Педали модуляции для гитары

Модуляционные эффекты. Общие сведения о гитарных педалях модуляции.

Всем нам иногда хочется разнообразить свой звук, однако на одних перегрузах далеко не уедешь, и иногда хочется чего нибудь эдакого. Для этой цели были придуманы модуляционные эффекты. Основаны они в большинстве своем на задержке сигнала и повторении его одновременно с основным, в результате чего возникают интересные эффекты.

Большинство модуляционных эффектов очень хорошо слушаются на соло, а также очень выигрышно звучат на клине и позволяют разбавить неинтересность чистого гитарного звука. Решительно все модуляционные эффекты имеют крутилки Rate и Depth. Rate изменяет скорость модулационных эффектов, а Depth — глубину модуляции (чем больше Depth, тем заметнее эффект). Таким образом, можно добиваться как едва заметного «подкрашивания» звука, так и полного уничтожения любого намека на гитарность звука.

Правильная последовательность гитарных примочек или Как правильно включать гитарные эффекты?

Chorus (хорус)
Эффект, ставящий своей целью эффект многоголосия, т.е. хора (отсюда и название) путем создания копии основного сигнала и микроскопических изменений в высоте второго сигнала (как бы «расстраивая» гитару). К сожалению, свой цели не достигает (создания эффекта хора), но эффект все равно получился интересным.

Flanger (фленджер)
Другой эффект, также основаный на тех же принципах, но вместо изменения высоты изменяется величина задержки двух сигналов, благодаря чему создается эффект «гребенчатого фильтра» (часть частот вычитается друг из друга, образуя частотные «дыры»).

Читайте также:  Очень грустные мелодии пианино

Phaser (фейзер)
Еще один занимательный эффект, делающий звучание похожим на пролетающий мимо истребитель. Достигается засчет переменных фазовых сдвигов двух сигналов. Этот эффект очень любит Эдди Ван Хален.

Tremolo (тремоло)
Представьте себе, что у вас есть личный негр, дергающий ручку гейна туда-сюда, пока вы играете. Вот это и есть педаль тремоло. Кстати говоря, нередко попадается во встроеном в комбик виде. Ручка Rate регулирует скорость вращения ручки негром, а Depth — силу, с которой он ее вращает (чем сильнее, тем более заметен эффект). Ъ лампофаги советуют ставить этот эффект до перегруза.

Верите или нет, даже на этом список распространенных гитарных эффектов не заканчивается. Вообще говоря, этот список не закончится никогда, ибо всегда найдется какой нибудь Buckethead, Том Морелло или Мэтью Беллами, который присобачит к гитаре какой нибудь выкидыш современных технологий и скажет новое слово в области гитарного звука. Но вернемся же к нашим более традиционным баранам.

Wah-wah (вау-вау, квакушка, квак)
Пожалуй, самый узнаваемый и самый харизматичный гитарный эффект, пионером использования которого стал Джими Хендрикс, а Кирк Хэммет как то сказал, что если у него захотят отобрать квакушку, ее придется отпилить вместе с ногой. Эффект по сути является частотным фильтром, управляемым ногой с помощью педали. Кстати, в фиксированом положении может давать весьма своеобразное звучание, которое можно услышать на некоторых записях 80-х годов (как пример — Dire Straits — Money For Nothing).

Пример звучания: чистый звук, перегруженый звук, фиксированое положение

Auto-wah (автовау, автоквак)
То же, что и wah-wah, но управляется не ногой, а автоматически, как правило либо на основе входного уровня (т.е. квакает в ответ на атаку медиатора по струнам), либо просто циклически по таймеру.

Delay, Echo (дилей, эхо, эффект задержки)
Создает эффект эхо. Время задержки сигнала настраивается ручкой Time (иногда Delay). В ампсимах обычно можно настраивать в миллисекундах или в долях такта по отношению к BPM (то есть привязывать время задержки к длительностям). Также попадается т.н. Tap-tempo, что позволяет настраивать длину задержки отстукивая ритм.

Как правило, имеет обратную связь (многократное эхо, настраивается ручкой Feedback). В зависимости от положения ручки Feedback можно добиться практически бесконечного повторения сигнала (психоделичность!). Также обычно настраивается степень примеси сигнала эхо к основному сигналу (ручка Mix, иногда Dry/Wet), позволяя сделать повторения как очень тихими, слабо заметными по сравнению с исходным сигналом, так и очень громкими и заметными. Дилей очень любят соло-гитаристы, так как дилей заставляет даже просто одну ноту звучать круто.

Reverb (ревер, реверб)
Создает эффект нахождения в каком-нибудь пространстве — от маленькой комнаты и до огромного концертного зала. В принципе, работает по тому же принципу, что и дилей, с той лишь разницей, что вместо отдельно различимых «эхо» звук рассеивается и затухает постепенно. Существуют различные виды реверберации — пружинная, пластинчатая итд, но все они направлены на воспроизведение одного и того же эффекта (просто дают немного разный звук).

Compressor (компрессор, иногда по ошибке называется сустейнером)
Сглаживает разницу между тихим и громким звуком. Фактически — увеличение сустейна ценой уменьшения динамики и поднятия уровня шума. Как правило, встречается с двумя ручками — чувствительности (Sensitivity, Compression и иже с ними), и выходного уровня. Также может использоваться как своего рода грелка, если выкрутить выходной уровень.

Booster (бустер)
Просто увеличивает громкость звука. Полезно, когда вы хотите «подогреть» усилятор, но при этом не хотите подмешивать к звуку собственный перегруз педали (бустер перегруза не дает).

Volume Pedal (педаль громкости)
Девайс, схожий с кваком по принципу работы (т.е. управляется педалью), но фактически это бустер наоборот — то есть делает звук тише. Полезно когда вы не умеете пользоваться ручкой громкости на гитаре.

Equalizer (эквалайзер)
Тут, собственно, и обьяснять нечего — изменяет частотный состав звука на манер крутилок на усилителе.

Pitch-shifter, Harmonizer (питч-шифтер, гармонайзер)
Эффект, примешивающий к исходному сигналу его копию, отстоящую от него на определенный музыкальный интервал (в разных пределах, в зависимости от конкретного прибора). В частных случаях может глушить исходный сигнал, выдавая только сигнал со смещением тона, в этом случае прибор позволяет менять строй инструмента, не меняя натяжения струн.

Из-за сложности алгоритмов сдвига частот строго на музыкальные интервалы, питч-шифтер может выдавать довольно некачественный результат, поэтому чудес не ожидайте.

Octaver (октавер)
По сути, питч-шифтер с фиксированым сдвигом в 1-2 октавы (вниз или вверх).

Looper (лупер)
Строго говоря, не является «эффектом», но тем не менее иногда и про него задают вопросы. По сути является «повторителем» сыгранного. Полезен когда, например, вы придумали офигенный рифф и вам захотелось поджемить и поиграть под него соляки, но некому играть ритм. В этом случае вы включаете лупер, ведете запись риффа, и всё — лупер начинает без конца повторять сыграное вами, в то время как вы рубите соляки под свою же ритм-секцию.

Нам, компьютерным гитаристам, лупер в принципе особо не нужен, ибо у нас есть секвенсоры и умные ампсимы, которые умеют всё повторять без всяких луперов, а вот бедным аналогофагам он пригодится.

Whammy Pedal (вэмми, вамми)
Тот же питч-шифтер, только с педалью, благодаря чему позволяет менять смещение туда сюда, подобно машинке (флойду) на гитаре. Яркий пример применения — Duck Song группы nobody.one. Переключив эту педаль в режим «бенд на октаву вниз» и поставив после нее перегруз и квакушку, можно играть дабстеп.

Leslie (лесли)
Строго говоря, не является эффектом. Все помним специфический «вращающийся» звук рок-органа хаммонд? Так вот, какие то извращенцы как то раз решили пустить через него гитару. То есть фактически лесли — это не эффект, это просто специальный гитарный (а точнее, органный) кабинет, часто с вращающейся перед микрофоном пластиной (которая и создает этот самый «вращающийся» эффект лесли). Не очень популярен в широких массах, но все равно стоит его упомянуть.

Talkbox (токбокс)
Все помним знаменитые гитарные «у-уээ-у-уэээ» Bon Jovi? Вот это — токбокс. Сам токбокс принципиально не воспроизводим в цифровом виде, так как работает путем снятия микрофоном звука гитары у гитариста во рту. Тем не менее, существуют аппроксимации подобных эффектов на основе формантных фильтров (тот же принцип применяется в дабстеповых «уап-уап-уап») или вокодера, которые, в зависимости от качества эффекта, отдаленно или не очень отдаленно напоминают токбокс. В общем, если вы хотите использовать этот эффект — гораздо проще и быстрее будет сделать самодельный токбокс, чем пытаться его сымитировать.

Vocoder (вокодер)
Куда большее применение этот эффект имеет в электронной музыке, но некоторые (например, Мэтью Беллами) его применяют и с гитарой. Иногда используется как «токбокс для бедных».

Источник

Гитарный девайс >Как определиться с набором педалей эффектов

Начинайте без эффектов

Начинающим гитаристам первое время лучше играть без педалей эффектов. Объясню, почему. Во-первых, если вы только взялись за обучение игре на гитаре, вряд ли вы сможете сказать точно, не бросите ли вы это занятие уже через пару недель. Поэтому не стоит торопиться с приобретением дополнительного оборудования. Во-вторых, на то, чтобы понять какие педали нужны именно вам, требуется время и определенный опыт.

Когда вы приобретете некоторые навыки, более или менее разберетесь со стилем своей игры и определитесь с инструментом — вот тогда придет время подумать и о педалях эффектов. Зайдите в местный магазин музыкальных инструментов, поищите в Интернете, поговорите с друзьями, спросите совета на форумах, почитайте обзоры и отзывы, посмотрите видео на YouTube и т.д. Все это непременно поможет вам разобраться в том, какие педали подойдут вам, вашему стилю и технике игры.

На какие эффекты стоит обратить внимание?

В первую очередь, вам понадобится педалборд (pedalboard), чтобы разместить на нем педали эффектов. Нужно будет решить, хотите ли вы приобрести уже готовый педалборд, или же вы предпочтете разработать и изготовить его самостоятельно. Я делал и так, и так. Надо сказать, что и те, и другие педалборды выглядели очень даже неплохо! Сегодня выбор педалбордов просто огромен. Их выпуском занимаются, например, такие компании, как Pedaltrain, Behringer, Gator и SKB.

Конечно, если вы решите смастерить педалборд самостоятельно, вы сами сможете разработать его дизайн, индивидуально подобрать размер и другие характеристики. Так же его можно украсить, заказав на него виниловые наклейки с логотипами любимых групп.

Тюнер (Tuner)

После того, как вы определитесь с тем, будете ли вы приобретать педалборд или делать его своими руками, вам понадобится тюнер, чтобы ваша гитара была всегда четко настроена.

С тюнером можно легко и быстро настроить гитару после исполнения той или иной композиции или, например, после перерыва.
Вот некоторые из неплохих моделей тюнеров:

  • T.C. Electronic PolyTune 2 / PolyTune Mini — очень точный и качественный тюнер.
  • Boss TU-2/TU-3 — высокое качество продукции компании Boss известно всем!
  • Mooer Baby Tuner — компактный тюнер, который прекрасно подойдет к любому педалборду.

Я лично предпочитаю небольшие тюнеры, потому что не люблю, когда они занимают много места на педалборде — так значительно легче разместить на нем остальные педали.

Педаль Wah-Wah («Квакушка»)

Теперь на очереди педаль wah-wah (также известная, как «квакушка»). Конечно, только в том случае, если вам нравится звучание этого эффекта.

Эту педаль можно отлично применять, играя в стилях рок и металл. Ее активно используют такие известные гитаристы, как Слэш (Slash) и Кирк Хэммет (Kirk Hammet). Производством педалей wah-wah занимаются такие компании, как:

Обязательно испытайте такую педаль! Только так вы сможете понять, нужна ли она вам. А знали ли вы о том, что Марк Нопфлер (Mark Knopfler) из Dire Straits очень активно пользуется педалью wah-wah, исполняя композицию «Money for Nothing»? Педаль устанавливается в фиксированное положение («fixed»), что означает, что она находится в одной и той же позиции на протяжении всего трека.

Компрессор (Compressor)

Кроме педали wah-wah, вам может понадобиться компрессор. Это отличный эффект, например, для стиля фанк. Он способен придать вашим соло яркость и добавить сустейн. Компрессор нужен далеко не всем гитаристам. Поэтому лучше протестировать несколько моделей и решить для себя, нравится ли вам этот эффект и так ли он необходим в вашем случае.

Вот несколько примеров хороших компрессоров:

  • Boss CS-1/CS-2/CS-3;
  • Mooer Yellow Comp;
  • MXR Dyna Comp.

Овердрайв (Overdrive) и дисторшн (Distortion)

Итак, переходим к одной из главных составляющих звучания гитары любого гитариста — эффектам овердрайв и дисторшн. (Лично я просто балдею от них!) Педали овердрайв и дисторшн, по сути, искажают сигнал, исходящий от гитары, и направляют его в усилитель. Овердрайв и дисторшн широко применяются на многочисленных записях огромным количеством гитаристов. Сегодня на рынке можно найти педали овердрайв и дисторшн от большого числа брендов, поэтому определиться с тем, что подходит именно вам, будет не так просто.

Выбирать можно, например, из следующих моделей:

  • Boss: SD-1 / DS-1 / BD-2 / OS-2 / OD-3 / BC-2 / DS-2.
  • MXR: Super Bada-s Distortion / GT-OD / Distortion + / Fet Drive.
  • Mooer: Green Mile / Hustle Drive / Rumble Drive / Solo Distortion.
  • Electro-Harmonix: Big Muff / East River Drive / Soul Food.
  • Carl Martin: Plexitone / DC Drive / AC-Tone / Heavey Drive.
  • Ibanez: TS-9 Tube Screamer / TS-9 DX.
  • Maxon: OD808X / SD-9 Sonic Distortion / VOP-9 Vintage Overdrive Pro.
  • Blackstar: HT-Series.

Педаль-бустер (Boost Pedal)

Вполне возможно, что вам также понадобится бустер. Такая педаль поднимает уровень вашего сигнала. Например, она может усилить сигнал, обработанный педалью овердрайв, на выходе и/или добавить больше высоких/средних/низких частот, в зависимости от вида бустера.

  • Blackstar: HT Boost;
  • Mooer: Pure Boost / Flex Boost;
  • Keeley: Katana Boost;
  • Electro-Harmonix: LPB-1 / Screaming Bird;
  • Artec: Gainer Boost;
  • MXR: Micro Amp / Micro Amp +;
  • T.C. Electronic: Spark Booster.

Педаль громкости (Volume Pedal)

Со временем вам может пригодиться также и педаль громкости. Она позволяет контролировать громкость вашего сигнала. С ее помощью вы легко сможете регулировать громкость и, например, добавить немного экспрессии вашему соло.

Варианты моделей педалей громкости:

  • Ernie Ball: EB6181;
  • Dunlop: GCB80;
  • Boss: FV-500-H.

Педали модуляции (Modulation Pedals)

Многие известные гитаристы, помимо прочего, используют педали модуляции. Эти эффекты способны добавить разнообразия вашему звучанию. К педалям модуляции относится все, начиная от хорусов типа lush и liquid, до фазового вибрато и фленджеров.

Говоря об эффектах модуляции, стоит подробнее остановиться на нескольких из них.

Начнем с хоруса (chorus). Эта педаль добавляет звучанию гитары эффект своеобразного «мерцания»/колебаний.

Из известных гитаристов, использующих этот эффект, можно назвать, например, Энди Саммерса (Andy Summers) из группы Police и Кита Скотта (Keith Scott), сопровождающего Брайана Адамса (Bryan Adams). Вам без сомнения доводилось слышать некоторые записи Police. Наверняка вы заметили плавное и переливающееся звучание гитары — это и есть хорус.

Варианты моделей хорусов:

  • Boss: CH-1 / CE-20 / CE-5 / CE-2 / CE-3;
  • Electro-Harmonix: Small Clone / Poly Chorus / Nano Clone / Neo Clone;
  • Mooer: Chorus Ensemble / Mod Factory;
  • Carl Martin: Classic Chorus;
  • MXR: Stereo Chorus / Analog Chorus / Micro Chorus;
  • T.C. Electronic: Corona Chorus.


Теперь поговорим о фэйзере (phaser). Также его называют фазовым вибрато. Этот эффект используют такие музыканты, как, например, Дэвид Гилмор (David Gilmour) из Pink Floyd и Эдди Ван Хален (Eddie Van Halen). Эффект некоторых фэйзеров проявляется как-то уж слишком сильно, поэтому испробуйте несколько и определитесь, нравится ли вам такое звучание.

Это могут быть, например:

  • MXR: Phase 90 / Phase 100 / Phase 99;
  • Boss: PH-1R / PH-2 / PH-3;
  • Mooer: Ninety Orange Phase;
  • Electro-Harmonix: Small Stone / Nano Small Stone / Stereo Polyphase.

Ну и конечно, нельзя забывать о педали фленджер (flanger). Педаль фленджер — неотъемлемая часть «фирменного» звучания гитары Дэвида Гилмора на записях группы Pink Floyd. Эдди Ван Хален также часто пользуется ей.

Фленджеры придают звучанию плавность. Также с их помощью можно достичь действительно поразительно интересных эффектов.

  • T.C. Electronic: Vortex Flanger;
  • Boss: BF-3 / BF-2;
  • Ibanez: AF2 Paul Gilbert Signature Flanger;
  • MXR: M117R Flanger;
  • Electro-Harmonix: Neo Mistress / Deluxe Electric Mistress.

Педаль дилей (Delay Pedal)

Педали дилей относятся к категории эффектов, «основанных на времени». Дилей очень хорошо звучит при игре соло. Он добавляет вашему звучанию равномерный фон и выделяет ваше соло. Для того, чтобы привыкнуть к звучанию дилея, нужно время, но очень скоро вы поймете, что уже не можете без него обходиться!

Хорошие варианты педалей дилей:

  • Boss: DD-20 / DD-7 / DD-5 /RE-20 / DD-3;
  • Electro-Harmonix: Memory Man Deluxe / Memory Man Nano;
  • MXR: Carbon Copy;
  • Line 6: DL-4 Delay;
  • T.C. Electronic: Flashback / Flashback X4 / Alter Ego X4;
  • Mooer: Ana Delay / Reecho / Echolizer / Repeater / Reecho PRO.

Педаль реверберации (Reverb Pedal)

Ни в коем случае нельзя забывать о педали реверберации. Она придает звучанию гитары приятное эхо. Существуют разные виды эффекта реверберации, такие как модулированная реверберация, эффект игры в комнате, зале. Ревербераторы бывают, например, пластинчатыми и пружинными. Лично я очень часто пользуюсь ревербератором и просто не могу обойтись без него! Мне очень нравится этот эффект.

Варианты педалей реверберации:

  • Boss: RV-2 / RV-3 / RV-5;
  • Electro-Harmonix: Cathedral Reverb / Holy Grail Reverb;
  • Mooer: Shimverb / SkyVerb;
  • Line 6: Verbzilla;
  • T.C. Electronic: Nova Reverb / Hall of Fame / Trinity.

Цепь и порядок расположения педалей на педалборде

Размещая педали на педалборде, любой гитарист рано или поздно осознает, что педали следует соединять друг с другом в определенном порядке. Именно этого порядка я и придерживался в данной статье. Но это не значит, что вам нельзя экспериментировать с порядком соединения педалей. Ищите свои варианты, подходящие именно для вас. Порядок, описанный здесь, — это своего рода основа. Он обеспечивает хорошее звучание и правильное соединение педалей.

Если вы хотите попробовать другие варианты, обязательно сделайте это! Многие известные гитаристы нашли свое «фирменное» звучание именно таким способом. Поэтому вперед на поиски «своего» звука!

Итак, подведем итог. Ваша цепь может выглядеть следующим образом:
гитара — тюнер — педаль wah-wah — компрессор — овердрайв и дисторшн — бустер — педаль громкости — хорус — фэйзер — фленджер — дилей — ревербератор — усилитель.

Бонус для любознательных

Говоря об эффектах модуляции и об эффектах, основанных на времени (хорус, фэйзер, фленджер, дилей и ревербератор), следует упомянуть о том, что их можно соединить в цепь иным образом. Многие гитаристы заметят, что некоторые из таких педалей дают слишком грязное, слабое или слишком яркое звучание, если они соединены с другими педалями последовательно.

Решение этой проблемы — петля эффектов (effects loop) на вашем комбо. Петлей эффектов стоит пользоваться, потому что различные педали эффектов и усилители работают по-разному. Смысл здесь в том, что некоторые эффекты звучат лучше, если они расположены в цепи до усилителя, а некоторые — если они расположены в цепи после усилителя. Именно для этого и нужна петля эффектов.

Вот как можно это сделать:

1. Подключите тюнер, wah-wah, компрессор, овердрайв и дисторшн, бустер и педаль громкости в порядке, указанном выше (гитара — тюнер, wah-wah, компрессор, овердрайв и дисторшн, бустер и педаль громкости).

2. Если вы также хотите использовать эффекты модуляции и эффекты, основанные на времени, поступите следующим образом:
Соедините хорус, или другую педаль модуляции, с усилителем (гнездо «input» на педали — «FX Loop Send» на комбо). Затем стройте цепь стандартным образом: хорус — фэйзер — фленджер — дилей — ревербератор. Но выход «output» на ревербераторе вы должны будете соединить с гнездом «FX Loop Return» на комбо. Так вы разместите тюнер, wah-wah, компрессор, овердрайв и дисторшн, бустер и педаль громкости перед усилителем, а модуляция и эффекты типа дилея, реверберации и пр. будут находиться в цепи после усилителя.

Надеюсь, эта статья мотивирует гитаристов на эксперименты и поиски «своих» гитарных эффектов!

Свои варианты подключения педалей на педалборде пишите в комментариях ниже. Так же хотелось бы увидеть список педалей, которые Вы используете в своем педалборде.

Если Вы попали на сайт Гитаршколы случайно, но Вам понравилась эта статья, и вы хотите получать такие же интересные статьи на свой e-mail. Просто подпишитесь на ежедневную рассылку и получайте самую свежую гитарную информацию.

Не знал, как расположить компрессор, овердрайв и дисторшн. Спасибо за подробную статью, теперь гитара звучит просто замечательно. По большему счету звук на выходе зависит от расположения педалей на педалборде.

А что должно входить в педал борд гитариста?

Зависит от Ваших музыкальных предпочтений и стиля, в котором играете. Прочтите статью и Вы поймете, какие педали потребуются.

Я раньше и не знала, что такое педалборд. У меня есть две педали, но после прочтения статьи хочу собрать настоящий крутой педалборд. Спасибо за подробную информацию!

Меня одного бесит большое количество кнопок. ))
По мне так перегруз или грелка + тюнер = самый лучший педалборд))

А если вы не боитесь цифры и марки Zoom есть такая замечательная педаль Zoom MS-70CDR, которая и хорус, и фленджер, и компрессор и дилей и еще куча всего, причем очень приличного качества.

Процессор такая педаль называется)

Боятся цифру. Ее можно только не переваривать или кайфовать от пластмассового звука, портить звукоизвлечение и вкус к правильному звуку. Процессоры с приемлемой эмуляцией лампы (динамики, послушности от регулировок тембра и громкости на гитаре, атаки) стоят довольно таки еще неприемлемо для любительского уровня. Ну, если конечно Абрамович не ваш крестный))) Fractal Audio AX8 или LINE 6 HELIX. Как вариант, можно взять аналоговый преамп, а все модулирующие, задержки и тд можно отдать на откуп процессору. Значительно можно сэкономить, но с вариативностью коммутации примочек, получим ограничение.

Источник

Оцените статью