Тенор
Репертуар для тенора
Кустодиев. Артист Мариинского театра И.В. Ершов в роли Зигфрида
Тенор — высокий мужской голос. Чаще делят на два подтипа: драматический тенор (более сильный голос, широкий), лирический тенор (легкий, подвижный, мягкий тембр). Пример первого — голос Энрико Карузо или Марио Дель Монако, второго — Леонид Собинов, Сергей Лемешев, Иван Козловский. Более полный список теноров. Лирический тенор (его еще называют tenor di grazia) — это голос теплый, изящный с ярким полным тембром, который достаточно сильный, чтобы лететь над оркестром, но не тяжёлый. Драматический тенор (или tenore di forza) обладает эмоциональным мощным голосом, как еще говорят, героическим. Нижняя часть диапазона такого голоса распространяется на баритоновую тесситуру. Тембр может быть как очень темным, так и ярким стальным. Если брать более широкую классификацию, то выделяют еще лёгкого тенора и спинто. Легкий тенор по сути является эквивалентом колоратурного женского голоса. Это подвижный, легкий голос, способный петь фиоритуры. Обычно имеет наверху ми-бемоль третьей октавы. Такие голоса часто встречаются в операх Россини, Беллини и Доницетти, а так же в музыке барокко. Спинто имеет яркость и верха лирического тенора, но в драматических кульминациях способен подтолкнуть голос без напряжения к сильному звуку драматического тенора. Тембр темнее, чем у лирического, но светлее драматического. В немецкой школе есть термин Heldentenor, который охватывает партии и драматического тенора, и некоторые роли из Вагнера. Есть певцы, которые начинают карьеру, как лирические тенора, а заканчивают драматическими. И, как в случае с сопрано, драматические часто поют партии спинто.
В целом диапазон тенора обычно простирается от «до» первой октавы (в некоторых партиях ниже) до «до» третьей (для драматических теноров может быть «си» второй). Помните, что теноровая партия записывается на октаву выше, то есть в скрипичном ключе. «Верхнее До» для теноров является знаком качества и представляет из себя впечатляющую ноту, если спета правильно. Часто в ариях верхние ноты являются вставными, то есть композитор их не прописал в партитуре, но исполнительская традиция требует ее спеть (например, в Арии Родольфо из «Богемы» Пуччини). Самая высокая нота у лёгкого тенора в репертуаре — Фа третьей октавы в арии Артуро «Credeasi, misera» из «Пуритан» Беллини. Часто эту ноту упускают.
Скачать репертуар для тенора
2 Комментарии
Диапазон от до малой до до второй, а не третьей.
Фактически да, от До малой до До второй октавы, конечно, но в нотах партия тенора записывается на октаву выше, в скрипичном ключе, это и имелось в виду.
Источник
Певческие голоса и их классификации
Певческий голос характеризуется более широким диапазоном по сравнению с разговорной речью. Если диапазон разговорного голоса не более одной октавы (от 4 до 6 тонов), то диапазон певческого — две октавы, а иногда и более.
В пении различают грудной звук (грудной регистр) и фальцет (головной или фальцетный регистр). Как уже говорилось, в образовании звука главную роль играют поперечные колебания голосовых складок — внутрь и наружу.
Именно они в полном объеме имеют место при грудном регистре. При фальцетном регистре голосовые складки расслабляются, колеблются лишь их края; голосовая щель закрыта не полностью, имеет эллипсоидную форму. Фальцет (от итальянского слова falso — ложный) — способ формирования высоких звуков, превышающих по частоте естественный грудной регистр.
Высота голоса человека зависит в основном от частоты колебаний голосовых складок, а это в свою очередь зависит от их длины, ширины, упругости и натяжения.
Последнее осуществляется перстнещитовидной мышцей, которая особенно развита у певцов-профессионалов и которую Н. П. Симановский метко назвал музыкальной мышцей, поскольку она действует как колок у скрипки: при своем сокращении наклоняет вперед щитовидный хрящ, приближает его к перстневидному и тем самым обеспечивает натяжение голосовых складок. Эта мышца играет важную роль в образовании фальцетного звука.
Сила голоса находится в прямой зависимости от величины воздушного давления в подголосовой полости, степени напряжения голосовых складок и определяется амплитудой их колебаний.
Тембр , или окраска , — важнейшее качество и выразительное средство голоса, особенно певческого. Формируется тембр благодаря сопутствующим основному тону призвукам — обертонам (гармоникам). Они возникают как в голосовой щели при колебаниях голосовых складок, так и при прохождении звука через резонаторные полости (обертоны «надставной трубы»).
При этом различают постоянный и подвижной (меняющийся) типы резонаторов.
К резонаторам постоянного типа относится, например, твердое небо, крутизна которого, как и форма других резонаторов этого типа, имеет индивидуальные особенности, что во многом определяет различный характер тембра голоса.
Подвижной тип резонаторов обеспечивает возможность изменения тембра в процессе пения или речи и наряду с изменением высоты и силы голоса используется для выражения эмоций певцом, драматическим актером, лектором. Хотя тембр в значительной мере природное качество, однако, он может быть улучшен посредством специальных упражнений для голоса.
Основой классификации певческого голоса является его высота. Среди мужских голосов различают бас, баритон и тенор , среди женских — контральто, меццо-сопрано и сопрано . В этих видах голосов выделяют определенные подвиды.
При установлении вида певческого голоса наибольшее значение придается длине и ширине голосовых складок.
Бас — самый низкий мужской голос с диапазоном от F («фа» большой октавы) до f1 («фа» первой октавы). Он подразделяется на два подвида — низкий, или центральный бас (basso profundo) и высокий, или певучий бас (basso contante).
— Basso profundo отличает густое, мощное звучание низких нот (очень низкие, так называемые басы-октависты особенно красиво звучат в хорах). Пример: партия «Кончака» в опере А. П. Бородина «Князь Игорь» в исполнении М. Д. Михайлова.
— Basso contante более подвижен, у него звучные верхние ноты, яркий центральный участок диапазона. Примеры: партии Ивана Сусанина в опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки, Гремина в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин», Бориса Годунова в одноименной опере М. П. Мусоргского.
— Баритон занимает среднее положение между басом и тенором, диапазон от А («ля» большой октавы) до а1 («ля» первой октавы). Подразделяется на драматический и лирический.
У драматического баритона наиболее звучны низкие тоны. Примеры: партии князя Игоря в одноименной опере А. П. Бороднна, Томского в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама» «Если б милые девицы. «
Лирический баритон обладает более мягким тембром, верхние ноты у него звучнее низких. Примеры: партии Жермона в «Травиате» Дж. Верди, Евгения Онегина в одноименной опере П. И. Чайковского, Роберта в «Иоланте» П. И. Чайковского. Тенор — высокий мужской голос, его диапазон составляет от c («до» малой октавы) до с-2 («до» второй октавы). Подразделяется на два основных подвида: драматический и лирический.
Драматический отличается горячим, ярким тембром, сильным звуком, особенно на верхних нотах, низкие звуки достаточно густые. Примеры: партии Отелло в одноименной опере Дж. Верди. Хозе в опере Ж. Бизе «Кармен», Германа в опере «Пиковая дама» П. И. Чайковского, Садко в одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова.
Лирический тенор обладает мягким задушевным тембром, легкой подвижностью, на верхах красиво использует фальцет. Примеры: партии Альмавивы в опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини, Ленского в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин», Дубровского в одноименной опере Э. Ф. Направника.
Иногда выделяют третий подвид — лирико-драматический тенор , который может исполнять партии лирического и драматического репертуара. Однако вряд ли оправдано такое выделение: ведь хороший певец-тенор обычно не замыкается в рамках узкого диапазона и определенного характера партий, он способен петь весь теноровый репертуар.
Женские певческие голоса подразделяются на три вида: контральто, меццо-сопрано, сопрано.
Контральто — самый низкий из женских голосов, его диапазон f («фа» малой октавы) — f2 («фа» второй октавы), тембр густой, плотный, на низких нотах напоминает мужской голос. Примеры: партии Вани в опере «Иван Сусанин» М. И. Глинки, Кончаковны в «Князе Игоре» А. П. Бородина, Зибеля в «Фаусте» Ш. Гуною.
Меццо-сопрано занимает промежуточное положение между контральто и сопрано, диапазон от а («ля» малой октавы) до а2 («ля» второй октавы), характеризуется мягкими, глубокими, низкими нотами. Примеры: партии Камен в «Кармен» Ж. Бизе, Амнерис в «Аиде» Дж. Верди, Любаши в «Царской невесте» Н. А. Римского-Корсакова.
Сопрано — самый высокий женский голос с диапазоном с1 («до» первой октавы) — с3 («до» третьей октавы). Его основные подвиды: драматическое, лирическое и колоратурное сопрано.
Драматическое сопрано отличается мощным звуком на всем диапазоне, особенно сильные верхние ноты; на низких нотах напоминает меццо-сопрано. Примеры: партии Аиды в «Аиде» Дж. Верди, Ярославны в «Князе Игоре» А. П. Бородина, Лизы в «Пиковой даме» П. И. Чайковского.
Лирическое сопрано по силе уступает драматическому, но в звуке больше мягкости, теплоты, задушевности. Примеры: партии Татьяны в «Евгении Онегине» П. И. Чайковского, Маргариты в «Фаусте» Ш. Гуно, Микаэлы в «Кармен» Ж. Бизе; исполнители А. В. Нежданова, Е. А. Степанова, Л. И. Масленникова.
Колоратурное сопрано — голос подвижный, гибкий, со свободными верхами, легко удаются украшения вокальной партии — виртуозные пассажи и мелизмы (трели, форшлаги, морденты, групетто). Примеры: партии Царицы Ночи в «Волшебной флейте» Моцарта, Людмилы в «Руслане и Людмиле» М. И. Глинки, Виолетты в «Травиате» Дж. Верди.
Чтобы не пропускать новые статьи, подпишитесь на наш канал.
Подписывайтесь на нас в соцсетях. У нас проходят бесплатные марафоны, вебинары по развитию речи, ораторскому искусству.
Источник
Тенор
Основных типов мужских голосов три — бас, баритон и тенор.
Тенор – высокий мужской певческий голос, возможно, самый популярный голос в мире. В переводе с латинского tenor означает равномерное движение, напряжение голоса.
Диапазон солистов от «до» малой октавы до «до» второй, а в хоровых партиях верхний предел — это «ля» первой октавы. У солистов очень высоко ценится умение чисто и крепко брать си-бемоль первой — до второй.
Переходная регистровая нота (между грудным и головным регистрами) — ми -фа-фа-диез первой октавы.
Партия тенора записывается в скрипичном ключе (на октаву выше действительного звучания), а также в басовом и теноровом ключах.
Тенор, как никакой другой голос, имеет большое количество разновидностей.
По тембру и диапазону различают :
- контратенор
- альтино-тенор
- лирический тенор (tenore di grazia)
- лирико-драматический тенор
- драматический тенор (tenore di forza)
- характерный тенор
Контратенор (Контр-тенор) — самый высокий из мужских оперных голосов, диапазон «до » малой октавы — «си» второй! До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение.
Стоит отметить, что контр-тенор — это даже не тип голоса, это ТЕХНИКА ПЕНИЯ. Как правило контр-тенорами становятся баритоны, которые крепко поют в фальцетном регистре. Звучание контр-тенора похоже на звучание женского голоса.
Послушайте песню «El Condor Pasa» («Полет кондора») перуанского композитора Даниэля Роблеса (1913 год) в исполнении всемирно известного контратенора Fernando Lima (Фернандо Лима) .
В этой песне диапазон от «фа-диез» малой до «ре» второй октавы.
Тенор-альтино — это разновидность лирического тенора, у которого хорошо развит верхний регистр, диапазон достигает «ми» второй октавы. Обычно этот голос небольшого диапазона, что накладывает ограничения на репертуар.
Для тенора-альтино написана партия Звездочета в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок».
Лирический тенор. Наибольшее количество партий в оперном репертуаре написано именно для него: Фауст (Гуно «Фауст»), Ленский (Чайковский «Евгений Онегин»), Альфред (Верди «Травиата»), Пьер Безухов (Прокофьев «Война и мир»).
В операх Россини и Моцарта от тенора требуется очень высокая подвижность голоса и широчайший диапазон. Поэтому возникло понятие россиниевского (моцартовского) тенора.
Послушайте, как Ричард Крофт — американский оперный певец, который часто характеризуется как лирический тенор или «Моцарт тенор», великолепно исполняет Арию Митридата «Vado incontro al fato estremo» («Иду навстречу необычной судьбе») из оперы Моцарта.
Обратите внимание, какие в этой партии огромные скачки.
Еще один пример. Тенор Алессандро Сафина (Alessandro Safina) с песней «Luna» , которая звучит в бразильском сериале «Клон».
Лирико-драматический тенор способен исполнять партии как лирического так и драматического тенора.
Послушайте пение уникального в своем роде российского певца Александра Градского.
Музыка А. Пахмутовой , слова Н. Добронравова, «Как молоды мы были», песня из кинофильма «Моя любовь на третьем курсе»
Диапазон в этом исполнении Градского «ля» большой — «ре» второй октавы!
Драматический тенор. Этот голос встречается в операх реже, чем лирический тенор, но для него созданы великолепные роли — образы людей с противоречивыми характерами, судьба которых складывается трагически: Хозе (Бизе «Кармен»), Отелло (Верди «Отелло»), Герман (Чайковский «Пиковая дама»). Арии этих героев звучат намного напряженнее, драматичнее.
Также существует понятие героический вагнеровский тенор. Оперы Вагнера невероятно масштабны, и от исполнителя требуется колоссальная выносливость, чтобы непрерывно петь несколько часов подряд героически, мощно, сильно.
Послушайте, как поет немецкий оперный певец — драматический тенор Йонас Кауфман (Jonas Kaufmann)
Рихард Вагнер опера «Лоэнгрин» «In fernem land»
Поёт эстрадный певец, тенор, Николай Носков.
Музыка Александры Пахмутовой, слова Николая Добронравова. «Мелодия».
Если Вам понравилась статья, и Вы узнали для себя что-то новое, или у Вас возникли вопросы — напишите об этом в комментариях.
Источник