Пение по нотам как это называется

Пение по нотам (диатоника)

Пение мелодий с названием нот во всех разновидностях мажора и минора, а также в ладах народной музыки. Преимущественно диатоника и легкие случаи хроматизмов. Транспонирование как по нотам, так и выученных мелодий на память.

Пение 2-х, 3-х и 4-х голосных образцов преимущественно гармонического типа и несложных полифонических примеров.

Пение несложных романсов Гурилева, Варламова, Шуберта под собственный аккомпанемент. Пение романсов в транспорте. Бах Двухголосные инвенции – один голос петь другой играть.

Интонируемые упражнения

Гаммы, звукоряды народных ладов и гаммообразные упражнения, секвенции. Упражнения, направленные на укрепление чувства лада, памяти тоники.

Пение диатонических интервалов в мажоре и миноре. Вначале закрепляется пение интервалов от нижней тоники вверх и вниз, а затем уже от любой ступени вверх и вниз.

Пение интервалов от заданного звука вверх и вниз.

Характерные интервалы гармонического мажора и минора в тональности и от заданного звука. Пение секвенций, звенья которых состоят из увеличенных или уменьшенных интервалов и их разрешений. Альтерированные интервалы — начало работы.

Трезвучия с обращениями, главные септаккорды с обращениями и разрешениями. взятые в различных мелодических положениях как в тональности так и от звука. Гармонические последовательности , включающие различные аккорды диатоники: от простейших, типа I- IV-1; 1-V -I; I- IV- V-1 во всех мелодических положениях в тесном расположении до четырехтактовых последовательностей по два аккорда в такте. Например:

Гармонические обороты с альтерированными субдоминантами и доминантами, в тесном и широком расположении. Четырехтактовые модуляции в тональности первой степени родства.

Раздел 3

Слуховой анализ и диктант

Слуховой анализ в соответствии с требованиями раздела «Интонируемые упражнения». Определение звукорядов всех видов мажора и минора, народных ладов. Определение лада в сыгранной попевке, мелодии. Ступени лада в разных регистрах, изолированно и в сочетании из трех- четырех ступеней.

Интервалы в тональности и вне тональности, включая характерные, как в пределах одной октавы, так и составные. Интервальные последовательности в виде диктанта.

Аккорды в изолированном виде и в гармонических последовательностях (все аккорды диатоники, альтерированные субдоминанты и доминанты ). Гармонические последовательности с отклонениями и модуляциями в тональности 1 -ой степени родства и аналогичной сложности фрагменты из музыкальных произведений.

Диктанты устные и письменные. Ритмические диктанты. Определение размера в сыгранных мелодиях как подготовительная форма диктантов. Одноголосные и двухголосные диктанты в соответствии с требованиями раздела « Пение по нотам». Желательны диктанты в вокальных тембрах.

II СЕМЕСТР

Пение по нотам (альтерация, модуляция)

Продолжение работы над мелодиями, содержащими хроматизмы, отклонения и модуляции в тональности 1-ой степени родства. Транспонирование. Романсы под собственный аккомпанемент. Бах Трехголосные инвенции.

Интонируемые упражнения

Пение мажорных и минорных гамм с хроматизмами, образованными альтерацией неустойчивых ступеней. Альтерированные ступени с разрешеним.

Альтерированные интервалы ( продолжение работы).

Обороты натурально-ладовой гармонии из 3-х – 4-х аккордов в дорийском, миксолидийском, фригийском ладах. Начало работы над постепенной модуляцией в тональности 2-ой степени родства, отличающиеся на два знака.

Слуховой анализ

(В соответствии с предыдущим разделом).

III СЕМЕСТР

Пение по нотам

Одноголосные мелодии, содержащие модуляции в отдаленные тональности. Мелодии с текстом. Транспонирование двухголосных примеров (один голос петь другой играть). Многоголосие гармонического и полифонического типа. Романсы. Дуэты русских и зарубежных композиторов. Трехголосные инвенции Баха (один голос петь, остальные играть).

Интонируемые упражнения

Пение мажорных и минорных гамм с образованием к каждой ступени прилегающего снизу или сверху вводного тона. Пение мажорных и минорных гамм с полутоновым окружением каждой ступени. Гаммы с хроматизмами, образованными альтерацией неустойчивых ступеней.

Звукоряды ладов: вверх один лад, вниз другой.

Альтерированные интервалы, построенные от звука и в тональности.

Модуляции в тональности 1-ой степени родства на восемь тактов с отклонениями с нетоническим посредствующим аккордом по заданной цифровке. Постепенные и непосредственные модуляции в тональности 2-ой степени родства (продолжение работы). Мелодико-гармонические несовершенные модуляции по заданной цифровке.

Слуховой анализ

(В соответствии с предыдущим разделом).

Диктант

Одноголосные диктанты с отклонениями и модуляциями в тональности 1 степени родства. Двухголосные диктанты с мелодизированным нижним голосом. Трехголосные диктанты однотональные или с легкими случаями хроматизмов, гармонического типа.

IV СЕМЕСТР

Пение по нотам

Пение по нотам и с текстом мелодий, содержащих модуляции в отдаленные тональности. Транспонирование. Многоголосие с отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства.

Пение песен и романсов под собственный аккомпанемент, несложных образцов оперных речитативов и арии. Фуги Баха – один голос петь, остальные играть.

Интонируемые упражнения

Продолжение работы над функциональными модуляциями во вторую степень родства, мелодико-гармоническими модуляциями. Начало работы над энгармоническими модуляциями через доминантсептаккорд основной и побочные.

Слуховой анализ и диктант

(В соответствии с требованиями предыдущих разделов семестра).

V СЕМЕСТР

Пение по нотам

Мелодии, содержащие модуляции в отдаленные тональности (продолжение работы). Мелодии из произведений современных композиторов повышенной сложности. Мелодии с текстом. Мелодии с ритмическим сопровождением. Мелодии в ключах «до», преимущественно в альтовом, возможно в теноровом.

Все виды многоголосия, содержащие наряду с модуляциями в близкие тональности модуляции в тональности II степени родства. Склад гармонический и полифонический.

Транспонирование несложных многоголосных примеров в ансамбле.

Романсы Чайковского, Римского-Корсакова, Балакирева с собственным сопровождением. Пение полифонических прелюдий Баха, фуг Баха и Шостаковича, полифонических произведений эпохи Возрождения – один голос петь, остальные играть.

Раздел 2. Интонируемые упражнения

Пение хроматических мажорных и минорных гамм в восходящем и нисходящем движении с опорой на устои лада.

Продолжение работы над функциональными непосредственными и постепенными модуляциями в тональности II степени родства, энгармоническими модуляциями через доминантсептаккорд. Энгармонические модуляции через уменьшенный септаккорд.

Слуховой анализ и диктант

Определение гармонических последовательностей, содержащих модуляции и отклонения различного типа: функциональные в тональности I и II степени родства, энгармонические через энгармонизм доминантсептаккорда и уменьшенного септаккорда, мелодико-гармонические. Обороты мажоро-минора.

В диктантах образцы 2-х и 3-х голосной подголосочной и имитационной полифонии.

Источник

Что значит попадать в ноты?

Популярный вопрос у тех кто начинает познавать музыку)

Попадание в ноты для вокалиста — это основа ВСЕГО!

Для начала ответим на вопрос — что такое нота в музыке?

Нота — это точно определенная частота звука.

Значит, чтобы попасть в ноту , вам нужно своим голосом попасть в ту же частоту, что и выбранная нота

Звучит сложно, но вы быстро поймете.

А теперь подробнее:

Все мы знаем названия Нот в музыке — До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си — на этих нотах основывается вся существующая музыка. Значит и песни, которые мы все знаем, и то, что поет вокалист — это все ноты!

Партия вокалиста, как и любая другая мелодия — это совокупность нот, которые он пропевает в определенной последовательности.

Как понять попал ты в ноту или нет?

Некоторые люди изначально имеют предрасположенность к музыке и они неосознанно слышат и поют правильно. Остальным (как и когда то мне) приходится тренироваться .

Если вы попали в ноту которая играет, то звуки , как бы, сливаются воедино и вы ощущаете их резонацию. По ощущениям, для вас звук становится громче, чище и гармоничнее

Если у вас не получается сходу это почувствовать и услышать, то данный навык надо тренировать. Начинают чаще всего с распевок на музыкальном инструменте.

Подойдите к инструменту (например пианино) и сыграйте ноту До (или другую удобную вам — не начинайте с высоких нот — найдите удобное для вашего голоса звучание) :

А теперь попробуйте своим голосом повторить этот же звук. Можно мычать, или петь — главное почувствовать тот момент когда частоты совпадут. Вы обязательно это услышите!

Если получилось — то попробуйте перейти на другую ноту и так далее.

Со временем вы научитесь четко слышать попали ли вы или нет, а ваш голос будет быстрее подстраиваться под нужную ноту.

А Как тренироваться регулярно?

Для того существуют вокальные распевки. В интернете вы найдете их великое множество, но суть одна — необходимо проигрывать на музыкальном инструменте последовательности нот и параллельно их пропевать.

Занятие это не из легких, вам будет трудно и мутарно (особенно поначалу), но результат того стоит!

Вы начнете не только попадать в ноты играя их, но и сможете:

  • подстраиваться под любую мелодию
  • не фальшивить
  • разовьете так необходимый музыкальный слух
  • выработаете связь между слуховым и речевым аппаратом — это поможет вам петь ноты по памяти — без использования инструмента и не подстраиваясь

Источник

Научиться петь с листа по нотам

Многие люди, связанные с музыкой, прекрасно знакомы с фразой «чтение с листа по нотам». Оно означает, что человек должен уметь быстро читать или исполнять совершенно незнакомое произведение по нотам. Упражнение пение с листа и школа вокала «Воля» помогают ученикам развить внутренний слух. Он позволит интонировать и чувствовать голос, связки и любое музыкальное произведение.

Что нужно для чтения нот с листа

Чтобы легко и в удовольствие научиться читать с листа, человек должен обладать развитым слухом. Но это не единственное качество, которое необходимо для пения с листа. Также нужно:

  • ощущать музыку и тональность — прочувствовать её настроение и ритм, улавливать смену тональности. Для этого рекомендуется слушать композиции разных направлений. Например, чувство ритма прекрасно развивается с помощью латиноамериканской и джазовой музыки. Быстро и точно улавливать настроение мелодии и тональность помогает практика. Здесь речь идёт об эмоциях, которые у вас пробуждает определённая композиция: смех, грусть, страсть, радость и прочее;
  • самостоятельно представить, как звучит музыка и «развивается» сюжет. Смотря на ноты незнакомого произведения, ученик пытается пропеть или проиграть мелодию про себя. Представляя музыкальные акценты, в некоторых местах делая мелодию громче или тише, учитывая ритм и настроение;
  • освоить пение а капелла — это сложный навык, который не требует аккомпанемента. А капелла может использоваться в любом направлении музыки, но для начала исполнителю нужно привыкнуть к звучанию собственного голоса. Исполнение без аккомпанемента развивает внутренний слух, помогает заметить любую фальшь, выделить слабые места голоса и проработать их.

Как развить музыкальность

Чтобы освоить пение с листа, человек должен обладать определенной музыкальной базой. Невозможно освоить незнакомую композицию без определенной подготовки, поэтому для начала рекомендуется:

  • изучить нотную грамоту: звучание 7 нот, их написание на латинском языке и расположение на стане, основные аккорды и интервалы. Облегчает запоминание этой информации система «ноты в виде геометрических фигур». Изначально эта методика использовалась в церковном пении: ноты записывали в виде геометрических фигур, что облегчало изучение партитуры. Сейчас методику применяют многие педагоги, ведь она помогает ученикам выработать связь между гаммой, формой и звуком. Для запоминания тональности используется квинтовый круг, во внешней части которого находятся мажоры, во внутренней — миноры;
  • посетить уроки сольфеджио или освоить некоторые азы самостоятельно: научиться петь музыкальные интервалы и ноты. Для начала рекомендуется исполнять простые мелодии, где ноты идут по порядку. Затем переходить к более сложным композициям, где ноты чередуются;
  • распевать интервалы «про себя» — хорошая тренировка для развития внутреннего слуха. Берётся короткая композиция в виде нот, пропевается в голове и вслух с разной тональностью;
  • следить за ритмом — можно отсчитывать в голове или простукивать пальцами. Специалисты советуют осваивать пение с листа с помощью народных песен, потому что они более мелодичные;
  • аккомпанировать себе на инструменте — это помогает тренировать связки и лучше запоминать звучание. Лучше начинать с нот, а потом переходить к гаммам в пределах первой октавы. Когда вы научитесь управлять голосом и пропевать ноты, то освоите любую композицию без музыкального инструмента. Для выявления собственных ошибок занятие можно записывать на диктофон или видео;
  • заранее знакомиться с композицией: представить тональность, ритм, паузы, интервалы. Мысленно пропеть мелодию;
  • часто тренироваться;
  • чувствовать голос и связки. Перед занятием всегда нужно распеваться. При ощущении боли или дискомфорта тренировку нужно прекратить, потому что перенапряжение мышц голосового аппарата зачастую становится причиной травм или потери голоса.

Общие советы

Чтобы достичь красивого звучания, нужно много тренироваться и помнить о правильной технике исполнения:

  1. Каждый исполнитель должен научиться работать с дыханием — дышать диафрагмой, а не легкими. Это позволяет вдыхать больше воздуха незаметно для слушателя.
  2. Нельзя перенапрягаться. Не рекомендуется тренироваться с дискомфортом в горле, ведь это может стать причиной потери голоса.
  3. Перед и после занятий нужно делать разминку: распевку и запевку. Распевка помогает разогреть и подготовить связки к занятию, а запевка, наоборот, расслабить мышцы и снять напряжение.
  4. Пока вы не достигли высокого мастерства, рекомендуется принять удобную позу и не делать резких движений. При соблюдении этих правил не будет сбиваться дыхание, не появится зажатость и не испортится композиция. Оптимальная поза — сжать руки в замок на уровне диафрагмы, ноги расставить на ширине плеч.

Пение с листа, как и любое упражнение, требует регулярных тренировок. Но не нужно заниматься больше часа в день, иначе можно перенапрячь голосовые связки.

Источник

Читайте также:  Рисунки времена года ноты
Оцените статью