Формы занятий по дирижированию
Урок хорового дирижирования занимает ведущее место в цикле специальных дисциплин, предусматривающих многостороннюю профессиональную подготовку на дирижерско-хоровых отделениях. Как и любой другой, он имеет четкую организацию во времени, подчинен программным требованиям, но отсутствие конкретного исполнительского результата (в отличие от инструменталистов и вокалистов) в значительной мере увеличивает сложность обучения, что определяет поиск путей, методов и форм ведения урока, которые создавали бы условия, близкие к репетиционной обстановке в хоровых коллективах.
В методике обучения дирижированию общепризнанным является факт, что первые занятия по технике дирижирования должны проводиться коллективно, т.е. на определенном этапе обучения групповые занятия по дирижированию необходимы по следующим причинам.
Специфика первых уроков по дирижированию такова, что все учащиеся, независимо от природных данных и индивидуальных особенностей, должны приобрести одинаковые элементарные знания по дирижированию.
Основной принцип работы дирижера хора – принцип коллективизма, поскольку музыкальный «инструмент», которым является хор,– это прежде всего певческий коллектив. Групповые занятия позволяют уже на ранней стадии обучения развить у учащихся элементарные дирижерские навыки.
На групповых занятиях каждый учащийся имеет возможность учиться на ошибках своих сокурсников, чтобы потом не повторять этих ошибок. Кроме того, указания педагога отдельным учащимся на групповых занятиях обычно воспринимаются с большей ответственностью, чем на индивидуальных.
Групповые занятия позволяют экономить учебное время, избегать ненужных повторений в объяснениях педагога. В группе должно быть не более 3–4 человек, чтобы педагог имел возможность уделить внимание каждому.
Можно выделить два основных этапа занятия в группе:
– организация дирижерского аппарата учащихся (занятия проходят в основном без фортепиано);
– работа над выразительностью жестов учащихся (занятия проводятся в основном под фортепиано).
Польза от чередования групповых и индивидуальных занятий становится очевидной, когда учащиеся переходят к дирижированию под фортепиано: в их жестах и мимике элементы управления проступают значительно ярче, чем у тех, чье обучение ограничивалось лишь индивидуальными занятиями. Систематическое проведение групповых занятий по специальности приносит пользу и тогда, когда в них участвуют учащиеся не только первого курса, но и весь класс педагога. При проведении подобных занятий наблюдается появление «группового эффекта», влияющего на повышение коллективной профессионально-творческой активности, познавательной деятельности студентов.
В процессе обучения на групповых занятиях рассматриваются следующие темы: особенности дирижерско-хоровой специальности, будущая профессиональная деятельность студентов; предварительные сведения о дирижировании; положение частей дирижерского аппарата; физическая тренировка начинающего дирижера; упражнения для отработки дирижерского жеста; тактирование основных метрических схем.
После того как все эти темы будут усвоены, необходимо переходить к основной форме обучения – индивидуальным занятиям.
«Каждый урок по дирижированию со студентами представляет собой живой творческий процесс, он не может иметь стандартной, застывшей формы. Его целенаправленность, задачи, построение в каждом отдельном случае определяется педагогом», – писала известный педагог-дирижер Л. М. Андреева [20].
Занятия по дирижированию должны отвечать следующим обязательным требованиям:
– должны быть реализованы принципы систематичности и последовательности приобретения знаний, логической взаимосвязи с предыдущей и последующей темами, равномерного усложнения материала;
– содержать все компоненты учебного процесса (аналитические, вокально-слуховые, мануальные, хормейстерские и др.);
– быть тематически завершенными;
– должны быть созданы условия для реализации межпредметных связей;
– необходимо рационально использовать дидактический музыкальный материал.
Для успешного осуществления поставленных задач преподаватель должен избрать методику, аккумулирующую полученные знания, придав им целенаправленный практический характер. Особое значение приобретает умение четко организовать учебный процесс. Работу с учащимся желательно начинать с изучения его способностей. Первоначальный уровень и затем динамика развития фиксируются в характеристике, которая составляется в конце каждого семестра и является частью индивидуального плана учащегося.
В характеристике отмечаются:
– индивидуальные музыкальные способности (слух, память, ритм, творческие устремления, эмоциональность);
– уровень владения исполнительскими навыками (игра, пение, мануальная техника);
– качества, необходимые для руководства коллективом (эрудиция, воля, настойчивость, трудолюбие и др.);
– результаты выступлений на контрольных уроках и экзаменах.
Естественно, что в задачу педагога входят воспитание и развитие в будущем дирижере тех специфических качеств и навыков, которые составляют сущность профессии. Педагог должен довести до ученика программу формирования его личности как специалиста-профессионала и раскрыть необходимые для достижения целей средства.
Урок дирижирования является комплексным, так как концентрирует несколько видов музыкальной деятельности, в процессе которой студент овладевает следующими навыками:
– исполнительскими (дирижирование, пение, игра на фортепиано);
– аналитическими (анализ хоровых партитур);
– практическими (изучение приемов работы над музыкальным произведением);
– методическими (осмысление методических установок педагога, его замечаний, рекомендаций).
Обязательными требованиями к уроку дирижирования являются постепенное усложнение технической и исполнительской сторон учебного материала при распределении его в процессе обучения; высокая познавательная и художественная ценность произведений.
Учебный материал составляется из произведений разной степени сложности, которая определяется в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося, уровнем общей и музыкальной подготовки, объемом музыкально-теоретических и специальных дирижерских знаний, навыков и умений, художественно-техническими задачами и репертуарными особенностями курса обучения. Учебный репертуар подбирается с учетом постепенного усложнения. В некоторых случаях допустимо включение в индивидуальный план произведений повышенной сложности (если это способствует профессиональному росту студента, пробуждению интереса к предмету, веры в свои силы).
Источник
Пение по нотам дирижирование
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных
Примерная программа учебной дисциплины
ДИРИЖИРОВАНИЕ
Специальность 0503 «Хоровое дирижирование»
(повышенный уровень среднего профессионального образования)
Одобрено Учебно-методическим советом по группе специальностей 0500 культуры и искусства среднего профессионального образования
Председатель Г.В.Маяровская
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0503 «Хоровое дирижирование». Специализация 0503.02 «Руководитель народного хора»
Составитель | – | В.А.Баркова, преподаватель ПЦК «Хоровое дирижирование» |
Рецензент | – | И.А.Серебренная, Председатель ПЦК «Руководитель народного хора», Заслуженный работник культуры РФ |
Редактор | – | Г.Н.Мокринская |
Предмет «Дирижирование» является одним из важнейших в системе профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ по специализации 0503.02 «Руководитель народного хора».
Выпускник училища должен быть разносторонне развитым музыкантом, владеющий знаниями и навыками, необходимыми для дальнейшей практической работы в качестве руководителя народного хора.
Воспитание у студентов практических хормейстерских навыков требует последовательной работы под руководством преподавателя.
Свободное владение дирижёрской техникой должно помогать руководителю народного хора в практической работе с хоровым коллективом или ансамблем и необходимо ровно в такой же степени, как и хормейстеру академического хора, но только в процессе репетиционной работы. Основная задача дисциплины «Дирижирование» – овладение необходимыми умениями и навыками в использовании дирижёрского жеста.
Объём курса – 71 час, по 1 часу в неделю в течение 5, 6, 7 и 8 семестров. Занятия индивидуальные в объёме: 3 курс – 36 часов, 4 курс – 37 часов.
В начале каждого семестра преподаватель составляет индивидуальный план по дирижированию, учитывающий индивидуальность каждого студента и степень его подготовки.
План корректируется репертуарной комиссией и утверждается на заседании отдела. В течение семестра план, по усмотрению педагога, может корректироваться в зависимости от продвижения студента.
Обязательным требованием для всех студентов является выполнение минимального плана по количеству пройденных произведений:
5 семестр – 6 произведений,
6 семестр – 6 произведений,
7 семестр – 6 произведений,
8 семестр – 5 произведения.
В план 5, 6, 7 семестров включаются (дополнительно по желанию) два произведения, выбранные студентом для практической работы с ансамблем или хором.
В изучаемом репертуаре должны быть предусмотрены как народные песни, так и произведения русской и западноевропейской классики.
В семестровом плане должны быть предусмотрены:
— произведения без сопровождения;
— для разных составов хоров;
— произведения гомофонно-гармонического склада и с элементами подголосочной полифонии, фольклорные партитуры (для практической работы в классе ансамбля или хоровом классе);
— круг произведений, по возможности, должен охватывать разные эпохи, стили и жанры, классику и современность, духовную и светскую музыку;
— особого внимания требует программа для итогового экзамена по технике дирижирования.
Поурочная работа строится на проверке домашнего задания и освоении технических навыков.
В результате домашней подготовки студенту необходимо:
— исполнить хоровую партитуру наизусть;
— выучить наизусть и спеть партии изучаемого произведения;
— сделать устный анализ произведения;
— рассказать о творчестве данного композитора и автора текста;
Практическое освоение дисциплины «Дирижирование» для руководителей народного хора включает:
- Формирование и развитие музыкально-слуховых образных представлений, способствующих осмыслению звучания как хорового произведения в целом, так и отдельных его компонентов, раскрытию его содержания, структуры, характера.
- Знакомство с лучшими образцами народно-песенного творчества, творчеством русских и зарубежных композиторов разных времён, эпох и стилей.
- Умения и навыки работы с хоровой партитурой.
- Развитие музыкальных способностей каждого студента, формирование черт характера, необходимых для практической работы с хором и концертной деятельности.
- Дать необходимые знания, умения и навыки по технике хорового дирижирования.
- Научить самостоятельной работе над хоровой партитурой.
- Научить использовать умения и навыки дирижёрской техники в практической работе с хором.
Тематический план соответствует плану по дирижированию на академическом хоре, но осваивается на более доступном музыкальном материале из-за меньшего количества часов, выделенных на освоение предмета.
Тема 1: дирижёрский аппарат, постановка корпуса, рук, головы; принципы мануальной техники;
Тема 2: дирижёрская техника, её задачи и значение в репетиционной работе с народным хором.
- Тактирование;
- Дирижёрская схема; грани долей; понятие «точки»; долевое движение;
- Прием вступления и окончания;
- Ауфтакт в темпе и характере произведения;
- Паузы, дыхание, цезуры, фразировка;
- Различные виды звуковедения;
- Агогика, различные виды фермат;
- Разнообразние динамики; фразировка и кульминация;
- Распределение функций правой и левой руки;
- Простые и сложные размеры;
- Переменные размеры;
- Несимметричные размеры;
- Знакомство с крупными формами;
- Различные штрихи, ритмические сложности.
Краткий перечень программных и зачётных требований по дирижированию на специальности «Руководитель народного хора» включает:
- Первый год обучения – 5 семестр. Требования к дирижёрским умениям и навыкам:
- освоение размеров 3\4, 4\4, 2\4 в произведениях спокойного характера.
- звуковедение legato, non legato в умеренном темпе, при динамике p, mp, f, crescendo и diminuendo.
- произведения в куплетной, двухчастной и несложной трехчастной форме.
В репертуар должны быть включены народные песни, а так же произведения русских и зарубежных классиков.
В конце 5,6, и 7 семестров проводится контрольный урок в присутствии комиссии и включает в себя нижеуказанные требования:
а) Дирижирование двумя различными по характеру произведениями, одно из которых с аккомпанементом, другое – без него.
б) Игру наизусть партитуры без аккомпанемента.
Эти формы работы составляют исполнительскую часть контрольного урока.
Кроме того, проводится опрос, включающий следующие компоненты:
- пение голосов обоих произведений (наизусть);
- игра примеров (наизусть);
- собеседование;
Оценка выставляется по показателям контрольного урока с учётом текущей успеваемости.
- углубление и совершенствование полученных навыков;
- совершенствование техники в различных характерах звуковедения;
- произведения с переменными размерами;
- изменения темпа;
- динамические изменения, работа над фразировкой;
- фермата снимаемая и не снимаемая;
- показ т.н. дроблёного вступления с разных долей такта;
- разделение функций правой и левой руки;
- дирижирование более сложных произведений в соответствии со степенью подготовки студента.
Контрольный урок в конце 6 семестра строится аналогично предыдущему.
Второй год обучения – 7 семестр.
Совершенствование умений и навыков, полученных на 3 курсе. Включение в репертуар произведений с элементами подголосочной полифонии, работа над навыком разделения функции правой и левой руки;
- освоение размеров 6\4 и 6\8 по шестидольной и двухдольной схеме;
- синкопированный ритм;
- произведения более крупной формы, с усложненной фактурой (в зависимости от подготовки ученика и его владения фортепиано, от степени усвоения предыдущего материала);
- агогические изменения, длительные замедления и ускорения;
- контрастная динамика;
- изучение несимметричных размеров: пятидольные, дирижируемые по пятидольной схеме; семидольные размеры, дирижируемые по семидольной схеме.
На контрольном уроке студент должен:
- дирижировать двумя произведениями (без аккомпанемента и с ним).
Желательно исполнение произведения в размере 6\8 или 6\4. - играть партитуру с концертмейстером на двух роялях (желательно) или играть партитуру a cappella.
- петь голоса в произведении a cappella (наизусть).
- петь голоса в партитуре с аккомпанементом (по нотам).
- играть примеры из творчества композиторов исполняемых произведений.
- ответить на вопросы комиссии.
Оценка выставляется с учётом текущей успеваемости.
За семестр необходимо освоить 5 произведений, в том числе:
- дирижирование более сложных произведений, совершенствование навыков, освоенных в предыдущих семестрах.
- изучение нессиметричных размеров: пятидольных, дирижируемых по двухдольной схеме, и семидольных, дирижируемых по трехдольной схеме (в более быстрых темпах).
- произведения с элементами полифонии.
По окончании 8 семестра проводится итоговый экзамен, на котором студент должен:
- исполнить на фортепиано партитуру a cappella;
- продирижировать двумя произведениями (хором a cappella и произведением с аккомпанементом (более крупной формы);
- сыграть примеры;
- пройти собеседование.
5 семестр
- «Возле речки», русская народная песня в обр. Орлова В.
«Я вечор в лужках гуляла», русская народная песня в обр Лядова А.
Брамс И. «Колыбельная»
Дунаевский И. «Песня о Родине»
Монюшко С. «Кум и кума»
Глиэр Р. «Травка зеленеет» - «Нелюдимо наше море» в обр. Юрлова А.
Новиков А. «При долине куст калины»
Моцарт В.А. «Летний вечер»
Кюи Ц. «Осень»
Римский-Корсаков Н. «Не ветер, вея с высоты»
Вебер К. «Хор охотников» из оперы «Волшебный стрелок» - Русская народная песня в обр. Юрлова А. «Не бушуйте, ветры буйные»
Польская народная песня в обр. Свешникова А. «Пой, певунья птичка»
Ипполитов-Иванов М. «Сосна»
Моцарт В.А. «Ave Yerum»
Чесноков П. «Над цветами и травой»
Танеев хор «Слава» из 1 действия оп. «Орестея»
6 семестр
- Русская народная песня в обр. Орлова В. «Вейся, вейся капустка»
Шуман Р. «Привет весне»
Коваль М. «К Родине»
Мендельсон Ф. «Лес»
Бородин А. Хор «Улетай на крыльях ветра» из оп. «Князь Игорь»
Верстовский А. Две песни Торопа из оп. «Аскольдова могила» - Украинская народная песня в обр. Леонтовича Н. «Щедрик»
Шуман Р. «Ночная тишина»
Гречанинов А. «В чистом поле дуб стоит»
Мосолов И. «Степи»
Римский-Корсаков Н. «Здравствуй, гостья зима»
Рахманинов С. «Слава народу» - Украинская народная песня в обр. Леонтовича Н. «Дударик»
Мурадели В. «Девчонка везла на возу»
Глинка М. «Попутная песня»
Даргомыжский А. Хор русалок из оперы «Русалка»
Перголези Д. «Stabat Mater» (1 номер)
Шуман Р. «Испанская песня»
7 семестр
- Салманов В. «Песня»
Барнби И. «Колыбельная»
Чесноков П. «Не цветочек в поле вянет»
Шуман Р. «Доброй ночи»»
Шостакович Д. «Пионеры сажают леса»
Верди Д. Хор «Кто там?» из оперы «Аида» - «Ты не стой, не стой, колодец» в обр. Лядова А.
Шуберт Р. «Ночь»
Рубинштейн А. «Месть»
Гречанинов А. «Узник»
Чесноков П. «На старом кургане»
Даргомыжский А. Хор «Как во горнице светлице» из оперы «Русалка» - Украинская народная песня в обр. Леонтовича Н. «Пряля»
Русская народная песня в обр. Гречанинова А. «Пойду ль я, выйду ль я»
Шуберт Р.«Любовь»
Чесноков П. «Яблоня»
Свиридов Г. «Грусть просторов»
Гуно Ш. Хор «В Вероне две семьи» из оп. «Ромео и Джульетта»
8 семестр
- «Повянь, повянь, бурь-погодушка», русская народная песня в обр. Соколова В.
Сибелиус «Отчего угас твой голос»
Даргомыжский А. Хор «Как денница появится» из оперы «Рогдана»
Свиридов Г. «Осень»
Бородин А. Хор «То не речка всколыхалась» из оперы «Князь Игорь» - «Заплетися плетень», русская народная песня в обр. Римского-Корсакова
Коваль М.«Ой, земля, земелюшка»
Шуман Р.«Цыгане»
Свиридов Г.«Молотьба из «Поэмы памяти Сергея Есенина»
Мусоргский М. Хор из оперы «Борис Годунов» «То не сокол летит по поднебесью» - «Ой, да Димо», македонская народная песня в обр. Стайного Д.
Римкий-Корсаков Н. Хор «С крепкий дуб тебе повырости» из оперы «Сказка о царе Салтане»
Шостакович Д. «Смокли залпы запоздалые» из «10 поэм»
Шуберт Р. «Stabat Mater» (№1 и 3)
Верди Д. Хор и марш из оперы «Аида»
РЕПЕРТУАРНЫЕ СПИСКИ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА СЛОЖНЫЕ И НЕСИММЕТРИЧНЫЕ РАЗМЕРЫ
Источник