Пение по нотам пример

Научиться петь с листа по нотам

Многие люди, связанные с музыкой, прекрасно знакомы с фразой «чтение с листа по нотам». Оно означает, что человек должен уметь быстро читать или исполнять совершенно незнакомое произведение по нотам. Упражнение пение с листа и школа вокала «Воля» помогают ученикам развить внутренний слух. Он позволит интонировать и чувствовать голос, связки и любое музыкальное произведение.

Что нужно для чтения нот с листа

Чтобы легко и в удовольствие научиться читать с листа, человек должен обладать развитым слухом. Но это не единственное качество, которое необходимо для пения с листа. Также нужно:

  • ощущать музыку и тональность — прочувствовать её настроение и ритм, улавливать смену тональности. Для этого рекомендуется слушать композиции разных направлений. Например, чувство ритма прекрасно развивается с помощью латиноамериканской и джазовой музыки. Быстро и точно улавливать настроение мелодии и тональность помогает практика. Здесь речь идёт об эмоциях, которые у вас пробуждает определённая композиция: смех, грусть, страсть, радость и прочее;
  • самостоятельно представить, как звучит музыка и «развивается» сюжет. Смотря на ноты незнакомого произведения, ученик пытается пропеть или проиграть мелодию про себя. Представляя музыкальные акценты, в некоторых местах делая мелодию громче или тише, учитывая ритм и настроение;
  • освоить пение а капелла — это сложный навык, который не требует аккомпанемента. А капелла может использоваться в любом направлении музыки, но для начала исполнителю нужно привыкнуть к звучанию собственного голоса. Исполнение без аккомпанемента развивает внутренний слух, помогает заметить любую фальшь, выделить слабые места голоса и проработать их.
Читайте также:  Ноты gta для пианино

Как развить музыкальность

Чтобы освоить пение с листа, человек должен обладать определенной музыкальной базой. Невозможно освоить незнакомую композицию без определенной подготовки, поэтому для начала рекомендуется:

  • изучить нотную грамоту: звучание 7 нот, их написание на латинском языке и расположение на стане, основные аккорды и интервалы. Облегчает запоминание этой информации система «ноты в виде геометрических фигур». Изначально эта методика использовалась в церковном пении: ноты записывали в виде геометрических фигур, что облегчало изучение партитуры. Сейчас методику применяют многие педагоги, ведь она помогает ученикам выработать связь между гаммой, формой и звуком. Для запоминания тональности используется квинтовый круг, во внешней части которого находятся мажоры, во внутренней — миноры;
  • посетить уроки сольфеджио или освоить некоторые азы самостоятельно: научиться петь музыкальные интервалы и ноты. Для начала рекомендуется исполнять простые мелодии, где ноты идут по порядку. Затем переходить к более сложным композициям, где ноты чередуются;
  • распевать интервалы «про себя» — хорошая тренировка для развития внутреннего слуха. Берётся короткая композиция в виде нот, пропевается в голове и вслух с разной тональностью;
  • следить за ритмом — можно отсчитывать в голове или простукивать пальцами. Специалисты советуют осваивать пение с листа с помощью народных песен, потому что они более мелодичные;
  • аккомпанировать себе на инструменте — это помогает тренировать связки и лучше запоминать звучание. Лучше начинать с нот, а потом переходить к гаммам в пределах первой октавы. Когда вы научитесь управлять голосом и пропевать ноты, то освоите любую композицию без музыкального инструмента. Для выявления собственных ошибок занятие можно записывать на диктофон или видео;
  • заранее знакомиться с композицией: представить тональность, ритм, паузы, интервалы. Мысленно пропеть мелодию;
  • часто тренироваться;
  • чувствовать голос и связки. Перед занятием всегда нужно распеваться. При ощущении боли или дискомфорта тренировку нужно прекратить, потому что перенапряжение мышц голосового аппарата зачастую становится причиной травм или потери голоса.
Читайте также:  Асус 4 аккорд фортепиано

Общие советы

Чтобы достичь красивого звучания, нужно много тренироваться и помнить о правильной технике исполнения:

  1. Каждый исполнитель должен научиться работать с дыханием — дышать диафрагмой, а не легкими. Это позволяет вдыхать больше воздуха незаметно для слушателя.
  2. Нельзя перенапрягаться. Не рекомендуется тренироваться с дискомфортом в горле, ведь это может стать причиной потери голоса.
  3. Перед и после занятий нужно делать разминку: распевку и запевку. Распевка помогает разогреть и подготовить связки к занятию, а запевка, наоборот, расслабить мышцы и снять напряжение.
  4. Пока вы не достигли высокого мастерства, рекомендуется принять удобную позу и не делать резких движений. При соблюдении этих правил не будет сбиваться дыхание, не появится зажатость и не испортится композиция. Оптимальная поза — сжать руки в замок на уровне диафрагмы, ноги расставить на ширине плеч.

Пение с листа, как и любое упражнение, требует регулярных тренировок. Но не нужно заниматься больше часа в день, иначе можно перенапрячь голосовые связки.

Источник

Как научиться попадать в ноты?

Я уже писала статью о том, что такое музыкальный слух и развеяла миф об отсутствии музыкального слуха у любого слышащего человека и рассказала, каким же он, музыкальный слух, бывает на самом деле. Рекомендую почитать эту статью.

Теперь давайте разбираться что со всем этим делать и как научиться попадать в ноты, если с рождения матушка-природа не наделила такой супер способностью.

Первое, Вы должны для себя уяснить и понять, что попадание в ноты (интонирование) — это навык. Такой же, как и любой другой, который можно и нужно развивать и тренировать, несмотря на Ваш изначальный уровень подготовки.

Второе, будем использовать инструменты для этого, такие как: самостоятельные занятия сольфеджио и вокалом, либо уроки с педагогом. Существуют так же мобильные приложения, с помощью которых тоже можно развивать вокальный слух, например Perfect Ear.

Третье – тренируйтесь! Как можно чаще и внимательнее. А главное – регулярно. Чем больше будет таких тренировок, тем быстрее Ваша цель будет достигнута и вы начнете попадать в ноты, радовать себя и окружающих чистым пением..

Научиться отличному интонированию Вам поможет пропевание интервалов, гамм, глиссандо от низких звуков к высоким и обратно, пение распевок, как с инструментом/приложением, так и без него, разучивание простых мелодий и т.д. Лучшие распевки для тренировки слуха собраны в моем вокальном видео курсе «Новичок. Голос. Слух. Ритм» , пройдя этот курс Вы значительно улучшите свой музыкальный слух, чтобы начать заниматься ЖМИ СЮДА.

И ещё, Вы должны понимать то, что этот процесс может оказаться далеко не быстрым. Иногда на это уходят месяцы, а то и полгода-год. Поэтому, очень важно иметь рядом хотя бы одного близкого человека или педагога по вокалу (в идеале, конечно и то и другое), который Вас в этом будет поддерживать и мотивировать не сдаваться, а двигаться только вперёд.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что залог успеха — это занятия сольфеджио, регулярность, пение разнообразных распевок, мотивация и поддержка. В следующий раз более подробно остановимся на сольфеджио, Вы узнаете, что это такое и зачем нужно им заниматься.

Верьте в себя, трудитесь усердно и у Вас обязательно все получится!Мечты сбываются, это проверено!;)

А прямо сейчас предлагаю Вам посмотреть мой видео урок и сделать первое упражнение на развитие музыкального слуха.

Улучшить ГОЛОС и научиться петь Вам помогут мои видеокурсы по вокалу, подробнее ЗДЕСЬ.

Если понравилась статья ставьте палец ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал Вокальный Дзен , впереди много всего интересного!

Источник

Что значит попадать в ноты?

Популярный вопрос у тех кто начинает познавать музыку)

Попадание в ноты для вокалиста — это основа ВСЕГО!

Для начала ответим на вопрос — что такое нота в музыке?

Нота — это точно определенная частота звука.

Значит, чтобы попасть в ноту , вам нужно своим голосом попасть в ту же частоту, что и выбранная нота

Звучит сложно, но вы быстро поймете.

А теперь подробнее:

Все мы знаем названия Нот в музыке — До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си — на этих нотах основывается вся существующая музыка. Значит и песни, которые мы все знаем, и то, что поет вокалист — это все ноты!

Партия вокалиста, как и любая другая мелодия — это совокупность нот, которые он пропевает в определенной последовательности.

Как понять попал ты в ноту или нет?

Некоторые люди изначально имеют предрасположенность к музыке и они неосознанно слышат и поют правильно. Остальным (как и когда то мне) приходится тренироваться .

Если вы попали в ноту которая играет, то звуки , как бы, сливаются воедино и вы ощущаете их резонацию. По ощущениям, для вас звук становится громче, чище и гармоничнее

Если у вас не получается сходу это почувствовать и услышать, то данный навык надо тренировать. Начинают чаще всего с распевок на музыкальном инструменте.

Подойдите к инструменту (например пианино) и сыграйте ноту До (или другую удобную вам — не начинайте с высоких нот — найдите удобное для вашего голоса звучание) :

А теперь попробуйте своим голосом повторить этот же звук. Можно мычать, или петь — главное почувствовать тот момент когда частоты совпадут. Вы обязательно это услышите!

Если получилось — то попробуйте перейти на другую ноту и так далее.

Со временем вы научитесь четко слышать попали ли вы или нет, а ваш голос будет быстрее подстраиваться под нужную ноту.

А Как тренироваться регулярно?

Для того существуют вокальные распевки. В интернете вы найдете их великое множество, но суть одна — необходимо проигрывать на музыкальном инструменте последовательности нот и параллельно их пропевать.

Занятие это не из легких, вам будет трудно и мутарно (особенно поначалу), но результат того стоит!

Вы начнете не только попадать в ноты играя их, но и сможете:

  • подстраиваться под любую мелодию
  • не фальшивить
  • разовьете так необходимый музыкальный слух
  • выработаете связь между слуховым и речевым аппаратом — это поможет вам петь ноты по памяти — без использования инструмента и не подстраиваясь

Источник

Распевка

Распевание

Первая часть статьи — теоретическая — вряд ли будет интересна профессионалам, они и без того всё прекрасно знают. Переходите сразу к нотам распевок, листайте ниже!
Начинающим теоретическая часть к изучению обязательна!

Распевание перед пением имеет три основные функции.

1. Распевка — как разминка перед тренировкой. Перед тем, как начать тренировку, мы подготавливаем к ней организм, приводим его в тонус, разогреваем мышцы для того, чтобы они были эластичными и могли безопасно растягиваться, чтобы движения стали более управляемыми: всё это делается для того, чтобы избежать травм. Распевание перед пением имеет абсолютно то же назначение. В теле голосовых складок находятся мышцы, которые так и называются — мускулис вокалис. Именно их и нужно разогреть перед основным занятием, основной вокальной работой. Разогретые голосовые связки гораздо лучше и приятнее управляются, они более послушны. И распеванием мы в значительной степени предохраняем голосовой аппарат от какого-либо травматизма.

2. Распевка — это набор вокальных упражнений. Эти вокальные упражнения не только разогревают мышцы и голосовой аппарат, но могут и решать различные вокальные задачи. Первая и главная такая задача — расширение диапазона. К высоким и к низким нотам можно и нужно подходить лишь последовательно. На вокальных упражнениях могут решаться задачи развития музыкального слуха, координации между слухом и голосом. Вокальные упражнения прекрасно формируют основные вокальные навыки, начиная с кантилены и заканчивая ровностью диапазона, позволяют проработать различные штрихи, приёмы. Навыки, наработанные на вокальных упражнениях, затем используются в пении произведений.

3. Распевание позволяет певцу настроиться , сосредоточиться, сконцентрироваться, включиться в процесс, попасть «на нужную волну», подготовиться к занятию психологически: забыть о проблемах и делах, привести голову в порядок:)

Основные правила распевания

  1. Нельзя приступать к пению высоких нот, предварительно не распевшись, не разогрев связки.
  2. Распевание начинают с примарной зоны — с середины вашего диапазона.
  3. Сначала идут по хроматической гамме вверх, затем, не дожидаясь предельно высоких нот, которые певец взять просто не может, спускаются вниз.
  4. Как правило, упражнения в начале распевки имеют небольшой диапазон: можно начинать с распевок на одной ноте или в диапазоне терции, затем переходить к вокальным упражнениям в диапазоне квинты, в конце распевки доходить до упражнений в диапазоне октавы и более. Всё это зависит от уровня профессионализма певца. Начинающий вряд ли справится с октавными упражнениями даже в конце распевания.
  5. Длительность и сам набор упражнений для распевки определяется, конечно же, исходя из конкретных задач. На начальных этапах обучения вокальные упражнения могут составлять достаточно весомую часть урока вокала.
  6. Если вы начали петь, и слышите, что голос сегодня «как-то не звучит», распевайтесь более последовательно, более аккуратно, в более щадящем режиме и отведите распевке больше времени, чем обычно.
  7. Нет никакого смысла петь на распевке тихонечко и не в полный голос, так как в таком режиме ваши связки не разогреются. Если распеться необходимо, но громкие звуки издавать из-за каких-то обстоятельств категорически нельзя, можно распеваться с закрытым ртом (это не столь эффективно, но может пригодиться иногда как выход из положения). При распевании нужно петь в полный голос, но необходимо избегать и форсированного звука (нарочно предельно громкого и уже некрасивого), а также жёсткой атаки звука (резкого акцентированного начала ноты) и перехода на крик.
  8. Обязательно ли менять упражнения в каждом распевании? Вовсе нет. Можно распеваться на одних и тех же любимых и удобных упражнениях. А можно и менять, чередовать распевки, чтобы решать необходимые задачи.

Отличается ли распевка для высокого голоса от распевки для голоса низкого?

По сути нет. Можно использовать одинаковые распевки. В любом случае распевание должно начинаться с центра, с середины голосового диапазона певца. Распевание для разных певческих голосов может отличаться только исходя из конкретных задач. Например, для лирико-колоратурного сопрано значительное место в распевании должны занимать упражнения в быстром темпе, направленные на выработку лёгкости и подвижности голоса. Для низких голосов более актуальна работа над тягучестью, кантиленой — эти задачи решаются в медленных темпах.

Распевки для детей

Вокальная работа с детьми подразумевает ещё более щадящее отношение к голосовому аппарату. Необходимо также корректировать её в мутационный период. Что касается распевок для детей, можно использовать все те же самые вокальные упражнения, что и при работе со взрослыми, разбавляя их при необходимости упражнениями с шуточными, детскими текстами.

Распевка для начинающих

В этом случае используются упражнения небольшого диапазона: распевки на одной ноте, на двух-трёх соседних нотах, в конце распевания упражнения могут захватывать квинту, но не подразумевать решение сложных технических задач. Избегайте большой длительности и высокой интенсивности занятия. Здесь важно не количество, а качество! Ни один адекватный педагог по вокалу не порекомендует самостоятельно заниматься развитием голоса. Вам нужен профессиональный контроль.

Распевка для вокалистов

— отличается ли она от распевки для хора ? Практически нет. Можно смело использовать одни и те же упражнения. Отличие лишь в том, что работа в хоре более стандартизированная, а в вокале распевки подбираются более индивидуально, чтобы решать конкретные для человека, индивидуальные задачи.

Прокомментирую одно устойчивое, но неправильное выражение.

Распевка для голоса . Распевки не для голоса. не бывает. Наверное, потому что именно голос мы используем для пения, и ничто иное! Поэтому «распевка для голоса» — это абсолютно неграмотное выражение, не используйте его!

Распевки — ноты

Сначала размещаю ноты, а ниже — комментарии.
Нумерацию сделала для удобства — если с кем-то будете обсуждать, нумерация пригодится. Или вы можете договориться с учеником, что в следующий раз работаете с упражнениями под такими-то номерами.
В целом я старалась поместить упражнения в порядке от более простого к более сложному, но всё индивидуально: у одного певца может легко получаться то, что с трудом даётся большинству, и наоборот, не получаться какие-то простые вещи.

Для начинающих акцентирую внимание на том, что распевки постепенно, с шагом в малую секунду, то есть со смещением на пол-тона, перемещаются вверх, а затем вниз.

1)

«Ми-мэ-ма-мо-му». Одна из моих любимых распевок для начинающих. Гласные располагаются последовательно от близких и светлых к глубоким и тёмным. Удобно при необходимости проработать отдельные гласные — их форму. На начальном этапе упражнение помогает объяснить понятия легато и кантилены, очень удобно для начинающих и тем, что построено всего на одной ноте.
Основные задачи: вести к последней ноте, петь не отдельно 5 нот, а целую фразу. Петь сквозь согласные, проговаривая «м» очень быстро и мягко, наполнять голосом, звуком каждую гласную.
Некоторые педагоги используют усложнённый вариант: «бри-брэ-бра-бро-бру».

2)

Диапазон терции, что удобно для начала распевания. Гласный «и» часто используется в распевках, потому что он «достаёт» звук, делает его более ярким. Но если «и» — основной гласный в упражнении, всё же следите, чтобы он не звучал слишком резко и плоско. Последнюю ноту не «грузите», подставьте её аккуратно.

3)

Чуть усложнённый вариант предыдущей распевки. На второй ноте увеличьте зевок! Не отрывайте ноты друг от друга.

4)

Удобная распевка, вырабатывающая кантилену. На этом вокальном упражнении я часто объясняю понятие зевка, в этом случае поётся «А». Если учащийся поёт несмело и не в полный голос, прошу сделать его крещендо на первой ноте: «Правильно сформируйте первую ноту: обязательно нужно открыть рот, сделать зевок, можете взять первую ноту аккуратно, а если чувствуете, что всё в порядке, что взяли ноту удобно, делайте в ней крещендо, чтобы в конце этой длинной ноты вы пели уже в полный голос, пели максимально громко!»
Не забывайте следить, чтобы нижние ноты не звучали грубо и грузно.

5)
Эта распевка в вокальном плане является лишь усложнением упражнения, которое опубликовано выше. Здесь добавляется более высокая вторая нота, затем также идёт нисходящее движение. Задачи, соответственно, остаются прежними, плюс добавляется задача увеличить и объём, и зевок на второй ноте. Не нужно заново формировать вторую ноту, нужно лишь увеличить форму, сделанную для первой.

6)

Аналогично и здесь: даже при пении с закрытым ртом форма второй ноты должна отличаться от формы ноты первой.

7)

Довольно удобная распевка. Хорошо и мягко сказать «л» в начале, затем мгновенно открыть рот, свободно и быстро опустив нижнюю челюсть. Короткий вдох в месте, отмеченном запятой. Последнее «лё-о-о» — тенуто, не стаккато.

8)

Пойте активно, и вы почувствуете движение диафрагмы. Перед каждой шестнадцатой ноткой удобно делать маленькую паузу.

9)

Эта распевка в быстром темпе не только хорошо разогревает связки, но и прекрасно подходит для расширения диапазона. На верхней ноте следите, чтобы челюсть мгновенно «падала» вниз, на верхних нотах это особенно важно.

10)

Это упражнение я использую в первую очередь для работы с гортанью: на первой нижней ноте нужно опустить гортань, а далее оставить её в том же положении. Усложнённый вариант: всё то же самое без паузы.

11)

Удобное упражнение. Возьмите быстрый темп, стремитесь сделать как бы волну сначала к верхней ноте, потом от неё, то есть спеть одним движением наверх, одним движением вниз. Не забывайте добавлять объём перед верхней нотой. Не отрывайте ноты друг от друга, особенно верхушку. Слоги запросто можно менять.

12)

Вокальное упражнение на лёгкость, которое можно использовать для развития диапазона. Все ноты, кроме последней, исполняются staccato. Стаккато должно быть достаточно активным — в этом случае вы почувствуете движение диафрагмы.

13)

Пойте достаточно активно, и вы почувствуете движение диафрагмы.

14)

Упражнение, развивающее кантилену, усложнено наличием разных гласных.

15)

Ещё одно упражнение, развивающее лёгкость. Обратите внимание на чередование штрихов.

16)

В разных темпах можно использовать для достижения разных задач. Если петь в медленном темпе — будет вырабатываться кантилена. Если в очень быстром — подвижность. В быстром темпе особенно следите за тем, чтобы избегать глиссандирования в шестнадцатых (скольжения, когда уже непонятны конкретные ноты, понятно только общее направление мелодии). Предпоследнюю — нижнюю — ноту — в любом случае спойте аккуратно, не меняя вокальную позицию.

17)

Усложнение нескольких предыдущих распевок. Также избегайте глиссандо в шестнадцатых — в этом беглом движении должна быть понятна каждая нота.

18)

Активное упругое staccato, лишь последнюю ноту можно потянуть. Всё внимание к верхней ноте, перед ней нужно сделать зевок и постараться опереть её на дыхание. Упражнение отлично распевает на верхних нотах, способствуя расширению диапазона.

19)

В этом вокальном упражнении удобно ощутить «тяжесть» верхней ноты и поставить её на дыхание. Если использовать эту распевку в хоре, необходимо обратить внимание на утрирование буквы «р» — каждый раз, в каждом «брраво». В сольном пении достаточно просто хорошо, внятно проговорить «р».

20)

Достаточно сложное вокальное упражнение. Способствует выработке кантилены, выравниванию диапазона. Сформировать и хорошо, вдоволь распеть первую ноту, стараться не отрывать и не акцентировать верхнюю ноту. Пойте на «А» или на «О». Нисходящие восьмушки можно петь рубато (в данном случае слегка ускоряя).

21)

По большому счёту аналогичное упражнение. В середине можно спокойно взять дыхание.

22)

Сложное вокальное упражнение. Первая часть исполняется легато, вторая — стаккато, лишь последняя нота тянется. Обратите внимание на широкий диапазон децимы.

23)

Достаточно сложное упражнение. Обратите особое внимание на интонирование тонического секстаккорда в нисходящем движении — у учащихся наверняка там будет фальшь.

24)

Для профессионала с лёгким светлым голосом будет удобно, для начинающего — пожалуй, нереально.

25)

Очень сложное вокальное упражнение, и сложно оно в первую очередь для интонирования (то есть в первом такте, где мы видим штрих стаккато, довольно сложно чётко и чисто попасть во все ноты). Отлично развивает и музыкальный слух, и координацию между голосом и слухом. Темп быстрый.

Надо сказать, это не все распевки, которые я использую. Некоторые я придумываю на ходу, особенно на индивидуальных занятиях вокалом (когда необходимо решение индивидуальных задач). В этом разделе представлены в большей степени общепринятые, «классические» вокальные упражнения, прошедшие испытание временем. В основном они расположены от простого к сложному.

На самом деле распевки легко придумать самостоятельно. Выбираете диапазон, который вам нужен. Берёте гласную, которую надо проработать, если стоит такая задача, а если не стоит, используйте гласные «а» или «о». Можно использоваться какой-нибудь текст вроде «Розы в саду», «Я пою, хорошо пою», если текста нет, можно использовать слоги, особенно удобны и «вокальны» сонорные согласные, очень часто используются слоги, начинающиеся с «м»: «ма», «ми». И сочиняете элементарный мотивчик. Большинство распевок строятся на движении сверху вниз, нередки распевки с движением снизу вверх и обратно, а вот распевки с исключительно восходящим движением используются редко.

Есть ещё одна интересная особенность — в 99% случаев распевки имеют мажорный лад!;))) Ну а зачем грустить? Надо радоваться жизни и возможности петь.

Источник

Оцените статью