто уходит влево, оставляя место для специальной ткани, которая появляется между молоточками и струнами. Поэтому звук становится тише.
В произведениях разных композиторов вы увидите обозначения всех педалей. Все зависит от того, какой именно колорит и окраску хотел придать звучанию автор. Поэтому в полной мере стоит овладеть техникой нажатия каждой педали.
Источник
Пианино и рояли для Вас
дорогие и дешевые
роскошные и строгие
старинные и современные
Поиск
Модернизированное пианино «Sonette»
Рубрики
Педали пианино и рояля
Мы привыкли, когда пианист нажимает на клавиши пианино, раздается звук, это понятно. Но зачем же фортепиано нужны педали? Что происходит, когда пианист нажимает на них?
На самом деле на первых фортепиано педалей не было, это можно понять рассматривая старые картины, на которых изображены Гайдн, Моцарт и их современники, за инструментом. Придумали же, и запатентовали педальный механизм два англичанина – правую педаль «Форте» Бейер и левую педаль «Пиано» Броудвуд.
Уже из названия педалей понятно, что первая позволяет сделать звук громче (итал. forte — «громко»), вторая же – тише (итал. piano — «тихо»).
Принцип действия правой педали на всех фортепиано одинаков. В конструкции каждой клавиши имеется специальная подушечка (демпфер), которая глушит звук, когда пианист убирает руку с клавиши. Нажатие же на педаль «форте» выключает демпферный механизм, и звук не прекращается, даже после того, как музыкант убрал руки с клавиатуры.
Левая педаль на пианино и рояле работает по-разному. На пианино нажатие на нее придвигает все молоточки к струнам, тем самым, уменьшая силу удара. На рояле же, смещает весь механизм вправо, и молоточки ударяет по двум из трех струн (на каждую клавишу фортепиано приходится три одинаково настроенных струны) уменьшая количество рабочих струн. В обоих случаях достигается уменьшение громкости звука.
В наше время нередко можно встретить и трех — педальные инструменты. Чаще всего третьей (средней) педалью включается «модератор». Это специальная шторка которую нажимая на педаль мы опускаем между молоточками и струнами. Фортепиано при включенном модераторе играет намного тише, позволяя заниматься, не мешая окружающим вас людям.
Кроме выше перечисленных, встречается и четвертый вид педального механизма. Он крайне редок, но несомненно, заслуживает упоминания. Это задерживающая педаль (sustaining pedal, sostenuto). Устройство ее подобно правой педали, но лишь для демпферов тех клавиш, которые были подняты до ее нажатия. «Задерживающую педаль» можно встретить на инструментах фабрики «Stenway» и некоторых других американских фабрик.
В наше время ни одно серьезное музыкальное произведение, исполняемое на фортепиано, не обходится без использования педалей «Форте» и «Пиано».
С уважением, автор блога propiano.ru Сергей.
Источник
Как использовать правую педаль фортепиано.
Научиться пользоваться педалями рояля в совершенстве Вы можете пройдя видео — курсы.
Педаль.. Душа рояля. Одним её нажатием можно зачаровать слушателя, превратить сухие и резкие звуки в мягкие и протяжные…! С помощью педали можно смешивать различные гармонии и получать просто сказочные звучания. Педаль — это ПАЛИТРА пианиста. Как же правильно пользоваться ею?
Педаль можно сравнить с женщиной) При тонком и правильном подходе Вы получаете море удовольствия взамен! Но если Вы постоянно злоупотребляете «её» доверием, звучание рояля становится просто невыносимым…
Так что же делать? Как научиться правильно обходиться с правой педалью? ( о левой мы поговорим в отдельной статье, ещё бывает третья (средняя) педаль, но она, к сожалению, есть далеко не на всех инструментах. О ней мы также обязательно поговорим ).
Для начала я предлагаю Вам подумать над одной моей очень интересной теоремой — энергетическое воздействие ( скорость нажатия ) ноги на педаль должно равняться энергетическому воздействию ( скорости нажатия ) пальцев на клавиши.
Теперь предлагаю рассмотреть механизм пианино ( фортепиано, рояля ) в действии, так как без понимания этого устройства невозможно понять и осмыслить действие педали. Для тех, кто занимается на цифровых инструментах также будет очень полезно понять принцип устройства фортепиано, так как «цифровая» педаль выполняет ту же функцию протяжённости звука и работает точно по таким же принципам.
Художественное начало, техническое продолжение, страшно подумать, что будет дальше. Но всё же.
Для понимания гениального фортепианного механизма необходимо знать три термина: струны, молоточки и демпферы. С первыми двумя ясно, уточню лишь, как они работают в паре: при нажатии клавиши на клавиатуре Вы бьёте молоточком об струну. Возникающие колебания, амплитуда которых постепенно уменьшается, и есть звук, который со временем затихает. Всё было бы просто и примитивно, если бы не демпфер, который прижимает своим весом струну, пока Вы не нажимаете клавишу. При нажатии клавиши молоток бьёт по струне и одновременно оттягивает демпфер. Получается, нажатие клавиши производит двойное действие. И вот пока Вы держите весом руки клавишу, Вы не даёте демпферу своим весом потушить звук. Отпустили клавишу, демпфер прижал струну и потушил все колебания. Надеюсь, с этим понятно.
Вы можете одновременно нажать и удерживать несколько клавиш, давая возможность звучать сразу нескольким струнам. Отпуская их, допустим, по очереди, Вы будете постепенно обеднять ( либо очищать ) гармонию. Как раз благодаря ДЕМПФЕРАМ тембральные возможности фортепиано поистине безграничны!
Спасибо демпферу и тому, кто его придумал ( имя неизвестно, по крайней мере мне ), но при чём же здесь правая педаль? А вот при чём — правая педаль одновременно поднимает ВСЕ демпферы. А когда Вы её отпускаете демпферы снова прижимают ВСЕ струны. Таким образом, можно сказать, что правая педаль несёт освободительную функцию!) Как же это влияет на звук?!
А здесь мы должны вернуться к началу статьи. Нажатие правой педали может быть как живительным для звучания инструмента, так и пагубным. Буквы здесь уже бессильны, нужна живая практика. Могу лишь написать, что при смене гармоний на клавиатуре, нужно менять и педаль, чтобы не было так называемой «грязи» звучания, иными словами «грязной» педали. Но очень часто бывает и обратная ситуация, когда, боясь этой самой «грязи», пианист слишком честно ( часто ) меняет педаль и лишает слушателя того изумительного послевкусия, которое продолжает жить в звучании при более редкой смене педали, либо отпускания педали не до конца ( демпферы при такой смене педали НЕ прижимают струны сильно. Таким образом, пропадает лишь основная часть звучания, а часть нужных, а порой и необходимых красок остаётся ). Иными словами, хороший пианист должен всё время держать демпферы НА ПОВОДКЕ.
В скором времени мы поговорим о левой и средней педалях. Также мы рассмотрим такой замечательный термин как РУЧНАЯ ПЕДАЛЬ. Удачи!
Источник
Зачем нужны педали на пианино?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Фортепиано или пианино – это инструмент, имеющий непростое устройство. Оно включает корпус, клавиатуру и многое другое. Этот музыкальный инструмент изобрели еще в начале 1700-х годов. Педали же стали использоваться к концу XVIII века. А придумали их два англичанина. Изобретение правого педального механизма «форте» принадлежит Бейеру, а левого – «пиано» – Броудвуду.
Особенности
Педальный механизм инструмента – это рычаги, которые управляются при помощи ног. В настоящее время на пианино устанавливается от 2-х до 2-х педальных механизмов. Они были созданы для изменения звучания струн и имеют важное значение.
А ранее, до создания педальных механизмов, пользовались выдвижными рычагами, которые управлялись коленями.
На рояле или фортепиано такое устройство влияет на тембр звука, его продолжительность, громкость и динамику. Другими словами, они увеличивают выразительность звучания инструмента и украшают музыку. Именно благодаря им в свое время получилось придать звучанию пианино больше живости и яркости.
Необходимо подчеркнуть, что педали пианино или рояля значительно меняют и регулируют звучание. Использовать их необходимо грамотно. Давайте более подробно остановимся на каждой из педалей.
Назначение левой педали
Левая педаль (или вторая) уменьшает громкость звучания, так как под ее воздействием молоточки сдвигаются правее. В результате удар приходится на две струны. Другое название левой педали – «пиано». В переводе с итальянского это значит «тихо».
Следует отметить, что левый механизм на разных инструментах проявляет себя по-разному. Этот аспект относится и к другим педалям. На пианино он смещает молоточки к струнам вправо. На рояле же сдвигается весь механизм.
В нотах левая педаль имеет обозначение в момент нажатия как una corda. Когда же ее пора снимать, пишут tre corde или tutte le corde.
Для чего нужна средняя?
Этот механизм у пианино имеет задерживающие функции. Но устанавливается не везде, в основном у роялей. Он избирательно поднимает часть демпферов, и они работают лишь во время нажатия педали. Остальные демпферы не меняют функций в это время. Зачастую среднюю педаль применяют для задержки басовых нот.
Демпфером на фортепиано называется мягкая подушечка, которая глушит струны. А также демпферный механизм устраняет при игре нежелательный гул.
На рояле средняя педаль включает в работу модератор. Модератор – это устройство, которое опускается между молоточками и струнами. При этом звук становится тихим. Это позволяет играть на инструменте без помех для остальных.
Иногда она используется для имитации звука клавесина. Для этого на глушитель крепятся металлические «монетки», которые создают этот звук.
Роль правой педали
Правая педаль (или третья) служит для уменьшения силы звука. Она управляет демпферами. Как только музыкант снимает руки с клавиш, обычно струны сразу глушатся и перестают звучать. Эта педаль имеет эффект, обратный назначению левой.
При ее использовании контраст между затухающим звуком и звучанием струн смягчается. При этом включается вибрация остальных струн, и появляются вторичные звуки. Ее другое название «форте», которое имеет итальянские корни.
Механизм удлиняет и наполняет звучание инструмента. А также он является самым часто используемым на пианино.
Помимо описанных 3-х педалей существует и четвертый вид педального механизма. Применяют его не так часто. Это задерживающая педаль, которая называется по-другому sustaining pedal или sostenuto. В переводе, по-простому, сустейн. Этот механизм схож с правой педалью.
Как пользоваться?
Зачастую новички задаются вопросом назначения педалей на пианино. Следует отметить, что они используются для исполнения самых разнообразных музыкальных произведений. Правый механизм необходим для плавных переходов от одного звука к другому. И по-другому этого сделать никак нельзя.
Левый механизм приходится нажимать довольно редко. Обычно им ослабляют звучание басов. Чтобы правильно пользоваться педалями, нажимать и отпускать их следует плавно.
Для ухода за ними рекомендуется полировать их мягкой салфеткой и использовать средства для металлических поверхностей. Для предотвращения скрипа можно попробовать воспользоваться силиконовой смазкой.
Как научиться пользоваться правым механизмом? Его применение происходит для 2-х моментов. Для запаздывающего эффекта сначала нажимают клавишу инструмента, а потом педаль, а для прямого эффекта это делается одновременно.
Чтобы понять, когда необходимо применить педальный механизм, в нотах обозначается буква P или Ped. Момент снятия отмечают звездочкой.
В целом все педальные механизмы отвечают за звучание струн. А чаще всего музыканты применяют правый педальный механизм. Однако зачастую в музыкальных партитурах невозможно правильно и точно передать, где именно необходимо использовать тот или иной механизм. Эта та часть инструмента, которая применяется в зависимости от мастерства и чуткости исполнителя, и именно она определяет то, насколько хорошо играет музыкант.
Источник