Педалборд для бас гитары

И кто у нас конь педальный или какую педаль выбрать басисту?

Вот такая быль — сижу я как-то на репетиционной точке в курилке, а напротив меня двое гитаристов спорят про то, какие гитарные примочки круче. Я вступил с ними в дискуссию, пол часа доказывал свое мнение, и тут разговор доходит до того какой у меня инструмент. Fender Jazz Bass говорю я. Парни смотрят на меня с пренебрежением и говорят что-то в духе – «Чего тебя слушать, ты же басист, тебе только и надо, что шнур, да комбик, какие еще педали?!»

С другой стороны, многие группы сталкиваются с тем, что в живую и на записи не достаточно грувово и объемно звучат. Вроде играют все четко, материал качающий, инструменты у всех хорошие, а чего-то не хватает. Это «чего-то» не что иное, как крутой объемный звук баса, именно эти частоты сводят с ума девчонок и заставляют толпы двигаться в такт музыке.

Помните дорогие гитаристы, барабанщики и вокалисты, нас почти не слышно, мы не играем соло и про нас сочиняют анекдоты, но без баса вы далеко не уедете, что означает, что без нас, басистов, не будет крутого звука, не будет грува и много фанаток:) И все от того, о чем я сказал ранее – навязанный нам, басистам, неправильный стереотип – шнур, бас и комбик – все что нам нужно. Я бьюсь об заклад, что половина басистов, читающих эту статью имеет именно такой набор, оставшаяся половина – одну педаль (овердрайв или преамп) и 0.1 % имеет в арсенале больше 2х педалей.

Между тем, если вы посмотрите на чем играют ваши кумиры на сцене и тем более в студии – вы будете удивлены. Как правило схема комбинации педалей эффектов, преампов, дибоксов, эквалайзеров и прочего басового оборудования у «звезд» выглядит как схема космического корабля. В этой статье я постараюсь помочь вам с выбором и рассказать о популярных типах бас-гитарных педалей эффектов.

Это одна из самых важных педалей басиста. Объема никогда не бывает много, особенно в рок и метал музыке. Молодые группы часто звучат «плоско» из-за того, что неправильно заполняют частотный диапазон звучанием своих инструментов и не используют дополнительное усиление.

Преамп поможет вам получить объем, усилить звук и даст вам более плотное звучание. Как правило на преампе есть регулировки частот, что позволяет быстро менять настройки в зависимости от ситуации. Разные виды преампов могут иметь дополнительные эффекты и функции на борту – такие как овердрайв, дибокс, эквалайзер. Нельзя сказать, что наличие или отсутствие этих функций влияют на качество звука или возможности аппарата. Разные производители подходят по разному к реализации одной и той же задачи.

Hartke VXL Bass Attack

Преамп с дибоксом незаменимая штука на площадке со слабым или убитым аппаратом беклайна. В этом случае один из каналов можно напрямую вывести в линию. Вы получите тот звук, к которому привыкли — а это немало важный фактор для получения хорошего звука. Преамп обязательное звено в цепи для записи демо в домашних условиях, на репетиционной базе или на недорогой студии. Он помогает звучать недорогим инструментам, а профессиональные инструменты раскрывает во всей их красоте. Преамп — самая необходимая педаль в арсенале басиста, вот примеры некоторых профессиональных преампов:

  • AMT Electronics BC1 Bass Crunch
  • Tech 21 SansAmp Bass Driver DI
  • MXR M80 Bass DI
  • EBS Valve Drive
  • Hartke VXL Bass Attack

Вторая по важности педаль басиста — это компрессор. По скольку басист является важным звеном между гитарой и барабанами, бас гитару можно назвать так же и ритмическим инструментом. Бас подчеркивает все рисунки ударных и вместе все это называется — ритм секция. Компрессор сглаживает звуковые пики и делает игру более однородной (это не означает, что заниматься звукоизвлечением больше не нужно). Кроме того что компрессор обрезает нежелательные громкие ноты, он так же усиливает слабые ноты до заданной громкости. Эта педаль незаменима всем музыкантам, которые активно передвигаются по сцене и не могут всегда дать на 100% четкую игру.

Markbass Compressore

Так же компрессор дает дополнительную плотность звучанию бас-гитары. Имея в наличии педаль овердрайва, компрессора и преампа в сочетании с хорошим инструментом можно добиться мощнейшего звука. Такие сочетания характерны для тяжелых стилей музыки и дают ощущение «стены звука». Вместе с бараюанами такая ритм секция будет «качать» любой зал. Так же компрессор дает эффект «короткого» звучания ноты, который часто используется музыкантами для игры слепом в таких стилях как фанк — где басисту выделяется одна из ведущих ролей. Вот несколько моделей компрессоров:
Creation Audio Labs Funkulator

  • Pigtronix Bass Station
  • JHS Lime Aid
  • Markbass Compressore

Педаль перегруза — важный инструмент в арсенале басиста. Дисторшн педали незаменимы для тяжелых стилей музыки. В соврменных направлениях хардкора и металла, как в прочем и в классическом роке и хард’н’хэви перегруженный бас — это классика.

Если в вашей группе один гитарист — бас всегда сможет заменить вторую гитару в момент соло, при этом у слушателя не будет ощущения звукового провала. Очень круто звучат сольные басовые ритм партии с легким овердрайвом в панке и сладже. С «примоченным» звуком проще справляться, очень удобно в этом случае играть медиатором.

  • BOSS ODB-3 Bass Overdrive Zvex Basstortion
  • EBS MetalDrive
  • Markbass Distorsore Xotic Bass BB Preamp

Эта педаль в том или ином виде нужна любому музыканту. Не исключение и басист. Эквалайзер дает вам расширенные возможности по настроки вашего звука, что особенно необходимо на концерте если у вас не было времени настроить все как нужно на саунд чеке или в случае, если звукорежиссер оказался конкретной какашкой. Как правило, если концерт сборный, на саундчеке все происходит очень быстро, в этом случае ваш эквалайзер — гарантия того, что вы будете играть в привычном вам звуке.

  • BOSS GEB-7 Bass Equalizer
  • Whirlwind Bass Ten

На репетиционной базе вы можете отстроить свой звук так как нужно вам (желательно прослушать звук на нескольких усилителях или подключившись на прямую в линию) и применять эти настройки для концертов с небольшими коррективами для конкретных площадок. Так же эквалайзер очень удобен для работы в домашней студии, дает вашему звуку больше мобильности и позволяет комфортно писаться дома.

Эта педаль создаёт одну или две ноты на октаву ниже играемой вами, добавляя новое измерение в ваше звучание. Если вы часто играете сольные партии, или просто хотите увеличить свой объем в миксе группы — вам поможет именно эта педаль. Как правило на педалях можно регулировать количество эффекта относительно чистого сигнала.

  • Ashdown Sub-Octave Plus
  • Palmer Unterton
  • Markbass MB Octaver

Эффекты: хорус, флэнджер, квакушка, ревербератор, синтезатор

Для любителей экспериментов отличным выбором станут педали эффектов. Они широко используются как в поп музыке, так и блюзе, роке и тяжелых направлениях. Сольные бас куски или целые произведения будут звучать гораздо разнообразнее с использованием этих педалей.

  • Ashdown Chorus Plus
  • Ashdown Envelope Filter
  • AMT WH1B Japanese Girl Bass Wah
  • Source Audio SA126 Bass Envelope Filter
  • Tech 21 Boost Chorus Bass

Для тех, кто часто пользуется разными эффектами — есть универсалный вариант — покупка процессора эффектов. Как правило в нем уже есть все вышеперечисленные эффекты, кроме того куча дополнительных входов и выходов для работы в студии и на концерте. Хороший процессор стоит не дешево, но дает своему обладателю все возможные варианты изменения звука в одной напольной педали. Как правило процессоры эффектов больше по размеру чем отдельные педали и достаточно сложны в управлении.

Rocktron B200 Utopia

Существует два типа процессоров — рековые (студийные) и концертные (напольные), основное их отличие в форме и принципе управления. И те и другие дают высокое качество звука и обеспечивают большой выбор эффектов. Примеры популярных бас-гитарных процесоров:

  • Behringer Bass V-Amp Pro
  • Digitech BP90
  • Zoom B2.1U
  • Rocktron B200 Utopia

Измените ваш звук, внесите разнообразие в концертную программу или просто запишите сольное произведение дома. Бас гитара чудесный инструмент — это не только 4 ноты ритм партии — а целый вселенная звука. Не время сидеть на месте! Время играть!

Источник

Педалборд: виды, особенности устройства, нужные педали и типовая схема эффектов.

Что такое педалборд

Педалборд (или просто, «борд», «доска») – это скоммутированная цепь гитарных педалей, расположенных на металлической, пластиковой или деревянной основе и подключенных к единому источнику питания.

Изначально педалборд – это обычная доска, к которой гитаристы крепили свои педали. Сейчас же производители предлагают музыкантам борды самых разных форм и конфигураций. От самых простых решений на 4-5 примочек, до сложных конструкций в несколько ярусов со встроенным питанием и возможностью управления по MIDI.

Размеры самых популярных моделей педалбордов варьируются от 35*14 см до 107*37 см. Для мировых звезд производители производят кастомизированные доски с идеально подобранными размерами.

При изготовлении педалбордов используются легкие, но, в то же время, прочные алюминиевые сплавы. Это необходимо для того, чтобы облегчить вес всей конструкции. Ведь полностью скоммутированный педалборд из 10-15 примочек вместе с кейсом и проводами может весить 20 – 30 кг.

Преимущество использования педалборда заключается в том, что гитаристу нет нужды каждый раз заново коммутировать педали перед выступлением или записью. В педалборде все педали уже расставлены нужным образом, соединены и запитаны. Кроме того, педалборд намного удобнее в транспортировке, ведь педали не нужно прятать в коробки и искать подходящую сумку. Педалборд укладывается в жесткий кейс и перемещается вместе с остальным оборудованием артиста.

Из чего состоит педалборд

Классический гитарный педалборд состоит из самой «доски», блока питания и педалей.

Несмотря на то, что строгих правил формирования собственного борда нет, большинство музыкантов используют примерно одинаковую схему коммутации эффектов: квакушка, перегруз, модуляция, дилей, ревербератор. Но в целом педали в педалборде можно располагать по своему желанию. Все зависит от конкретного стиля музыки и предпочтений самого гитариста. Так, например, знаменитый Эдди ван Хален располагал педали модуляции перед педалями перегруза. А артисты, работающие в жанрах shoegaze, post-rock, ставят дисторшн в конец цепи для создания замыленного «грязного» звука.

Нередко последовательность педалей в педалборде зависит от порядка и частоты включения эффектов во время исполнения композиций на концертах.

Подбор педалей – дело вкуса каждого гитариста. Наиболее известными производителями примочек являются BOSS, MXR, Maxon, Strymon, Fulltone. Из отечественных компаний стоит выделить фирму Yerasov. Их продукция которой востребована не только в России, но и за рубежом. Педали Yerasov, например, использует известный гитарист Виктор Смольский. В целом сейчас существует огромный выбор примочек под те задачи, которые ставит перед собой каждый гитарист.

Важнейшим элементом педалборда является питание. От него зависит не только работоспособность всей конструкции, но и звук. Для любого опытного музыканта не является секретом, что дешевые блоки питания и «гирлянды» портят звук, создают наводки и неприемлемый уровень фона.

Еще 10-15 лет назад проблема питания стояла достаточно остро. Кто-то из музыкантов использовал для каждой педали отдельный адаптер, кто-то мучался с заменой батареек перед каждым концертом. Сейчас производители предлагают гитаристам блоки питания с необходимым количеством изолированных выходов с различным напряжением и силой тока.

Наибольшей популярностью пользуются блоки питания компаний T-Rex, CIOKS, Voodoo Lab, MXR. Продукция этих брендов зарекомендовала себя в концертной деятельности большинства известных гитаристов.

Размеры педалборда

Планирование педалборда лучше начать с определения его размеров. Сделать это навскидку довольно трудно — лучше нарисовать схему будущего аксессуара, чтобы наглядно понять, как собрать педалборд.

Возьмите маркер и несколько листов бумаги или картона. Аккуратно разложите на бумаге свои педали в той последовательности, в которой вы их подключаете.

Не забывайте делать небольшие отступы между устройствами на схеме — это место вы отведете под коммутацию.

Если какой-то педали нет под рукой, поищите ее габариты в Интернете, на официальных сайтах производителей. Несмотря на то, что педали разных компаний отличаются размером, фирмы-производители изготавливают (или стараются изготавливать) большую часть продуктовой линейки в одних размерах.

Производитель Размеры педалей, мм (Д х Ш)
BOSS 129×73
Behringer 123×70
Digitech 106×82
Dunlop (Cry Baby) 254×127
Electro-Harmonix 155×70
Keeley Electronics 112×68
MXR 111×60
TC Electronic 122×72

Если такой способ планирования педалборда не подойдет, можно воспользоваться сервисом Pedalboard Planner. Сервис хранит данные о размерах большинства существующих педалей эффектов, а также дает рекомендации о том, как собрать педалборд на основе заданных условий.

Сервис Pedalboard Planner дает гитаристам подсказки, как собрать педалборд

Получившийся педалборд можно сохранить на компьютер в виде изображения или текстового документа. Когда на руках окажется схема будущего аксессуара, вы сможете оценить масштабы своего педалборда.

Если вы в будущем планируете добавлять педали или эффекты в свой педалборд, оставьте на схеме немного пустого места.

Как выбрать педалборд

Если вы не имеете опыта создания педалбордов, то свой выбор однозначно стоит остановить на покупке серийной модели, которая хоть и обойдется дороже, чем самостоятельное создание борда, но будет гарантированно надежной, качественной и удобной.

Наиболее признанными мировыми производителями педалбордов являются именитые Boss, Washburn, Pedaltrain, TRex и другие компании.

Также можно встретить в продаже много кастомовых мастерских, которые делают каркасы и готовые борды: чаще всего это более дешевый вариант, который особенно подойдет для любителей крафтовой продукции и самостоятельного моддинга.

Перед покупкой вы должны точно знать состав своей цепи эффектов: как в разрезе марок педалей, так и их размеров. Не забывайте что в линейках крупных производителей и частных мастеров всегда имеются педалборды, заточенные под определенные виды эффектов, под определенные форм-факторы педалей и даже под определенные цепи примочек – уточните заранее этот вопрос у продавца или у частного изготовителя педалборда.

Лучший вариант «примерки» педалборда: возьмите дома большой лист картона или бумаги, разложите на нем свои примочки так, как вам было бы удобно ими пользоваться во время игры. Попробуйте разные варианты и поиграйте. После этого измерьте размеры и не забывайте про запас: с течением времени вы можете либо купить новые эффекты, либо заменить одну модель педали на другую. Будьте готовы к переменам в цепи и всегда берите педалборд «с запасом».

Педалборды различаются по весу, прочности и стоимости. По типу конструкции педалборды можно разделить следующим образом:

  • Деревянная основа + сумка;
  • Пластиковая основа + сумка;
  • Пластиковый кейс;
  • Алюминиевая основа + сумка;
  • Алюминиевая основа + кейс;
  • Разборный кейс со съемной крышкой.

Чем качественнее материалы и фурнитура, тем долговечнее и дороже стоимость аксессуара. Тоже самое относится и к сумкам, поставляемым в комплекте с педалбордом — важно, чтобы они были изготовлены из качественного текстиля, ручки были массивными и крепкими, а замки надежными.

При выборе педалборда учтите две вещи: возможность установки отдельного блока питания и его универсальность. Дело в том, что некоторые педалборды не рассчитаны на установку блока питания для педалей эффектов. Скорее всего, аксессуар придется самостоятельно доработать или пожертвовать рабочей поверхностью педалборда (количеством педалей внутри), чтобы установить блок питания.

Некоторые педалборды спроектированы под педали определенных фирм, что снижает универсальность аксессуара. Такие модели можно найти в линейках BOSS и Behringer — поместить в них педали других производителей не получится.

Педалборд BOSS BCB-30 подойдет только для педалей компании BOSS

Если вы используете педали разных производителей, ищите универсальные модели педалборда. К примеру, модульный педалборд Aclam Smart Track (см. Aclam Smart Track — новый стандарт педалбордов) свободно изменяет свои высоту, угол наклона, размер и функциональные особенности. Каждый из пяти базовых наборов Aclam Smart Track легко модифицируется за счет дополнительных модулей, расширяющих рабочую поверхность аксессуара.

Aclam Smart Track

Тем, кто использует мини-педали и хочет объединить их в одном педалборде, стоит обратить внимание на устройства Pedaltrain Nano, Hotone Skyboard Junior и Diago Sprinter. Также в продаже существуют складные педалборды — к примеру, Mooer Stomplate рассчитан на 10 мини-педалей.

Mooer Stomplate

При желании сделать педалборд можно самостоятельно или на заказ. Это увеличит стоимость педалборда, зато взамен вы получите устройство, идеально подходящее под ваши нужды.

Так же борды для педалей можно разделить по критериям:

Совет! Уделите внимание возможности установки блока питания. Устройства не подточены для этого. Модели бордов линейки компании BOSS спроектированы под примочки конкретных фирм. Установка эффектов других производителей вызовет затруднения.

Тип конструкции зависит от материала изготовления. Основа устройства изготавливается из фанеры, пластика, алюминия. В зависимости от сборки, в комплекте идет сумка или кейс. От качества материала и фурнитуры зависит стоимость. Чем он дороже, тем долговечнее. Ищите оптимальное соотношение цены и качества.

Вы можете сделать педалборд своими руками или на заказ. Это дороже, но устройство будет идеально вам подходить.

Питание

Большинству современных педалей нужен источник постоянного тока (DC, Direct Current), хотя некоторые устройства рассчитаны на работу с переменным током (AC, Alternating Current). При постоянном токе поток электронов идет строго по прямой линии, без каких-либо колебаний, в то время как при переменном токе происходят колебания с частотой 50 Гц (синусоида).

Чаще всего педали используют питание 9В или 12В, более сложные эффекты требуют 18В и 24В, а иногда и еще больше. При недостатке энергии педаль попросту не включится или будет некорректно работать. Переизбыток питания скорее всего приведет к поломке эффекта или сгоранию предохранителя (если он есть в устройстве).

Другой важный показатель — полярность. Так как контактов у сетевого штекера два, то и вариантов полярности два — внешний и внутренний (центральный). Обозначение полярности указывает, где у разъема находится «плюс», а где «минус». У педали эффектов и адаптера питания полярность должна совпадать.

Точка обозначает внутренний контакт разъема, а полумесяц — внешний

Чтобы избежать перегруза, всегда обращайте внимание на полярность компонентов. Неправильная полярность сломает педаль и адаптер питания!

Каждая педаль потребляет определенное количество энергии. Многим аналоговым эффектам нужно около 20-50 мА, цифровым — 150-300 мА и более. Обеспечить такое потребление можно обыкновенными «кронами», чей объем составляет в районе 500 мА.

Использование батареек в качестве источника питания избавит от фонового шума от электросети, исключит пульсации тока и обеспечит автономность педалборда — не придется искать свободную розетку. Основной минус батареек в том, что по мере использования падает количество выделяемой батарейкой энергии, что отражается на качестве звучания эффектов.

Более практичной альтернативой батарейкам и адаптерам можно назвать специальный стабилизированный блок питания, к которому можно подключить несколько педалей одновременно. Такие блоки питания рассчитаны на подключение от 2 до 10 эффектов и выдают одинаковое напряжение на каждую педаль. Основной минус блоков питания — фоновый шум от сети, особенно при использовании недорогих моделей.

Прежде чем покупать блок питания, уточните энергопотребление каждой педали и узнайте суммарное значение потребления.

Также в продаже имеются блоки питания на аккумуляторах — достаточно зарядить блок перед концертом или репетицией, чтобы не беспокоиться о фоновом шуме, помехах и поиске свободной розетки. Для небольших педалбордов подойдут модели Diago Micropower9 (1 000 мА) и Pedaltrain Volto (2 000 мА).

Diago Micropower9 (слева) и Pedaltrain Volto (справа)

Для более сложных цепей эффектов советуем посмотреть блоки T-Rex Fuel Tank Junior или Cioks DC5 Link. Эти устройства оснащены 5 выходами, каждый из которых может питать до 5 педалей.

К одному адаптеру T-Rex Fuel Tank Junior или Cioks DC5 Link можно подключать до 5 устройств одновременно

Коммутация

Соединение педалей между собой в цепь производится с помощью специальных кабелей — коммутационных шнуров или патч-кордов (от англ. patch cord). Чем короче эти провода, тем сильнее сигнал, а значит меньше потери в качестве звука. Длина гитарных патч-кордов обычно составляет 15-30 см.

Используйте самые короткие и качественные кабели из тех, что можете купить. Дешевые и длинные провода плохо влияют на звучание эффектов, удобство использования и внешний вид педалборда. При наличии навыков, коммутацию можно сделать самостоятельно, но и в этом случае на комплектующих нельзя экономить.

Крепление

Педали закрепляются на рабочей поверхности при помощи кабельных стяжек или специальных липучек. Для фиксации лучше использовать второй вариант. Он позволяет легко перемещать эффекты. Если примочка имеет на подошве резиновую прокладку, то ее можно временно снять и надежно закрепить на основе борда.

Важные примочки

Для электрогитары существует много типов эффектов. Но основные это:

  1. Овердрайв и дисторшн. Появились, когда гитаристы стали перегружать вход усилителя. В итоге всем этот звук понравился, так как он отлично подходил для агрессивного рока. Часто используются бас-гитаристами.
  2. Wah-wah позволяет гитаре звучать как голос. Второе название — квакушка. Используют в инструментальном роке, например, Эрик Клэптон.
  3. Бустеры. Поднимают уровень звука гитары, не перегружая ее. Если цепь эффектов длинная, то звук начинает ослабевать. В этом случае бустер необходим.
  4. Хорус имитирует звучание двух и более гитар.
  5. Фленджер. Прием похож на эффект хорус. Главное отличие — время задержки больше. Обладает легким воздушным звуком.
  6. Реверберация. Этот эффект имитирует звук эхо на сцене. Обычно такое звучание можно услышать в замкнутом пространстве.

Сравнение педалбордов Boss и Yerasov

Наиболее популярными педалбордами среди музыкантов-любителей в России являются продукты компаний Boss и Yerasov. Это оптимальные решения по соотношению цена/качество/доступность.

Boss предлагает музыкантам пластиковые педалборды-кейсы, которые удобно транспортировать. Недостатком Boss является то, что их продукт предназначен для использования только с примочками собственного производства. Это не очень удобно для тех музыкантов, которые помимо продукции Boss используют педали других популярных фирм. С другой стороны, если гитарист пользуется только педалями Boss, то такой педалборд-кейс станет для него отличным решением.

Купить педалборд от фирмы Boss можно у дилеров компании в магазинах Музторг, Pop-music, Pedalzoo.

Российская компания Yerasov предлагает музыкантам педалборды двух видов: «классический» Floor base педалборд и педалборд SCS.

«Классический» педалборд подходит для любых педалей и коммутируется так же, как и борды от T-Rex и Pedaltrain.

Педалборд SCS предназначен для использования только с педалями Yerasov серии SCS. Коммутация педалей в педалборде SCS осуществляется посредством инновационной схемы, при которой эффекты не нужно соединять между собой гитарными патчами. Вся коммутация осуществляется с помощью разъема на задней панели педалей серии SCS. Эта система избавляет гитариста от необходимости иметь соединительные патчи и думать о блоке питания. Но, с другой стороны, этот педалборд ограничивает творческие изыскания педалями серии, не допуская использования других эффектов.

Педалборд Ерасов можно приобрести на официальном сайте компании или у одного из многочисленных дилеров.

Видео

Как рассчитать мощность блока питания для педалборда

Для начала вам нужно разделить свои примочки по нескольким признакам:

  • По вольтажу и форме (переменный/постоянный ток);
  • По полярности и виду разъема;
  • По типу педали эффекта (цифровая/аналоговая).

По сути, на педалборд нужно устанавливать столько блоков питания, сколько групп примочек мы получили в результате такого разделения. Также узнаем ток потребления для каждой из педалей.

Рассмотрим в качестве примера следующий педалборд:

MXR Fuzz – Marshall Guv’nor – Boss DS-1 – Boss TR-2 – Boss CE-5 – Boss GE-7 – EHX Polychorus – Boss DD-20 – Boss RV-5

В результате «дробления» получаем 3 подгруппы примочек:

  1. Аналоговые педали на 9V со стандартным разъемом, постоянный ток (первые 6 эффектов в нашей цепи)
  2. Аналоговая педаль на 24V со стандартным разъемом, постоянный ток (EHX Polychorus)
  3. Цифровые педали на 9V со стандартным разъемом, постоянный ток (Boss DD-20 – Boss RV-5)

Считаем ток для первой группы (данные берем с сайта производителя, буклетов и т.д.) – 20+9+12+20+22+10=93 мА. Таким образом, стабилизированного блока питания на 100 мА и более нам точно хватит для питания начального тракта нашего педалборда.

Далее переходим ко второй группе, в которой одна педаль эффектов: берем блок питания уже на 24V, скорее всего он есть в комплекте с примочкой.

Последняя группа из цифровых педалей: берем двухразъемный стабилизированный блок питания на 9V с током в 200+50=250 мА.

Почему мы разделяем блоки питания для аналоговых и цифровых педалей эффектов? Этого можно не делать, однако вы можете получить на цифровых примочках много лишнего шума, который будет еще и усилен. Если же лишние искажения незаметны или ими можно пренебречь, то покупаем один БП на 9V с током на 0.35А и более.

На этом всё: теперь вы понимаете, зачем нужен педалборд, как сделать его своими руками и как организовать расположение педалей эффектов и их питание в педалборде. Успехов в поиске своего звука!

Советы по сборке самодельного педалборда

Каждый гитарист сможет изготовить самодельные педалборды.

Совет! Сведите к минимуму количество шнуров, уменьшите длину. Приобретайте только качественные соединительные кабели — зависит качество звучания гитары.

Но прежде необходимо ознакомиться с небольшой инструкцией:

  1. Решите, какого размера будет устройство. Он зависит от того, сколько педалей вы собираетесь туда поместить.
  2. Второе — это обеспечить безопасную транспортировку устройству. Приобретите готовый кейс. Он должен соответствовать размерам вашего будущего педалборда.
  3. Затем подумайте о материалах для основания самодельной подставки, из чего сделать педалборд. Для этого идеально подойдет фанера толщиной 5 мм. Несмотря на свою легкость, она на удивление прочная.
  4. Продумайте варианты крепления примочек. Липучка — самый лучший вариант. Вы часто будете менять расположение педалей, поэтому всегда без проблем сможете сменить крепление.
  5. Выбирайте блок питания, мощность которого будет соответствовать количеству эффектов. Должен поместиться под педалбордом.

Изучите разные школы относительно построению гитар. Пробуйте свое, экспериментируйте. В итоге у вас должна получиться цепь эффектов, которая идеально вам подходит по всем параметрам.

Инструкция как сделать педалборд своими руками

В данном разделе мы кратко поговорим и о том, как сделать основу педалборда самостоятельно, а также о том, как «обустроить» серийный покупной педалборд.

Итак, вы любители хендмэйда и решили сделать каркас самостоятельно. Похвальная тяга к приключениям – в особенности из-за того, что сделать педалборд не так уж и сложно.

Оптимальным решением в качестве материала основы будет дерево. Металлические заготовки найти сложнее, их соединение потребует наличия хотя бы бытового сварочного аппарата и навыков сварки, аналогична ситуация с пластмассой – найти заготовки из противоударного пластика, а также прочно и надежно соединить их между собой очень непросто.

Что подойдет в качестве деревянных заготовок под педалборд? На самом деле много чего: начиная от разобранного бабушкиного шкафа, старых деревянных полок-сушилок, которые ложатся на борты ванной, и заканчивая брусом, заготовками и досками для самостоятельной резьбы по дереву. В идеале взять заготовки под обшивку, поручни, половое покрытие или наличник – они будут уже неплохо сформованы, отшлифованы и в целом готовы к работе.

Как и в случае с покупкой готового педалборда, замеряем с помощью картона необходимый размер педалборда. Запасаемся непосредственно заготовками, пилой или лобзиком, дрелью, с помощью которой делаем крепежные отверстия, рулеткой и карандашом. По нашим замерам распиливаем заготовки на дно: их можно сделать как подогнанными впритык, сформировав цельное дно, так и сформировав несколько рядов примочек, оставив между ними немного пространства. Это и разнообразит внешний вид конструкции, и позволит использовать свободное пространство для протягивания кабелей.

Собираем дно и стойки педалборда: одну из них можно сделать более длинной, чтобы педалборд располагался не параллельно земле, а слегка под углом к музыканту.

Между заготовками дна с изнаночной стороны можно приклеить одну или две рейки, которые увеличат жесткость конструкции.

Далее красим всю конструкцию в цвет, который вам нравится.

Финальная примерка педалей эффектов.

Теперь поговорим о том, как лучше всего крепить примочки на поверхности педалборда. Наиболее популярный и оптимальный на наш взгляд вариант – использование ленты велькро .

Клеим жесткую сторону ленты на педалборд, а мягкую на сами педали (это позволит использовать их и без педалборда, не царапая покрытие пола) – постарайтесь, чтобы площадь соприкосновения была максимально большой.

Другие варианты крепежа – двусторонний скотч, пластиковые стяжки, клей – имеют множество недостатков: одни из них ненадежны, другие более затратны и трудоемки, жесткий крепеж на клей и вовсе лишает вас возможности менять расстановку или арсенал педалей на борде без ухудшения его внешнего вида.

После того, как вы продумали крепление педалей, остается финальная отделка. Для начала прикрутим резиновые ножки-прокладки, которые не позволят нашем handmade педалборду ёрзать по полу и убегать от нас все дальше и дальше после каждого нажатия на педали эффектов.

Финальный аккорд – готовим патч-кабели и растачиваем под них отверстия.

К слову, такая конструкция открывает для нас возможности экспериментов – вместо традиционного общего блока-питания вы можете закрепить на скрытой стороне конструкции обычный бытовой удлинитель или сетевой фильтр : ))

В чем разница между покупным серийным педалбордом и созданием оного своими руками? Все достаточно просто:

  • Самостоятельное изготовление обычно дешевле и в разы интереснее, но…
  • … серийные модели смотрятся более привлекательно, они более надежны.
  • Большинство моделей готовых педалбордов выполнены в виде кофра – то есть они имеют верхнюю крышку. Это более удобно и безопасно при транспортировке.
  • Соответственно готовые педалборды-кофры имеют ручки для удобной переноски – к самостоятельному девайсу вам придется приобрести сумку или носить его в рюкзаке.

Построение цепи

В Интернете найдется огромное количество принципов построения цепи эффектов. Придерживаться их или нет — личное дело каждого, но не бойтесь экспериментов. Многие знаменитые гитаристы ломают правила ради получения желаемого звука, поэтому если какая-то комбинация или порядок педалей нравится вам своим звуком, то не отказывайтесь от нее.

В вопросе построения цепи как никогда работает пословица «Сколько людей, столько и мнений». Давать какие-то определенные рекомендации или нерушимые правила мы не будем. Вместо этого приведем одну из стандартных последовательностей того, как собрать педалборд и построить цепь эффектов.

Одна из типовых схем расположения эффектов в педалборде

Позиция 1. Фильтры

Квакушки, контроллеры огибающей и прочие динамические фильтры в основном реагируют на атаку при игре на гитаре. Не ограничивайте динамику сигнала компрессией или перегрузом, сужающим динамический диапазон звука.

На первом месте в цепи эффектов гитаристы часто ставят педаль wah-wah или ставят ее перед дисторшном. Хотя и здесь не обходится без исключений: к примеру, Том Морелло из Rage Against The Machine ставит квакушки ближе к концу цепи.

Позиция 2. Компрессоры

Компрессоры снижают уровень шума всего, что установлено перед ними. По этой причине педали компрессора лучше ставить как можно раньше в цепи.

Позиция 3. Дисторшн, овердрайв

Педали дисторшна и овердрайва любят работать с немодулированным сигналом. Так как генерируемые при перегрузке сигнала гармоники придают звуку больше мощи и яркости, педали дисторшна и овердрайва лучше помещать перед эффектами хоруса, фейзера или флэнджера.

Позиция 4. Модуляция

Тремоло, хорус, фейзер и флэнджер великолепно проявят себя в этой позиции из-за уже упомянутого воздействия дисторшна/овердрайва на звук.

Позиция 5. Педаль громкости/экспрессии

Педаль громкости поддерживает постоянный уровень сигнала электрогитары, чтобы инструмент звучал громко даже при низкой общей громкости.

Педаль громкости стоит расположить перед дилэем и реверберацией. Это позволит сохранить действие этих эффектов на звук даже в тех случаях, когда громкость была обрезана педалью.

Позиция 6. Дилэй и реверберация

Эффекты дилэя и реверберации принято размещать в конце цепи эффектов. Причем дилэй обычно ставится строго перед педалью реверберации. Расположение этих эффектов перед дисторшном или овердрайвом может привести к непредвиденным скачкам уровня громкости всех эффектов в цепи.

Последовательность педалей в педалборде

Вы должны понимать, как собирается педалборд, какие примочки наиболее важные и необходимые. Ниже представлена стандартная схема порядка эффектов:

  1. Для точной и быстрой настройки гитары перед игрой используйте тюнер на рабочей поверхности борда.
  2. Для качественного звучания впереди установите эквалайзер. Помогает регулировать тональность.
  3. Шумоподавитель. Он необходим для блокировки шумов, которые возникают при использовании одновременно двух педалей.
  4. Для плавной регулировки громкости в реальном времени следующей устанавливайте педаль громкости.
  5. Питч-шифтеры, которые изменяют тональность.
  6. Эффекты перегруза искажают амплитуду сигнала гитары и усиливают его. К ним относятся дисторшн, фуз, овердрайв, бустер.

Это распространенные и необходимые эффекты для игры на гитаре. Порядок можно определять самостоятельно.

Гитарный тюнер

Основа основ любой цепи эффектов и то, без чего не может обойтись ни один гитарист ни на репетиции, ни на концерте, ни тем более на записи. Очевидно, что на гитарный тюнер должен поступать максимально чистый сигнал без обработки, чтобы он мог максимально точно определить высоту звучащей ноты. Однозначно ставим в начало цепи.

Учитывайте, что не все тюнеры дают true bypass-сигнал, то есть некоторые из них вносят хоть и незначительные, но все же изменения в характер звучания. Едва ли такие изменения будут заметны, но о наличии/отсутствии байпасса у конкретной педали-тюнера стоит узнать заранее.

Многие музыканты предпочитают ставить в самое начало цепи после тюнера педаль громкости – она будет работать также, как и потенциометр Volume на вашей гитаре. Излишество это или нет – решать вам.

Компрессор

Расположение компрессора (как, впрочем, и эквалайзера) – сугубо дело вкуса и оптимальный для себя вариант можно выбрать только методом экспериментов, проб и ошибок. Большинство музыкантов склоняется к тому, что лучшую динамику и наиболее привлекательный сигнал дает цепь, в которой компрессор стоит до перегруза, увеличивает сустейн и выравнивает динамику звучания инструмента.

После компрессора может быть расположен бустер – педаль, усиливающая сжатый компрессором сигнал для дальнейшей обработки «основными» эффектами.

Pitch-Shifter – общее название семейства эффектов, принцип работы которых основан на смещении высоты тона: эмуляторы рычага (Whammy), октаверы, гармонайзеры и др. Споры о их месте в цепи эффектов не утихают и по сей день: мы рекомендуем вам поэкспериментировать, понять суть работы данных эффектов и самостоятельно определить их место в цепи.

Субъективно автор материала вывел для себя следующее правило:

  • Если доля звучания Pitch-эффекта в общем миксе высоко,например, как смещение высоты у Даймбэга Даррелла, гитаристов группы Korn, Джошуа Трэвиса (ex-Tony Danza Tapdance Extravaganza, Glass Cloud, Emmure), которые смещают 100% звучащего сигнала, то педаль лучше поставить до перегруза – так эффект сработает более правильно и чисто;
  • Если же питч, октавер или гармонизация используются лишь как дополнение к миксу, звучат тише основного сигнала исходной высоты, то их можно расположить и после перегруза.

Wah-Wah

«Квакушку» и другие envelope-фильтры следует располагать непосредственно перед педалью перегруза. Такой вариант позволяет добиться максимальной естественности звучания wah-wah без появления ощущения звука «из банки».

В данном месте цепи очень часто устанавливается Эквалайзер – он позволяет окончательно сформировать тот фундамент звука, который дальше пойдет на обработку педалью перегруза.

Distortion/Overdrive/Fuzz

Находятся в середине цепи и до эффектов модуляции: если модуляционные педали поставить перед перегрузом, то получится необычайно грязный сигнал с огромным числом паразитных искажений.

Эффекты модуляции

В данный класс включаются хорус, дилей, флэнжер, реверберация и фэйзер. Последний, к слову, некоторые экспериментаторы ставят перед педалью перегруза – это позволяет добиться еще более воздушного и космического звучания, хоть и не очень хорошо влияет на частотные характеристики сигнала и чистоту звучания.

Что касается последовательности подключения эффектов модуляции – в данном случае тоже никаких жестких правил нет. Экспериментируйте и пытайтесь самостоятельно найти подходящий звук, а мы приведем классический вариант последовательности:

Кстати в данную цепь перед дилеем очень грамотным решением будет установка педали Noise Gate – она позволит убрать ненужные искажения, которые появляются после включения модуляции, и сделать сигнал максимально чистым перед «размножкой» и добавлением эха.

В конце цепи эффектов ставится педаль Tremolo – эффект, изменяющий амплитуду громкости сигнала от 0% до 100% с заданной музыкантом скоростью.

Итак, повторимся – эта последовательность является лишь рекомендуемой и, по сути, самой популярной. Вы же можете выбрать любой другой вариант расстановки эффектов на педалборде в зависимости от собственных вкусовых предпочтений.

Кейс для педалборда

Для удобства транспортировки гитарных педалбордов используются кейсы. Существует два вида кейсов – soft case и hard case. Soft case – это обычная мягкая сумка, похожая на сумку для ноутбуков. Hard case – это кейс жесткой конструкции, устойчивый к физическим воздействиям.

Наиболее популярным вариантом является soft case. Сумками по умолчанию укомплектованы педалборды основных производителей: Pedaltrain, Yerasov, T-Rex, Gator, E&N. Обычно сумка продается в комплекте с самим педалбордом, но в случае необходимости ее можно приобрести отдельно.

Между собой кейсы разных производителей (кроме продукции BOSS) практически не отличаются. Мягкие сумки выполнены из ткани с подкладками из поролона. Жесткие кейсы сделаны из многослойной фанеры. Углы и грани кейсов укреплены алюминиевыми или жестяными уголками. Педалборд от повреждений защищен волнистым поролоном.

Стоимость наиболее популярного soft case Pedaltrain варьируется от 5500 рублей для педалборда Nano до 9000 рублей для самого большого в линейке педалборда Novo 32.

Стоимость Soft case вместе с педалбордом от компании Yerasov составляет 5990 рублей на момент написания статьи.

Жесткие кейсы для педалбордов приобретаются отдельно. Они выглядят как удлиненные чемоданы. Самые большие кейсы оснащены колесиками для удобства транспортировки.

Цены на жесткие кейсы Pedaltrain и T-Rex начинаются от 7000 рублей. Фирмы Gator и West Coast Pedalboard предлагают более дорогие решения. Здесь цены стартуют от 14000 рублей. Отличие кейсов этих фирм от популярных моделей заключается в использовании более дорогих материалов и внешней отделке толексом.

Жесткий кейс для педалборда обычно выбирают гастролирующие музыканты, для которых первоочередным является вопрос сохранности оборудования в дальних поездках по стране и миру. Вес в таком случае не играет большой роли. Для простых гитаристов, которым приходится постоянно носить свой педалборд на репетиции, намного удобнее использовать мягкие сумки, которые можно повесить через плечо и которые не добавляют лишних килограммов в вес переносимого оборудования.

Педалборды BOSS выгодно отличаются от других производителей тем, что они изначально выполнены в форме кейса, удобного для транспортировки. Цены на педалборды-кейсы BOSS начинаются в районе 2500 – 3000 рублей. Например, кейс на 6 педалей с встроенным патчбоксом и соединительными патчами можно купить в интернет-магазине за 10 990 рублей.

Для транспортировки самодельных педалбордов используются как фабричные кейсы подходящего размера, так и подручные средства: спортивные сумки, рюкзаки и даже старые советские чемоданы. Последний вариант является наиболее популярным из-за внешней эффектности.

О том, какие педали эффектов использовать, делать борд самому или купить готовый, можно рассуждать бесконечно долго. Универсальный совет гитаристу, решившему собрать собственный гитарный педалборд, – подсмотреть борд любимого музыканта и попытаться скопировать его.

Источник

Оцените статью