- Что такое пентатоника на гитаре?
- Что такое пентатоника
- Для чего нужна пентатоника
- История
- Применение пентатоники в разных стилях музыки
- Принципы построения и игры пентатоники
- Особенности аппликатуры (боксы)
- 5 позиций пентатоники
- Для мажорной композиции
- Для исполнения в миноре
- Советы
- Пентатонические ноты что это
- Пентатоника в составе натуральных ладов
- Миксолидийский
Что такое пентатоника на гитаре?
Музыка — идеальный метод поднятия духа, способ самовыражения. Казалось бы, что в музыке уже все давно придумано, и выдавить что-то новое, захватывающее уже невозможно. Это не так. Существует множество способов разнообразить мелодию, и один из них — пентатоника. Многие привыкли, что звуковой ряд состоит из семи ступеней. Это диатоника. Но пентатоника состоит из меньшего количества звуков. Что такое пентатоника — рассмотрим в статье.
Что такое пентатоника
Пентатонический звукоряд формируется лишь из пяти звуков, то есть гамма пятизвучная.
На заметку! Гамма — очередность звуков в октаве через интервалы. Октава — составляющая звукового ряда. Состоит из пяти и семи нот.
Гамма развивает технику игры на инструменте. Гаммы развивают чувство ритма, слух, растягивают пальцы.
Для игры гамм есть ряд правил:
- пальцы правой руки чередуются;
- игра четкая и громкая;
- одинаковые промежутки между звуками;
- струны прижимаются близко к порожкам;
- звуки извлекаются сразу после одновременной постановки пальцев двух рук.
Пентатоника используется для партий соло на акустике или электрогитаре. Эта разновидность гаммы легла в основу многих сольных композиций рок- и блюз-направлений. Без знания принципов ангемитонного звукоряда не получится создать идеальное соло.
Для чего нужна пентатоника
Знание пятиступенчатого лада даст возможность попасть в тональность, поможет найти правильные ноты для гармоничной музыки. Сначала стоит потренироваться соло-исполнению из нот одного из ангемитонных звуковых рядов и постараться заучить. Но многие соло состоят не только из нот пятиступенного лада. Такой звуковой ряд — лишь основа для партии соло.
Сочиняя мелодию, соло в определенной тональности, стоит проиграть подходящий звуковой ряд. Но не нужно забывать об импровизации. Важно пробовать брать другие ноты, экспериментируя в создании мелодии. Ноты, что подошли, стоит оставить, остальные же можно исключить. Так создаются новые партии соло.
С ангемитонным звуковым рядом легко играть импровизированные соло к любой песне. Зачастую тональность соответствует первому аккорду. После определения тональности под музыку подбирается необходимая пентатоника на гитаре, которая наиболее гармонично ложится. Все, импровизация готова.
История
История утратила данные о том, какой народ придумал пятиступенный звуковой ряд. Такие структуры встречаются у китайцев, японцев, россиян. Многие придерживаются мнения, что пентатонический звуковой ряд появился в Китае. Еще до 221 года до н. э. существуют доказательства использования этого лада. Впоследствии, к этому звукоряду присоединили еще два звука и создали лады из семи ступеней.
Пентатоника осталась, дошла до современного общества. Пятиступенный звукоряд позволяет извлекать новые звучания при импровизации. Сделали пентатонику популярной западные исполнители блюза. После пятиступенчатый звуковой ряд стал основой для классического ритм-энд-блюза, хард-рока, металла, других направлений. Пентатонический звукоряд использовали многие известные музыканты: Ингви Мальмстин, Джимми Пейдж, Ричи Блэкмор и другие.
Применение пентатоники в разных стилях музыки
Ангемитонный звуковой ряд используют до сих пор. Например, хеви-метал, хард-рок, когда гитаристы используют принципы, гармонические ходы мелодий классики, совмещая их с современным звуком. Не исключение и поп-музыка. Применяется такая разновидность гаммы и в метале, перенявшем элементы из мелодий восьмидесятых годов.
Принципы построения и игры пентатоники
Выделяют следующие разновидности пентатоник:
- Полутоновая. Интервал между нотами в полутон. Например: «си-до-ми-фа-соль». Расстояние между «си-до» в полутон, от «ми» до «фа» также полутон. В японских музыкальных произведениях часто встречается этот вид пентатонического звукоряда.
- Бесполутоновая. Наиболее популярный пятиступенный лад. Ноты идут по чистым квинтам. Важно помнить, что интервал между двумя соседними нотами — большая секунда. В другом варианте — малая терция. В этой пентатонике нет малых секунд. Потому отсутствует тяготение лада. Применяется эта разновидность в роке, поп-музыке и в блюзовых композициях стран Европы. Для наглядности: «соль-ля-си-ре-ми».
- Смешанная. Объединяется полутоновый пентатонический звуковой ряд с бесполутоновым: «ля-си-ре-ми-фа».
- Темперированная или слендро. В данном случае нет тонов и полутонов: «до-ре диез-фа диез-ля-до».
Бесполутоновая пентатоника разделяется на два подвида:
- Мажорная пентатоника. Не содержит две ступени: 4-ю и 7-ю. Принцип строя: большая секунда-большая секунда-малая терция-большая секунда. Благодаря своеобразному построению, создается пятизвуковой лад от выбранной ноты.
- Минорная пентатоника. По звучанию очень похожа на натуральный минор, но в ней исключены вторая, шестая ступень. В составе присутствует минорное трезвучие. Формула строя: малая терция-большая секунда-большая секунда-малая терция.
Мажорный пятиступенный лад содержит диезы — звуки мажорного трезвучия. Минорный — бемоли.
Особенности аппликатуры (боксы)
Аппликатура — последовательность прижатия струн на грифе, а также извлечения звуков. Пентатонические боксы на гитаре универсальны. «До» мажорный и «ля» минорный пятиступенный ряд имеют одинаковую аппликатуру на грифе. Отличаются местоположение тонального центра, а также остальных ступеней.
5 позиций пентатоники
Чтобы импровизация в мажоре или миноре получилась, важно постоянно тренироваться. Сначала определяется аппликатура для игры. За отдельный лад отвечает один палец. Игра получается позицией. Сначала от самой низкой ноты до высокой, а потом — наоборот.
Наиболее распространенные аппликатуры — 4-, 5-ладовые в пяти позициях.
Внимание! Очень важно разучить все боксы, табы для создания идеального соло.
Для начинающих музыкантов, плохо знающих ноты, создаются специальные уроки с табулатурой.
Для мажорной композиции
Аппликатура минорного и мажорного звуковых рядов схожа — блюзовая пентатоника плюс боксы.
Для исполнения в миноре
Импровизация пентатоники «ля-минор» происходит так: берется нота «ля» на любой струне, сверяется с принципом минорного ангемитонного звукоряда. Дальше располагаются другие ноты с учетом основной тоники. Очередность звуков пентатоники «ми-минор»: E – G – A – H – D.
Советы
Без знания ангемитонных звуковых рядов создание идеального соло невозможно. Такой лад заслуживает особого внимания. Очень важно досконально изучить все вариации и всегда экспериментировать. Блюз, рок, джазовые исполнители не смогли бы добиться высот без импровизаций.
Источник
Пентатонические ноты что это
Помимо семиступенных звуковых рядов, довольно широко распространены пятиступенные ряды. О них и пойдёт речь в данной статье.
Пентатоника
Пентатоникой называют лад, состоящий из 5 нот, находящихся в пределах одной октавы. Существует 4 вида пентатоник:
- Бесполутоновая пентатоника. Это основной вид и, если не оговорено иное, то имеется ввиду именно этот вид пентатоник. Звуки этого вида пентатоники могут быть расположены по чистым квинтам. Между соседними ступенями данного звукоряда возможны только 2 вида интервалов: большая секунда и малая терция. В связи с отсутствием малых секунд, пентатоника не содержит сильных ладовых тяготений, в результате чего отсутствует тональный центр лада — функции главного тона может выполнить любая нота пентатоники. Бесполутоновая пентатоника сильно распространена в народной музыке стран бывшего СССР, в рок-поп-блюз музыке европейских стран.
- Полутоновая пентатоника. Данный вид распространён среди стран Востока. Вот пример полутоновой пентатоники: e-f-g-g#-a#. Интервалы e-f и g-g# представляют собой малые секунды (полутоны). Или другой пример: h-c-e-f-g. Интервалы h-c и e-f являются малыми секундами (полутонами).
- Смешанная пентатоника. В этой пентатонике объединены свойства предыдущих двух пентатоник.
- Темперированная пентатоника. Представляет собой индонезийский звукоряд слендро, в котором нет ни тонов, ни полутонов.
Далее речь идёт о бесполутоновой пентатонике.
На клавиатуре фортепиано чёрные клавиши в любом порядке (слева направо, либо справа налево) в пределах одной октавы образуют звукоряд пентатоники. Исходя из этого видно, что пентатоника содержит следующие интервалы:
- Вариант1. Одна малая терция и три больших секунды (забегая вперёд: напоминает мажор).
- Вариант 2. Две малые терции и две большие секунды (забегая вперёд: напоминает минор).
Повторимся, что рассматриваемый звукоряд не содержит малых секунд, что исключает ярко выраженные тяготения неустойчивых звуков. Также пентатоника не содержит тритона.
Довольно широко распространены следующие два вида пентатоник:
Мажорная пентатоника
Честно говоря, «мажорная пентатоника» — определение неверное. Поэтому уточним: имеется в виду пентатоника, которая на I ступени содержит мажорное трезвучие, состоящие из звуков пентатоники. Поэтому она напоминает мажор. В сравнении с натуральным мажором, в данном виде пентатоники отсутствуют IV и VII ступени:
Рисунок 1. Мажорная пентатоника
Последовательность интервалов от I ступени до последней следующая: б.2, б.2, м.3, б.2.
Минорная пентатоника
Так же, как и в случае с мажорной, речь идёт о пентатонике, содержащей на I ступени теперь уже минорное трезвучие. В сравнении с натуральным минором отсутствуют II и VI ступени:
Рисунок 2. Минорная пентатоника
Последовательность интервалов от I ступени до последней следующая: м.3, б2, б.2, м.3.
Флэшка
В заключении статьи предлагаем вам программу (ваш браузер должен поддерживать flash). Двигайте курсор мышки над клавишами фортепиано и вы увидите мажорную (красным цветом) и минорную (синим цветом) пентатоники, построенные от выбранной вами ноты:
Итоги
Вы познакомились с пентатоникой. Звукоряд этого типа очень широко распространён в современной рок-поп-блюз музыке.
Источник
Пентатоника в составе натуральных ладов
Один из лучших гитаристов современности Р. Фрипп утверждает, что для освоения одной гаммы необходимо 5-6 лет занятий. Многие же думают что, чем больше гамм они знают, тем лучше.
Для описания этого явления есть хорошее выражение “нахвататься вершков”. Вместо того чтобы расширять свои знания и углублять понимание уже известного, многие перескакивают с одного на другое, не осваивая в итоге ничего.
Каково ваше знание пентатоники и ее выразительных возможностей?
Проникали Вы вглубь этого лада, с целью найти новые и неожиданные грани это простой, но фундаментальной формулы?
Пентатоника является наиболее легким и популярным для освоения ладом, который встречается во всех стилях музыки. На то есть множество причин, но главная, скорее всего в нейтральном звучании и “пентатонического” звучания. Как известно, Майлз Дэвис интенсивно использовал пентатонику в своих импровизациях даже там, где обычно это кажется не приемлемым.
Однако у пентатоники наряду с преимуществами есть один большой недостаток – ее звучание быстро приедается и очень сложно придумать что-либо не обычное в рамках одного лада.
Стандартными способами разнообразить звучание пентатоники является добавление блюзовой ступени 5b, а также использование тоникальных пентатоник для каждого нового аккорда (в отличие от блюзовой традиции использовать одну пентатонику на все аккорды последовательности). О том, как извлечь максимум пользу, используя обращения пентатоники, я уже говорил здесь.
Однако кроме обращения пентатоники существует еще один замечательный способ, помогающий расширить выразительные возможности пентатоники и создавать самые необычные звучания, используя всего лишь пять нот – вычленение пентатоники из натуральных ладов.
Для начала возьмем три наиболее распространённых лада:
Дорийский – используется при обыгрывании минорных аккордов (m7)
2. Лидийский — используется для обыгрывания мажорных аккордов (maj7)
3. Миксолидийский — используется для обыгрывания септаккордов (7)
Сначала запомните связь аккорда с ладом. Теперь попробуем найти пентатоники внутри каждого из этих ладов. Напоминаю,что пентатоника это ангемитонный звукоряд т.е. лад в котором отсутствуют малые секунды.
Поскольку существует всего пять возможных видов расположения звуков в пентатонике, то наша цель найти варианты этих обращений в выбранном ладу.
Используем простой принцип от каждой ноты пробуем все возможные варианты, если от ноты нельзя построить большую секунду, то вариант будет только один — начать с малой терции.
Начнем с дорийского лада:
Получим такие варианты
Если обобщить полученные результаты то получится, что каждой ступени пентатоники соответствует своя пентатоника (по аналогии с гармонизацией гаммы аккордами)
1 ступень минорная пентатоника
2 ступень минорная
3 ступень мажорная
4 ступень мажорная
5 ступень минорная
6 ступень минорная с пониженной 5 (без 5)
7 ступень мажорная
Таким образом мы получаем 7 пентатоник для обыгрывания одного аккорда.
Можно использовать любую, что открывает новые возможности при обыгрывании аккордов
Используем этот принцип для лидийского лада:
Получаем следующие пентатоники:
1 — мажорная
2 — мажорная
3 — минорная
4 — минорная 5b
5 — мажорная
6 — минорная
7 — минорная
Любая из этих пентатоник будет соответствовать аккорду Сmaj (включая любые надстройки)
Этот принцип очень хорош для импровизации, поскольку позволяет создавать пентатоническое модальное звучание не задумываясь. Например, Вы можете запомнить, что при обыгрывании мажора можно использовать пентатонику расположенную на полтона ниже основного тона. Теперь Вам остается только играть B минорную пентатонику на C мажор.
Миксолидийский
Как видите пентатоника представляет огромное количество возможностей.
Также не забывайте, что вычленять из ладов можно и альтерированные пентатоники, а также любые другие пяти ступенные звукоряды не являющиеся пентатоникой по определению (как например, обозначенная выше пентатоника с 5b) Проделайте тоже самое для всех остальных натуральных ладов (фригийский, локрийский, ионийский, эолийский).
Поскольку в каждом ладу мы будем получать по 7 пентатоник, то в итоге у Вас получиться 49 вариантов (7*7).
Конечно многие пентатоники будут повторяться, поскольку их количество ограничено, однако соответствовать они будут разным аккордам.
Источник