Пентатоника бас гитары схема

Пентатоника бас гитары схема

Пента в переводе с греческого означает пять. Пентатоники — это гаммы, в состав которых входит пять различных нот. Существует огромное количество гамм состоящих из пяти нот. Мы рассмотрим лишь наиболее распространенные: мажорные и минорные пентатоники.

Чтобы понять, как они устроены, Вы должны знать принцип построения мажорных и минорных гаммы, поскольку пентатоники основаны на них. Мы коснемся основ построения мажорных и минорных гамм.

Мажорная гамма

В основе мажорной гаммы лежит шаблон: Т Т П Т Т Т П, где Т — это тон, а П — полутон (если вы сыграете две ноты через лад, например ноты на первом и третьем ладу, то получите две ноты, расстояние между которыми соответствует тону. Расстояние между нотами на соседних ладах соответствует полутону). Гамма С мажор состоит из звуков натурального звукоряда от С до С. Каждой ноте в гамме присваивается номер от 1 до 7. Эти номера очень важны для понимания музыкальной теории. Они помогут вам понять, как строятся другие гаммы и арпеджио. Мажорная гамма — это основа, по отношению к которой рассматриваются все другие гаммы.

Читайте также:  Переложение симфонической партитуры для фортепиано это

Аппликатура основной мажорной гаммы.

(цифрами показаны компоненты функции гаммы)

Минорная гамма

Если Вы будете играть ноты гаммы C мажор, начиная с A и заканчивая A, то получите естественную гамму A минор. Эта гамма также имеет свой шаблон, состоящий из тонов и полутонов: Т П Т Т П Т Т. Таким образом, гаммы C мажор и A минор состоят из одних и тех же нот, различаясь только их порядком. Если вы будите применять этот шаблон для построения гаммы от ноты С, то в состав гаммы будут входить бемоли нот E, A и B. Теперь можете сравнить ноты мажорной и минорной гаммы. Обратите внимание на функцию аккордов. Нота E гаммы C мажор обозначена номером 3, а нота Eb гаммы C минор — номером b3 (бемоль третьей ноты). Таким образов, в состав функции минорной гаммы входят b3, b6, b7.

Аппликатура основной минорной гаммы.

(цифрами показаны компоненты функции гаммы)

Мажорная пентатоника

Мажорная пентатоника включает в себя ноты мажорной гаммы за исключением четвертой и седьмой ноты. Таким образом, мажорная пентатоника состоит из нот 1 2 3 5 6

Основная мажорная гамма

Формула мажорной пентатоники имеет вид: 1 2 3 5 6.

Аппликатура мажорной пентатоники

Минорная пентатоника

Минорная пентатоника основана на нотах минорной гаммы. В нее не входят ноты 2 и b6. Таким образом, формула минорной пентатоники имеет вид: 1 b3 4 5 b7.

Источник

Импровизация. Пять боксов пентатоники

Импровизация это наверно самая крутая вещь для музыканта. Ведь ни для кого не секрет, что просто так брать и на ходу сочинять красивую музыку это очень сложно. И учиться этому нужно очень долго сквозь кровь, пот и слезы. Но с чего же начать? Есть ли какая-то отправная точка в этом нелегком деле для нас гитаристов-самоучек? Спешу вас обрадовать, оказывается есть! И имя ей пентатоника. Мы ранее уже говорили о ладах и тональностях в музыке, где вскользь упоминали пентатоническую гамму. Что ж, начинаем.

Пентатоника

Петатоническая гамма это отличный инструмент для импровизации. Особенность ее в том, что состоит она всего из пяти нот и подходит практически для любой гармонии. Аппликатура на гитаре также особой сложностью не отличается.

Соло и мелодии на основе пентатоники могут использоваться в разнообразных музыкальных жанрах. Наибольшее распространение она получила в таких стилях как блюз, рок и метал. Даже есть гитаристы, которые играют свои соло в основном только в пентатонике. Например, всем известный Зак Вайлд (на фото).

Пентатоника — это лад, состоящий из пяти ступеней. Фактически бывает мажорной и минорной. В основе мажорной лежит мажорное трезвучие, а в основе минорной — минорное (спасибо, кэп). Пентатонику можно получить, если из натурального минора исключить вторую и шестую ступени, а из натурального мажора четвертую и седьмую. Пентатоника не содержит полутоновых интервалов.

Формула минорной пентатоники

1.5 тона, 1 тон, 1 тон, 1.5 тона, 1 тон

Формула мажорной пентатоники

1 тон, 1 тон, 1.5 тона, 1 тон, 1.5 тона

Говоря простыми словами, пентатоника содержит в себе самые основные ступени мажорных или минорных ладов. Поэтому она не имеет ярко выраженного звучания какого-либо лада. Но, если мы добавим в нее характерные ноты какого-либо диатонического лада, то по сути она в него и превращается. То есть пентатоника это как бы фундамент или основа. Чтобы это понять, давайте посмотрим на ее аппликатуру. На грифе можно выделить 5 позиций или боксов.

И все позиции на грифе сразу. Аппликатура Ми-минорной пентатоники (Em pentatonic)

Теперь давайте сравним аппликатуру минорной пенты с аппликатурой натурального минора. Красными квадратами обозначены вторая и шестая ступени.

То же самое будет происходить и с другими минорными ладами — фригийским и дорийским.

А вот аппликатура соль-мажорной пентатоники (G pentatonic). Посмотрите внимательно, ничего не напоминает? Подсказка: смотреть на 12-15 лады.

Да, все верно, на 12 ладу аппликатура Ми-минорной пенты. Таким образом, мы вывели закономерность: аппликатура мажорной пентатоники такая же как и у минорной, для ноты на 1.5 тона ниже нашей. То есть берем минорную пенту на 3 лада левее.

Здесь также все работает с натуральными ладами. Если к мажорной пенте добавить характерные ступени какого-либо мажорного лада, то мы получим его аппликатуру. Одинаково справедливо для лидийского и миксолидийского ладов.

Добавив ступени натурального мажора в соль-мажорную пентатонику мы получили аппликатуру натурального соль-мажора. И кажется кое-что еще. Да, точно, если взять за тонику ноту Ми, то здесь красуется и Ми-минор, параллельный минор для Соль-мажора. То есть, правило переноса на 3 лада влево работает и для натуральных ладов!

Пользуясь этими нехитрыми правилами и закономерностями, можно прийти к выводу, что запомнить, по сути, необходимо всего лишь одну основную аппликатуру. И в зависимости от ситуации использовать ее либо в качестве минора, либо в качестве мажора. То есть просто перемещать ее мысленно по грифу. Ах да, ну и также придется запомнить характерные ноты натуральных ладов. Благо их немного, всего одна-две.

Источник

Пентатоника бас гитары схема

Бас-гитара при игре в группе или оркестре выполняет роль низкочастотной «поддержки» звука всего коллектива. Из-за особенностей человеческого слуха мы сравнительно плохо распознаём низкочастотные звуки, поэтому на бас-гитаре редко играют аккордами (в сочетании со звуком остальных инструментов они звучат «грязно»), во многих стилях она не является солирующим инструментом. В то же время в джазе, фанке и некоторых других стилях музыки бас-гитара может выступать сольным инструментом.

Бас-гитара является частью ритм-секции, куда кроме неё входят ударная установка и разнообразная перкуссия. Именно поэтому сыграность барабанщика и басиста так важна для слитного звучания всего коллектива в целом. Басисту необходимо прислушиваться к бас-бочке.

На шестиструнной гитаре довольно легко научится играть трёхаккордовые произведения (таковыми является большинство песен, которые поются у костра :)), на бас-гитаре их сыграть нельзя. Часто из-за этого у начинающих басистов пропадает стимул развиваться («а на басу песню сыграть нельзя!»). Данная проблема довольно просто решается подбором интересного материала для разучивания и четким пониманием места бас-гитары в звуке группы.

В то же время бас-гитара во многом похожа на шестиструнную — сходны многие приемы. Если у вас четырёхструнная бас-гитара, то её струны — это те же четыре басовые струны обычной гитары, только на октаву ниже. Такое устройство баса очень удобно для игры в гитарных группах, т.к. во многих случаях можно будет подсматривать на аппликатуру гитариста.

Еще одной проблемой, возможно, будут толстые струны. Поначалу их будет трудно прижимать к ладам левой рукой. Главное в такие моменты не перетрудить руки, со временем вы привыкните к усилиям, поймёте что можно играть более расслаблено, а значит дольше и меньше уставать.
Перебирайте струны подушечками пальцев. Не старайтесь дёргать или нажимать на струны, это не создаст приятного эффекта. Если хотите звучать громче, увеличьте громкость на усилителе, а не пытайтесь дёргать струны сильнее.

Бас-гитара относится к инструментам с непостоянным строем, это означает что строй может достаточно быстро меняется по желанию исполнителя. Даже очень хорошие бас-гитары расстраиваются после транспортировки, перепада температур и т.п. Поэтому перед каждой репетицией, игрой упражнений гитару придется настраивать.

Источник

Как играется пентатоника на гитаре?

Даже если бы вы очень не хотели изучать пентатонику, но при этом фатальном нежелании, очень бы даже хотели придумывать крутые соляки на акустике или электрогитаре, рано или поздно вы бы с ней всё равно познакомились. Это неизбежно. Почему?

Пентатоника на гитаре — была, есть и будет, ибо…

Сложно сказать, кто из знаменитых гитаристов, да что там знаменитых, всех гитаристов, а также клавишников, басистов и прочей музыкальной братии (кроме барабанщиков конечно) не использует пентатонику; импровизация без пентатоники в таких стилях как блюз и рок — сложно представляемая вещь в принципе.

В частности, для шестиструнной гитары пентатонический лад открывает неограниченные возможности. Опять же, великие струнные маэстро — тому доказательство. Эрику Клэптону, например, удаётся на протяжении –надцати тактов в одном боксе выдавать бесчисленное количество мелодических фраз, причём одна на другую не похожих. Ингви Мальмстин: какие бы скоростные пассажи «не выстреливал», а все равно отводит место и для канонического пятиступенного звукоряда (его композиция Magic Mirror — один из многочисленных ярких примеров). А Ричи Блекмор, Джими Хендрикс, Джимми Пейдж? Ну, об этих гуру, вообще, как говорится, без комментариев.

Если вы не знаете, как играется пентатоника на гитаре, но хотите стать крутым гитаристом, в обязательном порядке приступайте к её изучению. Она есть мощный, несокрушимый фундамент музыкального храма, именуемого «Основы импровизации».

Мотивы познания озвучены, экскурс закончен. Берите в руки гитару — пора начинать!

Краткое теоретическое введение

Итак, пентатоника — это пятиступенный лад. То есть в отличие от диатонических гамм состоит не из семи, а из пяти звуков. В этом, собственно, и вся её мощь. В древнем Китае (подумать только!), в VII веке, она была возведена в статус философского постулата: каждая нота звукоряда обозначала определённое магическое воздействие на социум. А может и правда есть в ней «это», кто его знает, как там было и как теперь… 🙂

Бывает пентатоника мажорная и минорная. Рассмотрим подробно формулы:

То есть, если из натуральной минорной гаммы удалить II и bVI ступени, получается минорная пентатоника. Например, от A (ля) это будет: ля (I) — до (III) — ре (IV) — ми (V) — G (bVII).

Теперь мажорная пентатоника на гитаре — как и что.

До мажорную пентатонику можно получить путём удаления из натуральной до мажорной гаммы IV и VII ступеней. Соответственно её формула: I (до) — II (ре) — III (ми) — V (соль) — VI (ля).

Обратите внимание, что До мажорная и Ля минорная пентатоника состоят из одних и тех же звуков, но при этом они имеют различное интервальное строение. То есть на них распространяется правило парных тональностей мажор-минор, имеющих одинаковое количество знаков альтерации в ключе.

  • До мажор — Ля минор
  • Соль мажор — Ми минор (фа диез)
  • Ре мажор — Си минор (фа, до диез) и т.д.

Получается, что боксы пентатоники на гитаре касательно этого свойства универсальны. Другими словами, До мажорная и Ля минорная пентатоника имеют одну и ту же аппликатуру на грифе. Однако расположение тонального центра и других ступеней у них отличные друг от друга.

Минор:

Мажор:

Например, первый звук Ля в боксе V позиции относительно мажора ( С ) — шестая (6), неустойчивая ступень, а относительно минора (Am) — это I ступень, тоника (T).

Послушайте как звучит звукоряд в одном и том же боксе на аккорд С

и на аккорд Am7 (ля минор септаккорд):

Соответственно тональные тяготения разные. Если образно — ощущается контраст настроения.

Давайте рассмотрим подробно, как играется минорная пентатоника на гитаре. То есть изучим аппликатуры относительно Am — тонального центра A (ля).

Практические занятия

Играть ниже приведённые упражнения можно и под метроном, и под минусовку, звучащую в аудиопримерах. Это уже кому как нравится, хотя проигрывание пентатоники под аккомпанемент более интересней — в занятиях появляется больше музыкальности, но и в то же время развивается исполнительская техника.

Скачать минусовки в темпе 50 BPM:

— для ознакомления с примерами;

Боксы пентатоники

Вариантов аппликатур пентатонического лада достаточно много, но наибольшее распространение получили 5 позиций в четырёх- и пятиладовых аппликатурах. Также их ещё называют стандартные боксы. Подробно разберём, где они расположены на грифе и как играть их.

Если вы плохо знаете ноты, не переживайте, в упражнениях, в помощь, указаны табы. Также, вы можете скачать нотные записи примеров в формате gtp (Guitar Pro); редактор поможет быстрей разобраться с материалом.

II позиция (от VII ступени)

Проигрывание пентатоники во II позиции начинается от ноты G (шестая струна, 3 лад).

Этот и все последующие примеры играются переменным медиаторным штрихом (вверх/вниз) в темпе 50 ударов в минуту — по два звука на струне. Возле каждой ноты стоит цифра — она указывает каким пальцем нужно прижимать струну.

Пентатоника на гитаре может играться и в другой «пальцовке».

В аккомпанементе звучит один единственный аккорд — Am7 (ля минор септаккорд). Послушайте как играется Ex.1:

А теперь разберите табы/ноты Ex.1 и постарайтесь синхронно сыграть с записью, а затем и под минус.

В процессе проигрывания осмысливайте каждый извлечённый звук, т.е. какая нота и какая ступень лада звучит в данный момент. Вслушивайтесь в звучание ступеней по отношению к аккорду (в данном случае к Am): I (ля — тоника), III (до — малая терция), V (ми — квинта) — устойчивые тона; а вот IV (ре — кварта) и VII (септима) звучат более напряжённо. Приобретайте навык слухового восприятия, без него в импровизации никуда.

Возможно, поначалу вам покажется неимоверно трудным синхронно играть и вдумываться, вслушиваться в каждый звук. Но, поверьте, эти усилия окупятся сторицей. Вы изучаете расположение нот на грифе, тренируетесь на слух определять тональное тяготение ступеней, и, конечно же, развиваете беглость пальцев. Эффективность занятия возрастает в разы.

Не спешите браться за разбор нового бокса, не освоив предыдущий. Изучая боксы пентатоники на гитаре по принципу «галопом по европам», по существу, вы останетесь ни с чем — как результат, «корявое» звукоизвлечение и смутное представление об аппликатурах.

Используйте эту последовательность разбора упражнения , также и при освоении последующих позиций.

V позиция (бокс от тоники минорного аккорда, I ступени)

Очень и очень любимая аппликатура всеми гитаристами мира. Возможно, вам уже не раз и не два попадалась на глаза табулатура с задействованием этого бокса.

Разбираем, слушаем, играем:

VII позиция (от bIII ступени)

В пределах первых трёх струн данной аппликатуры построено неимоверное количество красивейших блюзовых клише. (На всякий случай ещё один момент мотивации, если вы к пентатонике на гитаре по непонятным причинам начнёте охладевать. 🙂 )

Аппликатура (играется от ноты До):

IX позиция (от IV ступени)

Аппликатура (построена от Ре):

XII позиция (от V ступени)

Аппликатура (построена от Ми):

Далее, по грифу, боксы повторяются, но звучат они уже на октаву выше.

Освоив все боксы пентатоники, или выборочно, какой-то из боксов, сыграйте их на мажорный аккорд — С (скачать минусовку для занятия — ). Таким же образом проанализируйте расположение ступеней на аппликатуре (см. схему в начале статьи). Строение мажорной пентатоники: I — II — III — V — VI (если в До мажоре, это ноты — до — ре — ми — соль — ля). Не забывайте, не путайте с минорной.

Источник

Оцените статью