Научиться петь с листа по нотам
Многие люди, связанные с музыкой, прекрасно знакомы с фразой «чтение с листа по нотам». Оно означает, что человек должен уметь быстро читать или исполнять совершенно незнакомое произведение по нотам. Упражнение пение с листа и школа вокала «Воля» помогают ученикам развить внутренний слух. Он позволит интонировать и чувствовать голос, связки и любое музыкальное произведение.
Что нужно для чтения нот с листа
Чтобы легко и в удовольствие научиться читать с листа, человек должен обладать развитым слухом. Но это не единственное качество, которое необходимо для пения с листа. Также нужно:
- ощущать музыку и тональность — прочувствовать её настроение и ритм, улавливать смену тональности. Для этого рекомендуется слушать композиции разных направлений. Например, чувство ритма прекрасно развивается с помощью латиноамериканской и джазовой музыки. Быстро и точно улавливать настроение мелодии и тональность помогает практика. Здесь речь идёт об эмоциях, которые у вас пробуждает определённая композиция: смех, грусть, страсть, радость и прочее;
- самостоятельно представить, как звучит музыка и «развивается» сюжет. Смотря на ноты незнакомого произведения, ученик пытается пропеть или проиграть мелодию про себя. Представляя музыкальные акценты, в некоторых местах делая мелодию громче или тише, учитывая ритм и настроение;
- освоить пение а капелла — это сложный навык, который не требует аккомпанемента. А капелла может использоваться в любом направлении музыки, но для начала исполнителю нужно привыкнуть к звучанию собственного голоса. Исполнение без аккомпанемента развивает внутренний слух, помогает заметить любую фальшь, выделить слабые места голоса и проработать их.
Как развить музыкальность
Чтобы освоить пение с листа, человек должен обладать определенной музыкальной базой. Невозможно освоить незнакомую композицию без определенной подготовки, поэтому для начала рекомендуется:
- изучить нотную грамоту: звучание 7 нот, их написание на латинском языке и расположение на стане, основные аккорды и интервалы. Облегчает запоминание этой информации система «ноты в виде геометрических фигур». Изначально эта методика использовалась в церковном пении: ноты записывали в виде геометрических фигур, что облегчало изучение партитуры. Сейчас методику применяют многие педагоги, ведь она помогает ученикам выработать связь между гаммой, формой и звуком. Для запоминания тональности используется квинтовый круг, во внешней части которого находятся мажоры, во внутренней — миноры;
- посетить уроки сольфеджио или освоить некоторые азы самостоятельно: научиться петь музыкальные интервалы и ноты. Для начала рекомендуется исполнять простые мелодии, где ноты идут по порядку. Затем переходить к более сложным композициям, где ноты чередуются;
- распевать интервалы «про себя» — хорошая тренировка для развития внутреннего слуха. Берётся короткая композиция в виде нот, пропевается в голове и вслух с разной тональностью;
- следить за ритмом — можно отсчитывать в голове или простукивать пальцами. Специалисты советуют осваивать пение с листа с помощью народных песен, потому что они более мелодичные;
- аккомпанировать себе на инструменте — это помогает тренировать связки и лучше запоминать звучание. Лучше начинать с нот, а потом переходить к гаммам в пределах первой октавы. Когда вы научитесь управлять голосом и пропевать ноты, то освоите любую композицию без музыкального инструмента. Для выявления собственных ошибок занятие можно записывать на диктофон или видео;
- заранее знакомиться с композицией: представить тональность, ритм, паузы, интервалы. Мысленно пропеть мелодию;
- часто тренироваться;
- чувствовать голос и связки. Перед занятием всегда нужно распеваться. При ощущении боли или дискомфорта тренировку нужно прекратить, потому что перенапряжение мышц голосового аппарата зачастую становится причиной травм или потери голоса.
Общие советы
Чтобы достичь красивого звучания, нужно много тренироваться и помнить о правильной технике исполнения:
- Каждый исполнитель должен научиться работать с дыханием — дышать диафрагмой, а не легкими. Это позволяет вдыхать больше воздуха незаметно для слушателя.
- Нельзя перенапрягаться. Не рекомендуется тренироваться с дискомфортом в горле, ведь это может стать причиной потери голоса.
- Перед и после занятий нужно делать разминку: распевку и запевку. Распевка помогает разогреть и подготовить связки к занятию, а запевка, наоборот, расслабить мышцы и снять напряжение.
- Пока вы не достигли высокого мастерства, рекомендуется принять удобную позу и не делать резких движений. При соблюдении этих правил не будет сбиваться дыхание, не появится зажатость и не испортится композиция. Оптимальная поза — сжать руки в замок на уровне диафрагмы, ноги расставить на ширине плеч.
Пение с листа, как и любое упражнение, требует регулярных тренировок. Но не нужно заниматься больше часа в день, иначе можно перенапрячь голосовые связки.
Источник
Пение по нотам что это
Тот, кто владеет нотной грамотой, хорошо узнает на слух ступени лада, умеет петь цепочки ступеней и ориентироваться в тональности — уже может читать голосом незнакомый нотный текст. То есть «петь с листа».
Задача, обратная диктанту: берем пример (для начала чем проще, тем лучше, что-нибудь из сборника сольфеджио для 1 класса ДМШ), настраиваемся в тональности, соображаем, какая нота какой ступенью является — и поём эти ступени.
Конечно, пение ступенями — это самый начальный уровень. Потом поют всем, что умеют узнавать на слух: интервалами, кусочками гамм, звуками аккордов, целыми оборотами. Высший пилотаж — это когда музыкант уже не поёт вслух, но может мысленно «озвучить» незнакомую многоголосную партитуру, вплоть до оркестровой.
В народе ходит поверье — в том числе среди отучившихся в ДМШ — что «надо много петь, называя ноты». Тогда в мозгу якобы происходит некий мистический процесс, и как-то так возникает умение петь с листа. Я прихожу к выводу, что выпускники ДМШ либо не помнят, как сами осваивали базовые навыки, либо детский мозг усваивает сольфеджио иначе, чем взрослый. «Голосовые связки запоминают расстояния между нотами» — да, запоминают, если вы сознательно интонируете понятные вам музыкальные элементы. А если просто повторяете по слуху мелодию, сыгранную на инструменте, то можете петь хоть «до ре ми фа соль ля си», хоть «мама мыла раму» — вы не научитесь таким способом петь по нотам, увы. Для взрослого ученика мистического смысла в назывании нот нету.
Но есть смысл вполне понятный и приземленный: так легче ориентироваться в тональности. Запоминаются «связки» названий нот, составляющих интервалы и аккорды. Если вы это все сознательно поете, то и относительное звучание запомнится, но только если поете сознательно. В принципе, можно все петь на слог «ду» — и научиться петь по нотам. А можно петь названиями нот — и не научиться ничему.
И самое интересное. Зачем учатся петь с листа музыканты-инструменталисты?
Чтобы учитель сольфеджио мог контролировать их обучение — это понятно, но это не главное. Главное — развитие «внутреннего слуха», т.е. способности мысленно слышать написанные (или еще не записанные!) ноты, точно представлять себе звук, который физически еще не прозвучал. Мы можем спеть только то, что можем себе представить внутренним слухом. Очень распространенный вариант дискоординации между слухом и голосом — это неразвитый внутренний слух при нормально развитом «внешнем». Тогда поющий посылает голос «наугад» и, конечно, промазывает; слышит собственную фальшь, но не может ее избежать. Чтобы попасть в цель, надо ее хорошо видеть. А музыканту надо ее заранее точно слышать.
Скрипачи-альтисты-виолончелисты вообще не могут играть без внутреннего слуха. Духовики-«деревянщики» — могут, но будут фальшивить. Пианисты и гитаристы, увы, на школьном уровне могут обходиться шевелением пальцами (и обходятся, если педагог с самого начала не приучает пользоваться слухом). Но профессионалы используют внутренний слух независимо от инструмента. От его активности зависит не только интонация, но и в целом осмысленность, выразительность игры. Если вы способны заранее представить себе звучание фразы, то вам не надо разбирать ее нота за нотой, как первоклашке длинное слово по слогам. Время разбора произведения сокращается в разы. Не потому, что у профи пальцы быстрее бегают, а потому, что он может работать с музыкальным текстом мысленно. Это принципиально другой уровень, чем любительский разбор «нота за нотой» и игра на моторной памяти.
(Иллюстрация:
http://www.forumklassika.ru/showpost. 46&postcount=4
Попробуйте для наглядности сыграть выученное наизусть произведение в другой тональности. Я могу (на блокфлейте) только очень простое, и то это будет не столько исполнение, сколько подбор на ходу. На пианино — даже представить себе такого не могу. Потому что, увы, меня учили играть «руками», а надо — «ушами».)
Наработать такое умение, конечно же, трудно. Но мне кажется, что у фанатично настроенного духовика-любителя шанс есть: за счет одноголосности нашего инструмента и относительной простоты любительского репертуара. Если хватит силы воли, можете попробовать взять неслышанные вами ноты такого уровня, какой вы можете спеть с листа, и медленно поиграть их так, чтобы каждый звук сначала услышать мысленно, а только потом озвучить инструментом. Но вы должны быть уверены, что действительно «внутренне слышите» точно и ярко, а не приблизительно, поэтому надо регулярно практиковаться именно в пении: при пении любая неточность слышания сразу выходит фальшью. Добросовестная игра с точным предслышанием каждого звука для меня пока намного трудозатратнее, чем пение с листа.
Источник
Музыкальный слух
Как попадать в ноты?
Очень часто люди, начинающие обучаться вокалу, испытывают трудности в интонировании мелодии, то есть поют фальшиво, не попадая в ноты. На таких ставят крест и говорят, что медведь на ухо наступил или нет голоса и слуха. На самом деле голос не виноват, просто не хватает опыта и техники и необходимо развить музыкальный слух.
Раз уж мы заговорили о музыкальном слухе, надо понимать, что он бывает разным. Здесь идет речь о звуковысотном слухе, то есть о способности различать тоны по высоте, и о мелодическом слухе, как способности слышать изменение высоты звука в мелодии. Есть такое явление, как абсолютный слух. Это врожденная способность сразу определять ноту, не сравнивая ее с другими нотами. В вокале такой слух необязателен, а часто даже вреден, когда нужно спеть произведение на тон ниже или выше, например. Часть людей имеют такой природный звуковысотный слух, что могут петь интонационно чисто сразу. Другим приходится практиковаться, чтобы достигнуть такого же результата. Любой человек может натренироваться петь чисто, если у него нет серьезных заболеваний и тоновой глухоты.
Тоновая глухота – это снижение способности обнаруживать разницу в высоте тона. Также известна как асония.
На практике это означает, что человек с тоновой глухотой не сможет различить две разные ноты, сыгранные на фортепиано. Следовательно, и с пением у такого человека будут проблемы. К счастью, тоновая глухота встречается довольно редко (менее чем у 3% людей). Чтобы наверняка проверить восприятие своего слуха к тонам, можно пройти простой тест, например на сайте
t o n e d e a f t e s t . c o m
Здесь не требуются музыкальные знания, это проверка биологических способностей. На каждом вопросе вам предлагают два тона, и вам нужно ответить, разные они (different) или это одна и та же нота (same).
Кадр из фильма «Примадонна» 2016 года про оперную певицу Флоренс Фостер Дженкинс, которая пела очень своеобразно… Это прекрасный фильм, обязателен к просмотру для певцов.
Намного более частой причиной фальшивого пения является неспособность воспроизвести голосом нужную ноту. Проще говоря, вы можете слышать ноту, но не можете верно передать ее голосом. Именно это имеют в виду, когда говорят о попадании в ноту или о соответствии тону. Хорошая новость: этот навык можно развить. Для этого нужны простейшие вокальные упражнения. Для начала можно просто брать по одной ноте на фортепиано и повторять ее голосом. Лучше обратиться за помощью к педагогу, но можно использовать диктофон, мобильное приложение или тюнер для контроля.
Если у вас нет обычного тюнера, можно использовать онлайн тюнеры, например – t u n e r o n l i n e . r u или мобильное приложение. Обычно им настраивают гитары, но можно «настроить» и голос. Прибор дает обратную связь, показывает, правильно ли вы воспроизвели ноту. Чтобы помочь себе, нужно сначала услышать ноту в голове, про себя, спеть ее как бы мысленно, а потом вслух. Дисплей покажет, верно ли вы попали в тон или завышаете, или занижаете. Постепенно надо научиться обходиться без тюнера, выработать внутренний контроль. Так же сейчас есть много мобильных приложений для чистого пения, достаточно набрать в магазине приложений слова «sing in tune» или «sing on pitch».
Далее можно переходить к упражнениям на три ноты (до-ре-ми), ведь важно не только первый тон спеть чисто, а контролировать голос в мелодии. То есть на этом этапе нужно научиться воспроизводить последовательные ноты, в диапазоне до октавы. Далее по степени сложности пойдут интервалы от малых к большим. Это относительный слух, то есть умение соотносить, сравнивать новый звук с предыдущим другим. Если вы обучаетесь академическому вокалу, интервалы можно осваивать, например, по вокализам Ваккаи. Там все упражнения расположены от простого к сложному.
Постепенно интонирование выправится, выработается чувство тональности, гармонии. Выработается ладовый слух, то есть способность слышать тональности, тяготения, лады. Более того, вокальный аппарат сам запомнит место каждой ноты в диапазоне. Обученный певец может точно назвать ноту, спев ее голосом, потому что он четко знает, какую ноту и где он ощущает. Но это условие работает только при правильной постановке голоса. Без нее точной интонации практически не достичь.
Есть такое явление, как занижение или завышение, как говорят музыканты, буквально на четверть тона, «на волосок». Причиной такой фальши становятся именно изъяны в технике. Певец слышит ноты, может спеть мелодию, у него хороший слух, но он поет как будто чуть ниже или чуть выше тона. Опытные концертмейстеры сразу останавливают певца и исправляют его, не давая запоминать неправильные ощущения. Можно очень быстро привыкнуть к постоянному небольшому занижению тона, поэтому важно сразу исправляться. Путь исправления зависит от дефекта: кому-то надо просто открыть рот, кому-то поднять небную занавеску или направить звук выше.
Часто интонация плывет при повторении одной и той же ноты. На самом деле очень трудно петь фразы на одной ноте. При отсутствии контроля голос всегда будет стремиться вниз. Надо сознательно его удерживать, не давать упасть. Для этого можно мысленно представить, что каждая последующая нота чуть выше предыдущей.
Невольное завышение тона тоже встречается часто, например, когда еще не освоены верхние ноты. Певец еще не знает их расположение в своем аппарате и поет какую-то в общем высокую ноту, часто не попадая в цель. С развитием диапазона все ноты встанут на свои места. Бывает завышение тона из-за неправильного дыхания. Тогда говорят, что звук как бы оторван от земли, не имеет опоры, поэтому звучит чуть выше. В таком случае надо поставить звук на ноги, образно выражаясь, на якорь, то есть на хорошее дыхание. Тогда будет контроль и чистый тон.
Источник